Рефераты

Организованная преступность и борьба с ней

астью 2 указанной статьи предусмотрена ответственность за участие в преступном сообществе (преступной организации) либо в объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп. Законодатель не определяет форм такого участия. В определен ной степени они выработаны теорией уголовного права Ими могут быть: 1) дача согласия быть участником сообщества или принятие обязательств, возлагаемых организатором или руководителем сообщества либо сообществом в целом 2) разработка способов и приемов совершения конкретных преступных деяний; 3) установление контактов с должностными лицами государственных органов, имеющих возможность содействовать с использованием своего служебного положения деятельности сообщества; 4) совершение по заданию организатора, руководителя сообщества или сообществ в целом преступлений и др. Новое уголовное право России. / Под ред. Кузнецовой Н.Ф. - М. Норма. 1996. - С. 23.

Участие в объединении организованных групп, созданных для совершения тяжких преступлений, по существу не отличается от участия в преступном сообществе. Вместе с тем участие в таком преступном сообществе, как объединение организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп, может проявляться в следующих формах: вступление лица в такое объединение; принятие им как на себя лично, так и на всю представляемую им организованную группу и ее членов тех же обязательств, какие принимаются лицом, вступающим в преступное сообщество; разработка совместно с другими участниками объединения планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений Там же. - С. 24..

Часть 3 ст. 210 УК РФ предусматривает наличие специального субъекта: совершение деяний, предусмотренных чч. 1 и 2 ст. 210 УК РФ, лицом с использованием своего служебного положения.

Таким образом мы видим, квалификация нормы в существующей редакции представляется достаточно сложной и как таковая одна она применяться не может, только в совокупности с другими нормами предусматривающими ответственность за преступление.

2.3 Соотношение организации преступного сообщества и смежных уголовно-правовых категорий

При квалификации организации преступного сообщества (преступной организации), уголовная ответственность за которую предусмотрена ст. 210 УК РФ, наибольшую трудность в теории и практике вызывает отграничение от таких составов преступлений как организация незаконного вооруженного формирования или участия в нем (ст. 208 УК РФ) и бандитизм (ст. 209 УК РФ). Например, В.Д. Иванов пишет буквально следующее: «УК РФ выделяет следующие виды преступного сообщества: а) вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ); б) бандитизм (ст. 209 УК РФ); в) организованные группы в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ); д) организованная, специально созданная для занятий контрабандой группа (ст. 188 УК РФ) Иванов В.Д. Уголовное законодательство Российской Федерации. Часть Общая. Т I. - Ростов н/Д.. Булат. 1996. - С. 67..

Т.Д. Устинова видит отличие банды от преступного сообщества (преступной организации) в следующем: банда всегда организуется для совершения нападений, целью которых, как правило, является совершение общественно опасных деяний, преследующих цель завладения чужим имуществом или даже совершения в связи с этим убийств, т.е. общественно опасные последствия бандитских нападений вписываются в понятие тяжкого или особо тяжкого преступления. Но круг таких общественно опасных последствий более ограниченный, чем при объединении организованных групп в преступное сообщество для совершения тяжких преступлений Устинова Т.Д. Уголовная ответственность за бандитизм (по новому УК РФ). - М. ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». 1997. - С. 69.. Вряд ли с этой точкой зрения можно согласиться.

Отличие рассматриваемого уголовно-правового института от приведенных смежных составов преступлений следует проводить по двум признакам: объективному и субъективному.

Первый по отношению к организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем состоит в обязательности наличия оружия, вооружения, что не обязательно для организации преступного сообщества (преступной организации).

Второй обусловливается целями обоих составов преступлений. Так, если в отношении организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем законодатель не определяет цель, то для организации преступного сообщества (преступной организации) наличие цели -- совершение тяжких или особо тяжких преступлений - является обязательным признаком состава преступления.

В отношении бандитизма, обязательным признаком, так и для незаконного вооруженного формирования или участия в нем Попова О. Квалификация бандитизма // Российская юстиция. - 2003. - № 1. - С. 26., в отличие от организации преступного сообщества (преступной организации) является вооруженность предполагающая наличие у участников банды огнестрельного или холодного, в том числе метательного, оружия, как заводского изготовления, так и самодельного, различны) взрывных устройств, а также газового и пневматической оружия Пленума Верховного Суда Российской Федерации №1 от 17 января 1997 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм»// Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1997. - № 3. - С.25.. Представляется, что такое понимание вооруженности применимо и для состава преступления, предусмотренного ст. 208 УК РФ.

Второй субъективной отличительной чертой бандитизма является определение законодателем целей вооруженной группы (банды): нападение на граждан или организации которое, по мнению Л.Д. Гаухмана и СВ. Максимова, может быть тяжким, особо тяжким или иным по тяжести преступлением Уголовная ответственность за организацию преступного сообщества. Учебник. / Под ред. Гаухмана Л.Д., Колодкина Л.М., Максимова С.В.. - М. Юриспруденция. 1999. - С. 21..

Для рассматриваемого же нами состава преступления характерна цель совершения тяжких или особо тяжких пре ступлений, причем, выражающихся не обязательно в напа дениях, но и в других действиях.

Несмотря на приведенные выше отличия, теоретически и практически иногда очень сложно отграничить организацию преступного сообщества (преступной организации) от сравниваемых составов преступлений. На стадии оконченного преступления может быть такая ситуация, когда все три приводимые состава преступлений могут обладать признаками вооруженности и совершения тяжких или особо тяжких преступлений. Самым главным отличительным признаком здесь может быть установка, соглашение при создании преступного сообщества (преступной организации) на несколько преступных деяний (а не одного, что может характеризовать организацию незаконного вооруженного формирования и бандитизм), не периодически повторяющиеся, а общее - на постоянную преступную деятельность. Как было отмечено в главе 1, Уложение 1845 г. предусматривало уголовную ответственность за такую форму соучастия как сообщество - шайка. По этому поводу Н.С. Таганцев писал, что со стороны субъективной, шайка предполагает соглашение на несколько преступных деяний. Этим признаком шайка, главным образом, и отличается от сговора за отдельное преступление. Существо шайки, - отмечал он, - заключается в обращении членами шайки преступной их деятельности как бы в ремесло Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. В 2 т. Т. 2. - М. Наука. 1994. - С. 335.. Представляется, что эти рассуждения известного русского ученого юриста применимы к характеристике преступного сообщества (преступной организации), ответственность за создание которого предусмотрена ст. 210 УК РФ, -- при отграничении его от других составов преступлений.

Рассматривая вопрос об отграничении организации преступного сообщества (преступной организации) от других составов преступлений, нельзя не сказать об организации, которая российским уголовным законом не признана преступной, хотя ее цели являются преступными. Речь идет о террористической организации, ответственность за создание которой предусмотрена Федеральным законом РФ «О борьбе с терроризмом». В ст. 3 Закона дается ее определение: «террористическая организация -- организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельность терроризма. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации. Организация признается террористической и подлежит ликвидации на основании решения суда. При ликвидации организации, признанной террористической, принадлежащее ей имущество конфискуется и обращается в доход государства».

Уголовный закон не предусматривает ответственность за создание террористической организации, но цель ее создания является преступной. В частности, Федеральный закон РФ «О борьбе с терроризмом» одной из форм террористической деятельности определяет организацию преступного сообщества (преступной организации) для совершения террористической акции (п. 3 ст. 3). Указанный закон раскрывает понятие террористической акции - непосредственное совершение преступления террористического характера в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложника, похищение человека; создания опасности причинения вреда здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф технологического характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространения угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей; причинения ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий (ст. 3).

Федеральный закон РФ «О борьбе с терроризмом», не отвергая цели создания преступного сообщества (преступной организации) - совершение тяжких или особо тяжких преступлений, выделяет цель -- совершение террористической акции. Данным законом подчеркивается повышенная общественная опасность создания преступного сообщества (преступной организации) для совершения террористической акции. Систематический анализ понятия террористической акции позволяет сделать вывод, что законодатель при этом резюмирует совершение тяжких или особо тяжких преступлений. Поэтому, сомнение Ю.М. Антоняна о том, что уголовный закон не предусмотрел ответственности за создание террористической организации и не определил терроризм преступным сообществомАнтонян Ю.М. Терроризм: криминологическое и уголовно - правовое исследование. - М. Щит-М. 1998. - С. 285., здесь не напрасны.

Следует отметить особенности квалификации в случае совершения преступным сообществом (преступной организацией) других преступлений. В учебнике по уголовному праву под редакцией Н.И. Ветрова и Ю.И. Ляпунова говорится, что в случае вооруженности преступного сообщества и совершения им нападений на граждан или организации действия лиц следует квалифицировать по ст. 209 УК РФ поскольку, отмечают они, бандитизм -- более опасное преступление, исходя из сравнительного анализа санкций Уголовное право. Учебник / Под ред. Ветрова Н.И., Ляпунова Ю.И. - М. НИИ МВД РФ. 1998. - С. 404..

В принципе, поддерживая такой подход, необходимо привести и другую точку зрения по данному вопросу. Л.Д. Гаухман и СВ. Максимов пишут, что участие в преступном сообществе (преступной организации) с целью совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, наказание за которое превышает наказание по ч. 2 ст. 210 УК РФ, требует дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 30 УК РФ и соответствующей нормы, содержащей большую санкцию В случае, когда преступным сообществом (преступной организацией) совершены конкретные виды тяжких или особо тяжких преступлений, - пишут они, - содеянное представляет собой совокупность преступлений и квалифицируются по статье Особенной части УК РФ, предусматривающей ответственность за данный вид преступления, в частности, совершенного организованной группой, и ст. 210 УК РФ Уголовная ответственность за организацию преступного сообщества. Учебник/ Под ред. Гаухмана Л.Д., Колодкина Л.М., Максимова С.В.. - М. Юриспруденция. 1999. - С.32..

Такой подход к квалификации умышленных тяжких или особо тяжких преступлений, покушении на них, более правильный. Этому соответствует и практика применения ст. 210 УК РФ.

ГЛАВА 3. БОРЬБА С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

3.1 Международный опыт уголовно-правовой борьбы с организованной преступностью

В условиях международной интеграции, в том числе в сфере борьбы с организованной преступностью, рассмотрение проблемы борьбы с преступными сообществами (организациями) в России без изучения опыта других стран было бы не полным. Необходим анализ и международных норм. Организованная преступность, несмотря на национальные особенности, имеет определенные сходные черты с зарубежной организованной преступностью. Это обусловливает необходимость объединения усилий всех стран в борьбе с ней.

Впервые проблема организованной преступности международным сообществом была осознана и получила юридическое закрепление на пятом Конгрессе ООН (Женева, 1975 г.), где было признано, что преступность в форме международного бизнеса представляет собой более серьезную угрозу, чем традиционные формы преступного поведения, в последствии к этой проблеме обращались шестой Конгpecc (Каракас, 1980 г.), при рассмотрении вопроса о правонарушениях и правонарушителях, седьмой Конгресс (Милан, 1985 г.), на котором подчеркивалось, что организованная преступность в значительной мере остается безнаказанной.

На восьмом Конгрессе (Гавана, 1990 г.) отмечалось, что растущая угроза организованной преступности и ее дестабилизирующее и разлагающее влияние на фундаментальные социальные, экономические и политические институты представляет собой проблему, решение которой требует более широкого и эффективного международного сотрудничества Доклад об организованной преступности на восьмом Конгрессе ООН / Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. - Нью-Йорк. ООН. 1992. - С. 43.. На данном Конгрессе были приняты Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней. Среди них:

необходимость поощрения проведения исследований структуры организованной преступности и анализа эффективности осуществления контрмер;

необходимость способствования разработке законодательства в отношении новых видов правонарушений, связанных с «отмыванием» доходов и организованным мошенничеством, таких преступлений, как открытие и использование счетов на вымышленное имя, преступлений с использованием компьютеров;

принятие постановлений, обязывающих финансовые учреждения предоставлять всю информацию о счетах конкретных лиц, а также постановлений, обязывающих их сообщать соответствующим органам о подозрительных или необычных операциях с наличностью;

необходимость перехвата сообщений по телекоммуникационной связи и использование электронного наблюдения при условии соблюдения прав человека;

-- защиты свидетелей от насилия и запугивания;

участие всех стран в борьбе с организованной преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков;

разработка типового законодательства о конфискации доходов от преступной деятельности;

оказание содействия проведению сопоставительного анализа и сбору информации в отношении международной организованной преступности, ее причин, связи с внутригосударственной нестабильностью и другими формами преступности, а также в отношении и борьбы с ней.

Последний из перечисленных принципов является еще одним аргументом необходимости рассмотрения вопроса международного регулирования борьбы с организованной преступностью, освещения опыта других стран. В той или иной степени подробно этот опыт описан в отечественной литературе Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М. Норма. 1997. - С. 320-325; Иншаков С.М. Зарубежная криминология. - М. ИНФРА-НОРМА. 1997. - С. 294-300..

Учитывая, что предметом данной работы является не широкое понятие «организованная преступность», а такая ее форма, как «преступное сообщество (преступная организация)», представляет интерес опыт борьбы именно с этими преступными формированиями.

В ряде стран (Италия, Испания, Франция, Германия, Республика Беларусь, Республика Казахстан и др.) само существование преступного формирования признается общественно опасным. При этом высокая общественная опасность преступных формирований признается независимо от тяжести тех или иных преступлений, для совершения которых они создаются.

В 1982 г. в УК Италии введена ст. 416-bis, которая гласит: «Всякий, кто участвует в объединении мафиозного типа, состоящем из трех или более лиц, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 6 лет. Все те, кто создают, руководят или организуют объединение, наказываются лишением свободы на срок от 4 до 9 лет».

В Германии под созданием преступных объединений понимается «основание объединения, цели или деятельность которого направлены на совершение преступлений, или участие в подобном объединении или его поддержка (§ 129 УК). Уголовный кодекс предусматривает за эти деяния наказания в виде лишения свободы на срок до 5 лет или штраф. Приведенная выше уголовно-правовая норма направлена на то, чтобы предотвратить создание и дальнейшее функционирование преступных объединений, целями и деятельностью которых является совершение преступлений. Противоправность и наказуемость таких криминальных сплочений вытекает из содержания провозглашенной его членами и выражающей их сущность целевой установки, враждебной правопорядку в целом, которую они планируют, злоупотребляя предоставленной законом свободой на создание объединений.

Уголовное законодательство Испании предусматривает уголовную ответственность за членство в организации, имеющей целью осуществление производства, распределения, торговли наркотиками (ст. 371 УК). При этом начальникам, руководителям или ответственным лицам таких организаций или ассоциаций мера лишения свободы назначается на одну ступень выше, чем членам организации. Данное законодательство предусматривает ответственность за создание незаконных объединений: имеющих целью совершение преступления; в виде вооруженных банд, формирований или террористических групп; имеющих законные цели, но использующих для их достижения насильственные методы (запугивание или контроль за личностью), побуждающих или подстрекающих к дискриминации, ненависти в отношении лиц, групп или объединений по мотивам идеологии, религии, убеждений, этнической, расовой или национальной принадлежности их членов или какого-либо из них, пола, семейного положения, болезни или инвалидности (ст. 515 УК).

В Новом уголовном кодексе Франции дается понятие такой формы преступного сообщества, как объединение преступников, устанавливается ответственность за участие в нем. В соответствии со ст. 450-1 УК образует объединение преступников любая сформированная группа или сговор с целью подготовки, характеризующейся одним или несколькими фактами, одного или нескольких преступлений или одного или нескольких проступков, наказуемых десятью годами заключения. Участие в таком объединении карается десятью годами лишения свободы и штрафом. Виновные при этом подвергаются дополнительным наказаниям: временное лишение политических, гражданских и семейных прав; запрещение состоять на государственной службе или осуществлять профессиональную или общественную деятельность и др. Французское уголовное законодательство предусматривает условия освобождения от наказания лица, принявшего участие в таком объединении (группе) или сговоре: если оно, до привлечения к ответственности, раскроет эту группу или этот сговор компетентным властям и позволит установить других участников (ст. 450-2).

При проведении сравнительно-правового анализа значительный интерес представляет законодательная практика стран СНГ. Большой интерес представляет опыт Республики Беларусь. Этот интерес, в частности, обусловливается активными взаимоинтеграционными процессами по всем направлениям между данной республикой и Россией.

В качестве самостоятельного состава преступления УК Республики Беларусь предусматривает создание преступной организации и участие в ней (ст. 74-2). Данная статья устанавливает ответственность за такие деяния, как: деятельность по созданию преступной организации, а также руководство преступной организацией (ч. I); те же действия, совершенные особо опасным рецидивистом, или лицом, ране судимым за тяжкое преступление, или должностным лицом ранее судимым за тяжкое преступление, или должностным лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2); участие в преступной организации в любой иной форме (ч. 3). Участник преступной организации за исключением лица, совершившего деяния, предусмотренные чч. 1 и 2 ст. 74-2 УК, добровольно заявивший о существовании преступной организации и способствовавший ее разоблачению, освобождается от уголовной ответственности за участие в преступной организации.

Санкция данной статьи предусматривает: лишение свободы на срок от восьми до двенадцати лет с конфискацией имущества (ч. 1); лишение свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества (ч. 2); лишение свободы на срок от трех до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой (ч. 3).

Уголовный кодекс Республики Беларусь дает понятия преступной организации и участника преступной организации (ст. 17-2). Так, под преступной организацией понимается «объединение организованных преступных групп либо их организаторов (руководителей), иных участников для разработки или реализации мер по осуществлению преступной деятельности либо созданию условий для ее поддержания и развития». Как мы видим, в отличие от российского законодательства цель преступной организации не ограничивается рамками тяжких или особо тяжких преступлений. Достаточно цели осуществления любой преступной деятельности.

Участником преступной организации признается «лицо, умышленно принимающее участие в деятельности преступной организации или оказывающее содействие в разработке или реализации мер по осуществлению такой деятельности либо созданию условий для ее поддержания и развития».

Согласно ч. 3 ст. 17-2 УК «лицо, создавшее преступную организацию или руководившее ею, несет ответственность м создание преступной организации или руководство ею, а также за все совершенные участниками преступной организации преступления, если они охватывались его умыслом».

При анализе уголовного законодательства других стран СНГ обращает на себя внимание различное определение преступного сообщества Так, согласно УК Республики Узбекистан «преступны сообществом признается устойчивое сплоченное объединение двух и более лиц или групп, предварительно сорганизовавшихся для систематического совершения тяжких или особо тяжких преступлений» (ч. 5 ст. 31).

По УК Кыргызской Республики «преступным сообществом признается предварительное объединение двух или более организованных групп для занятия преступной деятельностью» (ч. 5 ст. 29).

УК Республики Таджикистан признает преступным сообществом «двух или нескольких преступных групп, организовавшихся для неоднократного совершения тяжких или особо тяжких преступлений, в устойчивую организацию, деятельность которой основывается на разделение между членами сообщества и его структурами функций управления, обеспечения и исполнения преступных целей сообщества» (ч. 4 ст. 39).

Иное определение преступного сообщества содержится в Модельном Уголовном кодексе стран СНГ. В соответствии с ч. 4 ст. 38 Кодекса «преступным сообществом признается сплоченное объединение организованных преступных групп с целью получения незаконных доходов». В научной литературе подчеркивается, что «столь существенные различия в определении преступного сообщества свидетельствуют об отсутствии в уголовно-правовой доктрине последних десятилетий четких критериев и показателей этого социально опасного явления» Курс уголовного права. Общая часть. Т. 1: Учение о преступлении. Учебник для вузов / Под ред. Кузнецовой Н.Ф., Тяжковой И.М. - М.: ЗЕРЦАЛО.1999. - С. 423..

Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства зарубежных стран, свидетельствует о следующем: 1) для уголовных кодексов всех стран, в том числе и России характерно установление ответственности за сам факт создания преступного сообщества. Во многих странах (Германия, Франция, Республика Беларусь), как и в России, предусмотрена уголовная ответственность за участие в таком сообществе. Такой признак объективной стороны, как «руководство», наряду с УК РФ, предусмотрен только УК Республики Беларусь. Вызывает интерес положение УК Германии, закрепляющее такие при-жаки объективной стороны, как «вербовка» и «поддержка»; 2) ни один из приведенных уголовных кодексов, кроме России, не содержит наличие такого обязательного признака субъективной стороны, как наличие цели -- совершение тяжкихили особо тяжких преступлений. Во всех странах такая цель сформулирована в виде совершения преступления. УК Республики Беларусь вообще не устанавливает наличие цели; 3) наличие квалифицирующих признаков присуще только законодательству России (использование служебного положения) и Республики Беларусь (совершения преступления: особо опасным рецидивистом; лицом, судимым за тяжкие преступления; должностным лицом с использованием служебного положения); 4) наиболее строгие санкции за создание преступного сообщества присущи УК РФ, из зарубежных стран - УК Испании и УК Республики Беларусь; 5) освобождение от ответственности за организацию преступного сообщества, участие в нем, предусмотрено только в новом УК Франции, Думается, что освобождение от уголовной ответственности лица, активно участвующего в раскрытии такого сообщества, заслуживает внимания с точки зрения введения аналогичной нормы в УК РФ.

3.2 Стратегия и возможные шаги пресечения организованной преступной деятельности

В общем смысле, борьба с организованной преступность - это вопрос о социальной базе антимафиозной борьбы, которая, несмотря на известные процессы втягивания различных слоёв населения в орбиту прямого или опосредованного влияния организованной преступности, представляется достаточно широкой. В более конкретном плане это те люди, которые способны влиять на принятие государственных, политических решений и ещё не находятся под влиянием криминалитета. Лунеев В.В. Правовое регулирование общественных отношений - важный фактор предупреждения организованной и коррупционной преступности.// Государство и право. - 2001. - №5. - С. 106.

В этой связи, возникает вопрос непосредственно связанный с выработкой стратегии - об отношении к так называемому «сотрудничеству» государства, правоохранительных органов с представителями самой организованной преступности и людьми сознающими наличие контроля над собой со стороны преступных кланов и группировок. Представляется, что в оперативном плане здесь не может быть неопределённости. По конкретным ситуациям, оперативным разработкам наличие такого рода сотрудничества на конфиденциальной основе с отдельными лицами - это естественный элемент успешного ведения и завершения дел по организованной преступности. Нельзя отрицать и сотрудничества с одними преступными группировками ради подавления других, более опасных с точки зрения ущерба национальным интересам. Но и в более широком смысле, в контексте реалий вовлечённости организованной преступности в целом в процессы, определяющие социально-экономическое и политическое развитие страны, сложившейся клановости и фактического отсутствия влиятельных сил, относительно свободных, независимых от организованной преступности и связанной с ней коррупции, очевидно необходимо признать обоснованность идеи «сотрудничества». Хотя бы потому, что силы организованной преступности уже настолько велики, что их невозможно игнорировать, и в этой связи правомерно предполагать вариант определённого, с известными оговорками на допустимость, взаимодействия с частью из них в тех случаях, когда интересы этой части совпадают с интересами государства. Здесь нельзя не учитывать и такие моменты, когда представители преступного мира на законных основаниях попадают в представительные органы власти. В этих случаях вопрос о «сотрудничестве» приобретает иное качество. Представляется, что проведение в рамках общего исследования организованной преступности глубокого исторического и экономико-социологического анализа генезиса, развития и особенностей современного российского капитализма, поможет лучше понимать и решать многие стратегические задачи борьбы с организованной преступность, в том числе и озвученный вопрос «сотрудничества» государства с отдельными представителями криминальной среды Казарина А. Экономическая преступность и правотворческая практика. // Российская юстиция. - 2001. - №2. - С. 33..

По мнению ряда учёных, в том числе и Ю.Н. Адашкевича, в основе концепции борьбы с организованной преступности должно присутствовать положение, согласно которому избавить демократическое общество от организованной преступности невозможно в принципе. По этому последующие выводы по целям, задачам, формам и методам борьбы, её организационному построению законодательному и иному обеспечению они предлагают делать исходя из этой позиции. Организованная преступность-4 / Под ред. Долговой А.И. - М. Криминологическая ассоциация, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. 1998. - С. 151.

Одним из немногих эффективных методов борьбы с организованной преступностью является постоянное и методичное наращивание усилий правоохранительных органов и жёсткий контроль за теми сферами, в которые организованная преступность может или пытается проникнуть. Особую роль при этом должны играть анализ процессов, происходящих в мафиозных структурах, и их прогнозирование. Это подтверждает и зарубежная практика.

Так, японские специалисты ещё в 80-е годы прошлого столетия стали выделять следующие направления борьбы с организованной преступностью:

- нарушение организационной структуры преступных группировок. Основной способ борьбы в этом направлении - «изъятие» лидеров, ядра преступной организации, в том числе путём привлечения их к уголовной ответственности за конкретные преступления, что позволяет более эффективно работать по рядовым участникам, добиваться распада, ликвидации преступного формирования;

- подрыв финансовой базы преступных организаций путём перекрытия каналов их доходов, а также изъятия незаконно добытых капиталов, в частности при активном использовании налогового законодательства;

- устранение причин и условий, способствующих существованию и функционированию преступных организаций, в том числе проведением социально-экономических мероприятий по сокращению резервной армии оргпреступности и «сдерживанию политиков», прибегающих к услугах преступных формирований.

Необходимо наличие управляющего воздействия на процессы, связанные с распространением организованной преступности, о стремлении к тому, чтобы вопросы борьбы с ней стали предметом постоянного специального государственного регулирования. Но в интересах решения стратегических вопросов, корректировки общих взглядов на проблему не менее важна работа «снизу» позволяющая набирать опыт, отрабатывать механизмы решения тактических задач борьбы с организованной преступностью, конкретными группировками методами оперативно-розыскной деятельности Жук О. Применение мер процессуального принуждения по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 210 УК РФ // Законность. - 2004. - № 7. - С 26..

Особо кризисные ситуации в стране в сфере борьбы с преступностью, должны разрешаться с использованием соответствующего чрезвычайного законодательства, которое должно быть разработано с учётом имеющегося отечественного и зарубежного опыта.

Мировой практике известны три основных варианта решения проблемы контроля над преступностью, в том числе над организованной. Первые два - на юридической или квазиюридической поверхности этого феномена. Третий - глубинный, комплексный, в плане оздоровления общества в целом.

Гипотетически эти направления борьбы с преступностью обозначил А.С. Никофоров: «Вариант первый. Бороться с организованной преступностью с помощью обычных средств уголовного процесса: доследственная, оперативно-розыскная разработка, предварительное следствие, суд. Всё это - с соблюдением процессуальных гарантий законности и прав подозреваемого, обвиняемого, подсудимого: сбор и оценка доказательств по установленным законом правилам, соблюдение законных сроков процессуальных действий, презумпция невиновности и прав на защиту, состязательность судебного процесса. Даже если законодатель признаёт субъектом преступления и уголовной ответственности за него не только физическое лицо, но и организацию, этот вариант вряд ли станет панацеей. Тщательно законспирированная преступная организация найдёт средства и способы уйти от ответственности.

Вариант второй. На основе и в пределах данных оперативно-розыскной разработки «вычислить» и ликвидировать все имеющиеся в наличии преступные организации любого профиля. Соответственно, репрессировать их, установленных теми же методами сообщников. Однако это исключительно бандитский подход - репрессия без доказанности совершения конкретных преступлений, по формальному признаку принадлежности к группе. Кроме того его применение создаст политический прецедент чрезвычайно опасного свойства: репрессии могут выйти за рамки борьбы с организованной преступностью. Так же игнорирование при этом варианте апробированных многолетней практикой и возведённых в ранг закона процессуальных правил сбора и оценки доказательств, презумпции невиновности, состязательности судебного процесса чревато тяжёлыми ошибками фактического и юридического свойства.

При первом варианте преступная организация вряд ли окажется на скамье подсудимых, при втором - вместо ликвидированных криминальных формирований появятся новые.

Вариант третий. В оптимальной ситуации, т.е. если бы в России существовал жёстко структурированный, относительно стабильный рынок гангстерских услуг, в борьбе с организованной преступностью вполне можно было бы руководствоваться тем принципиальным подходом который, предложил в 1986 г. бывший директор ФБР США В. Уэбстер для контроля за наркобизнесом: «Анализируя в этом уравнении лишь предложение, мы не решим проблему в целом до тех пор, пока как-то коллективно не попытаемся вплотную подойти к разрешению проблемы спроса» Шабалин В.А. Организованная преступность в России: взгляд из Америки.// Государство и право. - 1996. - №1. - С. 91..

Современная организованная преступность в нашей стране, в силу своей коррумпированности, грабит в первую не отдельные группы населения, а страну в целом. Выход из этой ситуации лежит в плоскости принятия не только политических решений, но и изменения уголовно-правовой и уголовно-процессуальной политики государства. Представляется, что каждый из трёх описанных вариантов борьбы с организованной преступностью, при известной корректировке, имеет право на существование и применение.

По первому из вариантов, следует отметить, что он не имеет решающего значения в ряду чрезвычайных мер, так как совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства - задача постоянная.

Относительно второго варианта, при всех его отмеченных изъянах и недостатках, необходимо особо подчеркнуть, что он может рассматриваться как чрезвычайная избирательная мера. При очевидной угрозе своей национальной безопасности многие цивилизованные государства с богатыми демократическими традициями, всегда противопоставляли такой угрозе чрезвычайные меры, для реализации которых создавались, создаются и активно используются специальные подразделения, наделённые чрезвычайными полномочиями. По определению одного из ведущих специалистов по опросам разведывательной деятельности США Д. Ричелсона, к тайным операциям, в том числе относится физическая ликвидация отдельных лиц. Представляется, что особенность проведения тайных операций заключается в том, чтобы скрыть причастность к ним руководства страны. Поэтому они проводятся либо от имени неправительственных организаций, либо через тайную агентурную сеть. Персональную ответственность за все тайные операции в США несёт президент Шабалин В.А. Организованная преступность в России: взгляд из Америки.// Государство и право. - 1996. - №1. - С. 91..

Признавая борьбу с организованной преступностью как данность, государство вовсе не обязано вводить в решение этой проблемы не правовые средства, оно должно расширить границы правового поля и приспособить под эти новые границы имеющиеся правовые средства или вводить средства новые. Иллюстрацией введения таких узаконенных новых средств может служить опыт Израиля.

Решение о ликвидации конкретного лица исходит от сверхсекретного органа, действующего на основании списка лиц подлежащих уничтожению и личной санкции премьер-министра Израиля. Количество фамилий, занесённых в список, постоянно меряется от одной-двух до ста и более. Требование о внесении кого-либо в список подлежащих уничтожению обычно передаётся руководителем «Моссад» в канцелярию премьер-министра, который, в свою очередь, переадресует её специальному судебному органу, настолько засекреченному, что даже Верховный суд Израиля не располагает о нём какой- либо информацией. Этот орган состоит из работников разведывательных органов, военных, чиновников министерства юстиции, заседает как военный трибунал и судит заочно. Слушания, похожие на судебные разбирательства, проводятся в различных законспирированных помещениях. Состав органа и место заседаний постоянно меняются. Для каждого дела назначаются два юриста: один поддерживает обвинение, другой выступает в роли защитника. На основании представленных улик суд выносит своё решение, в том числе и об уничтожении лица при первом удобном случае. Но для этого премьер-министр должен подписать исполнительный ордер.

Как показывает мировой опыт борьбы с организованной преступностью, ужесточение государством карательной политики и практики использования специальных подразделений, не даёт решения проблемы в целом, но позволяет снизить уровень преступности до безопасной для государства и общества отметки.

Третий вариант решения рассматриваемой проблемы в большей степени смещён в область политического разрешения ситуации. Но как свидетельствует зарубежный опыт, к примеру в Японии, можно реализовать на практике мудрую философию властей, ещё три сотни лет назад заключавших с гангстерами своего рода договоры об общественном согласии и разделении ответственности. Исходя из этого постулата, с неорганизованной преступностью и уголовной вольницей, с социальными беспорядками одинаково сурово борются и власти, и «кадровые» мафиози. Общественная безопасность и спокойствие важны в равной степени для обеих сторон. Не случайно, что наиболее неуправляемых членов преступного мира в Японии нейтрализуют не власти, а сами коллеги по цеху. Социализация японской организованной преступности принесла значительно больше дивидендов, чем предпринимавшиеся ранее попытки силой искоренить порок. Зло при этом не переросло в добродетель, но оказалось достаточно управляемым и даже самоуправляемым в тех пределах, которые были отпущены ему прагматичным обществом.

Однако нет сомнения, что слепое копирование Россией иностранного опыта решения социальных и правовых проблем борьбы с организованной преступностью весьма опасно, но применить такой опыт в качестве базы, с адаптацией к местным условиям, несомненно целесообразно.

3.3 Проблемы борьбы с организованной преступностью

Противодействие транснациональной организованной преступности - сложный и многогранный процесс. Этот процесс требует принятия правовых мер и решений, в конечном итоге - применение санкций уголовно-правового характера. Он осложняется тем, что субъект воздействия - транснациональная организованная преступность - распространена и действует на территории всего земного шара, не считаясь с границами между государствами (а единого межгосударственного органа, который координировал бы противодействие транснациональной организованной преступности, на данный момент нет) В связи с этим для организации и регулирования процесса противодействия транснациональной организованной преступности необходима прежде всего мощная правовая основа в виде совокупности нормативных правовых актов как международного, так и национального характера.

Кризисная ситуация в обществе и экономике, наличие противоречий в межгосударственных и межконфессиональных отношениях, несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей спорные международные и региональные проблемы, - все это способствует появлению транснациональных видов преступной деятельности на территории Российской Федерации и диктует необходимость выработки специального комплекса контрмер. В связи с этим кое-какие меры в России уже предпринимались.

Так, в 1991 г. была разработана Концепция по борьбе с организованной преступностью, в соответствии с которой определены задачи специализированных подразделений, осуществляющих борьбу с организованной преступностью и указаны направления этой деятельности. Таким образом, Концепция явилась основой для разработки конкретных программ и соответствующих документов в области борьбы с организованной преступностью, в том числе и транснациональной.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской федерации от 8 октября 1992 г. № 1189 «О мерах по защите прав граждан охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью» Собрание законодательства Российской Федерации.- 1996.- № 32. - Ст.- 3897; 1999.- № 42.- Ст. 5006. была образована Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией. В ее задачи входило обеспечение деятельности Совета Безопасности по разработке федеральных программ и иных решений по предупреждению и пресечению противоправной деятельности в обществе и структурах органов власти, организация координации деятельности и обеспечение взаимодействия МВД, ФСБ, Минобороны, СВР, ГТК России и иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, принимающих участие в правоохранительной деятельности и защите экономических интересов Российской Федерации по вопросам выработки системного подхода к государственной политике по предупреждению и борьбе с организованной преступностью. На данный момент этот Указ утратил силу в связи с принятием Указа Президента РФ от 24 ноября 2000 г. № 1937 «О внесении изменений и дополнений в не которые указы Президента Российской Федерации, регулирующие деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 48. - Ст. 4666..

24 сентября 1993 г. в г. Москве было принято решение о создании Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории содружества независимых государств, и утверждено положение о нем.

Были приняты соответствующие нормативные правовые акты, в определенной мере регламентирующие деятельность подразделений по борьбе с транснациональной организованной преступностью. Среди них международные документы универсального характера, международные документы регионального характера, международные договоры межведомственного характера, нормативные правовые документы РФ.

Определяющее событие в плане противодействия преступности на мировом уровне состоялось в г. Палермо (Италия) в ноябре 2000 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию против транснациональной организованной преступности. В середине декабря эта Конвенция была подписана и Россией. Данный документ подводит правовую базу под борьбу с вышеназванным симбиозом. В нем определены признаки организованной преступной группы, транснациональной преступности, содержатся конкретные предложения по криминализации таких деяний, как участие в организованной преступной группе, «отмывание» доходов от преступлений, коррупция, воспрепятствование осуществлению правосудия. Конвенция регулирует также широкий круг вопросов, связанных с экстрадицией преступников, защитой свидетелей и потерпевших, международным сотрудничеством правоохранительных органов и др.

Одно из ключевых понятий Конвенции - «организованная преступная группа», что означает «структурно оформленную группу в составе трех или более лиц, существующую в течение определенного периода времени и действующую согласованно с целью совершения одного или нескольких серьезных преступлений или преступлений, признанных таковыми в соответствии с данной конвенцией, с тем, чтобы получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду». Из приведенного определения видно, что оно расходится с определением организованной группы в ст. 35 УК РФ. Последний в качестве признаков организованной преступной группы указывает на наличие как минимум двух лиц и «устойчивость». Можно предположить, что устойчивость и выражается в «структурной оформленности».

Классификация основных мер противодействия транснациональной организованной преступности предусматривает две большие группы мер: меры международного уровня и внутригосударственные меры

Обострение глобальных проблем в мире и кризис в России требуют не только оперативных мер реагирования, но прежде всего создание системных методологий, разработки инструментария, технологий комплексного исследования набирающей силу транснациональной организованной преступности. В настоящее время, несмотря на сложность криминогенной обстановки в стране и в мире, наше общество, сохранило антикриминогенный потенциал, реализация которого связана прежде всего с предупреждением преступности.

В процессе своего исторического развития человечество использовало два основных способа противодействия преступным посягательствам на права н законные интересы личности, общества, государства: наказание за совершенные преступления и предупреждение преступлений Гыске А.В. Теоретико-методологические аспекты обеспечения общественной Российской Федерации - М. БЕК. 2000. - С. 165.. С развитием общества все наиболее эффективным способом противодействия преступности будет именно предупредительная деятельность, осуществляемая до совершения преступлений.

Требует особого внимания рассмотрение вопроса противодействия транснациональной организованной преступности с учетом мирового процесса глобализации Чабанов В.Е. Экономические и организационные истоки международной пре-ступности и способы их подавления / Материалы международной конференции «Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма» - М. Аспект. 2001. - С. 48.. Есть еще два момента в сфере противодействия глобализации организованной преступности. Первый -- использование такой формы борьбы с этим явлением, как глобализация технических возможностей мирового сообщества. Эта форма мало используется. Преступники ведь используют современные компьютерные технологии для извлечения денег, значит, надо глобализировать компьютерную сеть защиты. Необходимо совершенствовать и внедрять на глобальном уровне поиск и регистрацию преступников. Здесь, конечно, возникает вопрос юридического и морального свойств - опасность нарушения прав человека. Но все эти вопросы должны обсуждаться, и в том числе возможность глобальной регистрации, использование генетического кода человека для поиска преступников. Второй -- интернационализация международных документов Мы не имеем соглашений о сотрудничестве в области борьбы с преступностью со многими странами. Существуют различия в таможенном законодательстве, которые используются преступниками. И Наконец, уголовное законодательство. Международный уголовный кодекс до сих пор не разработан, а если говорить о проекте этого документа, то он нуждается в серьезнейшей работе. Этот проект содержит всего шесть или семь составов преступлении, тогда как преступность международного характера насчитывает около 30 - 40 видов преступных деяний Кудрявцев В.Н. Тезисы к докладу / Материалы круглого стола «Глобализация общей, организованной и коррупционированной преступности». // Государство и право. - 2003. - № 6. - С. 42..

Во-первых, процесс противодействия транснациональной организованной преступности можно представить как регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных органов, а также негосударственных организаций, направленную на предупреждение, выявление и пресечение транснациональных преступлений.

Во-вторых, первичная классификация основных мер противодействия организованной преступности предусматривает две большие группы: меры международного уровня и внутригосударственные меры.

В-третьих, по своей структуре система противодействия организованной преступности состоит из следующих элементов: организационные меры противодействия; правовые меры противодействия, в их числе уголовно-правовые формы (методы) противодействия; факторы, оказывающие влияние на качество противодействия организованной преступности.

В-четвертых, выбор путей и форм противодействия транснациональной организованной преступности должен основываться на предположении о том, что люди избирают незаконный вид деятельности, если он дает наибольший доход по сравнению с легальной формой активности либо, если нелегальные способы обеспечивают более низкие вмененные издержки ведения бизнеса. Исходя из этой посылки, главным направлением эффективного противодействия преступности является сокращение выгод, которые она приносит и увеличение издержек незаконной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что организованная преступность - сложное антисоциальное явление не имеющее государственных границ, проникающее во все сферы общественных отношений и, несомненно, влияющая на экономическую, социально - политическую безопасность любого государства, в том числе и Российской Федерации.

Проблемы борьбы с организованной преступной деятельностью находятся в центре внимания правоведов - ученых, практиков, а также общественности. Регулярно проводятся конференции, появляются публикации, высказывается множество предложений, направленных на повышение эффективности борьбы с нею.

Однако, на наш взгляд, в настоящее время нужно переходить на качественно новый этап защиты общества от организованной преступной деятельности или, по крайней мере, создать для этого условия. Важной вехой на этом пути стало принятие нового Уголовного кодекса. Он ввел ряд новых составов, в частности, предусмотрена такая форма организованной преступной деятельности, как преступное сообщество; сделана попытка разграничить виды преступных групп; совершение преступления организованной группой введено как квалифицирующий признак во многие статьи.

1. Правовой основой противодействия транснациональной организованной преступности является многоуровневая система нормативных правовых актов, затрагивающая практически все сферы жизнедеятельности общества (сфера интересов транснациональных преступных организаций распространяется на все области общественных отношений). Следует выделить основные группы нормативных правовых актов, являющихся базой для противодействия организованной преступности. Первичная классификация основных мер противодействия транснациональной организованной преступности предусматривает две большие группы: меры международного уровня и внутригосударственные меры. На первом месте следует указать международные договоры Российской Федерации универсального характера (например, Конвенция ООН по противодействию ТНОП 2000 г.); во-вторых, это международные документы регионального характера (например, принятые в рамках Совета Европы); в-третьих, международные договоры субрегионального характера (например, принятые СНГ) и билатерального характера (к примеру, договоры между Россией и Беларусью); в-четвертых, отдельно следует выделить уголовное законодательство РФ; в-пятых, нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов противодействия ОП.

2. Структура системы противодействия транснациональной организованной преступности состоит из следующих элементов: организационные меры противодействия; правовые меры противодействия, из которых отдельно необходимо выделять уголовно-правовые (в связи со спецификой объекта исследования); формы (методы) противодействия; факторы, оказывающие влияние на эффективность противодействия транснациональной организованной преступности.

3. Правовая база противодействия ОП как на международном, так и на национальном уровне не соответствует современным потребностям, складывающимся из оценки состояния, динамики и структуры ТНОП, т. е. существенно отстает от развития транснационального криминалитета.

4. Отсутствие соответствующей правовой базы борьбы с ОП заставляет подменять ее внедрением мер организационно-ведомственного характера, что неминуемо влечет необходимость несоизмеримо увеличивать объем людских ресурсов (в лице правоохранительных органов), лишние государственные расходы и прочие негативные в социальном и экономическом плане последствия, что также не способствует устранению одной из главных причин ОП - низкого уровня социально-экономического развития в России.

5. Выбор путей и форм противодействия транснациональной организованной преступности должен основываться на предположении о том, что люди избирают незаконный вид деятельности, если он дает наибольший доход по сравнению с легальной формой активности, либо, если нелегальные способы обеспечивают более низкие вмененные издержки ведения бизнеса. Исходя из этой посылки, главным направлением эффективного противодействия преступности является сокращение выгод, которые она приносит, и увеличение издержек незаконной деятельности.

6. Относительно концепции противодействия организованной преступности следует отметить существование двух диаметрально противоположных течений при организации такого противодействия. Первое -- следование формальным предписаниям закона, четкое соблюдение презумпции невиновности со всеми вытекающими из этой посылки выводами, строгое соблюдение прав и свобод подозреваемых совершении транснациональных преступлений. Второе -- утверждение, что эффективному противодействию организованной преступности мешает существующая в законодательстве процедура привлечения к уголовной ответственности, излишняя забота о правах и свободах обвиняемого. На данный момент времени ситуация такова, что формально закон не допускает нарушения прав и свобод подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, однако на практике встречаются случаи его нарушения для достижения, в принципе, законной цели -- привлечения к уголовной ответственности преступника. Выход видится в наделении соответствующими полномочиями четко определенных должностных лиц (органов), согласно которым эти лица (органы) имели бы право на принятие любых чрезвычайных мер противодействия отдельным видам транснациональных преступлений в целях защиты мира и человечества, общества, государства и граждан.

7. Что касается уголовно-правовых мер противодействия ОП, то здесь следует отметить наличие в целом удовлетворительной правовой базы в виде специальных норм Уголовного кодекса РФ при крайне неудовлетворительном механизме реализации этих норм.

8. Необходимо конкретизировать предмет доказывания. УК пошел по пути введения значительного количества оценочных категорий в статьях, посвященных ответственности за организованную преступную деятельность. В результате стало практически невозможно разграничить, например, составы 209 и 210 статей, за исключением признака вооруженности. Но и в этом случае возникает вопрос о необходимости дополнительного вменения ст. 210 при наличии признаков и банды, и преступного сообщества.

9. Возможно под преступным сообществом следует понимать объединение организованных преступных групп либо их организаторов (руководителей), иных участников для разработки или реализации мер по осуществлению преступной деятельности либо созданию условий для ее поддержания и развития. Цель преступной организации не должна ограничивается рамками тяжких или особо тяжких преступлений. Достаточно цели осуществления любой преступной деятельности.

Специалисты в области материального права приводят различные критерии этих оценок, но решение принимается правоприменителем, и остается широкий простор для произвола. Главное же - упускается аспект доказывания каждого из признаков. Даже их простое описание в тексте обвинения представляет значительную сложность. Что касается деяний, предусмотренных ст. 210 УК, то сложность доказывания в сочетании с организационными проблемами делает практически невозможным применение нормы на нынешнем этапе.

10. Необходимо учитывать зарубежный опыт борьбы с организованной преступностью, а не копировать - там отличная от Российской Федерации экономическая ситуация, правовая система, своя специфика становления и деятельности организованных преступных групп. Однако накопленный опыт следует использовать.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

1.
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. - М. ТК Велби. 2004. - 96 с.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 года. - М. ТК Велби. 2004. - 102 с.

3. Уголовный кодекс РСФСР 1960 года. - М. Кодекс. 1994. - 98 с.

4. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года.- М. Юрид. издат. 1924. - 110 с.

5. Федеральный закон РФ № 130-ФЗ от 25.07.1998. «О борьбе с терроризмом» (в ред. от 06.03.2006.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №31. - Ст. 3808.

6. Указ Президента Российской Федерации № 1937 от 24.11.2000. «О внесении изменений и дополнений в не которые указы Президента Российской Федерации, регулирующие деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. 04.06.2001.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 48. - Ст. 4666.

7. Указ Президента Российской Федерации № 1189 от 08.10.1992. «О мерах по защите прав граждан охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью» (в ред. от 14.10.1999.) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1996.- № 32. - Ст.- 3897.

8. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ. - 1992. - № 51. - Ст. 3018.

9. Российское законодательство Х-ХХ веков в 9т.: Т. 1. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Уголовное уложение / Под ред. Чистякова О.И. - М. Наука. 1972. - 648 с.

10. Российское законодательстве Х-ХХ веков в 9 т.: Т. 9. Именной высочайший Указ правительственного Сената о временных правилах об обществах и союзах / Под. ред. Чистякова О.И. - М. Наука. 1972. - 698.

11. Доклад об организованной преступности на восьмом Конгрессе ООН / Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. - Нью-Йорк. ООН. 1992. - С. 43.

Научная литература

12. Аванесов Г.А. Криминология и профилактика преступлений. Особенная часть: Учебное пособие. - М. ЮИ МВД РФ. 1998. - 148 с.

13. Алексеев В.А., Борисов И.Н., Емельянов А.С. Организованная преступность: криминализация функций участников преступных формирований // Сов. государство и право. - 1991. - №10. - С. 32.

14. Антонян Ю.М. Терроризм: криминологическое и уголовно - правовое исследование. - М. Щит-М. 1998. - 426 с.

15. Басалаев А.Н. Этапы развития организованной преступности / Организованная преступность - угроза культуре и державности России. Научно-практическая конференция. - Спб. Издательский дом «Бизнес-Пресса», Изд-во Михайлова В.И., 1998. - 386 с.

16. Бубон К.В. О здравом смысле и уголовном законодательстве // Адвокат. - 2005. - № 8. - С. 33.

17. Быков В. Что же такое организованная преступная группа? // Российская юстиция. - 1995. - №10. - С. 11.

18. Ванюшкин С.В. Организованная преступность в реформированной России и направления борьбы с ней. Автореферат дис.канд. юрид. наук. - М. 1999. - 78 с.

19. Ванюшкин С.В. Проблемы организованной преступности и неотложные меры по борьбе с ней / Преступность: стратегия борьбы. - М.: Криминологическая ассоциация, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. 1997. - 286 с.

20. Горюнов В.И. Опыт и проблемы реализации нового законодательства «Круглый стол» // Государство и право. - 2004. - №11.

21. Гуров А.И. Организованная преступность в России. - М. Юрист. 1992. - 386 с.

22. Гуров А.И. Организованная преступность./Под ред. Долговой А.И. - М. Юридическая литература. 1989. - 342 с.

23. Гуров А.И. Профессиональная преступность. Прошлое и современность. - М. Юрид. лит. 1990. - 428 с.

24. Гыске А.В. Теоретико-методологические аспекты обеспечения общественной Российской Федерации - М. БЕК. 2000. - 182 с.

25. Даль Н.В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. - М. Русский язык. 1981. - 892 с.

26. Доклад МВД РФ. «О состоянии организованной экономической преступности в РФ». - М. Щит-М. 2002. - 138 с.

27. Жук О. Применение мер процессуального принуждения по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 210 УК РФ // Законность. - 2004. - № 7. - С 26.

28. Иванов В.Д. Уголовное законодательство Российской Федерации. Часть Общая. Т I. - Ростов н/Д.. Булат. 1996. - 436 с.

29. Иванов И.Г. Групповая преступность: содержание и вопросы законодательного регулирования // Государство и право. - 1996. - № 9. - С. 15.

30. Иншаков С.М. Зарубежная криминология. - М. ИНФРА-НОРМА. 1997. - 684 с.

31. Казарина А. Экономическая преступность и правотворческая практика. // Российская юстиция. - 2001. - №2. - С. 33.

32. Карпец И.И. Преступность: иллюзия и реальность. - М. Российское право. 1992. - 126 с.

33. Комиссаров B.C. Курс уголовного права. Общая часть. Т. 1. - М. БЕК. 2002. - 560 с.

34. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации (постатейный) / (под ред. В.М. Лебедева) (издание третье, дополненное и исправленное) - М. Юрайт. 2004. - 458 с.

35. Криминология: Учебник для вузов / Под. ред. Долговой А.И. - М.: ИНФРА-НОРМА. 1997. - 768 с.

36. Криминология. Учебник для вузов / Под ред. Кудрявцева В.Н., В.Е. Эминова. - М. Юристъ. 1997. - 482 с.

37. Кудрявцев В.Н. Тезисы к докладу / Материалы круглого стола «Глобализация общей, организованной и коррупционированной преступности». // Государство и право. - 2003. - № 6. - С. 42.

38. Курс советского уголовного права. Часть общая. Т. 2. / Под. ред. Утевского Б.С. - М. Юрлитиздат. 1984. - 742 с.

39. Курс уголовного права. Общая часть. Т. 1: Учение о преступлении. Учебник для вузов / Под ред. Кузнецовой Н.Ф., Тяжковой И.М. - М.: ЗЕРЦАЛО.1999. - 624 с.

40. Лозовицкая Г.П. Соотношение уголовно-правового и криминологического понятий организованной группы и преступного сообщества // Современное право. - 2005. - № 1. - С. 34.

41. Лунеев В.В. Правовое регулирование общественных отношений - важный фактор предупреждения организованной и коррупционной преступности.// Государство и право. - 2001. - №5. - С. 106.

42. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М. Норма. 1997. - 382 с.

43. Лунеев В.В. Что такое организованная преступность? Организованная преступность / Под ред. А.И. Долговой С.В. Дьякова. - М. Юрид.лит. 1989. - 428 с.

44. Максимов А. Российская преступность. - М. Эксмо-Пресс. 1998. - 364 с.

45. Миненок Н., Ткачёв Н. Объединения преступников: формы и специфические признаки // Социалистическая законность. - 1991. - №12. - С. 17.

46. Мурашов В.П. О социально-экономической природе организованной преступности / Вопросы организованной преступности и борьбы с ней. Сб. научн. тр. - М. Наука. 1993. - 98 с.

47. Наумов А.В. Практика применения Уголовного Кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование (постатейный) // Под ред. Резника Г.М. - М. Волтерс Клувер. 2005. - 562 с.

48. Новое уголовное право России. / Под ред. Кузнецовой Н.Ф. - М. Норма. 1996. - 468 с.

49. Организованная преступность Сборник 4. / Под ред. Долговой А.И. - М. Криминологическая ассоциация, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. 1998. - 342 с.

50. Попова О. Квалификация бандитизма // Российская юстиция. - 2003. - № 1. - С. 26.

51. Проект Федерального закона РФ «О борьбе с организованной преступностью» // Организованная преступность - 3. - М. Криминологическая ассоциация, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. 1996. - 384 с.

52. Разинкин В., Тарабрин А. Элита преступного мира. Цветная масть. - М. Вече. 1997. - 470 с.

53. Сальникова Н. Незаконное вооруженное формирование не является разновидностью преступного сообщества // Закон и армия. - 2005. - № 3,4. - С. 26-28, 28-29.

54. Словарь иностранных слов. - М. Русский язык. 1989. - 782 с.

55. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. В 2 т. Т. 2. - М. Наука. 1994. - 462 с

56. Трайнин А.И. Общее учение о составе преступления. - М. Юрид. изд-во НКЮ СССР. 1941. - 302 с.

57. Уголовное право России. Общая часть. Учебник / Отв. ред. д.ю.н. Здравомыслов Б.В. - М. Юристъ. 1996. - 468 с.

58. Уголовное право России. Часть особенная: учебник для вузов (издание второе, переработанное и дополненное) / Под ред. Кругликова Л.Л. - М. Волтерс Клувер. 2004. - 420 с.

59. Уголовное право. Общая часть. Учебник/Под ред. Гаухмана Л.Д., Колодкина Л.М.. - М. НИИ МВД России. 1997. - 442 с.

60. Уголовное право. Учебник / Под ред. Ветрова Н.И., Ляпунова Ю.И. - М. НИИ МВД РФ. 1998. - 486 с.

61. Уголовная ответственность за организацию преступного сообщества. Учебник / Под ред. Гаухмана Л.Д., Колодкина Л.М., Максимова С.В. - М. Юриспруденция. 1999. - 682 с.

62. Устинова Т.Д. Уголовная ответственность за бандитизм (по новому УК РФ). - М. ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». 1997. - 348 с.

63. Утевский Б.С. Соучастие в преступлении. - М. Юрид. изд-во НКЮ СССР. 1939. - 368 с.

64. Чабанов В.Е. Экономические и организационные истоки международной преступности и способы их подавления / Материалы международной конференции «Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма» - М. Аспект. 2001. - С. 48.

65. Шабалин В.А. Организованная преступность в России: взгляд из Америки.// Государство и право. - 1996. - №1. - С. 91.

66. Шарапов Р.Д. Понятие оружия как орудия преступления // Журнал российского права. - 2005. - № 11. - С. 32.

Материалы юридической практики

67. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №1 от 17 января 1997 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1997. - № 3. - С.25.

68. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 40 от 11 июня 1999 года «О практике назначения судами уголовного наказания // Бюллетень Верховного Суда РФ.- 1999 - № 8.- С.17.

69. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 27 января 1999 года «О судебной практике по делам об убийстве» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1999. - № 1. С.2.

70. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1998. - №11. - С.10.

Приложение № 1

Приложение № 2

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты