p align="left">Считаю, что на данный момент, руководство страны уделяет достаточное внимание вопросам деятельности ФСБ (определение базовых элементов - ФЗ «О ФСБ РФ») и своевременно реагирует на изменение остановки (решение вводных - ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ» от 13.10.2000г.,
Указ Президента РФ «Вопросы ФСБ РФ» от 11.06.2001г., Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о ФСБ РФ и ее структуры» от 11.08.03 и т.д.).
2.2 Управление в системе Федеральной Службы Охраны и органов внешней разведки Российской Федерации
Безопасность государства невозможно обеспечить в отсутствии средств
противодействия внешним угрозам. Именно угрозы извне являются наиболее масштабными по воздействию, требуют наибольших затрат для их устранения. На мой взгляд, целесообразнее не устранять и противостоять внешним угрозам, а предупреждать их появление. Для достижения этой цели необходимо постоянное ведение наблюдения за вероятным противником, и при появлении условий возникновения негативных для нашей страны факторов принимать меры к их блокированию, а при невозможности такого действия к постоянному контролю за их развитием.
В связи с вышесказанным, считаю необходимым провести исследование правовых основ организации органов внешней разведки более подробно.
На современном этапе развития Российского государства ярко обозначилась насущная потребность создания и четкого функционирования практически новой правовой системы, способной обеспечить развитие и укрепление демократических основ общественной жизни, развитие рыночных отношений, соблюдение прав и свобод личности, защиту материальных и духовных ценностей общества, а также обеспечить соответствующими средствами безопасность государства. Важнейшее место при этом должно отводиться законодательному и правовому регулированию общественных отношений в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации, в том числе статусу, организации и деятельности органов внешней разведки.
Несомненную ценность для рассмотрения вопроса правовых основ организации и деятельности органов внешней разведки Российской Федерации представляет, наряду с другими, содержащееся в ст. 12 Закона Российской Федерации «О безопасности» положение о том, что органы внешней разведки и Вооруженные Силы Российской Федерации включаются в состав сил обеспечения безопасности. Обеспечение безопасности России опирается также на другие законодательные акты, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Ряд из них непосредственно касается внешней разведки Российской Федерации и деятельности ее органов.
Так, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г № 24 отмечается, что усиливаются угрозы национальной безопасности в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира. Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере. При этом усилению негативных тенденций способствует затянувшийся процесс реформирования военной организации Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы.
На фоне растущих угроз в ключевых для нашей страны сферах в Концепции отдельным положением подчеркивается, что особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеет эффективное использование и всестороннее развитие возможностей разведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников. По смыслу Концепции, под возможностями разведки в ней понимаются, прежде всего, возможности внешней разведки Российской Федерации.
Основным законодательным актом, определяющим статус, основы организации и функционирования внешней разведки Российской Федерации, а также порядок контроля и надзора за ее деятельностью, является Федеральный закон «О внешней разведке».
1) службой внешней разведки Российской Федерации - в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
2) органом внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;
3) органом внешней разведки Федеральной службы специальной связи и информации - в политической, экономической, военной и научно -технической сферах путем использования радиоэлектронных средств;
4) органом внешней разведки пограничных органов Российской Федерации - в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации.
Разведывательная деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом «О федеральной службе безопасности Российской Федерации».
Указанный Федеральный закон рассматривает внешнюю разведку Российской Федерации как составную часть сил обеспечения безопасности Российской Федерации и определяет ее через совокупность специально создаваемых государством органов - органов внешней разведки Российской Федерации. Исходя из закона органы внешней разведки могут быть двух видов:
а) самостоятельные (имеющие статус федеральных органов исполнительной власти);
б) входящие в структуру федеральных органов исполнительной власти.
Федеральный закон «О внешней разведке» (действующий в редакции 1996 г. с изменениями, внесенными 30.06.03 г.), в ст. 11 содержит перечень органов внешней разведки, который включает:
· Службу внешней разведки Российской Федерации, осуществляющую разведывательную деятельность в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами страны;
· орган внешней разведки Минобороны Российской Федерации, осуществляющий разведывательную деятельность в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.
Наряду с этим в соответствии с решением Президента Российской Федерации в 2000 г. был создан еще один орган - орган внешней разведки ФСБ Российской Федерации (такое право Президента РФ предусмотрено ч. 3 ст. 10 ФЗ «О внешней разведке»). В последующем в Федеральном законе «О федеральной службе безопасности» (с изменениями от 30.06.03 г.) была предпринята попытка на законодательном уровне определить статус нового органа внешней разведки. В частности, ст. 11 устанавливает, что разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с ФЗ «О внешней разведке». См.: «Правовое регулирование деятельности ФСБ по обеспечению национальной безопасности РФ» Н.П.Патрушев, И.Л. Трунов, Научно-практический комментарий стр243
Внесенные в связи с этим изменения в ст. 11 ФЗ «О внешней разведке» носили лишь технический характер. К сожалению, ни в ФЗ «О федеральной службе безопасности», ни в ФЗ «О внешней разведке» не нашел отражения такой важный, на наш взгляд, вопрос, как сферы деятельности органа внешней разведки ФСБ. Их можно выделить лишь исходя из перечня обязанностей органов ФСБ, который включает: добывание разведывательной информации в интересах обеспечения безопасности России, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала; осуществление внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории Российской Федерации. В связи с этим представляется необходимым определить сферы деятельности органа внешней разведки ФСБ в ФЗ «О внешней разведке», четко разграничив их со сферами деятельности других органов внешней разведки. Это позволит исключить возможное дублирование в их работе и неоправданное совмещение задач и функций.
Согласно ст.1 ФЗ «О внешней разведке» от 10.01.1996г. Внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов - органов внешней разведки Российской Федерации - является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных настоящим Федеральным законом методов и средств.
Для осуществления разведывательной деятельности законодатель определил конкретные способы;
1) добывание и обработка информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц;
2) оказание содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации не допускается.
Органы внешней разведки Российской Федерации для достижения целей разведывательной деятельности вправе использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, снятие информации с технических каналов связи, а также другие методы и средства, отвечающие требованиям части второй настоящей статьи.
Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки Российской Федерации.
Создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки Российской Федерации осуществляются в порядке, устанавливаемом федеральным законом, регулирующим образование федеральных органов исполнительной власти.
Решения о создании, о реорганизации и об упразднении органа внешней разведки Российской Федерации в составе федерального органа исполнительной власти принимаются Президентом Российской Федерации по представлению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Положения об органах внешней разведки Российской Федерации утверждаются Президентом Российской Федерации.
Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.
Президент Российской Федерации:
1) определяет задачи разведывательной деятельности;
2) контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;
3) принимает в пределах полномочий, определяемых федеральными законами, решения по вопросам, связанным с внешней разведкой Российской Федерации, в том числе по вопросам целесообразности заключения договоров межведомственного характера между органами внешней разведки Российской Федерации и разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;
4) назначает руководителей органов внешней разведки Российской Федерации.
Обеспечение собственной безопасности осуществляется органами внешней разведки Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно - розыскной деятельности». Необходимо отметить, что разведывательная деятельность органов внешней разведки не возникает и не осуществляется хаотично, по прихоти чиновников, она подчинена конкретным целям:
1) обеспечение Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно - технической и экологической областях;
2) обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
3) содействие экономическому развитию, научно - техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.
Разведывательная деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом «О федеральной службе безопасности Российской Федерации». Проанализировав изученный материал, можно сделать вывод о том, что Служба внешней разведке является центральным звеном в системе специальных органов обеспечения безопасности, обеспечивающих защиту от внешних угроз. В наличии имеется стройная система нормативно - правовых актов, регулирующих разведывательную деятельность. Законодатель определил понятие внешней разведки, цели деятельности органов внешней разведки, принципы их деятельности (включены как общеправовые, так и специальные), определены силы и средства.
Достижение целей разведывательной деятельности обеспечено предоставлением органам внешней разведки определенных полномочий (причем для более рационального достижения целей каждому органу внешней разведки, входящему в систему различных федеральных органов исполнительной власти определена своя сфера осуществления разведывательной деятельности).
Рассмотрим систему управления в Федеральных органах государственной охраны.
В советский период функции охраны высшего руководства Коммунистической партии и Советского Правительства возлагались на органы государственной безопасности, в частности на 9-е управление КГБ СССР. В ноябре 1991 года в связи с реорганизацией КГБ это управление было преобразовано в самостоятельное ведомство - Главное управление охраны РФ. В конце 1993 года из Главного управления охраны РФ (ГКО РФ) было выделено самостоятельное подразделение, образовавшее новый специальный орган - Службу безопасности Президента РФ (СБП РФ). В связи с принятием 24 апреля 1996 года Федерального Закона «О государственной охране» ГУО РФ от 19 июня 1996 года было переименовано в Федеральную службу охраны РФ (ФСО России). В соответствии с Указом Президента РФ № 1013 от 2 июля 1996 года «О мерах по совершенствованию деятельности федеральных органов государственной охраны» и п. 13 Положения о Федеральной службе охраны РФ, утвержденного Указом Президента РФ 2 августа 1996 года, Служба безопасности Президента РФ и Президентский полк вошли в состав ФСО России.
Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи (далее - специальная связь) и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам (далее - государственные органы).
Государственная охрана - функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. См.: А.П.Рыжаков «Правоохранительные органы», Москва, Инфра-М, 2001г стр59
Государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны.
В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.
Руководство ФСО России осуществляют Президент РФ и Правительство РФ в пределах своих полномочий.
Непосредственное управление ФСО России возглавляет Руководитель ФСО России, который подчинен Президенту РФ. Структуру ФСО России утверждает Президент РФ.
ФСО России обеспечивает безопасность Президента РФ, а также предоставляет государственную охрану лицам, замещающим государственные должности РФ в течение срока их полномочий: Председателю Правительства РФ, Председателю Государственной Думы, Председателю Конституционного Суда, Председателю Высшего Арбитражного Суда, Генеральному прокурору. При необходимости государственная охрана может быть предоставлена членам Совета Федерации, депутатам Государственной, другим лицам в соответствии с распоряжениями Президента РФ.
Президенту Российской Федерации со дня официального объявления о его избрании предоставляется государственная охрана в местах его постоянного и временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона. Президент Российской Федерации в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны. По истечении срока полномочий Президенту Российской Федерации государственная охрана предоставляется пожизненно.
В течение срока полномочий Президента Российской Федерации государственная охрана предоставляется членам его семьи, проживающим совместно с ним или сопровождающим его.
ФСО России обеспечивает также безопасность глав иностранных государств, правительства и иных лиц иностранных государств во время пребывания их на территории РФ,
ФСО России обеспечивает безопасность объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда; защищает здания, строения, сооружения и другие охраняемые объекты; обеспечивает в пределах своих полномочий организацию и функционирование президентской связи; участвует в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом; выявляет, предупреждает и пресекает преступления и иные правонарушения на охраняемых объектах.
В состав федеральных органов государственной охраны входят:
-ФСО России, имеющая в своем составе службы, управления и другие подразделения, в том числе дислоцированные в субъектах Российской Федерации, которые непосредственно реализуют деятельность федеральных органов государственной охраны, а также подразделения, исполняющие управленческие функции;
-управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, центры специальной связи и информации ФСО России (далее - территориальные органы);
-подразделения связи специального назначения ФСО России;
-образовательные, научно-исследовательские и иные организации, подведомственные ФСО России, которые обеспечивают деятельность федеральных органов государственной охраны (далее - подведомственные организации).
ФСО России в установленном порядке образует структурные подразделения, территориальные органы, подразделения связи специального назначения и подведомственные организации.
ФСО России осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы.
ФСО России организует в пределах своих полномочий взаимодействие государственных органов обеспечения безопасности и осуществляет координацию их деятельности в сфере государственной охраны, специальной связи и информации.
ФСО России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, а также со специальными службами, правоохранительными органами и организациями иностранных государств. См.: Комментарий к ФЗ «Об оперативно - розыскной деятельности» Шумилова И.И.Москва 2004.стр156
Структура федеральных органов государственной охраны:· Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России).· Управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, центры специальной связи и информации ФСО России.· Подразделения связи специального назначения ФСО России.· Образовательные, научно-исследовательские и иные организации, подведомственные ФСО России, которые обеспечивают деятельность федеральных органов государственной охраны.Таким образом, федеральные органы государственной охраны осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях обеспечения безопасности высших органов законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации и их должностных лиц.Рассмотрению правовых основ организации управления в Службе внешней разведки и Федеральных органах государственной охраны посвящен заключительный параграф второй главы.В нем определена нормативно - правовая база, на основе которой организуется разведывательная деятельность, уточнены способы ее осуществления, выделены цели и принципы данной деятельности.Описание закрепленных законодателем полномочий органов внешней разведки и органов государственной охраны определяет потребность личности, общества и государства в таких органах, раскрывает их сущность.Освещение специфических особенностей деятельности органов внешней разведки и органов государственной охраны, входящих в структуры различных органов исполнительной власти позволяет полнее уяснить закономерности осуществления разведывательной деятельности в различных сферах, федеральные органы государственной охраны осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях обеспечения безопасности высших органов законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации и их должностных лиц.Основная проблема заключается в том, что выбранная мною тема находит отражение в специальной литературе, но не так полно как хотелось бы. Недостаток данной литературы, на мой взгляд, в том, что она освещает лишь тот или иной аспект правовых основ организации управления. А настоящее время управление в органах безопасности считается одним из важнейших факторов повышения эффективности различных видов служебной деятельности, достижения успехов теми или иными организационными звеньями, в том числе: органами безопасности, их подразделениями, сотрудниками подразделений, аппаратами внештатных сотрудников, внештатными сотрудниками.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦель выпускной квалификационной работы на наш взгляд достигнута, поскольку исследованы и проанализированы все особенности организации управления в специальных органах обеспечения безопасности.Поставленные задачи решены: были рассмотрены особенности развития правовых основ деятельности специальных органов обеспечения безопасности; содержания, формы, методы и средства организации управления в специальных органах безопасности; технологии формирования правовых основ организации управления в специальных органах обеспечения безопасности.Вышеизложенный порядок исследования, на мой взгляд, наиболее целесообразен, так как изучение поставленной проблемы начинается с освещения исторического аспекта, что позволяет понять закономерности развития и действия этих закономерностей в настоящий момент.По положениям,выносимым на защиту:
По первому положению: «Существование органов обеспечения безопасности обусловлено необходимостью обеспечения состояния защиты личности, общества, государства. В связи с этим необходимо внести в нормативные правовые акты определение понятия « специальные органы »:
Рассмотрение истории развития специальных органов обеспечения безопасности позволяет сделать вывод о том, что подобные органы на Руси появились в 9 веке. Обусловлено это, на мой взгляд, образованием государства, а следовательно возникновением обязанности обеспечения безопасности.
Первоначально специальной деятельностью по обеспечению безопасности занимались отдельные лица (богатыри, агенты князя) по мере возникновения такой необходимости.
Появление именно органов, занимающихся такой деятельностью можно отнести к 1565 году, когда Иваном Грозным была учреждена Опричнина.
С этого момента специальные органы обеспечения безопасности стали активно развиваться и к 17 веку являлись необходимым атрибутом монархической власти.
Тем не менее, центрального органа, координирующего деятельность всей системы не существовало. Считаю, что это можно объяснить отсутствием достаточного для создания такого органа опыта.
Разрешил эту проблему Приказ тайных дел, созданный в 1654 году. Дальнейшее развитие специальных органов обеспечения безопасности характеризуется тенденцией к увеличению их количества и стремлением к объединению в более крупное образование (комитет, министерство).
Смена монархической власти на власть Советов практически полностью уничтожила стройную систему специальных органов, сложившуюся к 1917 году. Новое руководство страны столкнулось с необходимостью существования такой системы и среагировало созданием Всероссийской Чрезвычайной Комиссии при Совете Народных Комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем.
Как и в дореволюционный период, специальные органы обеспечения безопасности развиваться, увеличиваться в количестве и стремиться к объединению в одну более крупную организацию. Таковыми явились НКВД и КГБ.
На сегодняшний момент не существует центрального органа, руководящего деятельностью специальных органов обеспечения безопасности. Анализируя историю развития специальных органов, считаю, что такой орган должен образоваться в ближайшем будущем.
На мой взгляд, в России постоянно существовала проблема ликвидации и реорганизации органов обеспечения безопасности одним человеком- высшим лицом государства. В качестве примера можно привести реорганизацию Пограничных войск. Считаю необходимым принятие закона, который чётко бы устанавливал решение данной проблемы. На данный момент существование органов обеспечения безопасности обусловлено необходимостью поддержания состояния защищенности личности, общества и государства.
По второму положению: «Так как в Российской Федерации идёт реорганизация в системе специальных органов, то необходимо внести изменения в законодательство, чтобы ликвидация специальных органов базировалась на федеральном законе, а не на волеизъявлении главы государства »:
Хотя законодатель и не определил понятие «специальных органов обеспечения безопасности», но такое явление имеет место быть. Наиболее целесообразным критерием выделения таких органов, по - моему мнению, является право осуществления разведывательной, контрразведывательной и розыскной деятельности.
Система специальных органов обеспечения безопасности имеет свою нормативно - правовую базу, регламентирующую как деятельность данной системы, в общем, так и особенности деятельности различных специальных органов.
Для обоснования такого высказывания мной предпринята попытка уточнения понятий «правовые основы», организация управления», «специальные органы», «безопасность». Рассмотрены данные понятия, в общем, и применительно к сфере обеспечения безопасности.
По третьему положению: «Специальными органами обеспечения безопасности являются не все органы, обеспечивающие безопасность, а лишь те из них, которые законодатель наделил правом осуществления разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельностью»:
Законодатель изложил определение оперативно - розыскной деятельности в ст.1 ФЗ «Об ОРД», В соответствии с ней это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об ОРД», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно -- розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Оперативно - розыскную деятельность отличает от других видов сыскной деятельности, прежде всего цель - защита от преступных посягательств (субъективный момент), а сближает применение специальных сил, средств и методов (объективный момент). Именно эти моменты являются определяющими при выделении из всех перечисленных видов сыскной деятельности общей сферы правоотношений -- уголовно-розыскной.
Хотя законодатель и не определил понятие «специальных органов обеспечения безопасности», но такое явление имеет место быть. Наиболее целесообразным критерием выделения таких органов, по - моему мнению, является право осуществления разведывательной, контрразведывательной и розыскной деятельности.
Система специальных органов обеспечения безопасности имеет свою нормативно - правовую базу, регламентирующую как деятельность данной системы, в общем, так и особенности деятельности различных специальных органов.
По четвертому положению: «Органы Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации являются одним из наиболее значимых элементов в системе специальных органов обеспечения безопасности»:
Органы Федеральной службы безопасности РФ являются одним из наиболее значимых в системе специальных органов обеспечения безопасности элементом. Деятельность этих органов четко регламентирована законодательством. Нормативными правовыми актами определены их назначение, правовые основы, принципы деятельности, полномочия, силы и средства, а также порядок контроля и надзора за их деятельностью.
Особенности деятельности органов Федеральной службы безопасности обусловлены предоставлением возможности ее осуществления, как в нашей стране, так и за рубежом при наличии определенных в законе оснований.
Особенности правового регулирования существования и осуществления деятельности органов Федеральной службы безопасности освещены в первом параграфе второй главы. Дается понятие органов Федеральной службы безопасности, определяется ее назначение, методы, а также силы и средства, позволяющие выполнять данным органам, стоящие передними задачи.
Исследование проведено на основе рассмотрения нормативно правовых актов, регулирующих деятельность органов Федеральной службы
безопасности.
Считаю, что на данный момент, руководство страны уделяет достаточное внимание вопросам деятельности ФСБ (определение базовых элементов - ФЗ «О ФСБ РФ») и своевременно реагирует на изменение остановки (решение вводных - ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ» от 13.10.2000г., Указ Президента РФ «Вопросы ФСБ РФ» от 11.06.2001г., Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о ФСБ РФ и ее структуры» от 11.08.03 и т.д.).
СПИСОКНОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативные акты:
а) международные
1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН(XXV) от 16 декабря 1970 г. «Декларация об укреплении международной безопасности» //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.2. Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.)//Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006года.3. Соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности (Кишинев, 7 октября 2002 г.) //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.
б) нормативные акты Российской Федерации:
1. Конституция Российской Федерации 1993 года//Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 30 декабря 2001 года //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.
3. Уголовный Кодекс Российской Федерации 13 июня 1996 года //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.
4. Уголовно - процессуальный Кодекс Российской Федерации 18 декабря 2001 года //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.
5. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.
6.Федеральный Закон «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995г.№40-ФЗ //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.
7.Федеральный Закон «О внешней разведке» от 10 января 1996 г.№5-ФЗ //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.
8.Федеральный Закон «О государственной охране» от 27 мая 1996г. №57-ФЗ //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.
9.Федеральный Закон «Об Оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.
10.Федеральный Закон «О противодействии терроризму» от 10 марта 2006 г. №130-ФЗ //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.
11.Федеральный Закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.
12.Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998г. № 53-ФЗ //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.
13.Федеральный Закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998г.№ 76-ФЗ //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.
14.Федеральный Закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от.26 февраля 1997г. № 31-ФЗ //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.
15.Федеральный Закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ» от 06 февраля 1997г. № 27-ФЗ //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.16.Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.17.Закон Российской Федерации №2446-1 от 5 марта 1992 года «О безопасности» //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.18.Закон Российской Федерации «О Государственной границе РФ» от 1 апреля 1993г. №4730-1 //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.19.Закон Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. №1026-1 //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.20.Указ Президента РФ №314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.21.Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 870 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.22.Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г. N 318 «Об утверждении Положения об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках)» //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.23.Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (с изменениями от 11 июля 2004 г.) //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.24.Указ Президента РФ от 7 августа 2004 г. N 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» (с изменениями от 28 декабря 2004г., 22 марта 2005 г.) //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.25.Указ Президента РФ от 28 июля 2004 г. N 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.26.Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил РФ и совершенствованию их структуры» от 16 июля 1997г. №1392 //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.27.Указ Президента Российской Федерации «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» от 12 февраля 1993г. № 209 //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.28.Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 декабря 1998 г. N 3346-II ГД «О деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации» //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.29.Постановление Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. N 386 «Об утверждении перечня должностей, на которых проходят службу граждане Российской Федерации, подлежащие обязательной государственной дактилоскопической регистрации» (с изменениями от 9 февраля 2001 г., 8 августа 2003 г., 6 февраля 2004 г.) //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.30.Положение «О Федеральной службе охраны Российской Федерации» (утв. Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. N 1013) (с изменениями от 28 декабря 2004 г., 22 марта 2005 г.) //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.31.Положение «О Федеральной службе безопасности Российской Федерации» (утв. Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960) (с изменениями от 11 июля 2004 г.) //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.32.Приказ Директора ФСБ РФ от 27 марта 2004 г. № 200/ДСП «Об утверждении положения о Пограничной Службе ФСБ РФ» //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.33.«Основы пограничной политики» Сборник Нормативно-правовых актов №7 //Справочная правовая информационная система «Гарант». По состоянию на 1 апреля 2006 года.
Специальная литература:
1. А.Ю.Шумилов «Спецслужбы России: законы и комментарий», учебное пособие, Москва, Юристъ, 1997г.
2. С.А.Воронцов «Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и современность» учебное пособие, Ростов на Дону, Феникс, 1999г.
3. Ю.А.Тихомиров «Курс административного права и административного процесса», Москва, Юринформ центр, 1998г.
4. Ю.М.Козлов и Л.Л.Попов «Административное право», Москва, Юристъ, 2000г.
5. А.П.Рыжаков «Правоохранительные органы», Москва, Контракт - Инфра-М, 2001г.
6. А.П. Корнеев Сборник нормативно - правовых актов по административной деятельности органов Внутренних дел, Москва, Щит-М, 1997г.
7. Ю.П.Соловей «Правовое регулирование деятельности милиции в РФ», ВМШ МВД РФ, Омск, 1993г.
8. А.Ю.Шумилов «Оперативно - розыскное законодательство: сборник
нормативных актов и документов», Москва, Фирма АВС, 1997г.
9. С.В.Степашин, В.Л.Шульц «Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления РФ», Санкт-Петербург, 1994г.
10.В.С.Четвериков, В.В.Четвериков «Основы управления в органах Внутренних дел», Санкт-Петербург, 1997г.
11. В.И.Махинин «Основы управления в органах безопасности», Москва, Издатель Шумилова И.И., 2001г.
12.А.Ю.ШумиловИздательШумиловаИ.И.«Проблемы законодательного регулирования оперативно - розыскной деятельности в России», , 1997г.
13. А.Ю.Шумилов «Законодательное регулирование оперативно - розыскной деятельности сил обеспечения безопасности России: разработка научных основ: Монография» в 3-х книгах: кн. 1-я - «Законодательное регулирование оперативно - розыскной деятельности»; кн.2-я - «Научные основы формирования уголовно-розыскного права»; кн. 3-я - «Нормативные модели вариантов правового регулирования оперативно - розыскной деятельности», Москва, Академия ФСБ РФ, 1996г.
14. В.К.Сурков «Оперативно - розыскное законодательство России: пути совершенствования и развития» автореферат диссертации, Москва, НИИ МВД России, 1997г.
15. К.В.Сурков «Принципы оперативно - розыскной деятельности и их правовое обеспечение в законодательстве, регламентирующем сыск» монография, Санкт-Петербург, СПб ЮИ МВД России 1996г.
16. А.Г.Маркушин «Оперативно - розыскная деятельность необходимость и законность», Нижний Новгород, Нижегородский ЮИ МВД России, 1997г.
17. А.Ю.Шумилов «Краткая сыскная энциклопедия», Москва, Издатель Шумилова И.И., 2000г.
18. Ю.М.Козлов, Е.С.Фролов «Научная организация управления и право», Москва,1986г.
19. С.В.Степашин, В.Л.Шульц «Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления РФ», Санкт-Петербург, 1994г.
20. В.Д.Малкова «Теория управления в сфере правоохранительной деятельности», Москва, 1990г.
21. В.С.Четвериков, В.В.Четвериков «Основы управления в органах Внутренних дел», Санкт-Петербург, 1997г.
22. В.И.Махинин «Основы управления в органах безопасности», Москва, Издатель Шумилова И.И., 2001г.
23.В.Н. Бурков, Е.В. Грацианский, С.И. Дзюбко, А.В. Щепкин «Модели и механизмы управления безопасностью». СИНТЕГ, Москва 2001г.
24.В.И.Ярочкин, Я.В.Бузанова «Теория безопасности». Москва, МИР. 2005г.
25.Н.П.Патрушев, И.Л. Трунов «Правовое регулирование деятельности ФСБ по обеспечению национальной безопасности РФ», Научно-практический комментарий. Москва, 2006г.
Периодическая печать:
1. В.М.Чугунов - «Сознание военной безопасности и механизм его формирования в Вооруженных силах РФ» //Военная мысль - 2004г -№2 - стр55
2.В.Л.Манилов - «Национальная безопасность: ценности, интересы и цели» //Военная мысль - 2005г - №6 - стр29
3.А.И.Пожаров - «Экономика национальной безопасности» //Военная мысль - 2005 г -№3 - стр64
4.А.Н.Хаев, Н.В.Смолокотин, И.Ф.Данилин - «Система сил специального назначения: требования и свойства» /Военная мысль -2004г - №6 - стр. ЗО
5.Ю.Ф.Кириллов - «О некоторых аспектах управления повседневной деятельностью войск» //Военная мысль - 1999г - №6 -№6 - стр61
6.А.А.Зданович - «Для борьбы «с военно-морским шпионством»// Военно-исторический журнал - 1999г - №6 - стр34
7. А.А.Зданович - «Как «реконструировали» контрразведку в 1917 г году» //Военно-исторический журнал - 1998г - №3 - стр50
8. А.А.Зданович - «Как Л.Д.Троцкий и Реввоенсовет Республики «потеряли» контрразведку» //Военно-исторический журнал -1999г-№3стр65
9.Публикация В.П.Ямпольского - «Советская разведслужба... является наиболее опасной из всех разведслужб» //Военно-исторический журнал - 1999 г - №1 - стр35
10.А.Н.Ицков - «Разведчик, партизан, военный министр России» // Военно-исторический журнал - 2001г - №1 - стр72
11.В.А.Царьков - «Школа особого назначения» // Военно-исторический журнал - 1999г - №12 стр58
12.Ю.Гармаев - «Оперативно - розыскная деятельность по делам о таможенных преступлениях» //3аконность - 2004г - №5 - стр29
13. В.Рохлин - «Закон РФ «Об оперативно - розыскной деятельности» и прокурорский надзор//3аконность - 1995г -№12 - стр5
14. С.Стрелец - «Применение Закона «Об оперативно - розыскной деятельности в РФ»/3аконность - 2002г - №4 - стр28
16.Ю.Чайка - «Конституционной безопасности страны нужна активная защита» //3аконность - 2003 г - №4 - стр2
17.В.Черновол - «Использование результатов оперативно -розыскной деятельности при расследовании нарушений авторских и смежных прав» //3аконность - 2005 г - №3 - стр35
18. В.И.Зажицкий - «Новый закон об оперативно - розыскной деятельности более совершенен» //Государство и право - 1995г - №12, стр49
19.А.А.Тер-акопов - «Юридическая безопасность человека в РФ» // Государство и право - 2005 г - №9 - стр2
20.В.И.Полубинский - «Уголовный розыск России (1941-2001)» // Журнал российского права - 2001 г - №8 - стр134
22. И.Рыбкин - «В интересах личности, общества, государства» // Ориентир - 1998г - №3 - стр4 »
23. И.Ю.Жинкина - «О понятии «безопасность государства» // США - 1995г - №9 - стр57
24. А. Шумилов - «Оперативно - розыскной закон дает задний ход» // Российская юстиция - 2001г - №7 - стр39
25. Е. Доля - «Закон об оперативно-розыскной деятельности» // Российская юстиция - 2003г - №2 - стр35
26. В. Зажицкий - «Связь оперативно - розыскной деятельности и уголовно - процессуальной деятельности в российском законодательстве» //Российская юстиция - 2004г - №4 -стр51
27. С. Петровский - «Оперативно - розыскные мероприятия в Интернете» / Российская Юстиция - 2005г - №1 - стр67
29.И.Пеняев - «Проблемы теории и практики» // международный журнал 1998г.№1.
30. В. Плугин - «Госбезопасность в Древней Руси», или «Государева дела искатели» //Наука и религия - 1994г - №4 - стр.2 ,№5 - стр52 ,№6-стр54 .№8-стр55 ,№9-стр40, №11 - стр46 , №12-стр24, 1995г-№1- стр.28. №2 -стр16, №3 - стр49, №10 - стр45, 1996г - №5 - стр. ЗЗ
Материалы судебной практики:
1. Решение ВК Верховного Суда РФ от 8 октября 2002 г. N ВКПИ 02-76 «Об отказе в удовлетворении жалобы о признании незаконным приказа ФПС РФ от 5 ноября 1999 г. N 606 «О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Федеральной пограничной службы Российской Федерации»
2. Постановление ВС РФ от 1 апреля 1993 г. N 4731-I «О повторном рассмотрении Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации».
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Структура Особенной канцелярии (1810 г.)
МИНИСТЕРСТВО ПОЛИЦИИ
ОСОБЕННАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ
ДИРЕКТОР
ЭКСПЕДИТОР(3)
ВОЕННЫЙ АГЕНТ(7)
Задачи Особенной канцелярии:
1) стратегическая разведка
2) оперативно-тактическая разведка
3) контрразведка
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Структура Особых отделов ВЧК
13
13
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Структура Народного Комиссариата Внутренних Дел
( 10 июля 1934 г.)
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Структура КГБ СССР (16 мая 1991 г.)
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Типы управления в специальных органах обеспечения безопасности
создание
поддержание
развитие
Кадрово - ресурсное управление, связанное с укомплектованностью
организационных звеньев исполнителями, прфессиональностью и
заинтересованностью, ресурсообеспеченностью и оцениваемостью
подбор
подготовка
активизация
обеспечение ресурсами
оценка деятельности
подготовка кадров
проведение контроля
подведение итогов
Материалы судебной практики:
Решение ВК Верховного Суда РФ от 8 октября 2002 г. N ВКПИ 02-76
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда РФ генерал-майора юстиции Хомчика В.В.,
при секретаре - старшем лейтенанте юстиции Толкуновой Н.М.,
с участием прокурора отдела Главной военной прокуратуры подполковника юстиции Расторгуева В.В.,
заявителя Калинина Н.Н.
и его представителя - адвоката Митюрича Д.А.,
а также представителя Директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации Гапеенко С.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Калинина Н.Н. о признании незаконным приказа Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 5 ноября 1999 года N 606 "О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Федеральной пограничной службы Российской Федерации", установила:
Калинин Николай Николаевич обратился в Верховный Суд РФ с жалобой на приказ ФПС РФ от 5 ноября 1999 года N 606, утверждая, что указанный нормативный акт в отличии от приказа Министра обороны РФ от 21 апреля 1999 г. N 161 и приказа МЧС РФ от 2 июля 1999 г. N 340, изданных по аналогичному вопросу, не содержит указаний, с какого времени сохраняется за военнослужащим право на оклад по прежней воинской должности при его перемещении по организационно-штатным мероприятиям на воинскую должность с меньшим месячным окладом.
В связи с этим, военнослужащие ФПС РФ находятся в худшем положении по сравнению с военнослужащими Министерства обороны и МЧС РФ, что, по мнению заявителя, нарушает его права и свободы как военнослужащего ФПС РФ.
В судебном заседании заявитель Калинин Н.Н. и его представитель - адвокат Митюрич Д.А. изменили свои требования и просили суд обязать Директора ФПС РФ внести в приказ N 606 изменения, определив в приказе конкретные сроки возникновения права на получение сохраненного оклада военнослужащим ФПС - с 16 июля 1997 года и дату начала выплаты сохраненного оклада - не ранее 25 марта 1999 года.
Заслушав объяснения Калинина Н.Н. и его представителя - адвоката Митюрича Д.А., настаивавших на удовлетворении своих требований, представителя Директора Федеральной пограничной службы РФ Гапеенко С.И., возражавшего против требований заявителя, исследовав письменные доказательства и выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении требований заявителю отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит, что жалоба Калинина Н.Н. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Обжалуемый заявителем приказ Директора Федеральной пограничной службы издан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1999 г. N 305 «О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба», которым разрешено Министру обороны Российской Федерации и руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, сохранять за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, назначенными с их согласия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами, месячные оклады по ранее занимаемым воинским должностям на время их военной службы в новых воинских должностях.
При этом мероприятия, связанные с реализацией данного Постановления, осуществляются в пределах ассигнований, предусматриваемых на выплату денежного довольствия военнослужащим в составе расходов федерального бюджета на содержание Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба.
Приказ ФПС РФ от 5 ноября 1999 года N 606 воспроизводит содержащиеся в постановлении Правительства РФ от 17 марта 1999 г. N 305 положения и полностью ему соответствует.
Поскольку в указанном выше постановлении Правительства РФ содержится разрешительная норма, позволяющая соответствующим должностным лицам сохранять за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, назначенными с их согласия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами, месячные оклады по ранее занимаемым воинским должностям на время их военной службы в новых воинских должностях, и указан источник финансирования этого мероприятия, Директор Федеральной пограничной службы РФ, в пределах своих полномочий и исходя из имеющихся финансовых возможностей, вправе был сам определить время, с которого он разрешает осуществление этого мероприятия, что и было им сделано путем издания приказа от 5 ноября 1999 года N 606.
Этот приказ прошел государственную юридическую экспертизу и был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 24 ноября 1999 г. Регистрационный N 1991. Права и свободы военнослужащих пограничных войск этим приказом не нарушены.
Что же касается приказов Министра обороны РФ и МЧС РФ по аналогичному вопросу, на которые обращает внимание в своей жалобе заявитель, то они не могут служить основанием для признания обжалуемого приказа незаконным.
Поскольку в суде не установлено оснований для удовлетворения требований заявителя по оспариваемому им приказу, не подлежит удовлетворению, в соответствии со ст. 91 ГПК РСФСР, и просьба Калинина о возмещении ему расходов на оплату юридической помощи, оказанной адвокатом.
Руководствуясь ст.ст. 191-197, 203, 239-7 ГПК РСФСР, Военная коллегия Верховный Суд Российской Федерации, решила:
Калинину Николаю Николаевичу в удовлетворении жалобы на приказ Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 5 ноября 1999 года N 606 «О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Федеральной пограничной службы Российской Федерации» - отказать.
Калинину Н.Н. в возмещении расходов на оплату юридической помощи - отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 суток со дня его вынесения