Рефераты

Организация оперативно-розыскной работы оперативных аппаратов в колониях-поселениях

p align="left">На уровне оперативных отделов ИК составляются следующие аналитические документы: пояснительные записки к отчетам о работе за определенный период, аналитические справки или докладные записки о ходе проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий и реализации их материалов; инициативные докладные записки с предложениями о совершенствовании оперативно-служебной деятельности и др. В оперативных подразделениях территориальных УИН - это пояснительные записки к отчетам, обзоры, приказы, указания об устранении недостатков и рекомендации, направленные на совершенствование деятельности оперативных подразделений учреждений региона. Аналогичные документы по результатам аналитической работы, кроме пояснительных записок, составляются и на уровне оперативного управления ГУИН Минюста России.

В силу указанных выше причин организационно-структурного характера, а также отсутствием необходимых умений и навыков аналитической работы последняя на всех уровнях управления осуществляется в подавляющем большинстве случаев формально, что естественно негативно сказывается на организации оперативно-розыскной деятельности, в целом, и по предупреждению побегов, в частности.

Вторая группа организационных вопросов связана с созданием информационного фонда, необходимого для аналитической работы. Здесь, необходимо, по нашему мнению, поддержать точку зрения, согласно которой уровень информационно-аналитической работы может быть качественно улучшен, если собираемая в процесс ОРД информация будет тщательно изучаться и систематизироваться. Для этого могут использоваться литерные дела, грамотное ведение которых должно обеспечить глубокое изучение и анализ оперативной обстановки как в целом по ИК, так и на отдельных объектах оперативного обслуживания. Это позволит администрации владеть ситуацией, иметь объективную картину процессов, явно и скрытно протекающих в учреждении и на этой основе своевременно осуществлять мероприятия по оздоровлению обстановки.

Третья группа вопросов касается процедуры и методик, принятых в аналитической работе оперативных подразделений УИС. Процедура аналитической работы предполагает соблюдение обязательных правил, которые определяют последовательность изучения вопросов и проблем ОРД субъектами познания.

Первое правило требует четкого определения объекта изучения. Такими объектами могут быть преступность, лица, совершившие преступления, конкретные оперативные подразделения, оперативная обстановка в учреждении или ряде учреждений в целом и т.д.

Второе правило заключается в необходимости выделения предмета в объекте изучения. В одном объекте могут быть выделены несколько предметов исследования. Предметом изучения, например, такого объекта, как деятельность оперативных отделов ИК по предупреждению побегов осужденных могут быть: организация индивидуальной и общей профилактики, организация работы по делам оперативного учета, организация планирования, осуществления оперативных разработок и др.

Третье правило требует знания целей и задач анализа или изучения предмета. Цели должны конкретизироваться в задачах.

Четвертое правило предполагает необходимость формально-логического осмысления проблемы (вопроса), определение информационных потребностей, источников информации. На этой основе выбираются либо разрабатываются методики анализа и сбора дополнительной информации.

Четвертая группа организационных вопросов включает в себя деятельность субъектов управления в организации использования результатов анализа, что полагает, в свою очередь, принятие управленческих решений. При этом несомненно, что выработка и принятие управленческого решения, его характер и содержание находятся в прямой зависимости от первичных сведений и производной информации, появляющейся в результате переработки. Именно они определяют характер, направленность и необходимость принятия управленческого решения а, следовательно, оперативно-профилактических мер. Отсюда ясно, что информационно-аналитические процессы всегда предшествуют принятию управленческого решения.

Таким образом, информационное обеспечение и аналитическая работа в деятельности оперативных подразделений УИС по предупреждению преступлений в ИК занимают одно из центральных мест. Вместе с тем информационное обеспечение и аналитическая работа выступают базой, на которой строится планирование. Поэтому логично, что следующим вопросом, подлежащий рассмотрению будет планирование деятельности оперативных подразделений исправительных колоний-поселений по предупреждению преступлений осужденных.

Ответственные задачи, стоящие перед оперативными отделами по борьбе с преступностью, могут быть успешно решены только при условии значительного повышения эффективности деятельности, широкого использования научно обоснованных методов работы, внедрения в практику основ научной организации управления и труда, в том числе научно обоснованного планирования по отдельным наиболее актуальным проблемам, к которым относится деятельность оперативных аппаратов ИК по профилактике и предупреждению правонарушении.

Планирование - весьма сложная область человеческой деятельности. В любом обществе планирование является одним из общих принципов управления. Планирование в то же время выступает и как функция управления. Оно объективно присуще управлению, которое призвано обеспечить сознательную, целенаправленную, а, следовательно, и заранее спланированную, осмысленную деятельность. Таким образом, планирование - это постановка целей и задач, выработка мероприятий и определение конкретных сил и средств на какой-либо период времени путем выдвижения гипотезы на основе полученной информации и принятие специфического управленческого решения (плана).

Планирование в оперативных подразделениях колоний-поселений представляет собой целенаправленную мыслительную деятельность субъектов управления, осуществляемую на основе анализа оперативной обстановки, изучения текущей информации о замышляемых, подготавливаемых либо совершенных преступлениях и иных правонарушениях, оценки состояния сил и средств по разработке целей и задач, а также комплекса организационно-управленческих, организационно-тактических и оперативно-тактических мер гласного и негласного характера.

Значение планирования в деятельности оперативных подразделений органов исполнения наказания, определяется тем, что оно позволяет:

повысить мобильность, оперативность и целеустремленность действий направленных на борьбу с преступностью и иными правонарушениями;

устранить непоследовательность, неорганизованность имеющихся в распоряжении средств и методов оперативно-розыскной деятельности;

обеспечить согласованность действии в борьбе с преступностью с другими оперативными подразделениями субъектов ОРД;

определить оптимальные затраты физических, временных и материальных ресурсов и обеспечить достижение наиболее эффективных результатов оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии с приказом ГУИН Минюста России от 26 февраля 2001 г. № 26 «Об утверждении инструкции об организации планирования и командировок в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации» разработка планов в органах и учреждениях УИС должна осуществляться на основе:

требований законодательных и иных нормативных правовых актов, касающихся организации деятельности УИС, директивных документов, планов и программ федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

сбора, систематизации и анализа обстановки по всем направлениям оперативно-служебной деятельности, прогноза развития ситуации;

основных направлений деятельности учреждений и органов УИС на текущий год;

решений и планов работы вышестоящих органов управления;

инициативных предложений структурных подразделений органа управления учреждения УИС

При этом применительно к оперативным подразделениям ИК система планирования включает:

текушие планы: план основных организационных мероприятий ИК (на один год); план работы оперативного отдела ИК (на квартал);

специальные планы: планы оперативно-розыскных мероприятий по делам оперативного учета; планы комплексных специальных операций и т.п.

Однако наибольший интерес вызывает подход, согласно которому в зависимости от организационных форм и содержания характера планирования выделяют организационно-управленческие, организационно-тактические и оперативно-тактические планы.

Организационно-управленческие планы направлены на решение всего комплекса задач, стоящих перед оперативными подразделениями. На их основе осуществляется повседневная оперативно-служебная деятельность этих подразделений. Такие планы составляются на ограниченный период времени, а их содержание (цели, задачи, конкретные мероприятия, исполнители, сроки исполнения и способы контроля за выполнением намеченных мероприятий, а же плана в целом) обычно по форме структурировано: вводная часть, организационные мероприятия, информационно-аналитический раздел, работа с негласным аппаратом и по делам оперативного учета, предупреждение преступлений и правонарушений, мероприятия по взаимодействию с подразделениями криминальной милиции и иными субъектами ОРД.

Организационно-тактические планы выступают как бы гарантом обеспечения своевременного осуществления комплекса профилактических, оперативно-пенитенциарных и иных мероприятий в течение локального периода в целях активизации борьбы с отдельными видами преступлений, а также повышения осведомленности оперативных подразделений на случай возникновения чрезвычайных происшествий (планы двухсторонней связи и встреч с негласными сотрудниками). Суть этих планов состоит в том, то они действуют в течение локального периода времени (например, в весенне-летний период) либо постоянно (планы-алгоритмы действий сотрудников исправительного учреждения при побеге осужденных).

В отличие от организационно-тактических планов-операций, которые структурируются по форме на разделы (вводная часть, подготовительные мероприятия, организация, тактика и методика их осуществления и т.д.), планы - алгоритмы не имеют структуры, а содержат строго продуманный, логически последовательный, вытекающий из конкретной, но типичной ситуации порядок действий сотрудников оперативных отделов ИК.

Оперативно - тактические планы направлены на решение частных задач деятельности оперативных подразделений колоний-поселений. К их числу относятся планы оперативно-розыскных мероприятий по делам оперативной проверки и разработки, планы оперативных комбинаций, применения средств и методов ОРД.

Важнейшей предпосылкой достижения целей и качества планирования является соблюдение определенных принципов, к основным из которых можно отнести принцип научности, принцип законности, непрерывность планирования оптимальность планирования, комплексность планирования, гибкость планирования, принцип первичности планирования

Вместе с тем необходимо отметить, что в деятельности оперативных подразделений УИС по планированию оперативно-розыскных мер, направленных на предупреждение преступлений осужденных, имеются характерные недостатки:

неконкретность, формальный характер планируемых мероприятий;

необъективность определения сроков планируемых мероприятий;

неконкретность при определении исполнителей;

нереальность исполнения планируемых мероприятий.

На основании вышеизложенного можно определить некоторые пути совершенствования организации планирования оперативно-розыскных мер по предупреждению преступлений с учетом специфики оперативно-розыскной профилактики:

разработка планов мероприятий должна осуществляться на основе глубокого анализа, изучения результатов работы за предшествующий период, задач, вытекающих из складывающейся оперативной обстановки и прогнозов ее развития;

планируемые мероприятия должны быть направлены на решение ключевых проблем, связанных с недопущением преступлений, отвечать требованию упреждающего реагирования на развитие негативных тенденций в оперативной обстановке;

обязательное включение в планы мероприятий, конкретно направленных на выявление и устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений, выявление осужденных, от которых их можно ожидать, либо их подготавливающих;

мероприятия должны планироваться с учетом конкретных возможностей подразделения, имеющихся в наличии сил и средств, то есть должны быть реально выполнимы, обеспечены финансовыми, материально-техническими и кадровыми ресурсами, иметь четкую формулировку, не допускающего двоякого толкования;

при разработке планов необходимо правильное и конкретное определение исполнителей на которых возлагается ответственность за проведение мероприятий;

обеспечение установления контроля за выполнением запланированных мероприятий со стороны руководства ИК, начальника оперативного подразделения, начальников других отделов и служб колонии с учетом их компетенции, перенос сроков проведения отдельных мероприятий возможен только с разрешения руководителей

План работы оперативного отдела колонии-поселения по противодействию преступности в исправительном учреждении составляются в произвольной форме, однако при этом необходимо соблюдать ряд требований.

В план целесообразно включать в себя следующие разделы:

вводная часть;

организационные мероприятия;

агентурная работа;

работа по делам оперативного учета;

предупреждение и раскрытие преступлений;

взаимодействие

В водной части оцениваются результаты работы за прошедший период, формулируются выводы из анализа оперативной обстановки, делается прогноз о ее возможном изменении, формулируются основные направления совершенствования оперативно-служебной деятельности. Обязательно детализируются задачи по борьбе преступностью, определяются ожидаемые результаты на планируемый период («значительное снижение», «некоторое снижение», «стабилизация», «ограничение роста» и тд.). При несоблюдении этого требования документ превращается в перечень мероприятий, результативность которых оценить невозможно.

В разделе «Организационные мероприятия» планируются: изучение оперативной обстановки, проведение оперативных совещаний по итогам работы за месяц, квартал, полугодие и год; обобщение и внедрение передового опыта работа оперативных аппаратов; подготовка информации и предложений по ним в инстанции.

В разделе «Агентурной работы» предусматриваются мероприятия, направленные: на формирование агентурного аппарата, их расстановка по объектам и лицам представляющих оперативный интерес; воспитания и обучения агентуры приемам и способам воздействия на подучетных лиц, тактики производства оперативно-розыскных мероприятий, применения специальных технических средств;

В разделе «Работа по делам оперативного учета» планируются: заведение дел оперативной разработки, обеспечение этой разработки агентурой; формы и порядок взаимодействия оперативных работников и следователей и т.д.

В разделе «Предупреждение и раскрытие преступлений» намечаются меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, индивидуальные профилактические мероприятия, а также мероприятия, направленные на раскрытие преступлений во взаимодействии с другими частями и службами органов, исполняющих наказания.

В разделе «Взаимодействие» планируются: работа сотрудников оперативного отдела по заданиям оперативных аппаратов ОВД, ФСКН, организация обмена информацией между ними, формы их взаимодействия и т.д.

При подготовке планов мероприятий необходимо следить за тем, чтобы вспомогательные мероприятия (совещания, исследования и т.п.) не заслоняли мероприятий, непосредственно направленных на предупреждение правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств.

Объем планируемых мероприятий указывается не абстрактно (обеспечить наличие источников информации в группах отрицательной направленности), а в сопоставлении с существующими потребностями (привлечь к негласному сотрудничеству лицо из окружения, осужденного Иванова).

Ненужно переносить в план описание текущих функций и обязанностей участников планируемых мероприятий типа «поставить на учет лиц склонных к употреблению наркотических средств». В плане указываются обобщенные мероприятия по созданию оптимальных условий профилактической работы, обеспечения ее результативности и контроля. По каждому мероприятию указывается сроки, объем и исполнители.

План утверждается руководителем органа или учреждения УИС, либо его заместителем, контролирующим вопросы оперативно-розыскной деятельности. Только в этом случаи план обретает силу акта управления, обязательного для исполнения.

План может быть выполнен в виде таблицы либо последовательного изложения планируемых мероприятий. Но табличная форма изложения планируемых ОРМ является более наглядной и удобной для контроля выполнения мероприятий.

После выполнения мероприятия в плане обязательно делается об этом соответствующая запись с указанием даты выполнения и, если возможно, то делается ссылка на составленный при этом документ.

Очередной цикл планирования на полугодовой период, на уровне исправительного учреждения, должен начинаться за 1-1,5 месяца до его завершения. Это позволит обеспечить подведение итогов по предыдущему циклу, утверждение и доведение до исполнителей нового плана до окончания сроков действия предыдущего.

ГЛАВА 3. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОПЕРАТИВНЫМИ АППАРАТАМИ КОЛОНИЙ-ПОСЕЛЕНИЙ

Приоритетным направлением борьбы с преступностью и правонарушениями в исправительных колониях-поселениях является предупреждение преступлений. Предупредить преступление - это значит: принятыми мерами отвратить, опередить, сделать что-нибудь заранее, чтобы оно не совершалось. Вместо слова «предупреждение» в криминологической литературе нередко применяются такие термины, как «предотвращение», «профилактика», «пресечение», «деятельность по предупреждению». В этой связи Г.А. Аванесов отмечает, что термины «предупреждение», «профилактика», «предотвращение (преступности, преступлений)» применимы как взаимосвязывающие, но без детализации соответствующих понятий.

По его мнению, предупреждение преступлений на индивидуальном уровне включает в себя профилактику, предотвращение и пресечение.

Предотвращение преступлений представляет собой, как справедливо указывает А.Г. Лекарь, сложную деятельность, главными составляющими элементами которой являются: выявление и устранение причин, порождающих преступления, и условий, способствующих их совершению (профилактика), предупреждения преступлений при обнаружении преступного умысла и пресечение преступных действий на стадиях приготовления и покушения.

Таким образом, предупреждение преступлений в исправительных колониях-поселениях мы будем рассматривать как особого рода специальную деятельность сущностными, функциональными элементами которой являются: предупреждение преступлений в исправительных колониях-поселениях и в районах их дислокации. Среди этих элементов главенствующее положение занимает профилактика, цели которой заключаются в том, чтобы: во-первых, создать условия, объективно затрудняющие или исключающие само событие преступления (общая профилактика), во-вторых, скорректировать или изменить установки, направленность либо в целом структуру личности конкретных осужденных и других граждан, от которых, судя по их поведению, можно вкидать совершения преступления (индивидуальная профилактика).

Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, регламентирует порядок организации и проведения мероприятий по профилактике замышляемых и подготавливаемых осужденными, обвиняемыми и подозреваемыми правонарушений

Основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы специальных мероприятий, направленных на предупреждение (предотвращение и пресечение) противоправных действий.

Деятельность сотрудников учреждений УИС по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью не допустить реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное преступление (на стадии покушения). Работа по предупреждению правонарушений направлена на нейтрализацию или ликвидацию причин и условий, способствующих их совершению, с использованием мер воздействия на определенные факторы и лиц с устойчивым противоправным поведением.

Профилактика правонарушений обеспечивается путем надежной охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в точном соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений и принятие мер по оказанию на них необходимого воспитательного воздействия (индивидуальная профилактика).

Предотвращение правонарушений - выявление лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятие к ним мер превентивного характера с целью не допустить реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла).

Пресечение правонарушений - установление лиц, подготавливающих совершение правонарушений и принятие к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное преступление (на стадии покушения).

Предупреждение правонарушений - это вид деятельности работников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, осуществляемой в пределах их компетенции, по предотвращению и пресечению правонарушений, направленных на нейтрализацию или ликвидацию причин и условий, способствующих их совершению, а также система мер воздействия на определенные факторы и лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны правонарушений.

Основными задачами профилактики правонарушений являются:

обеспечение надежной охраны изоляции и надзора за лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, их размещения в точном соответствии с законом исключающего возможность совершения ими новых антиобщественных поступков;

выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработка и осуществление мер по их устранению (общая профилактика);

установление лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, выбор и принятие мер по оказанию на них необходимого предупредительного и воспитательного воздействия (индивидуальная профилактика)

Реализация данных задач достигается путем проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Проведение этих мероприятий вызвано тем, что преступления, совершаемые в исправительных учреждениях обладая повышенной общественной опасностью, наносят вред всему комплексу мер по исправлению осужденных, ставят под угрозу жизнь и здоровье многих людей. В комплексе условий повышающих эффективность борьбы с ними важное место занимают профилактические меры оперативно-розыскного характера, по предупреждению нарушений установленного порядка отбывания наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Оперативные подразделения уголовно-исполнительной системы - одни из ведущих звеньев в обеспечении правопорядка, предупреждения и борьбы с преступностью в местах лишения свободы. Их роль и значение постоянно повышаются. Это связано, прежде всего, с ростом численности спецконтингента и ухудшением его криминогенного состава.

Организация и координация мер оперативно-профилактического характера должна осуществляться руководителем колонии-поселения. Это позволит: оперативно определять ключевые направления по предупреждению нарушений установленного порядка отбывания наказания; целенаправленно использовать имеющиеся силы и средства; избегать дублирование в профилактической деятельности.

Ключевым вопросом для органов, исполняющих уголовные наказания, остается выбор специальных средств и методов предупредительного воздействия.

Комплекс специальных средств и методов предупредительного воздействия предполагает осуществление непосредственной предупредительной работы, направленной в конечном итоге на устранение, ослабление и нейтрализацию криминальных факторов влияющих на увеличение случаев правонарушающего поведения осужденных.

Оперативные подразделения колоний-поселений для выполнения поставленной задачи используют весь арсенал сил и средств имеющийся в их распоряжении, который обеспечивает получение необходимой информации криминального характера из различных источников, что позволяет своевременно предупреждать совершение дисциплинарных проступков и преступлений со стороны осужденных. Очевидно, что только с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов можно с достаточной полнотой проследить, как возникает преступный замысел, в каких конкретных деяниях он реализуется, какие этапы подготовки проходит, какие факторы обусловили совершение нарушения режима содержания в конкретных условиях, каковы нарождающиеся тенденции, проявления правонарушающего поведения, объекты наиболее интенсивного его распространения.

Сочетая гласные и негласные оперативно-розыскные силы и средства, предоставляется возможность наблюдать криминальные явления как бы изнутри, постоянно следить за изменениями в криминогенной среде, получать редкую разновидность оперативно-значимой информации о скрытых процессах, очагах преступности, о криминально-активных лицах, контролировать их поведение.

При проведении даже разового оперативно-розыскного мероприятия можно получить значительный объем так называемой «попутной информации», представляющей интерес для оперативного работника. Полученные сведения при условии гаранта конспирации источника могут быть использованы для предупреждения либо пресечения на стадии приготовления нарушений порядка отбывания наказания.

Оперативно-розыскная профилактика нарушений порядка отбывания наказания, в условиях колонии-поселения, включает в себя следующие основные стадии:

1. Предварительный сбор информации о лицах способных совершить противоправное деяние, а также о фактах, изучение которых позволит предупредить явление криминального характера. Достигается проведением оперативно-розыскных мероприятий (наблюдение, опрос, наведение справок и др.), а также перепроверкой ранее полученных сведений. В настоящее время в учреждениях уголовно-исполнительной системы сложилась ситуация, что без сбора, изучения криминологически значимой информации не возможно грамотное, отвечающее всем требованиям закона проведение, как отдельных оперативных мероприятий, так и комплексных оперативно-профилактических операций. Само принятие решений о их проведении базируется на криминологическом анализе оперативной обстановки, который способствует выявлению ее слабых мест способных порождать правонарушения.

2. Документирование фактов и обстоятельств, действий и поступков лиц, находящихся под оперативно-профилактическим наблюдением, что обеспечивает успех индивидуальных профилактических мероприятий.

3. Реализация, на основе полученных данных, мероприятий оперативно-профилактического характера включающих в себя:

а) сдерживание объектов профилактики от подготовки и реализации противоправных действий;

б) переориентация лиц, склонных к криминальной активности, на отказ от своих преступных намерений;

в) разобщение и разложение группировок отрицательной направленности;

г) склонение случайных участников таких группировок к добровольному отказу от преступной деятельности и к оказанию помощи в ее пресечении;

д) постановка на оперативно-профилактический учет, с последующим проведением воспитательной работы с привлечением сотрудников других частей и служб исправительного учреждения;

е) устранение и нейтрализация причин и условий, способствующих совершению нарушений режима отбывания наказания, выявленных в ходе разведывательно-поисковой работы.

Последовательное выполнение данных стадий позволяет быстро и эффективно осуществлять оперативно-розыскную профилактику нарушений порядка отбывания наказания, что в целом способствует нормализации оперативной обстановки в исправительном учреждении.

Профилактика правонарушений проводится всеми работниками исправительных учреждений в тесном контакте с территориальными органами УИС, внутренних дел, государственными и общественными организациями в субъектах Российской Федерации.

Для профилактики представляют интерес обстоятельства (причины и условия), способствующие их совершению правонарушений, которые имеют место в различных сферах деятельности колоний-поселений. Благоприятные обстоятельства для совершения преступлений возникают в первую очередь при отсутствии надзора за поведением осужденных либо при слабом его осуществлении. Кроме того, ненадлежащий уровень надзора способствует участию осужденных в азартных играх, употреблению ими наркотиков, спиртного, изготовлению запрещенных предметов.

Система надзора в колониях-поселениях устанавливается с учетом места расположения и границ колонии, а также особенностей порядка отбывания наказания в исправительных учреждениях этого вида. Надзор за осужденными на территории колонии-поселения осуществляется дежурной сменой.

Жилые помещения, в которых проживают осужденные со своими семьями, посещаются в любое время представителями администрации колонии-поселения, с последующим составлением рапорта о результатах проверки и приобщением его к материалам личных дел осужденных.

В числе недостатков в реализации режима содержания имеются факты неправильного размещения осужденных в общежитиях колоний-поселений и на производственных объектах, вследствие чего между осужденными возникают конфликтные ситуации, которые, в свою очередь, приводят к возникновению умысла на совершение преступлений.

Немаловажное значение имеет правильное трудовое использование осужденных, которое позволяет избежать недовольство осужденных-поселенцев, которые должны добывать средства к своему существованию сами. Это обстоятельство может усугубляться плохой организацией условий труда (отсутствие раздевалок, душевых комнат отдыха, сушилок и т.п.).

Иногда администрация колоний допускает просчеты в подборе бригадиров и мастеров из числа осужденных. Назначение на руководящую должность лица, склонного к совершению различного рода злоупотреблений, может привести к хищениям путем использования своего положения.

Нельзя недооценивать и возможности воспитательной работы с осужденными-поселенцами упущения, в организации которой могут создавать благоприятные условия для совершения преступлений. Анализ практики позволяет утверждать об издержках в организации индивидуальной воспитательной работы по всем ее элементам: от изучения личности осужденных до оказания на них позитивного воздействия. Поверхностное знание личности осужденных, а также неумелое общение с ними способны усугубить складывающуюся обстановку и соответственно привести к совершению осужденными новых преступлений.

Имеет место формальный подход к осуществлению воспитательной работы: не искоренены упущения в правовом воспитании осужденных, не всегда на должном уровне организуется досуг осужденных, в результате чего они предоставлены самим себе.

При организации воспитательной работы следует активно использовать возможности положительного воздействия на осужденных близких родственников и иных лиц. Как показывает практика, этот метод воздействия на осужденных наиболее эффективен.

Намерение совершить преступление у осужденного может возникнуть при ненадлежащем обеспечении ему жилищно-бытовых условий и медицинского обслуживания, что необходимо учитывать администрации колоний-поселений.

Немаловажное значение в профилактике совершения преступлений в колониях-поселениях имеет правоприменительная практика. Совершение осужденными-поселенцами дисциплинарных проступков не должно оставаться без правовых последствий (появление в общественном месте в нетрезвом виде, ссоры, драки, азартные игры, приобретение и хранение запрещенных для оборота предметов, опоздания и прогулы на производстве, самовольные отлучки на длительное время и т.п.). Чувство безнаказанности нередко приводит к тому, что злостные нарушители режима встают на путь совершения преступлений. Применяемые к ним меры дисциплинарного воздействия должны быть соразмерны тяжести совершенного деяния: не только не занижаться, но и не завышаться, так как применение необоснованно завышенных санкций может вызвать озлобленность осужденных, что, в свою очередь, может служить мотивом совершения преступлений в отношении сотрудников учреждения.

Предупреждение совершения преступлений невозможно без проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на негласное слежение за процессами, происходящими в учреждении. Качественное решение указанной задачи возможно лишь при эффективном использовании негласного аппарата.

Неудовлетворительная организация агентурно-оперативной работы обусловлена совокупностью обстоятельств, в числе которых следует назвать:

наличие объектов оперативного обслуживания без агентурного прикрытия (отряды, бригады, производственные участки и т.д.);

малочисленный либо недостаточно квалифицированный негласный аппарат, состоящий на связи, не обладающий необходимыми разведывательными возможностями;

неудовлетворительное руководство негласным аппаратом (формальный подход при даче заданий и поручений, отсутствие контроля за проверкой и реализацией полученной от негласного аппарата информации, нарушение периодичности осуществления встреч с негласным аппаратом и т.д.);

низкие результаты использования оперативных учетов, формальный подход к пополнению информационных массивов, анализу и оценке учетных данных;

отсутствие инициативы в проведении целенаправленного оперативного поиска объектов общей и индивидуальной профилактики;

некачественная и неполная проверка поступающей оперативно значимой информации и отсутствие контроля со стороны руководителей за ходом проверки и реализации полученной информации;

слабое взаимодействие с оперативными подразделениями других ведомств, в том числе с территориальными органами внутренних дел, обслуживающими территорию дислокации учреждения;

недостаточное взаимодействие с другими службами колонии-поселения.

Указанные недостатки в агентурно-оперативной работе обусловлены недостаточной профессиональной подготовкой оперативного состава и слабым знанием организации и тактики борьбы с преступлениями, совершаемыми осужденными-поселенцами, и создают благоприятные условия для совершения осужденными преступлений.

Результаты по предупреждению преступлений' в колониях-поселениях не могут быть также достигнуты без правильной организации и непосредственного осуществления комплекса оперативно-розыскных, Режимных и общепрофилактических мер.

Исследование показало, что наиболее эффективны среди них следующие:

активное участие оперативных работников и других сотрудников колонии-поселения совместно с территориальными органами криминальной милиции в проведении оперативно-розыскных мероприятий (например, по розыску осужденных, находящихся у лиц, которые ведут антиобщественный образ жизни, в соседних населенных пунктах или в районе дислокации;

круглосуточное обеспечение надзора на контрагентских объектах, где используется труд осужденных-поселенцев, проведение обысков, осмотров, проверок на этих территориях;

организация патрулирования вокруг территории исправительной колонии-поселения сотрудниками дежурных нарядов, проведение рейдов с сотрудниками милиции в местах возможного нахождения осужденных-поселенцев;

применение промышленных телекамер наблюдения за территорией колонии-поселения с целью контроля общежитий, надзора за поведением осужденных;

оборудование КПП таким образом, чтобы было возможно контролировать автотранспорт и водителей из числа осужденных-поселенцев;

организация и проведение плановых, внеплановых и выборочных обысков осужденных на производственных объектах, в общежитиях в целях обнаружения запрещенных предметов, орудий для приготовления и совершения преступления;

обеспечение гласного и негласного контроля за осужденными, пользующимися правом передвижения на территории административного района вследствие характера их работы, учебы, особенно за соблюдением установленных маршрутов такого передвижения с соответствующими документами выданными администрацией ИУ;

осуществление тщательной проверки личности граждан, поступающих на работу в исправительную колонию-поселение, с помощью территориальных органов милиции по месту их жительства, путем анализа документов и проведения ознакомительных бесед с кандидатами, детального инструктажа новых сотрудников в отношении правил поведения и общения с осужденными при выполнении служебных обязанностей, предупреждение их об ответственности;

организация оперативно-справочного учета в отношении лиц склонных к употреблению спиртных напитков и наркотических средств, проживавших до осуждения в той же местности, где дислоцирована колония-поселение, ранее судимых за тяжкие преступления, и т.д.;

проведение бесед с родственниками осужденных ответственности за передачу и пересылку запрещенных к использованию в колонии предметов;

информирование ОВД о лицах, вступающих в запрещенные связи с осужденными в целях доставки им запрещенных предметов, а также оформление на них протоколов о привлечении их к административной ответственности;

проведение оперативными работниками колонии-поселения профилактических бесед, с осужденными-поселенцами и сотрудниками трудовых коллективов, работающими совместно с осужденными на производственных объектах, родственниками осужденных, прибывших на свидание, с членами семей, которые проживают совместно с осужденными в районе дислокации колонии;

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты