Основные направления в организации мер противодействия организации (содержания) притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ
p align="left">Исходя из изложенного, под незаконным оборотом наркотиков в широком смысле слова следует понимать производство, изготовление, переработку, распределение, ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемых физическими и юридическими лицами в нарушение законодательства РФ. Незаконный оборот наркотиков в уголовно-правовом (узком) смысле слова - это производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, сбыт наркотических средств, психотропных веществ, склонение к их потреблению, осуществляемые физическими лицами, достигшими возраста уголовной ответственности, в нарушение законодательства РФ.
Данные два определения имеют принципиальные отличия, важное практическое значение и правовые последствия. При определении незаконного оборота наркотиков в широком смысле слова субъектом деяния может быть юридическое и физическое лицо. При определении незаконного оборота наркотиков в уголовно-правовом смысле слова субъектом деяния могут быть только физические лица, достигшие возраста уголовной ответственности. Как видно, разница в этих определениях, прежде всего в субъектах деяний.
Незаконный оборот наркотиков в уголовно-правовом смысле слова отличается и формой вины. В данном случае деяния, совершаемые в этой сфере, характеризуются умышленной формой вины, причем умысел в большинстве случаев прямой. При совершении деяния в сфере незаконного оборота наркотиков, понимаемого в широком смысле слова, возможна и неосторожная форма вины (со стороны юридических лиц).
Сформулированное понятие незаконного оборота наркотиков в уголовно-правовом смысле слова позволяет определить и преступления, совершаемые в сфере незаконного оборота наркотиков, дать определение их понятию. Преступления, совершаемые в сфере незаконного оборота наркотиков, - это умышленные деяния, предусмотренные уголовным законом, посягающие на установленный порядок оборота наркотиков, направленные на подрыв здоровья населения. К данным преступлениям, наряду с незаконным приобретением, хранением, перевозкой, изготовлением, переработкой наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 228 УК); незаконным производством, сбытом или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 2281 УК); нарушением правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (ст. 2282 УК); хищением либо вымогательством наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК); склонением к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230 УК); незаконным культивированием запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231 УК); незаконной выдачей либо подделкой рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств (ст. 233 УК), следует отнести и организацию либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК).
Каждый из перечисленных составов преступлений «вносит свой вклад» в незаконный оборот наркотических средств. Так, по мнению Т.А. Боголюбовой, хищение наркотиков (ст. 229 УК), незаконное культивирование запрещенных к возделыванию наркотических культур (ст. 231 УК) являются, в частности, источниками обеспечения сырьевой базы незаконного оборота наркотиков, содержания притонов для потребления наркотических средств (ст. 232 УК). Последнее, в свою очередь, способствует расширению сферы их незаконного оборота, вовлечению в наркотизацию все новых и новых лиц, именно через наркопритоны идет активное распространение наркотиков среди их потребителей [16. С. 61]. Изложенный анализ содержания понятий, являющихся базисными к «организации либо содержанию притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ», позволяет перейти к анализу и определению его составных - «притон», «организация», «содержание».
Систематизация анализ точек зрения по определению понятия «притон» [17. С. 296] показывает, что какой-либо принципиальной разницы в них нет. Отличие состоит главным образом в определении перечня объектов, которые авторы относят к притонам. Так, например, В.С. Комиссаров приводит следующее определение притона: «Притон - представляет собой помещение, приспособленное для потребления наркотических средств или психотропных веществ. Это может быть жилое (квартира, дом, дача, номер в гостинице) или нежилое (отдельно стоящее здание, чердак, подвал, гараж) помещение, оборудованное для удобства потребления соответствующих веществ. Вместе с тем притон - помещение для неоднократного потребления наркотических средств или психотропных веществ» [27. С. 396]. При этом под помещением понимается постоянное или временное, стационарное или передвижное сооружение, предназначенное для размещения людей или материальных ценностей (завод, цех, музей, почтовое отделение и т.д.) [18. С. 91-92]; строение, сооружение, предназначенное для размещения людей или материальных ценностей. Оно может быть как постоянным, так и временным, как стационарным, так и передвижным.
Л.И. Романова под притоном понимает «место, где собираются лица, характеризующиеся антиобщественной установкой, безнравственным поведением, преступным прошлым, и иные подобные категории граждан для потребления запрещенных законом одурманивающих веществ. Таким местом может быть жилое (квартира, дом, дача) или нежилое (сарай, гараж, чердак, подвал) помещение, которое предназначено или даже специально оборудовано для удобства потребления наркотических средств или психотропных веществ собирающихся здесь наркоманов» [33. С. 219].
Существенное дополнение в понятие помещения привнесено ФЗ РФ «О внесении изменений и дополнений в УК РФ, УПК РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 27 сентября 2002 г. На его основании в примечание к ст. 158 УК РФ внесены дополнения. В соответствии с одним из них (п. 3) под помещением понимаются строения и сооружения независимо от форм собственности, предназначенные для временного нахождения людей или размещения материальных ценностей в производственных или иных служебных целях.
Исходя из изложенного, можно дать следующее определение понятия притона для потребления наркотических средств или психотропных веществ: «Притон - это любое жилое или нежилое помещение (строение) независимо от форм собственности, предназначенное для постоянного либо временного нахождения людей или размещения каких-либо ценностей, приспособленное для потребления наркотических средств или психотропных веществ».
Организация притона, по мнению С.В. Полубинской, означает деятельность по его созданию [28. С. 283]. Автор раскрывает содержание указанной деятельности: подбор помещения, его наем, подбор клиентов. «Под организацией притонов понимается процесс поиска и обустройства помещения всем необходимым, создания в нем соответствующих условий для лиц, потребляющих наркотики. Приобретаются диваны, кровати, шприцы, наркотические и психотропные препараты и т.д. Проделывается также определенная работа по обеспечению конспирации, чтобы не быть разоблаченными. Налаживаются связи с поставщиками наркотического дурмана и вербовщиками клиентуры для обеспечения непрерывности процесса», -- пишет Л.И. Романова [32. С. 221-224]. Точку зрения о понятии «организации» только как процесса по созданию наркопритона разделяют и другие авторы [34. С. 352 и 36. С. 544].
Определенной противоречивостью отличается определение понятия организации притонов, приводимое А.А. Энгельгардтом: «Организация притона, - пишет он, - предполагает действия, направленные на их создание», и здесь же утверждает, что «деяние считается оконченным с момента создания притона» [35. С. 91].
На наш взгляд, организация притона - это деятельность одного или нескольких лиц, направленная на создание или приведшая к созданию притона для потребления или изготовления наркотических средств или психотропных веществ (приискание помещений, подготовка приспособлений для употребления наркотиков, подбор клиентов или соучастников, их вербовка, разработка или подготовка конспиративных мероприятий и т.п. Вместе с тем, К.Ф. Шергина считает оконченным преступление с момента организации притона как результат определенных действий. Конкретно «организация», по его мнению, объективно может выражаться: в найме помещения для потребления наркотических средств или психотропных веществ, подборе лиц для содержания притона.
Основная разница в содержании понятия «организация» заключается в подходе авторов к определению момента ее окончания. Первые считают оконченным состав преступления уже на стадии действия по организации наркопритона, вторые - на стадии создания, как результата действий, третьи и сами действия и создание последних, как результат действий относят к оконченному составу преступлений.
Анализ приведенных точек зрения позволяет прийти к выводу, что «создание» притона для потребления наркотических средств или психотропных веществ есть совершение любых действий, результатом которых стало предоставление любого жилого или нежилого помещения (строения) одним и тем же либо разным лицам и неоднократное (два и более раза) потребление наркотических средств или психотропных веществ. В тех случаях, когда активные действия лица, направленные на создание притона, в силу его своевременного пресечения правоохранительными органами либо по другим, не зависящим от этого лица обстоятельствам, не привели к его образованию, они должны квалифицироваться как приготовление или покушение на организацию притона для потребления наркотических средств или психотропных веществ.
Под содержанием притона Ю.Н. Аргунова понимает систематическое предоставление помещения для потребления наркотических средств или психотропных веществ, а равно внесение за него коммунальных платежей и т.п. При этом не имеет значения, какую цель, корыстную или иную, преследовал виновный, отмечает она [37. С. 2-4]. Систематичность предоставления помещения, по ее мнению, заключается в неоднократном (два и более раз) предоставлении помещения одним и тем же либо разным лицам для потребления соответствующих средств или веществ.
«Содержание» охватывает и владение помещением, где открыт притон, отмечает К.Ф. Шергина [36. С. 444]. При этом «лицо, которое содержит притон, не обязательно является владельцем помещения, оно может снимать помещение для этих целей», - пишет она. «Содержание притона состоит в поддержании в нем порядка, обеспечении наркотиками, необходимыми инструментами и оборудованием, надлежащего ухода. Чаще всего содержание притона идет вслед за его организацией, так как, по сути, данные действия взаимно дополняют друг друга», -- констатирует Л.И. Романова [32. С. 220].
Систематическое и грамматическое толкование термина «содержание» позволяет сделать вывод, что под содержанием притона следует понимать деятельность по обеспечению его функционирования в соответствии с целью, для которой он был создан. К таким действиям относятся, в частности, поставка в притон наркотических средств или психотропных веществ. Содержание притона, как правило, является логическим следствием его организации и совершается одним и тем же лицом. «Содержание» может образовывать и самостоятельную форму, например, когда притон содержат иные лица, в том числе и по найму, а не те, кто его организовал.
На основании вышеизложенного итожим:
1. В настоящее время происходит активация организованных криминальных группировок, чья преступная деятельность все больше концентрируется на территории Российской Федерации, где имеется емкий рынок сбыта наркотиков и условия для легализации наркодоходов.
2. Организация или содержание притонов, как правило, сопровождается совершением значительного числа общественно опасных деяний. К ним прежде всего относятся другие преступления, связанные с наркотиками, а также склонение несовершеннолетних к потреблению наркотиков, вовлечение их в совершение антиобщественных действий и преступлений, укрывательство преступлений и следов преступной деятельности, насильственные действия сексуального характера и.т.д. Таким образом, притон - это всегда рассадник преступности.
Глава 2. Оптимизация мер противодействия организации либо содержанию притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ
В криминологии традиционно принято выделять по признаку целеполагания общесоциальное (общее) и специальное (специально-криминологическое) предупреждение. Взаимосвязь и взаимодействие этих уровней во многом способствуют достижению целей эффективного предупреждения как преступности в целом, так и отдельных преступлений. При относительной неоднородности мер предупредительного характера указанных уровней трудно выделить большую или меньшую значимость каждого из них. Тем более, что в современных условиях функционирования российского государства меры общего предупреждения преступности остаются объективно невостребованными, хотя приоритет их считается доказанным фактом. «В случае общего предупреждения речь идет о том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений и диспропорций, питающих преступность, объективно способствуют ее предупреждению (путем ограничения сферы действия, снижения уровня, уменьшения вредных последствий и т.д.)» [22. С. 13].
В свою очередь, эффективность таких преобразований немыслима без комплексного подхода к решению данной проблемы, заключающейся в единстве общего и специального предупреждения преступлений. Нужно сказать, что взаимосвязь общей и специальной систем предупреждения изучаемого вида преступления должна быть внутренняя, органическая. Нельзя средствами специального предупреждения решить задачи общего предупреждения, точно так же мероприятия общепредупредительного значения не могут быть поставлены в полную зависимость от решения задач борьбы с отдельными видами преступлений.
Для предупреждения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в целом и организации либо содержания наркопритонов в частности первостепенное значение должны иметь масштабные общегосударственные меры, направленные на нейтрализацию, ограничение сферы и силы действия базисных, прежде всего экономических причин и условий. По мнению А.Э. Жалинского, только «комплекс общецентральных мер, направленных на повышение материального уровня общества, в сочетании с правовыми и иными мерами, способны противостоять преступным проявлениям и содействовать их сокращению». Действительно, «успешно бороться с преступностью можно лишь тогда, когда действуют устойчивые экономические, социально - политические отношения». Именно сбалансированное развитие экономики, укрепление государственных институтов власти, поворот к решению давно назревших социальных проблем, а также стабилизации политических отношений являются мощными стимулами в борьбе с преступностью, отдельными видами преступлений, включая организацию и содержание наркопритонов.
Рассмотрение проблемы предупреждения преступлений, совершаемых на почве наркомании, тесно связано с особенностями рассматриваемых преступлений и существенной спецификой причин и условий, их обусловливающих. В этой связи противостоять набирающим силу негативным явлениям с помощью стандартных, апробированных ранее методов борьбы практически невозможно. Мировой опыт показывает, что разовые, пусть даже очень жесткие меры бесперспективны. Поэтому говорить сейчас о принятии эффективных мер противодействия рассматриваемым преступлениям весьма сложно.
В целях общего предупреждения изучаемого нами преступления необходимо обозначить несколько главных направлений, по которым, по мнению соискателя, следовало бы развивать борьбу с ним.
Большинство ученых и практических работников едины во мнении и склонны утверждать, что вопросы предупреждения наркопреступлений следует связывать с комплексом мер, направленных на вытеснение теневой экономики, теневой политики, теневой юстиции и криминальной субкультуры. Без завершения начатых в стране преобразований, стабилизации экономики крайне трудно будет добиться значительных успехов как в деле противодействия рассматриваемому преступлению, так и преступности в целом. Продуманная социальная политика, ориентированная на человека, его нужды и интересы должны лежать в основе коррекции проводимых реформ и усиления их социальной направленности. Главным ее направлением является преодоление экономического и социального кризисов, сокращение разрыва между обеспеченными слоями населения и теми, кто живет за чертой бедности, возвращение человеку уверенности в стабильном функционировании институтов власти и управления.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно заключить, что специально - криминологические меры по оптимизации средств противодействия организации и содержания притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ можно разделить на две группы: меры, носящие опосредованный, по отношению к рассматриваемому деянию, характер, и меры, направленные непосредственно на противодействие ему.
В свою очередь, среди первых следует выделить три группы: предупреждение незаконного потребления указанных средств (веществ); лечение и социальная реабилитация больных наркоманией; организационное обеспечение. Ко второй группе мер следует отнести совершенствование уголовного законодательства на основе интеграции соответствующих норм УК стран СНГ в российское уголовное законодательство.
2.1 Меры социально-криминологического и организационно - управленческого характера
Прежде чем говорить о конкретных мерах противодействия организации либо содержанию притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ, необходимо определиться в концептуальном плане в отношении противодействия наркомании. Л.И. Романова классифицирует существующие национальные модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков. Сюда входит и лечение, и реабилитация наркоманов от болезненной зависимости [32. С. 248-249].
Первая группа -- «группа жесткой политики». Правительства таких стран ведут борьбу с незаконным оборотом наркотиков самыми жесткими средствами, вплоть до смертной казни, законодательство в отношении распространителей наркотиков максимально ужесточено. К таким странам относятся в первую очередь Малайзия, Иран и Пакистан. Указанный подход разделяется и некоторыми российскими авторами [26. С. 95].
Вторая группа -- «группа жесткого контроля». Здесь осуществляется жесткий контроль за всеми видами наркотиков, идет активное противодействие наркомафии, но крайние меры не принимаются (США, Великобритания, Франция). В США, например, в большинстве штатов существует наказание не только за хранение и употребление, но и за попытку приобретения наркотиков. В Англии и Франции наркоманов в судебном порядке отправляют на принудительное лечение. Однако надо отметить, что в последние три года в этих странах отмечается движение в сторону большего ужесточения. Одновременно в этой группе стран, прежде всего в США, борьба с наркотиками в сфере закона сочетается с мощной информационно-пропагандистской кампанией, направленной на наиболее уязвимые категории населения -- безработных, учащихся школ и студентов. Это связано главным образом с осознанием того, что наркомания несет гигантские потери для общества -- ежегодно ущерб от нее составляет примерно 150 миллиардов долларов.
Третья -- «либеральная группа». Наиболее известным ее представителем является Голландия, а также Швейцария.
Так, начиная с января 1994 года, в Швейцарии проводится научный эксперимент, в рамках которого ограниченное число наркоманов получает героин в виде инъекций в сочетании с приемом метадона. По инициативе движения «Врачи без границ» больным бесплатно раздаются новые шприцы в обмен на использованные. Отмечено некоторое сокращение смертности среди наркоманов. Результаты реализации проекта, продолжительность которого рассчитана на три года, должна оценить Всемирная организация здравоохранения. Но в настоящее время подавляющее большинство населения Швейцарии на проводимом референдуме о дальнейшей легализации наркотиков высказалось категорически против этого решения.
В Голландии, например, пошли по пути легализации потребления так называемых «легких» наркотиков, в частности марихуаны и гашиша. Аналогичное положение сложилось и в ряде других европейских стран. Однако уже сейчас эксперимент, проводимый в Швейцарии и Голландии, имеет и ярко выраженную негативную сторону. Сюда, как пчелы на мед, стали слетаться наркоманы, торговцы и прочие распространители наркотической отравы. По поводу подобной политики высказывается мнение, что Голландия, в первую очередь Амстердам, превратилась в «наркотическую яму Европы».
Само же голландское правительство считает, что их страна имеет свои особенности, которые позволяют ей своим же путем бороться с наркоманией. В частности, в стране нет собственных «сырьевых запасов» и баз для производства наркотиков. В то же время здесь существует немало возможностей для обеспечения эффективного контроля за наркоманами и создания мощной системы благотворительности, медицинской помощи и реабилитации нуждающихся. «Но не всем государствам подходит опыт Голландии», -- пишет Л.И. Романова.
С ней консолидируются и другие. «Хорошо известно, что переход к тяжелым наркотикам происходит чаще всего через привыкание к легким. Это лишь одна из стадий, и многие употребляющие легкие наркотики на ней не останавливаются. В российских условиях -- это совершенно недопустимая инициатива и надо ей всячески препятствовать», -- отмечает В.Черкесов [38. С. 20] .
К числу мер, носящих опосредованный по отношению к рассматриваемому деянию характер, следует отнести:
1. Предупреждение незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
2. Лечение и социальная реабилитация больных наркоманией.
3. Организационное обеспечение.
Содержанием первой группы мер является:
- создание межведомственной информационно-аналитической службы, обеспечивающей оперативный сбор информации о масштабах незаконного распространения наркотических средств, психотропных веществ и наркомании;
- проведение необходимого анализа и представления соответствующим ведомствам предложений и рекомендаций по определению групп потенциальных потребителей наркотических средств и психотропных веществ, медико-юридическое обоснование по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, и проведение комплекса профилактических мероприятий;
- организация подготовки специалистов из числа педагогов, работников медицинских, социально-психологических и правоохранительных служб для выполнения профилактической работы с группами повышенного риска, разработка организационных форм их привлечения к этой деятельности и материальной заинтересованности;
- изучение накопленного в стране и за рубежом опыта школьного, дошкольного и семейного антинаркотического воспитания и с учетом его осуществления поэтапного формирования и реализации соответствующих научно обоснованных программ;
- формирование основных направлений участия средств массовой информации в вопросах антинаркотической пропаганды, формирование методик и тактики сотрудничества с ними по вопросам профилактики наркомании, организация систематического анализа эффективности соответствующих программ;
- разработка и последовательное осуществление мероприятий по организационному и финансовому содействию психопрофилактической работы с населением, поддержка общественных объединений, занимающихся пропагандой здорового образа жизни.
В настоящее время, в России менее 200 центров, специализирующихся на лечении от наркомании. Если иметь в виду, что у нас только на наркологическом учете состоят около 600 тысяч человек, а неучтенных -- от 3,0 до 3,5 миллионов человек, существующая сеть не адекватна [38. С. 21]. На данный момент в девяти лечебных исправительных учреждениях проходили лечение около 120 тысяч осужденных. Серьезной проблемой является лечение наркоманов, совершивших административные правонарушения и уклоняющихся от добровольного лечения.
В научной литературе на сей счет высказываются конкретные предложения, суть которых сводится к созданию центров социальной и медицинской реабилитации (по типу лечебно-трудовых профилакториев) [20. С. 79] .
Среди других мер по оптимизации лечения и социальной реабилитации больных наркоманией следует назвать:
- совершенствование организации наркологической службы с учетом подхода к наркомании и токсикомании как социально опасным заболеваниям;
- создание специальных подразделений наркологической службы по работе с подростками и молодежью;
- подготовка предложений по укреплению кадровой, финансовой и материально-технической базы исследований, проводимых в области наркологии, психического здоровья и смежных с ними направлений, обеспечение многосторонности и скоординированности этого процесса;
- образование государственного фонда социальной поддержки и реабилитации наркоманов, обеспечение условий для благотворительной деятельности в пользу такого фонда;
- создание лечебно-реабилитационной службы; организация профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала, в том числе психиатров-наркологов, социальных работников и социальных педагогов;
- создание организационных структур для психопрофилактической работы с семьями и родственниками больных наркоманией, широкое привлечение их к участию в реабилитационной работе;
- обеспечение разработки и производство или целевая закупка новых лекарственных препаратов для лечения наркомании, в первую очередь препаратов направленного действия, а также производство либо целевые закупки современного оборудования для наркологических учреждений.
Организационное обеспечение включает в себя:
- выработку и скоординированное проведение политики правительства и соответствующих административных органов в области контроля за наркотическими средствами и психотропными веществами и злоупотребление ими;
- подготовку решений правительства в этой области как на национальном, так и на международном уровнях;
- распространение информации по профилактике наркомании, а также по эпидемиологическим, статистическим и другим организационно-научным исследованиям;
- распределение целевых бюджетных средств, выделяемых на борьбу с наркоманией, между заинтересованными министерствами, а также субсидий, предоставляемых для этих целей неправительственными организациями;
- ежегодное представление Президенту РФ доклада, раскрывающего положение в области спроса и предложения наркотиков в стране и содержащего рекомендации, способные содействовать борьбе с наркоманией.
Создание Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в 2004 году является хорошей основой для решения задач, названных выше. На ФСНК РФ возложены регулирующие и правоохранительные функции государства в сфере легального оборота наркотиков, функции по профилактике наркомании.
Изучение вопроса противодействия наркопритоносодержанию позволило установить наличие практики возбуждения уголовных дел в отношении неустановленных наркосбытчиков по фактам незаконного хранения или приобретения наркотиков. Это приводит к снижению активности органов внутренних дел (в первую очередь, милиции общественной безопасности) в выявлении наркопритоносодержателей.
Неустановление вышеуказанной причины обусловливает отсутствие должного внимания к выявлению лиц, незаконно хранящих или приобретающих наркотики в основном для личного потребления, что, в свою очередь, негативно сказывается на пресечении преступной деятельности наркосбытчиков и на раскрытии имущественных преступлений, многие из которых совершаются именно потребителями наркотиков, а следовательно, на борьбе с преступностью в целом.
Существенным препятствием для совершенствования антинаркотической деятельности органов исполнительной власти всех уровней, в том числе и правоохранительных органов страны, остается ее недостаточное ресурсное обеспечение. Штатная численность службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (в 1,2 и 1,3 раза) значительно отстает от показателей, предусмотренных нормативными актами.
Несмотря на начатую в рамках федеральных антинаркотических программ работу по укреплению материально-технической базы территориальных подразделений ФСНК РФ, пока что они обеспечены различными техническими средствами (компьютерной техникой, средствами связи, фото-, видео-, аудиозаписывающими устройствами и т.д.) менее, чем на 20% от табельной положенности. Постоянно ощущается нехватка наркотестов, необходимых для производства экспресс-анализа изымаемых веществ.
Активизация работы по указанному направлению невозможна без сосредоточения усилий подразделений ФСНК РФ и других правоохранительных органов на выявлении всех звеньев наркогруппировок - от изготовителей до распространителей и потребителей. По каждому факту обнаружения и изъятия наркотических средств и психотропных веществ необходимо проводить комплекс оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, направленных на выявление источников и каналов поступления наркотиков в незаконный оборот, пресечение преступной деятельности лиц, занимающихся их изготовлением, контрабандой, сбытом, конфискацию наркодоходов и приобретенного на них имущества.
Для установления наркопритонов следует активно использовать оперативно-поисковые подразделения, которые осуществляют разведывательно-поисковые мероприятия в местах концентрации лиц, представляющих оперативный интерес, и местах потребления наркотических средств, проводят скрытое наблюдение за конкретными фигурантами и оперативные установки.
При этом следует иметь в виду, что лицами, занимающимися организацией либо содержанием притонов для потребления наркотических средств, могут быть как наркоманы, так и люди, никогда не потреблявшие наркотики. Особенность преступной деятельности наркопритоносодержателей заключается в том, что свое жилое помещение они предоставляют другим лицам для потребления наркотиков по разным мотивам: материальной заинтересованности, получению вознаграждения, дружеской услуге, желанию потреблять наркотические средства за счет посетителей притона и пр.
Содержатели притонов, как правило, принимают меры по конспирации своих жилищ, чтобы, во-первых, избежать привлечения к уголовной ответственности, во-вторых, не стать жертвой преступления со стороны наркоманов и рэкетиров. Стараются не конфликтовать с соседями, имеют строго определенный круг посетителей, с недоверием относятся к новым лицам (в отношении их проводят мероприятия разведывательного характера для выявления конкурентов и агентов органов внутренних дел).
Не вызывает сомнения необходимость более деятельного участия в борьбе с организаторами (содержателями) наркопритонов прежде всего подразделений милиции общественной безопасности, что может оказать положительное воздействие на пресечение содержания наркопритонов. При этом имеющаяся в настоящее время проблема возбуждения уголовных дел в отношении таких лиц не должна являться фактором, снижающим результативность в выявлении указаний категорий противоправного деяния.
Большой резерв в активизации деятельности органов внутренних дел по выявлению и пресечению организации либо содержанию притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ содержится в Системе оценок деятельности органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России №1150 от 23 ноября 2002 г.
Указанным нормативным актом установлены показатели, характеризующие критерии результатов профилактической деятельности и результативность работы по выявлению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Одним из них является количество выявленных преступлений, связанных с организацией и содержанием наркопритонов. Со стороны новой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ налажена постоянная организационная и учебно-методическая помощь подразделениям правоохранительных органов в выявлении и предупреждении таких наркопреступлений.
Кроме того, в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, так же как и в других подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, наблюдался отток квалифицированных кадров в связи с низким уровнем оплаты труда и социальной защищенности сотрудников, из-за чего страдает профессионализм деятельности многих подразделений.
2.2 Интеграция уголовно-правовых норм стран СНГ как направление совершенствования мер противодействия организации (содержанию)наркопритонов
Государственно-правовое развитие СНГ в целом отражает закономерности общего и специфические особенности индивидуального, предопределенные всем ходом исторического развития каждой конкретной страны. Наиболее характерным образом это взаимодействие общего и особенно индивидуального сказывается в становлении национальных правовых систем стран Содружества, в частности на формировании и развитии уголовного права как базовой основы криминальных отраслей права, одной из ведущих отраслей юридической науки как в России, так и в других странах Содружества. Содержание уголовного права, его внутренняя структура в последние годы претерпели радикальные изменения, обусловленные коренными, революционными преобразованиями общественной жизни в целом и в особенности демократизацией политической системы. Смена политического строя реально воплотилась в принятых новых уголовных кодексах стран Содружества.
Высокий уровень наркопреступности, ее устремленность в сферу финансов, теневого бизнеса, вызывает острую озабоченность как в России, так и в других странах СНГ. Успешно противодействовать такой экспансии возможно только при наличии хорошо скоординированной правоохранительной деятельности с другими зарубежными государствами. Многолетний опыт работы правоохранительных органов стран СНГ, наличие в недавнем прошлом единой правовой системы, включая почти тождественное по принципам и содержанию уголовное законодательство, субъективным основанием, имея в виду психологическую совместимость работников правоохранительных органов, общность их правосознания, сформировавшуюся за годы совместной деятельности в рамках централизованных систем суда, органов внутренних дел, государственной безопасности и прокуратуры СССР.
Государства, входящие в Содружество Независимых Государств, имеют исключительно важное значение друг для друга, в том числе и для России, в связи, с чем изучение опыта формирования уголовного права является актуальной научной задачей. Практическое значение такого подхода неоднократно подчеркивалось органами Содружества Независимых Государств, в том числе Межпарламентской Ассамблеей СНГ. Так, в настоящее время актуальной является проблема преюдициального значения приговоров, вынесенных судами других государств-участников СНГ, для установления повторности совершения преступления, рецидива, назначения наказания при совокупности приговоров и решения ряда других уголовно-правовых вопросов. В правоприменительной практике государств Содружества возникают пространственные коллизии при решении вопроса о пределах действия уголовного законодательства каждого из государств, что не раз уже отмечалось в юридической литературе.
В этой связи требуется значительное повышение качественного уровня работы, направленной на разработку рекомендаций по сближению национальных правовых систем стран СНГ, выработка согласованных предложений по эффективному обеспечению сближения, в частности, законодательств, улучшение сотрудничества в области их унификации по вопросам более эффективного совместного противодействия преступности в целом и в сфере незаконного оборота наркотиков в особенности.
Представляется, что действие на территории государств-участников СНГ уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за аналогичное по своему составу преступление, обеспечит более эффективную реализацию норм международных договоров о правовой помощи, поскольку одним из условий согласия запрашиваемого государства о выдаче или осуществлении уголовного преследования является то, что оно возможно, если совершенное деяние признано преступлением в этом государстве.
Необходимость сопоставительного анализа обусловливается также тем, что со времени принятия Модельного уголовного кодекса стран СНГ прошло определенное время, в течение которого в ряде их были приняты новые национальные уголовные кодексы. Как показывает их анализ, они существенно отличаются друг от друга как в концептуальном, так и прикладном планах, в том числе и по вопросу уголовной ответственности за организацию (содержание) наркопритонов. Их сопоставительный, систематический и грамматический анализ позволяет выявить те особенности, которые присущи УК какой-либо из стран СНГ. Нередко они являются уникальными, и их можно учесть при совершенствовании уголовно-правовых норм российского уголовного законодательства. Учет опыта друг друга, особенно при тщательном анализе специфических особенностей соответствующих норм УК РФ, дает возможность использовать модели рассматриваемого правового института, которые имеют позитивное значение и, напротив, избежать тех, которые оказались непродуктивными. Для того чтобы правильно использовать такие возможности, необходимо знать различные модели и институты, хорошо изучить их достоинства и недостатки при сопоставлении.
Сопоставительный анализ состава преступления, предусмотренного ст. 232 УК РФ и аналогичными статьями УК стран СНГ, позволяет сделать ряд выводов относительно их общих и особенных характеристик.
Во-первых, не во всех УК применяется термин «притон». В УК Украины это: «места для незаконного потребления, производства либо приготовления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»; в УК Грузии - «жилье или иные помещения для незаконного потребления наркотических средств, их аналогов, психотропных веществ, их аналогов». Последняя формулировка представляется наиболее удачной, она носит наименьший оценочный характер. Ее вполне можно было бы привнести в УК РФ, дополнив ст. 232 «... любые иные помещения...».
Во-вторых, не везде одинаков предмет преступления. Так, УК РБ, УК Украины, УК Грузии, УК Таджикистана, помимо наркотических средств, психотропных веществ, называют соответственно: средства, вызывающие одурманивание; аналоги наркотических средств или психотропных веществ, прекурсоры.
В-третьих, объектом преступления по российскому законодательству и законодательству большинства стран СНГ является здоровье населения и общественная нравственность. По уголовному законодательству Казахстана объектом преступления, помимо названных, могут быть также интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
В-четвертых, объективная сторона преступления в УК РФ и УК ряда государств-участников СНГ сформулирована иначе. Например, по УК РБ она заключается, помимо организации либо содержания притонов, в предоставлении помещения (п. 1 ст. 332 УК), по УК Грузии - в уступке жилья или иных помещений для незаконного потребления наркотических средств, их аналогов, психотропных веществ, их аналогов (ст. 271).
Из числа анализируемых норм УК стран СНГ следует особо выделить ст. 317 УК Украины: к числу преступных действий, составляющих объективную сторону преступления, законодатель Украины отнес, помимо организации либо содержания мест для незаконного потребления наркотических средств или психотропных веществ, производство или изготовление наркотических средств или психотропных веществ. Кроме того, предметом преступления, помимо указанных средств, являются и их аналоги.
На наш взгляд указанная формулировка состава преступления предоставляет правоохранительным органам дополнительные возможности для изобличения преступников в совершении преступных действий и привлечения их к уголовной ответственности. Как показывает практика правоохранительных органов России, зачастую бывает достаточно сложно, а иногда и невозможно доказать вину содержателя притона, созданного с целью потребления наркотических средств или психотропных веществ. Лица, задержанные в притоне, по договоренности между собой дают ложные показания о месте потребления наркотиков или психотропных веществ, отрицая их потребление в данном помещении, тем самым создавая ложное алиби притоносодержателю. В то же время в притонах достаточно часто изымаются всевозможные предметы и приспособления, предназначенные именно для изготовления наркотиков или психотропных веществ, различные реактивы, которые в дальнейшем служат вещественными доказательствами вины притоносодержателя в изготовлении наркотиков.
Введение в УК Украины аналогичной нормы в таких ситуациях создает реальную возможность привлекать притоносодержателей к ответственности не только за приготовление или покушение на незаконное изготовление наркотических средств или психотропных веществ, но и за содержание притона для их изготовления. Кроме того, в таких случаях будет нести уголовную ответственность и то лицо, которое предоставило помещение с целью организации в нем такого притона, если в диспозиции нормы предусмотрена ответственность за предоставление помещений с целью организации в них наркопритонов.
В-пятых, статьи УК стран СНГ, предусматривающие уголовную ответственность за организацию либо содержание наркопритонов, различаются по своему построению. Уголовные кодексы Азербайджана и Беларуси предусматривают только простые составы и устанавливают ответственность в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой. Отсутствие в нормах УК этих стран квалифицированных видов данного преступления не означает, однако, что виновные в них лица не несут ответственности в тех случаях, когда их преступные действия сопряжены с обстоятельствами, которые по законодательству других стран СНГ рассматриваются как совершение квалифицированного вида преступления. Как правило, все эти обстоятельства в отнесены к отягчающим вину обстоятельствам лица, совершившего преступление, и учитываются непосредственно судом.
В других странах СНГ - России, Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане и Украине -- нормы уголовных кодексов, устанавливающих уголовную ответственность за организацию либо содержание наркопритонов, подразделяются на простые и квалифицированные виды.
Минимальный размер санкции за совершение неквалифицированного вида этого преступления установлен УК России и Казахстана в виде лишения свободы на срок до четырех лет, максимальный - украинским УК в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой. Ответственность в виде конфискации имущества с одновременным лишением свободы на срок от трех до пяти лет за совершение неквалифицированного вида анализируемого преступления предусматривает и УК Кыргызстана. По туркменскому законодательству за эти же действия виновные лица могут быть лишены свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой.
В-шестых, по уголовному законодательству Казахстана квалифицированными видами изучаемого состава преступления являются действия с использованием служебного положения (ч. 2 ст. 264 УК). По УК РФ и Казахстана квалифицирующими признаками являются деяния, совершенные организованной группой (ч. 2 ст. 264 УК РК). По УК Кыргызстана эти же действия, а также действия по предоставлению помещений для организации наркопритонов являются квалифицированными видами преступления в случае их совершения неоднократно (ч. 2 ст. 252 УК); по УК Туркменистана и Украины -- повторно (ч. 3 ст. 297 УК Туркменистана и ч. 2 ст. 317 УК Украины); по УК Кыргызстана если они совершаются группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 252); по законодательству России и Туркменистана -- организованной группой лиц (ч. 2 ст. 232 УК РФ, ч. 3 ст. 297 УК Туркменистана); по УК Украины -- с корыстной целью и с привлечением несовершеннолетних ( ч. 2 ст. 317).
В зависимости от законодательства страны за совершение квалифицированных видов анализируемых преступлений санкциями статей предусматривается наказание в виде лишения свободы в размере от 3 до 12 лет с конфискацией имущества или без таковой. В отношении мер наказания за совершение квалифицированных видов наиболее либеральным является законодательство России и Казахстана, в соответствии с которыми виновные лица наказываются только лишением свободы на срок от 3 до 7 лет, а наиболее радикальным -- законодательство Украины, в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 317 украинского УК такие преступления караются лишением свободы на срок от 5 до 12 лет с конфискацией имущества.
Если учесть, что конфискация имущества в совокупности с лишением свободы значительно усиливает тяжесть наказания, то законодательство Кыргызстана тоже надо считать достаточно радикальным, так как оно одновременно с лишением свободы на срок от 5 до 7 лет предусматривает и конфискацию имущества.
Законодатель Туркменистана меру наказания в виде конфискации имущества предпочел сделать альтернативной, установив санкцию ч. 3 ст. 297 своего УК в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.
Проведя сравнительный анализ норм УК стран СНГ, устанавливающих уголовную ответственность за организацию либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ, можно сделать следующие выводы.
Наиболее действенных и эффективных результатов по изобличению в преступной деятельности организаторов и содержателей притонов позволяют достигать нормы УК Украины, которыми полнее охватываются действия и квалифицирующие признаки этой категории преступлений и в зависимости от общественной опасности лиц, их совершивших, предлагают меры наказания в достаточно широком диапазоне - в виде лишения свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества либо без таковой.
С момента введения в действие УК РФ статистические данные, характеризующие состояние борьбы с наркоманией и преступностью на этой почве, показывают, что количество наркоманов в стране постоянно увеличивается, объемы изымаемых наркотиков и психотропных веществ возрастают. С каждым годом растет количество преступлений, в значительной мере совершаемых на почве наркомании. Помимо причин иного характера, такое положение определяется и несовершенством действующего уголовного законодательства, в том числе норм УК РФ, устанавливающих уголовную ответственность за организацию либо содержание наркопритонов и продолжающих действовать в своей первоначальной редакции. В этой связи российскому законодателю следовало бы использовать законодательный опыт ряда стран СНГ и с учетом практических результатов применения правоохранительными органами норм уголовного законодательства в России и странах СНГ, направленных на борьбу с наркоманией и распространением наркотиков и психотропных веществ, осуществить ревизию аналогичных норм УК РФ.
Такая ревизия, на наш взгляд, могла бы быть осуществлена и в отношении норм статьи 232 УК РФ, которые, учитывая реалии сегодняшнего дня, требуют определенной переработки.
Во-первых, к целям организации и содержания притонов, помимо потребления наркотических средств и психотропных веществ, следовало бы отнести и цель их изготовления.
Во-вторых, учитывая, что доходы организаторов и притоносодержателей от деятельности притонов являются добытыми преступным путем, как и доходы наймодателей и иных лиц, предоставляющих помещения для организации наркопритонов, целесообразно усилить меры уголовной ответственности дополнительным наказанием в виде штрафа.
В-третьих, в целях усиления борьбы с групповой преступностью ввести в число квалифицирующих признаков в диспозицию ч. 2 ст. 232 УК РФ помимо признака «организованной группой», признаки «группой лиц по предварительному сговору», «с использованием служебного положения».
С учетом изложенного, нами предлагается новая формулировка состава преступления, предусмотренного ст. 232 УК РФ: «Организация или содержание мест для незаконного потребления производства либо приготовления наркотических средств или психотропных веществ
1. Организация или содержание мест для незаконного потребления, производства либо изготовления наркотических средств или психотропных веществ, а также их предоставление для этих целей, - наказывается лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же действия, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с использованием своего служебного положения,
-- наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет».
В-четвертых, учитывая роль санкций в деле общего и частного предупреждения преступлений, следует их типологизировать.
Интеграция приведенных норм УК стран СНГ в уголовное законодательство России позволяет более четко сформулировать состав преступления, что, в свою очередь, будет способствовать активизации законодателей стран Содружества в проведении работы по унификации законодательства в сфере противодействия организации (содержанию) притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ, в целом незаконного оборота указанных средств (веществ). В сочетании с совершенствованием организационно-управленческих мер, практики деятельности правоохранительных органов, других субъектов профилактической деятельности изложенное выше должно повысить результативность в деле предупреждения и пресечения рассматриваемых деяний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наличие и усугубление наркоситуации в России актуализировали проблему организации либо содержания притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ как рассадников наркомании. Серьезные изменения претерпело законодательство (прежде всего уголовное) в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков в целом и организации (содержанию) притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ в частности.
За последние годы по проблемам наркомании принят ряд законодательных и других нормативных правовых актов. Новая законодательно-нормативная база призваны улучшить правовое регулирование и усовершенствовать практику деятельности правоохранительных органов в сфере, явившейся предметом данной работы.
Анализ национального законодательства, соответствующих законодательств стран СНГ, позволили сделать соответствующие выводы и внести необходимые предложения по совершенствованию российского законодательства, практики контроля за организацией либо содержанием наркопритонов. Это касается, прежде всего, основных понятий: «притон», «организация», «содержание», которым можно дать следующие определения:
1. «Притон - это жилое или нежилое помещение (строение) независимо от форм собственности, предназначенное для постоянного либо временного нахождения людей или размещения каких-либо ценностей, приспособленное для потребления наркотических средств или психотропных веществ».
2. «Создание притона для потребления наркотических средств или психотропных веществ есть совершение любых действий, результатом которых стало предоставление жилого или нежилого помещения (строения) одним и тем же либо разным лицам и неоднократное (два и более раза) потребление в нем указанных средств или веществ».
Действия лица, направленные на создание притона, не приведшие к его созданию по независящим от него причинам, должны квалифицироваться как приготовление или покушение на организацию указанного притона.
Под содержанием притона следует понимать деятельность по обеспечению его функционирования в соответствии с целью, для которой он был создан. Содержание притона является, как правило, логическим следствием его организации и совершается одним и тем же лицом. Представляется, что указанные понятия необходимо закрепить в соответствующем законодательном акте, в частности дополнив Федеральный закон РФ « О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г.
Основным направлением противодействия организации либо содержанию притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ является оптимизация мер по противодействию данному преступлению.
Меры, имеющие опосредованный характер, включают в себя:
- предупреждение незаконного потребления наркотических средств или психотропных веществ;
- лечение и социальную реабилитацию больных наркоманией;
- организационное обеспечение (скоординированное проведение политики в области контроля за наркотическими средствами и психотропными веществами и злоупотребления ими;
- подготовка соответствующих решений правительства как на национальном, так и на международном уровнях;
- распространение информации по профилактике наркомании, а также по эпидемиологическим, статистическим и другим организационно-научным исследованиям;
- распределение целевых бюджетных средств, выделяемых на борьбу с наркоманией, между заинтересованными министерствами, а также субсидий, предоставляемых для этих целей неправительственными организациями;
- ежегодное представление Президенту РФ доклада, раскрывающего наркоситуацию в стране и содержащего рекомендации, способные содействовать борьбе с наркоманией.
Непосредственные меры противодействия должны быть акцентированы на интеграции отдельных норм уголовного законодательства стран СНГ в УК РФ. По нашему мнению, российскому законодателю следовало бы использовать законодательный опыт стран СНГ и осуществить ревизию аналогичных норм УК РФ.
Совершенствования норм, содержащихся в ст. 232 УК РФ, можно было бы достичь следующим образом:
1) в число действий, составляющих объективную сторону, целесообразно включить предоставление помещений для организации в них наркопритонов, а к целям организации и содержания притонов, помимо потребления наркотических средств и психотропных веществ, отнести и цель их изготовления;
2) учитывая, что доходы организаторов и притоносодержателей от деятельности притонов являются добытыми преступным путем, как и доходы наймодателей и иных лиц, предоставляющих помещения для организации наркопритонов, целесообразно усилить меры уголовной ответственности дополнительным наказанием в виде штрафа;
3) в целях усиления борьбы с групповой преступностью внести в диспозицию ч. 2 ст. 232 УК РФ помимо признака «организованной группой» квалифицирующие признаки «группой лиц по предварительному сговору», «с использованием служебного положения».
С учетом изложенного, новая формулировка состава преступления, предусмотренного ст.232 УК РФ, могла бы выглядеть следующим образом: «Статья 232. Организация либо содержание мест для незаконного потребления производства либо приготовления наркотических средств или психотропных веществ
1. Организация или содержание мест для незаконного потребления, производства либо изготовления наркотических средств или психотропных веществ, а также их предоставление для этих целей, -- наказывается лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же действия, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с использованием своего служебного положения, -- наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет».
Оптимизация мер законодательного (прежде всего уголовно-правового) характера не будет иметь успеха без подкрепления их средствами специально-криминологической профилактики. К числу указанных мер следует отнести:
- ликвидацию недостаточного ресурсного обеспечения специализированных субъектов в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
- создание современной материально-технической базы территориальных подразделений ФСНК РФ, укрепление их квалифицированными кадрами;
- совершенствование методов агентурно-оперативной работы (оперативное внедрение в среду наркопритоносодержателей, их организаторов (руководителей);
- активизация участия в борьбе с организаторами (содержателями) наркопритонов подразделений милиции общественной безопасности.
Список использованной литературы
1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. -- М.: Юридическая литература, 1998.
2. Единая конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.). Законодательство о незаконном обороте наркотиков. - Спб.: Альфа, 1998.
3.Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. -- Спб.: Альфа, 1998.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М., 2008.
5. Федеральный закон № 11-ФЗ от 5 января 2006 года «О внесении изменений в статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм. и доп. согласно Федеральным законам от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ, от 30 июня 2003г. № 86-ФЗ).
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. №76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Российская газета от 11 февраля 2006 года.
8. Уголовный кодекс Республики Беларусь. - Минск: Амалфея, 2005.
9. Уголовный кодекс Республики Молдова. -- Кишинев, 2006.
10. Уголовный кодекс Грузии. -- Спб.: Юридический центр Пресс, 2007.
11. Уголовный кодекс Украины. - Харьков: Одиссей, 2006.
12. Уголовный кодекс Азербайджанской республики. -- Баку: Юридическая литература, 2004.
13. Уголовный кодекс Республики Казахстан. -- Алматы: Юрист, 2005.
14. Уголовный кодекс Республики Узбекистан. -- Спб.: Юридический центр Пресс, 2006.
15. Уголовный кодекс Республики Таджикистан. -- Спб.: Юридический центр Пресс, 2005.
2. Монографии, учебники и учебные пособия
16. Боголюбова Т.А. Латентность некоторых видов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Методы оценки состояния и прогнозирования преступности: Сборник научных трудов. - М., 2006. С.61.
17. Ветров Н. Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов. -- М., 2005. С.296.
18. Гришко А.Я.. Уголовное право: часть особенная. Учебное пособие / Под. ред. д.ю.н., проф. Н.И.Ветрова. -- М.: ЮМВД РФ, 2005. С.91-92.
19. Гришко А.Я. Правовые и криминологические проблемы социальной реабилитации хронических алкоголиков и наркоманов. Дисс… докт. юрид. Наук. - М., 2005. С.105-106.
20. Гришко А.Я., Гришко Л.С. Принудительные меры медицинского характера, применяемые к осужденным наркоманам. - М., 2005.С.79.
21. Гофмана А.Г. Клиническая наркология. - М., 2007. С.166.
22. Драган Г.Н., Калачев Б.Ф. Наркомания и наркобизнес: выявление и пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ / Под ред. П.Г. Пономарева. - М., 2006. С.13.
23. Иванов В.Д. Уголовное право. Особенная часть: Учебник. -- Ростов на Дону: Феникс, 2005.
25. Кикоть В.Я. Криминогенная ситуация в Российской Федерации в начале 21 века. - М., 2004. С.73.
26. Клименко Г.М., Шляпникова Т.М. Наркомания как социальное явление и правовые проблемы реагирования. Преступность в России и борьба с ней: Региональный аспект. - М., 2006.С.95.
27. Курс уголовного права. Особенная часть. Т. 4. Учебник для вузов / Под. ред. д.ю.н., проф. Г.Н. Борзенкова и д.ю.н. В.С. Комиссарова. -- М., 2005. С.396.
28. Курс российского уголовного права. Особенная часть. / Под ред. В.Н.Кудрявцева, А.В.Наумова. - М.: Спарта, 2004. С.283.
30. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой. / Под общ. ред. С.И.Никулина. -- М.: Менеджер, Юрайт, 2000.
31. Королев В.В. Некоторые тенденции незаконного оборота наркотиков и проблемы реагирования на него в России. Реагирование на преступность: концепции, закон, практика. - М., 2005. С.181.
33. Середа Г.В. Цит. Работа. «Незаконный оборот наркотических средств психотропных веществ: уголовно - правовой и криминологические аспекты». Цит. Работа. С.219.
34. Уголовное право / Под ред. В.П. Петрашева. - М., 2005. С.352.
35. Уголовное право. Особенная часть.: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. Л.Д. Гауфмана. Т.2. - М., 2006. С.91.
36. Уголовное право. Особенная часть.: Учебник / Под ред. д.ю.н., Н.И. Ветрова, д.ю.н. Ю.Л. Ляпунова. - М., 2007. С.544.
3. Научные статьи
37. Аргунова Ю.Н. Уголовно - правовые аспекты стратегии борьбы с наркотизмом. Стратегия борьбы с преступностью в современных условиях. - М.: Криминологическая ассоциация, 2003. - С.2 - 4.
38. Данилин А., Данилина И. Марихуана. Врачи предупреждают // Криминологический журнал. 2004. № 1(2). - С.5-9.
38. Черкесов В. Остановить наркоагрессию // Российская газета. 2004. 16 апреля. С.20 - 27.