Основные пути повышения эффективности государственного управления в регионе
p align="left">1.3 Цели и задачи региональной экономической политики
Цели региональной экономической политики государственных властных структур тесно связаны с целями регионального развития. Поэтому прежде чем определить цели политики, дадим определение целей развития экономики региона, имеющих объективный характер и обусловленных нынешним состоянием и перспективами развития региона.
Целью региональной политики в экономической сфере является рациональное использование разных видов ограниченных производственных ресурсов в целях повышения уровня и качества жизни на пути использования эффекта территориальной агломерации и кооперации, объективных преимуществ межрайонного разделения труда.
Цели региональной политики в социальной сфере состоят в обеспечении достойного уровня жизни в каждом регионе, создании примерно равных жизненных шансов для всех граждан, реализации права свободного выбора места проживания и трудовой деятельности, ослаблении внутренней социальной напряженности.
В условиях переходного периода государственное регулирование региональной экономики преследует несколько иные целевые установки:
1) в качестве высшей цели выступает обеспечение условий
повышения уровня жизни населения регионов путем достижения устойчивого экономического роста;
2) построение совместно с регионами собственного российского варианта общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни народа и среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной рыночной экономики;
3) проведение целенаправленной структурной, инвестиционной и научно-технической политики, стимулирование деловой активности реального сектора экономики, решение социальных проблем экономического реформирования;
4) обеспечение экономической безопасности региона. При этом под экономической безопасностью региона понимается совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость поступательного развития экономики территории Фетисов Г.Г., Орешин В.П.Региональная экономика и управление: Учебник. -- М.: ИНФРА-М, 2009. -- 416 с..
Региональная политика федерального правительства осуществляется во имя достижения общих национальных целей развития страны. При этом в период экономического кризиса преобладают экономические цели, в периоды экономического роста -- социальные.
Без четкого определения цели, объекта, инструментов и форм государственной политики невозможно определить ее направления, что ведет к неуправляемому процессу чрезмерной дифференциации региональных различий.
Цели регионального развития в глазах региональной администрации связаны в первую очередь с рационализацией использования природных, трудовых и капитальных ресурсов региона, обеспечением системного подхода к развитию регионального хозяйственного, социального и природно-экологического комплекса.
Цели государственной региональной политики достаточно многообразны. Среди них выделяются следующие:
- укрепление социально-экономических основ российского государства и сохранение его целостности, обеспечение военной и экономической безопасности и экологической устойчивости;
- повышение уровня жизни населения регионов России;
- создание условий для полноценного национально-культурного развития всех народов Российской Федерации;
- обеспечение социального равновесия по жизненному уровню отдельных регионов и социальных групп, сбалансированности их интересов с социально-экономической политикой государства;
- формирование в регионах социально ориентированной рыночной экономики, механизмов обеспечения социальной защиты населения.
К числу направлений деятельности государственных органов власти региона по реализации целей регионального развития относятся:
- ориентация регулирования территориального развития на формирование структуры экономики, соответствующей как комплексу имеющихся условий развития, так и целям осуществляемых социально-экономических преобразований;
- учет специфических особенностей регионов страны, обусловливающих их место и роль в территориальной организации экономики;
- формирование механизмов согласования интересов субъектов регулирования территориального развития. Создание и реализация этих механизмов представляются возможными только при условии учета региональной специфики, поскольку именно последняя выступает фактором, формирующим региональный интерес в государственном регулировании территориального развития;
- обоснование задач регионального регулирования экономики исходя прежде всего из социальной направленности развития, а также производственно-ресурсного потенциала региона.
Региональная экономическая политика призвана способствовать экономическому развитию в регионах, укреплять государственное устройство посредством выравнивания социально-экономических условий в регионах, обеспечивая однородность страны, более эффективно использовать наличный потенциал регионов.
Главная цель регулирования регионального развития состоит в создании благоприятных условий для формирования обоснованных внутренних территориальных пропорций на базе стимулирования развития отраслей специализации и использования сравнительных преимуществ территорий.
Это служит основой определения потенциальных направлений роста на уровне региона, выявления отраслей, которые смогут поднять экономику региона и оказать мультиплицирующее воздействие на развитие сопряженных секторов регионального хозяйства.
Для научно обоснованной оценки внутренних проблем региона необходимо ввести понятие «потенциал развития региона».
Потенциал развития региона означает исходные возможности экономики региона и входящих в его состав структурных подразделений (районов и городов), способность ее к росту, внедрению технологических и управленческих инноваций, совершенствованию внутренних отраслевых, социальных, политических и демографических подсистем. Основные составные элементы потенциала развития региона следующие: индустриальное развитие, социальные факторы, финансовые показатели, показатели ресурсного потенциала.
1. Показатели индустриального развития региона. Основными показателями, характеризующими производственный потенциал региональной экономики, являются: объем выпуска промышленной продукции, производственный потенциал региона, объем инвестиций в основной капитал, инвестиционная активность, износ основных фондов.
По уровню индустриального развития можно выделить следующие три группы регионов.
В первую группу входят крупнейшие города региона и районы, имеющие преимущественно промышленную специализацию.
Вторая группа включает в себя районы, занимающие по уровню промышленного развития среднее место. В этой группе можно выделить как «точки роста», имеющие высокий показатель по инвестиционному уровню, так и депрессивные районы.
Третья группа состоит из районов, имеющих низкий уровень развития промышленного производства. Это преимущественно аграрные и экономически слаборазвитые районы. Однако потенциал этой группы районов может оказаться достаточно высоким, что находит отражение в уровне инвестиционной активности, а также в степени износа основных фондов.
Чем менее развит тот или иной район, тем больше отдача от каждого конкретного эффективного производственного проекта.
Для качественного изменения технологической структуры фондов экономически крепких районов необходимы значительные капитальные вложения.
2. Социальные факторы развития региона. К ним относятся комплексный коэффициент уровня жизни, уровень денежных доходов на душу населения, сальдо миграции, безработица. Показатель уровня жизни очень тесно связан с денежными доходами населения.
Чем меньше население района, тем выше уровень обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры. Такая ситуация характерна, как правило, для районов с высоким уровнем миграции.
Одной из причин роста миграции является сворачивание производства в депрессивных районах, стремление к сокращению затрат на социальную инфраструктуру, переход к вахтенному способу добычи и т.п. Структурная безработица не только привела к быстрому сокращению уровня жизни, но и подстегнула миграционные процессы.
Ранжирование районов и городов региона по пяти основным социальным факторам позволяет определить коэффициенты социального развития, представляющие собой среднюю сумму мест. Острота социальных проблем, высокий уровень внешней миграции, безработицы, падение уровня жизни тормозят экономический рост в перспективных группах регионов, в то же время районы, где социальная ситуация стабильна, получают дополнительные возможности.
3. Финансовые показатели региона. В качестве основных финансовых индикаторов экономики районов можно отметить следующие группы параметров:
- процент дотаций республиканского бюджета в доходной части районного бюджета, процент планового дефицита местного бюджета, процент выполнения плана поступления налогов и других обязательных платежей в местный бюджет;
- отношение расходов на заработную плату бюджетных служащих, текущих материальных затрат и социальных государственных капитальных, вложений к собственным доходам районного бюджета;
- структура дебиторской и кредиторской задолженности предприятий промышленности, транспорта, связи и строительства.
Если первая группа параметров в основном описывает бюджетную динамику, то вторая более явно показывает степень дотационности районного бюджета, его зависимость от регионального бюджета и государственной инвестиционной программы. Третья группа показателей отражает текущую финансовую ситуацию на промышленных предприятиях района, составляющих основу местной налогооблагаемой базы.
4. Показатели ресурсного потенциала. (Эта группа показателей была рассмотрена выше.)
На основе данной системы показателей может быть проведена классификация регионов по потенциалу развития. При этом регионы могут быть структурированы на следующие три группы:
- обладающие значительными потенциалами роста. У этих районов имеются достаточные резервы к саморазвитию;
- нейтральные, находящиеся в пограничном положении. Экономика этих районов способна и к росту, и к кризису. В эту группу входят как районы, где высокому уровню жизни соответствуют высокая миграция и низкая инвестиционная активность, так и районы с низким уровнем жизни, но со
- стабильной промышленной и инвестиционной ситуацией;
- депрессивные районы, которые не имеют реальных возможностей саморазвития. К депрессивным относятся не только преимущественно аграрные или отдаленные районы, но и ряд промышленных районов, где закрываются градообразующие промышленные предприятия, высока структурная безработица, а следовательно, и миграция Морозова Т.Г. и др. Экономическая география России: Учебное пос. / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шилов. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 522 с..
Подобного рода ранжирование региональных субъектов имеет определяющее значение при выработке и проведении обоснованной инвестиционной политики региона.
Принципы региональной политики являются той основой, на которой базируются разработка и реализация региональной экономической политики. Они детерминированы внешними и внутренними условиями, применительно к которым формируются.
К принципам региональной политики относятся:
- экологическая зашита России, на основе которой можно добиться целостного подхода к решению территориальных проблем отдельных субъектов РФ и их ассоциативных образований. Проблема сохранения экологического «каркаса»
- России связана с особенностями традиционного природопользования;
- отраслевая специализация регионов, структурная перестройка которых осуществляется в соответствии с научно-технической и инвестиционной политикой страны;
- использование прогрессивных форм пространственной организации общественного производства и размещения квалифицированных кадров;
- формирование равных институциональных условий, преодоление региональных различий в уровне экономического развития территориальной структуры хозяйства с учетом социальной, этнополитической и экологической обстановки Основные положения региональной политики в Российской Федерации // Регионология. - 2009. №2. С. 1-18..
Результаты опубликованных исследований свидетельствуют об усилении неоднородности экономического пространства страны за годы рыночных преобразований. Поэтому существенно возрастает значение формирования системы государственного регулирования территориального развития страны, поиска механизма согласования двух взаимосвязанных процессов: укрепления властной вертикали и расширения самостоятельности регионов в федеративном государстве.
Территориальное регулирование экономики -- это процесс выработки и установления рациональных территориальных пропорций в развитии экономики страны и способ проведения региональной экономической политики.
1.4 Методы государственного регулирования экономики региона
Региональное экономическое пространство представляет собой систему экономических связей, постоянно развивающихся и углубляющихся в процессе переплетения, взаимного дополнения и обеспечения экономической целесообразности хозяйствующих структур, между которыми имеет место устойчивое территориальное разделение труда.
Общее экономическое пространство формируется как сочетание различных хозяйств, независимо от величины их потенциала, формы собственности, технологического уклада. Главное, чтобы они были связаны между собой устойчивым разделением труда, а их интересы в экономических связях совпадали. При этом важно, чтобы общее экономическое пространство формировалось не как временные отношения между хозяйствующими субъектами региона, а как определенное состояние функционирования взаимосвязанных хозяйственных структур.
Региональное экономическое пространство имеет внутренне противоречивый характер. Источники его самодвижения и саморазвития находятся в объективно обусловленных противоречиях, наличествующих внутри хозяйствующих субъектов, связанных между собой разделением труда.
Объекты государственного регулирования экономики в регионе многообразны, в качестве таковых выступают: экономический цикл; отраслевая и территориальная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешне-экономические связи.
Важнейшими направлениями государственного долгосрочного регулирования экономики на современном этапе являются:
1) эффективное использование государственной собственности на средства производства и природные ресурсы;
2) поддержка и стимулирование роста в отдельных отраслях промышленности;
3) проведение общегосударственной инновационной политики;
4) регулирование товарных, ресурсных и финансовых рынков;
5) регулирование регионального развития Сигов В.И. Региональная экономика, управление, планирование. - М.: Знание, 2008..
Среди методов регулирования регионального развития выделяют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешательство осуществляется путем использования административных средств, которые базируются на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных мер экономической политики.
В условиях демократизации управленческих функций меняются механизмы мотивации принятия решений и соотношение экономических и административных методов управления.
Административные методы регулирования регионального развития базируются на отношениях власти и подчинения, характерных для властных структур, и осуществляются в форме:
- административных распоряжений, постановлений, адресуемых субъектам регионального воспроизводственного процесса, воздействующих на конкретно сложившуюся ситуацию;
- правил, регулирующих деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций различных форм собственности (нормативное регулирование);
- рекомендаций, а также контроля (например, финансово-бюджетного) и надзора (например, санитарно-эпидемиологического).
Административные методы предусматривают возможности применения принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила.
С помощью административных методов местные органы управления регулируют процессы приватизации, решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональных природных ресурсов, а также вопросы, связанные с социальными процессами.
Только административные методы не могут обеспечить эффективное решение всех проблем, возникающих в процессе регионального воспроизводства. Поэтому административные методы должны использоваться в сочетании с экономическими.
Сущность экономических методов состоит в косвенном воздействии на процесс регионального воспроизводства -- через экономические интересы субъектов с помощью таких рычагов, как налоги, льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности без прямого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамках. Таким образом, в основе экономических методов регулирования лежат экономическая заинтересованность и ответственность предприятий и организаций -- субъектов регионального воспроизводственного процесса за последствия принимаемых решений и участие в выполнении задач комплексного социально-экономического развития региона.
Для российской экономики характерно большое разнообразие экономической, социальной и этнической ситуаций в отдельных регионах страны; регионы различаются как размерами экономического потенциала, так и способностью к саморазвитию в условиях новых экономических отношений. Производственно-отраслевые ориентиры территорий, сложившиеся в советский период развития, недостаточно стимулируют привлечение частных инвестиций, разработку и реализацию новых технологий. Все это определяет уникальность региональной ситуации в России, сложность использования имеющегося положительного зарубежного опыта в их разрешении.
Государственный заказ как инструмент прямого регулирования регионального воспроизводства. Государственный заказ в соответствии с действующим законодательством (ст. 72 Бюджетного кодекса РФ) представляет собой совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств федерального или регионального бюджетов.
Государственный заказ -- инструмент прямого регулирования экономики, с помощью которого реализуются приоритетные потребности государства в товарах (работах, услугах). Он призван стимулировать платежеспособный спрос, способствуя установлению и поддержанию связей между производителями и потребителями в тех сферах социально-экономической деятельности, где возможности рыночных механизмов саморегуляции объективно ограничены, а ценовые «сигналы» не отражают реального соотношения между спросом и предложением.
Государственный заказ оформляется прямым соглашением между государством и рыночными агентами, предусматривает экономическую ответственность не только исполнителей, но и всех остальных участников: заказчиков, посредников, институтов, финансирующих исполнение заказа. Он формируется исходя из основных задач и функций, конституционно закрепленных за каждым уровнем государственной власти.
Различают заказы общегосударственного (федерального) и регионального (субъектов РФ) уровней Лексин В.Н., Щвецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2008..
Основные принципы и порядок формирования, финансирования и размещения государственного заказа устанавливаются государственным законодательством. Федеральное или региональное правительство или иные органы соответствующего уровня исполнительной власти определяют заказчиков. Те от имени государства в рамках выделенных финансовых ресурсов размещают заказы среди подрядчиков и наряду с ними несут ответственность за их выполнение. Принципиальное значение имеет четкое разделение полномочий по формированию портфеля заказов и распоряжению средствами, выделенными для их финансирования.
Совмещение функций заказчика и подрядчика в одном лице создает условия для завышения объемов государственного заказа и неоправданного увеличения государственных расходов.
Финансирование государственного заказа осуществляется за счет средств бюджета того уровня, на котором он формируется, и привлекаемых внебюджетных источников, в том числе средств заинтересованных частных (зарубежных) инвесторов. Заказы размещаются и финансируются либо через механизм государственных контрактов, заключаемых между заказчиком и подрядчиком (предприятием, организацией, учреждением), либо путем прямого субсидирования производства определенных видов товаров, работ, услуг (что имеет место главным образом при финансировании заказов в сфере науки, образования, здравоохранения и т.д.).
Государственный контракт -- договор, заключенный органом государственной власти, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени РФ или субъекта РФ с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета (федерального или регионального).
Различают два основных типа контрактов: фиксированной цены и возмещаемых издержек. Первые предполагают предварительное определение и фиксирование величины издержек, исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры, что допускает широкую самостоятельность подрядчика при выполнении заказа. В случае превышения заранее установленной контрактной цены подрядчик принимает на себя и весь финансовый риск. Контракты данного типа получили распространение при размещении заказов на производство и поставку гражданской продукции текущего ассортимента.
Реализация контрактов второго типа базируется на том, что величина издержек на реализацию мероприятия заранее не фиксируется и государственные органы власти возмещают все затраты на мероприятие, оговоренное в контракте Фетисов Г.Г., Орешин В.П.Региональная экономика и управление: Учебник. -- М.: ИНФРА-М, 2009. -- 416 с..
2. Анализ государственного управления в регионе на примере Ямало-Ненецкого автономного округа
2.1 История становления и развития Ямало-Ненецкого автономного округа
Первые сведения о ямальской земле, о коренных народах испокон веку проживавших на ней - ненцах и ханты, относятся к XI веку. Однако новгородские купцы проникали на Край Земли (именно так переводится с ненецкого слово Ямал) и раньше. В первоначальных представлениях новгородцев о богатствах северной земли и ее людях было немало фантастического. Путешественники рассказывали, что белки и олени там падают на землю как дождь из туч.
С 1187 года нижняя Обь входила в «волости подданные» Великого Новгорода, а после его падения перешла к московским князьям, к титулам которых с 1502 года добавились «Обдорские и Югорские».
Вот в 1592 году царь Федор снарядил поход для окончательного покорения земель «великой Оби». В 1595 году один из казацких отрядов построил укрепление под название Обдорск (сегодня это столица Ямало-Ненецкого автономного округа - Салехард). В 1601 году на реке Таз появился острог Мангазея, превратившийся в главную базу ясачных операций вплоть до Лены и Енисея. Включение северных земель в состав сильного русского государства имело прогрессивное значение. Установление прочных экономических связей с народностями Обского Севера содействовало росту могущества России. Поступление пушнины принесло казне дополнительные доходы, расширило торговый оборот с заграницей. В 1660 году сибирская казна давала свыше 600 тысяч рублей или около одной трети доходной части бюджета государства. Обдорск долго оставался последним русским населенным пунктом на Обском Севере.
Постепенно росло население, менялось административное деление. В крае развернулась широкая торговля пушниной, северной белорыбицей, мамонтовой костью, рыбьим клеем, птичьим пером, березовой чагой, лодками, меховой одеждой и другими товарами. Этому способствовала знаменитая Обдорская ярмарка. В январе-феврале сюда съезжались ненцы и ханты, собирались купцы Тобольской, Енисейской, Архангельской губерний. Денежной единицей служил белый песец. Ярмарка по обороту капиталов была одной из первых в Тобольской губернии.
К началу двадцатого века из Обдорска ежегодно вывозилось на рынки до 200 тысяч пудов рыбы и около 50 тысяч меховых шкур (песец, лиса, белка, горностай и др.).
Наряду с ширящимся экономическим освоением Обский Север оставался краем полнейшей культурной отсталости. Вековое отставание здесь усугубилось последствиями мобилизации и прямых грабежей во время гражданской войны. Первоначальными мероприятиями новых властей была организация продовольственного снабжения, торговли, северных промыслов. Были открыты фактории в Яр-Сале, Щучье, Шурышкарах и др. Социально-культурные задачи включали повышение общеобразовательного уровня людей - ликвидацию неграмотности; организацию школьной системы, первых очагов культуры - изб-читален, народных домов; создание первых больниц и фельдшерских пунктов.
10 декабря 1930 года президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета принял постановление 'Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера'. В числе новых восьми национальных округов РСФСР был образован в составе Уральской области Ямальский (Ненецкий) округ с центром в селе Обдорск. 20 июня 1933 года село Обдорск переименовано в поселок Салехард, а его сельсовет был реорганизован в поселковый.
По данным Всесоюзной переписи населения в 1939 году в округе проживали 45734 человека, в том числе 15348 кочевников.
Основными отраслями экономики округа в предвоенные годы оставались рыбная промышленность и оленеводство, высокими темпами росли заготовки пушнины - в 10 раз с 1931 по 1940-й год. После образования округа стала развиваться совершенно новая отрасль - растениеводство. В При- и Заполярье стали выращивать картофель, овощи, кормовые корнеплоды.
В 1931-1932 годах на Ямале появились первые самолеты, а в 1937 году была установлена прямая авиасвязь с Омском Пикулькин А.В. Система государственного управления. М.: ЮНИТИ, 2009..
Особое внимание было уделено народному образованию. В 1940 году в 46 школах округа обучалось 4500 учащихся, действовало 28 интернатов для детей коренного населения. К 1940 году в 10 библиотеках округа было 53 тысячи книг, работали пять Домов ненца, восемь красных чумов, две культурные базы. Народное образование последовательно решило задачи внедрения неполного среднего, а затем десятилетнего обучения детей.
В годы Великой Отечественной войны тысячи ямальцев отправились на фронт защищать Родину. Оставшиеся в тылу женщины, старики, дети самоотверженно трудились. На рыбацких станах, охотничьих тропах, оленьих пастбищах ямальцы помогали всей стране ковать Великую Победу.
После окончания Отечественной войны государством были приняты экстренные меры по преодолению экономических и социальных трудностей на Севере. Прежде всего, было усилено техническое оснащение рыбной промышленности и охотничьего промысла. Быстро развивалась новая отрасль хозяйства - звероводство. На фермах выращивали серебристо-черных лисиц, голубых песцов и норок. На путь наиболее рентабельной традиционной отрасли стало оленеводство - укрепилась производственно-техническая база, широко использовались достижения науки и техники.
В послевоенные годы бурно развивался транспорт и связь. В 1949 году в Лабытнанги пришла железная дорога. На реках курсировали пассажирские суда, пополнился грузовой флот, строились крупные механизированные причалы. С 1964 года введены регулярные рейсы скоростных по тем временам самолетов Ан-24 в Тюмень, Тазовский, Тарко-Сале, а летом 1968 года - в Москву.
Произошло коренное перевооружение средств связи - электрической, телефонной, почтовой. В 1964 году в эфире впервые прозвучали позывные окружного радио, в 1968 году - засветились экраны телевизоров.
В 60-е годы прошлого столетия выросла сеть учреждений культуры: работали 17 домов культуры, 39 сельских клубов, два народных театра, три музыкальные школы, краеведческий музей, дом народного творчества. В 64-х библиотеках имелось 500 тысяч книг, в киносети - более 100 киноустановок.
Ямало-Ненецкий автономный округ - становой хребет экономики России: Эта фраза, часто повторяемая журналистами, как нельзя лучше отражает действительность. Индустриальное будущее автономного округа как главного топливно-энергетического комплекса страны определила новая отрасль - геология. Летом 1958 года в Салехарде была создана Ямало-Ненецкая комплексная геологоразведочная экспедиция. Начались интенсивные поиски углеводородных месторождений. 14 апреля 1962 года в Тазовской тундре забил первый газовый фонтан. С 1964 по 1966 на Ямале разработали еще пять крупных месторождений, в том числе Губкинское с запасом 350 миллиардов кубометров газа и крупнейшее в мире - Уренгойское. 1967 год дал три месторождения, в том числе уникальное - Медвежье. Следующий год принес еще три нефтегазоносные площади. В 1972 году газ Медвежьего по трубопроводу пошел на Урал. В 1978 году заработал газопровод Уренгой-Надым. Газ Вынгапура влился в магистраль Уренгой - Тюмень - Челябинск. Ямальские газ и нефть стали реальностью. Названия небольших поселков, затерявшихся в бесконечных просторах тундры и тайги, - Надым, Новый Уренгой, Тарко-Сале, Ноябрьск - теперь известны во всем мире.
Сегодня на территории Ямала, которая составляет 750,3 тыс. км2, проживают немногим более 516 тысяч человек, то есть, 0,7 человек на один квадратный километр. Но при этом автономный округ занимает III место в России по объему налогов, поступающих в федеральный бюджет. С 2000 года эта цифра увеличилась в 5 раз и в 2005 году превысит 7 млрд. $. Валовый региональный продукт ЯНАО растет в среднем на 14,5% в год. В 2004 году он составил 15,4 млрд. $., в 2005 году ожидается рост этого показателя еще на 3,6 млрд.$.
На Ямале добывается 91% всего природного газа страны (23,7% мировой добычи) и более 14% российской нефти и газоконденсата. В общей сложности округ производит более 54% первичных энергетических ресурсов России. При этом гигантская часть природных запасов региона еще только ждет промышленного освоения.
Ямал сегодня - это стабильный, динамично развивающийся регион, где заложен прочный фундамент дальнейшего социально-экономического развития, позволяющий строить масштабные планы на будущее. Разработанная в администрации автономного округа стратегия развития ЯНАО до 2020 года увязывает развитие топливно-энергетического комплекса с формированием новых отраслей региональной экономики, необходимых для современной жизни.
Одним из глобальных долгосрочных проектов является освоение газовых запасов полуострова и шельфа Карского моря. Здесь открыты 11 газоносных и 15 нефтегазоконденсатных месторождений. Потенциальные ресурсы с учетом газа на шельфе оцениваются в 50,5 трлн. кубометров, жидких углеводородов - более 5 млрд. тонн.
Еще одно крупнейшее начинание - создание на территории Полярного Урала нового центра горнорудной промышленности, обеспечивающего сырьем металлургию соседних регионов. Уже сегодня на Полярном Урале ведется разработка богатейших месторождений хрома, марганца, бокситов, золота. По оценкам специалистов, общая стоимость запасов горного сырья оценивается в 220 млрд. долларов.
Совместно с Сибирским научным аналитическим центром и РАО 'Российские железные дороги' администрация ЯНАО сейчас работает над развитием сети железных и автомобильных дорог и телекоммуникационных систем. Они должны связать арктический Ямал с крупными промышленными центрами Урала. Проект также предусматривает развитие энергетики и нефтегазохимии на базе попутного нефтяного и низконапорного газа, запасы которого на полуострове огромны.
Сегодня 89 регион России занимает VII место в стране по объемам привлекаемых инвестиций. С 1999 года инвестиции в основной капитал увеличились почти в пять раз. Осенью 2004 года рейтинговое агентство Standard&Poor's объявило о повышении ЯНАО долгосрочного кредитного рейтинга: В+/Стабильный по международной шкале, 'ru A+' - по Российской национальной. Агентством также была отмечена высокая кредитоспособность региона.
Одна из особенностей Ямала состоит в том, что на территории округа сошлись два совершенно разных типа хозяйствования: промышленная разработка недр и традиционные для коренного населения Крайнего Севера виды деятельности. В регионе выпасается самое большое в мире поголовье северного оленя - 600 тысяч голов, в Обском бассейне добывается треть мировых запасов ценных сиговых пород рыбы. Десятая часть всей площади округа - около 8 миллионов гектаров - является особо охраняемой природной территорией. Промышленность и традиционные северные промыслы мирно уживаются на территории Ямала, а решение проблем коренных малочисленных народов Крайнего Севера находятся в зоне приоритетного внимания губернатора и администрации автономного округа Регионы России. Стат.ежегодник. М.: Госкомстат России..
Арктический регион России сегодня - комфортная для проживания территория, бюджет которой традиционно носит ярко выраженную социальную направленность: более 80% расходной части основного финансового документа направляется на решение социальных задач населения. В округе мощно развивается жилищное строительство, возводятся современные школы, больницы, спортивные сооружения, прежде всего в отдаленных районах, оказывается действенная социальная поддержка тем, кому она необходима. Округ по праву может гордиться своими успехами в области организации детского летнего отдыха: более 70 процентов юных ямальцев каждое лето отправляются на отдых и лечение в лучшие здравницы страны. В регионе сегодня реализуется более тридцати социальных программ.
2.2 Анализ местного самоуправления Ямало-Ненецкого автономного округа
Масштабные задачи, стоящие в повестке дня деятельности региональных органов власти, требуют их реформирования с учетом приоритетов развития территории.
На Ямале утверждена новая система органов исполнительной власти, с одной стороны ориентированная на изменившуюся систему федеральной исполнительной власти, с другой - более четко настроенная на решение наиболее острых проблем нашей территории. Усиление коллегиальных начал при одновременном углублении специализации каждой из структур - этот принцип положен в основу новой модели исполнительной власти региона.
Территориальная организация местного самоуправления, установленная законами автономного округа о наделении статусом, установлении границ и определении административных центров муниципальных образований, включает в себя 58 муниципальных образований: 6 городских округов, 7 муниципальных районов, 45 поселений, в том числе 7 городских и 38 сельских.
Городские округа
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа образовано 6 городских округов:
- муниципальное образование город Салехард, который является административным центром;
- муниципальное образование город Губкинский;
- муниципальное образование город Лабытнанги;
- муниципальное образование город Муравленко;
- муниципальное образование город Новый Уренгой;
- муниципальное образование город Ноябрьск
Муниципальные районы
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа образовано 7 муниципальных районов:
- муниципальное образование Красноселькупский район, в состав территории которого входят 3 сельских поселения;
- муниципальное образования Надымский район, в состав территории которого входят 3 городских поселения и 7 сельских поселений;
- муниципальное образование Приуральский район, в состав территории которого входят 1 городское и 4 сельских поселения;
- муниципальное образование Пуровский район, в сов состав территории которого входят став территории которого входят 2 городских поселения и 6 сельских поселений;
- муниципальное образование Тазовский район, в состав территории которого входят 1 городское и 4 сельских поселений;
- муниципальное образование Шурышкарский район, в состав территории которого входят 8 сельских поселений;
- муниципальное образование Ямальский район, в состав территории которого входят 6 сельских поселений
Ямало-Ненецкий автономный округ является одним из ведущих субъектов Российской Федерации по уровню сформированной законодательной базы и социально-экономического развития малочисленных народов.
Так, на основе правовых норм, установленных Уставом (Основным законом автономного округа) приняты, следующие законы автономного округа, направленные на обеспечение устойчивого развития малочисленных народов: «О защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе»,
«О государственной поддержке общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», «О факториях в Ямало-Ненецком автономном округе», «Об оленеводстве», «О фольклоре коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе», «О перечне труднодоступных, отдаленных местностей и территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе» и другие.
В окружном бюджете предусматриваются значительные финансовые средства и механизмы поддержки малочисленных народов посредством окружных целевых программ: «Культура, язык, традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2011 годы»; «Развитие агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы»; «Жилище» на 2006 - 2010 годы (включающей подпрограмму «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера»); «Комплексная программа развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы»; «Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2010 годы»; «Молодежь Ямала (2007 - 2010 годы)»; «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 - 2010 годы» и другие Фетисов Г.Г., Орешин В.П.Региональная экономика и управление: Учебник. -- М.: ИНФРА-М, 2009. -- 416 с..