Рефераты

Основные пути повышения эффективности государственного управления в регионе

p align="left">В автономном округе создана система учета и анализа основных показателей жизнедеятельности малочисленных народов - «Банк данных о социально-экономическом положении коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа». Программно-целевыми и иными методами оказывается поддержка организациям, осуществляющим виды традиционной хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности.

Усилилась роль гражданского общества с участием окружного общественного движения Ассоциации «Ямал - потомкам!» и иных общественных организаций малочисленных народов в исполнительных органах государственной власти автономного округа, органах местного самоуправления, Законодательного Собрания автономного округа и Общественной палате автономного округа.

Администрация автономного округа заключила соглашения с ОАО «Газпром» и его дочерними компаниями, ОАО «Новатэк», НК «ЛУКойл» и иными ресурсодобывающими компаниями, в которых немало внимания уделено решению проблем малочисленных народов. Заметное место в экономике автономного округа займет перспективный мегапроект «Урал промышленный - Урал Полярный».

Результатами целенаправленной политики органов государственной власти в отношении малочисленных народов являются:

1) комплексная правовая база, позволяющая гарантировать права малочисленных народов автономного округа;

2) рост численности кочующего населения;

3) заинтересованность малочисленных народов в ведении традиционного образа жизни;

4) снижение уровня безработицы среди малочисленных народов;

5) высокий уровень владения малочисленными народами родными языками;

6) значительный рост количества общин малочисленных народов, повышение их заинтересованности в осуществлении видов традиционной хозяйственной деятельности.

Оценивая достигнутые результаты деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, назрела необходимость уточнения долгосрочных ориентиров социально-экономического развития и принципов политики автономного округа в отношении малочисленных народов, которые позволят продолжить мероприятия, направленные на защиту исконной среды обитания, на сохранение и развитие видов традиционной хозяйственной деятельности. Данные вопросы особенно актуальны в районах с интенсивным промышленным освоением. В соответствии с постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 09.12.2009 г. № 1990 «О стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года» от роста промышленного производства, освоения новых месторождений полезных ископаемых зависит развитие автономного округа в целом.

От постановки и практического решения правовых вопросов зависит социально-экономическое развитие малочисленных народов Эффективность государственного управления / Пер.с англ.; общ.ред. С.А.Батчикова и С.Ю.Глазьева. М., 2008..

2.3 Анализ социально-экономического развития региона

Ямало-Ненецкий автономный округ обладает большими запасами газа, газового конденсата, нефти, хромовой руды, железной руды, каменного угля, лесных и других биологических ресурсов.

С учетом вовлечения в разработку уникальных месторождений полуострова Ямал, неразрабатываемых месторождений распределенного фонда недр, а также реализации программы лицензирования нераспределенного фонда недр, добыча газа к 2020 году может достичь 750 миллиардов кубометров в год, а нефти - 44 миллионов тонн в год.

Крупномасштабное освоение месторождений полезных ископаемых Полярного Урала может начаться после завершения строительства железной дороги Полуночное - Обская. В 2020 году производство товарной хромовой руды может составить 1,25 миллионов тонн, товарной железной руды - 1,2 миллионов тонн, концентрата цветных металлов - 1,6 миллионов тонн, золота - 2 тонн.

Западный сектор трассы Северного морского пути от Норвежского до Карского моря уже готов для регулярного плавания с продленным сроком навигации. Северный морской путь обеспечит прямой выход товаропроизводителей автономного округа на мировой рынок.

Одним из показателей, характеризирующих уровень развития конкуренции на территории Ямало-Ненецкого автономного округа является состояние реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара (далее Реестр), который ведется уполномоченным органом в сфере антимонопольного регулирования - Управлением федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (Ямало-Ненецкое УФАС России).

По данным Ямало-Ненецкого УФАС России в 2007 году в региональном Реестре состояло 144 хозяйствующих субъекта различной формы собственности, в 2008 году - 147, за 9 месяцев 2009 года их число увеличилось до 160.

Наибольшее число включенных в Реестр хозяйствующих субъектов осуществляет свою деятельность в сфере жилищно-коммунальных услуг - 51,8%, в сфере продовольственного рынка (хлебобулочная продукция, рыба, мясо) - 15%, транспорт и связь - 13,1 %, фармацевтическая деятельность -7,5%, прочие виды деятельности 12,6%.

Ямало-Ненецкий автономный округ был и остается главным газодобывающим регионом страны на долгосрочную перспективу, обеспечивающим более 90% общероссийского объема добычи природного газа и более 12% нефти и газового конденсата. Наибольший объем добычи газа приходится на дочерние предприятия ОАО «Газпром» (ООО «Газпром добыча Ямбург», «Газпром добыча Уренгой», «Газпром добыча Надым», Газпром добыча Ноябрьск»), в 2006 году их суммарная добыча составила порядка 89% всей добычи в регионе. Около 10% общей добычи природного газа приходится ОАО «Новатэк», ОАО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» и ОАО «ТНК - ВР».

Основными нефтедобывающими компаниями Ямало-Ненецкого автономного округа являются ОАО «Газпром нефть» (ОАО «Ноябрьскнефтегаз» - 23 млн. т.) и ОАО НК «Роснефть» (ОАО «Роснефть - Пурнефтегаз» - 9,3 млн.т.). Несмотря на то, что с 2005 года наблюдается снижение уровня добычи нефти, по-прежнему темпы и объемы освоения ресурсной базы углеводородного сырья на территории Ямало-Ненецкого автономного округа имеют все основания к дальнейшему росту, особенно при условии интенсивного проведения геологоразведочных работ.

В настоящее время, кроме ОАО «Газпром», на территории Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляют хозяйственную деятельность более тридцати нефтегазодобывающих предприятий. Деятельность компаний в основном осуществляется на востоке и юго-востоке территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Топливно-энергетический комплекс Ямало-Ненецкого автономного округа обеспечен специалистами, обладающими уникальным опытом и квалификацией в области разработки месторождений углеводородного сырья в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера Эффективность государственного управления / Пер.с англ.; общ.ред. С.А.Батчикова и С.Ю.Глазьева. М., 2008..

Базовыми городами газовой промышленности Ямало-Ненецкого автономного округа являются г. Надым с населением 48,7 тыс. человек и г. Новый Уренгой - 114,7 тыс. человек.

Основные нефтедобывающие предприятия базируются в г. Ноябрьск (109,2 тыс. чел.), г. Муравленко (37 тыс. чел.), г. Губкинский (22,1 тыс. чел) и г. Тарко-Сале (19,9 тыс. чел.).

В Ямало-Ненецком автономном округе сосредоточена примерно половина всех нефтегазовых запасов России. Здесь открыто более 220 месторождений углеводородов, которые содержат около 35 трлн. м3 природного газа, или 75% текущих доказанных запасов в России, 13,5 млрд. тонн нефти и 5,1 млрд. тонн газового конденсата. Сейчас в стадии разработки находится менее четверти из указанного количества месторождений и более 70% - пока в стадии разведки.

В соответствии с проектом Энергетической стратегии России на период до 2030 года Ямало-Ненецкий автономный округ, как основной газодобывающий регион, играет особую роль в обеспечении энергетическими ресурсами страны, реализации геополитических и коммерческих интересов России.

В качестве базового района, за счет которого в основном будет расширяться сырьевая база Ямало-Ненецкого автономного округа в среднесрочной и долгосрочной перспективе, определен полуостров Ямал с прилегающими морскими акваториями. Потенциальные ресурсы газа на данной территории оцениваются в объеме 57 трлн. м3, газового конденсата - более 2,5 млрд. тонн и около 4 млрд. тонн нефти. В его пределах открыто 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений с доказанными запасами природного газа 11,6 трлн. м3, нефти и газового конденсата - 500 млн. тонн.

Комплексное промышленное освоение месторождений углеводородного сырья полуострова Ямал является стратегической целью и обязательным условием для развития газовой промышленности России. Наиболее подготовленными к освоению являются Бованенковское и Харасавейское газоконденсатные месторождения. Эти месторождения будут введены в эксплуатацию не позднее 2011 года. В рамках освоения полуострова Ямал ведется строительство железной дороги «Обская - Бованенко», реализуется проект газотранспортной системы «Ямал - Ухта - Европа».

Следует отметить, что территория полуострова Ямал характеризуется высоким уровнем экологической уязвимости. Низкая способность к самовосстановлению природных комплексов Крайнего Севера и Арктики является критичным фактором для коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории промышленного освоения и ведущих традиционный образ жизни. Широкомасштабное индустриальное освоение на территориях исконной среды обитания, ведения традиционного образа жизни, традиционного хозяйствования коренных народов приведет к резкому изменению условий их проживания. Данный вопрос требует адекватной социально-экономической политики государственных органов исполнительной и законодательной власти всех уровней.

Кроме добывающих отраслей промышленности в Ямало-Ненецком автономном округе заметно развивается глубокая переработка углеводородного сырья, ориентированная на утилизацию попутного нефтяного газа. Разработаны инвестиционные проекты на строительство электростанций общей мощностью более 2400 МВт Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2009..

Агропромышленный комплекс

Агропромышленный комплекс Ямало-Ненецкого автономного округа является одной из составляющих экономики региона и основным источником жизнеобеспечения коренного населения. В силу естественных климатических условий сельское хозяйство Ямало-Ненецкого автономного округа ориентировано в первую очередь на традиционные для автономного округа отрасли - оленеводство, рыболовство, звероводство, переработка мяса, рыбы и пушно-мехового сырья.

Структура комплекса представлена сельскохозяйственными организациями, сельскохозяйственными перерабатывающими организациями, рыбодобывающими, рыбоперерабатывающими предприятиями, общинами, союзами общин и иными организациями коренных малочисленных народов Севера, частными хозяйствами.

В отраслях сельского хозяйства и рыболовства занято около 7 тысяч человек, в основном представители коренных малочисленных народов Севера.

Ключевой отраслью по количеству занятых, финансово-экономическим показателям и социально-культурной роли в жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера является оленеводство.

Рыболовство также является одной из важнейших отраслей агропромышленного комплекса.

Проводимые в конце прошлого века реформы без учета специфики Крайнего Севера поставили товаропроизводителей Ямало-Ненецкого автономного округа в тяжелое положение. Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, рост цен на энергоносители, транспортные и иные услуги, разбросанность производственных объектов на больших территориях привели к снижению финансовых показателей отраслей производства.

Начиная с 2002 года поддержка и развитие агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа производится программно -целевым методом. Реализация программных мероприятий оказала позитивное воздействие на развитие агропромышленного комплекса, в том числе и на традиционные отрасли.

За счет программных средств была укреплена материально-техническая база предприятий. Были увеличены производственные мощности по заморозке рыбы, что позволило сократить продолжительность перевозки рыбы в охлажденном виде и значительно улучшило качество рыбной продукции.

Была произведена модернизация и обновление технологического оборудования, обновление техники и транспортных средств. Внедрение прогрессивных технологий позволило ввести высокотехнологичный убойный комплекс, отвечающий требованиям евростандарта.

С целью сохранения системы материально-технического снабжения предприятий агропромышленного комплекса, заготовок и промыслов было восстановлено 26 факторий.

Для улучшения ведения промысла были приобретены рыбопромысловый и транспортный флоты.

Все это способствовало увеличению валового производства мяса с 569 т. до 1350 т., делового выхода телят оленей на 100 январских - маток с 49,2% до 58,6%, сохранности взрослого поголовья - с 83,5% до 88%, добычи рыбы - с 5,8 тыс. т. до 6,8 тыс. т., выпуску мороженой рыбной продукции - с 2,3 тыс. т. до 4 тыс. т., повышению на 45% производительности труда рыбаков, расширению ассортимента выпускаемой продукции.

Однако современное состояние предприятий агропромышленного комплекса на территории Ямало-Ненецкого автономного округа находится в весьма сложном экономическом положении и нуждается в дальнейшей финансовой поддержке.

Для улучшения работы агропромышленного комплекса необходимо дальнейшее внедрение современных технологий по глубокой переработке оленьего сырья и рыбы, реализация комплекса ветеринарно-профилактических мероприятий, создание на маршрутах движения нормальных производственных и жилищно-бытовых условий для кочевого населения.

На протяжении многих лет торговое и медицинское обслуживание кочующего населения осуществлялось на факториях, где можно было закупить продукты и боеприпасы, сдать мясо и пушнину, получить первую медицинскую помощь. За годы внедрения рыночных реформ фактории пришли в упадок. В последние годы за счет средств государственной поддержки фактории начали восстанавливать. Эту работу необходимо продолжить.

Важнейшим принципом усовершенствования управления агропромышленным комплексом должен быть системный программный подход, обеспечивающий взаимосвязанное совершенствование всех элементов хозяйственного механизма и всех сторон сельской инфраструктуры Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2009..

Розничная торговля

Современное развитие сферы торговли характеризуется количественным и качественным изменениями структуры. По своей сущности, торговая сеть призвана обеспечивать бесперебойность снабжения товарами потребителей и формировать определенную территориальную доступность.

Розничная торговая сеть неравномерно размещена как по территории Ямало-Ненецкого автономного округа, так и внутри населенных пунктов. Средняя обеспеченность торговой площадью по Ямало-Ненецкому автономному округу на 1000 жителей составляет 489,8 м2, при этом, в разрезе муниципальных образований данный показатель значительно варьируется.

Самая высокая обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей сложилась в Надымском районе (976,8 м2) и в г. Губкинский (941,1 м2), а самая маленькая в Приуральском районе (183,2 м2) (почти в 5 раз меньше максимального показателя).

В населенных пунктах прослеживается недостаток стационарных предприятий торговли в местах частной застройки и удаленных от центра микрорайонах. Окраины городов и населенных пунктов не имеют развитой и доступной инфраструктуры по отношению к центральной части.

По состоянию на 01.01.2009 г. на территории Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляют деятельность 4190 торговых объектов.

Лидирующее положение среди муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа по количеству торговых объектов занимает г.Ноябрьск - 1226 объектов, по наличию торговых площадей - г.Ноябрьск (54271 м2) и г.Новый Уренгой (53845 м2).

Данная ситуация объясняется тем, что в г. Ноябрьск большая часть торговых объектов представлена мелкорозничной торговой сетью (павильоны). Тогда как в торговой сети г. Новый Уренгой велика доля объектов, имеющих большую торговую площадь (торговые центры и торговые комплексы).

Специфику региона определяет сложность транспортной схемы многих муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа, поэтому основная масса товара завозится в зимний период и в период навигации. В малочисленные и отдаленные населенные пункты завоз товаров осуществляется малыми партиями, что увеличивает количество посредников и отрицательно сказывается на уровне цен и ассортименте товаров. Средние цены на отдельные потребительские товары в отдаленных населенных пунктах выше уровня цен на эти же товары в крупных городах и в среднем в Ямало-Ненецком автономном округе на 15-20%.

Сегодня на территории Ямало-Ненецкого автономного округа 81 оптовое предприятие, значительная часть из которых нуждаются в полной модернизации. Суммарная площадь, занимаемая предприятиями оптовой торговли, составляет 41 126,5 м2.

Оптовая торговля в Ямало-Ненецком автономном округе находится на низком уровне. Предприятия оптовой торговли размещены в основном в г. Ноябрьск (34), г. Новый Уренгой (14), г. Надым (12), где имеются железнодорожные магистрали.

Развитие оптимальных межрегиональных связей для торгово-посреднических операций возможно на основе создания системы транспортного и торгового оборудования для выполнения комплекса логистических процессов на всем пути движения товаров от производителей до потребителей. Для этого необходимо создание условий для строительства и функционирования крупных распределительных центров (терминалов) с долевым участием зарубежных и российских производителей. Практика подтверждает, что развитие оптовой торговли обусловливает высокие результаты деятельности торговли в целом.

Жилищно-коммунальный комплекс

Развитие конкурентной среды в жилищно-коммунальном комплексе является одним из наиболее актуальных направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа.

Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса охватывает интересы практически всех отраслей экономики, способствует социально-экономическому росту Ямало-Ненецкого автономного автономного округа, оказывает мощное стимулирующее воздействие на развитие предпринимательской и деловой активности граждан, непосредственно влияет на качество жизни и уровень социальной активности населения.

Масштабы отрасли и ее значимость для экономики Ямала характеризуются следующими факторами:

- рынок жилищно-коммунальных услуг довольно емкий и динамично развивающийся. Спрос на услуги ЖКХ в округе постоянно растет. Стоимостной объем жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) в 2007 году составил 18 603 млн.руб., в 2008 году - 22 285 млн.руб. из них населению - 12 643 млн.руб.;

- количество предприятий ЖКХ за 2008 год составило 158 единиц. Предприятия ЖКХ обладают значительным удельным весом на рынке платных услуг населению в округе. В 2008 году доля жилищных и коммунальных услуг в структуре объема платных услуг населению составила 30%;

- территория Ямало-Ненецкого автономного округа по техническому и технологическому уровню электроснабжения условно делится на две зоны - централизованную и децентрализованную, имеющие принципиально разные системы организации энергоснабжения потребителей;

- отличительной особенностью ЖКХ в автономном округе является его высокая энергоемкость. Предприятия ЖКХ потребляют около 25% производимой в округе электро-и теплоэнергии. Объекты энергетики и жилья в Ямало-Ненецком автономном округе, являясь социально значимыми, требуют определения тенденций развития данного сектора экономики;

- дотационность сферы ЖКХ, что обусловлено специфическими условиями Крайнего Севера (наличие досрочного завоза топливно-энергетических ресурсов, низкие температурные нагрузки, продолжительность зимнего периода и.т.д.).

Рынок жилищных услуг является потенциально конкурентным и представлен 102 предприятиями частной и смешанной форм собственности. Из них доля организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и (или) оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, участие субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных образований в уставном капитале которых составляет не более 25%, от общего числа организаций, осуществляющих данные виды деятельности на территории муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе, кроме товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов составляет 84%.

Очевидны коренные преобразования в системе управления жилищным фондом. По состоянию на 1 сентября 2009 года доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления многоквартирными домами от общего количества домов, в которых должен быть выбран способ управления, составляет 44,29%, что выше показателей на 1 января 2008 года в 4 раза (на 1 января 2008 года - 11,2%, на 1 января 2009 года - 33,2%).

Данные факты подтверждают процесс демонополизации в области управления и эксплуатации жилищным фондом. Осложняют реализацию данного процесса следующие факторы:

- отсутствие развития рынка жилищных услуг в сельских муниципальных образованиях (на рынке услуг преимущественно действуют муниципальные унитарные предприятия, как жилищные, так и коммунальные, выбор способа управления осуществляется исключительно путем конкурсного отбора управляющих компаний ОРМСУ);

- высокий процент износа жилищного фонда - 45,2% - препятствует заинтересованности управляющих компаний к управлению таким жилищным фондом Шибаков В.Г., Касьянов С.В., Халилов Н.Р. Современный университет для перспективного экономического района // Высшее образование сегодня. -2008. № 12. .

Транспорт

Характеристики транспортной инфраструктуры имеют ключевое значение для конкурентной среды. Транспортные проблемы приводят к созданию изолированных рынков, сокращают возможности для расширения географии реализации товаров и прихода новых участников, способствуют повышению цен.

На текущий момент транспортный комплекс Ямало-Ненецкого автономного округа включает все виды транспорта: железнодорожный, трубопроводный, автомобильный, внутренний водный, морской и воздушный.

Однако их развитие по территориям неравномерно, общая плотность транспортных сетей общего пользования крайне низка, опорная сеть наземного транспорта отсутствует, общая внутренняя связность территории не обеспечена, транспортные издержки избыточно велики.

Развитие и обеспечение эффективной работы транспортного комплекса относится к приоритетным задачам государственной деятельности. Основная цель развития транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - создание условий для улучшения социально-экономического положения округа путем снижения совокупных транспортных издержек, обеспечения растущих потребностей экономики в транспортных услугах, увеличения транспортной доступности и мобильности населения, улучшения качества транспортных услуг.

Важным фактором социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа является обеспечение выхода на перспективную опорную сеть в результате намечаемого формирования сети автомобильных дорог.

До 2020 года намечается строительство следующих автодорог:

- «Надым - Советский», участок «Надым - граница Ямало-Ненецкого автономного округа» протяженностью 246 км;

- «Агириш - Салехард» протяженностью 795 км, в т.ч. по Ямало-Ненецкому автономному округу - 248 км;

- «Сургут - Салехард», участок «Надым - Салехард», протяженностью 330 км.;

- «Сыктывкар - Салехард», участок «Граница Ямало-Ненецкого автономного округа - Харп», протяженностью 51 км.

Кроме этого, предусматривается строительство автомобильных дорог окружного значения до административных центров районов, общей протяженностью 541 км.

Строительство этих маршрутов даст выход нефтегазовым районам на общую транспортную сеть, что в будущем смягчит проблемы «северного завоза» и обеспечит транспортную доступность Полярного Урала, где расположена перспективная минерально-сырьевая база твердых полезных ископаемых.

Подпрограммой «Железнодорожный транспорт» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» предусматривается строительство железнодорожных линий «Полуночное - Обская - Салехард» и «Салехард - Надым», являющихся составными частями железнодорожной сети «Полуночное - Обская - Надым».

Стратегией развития железнодорожного транспорта России до 2030 года предусматривается строительство следующих железных дорог:

- достройка линии «Обская - Бованенково» на линии «Паюта - Бованенково», протяженностью 331 км.;

- «Бованенково - Харасавэй», протяженностью 130 км.;

- «Паюта - Новый Порт», протяженностью 208 км.;

- «Коротчаево - Русское», протяженностью 122 км.;

- «Русское - Заполярная», протяженностью 49 км.;

- «Русское - Игарка», протяженностью 482 км.

Развитие воздушного транспорта предусматривает совершенствование системы региональной авиации, предполагающей использование отечественных самолетов, возрождение инфраструктуры местных воздушных линий и поддержку авиаперелетов в труднодоступные районы Ямало-Ненецкого автономного округа.

Подпрограммой «Гражданская авиация» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», предусматривается реконструкция аэропортов гражданской авиации, расположенных на территории автономного округа Шелюбская Н.И. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. - 2009. -№ 3. .

Развитие водного транспорта предусматривает:

- модернизацию и обновление флота, улучшение его технических и экологических характеристик;

- развитие портового хозяйства;

- создание структуры управления речным транспортом, обеспечивающей сохранение единого технологического комплекса, безопасности и эффективности судоходства;

- обеспечение выполнения социально значимых перевозок грузов в районы Крайнего Севера;

- обеспечение транспортировки нового грузопотока нефти и нефтепродуктов с приобских месторождений на экспорт с перевалкой на морские танкеры в п. Новый Порт в Обской губе.

- строительство морского порта Харасавэй.

В период до 2020 года предусматривается ввод новых трубопроводов.

К 2011 году будет построена первая нитка трубопроводной системы Ямал - Западная Европа, ввод второй нитки необходим в 2013 году, в 2016 и 2019 годах будут построены 3 и 4 нитки соответственно. Ввод 5-ой нитки выходит за пределы 2020 года - он планируется в 2022 году.

К 2011-2013 годам планируется ввод в эксплуатацию трубопровода «Алтай».

В 2010-2011 годам планируется окончание работ по вводу в строй газопровода СРТО - Торжок.

К 2009 г. будет построен и введен в эксплуатацию нефтепровод от Ванкорского месторождения до нефтеперекачивающей станции «Пурпе».

Поддержание в рамках рассматриваемого периода времени достигнутой пропускной способности магистральных нефтегазопроводов, а также строительство и ввод в эксплуатацию новых трубопроводов укрепят позиции Ямало-Ненецкого автономного округа как важнейшего поставщика углеводородов на российский и международный рынки. Все эти объекты транспорта повысят энергетическую безопасность России, а также обеспечат диверсификацию поставок нефти и газа за пределы страны.

Туризм

Туризм, как отраслевая система, это - многофункциональный комплекс организаций, деятельность которых непосредственно связана с предоставлением туристских услуг. Состояние конкурентной среды на рынке туристских услуг в значительной степени обусловлено стоимостью услуг, состоянием инфраструктуры и наличием возможности доступа к ней. В реестрах субъектов туристской индустрии и туристских ресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа в настоящее время зарегистрировано 55 гостиниц, 29 турфирм, 19 музеев, 17 заказников и заповедников, 13 баз отдыха, 18 национальных общин (всего - 151 предприятие). По формам собственности предприятия распределены следующим образом: частная (46,1 %), государственная (43 %), ведомственная (10,9 %).

В 2009 году отрасль пополнилась предприятиями различных форм собственности, в том числе созданными представителями коренных малочисленных народов Севера, турфирмами в городе Салехарде (создано 4 турфирмы) и других территориях Ямало-Ненецкого автономного округа. Создание небольших предприятий в сфере туризма является важным фактором повышения ее конкурентоспособности. На Ямале это замечательно ещё и тем, что туризм построен в основном на малом бизнесе, позволяющем задействовать представителей коренного населения Ямало-Ненецкого автономного округа.

Туризм является рынком сбыта продукции народных и художественных промыслов и ремесел. В данном случае проявляется мультипликативный характер отрасли.

В Ямало-Ненецком автономном округе осуществляют ремесленную деятельность 11 предприятий. Данную деятельность можно отнести к традиционным отраслям хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, наряду с оленеводством, охотой и рыболовством.

Уже сегодня въездной турпоток региона формируется благодаря этнографическому туризму - важному аспекту культурно-познавательного туризма. В настоящее время этнотуризм - один из наиболее активно развивающихся сегментов рынка туристических услуг. При правильной организации бизнеса этнографические объекты туристического показа привлекают большое число посетителей, а по уровню рентабельности превосходят традиционные виды туризма. Особый интерес к этнографии и национальным обычаям, кухне, предметам быта проявляют иностранные туристы.

Параллельно с развитием этнотуризма на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, обеспечивается экономическое развитие общин коренного населения Шелюбская Н.И. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. - 2009. -№ 3.

.

3. Направления повышения эффективности государственного управления в Ямало-Ненецком автономной округе

3.1 Направления развития эффективности государственного управления в регионе

На основе анализа, проведенного в практической части работы определены основные задачи в сфере государственного управления, которые предстоит решать в ближайшие годы:

- совершенствование нормативных правовых условий в области традиционного природопользования для приоритетного доступа малочисленных народов к природным ресурсам, необходимым для ведения традиционного образа жизни;

- совершенствование механизма предоставления общинам малочисленных народов земельных участков на территориях традиционного природопользования для осуществления видов традиционной хозяйственной деятельности;

- дальнейшее развитие нормативной правовой базы, регулирующей взаимоотношения малочисленных народов с хозяйствующими субъектами, ведущими свою деятельность в местах традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.

Основные направления реализации:

1. Развитие материальной базы видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, факторийных форм торговли и товарообмена, создание рынков сбыта продукции.

2. Создание новых рабочих мест, развитие и поддержка малого предпринимательства, формирование механизмов государственной поддержки общин малочисленных народов и других организаций, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.

3. Улучшение обеспечения малочисленных народов жильем, развитие предприятий социально-бытового и коммунального обслуживания.

4. Обеспечение социальной защиты, доступности и качества образования, подготовки кадров из числа малочисленных народов.

5. Сохранение и развитие культуры, языков, традиций и обычаев малочисленных народов.

6. Совершенствование системы здравоохранения и социального развития в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.

7. Защита исконной среды обитания и улучшение экологической ситуации, образования территорий традиционного природопользования малочисленных народов.

В соответствии с данными направлениями исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления должны предусматривать разделы в целевых программах, соответствующие основным направлениям её реализации.

Политика устойчивого долгосрочного развития сельских территорий определяется общей логикой социально-экономического развития автономного округа, поддержкой и развитием традиционного уклада коренных малочисленных народов Севера, созданием благоприятной административно-правовой среды для малого бизнеса и поддержкой социально ориентированных секторов сельской экономики, урегулированием и развитием системы межбюджетных отношений.

Сельские территории округа должны стать территорией гармоничного сочетания развития индустриального и традиционного укладов, где обеспечены комфортные условия проживания для всего населения. Точками роста сельской экономики могут стать главные отрасли аграрного сектора ямальской экономики - оленеводство и рыболовство, туристический бизнес, а также жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство.

Реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития сельских территорий ЯНАО на период до 2020 г. необходимо осуществлять в два этапа. На первом (2011-2012 гг.) предполагается реализовать меры, направленные на совершенствование нормативно-правового, организационного, кадрового и программного обеспечения сельского развития, расширение государственной поддержки агропромышленного комплекса и сельских территорий. В его рамках предусматривается разработать и утвердить окружную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий ЯНАО до 2020 года». На этом этапе должна быть проведена оценка потенциала развития сельских населенных пунктов, что будет являться одним из основных условий предоставления с 2013 года средств окружного бюджета на реализацию региональных и муниципальных программ устойчивого развития сельских территорий.

На втором этапе (2013-2020 гг.) устойчивое развитие сельских территорий Ямало-Ненецкого автономного округа будет обеспечиваться на основе регионального экономического роста и усиления государственной поддержки села в рамках целевой программы. Это позволит значительно повысить уровень занятости и доходов населения, модернизировать социальную инфраструктуру и улучшить доступ селян к общественным услугам, повысить уровень благоустройства населенных пунктов, сохранить традиционный образ жизни коренных северян в условиях индустриального освоения сельских территорий автономного округа.

3.2 Проблемы и перспективы экономического развития региона

Основными проблемами экономического развития ЯНАО являются:

- необходимость уменьшения зависимости от налога на добычу углеводородного сырья;

- более высокие, в сравнении с соседними регионами, затраты на производство отдельных видов продукции, снижающие ее конкурентоспособность;

- максимально широкое использование преимуществ, обусловленных развитием нефтегазовой промышленности.

Основными приоритетами региональной экономической политики определены:

1. Расширение ассортимента выпускаемой пищевой продукции и повышение ее качества.

В целях повышения эффективности предполагается создание интегрированных агропромышленных структур, включающих производящие сырье, перерабатывающие, обслуживающие, сбытовые подразделения при рациональном сочетании крупных, средних и малых производств, углубление переработки исходного сырья, опережающее развитие производства готовой к употреблению продукции с отвечающей рыночному спросу фасовкой и оформлением. К 2010 г. намечается увеличить выпуск продукции пищевой и перерабатывающей промышленности в 1,5 раза.

В производстве молочной продукции ведущая роль сохранится за крупными предприятиями. Получит дальнейшее распространение такая форма взаимоотношений, когда небольшие молочные заводы передают сырье, прошедшее первичную переработку, на крупные промышленные предприятия для дальнейшей переработки. Это позволит избежать полной остановки небольших производств и обеспечить, загрузку крупных заводов, выпускающих широкий ассортимент качественной, продукции.

В мясной промышленности основной объем выпуска продукции будет осуществляться крупными и средними предприятиями, а также специализированными сельскохозяйственными предприятиями.

Экономически оправдано создание в сельской местности баз сбора сельхозпродукции и первичной ее переработки (охлаждение молока, забой скота): главным образом модернизация и техническое перевооружение действующих предприятий, строительство новых молоко- и мясоперерабатывающих объектов не намечается.

2. Потенциально перспективной отраслью является кондитерская промышленность. Значительный прирост продукции будет обеспечен за счет осуществления инвестиционного проекта по расширению и техперевооружению цеха по производству кондитерских изделий, а также выхода на проектную мощность действующих кондитерских производств (это не позволит.

В мукомолъно-крупяной промышленности предусматривается внедрение новых технологий, позволяющих улучшить использование зерна и повысить выход муки за счет многосортовых помолов пшеницы. За счет установки современного оборудования здесь будут выпускаться новые виды продукции - крупа, мука и хлопья из овса.

3. В сфере потребительского рынка необходимо предусмотреть меры правового, нормативного и информационного обеспечения предприятий, совершенствования инфраструктуры и взаимоотношений с товаропроизводителями, повышения качества товаров и оказываемых услуг населению, кадрового обеспечения отрасли.

Приоритет в развитии торговли будет отдаваться созданию современных комплексов и магазинов, находящихся в доступном и удобном для покупателей месте, в высвободившихся и строящихся вновь зданиях, помещениях, обеспечивающих создание необходимых условий для продавцов и покупателей и улучшение учета объема оказываемых услуг. Вновь открываемые рынки, торговые комплексы, магазины должны оснащаться современным торгово - технологическим оборудованием с четко отлаженной системой контроля и учета. В развитии продовольственных рынков будет возрастать роль фирменной торговли предприятий сельского хозяйства, пищевой промышленности, организаций потребкооперации.

4. На формирование рынка платных услуг существенное влияние будет оказывать политика регулирования цен на отдельные виды услуг (услуги связи, медицинские услуги). В связи с этим важным фактором спроса на различные виды услуг будет являться опережающий рост покупательной способности населения по сравнению с ростом потребительских цен.

Заключение

В качестве региона в науке и практике России рассматривается часть территории, обладающей целостностью социально-экономических, природных, национально-культурных и других условий.

Стратегию государственного развития определяет региональная политика, призванная управлять экономической, социальной и политической жизнью региона, координировать взаимоотношения центра и регионов, способствовать эффективному развитию региональных отношений.

Государственная региональная политика имеет своей целью:

реализацию конституционно установленных принципов федеративных отношений в Российской Федерации, и обеспечение целостности и неразрывности России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.

Региональная экономическая политика призвана способствовать экономическому развитию в регионах, укреплять государственное устройство посредством выравнивания социально-экономических условий в регионах, обеспечивая однородность страны, более эффективно использовать наличный потенциал регионов.

Объектом работы является Ямало-Ненецкий автономный округ.

На Ямале утверждена новая система органов исполнительной власти, с одной стороны ориентированная на изменившуюся систему федеральной исполнительной власти, с другой - более четко настроенная на решение наиболее острых проблем нашей территории. Усиление коллегиальных начал при одновременном углублении специализации каждой из структур - этот принцип положен в основу новой модели исполнительной власти региона

Ямало-Ненецкий автономный округ является одним из ведущих субъектов Российской Федерации по уровню сформированной законодательной базы и социально-экономического развития малочисленных народов.

Усилилась роль гражданского общества с участием окружного общественного движения Ассоциации «Ямал - потомкам!» и иных общественных организаций малочисленных народов в исполнительных органах государственной власти автономного округа, органах местного самоуправления, Законодательного Собрания автономного округа и Общественной палате автономного округа.

Администрация автономного округа заключила соглашения с ОАО «Газпром» и его дочерними компаниями, ОАО «Новатэк», НК «ЛУКойл» и иными ресурсодобывающими компаниями, в которых немало внимания уделено решению проблем малочисленных народов. Заметное место в экономике автономного округа займет перспективный мегапроект «Урал промышленный - Урал Полярный».

Ямало-Ненецкий автономный округ был и остается главным газодобывающим регионом страны на долгосрочную перспективу, обеспечивающим более 90% общероссийского объема добычи природного газа и более 12% нефти и газового конденсата.

В соответствии с проектом Энергетической стратегии России на период до 2030 года Ямало-Ненецкий автономный округ, как основной газодобывающий регион, играет особую роль в обеспечении энергетическими ресурсами страны, реализации геополитических и коммерческих интересов России.

На основе анализа, проведенного в практической части работы определены основные задачи в сфере государственного управления, которые предстоит решать в ближайшие годы:

- совершенствование нормативных правовых условий в области традиционного природопользования для приоритетного доступа малочисленных народов к природным ресурсам, необходимым для ведения традиционного образа жизни;

- совершенствование механизма предоставления общинам малочисленных народов земельных участков на территориях традиционного природопользования для осуществления видов традиционной хозяйственной деятельности;

- дальнейшее развитие нормативной правовой базы, регулирующей взаимоотношения малочисленных народов с хозяйствующими субъектами, ведущими свою деятельность в местах традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.

Основными приоритетами региональной экономической политики определены:

5. Расширение ассортимента выпускаемой пищевой продукции и повышение ее качества.

6. Потенциально перспективной отраслью является кондитерская промышленность.

7. В сфере потребительского рынка необходимо предусмотреть меры правового, нормативного и информационного обеспечения предприятий, совершенствования инфраструктуры и взаимоотношений с товаропроизводителями, повышения качества товаров и оказываемых услуг населению, кадрового обеспечения отрасли.

8. На формирование рынка платных услуг существенное влияние будет оказывать политика регулирования цен на отдельные виды услуг (услуги связи, медицинские услуги).

Таким образом, в работе были рассмотрены государственное управление регионом, социально-экономическое развитие региона и определены направления повышения эффективности государственного управления в регионе. Тем самым, задачи дипломной работы решены и цель работы достигнута.

Список использованной литературы

1. Гражданский Кодекс РФ.

2. Налоговый Кодекс РФ (часть вторая) от 5.08.2009.

3. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. № 116 -ФЗ.

4. Анисимова Е.И. Анализ основных факторов эффективного развития экономического района // «Транспортное дело России».- 2008. № 4.

5. Барбаков ОМ. Региональное управление: реалии и перспективы, СПб.: Юнити, 2009.

6. Барзилов С., Чернышев А. Регион как политическое пространство // Свободная мысль. 2007. №2. С. 3-13.

7. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пос. для вузов. - М.: Гардарики, 2009. - 156 с.

8. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. М.: Гардарики, 2008.

9. Гневко В.А. Государственное и муниципальное управление. Менеджмент территорий и отраслей. СПб.: Бизнес-центр, 2009.

10. Государственное управление: основы теории и организации. Учебник / Под ред. В.А.Козбаненко. М.: «Стутут», 2008.

11. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - 2-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2007.

12. Дронов В. П., Ром В. Я. Экономическая и социальная география // «Экономика и жизнь».- 2008. - №7.

13. Дмитриева О.Г. Региональная экономическая диагностика. СПб., 1992.

14. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие. М.: Инфра-М, 2009.

15. Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственное управление. М., 2006.

16. Лексин В.Н., Щвецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2008.

17. Каганский В. Советское пространство: конструкция и деструкция // Регионология. 2008. № 5. С. 38-56.

18. Козлов Л. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России. // Российский экономический журнал. - 2007. - №12.

19. Морозова Т.Г. и др. Экономическая география России: Учебное пос. / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шилов. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 522 с.

20. Региональная экономика: новые подходы / Отв. ред. Л.А. Козлов. - М.: Наука, 2008. - 126 с.

21. Савченко М.Е. Вопросы теории и методики изучения территориально-производственных комплексов // «Эко».-2007.-№5.

22. Мировой опыт создания и функционирования особых (свободных) экономических зон // «Экономист».- 2007.-№9.

23. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: методологические проблемы организации и регулирования хозяйственного механизма: научно-практическое пособие / Басенко А.М., Бетуган И.Н., Григорян С.А. и др. Ростов-на-Дону: РГЭА, 2008.

24. Сигов В.И. Региональная экономика, управление, планирование. - М.: Знание, 2008.

25. Скляр М.И. Экологические проблемы волго-вятского экономического района // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 4.

26. Социология: Словарь-справочник. Т. 1. Социальная структура и социальные процессы. М.: Наука, 2010.

27. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. М.: Экономика, 2008.

28. Основные положения региональной политики в Российской Федерации // Регионология. - 2009. №2. С. 1-18.

29. О`Саливан А. Экономика города / Пер. с англ. М.: Инфра-М, 2007.

30. Пикулькин А.В. Система государственного управления. М.: ЮНИТИ, 2009.

31. Регионоведение: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина; под ред. профессора Т.Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.

32. Регионы России. Стат.ежегодник. М.: Госкомстат России.

33. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. М.: Экономика, 2007.

34. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. СПб.: Питер, 2009.

35. Рой О.М. Управление городом: основы муниципального менеджмента. Омск: ОмГТУ, 2008.

36. Чумаченко Н.Г. Региональное управление и научно-технический прогресс. Киев: Знание, 2008.

37. Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. М.: Юрист, 2008.

38. Федоренко Н.П. Оптимизация экономики. М.: Наука, 2007.

39. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. -- М.: ИНФРА-М, 2009. -- 416 с.

40. Шелюбская Н.И. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. - 2009. -№ 3.

41. Шибаков В.Г., Касьянов С.В., Халилов Н.Р. Современный университет для перспективного экономического района // Высшее образование сегодня. -2008. № 12.

42. Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2009.

43. Эффективность государственного управления / Пер.с англ.; общ.ред. С.А. Батчикова и С.Ю. Глазьева. М., 2008.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты