p align="left">10 июля 1934 года произошла очередная реорганизация специальных служб, Постановлением ЦИК СССР был создан Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). Этот союзно-республиканский наркомат включил в себя ОГПУ в качестве одного из структурных подразделений, которое после реорганизации стало называться Главным Управлением государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР. 2
НКВД включало в себя Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУМ), Главное управление пограничной и внутренней охраны, пожарную охраны, Главное управление лагерей, Управление особого строительства, Главное управление государственной съемки и картографии, Главное управление мер и весов, главное управление шоссейных и железных дорог (ГУУШОСДОР И ГУЛЖДС), Главное управление строительства аэродромов и др. (см. Приложение 3).
С образованием НКВД в его составе стал действовать орган внесудебной расправы - Особое совещание при наркоме внутренних дел, которому право выносить приговоры о заключении в исправительно-трудовые учреждения, ссылке или высылке на срок до 5 лет, или выдворение за пределы СССР лиц, признаваемых «общественно опасными».
Накануне Великой Отечественной войны была поведена очередная реорганизация силовых ведомств. В специальном постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) от 3 февраля 1941 года разъяснялось, что изменения осуществляются «в целях максимального улучшения агентурно-оперативной работы органов государственной безопасности и возросшим объемом работы, проводимой Народным комиссариатом внутренних дел СССР». В тот же день Указом Президиума Верховного Совета СССР НКВД был разделен на два наркомата - Народный комиссариат государственной безопасности СССР (НКГБ СССР) и Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД СССР).
8 февраля 1941 года ЦК ВКП (б) и СНК СССР было принято решение о передаче подразделений военной контрразведки из системы НКВД СССР в подчинение Наркомата обороны и Наркомата Военно-морского Флота СССР (третьи управления НКО и НКВМФ). Таким образом, в результате реорганизации НКВД СССР образца 1934 года в стране стали функционировать сразу четыре самостоятельных органа охраны государственной безопасности, общественного порядка, контрразведывательного обеспечения Красной Армии и Военно-Морского Флота: НКВД СССР, НКГБ СССР, третьи управления НКО и НКВМФ, Для координации и взаимодействия этих органов постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 8 февраля 1941 года был образован Центральный Совет в составе наркомов государственной безопасности и внутренних дел, начальников третьих управлений НКО и НКВМФ. См.: «Правоохранительные органы» А.П.Рыжаков, Москва, Инфра-М, 2001г стр192
Основной задачей советских спецслужб на фронтах Великой Отечественной войны было ограждение войсковых структур от проникновения немецко-фашистских шпионов, диверсантов, террористов, сохранение в тайне оперативных планов и замыслов командования, пресечение предательства. Эти задачи возлагались на военных контрразведчиков. 17 июля 1941 года в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны органы третьего управления НКО СССР были преобразованы в особые отделы НКВД СССР. Особым отделам, помимо указанных выше задач, предоставлялось право ареста дезертиров, «а в необходимых случаях и расстрела их на месте». Согласно данному постановлению особые отделы (до этого органы Третьего управления НКО) выходили из подчинения Наркомата обороны и вновь, передавались в ведение НКВД СССР. Третье управление НКО СССР преобразовывалось в Управление особых отделов НКВД СССР. Вслед за передачей органов военной разведки из НКО СССР в НКВД СССР было признано целесообразным объединить НКВД и НКГБ в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР, то есть фактически вернуться к той системе органов госбезопасности и внутренних дел, которая существовала до 3 февраля 1941 года.
Об ошибочности данного решения свидетельствует принятое в апреле 1943 года постановление о целесообразности проведения новой реорганизации органов НКВД СССР, причем точно в таком же порядке, как это было осуществлено в феврале 1941 года.
Совнарком СССР постановлением № 415 - 138 ее от 19 апреля 1943 года вывел Управление особых отделов и подчиненные им органы, занимавшиеся контрразведывательной работой в Красной Армии, из систем НКВД СССР и, реорганизовав их в Главное управление контрразведки СМЕРШ, передал в ведение Наркомата обороны СССР. Центральная задача органов военной контрразведки вытекала из самого наименования СМЕРШ. Оно расшифровывалось как «смерть шпионам». Органы СМЕРШ предназначались для борьбы с подрывной деятельностью иностранных разведок в частях и соединениях Красной Армии, обеспечения непроницаемости линии фронта вражеской агентурой. Кроме того, в их обязанности вменялось пресечение измены Родине, предательства и членовредительства, выполнение специальных заданий Наркома обороны. Главное управление СМЕРШ состояло из 11 оперативных, специального и следственного отделов, секретариата и служб обеспечения, в свою очередь делившихся на отделения. См.: «Правоохранительные органы» А.П.Рыжаков, Москва, Инфра-М, 2001г стр226
Послевоенный период характеризуется упразднением аппаратов, созданных исключительно для работы в ходе ведения войны (военная цензура, особые отделы в частях, подлежащих расформированию и т.д.). В марте 1946 года в связи с преобразованием наркоматов в министерства Народный комиссариат государственной безопасности был упразднен и на его базе 4 апреля этого же года создано Министерство государственной безопасности СССР. В сентябре 1946 года при МГБ СССР было образовано Особое совещание - орган внесудебной расправы. В состав совещания входили три человека: председатель (министр госбезопасности) и два члена (заместители министра госбезопасности).
В 1946 году была ликвидирована военная контрразведка СМЕРШ и на ее базе в МТБ СССР сформировано Третье главное управление и его органы на местах, развернувшие контрразведывательную работу в армии и на флоте. В соответствии с Постановлением Совета министров СССР в 1949 году в Министерстве госбезопасности были образованы 7-е управление (организация и установка наружного наблюдения за лицами, разрабатывавшимися органами госбезопасности); а также Главное управление пограничных войск и Главное управление милиции со всеми органами на местах. См.: «Правоохранительные органы» А.П.Рыжаков, Москва, Инфра-М, 2001г стр234
После смерти Сталина 7 марта 1952 года МГБ СССР и МВД СССР были реорганизованы в единый орган - Министерство внутренних дел СССР.
Изменения, произошедшие в рассматриваемый период в жизни советских органов госбезопасности, во многом были обусловлены складывающейся в мире новой политической атмосферой, изменением тактики деятельности иностранных спецслужб. Эти изменения требовали внесения соответствующих корректив в деятельность советских органов госбезопасности. Как результат, образование 13 марта 1954 года Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР (КГБ при СМ СССР). Система органов госбезопасности СССР также включала в себя органы военной контрразведки а лице особых отделов КГБ округов, флотов и групп войск, особые отделы армий и флотилий, особые отделы - отделений дивизий и бригад; особые отделы КГБ на железнодорожном, воздушном и морском транспорте, аппараты уполномоченных УКГБ на железнодорожных станциях и в морских портах.
5 февраля 1960 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР принял постановление «О внесении изменений в структуру Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и его органах на местах и сокращении их численности», в соответствии с которым 2-е Главное управление, 4, 5 и 6-е Управления КГБ при совете Министров СССР объединялись в единое 2-е Главное управление КГБ при Совете Министров СССР. Управление охраны дипломатического корпуса и наружного наблюдения 2-го Главного управления объединялось с 7-м Управлением КГБ в единое 7-е Управление (охраны дипломатического корпуса и наружного наблюдения) КГБ при Совете Министров СССР. 3-е Главное управление преобразовывалось в 3-е Управление КГБ при Совете Министров СССР, а Следственное управление - в Следственный отдел КГБ при Свете Министров СССР. В 1967 году аппараты уполномоченных в городах и районах были реорганизованы в городские и районные отделы и отделения: КГБ - УКГБ ОКГБ.
5 июля 1978 года в соответствии со вступившей в силу 7 октября 1977 года Конституцией СССР Верховный Совет СССР принял постановление о переименовании КГБ при Совете Министров в КГБ СССР. См.: «Правоохранительные органы» А.П.Рыжаков, Москва, Инфра-М, 2001г стр246
Однако к 1981 году практика деятельности органов КГБ показала, что сосредоточение во 2-м Главном управлении КГБ СССР функций контрразведки, защиты экономики и транспорта, борьбы с враждебными элементами внутри страны затрудняет эффективное решение разведывательных задач. Поэтому в сентябре 1981 года было образовано 4-е Управление и соответствующие подразделения на местах, отвечающее за организацию и осуществление контрразведывательной работы на объектах транспорта и связи. В октябре 1982 года в системе КГБ СССР было образовано 6-е Управление и 6-е подразделения на местах с задачей защиты советской экономики от подрывной деятельности спецслужб иностранных государств и организаций. В 1983 году в КГБ СССР было создано специальное подразделение по контрразведывательной защите органов МВД СССР: Управление «В» 3-го Главного управления КГБ СССР.
16 мая 1991 года вступил в силу Закон «Об органах государственной безопасности в СССР». В соответствии с ним структура КГБ включала в себя: 1-е Главное управление - орган внешнеполитической разведки, 2-е Главное управление - главный контрразведывательный орган, 3-е Главное управление военная контрразведка, 4-е Управление - организация контрразведывательной работы на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, 5-е Управление - организация борьбы с акциями так называемой идеологической диверсии иностранных спецслужб и организаций и борьбы с действиями враждебных элементов внутри страны, 6-е Управление - по защите экономики, 7-е Управление - организация наружного наблюдения,8-е Управление - шифровальная и дешифровальная работа, 9-е Управление -охрана руководителей КПСС и Советского государства, 15-е Управление -организация эксплуатации, охраны и обороны особо важных объектов, 16-е Управление - радиоперехват и дешифровка сигналов иностранных радиосредств, Оперативно - техническое управление - разработка и внедрение новейших специальных технических средств, Главное управление пограничных войск, Главное управление спецвойск, Управление правительственной связи, Управление кадров, Хозяйственное управление, Медицинское управление (приложение 4).
КГБ СССР просуществовал с 1954 по 1991 год и октябре 1991 года был ликвидирован. Многие подразделения КГБ стали самостоятельными спецслужбами (ФСБ, ФСО, СВР России), а оставшиеся подразделения некогда мощнейшей спецслужбы были объединены в Межреспубликанскую службу безопасности. См.: «Правоохранительные органы» А.П.Рыжаков, Москва, Инфра-М, 2001г стр556
Территориальные органы госбезопасности Российской Федерации после августовских событий 1991 года вошли в КГБ РСФСР, образованный в 1990 году, который в ноябре 1991 года был преобразован в Агентство федеральной безопасности РСФСР.
24 января 1992 года АФБ РФ и МСБ образовали Министерство безопасности РФ. После образования МБ РФ Министерства безопасности были созданы в республиках в составе РФ, управления МБ РФ - в краях и областях, отделы-отделения - в городах и районах.
8 июля 1992 года Верховным Советом РФ был принят Закон «О федеральных органах государственной безопасности».
В соответствии с законом систему федеральных органов государственной безопасности составляли:
- Министерство безопасности РФ;
- Органы госбезопасности в республиках в составе РФ, краях, областях, автономной области и автономных округах, городах Москве и Санкт - Петербурге;
- Органы госбезопасности в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях (военная контрразведка);
- Органы пограничной охраны.
После октябрьских событий 1993 года в Москве Президент России издал Указ от 21 декабря 1993 года «Об упразднении Министерства безопасности РФ и о создании Федеральной службы контрразведки РФ». См.: «Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и современность» Ростов на Дону, Феникс, 1999г стр.73
Созданная на базе упраздненного МБ РФ ФСК РФ задумывалась как «чистая спецслужба», т.е. призванная лишь наблюдать и информировать руководство страны об угрозах опасности. В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 5 января 1994 года ФСК России являлась центральным органом государственной власти, осуществляющим руководство деятельностью подведомственных ей органов контрразведки, предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, учебных заведений, а также ведущим работу по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций, противоправных посягательств на конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность и обороноспособность России.
ФСК России возглавляла единую систему органов контрразведки РФ, в которую входили:
- органы контрразведки в субъектах РФ;
-органы военной контрразведки в Вооруженных Силах РФ, её пограничных войсках, внутренних войсках МВД РФ и иных войсках и воинских формированиях России.
Рассмотрение истории развития специальных органов обеспечения безопасности позволяет сделать вывод о том, что подобные органы на Руси появились в 9 веке. Обусловлено это, на мой взгляд, образованием государства, а следовательно возникновением обязанности обеспечения безопасности.
Первоначально специальной деятельностью по обеспечению безопасности занимались отдельные лица (богатыри, агенты князя) по мере возникновения такой необходимости.
Появление именно органов, занимающихся такой деятельностью можно отнести к 1565 году, когда Иваном Грозным была учреждена Опричнина.
С этого момента специальные органы обеспечения безопасности стали активно развиваться и к 17 веку являлись необходимым атрибутом монархической власти.
Тем не менее, центрального органа, координирующего деятельность всей системы не существовало. Считаю, что это можно объяснить отсутствием достаточного для создания такого органа опыта.
Разрешил эту проблему Приказ тайных дел, созданный в 1654 году. Дальнейшее развитие специальных органов обеспечения безопасности характеризуется тенденцией к увеличению их количества и стремлением к объединению в более крупное образование (комитет, министерство).
Смена монархической власти на власть Советов практически полностью уничтожила стройную систему специальных органов, сложившуюся к 1917 году. Новое руководство страны столкнулось с необходимостью существования такой системы и среагировало созданием Всероссийской Чрезвычайной Комиссии при Совете Народных Комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем.
Как и в дореволюционный период, специальные органы обеспечения безопасности развиваться, увеличиваться в количестве и стремиться к объединению в одну более крупную организацию. Таковыми явились НКВД и КГБ. См.: «Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и современность» Ростов на Дону, Феникс, 1999г стр.49
На сегодняшний момент не существует центрального органа, руководящего деятельностью специальных органов обеспечения безопасности. Анализируя историю развития специальных органов, считаю, что такой орган должен образоваться в ближайшем будущем.
Таким образом, в данном параграфе рассмотрена система образования и развития специальных органов обеспечения безопасности в России. Возникновение государства предопределило необходимость возникновения специальных органов обеспечения безопасности. Зародившись на Руси в 9 веке, эти органы прижились и продолжили развиваться. Не имея по началу четкой структуры и четко ограниченного круга задач, прав и обязанностей, органы обеспечения безопасности прошли долгий путь от отдельных агентов князя до министерств с многочисленными инфраструктурами. Разнообразные формы организации этих органов на различных этапах развития преследовали одну цель обеспечить безопасность государства. На мой взгляд, в России постоянно существовала проблема ликвидации и реорганизации органов обеспечения безопасности одним человеком - высшим лицом государства. В качестве примера можно привести реорганизацию Пограничных войск. Считаю необходимым принятие закона, который чётко бы устанавливал решение данной проблемы. На данный момент существование органов обеспечения безопасности обусловлено необходимостью поддержания состояния защищенности личности, общества и государства.
1.2 Понятие специальных органов обеспечения безопасности в Российской Федерации
Для исследования правовых основ организации управления в системе специальных органов обеспечения безопасности, как, впрочем, и для исследования любого явления необходимо определиться с понятийным аппаратом, четко очертить границы той или иной категории. В первую очередь считаю целесообразным определиться с понятием «безопасность».
Конституция Российской Федерации определяет Россию как демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Соблюдение, защита, при необходимости восстановление прав и свобод прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Гарантией защиты прав и законных интересов личности, общества, государства служит система органов обеспечения безопасности в РФ.
Определение «безопасность государства» в официальных изданиях РФ появилось в Кратком словаре специальных терминов для руководящего состава Вооруженных Сил РФ, изданном в 1994 году. Вот это определение: «Безопасность государства национальная - состояние, при котором обеспечивается защита жизненно важных интересов государства и гражданского общества в экономической, политической, военной, экологической, гуманитарной и других областях». См.: Экономика национальной безопасности» //Военная мысль - 2005,№3 стр64
Закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства в РФ КРФ, Закон «О безопасности» от 5 марта 1992 года, ряд других законов и нормативных актов РФ, регулирующих отношения в области безопасности, конституции, законы и нормативные акты республик в составе РФ и субъектов РФ, принятые в рамках их компетенции по данному вопросу, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные РФ.
В законодательном порядке определена система безопасности и её функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за их деятельности.
Ст.1 Закона «О безопасности» устанавливает, что безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Безопасность является важнейшей потребностью человека, общества, государства. Без ее обеспечения не может быть ни благосостояния ни развития. Отношения безопасности призваны гарантировать людям возможность трудиться, удовлетворять свои потребности, наслаждаться жизнью, совершенствоваться. См.: Экономика национальной безопасности» //Военная мысль - 2005, №3 стр74
Основной смысл безопасности заключается в отсутствии опасности. Если же возникают угрозы интересам или существованию личности, общества, государства, то, стремясь защититься от них, люди нанимают охрану, создают защитные органы и т.д. чем достигается состояние защищенности. Однако этим можно достичь лишь шаткого равновесия между угрозами и средствами противодействия им. Для кардинального же решения проблемы безопасности необходимо устранить саму угрозу, создав тем самым состояние безопасности. Для этого нужно, чтобы субъекты безопасности (человек, общество, государство) хотели и умели это делать, обладали могуществом. В условиях лавинообразного нарастания всевозможных опасностей без адекватного роста могущества, способности преодолевать и снимать возникающие угрозы интересам и существованию человечества оно неминуемо подойдет катастрофе.
Итак, безопасность означает: во - первых, отсутствие опасности для нормальной жизнедеятельности человека (коллектива, общества, человечества); во - вторых, надежную защищенность при возникновении угроз; в - третьих, способность преодолевать и устранять угрозы, имея для этого адекватные средства, структуры, силы, то есть, обладая могуществом. Можно предложить следующее определение могущества: способность преодолеть всевозможные угрозы нормальному функционированию общества и жизни его граждан, опираясь на имеющиеся в готовности силы и средства, адекватные возникающим угрозам.
В зависимости от источников угроз различают внутреннюю и внешнюю безопасность; по уровню интересов следует выделять личную, коллективную, национальную, региональную и глобальную безопасность; по функциональному признаку - экономическую, политическую, военную, информационную, экологическую, энергетическую и многие другие виды.
Национальная безопасность представляет собой многоуровневую систему, которая формируется в русле объективных процессов, как под прямым, так и опосредованным воздействием множества факторов. В их числе географические, природно-климатические, демографические., социально - политические, экономические, военно-политические, этнические, нравственно - этические и иные условия, культурные, национальные, религиозные традиции и так далее. Главными элементами этой системы являются личность как биосоциальная система, социальная группа, общество, государство, народ. В то же время сама национальная безопасность - это элемент макросистемы, который функционирует в динамичной взаимосвязи с другими её составляющими. Отсюда можно определить национальную безопасность как совокупность связей и отношений, характеризующих такое состояние личности, социальной группы, общества, государства, народа, при котором обеспечивается их устойчивое, стабильное существование, удовлетворение и реализация их потребностей, способность к эффективному парированию внутренних и внешних угроз, саморазвитию и прогрессу. См.: «Национальная безопасность: ценности, интересы и цели» //Военная мысль - 2005г - №6 - стр29
Образующие внутреннюю структуру национальной безопасности системы - личность, социальная группа, общество, государство, народ - являются субъектами и в то же время объектами национальной безопасности. Каждая из них важна, своеобразна, самоценна, относительно самостоятельна, имеет сложнейшую структуру. И все же некоторым их них принадлежит особая роль. К примеру, личность входит в качестве общего, базового элемента в остальные системы, оказывает на них определяющее влияние, то есть играет системообразующую роль. Государство в силу присущих ему функций управления и защиты выступает регулятором внутренних и внешних взаимосвязей национальной безопасности, ее основным субъектом. Народ - главный создатель и хранитель национального достояния и достоинства - является стержневым объектом национальной безопасности, определяющим её параметры как системы. 2
Будучи элементами собственной структуры национальной безопасности, все перечисленные системы могут быть классифицированы как внутренние. Принципиально важно, что вместе они дают не просто арифметическую сумму, а некий качественно новый интегральный результат целостность, способность к развитию и гармонизации, устойчивость, защищенность от деструктивных воздействий.
Наряду с указанными существует целый ряд систем более высокого порядка, которые являются по отношению к системе национальной безопасности внешними. Это, прежде всего регион - система, включающая весь спектр взаимоотношений народов и государств определенного района земного шара; мировое сообщество -- глобальная система, объединяющая все государства, все народы нашей планеты; природа - система, охватывающая среду обитания человечества.
Безопасность государства - необходимое и динамичное состояние его относительной неуязвимости, определяющее характер взаимодействия с внешним миром. Оно выражается в соотношении стратегических целей государства, его экономических, военных, политике - дипломатических и других возможностей с возможностями и влиянием вероятных противников и конкурентов, союзников и партнеров, а также нейтральных государств.
Безопасность государства преимущественно обеспечивается совместными действиями внешнеполитических, силовых и координирующих органов государства путем гибкого использования экономических, военных и политических (дипломатических, информационных, пропагандистских, общественных) средств в условиях явного или скрытного, прямого или косвенного воздействия разнообразных внешних факторов, неблагоприятно сказывающихся на обстановке в стране, на принятии решений в сфере обеспечения жизнедеятельности и развития государства, а также его системы безопасности. Безопасность государства может рассматриваться как мера его влиятельности в международных отношениях.
Таким образом, Безопасность государства - урегулированная нормами права система общественных отношений, выражаемая в защищенности жизненно важных интересов государства (конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, обороноспособность и др.) как основного института политической системы современного российского общества от внешних и внутренних угроз, позволяющая ему функционировать и развиваться.
Безопасность государства является одним из важнейших элементов системы безопасности (национальной) России. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. См.: «Национальная безопасность: ценности, интересы и цели» //Военная мысль - 2005г - №6 - стр43
Безопасность общества- урегулированная нормами права и морали система общественных отношений, выражаемая в защищенности жизненно важных интересов человека, общественного порядка, нормального функционирования государственных органов и общественных организаций от угроз, исходящих от деяний лиц, совершающих правонарушения или нарушающих нормы морали, явлений негативного природного и техногенного характера.
Безопасность охраняемого лица (личности) - его защищенность от физического или психологического насильственного или иного посягательства, угрожающего его жизни, здоровью или создающего угрозу нанесения иного вреда, позволяющая ему беспрепятственно принимать решения и совершать необходимые действия. Обеспечивается системой нормативно - правовых, организационных, режимно - охранных, оперативно - розыскных, технических иных мероприятий.
Ст. 2 Закона «О безопасности» определяет, субъектов обеспечения безопасности.
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
Законодателем определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. См.: «Административное право», Москва, Юристъ, 2000г стр75
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения-безопасности.
Обеспечение безопасности осуществляется на основании принципов: законности; соблюдения балансов жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности личности, общества и государства в вопросах обеспечения безопасности; интеграции с международными системами безопасности.
При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод в письменной форме и в сроки, установленные законом.
Систему безопасности Российской Федерации образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие на законном основании участие в обеспечении безопасности, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Согласно ст. 8 Закона РФ «О безопасности» создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается. См.: «Национальная безопасность: ценности, интересы и цели» //Военная мысль - 2005г - №6 - стр43
Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации. Президент Российской Федерации возглавляет Совет безопасности Российской Федерации.
Совет безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности.
Совет безопасности Российской Федерации рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка и ответствен перед Верховным Советом Российской Федерации за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Следующим понятием, которое необходимо обозначить является «управление в органах безопасности».
Управление в специальных органах обеспечения безопасности - это система обеспечивающих действий, которые позволяют руководителям создавать, поддерживать и развивать различные внутренние условия для успешной служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев) См.: «Курс административного права и административного процесса», Ю.А.Тихомиров Москва, Юринформцентр, 1998г стр40. Оно характеризуется следующими признаками:
1) выполнение общезначимых функций;
2) нормативно распорядительное регулирование;
3) подзаконный характер деятельности;
4) использование властных полномочий;
5) непрерывный и оперативный характер деятельности;
9) деятельность иерархически построенного аппарата управления;
10) профессиональный персонал;
11) административное усмотрение.
Вообще назначение управления состоит в упорядочении тех либо иных заранее уже заданных (реально существующих) технических, биологических и социальных систем. А назначение управления в специальных органах заключается в том, чтобы в интересах успешной служебной деятельности различных организационных звеньев (исполнителей) руководители могли иметь в наличии следующие внутренние условия:
1) созданные заранее формальные системы управления в организационных звеньях;
2) отрегулированные в ходе функционирования формальные системы управления в организационных звеньях;
3) обновленные при необходимости формальные системы управления в организационных звеньях;
4) подобранные наиболее пригодные для служебной деятельности исполнители;
5) профессионально подготовленные для служебной деятельности исполнители;
6) заинтересованные в результатах служебной деятельности исполнители;
7) обеспеченные ресурсами для служебной деятельности исполнители;
8) оцененные в ходе служебной деятельности исполнители;
9) спланированные заранее процессы служебной деятельности;
10) оцененные по завершении процессы служебной деятельности. См.: «Основы управления в органах безопасности» В.И.Махинин, Москва, Издатель Шумилова И.И., 2001г. стр12
Организация управления в специальных органах безопасности строится в соответствии с существенными правилами управленческой деятельности (принципами), соблюдая которые руководители могут формировать, поддерживать и развивать необходимые условия, достаточные для успешности служебной деятельности исполнителей, функционирования различных организационных звеньев. (См. Приложение 5)
Под «правовыми основами управления» понимается правовая регламентация, т.е. организационная формализация статуса систем управления и процессов их функционирования путем установления правовых правил, с помощью которых создаются, поддерживаются и развиваются организационные условия успешной деятельности различных организационных звеньев.
Одни нормы закрепляют должное поведение различных субъектов, от которого они не имеют права уклоняться при наступлении определенных ситуаций. Диспозиции этих норм содержат предписания. Другие - определяют границы и содержание возможного поведения субъектов. Их диспозиции содержат дозволения. Третьи - запрещают определённые деяния. Содержанием их диспозиций являются запреты.
Одна из наиболее важных составляющих правовой регламентации вообще есть правовая регламентация организационно - правового статуса систем управления, которая осуществляется с помощью правовых актов, основными из которых являются положения, должностные инструкции и штаты.
Положения - правовые акты, определяющие порядок образования и правовое положение, обязанности и права, строение и организацию функционирования органов безопасности или их подразделений.
Различные положения могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые положения подготавливаются для однотипных организационных звеньев: органов безопасности ил их подразделений. При наличии типовых индивидуальные разрабатываются на их основе. См.: «Основы управления в органах безопасности» В.И.Махинин, Москва, Издатель Шумилова И.И., 2001г. стр23
Все положения можно разделить на два основных класса:
1) положения об органах безопасности;
2) положения о подразделениях органов безопасности.
Положения об органах безопасности - это правовые акты, определяющие организационно - правовой статус государственных бюджетных центральных органов безопасности, территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках.
Содержание текстов положений об органах безопасности может включать в свой состав следующие разделы:
1) общие положения;
2) основные задачи и функции;
3) права и обязанности;
4) руководство;
5) взаимоотношения и связи;
6) контроль и ревизия деятельности;
7) реорганизация и ликвидация.
Кроме того, в органах безопасности могут создаваться и примениться нормативные акты, регламентирующие различные виды деятельности в сфере процессно-организационного управления, к которым относятся инструкции (методические рекомендации): по планированию служебной деятельности (и отчетности) исполнителей; по контролированию служебной деятельности исполнителей; по оцениванию процессов служебной деятельности исполнителей, накоплению и использованию опыта. См.: «Основы управления в органах безопасности» В.И.Махинин, Москва, Издатель Шумилова И.И., 2001г. стр12
И, наконец, самостоятельное значение могут иметь нормативные акты (инструкции либо методические рекомендации), определяющие порядок: Формирования, применения и оценки управленческих решений; приема и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан; подготовки и проведения заседаний коллегий, советов, различных совещаний и т.д.
К определению «специальные органы» следует подходить очень корректно, так как в законодательстве нет специально сформулированного понятия. Оно сложилось в ходе многолетней практики и достаточно широко используется в документах ненормативного характера, в публикациях, в теле и радиопередачах.