Рефераты

Основные пути решения проблем в области информатизации

p align="left">Основными документами правового регулирования процессов информатизации в этих муниципальных образованиях являются:

- распоряжение администрации муниципального образования о концепции и программе информатизации;

- положение об уполномоченном органе администрации в сфере информатизации;

- положение о координационном совете по информатизации при администрации муниципального образования;

- организационные и нормативные документы, регламентирующие формирование и ведение единой системы информационно-лингвистических средств;

- организационно-распорядительные документы по взаимодействию государственных служб и организаций с администрацией муниципального образования;

- положение об единой телекоммуникационной сети;

- положение об использовании компьютерной техники в подразделениях администрации муниципального образования и др.

Проблемы правового регулирования процессов информатизации на муниципальном уровне настолько тесно связаны с общим состоянием правового регулирования процессов информатизации на региональном и федеральном уровнях, что решить их силами самих муниципальных образований не представляется возможным [14, c. 14].

Доминирующими направлениями правового регулирования в сфере информатизации муниципальных образований должны быть отношения, связанные с обеспечением прав и свобод личности и гражданина, формирования и эффективного использования информационных ресурсов, права доступа к этим ресурсам и защиты информационных ресурсов с ограниченным доступом. Все эти отношения наиболее ярко и отчетливо проявляются на муниципальном уровне, где непосредственно создаются первичные информационные ресурсы, к которым обращаются население и юридические лица. На муниципальном уровне, в основном, осуществляется информационный обмен первичными информационными ресурсами между территориальными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Поэтому основные положения федеральных законов в области информатизации практически реализуются в местах проживания граждан.

К правовым проблемам, возникающим при создании интегрированных территориальных информационных систем и муниципальных информационных ресурсов, относится отсутствие законодательной регламентации по следующим вопросам:

- обязанности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по обеспечению органов местного самоуправления информацией из государственных информационных ресурсов, если эта информация необходима органам местного самоуправления для выполнения возложенных на них полномочий;

- отнесение различных видов информационных ресурсов в состав муниципальных информационных ресурсов;

- состав и обязанности субъектов, участвующих в формировании муниципальных информационных ресурсов;

- правовое обеспечение информационного взаимодействия информационных систем органов местного самоуправления с государственными и иными информационными системами в целях создания единого информационного пространства на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации и Российской Федерации в целом [14, c. 17];

- создание территориальной (муниципальной) информационно-телекоммуникационной системы администрации муниципального образования для информационного обеспечения органов местного самоуправления, юридических лиц и населения и организации информационного взаимодействия органов местного самоуправления с территориальными органами федеральных и региональных органов власти;

- порядок функционирования и финансирования специально уполномоченного органа администрации муниципального образования по информационному обеспечению (муниципальной информационной службы). Порядок и условия предоставления информации в специально уполномоченный орган;

- обеспечение безопасности муниципальных информационных ресурсов и обеспечение защиты информации.

К правовым проблемам, возникающим при использовании муниципальных информационных ресурсов, относится отсутствие законодательной регламентации по следующим вопросам:

- обязанности органов местного самоуправления по предоставлению муниципальных информационных ресурсов органам государственной власти, юридическим лицам, общественным и политическим объединениям и гражданам;

- порядок использования муниципальных информационных ресурсов, порядок и условия предоставления их пользователям;

- состав информации, подлежащей защите в составе муниципальных информационных ресурсов, режимы защиты и органы, ответственные за ее обеспечение;

- обязанности органов местного самоуправления по созданию общедоступных информационных ресурсов [15, c. 216];

- порядок определения перечня информационных услуг, оказываемых на основе муниципальных информационных ресурсов и компенсации расходов на их осуществление.

Решение важнейших правовых проблем формирования и использования муниципальных информационных ресурсов должно осуществляться на базе специального федерального закона, регламентирующего информационные основы деятельности органов местного самоуправления [15, c. 219].

Мы считаем, что необходима разработка Федерального закона «Об информационных основах деятельности органов местного самоуправления» по следующим причинам:

- информация становится важнейшим интеллектуальным ресурсом, сравнимым с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, необходимыми для принятия обоснованных решений по социально-экономическому развитию территории;

- оценка состояния информатизации органов местного самоуправления показывает, что настоятельной необходимостью является координация работ по развитию информатизации территорий на единой методической основе с применением согласованных и апробированных в опорных зонах прогрессивных информационных технологий с их последующим тиражированием в другие муниципальные образования с целью сокращения затрат и повышения качества создаваемых информационных систем;

- создание территориальных информационных систем, территориальных информационных ресурсов для органов управления муниципальным образованием должно осуществляться в рамках единого информационного пространства субъекта Российской Федерации, в составе региональной информационно-телекоммуникационной системы, так как субъект Российской Федерации и муниципальные образования составляют единый социально-экономический комплекс;

- на территории муниципального образования находятся территориальные органы субъекта Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют сбор первичной информации для своих целей; на территории сталкиваются интересы органов управления федерального, регионального и муниципального уровней, муниципальные информационные ресурсы должны органично взаимодействовать с государственными информационными ресурсами и обеспечивать создание единого информационного пространства России на основе федерального законодательства и других нормативных правовых актов [16, c. 316].

Таким образом, основной целью информационного обеспечения является повышение качества и оперативности принятия управленческих решений. Качество управленческих решений базируется на достоверности и доступности исходной информации, оперативность принятия решений - на быстродействии управленческих механизмов, Необходимых условий для достижения цели информатизации органов местного самоуправления два: наличие полной и достоверной электронной учетной базы объектов и субъектов, представленной в виде системы сопряженных реестров населения, имущества, земли, инженерных сетей, сельхозтерриторий с описанием их ресурсов и автоматизация первичных функций основных муниципальных служб.

Единая информационная система, установленная на рабочем месте каждого муниципального служащего, с четко определенными правами доступа к базам данных и согласованными данными, обеспечивающая развитые возможности поиска и анализа информации, реализующая принцип «одного окна» - это итоговая цель информатизации органов местного самоуправления.

2. Информатизация органов местного самоуправления в России

2.1 Анализ информационного обеспечения органов местного самоуправления в регионах России

Надо отметить, что информационное поле даже одного муниципального образования настолько велико, что рассмотреть его всё в рамках данной работы не представляется возможным. Поэтому в качестве примера ограничимся рассмотрением уровня информатизации органов местного самоуправления Белебеевского района Башкортостана и г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

В целях развития и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий во всех сферах общественной жизни Правительством Республики Башкортостан 27 марта 2006 года одобрена Программа информатизации «Электронный Башкортостан» на 2006-2010 годы.

Целью Программы является повышение эффективности государственного управления, создание условий для развития и действенного использования информационно-коммуникационных технологий во всех сферах общественной жизни [17, c. 87].

К основным задачам Программы относятся следующие: развитие систем информационно-коммуникационного взаимодействия органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, бюджетных организаций Республики Башкортостан; обеспечение доступа государственных образовательных учреждений республики к компьютерным сетям общего пользования; развитие республиканских информационных ресурсов и информационных систем; повышение эффективности проведения закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на основе внедрения информационных технологий; повышение качества планирования и казначейского исполнения бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов; использование достижений информационных технологий в системе образования; развитие комплексной системы оплаты услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства [17, c. 88].

Основными ожидаемыми результатами реализации всех мероприятий являются: формирование и развитие первичной телекоммуникационной транспортной цифровой сети и создание на ее основе мультисервисной сети передачи данных для предоставления услуг доступа к компьютерным сетям общего пользования на всей территории Республики Башкортостан; повышение качества образования за счет эффективного использования современных информационных технологий; открытость и прозрачность деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления; формирование на Интернет-портале Правительства Республики Башкортостан централизованного информационного ресурса показателей социально-экономического развития Республики Башкортостан, который обеспечит возможность проведения соответствующего комплексного анализа и прогнозирования на различных уровнях детализации (отраслевом, муниципальном, республиканском); значительное повышение эффективности принятия решений за счет сокращения времени на получение необходимых и достоверных данных и предоставления органам исполнительной власти Республики Башкортостан оперативного доступа к ним; существенное снижение времени и качественно новый уровень обслуживания населения; возможность оперативного получения информации о задолженностях в любом пункте приема платежей в пределах одного населенного пункта; оперативный контроль за деятельностью организаций, принимающих платежи; существенное повышение уровня квалификации специалистов: администраторов, разработчиков, аналитиков, проектировщиков программных систем, программистов, специалистов по информационной безопасности, пользователей информационных систем [18, c. 189].

В качестве примера информационного поля муниципального образования, в данной работе рассмотрена администрация муниципального района Белебеевский район.

Основное средство ввода информации - персональный компьютер. Каждый отдел администрации укомплектован компьютерами, которые в основном используются для набора документов и их хранения. Единой сети не существует. Сейчас в структурных подразделениях администрации муниципального района и муниципальных учреждениях используется более 400 единиц вычислительной техники.

Так же для более быстрого ввода дополнительно используют устройства оптического ввода информации - сканеры и цифровые фотокамеры. В качестве устройств вывода используют принтеры (матричные, струйные, лазерные), плоттеры [18, c. 290].

Отдельно надо сказать об используемом программном обеспечении. Вначале работа с информацией осуществлялась только с помощью стандартных программ: текстовых редакторов, электронных таблиц и систем баз данных. С увеличением и усложнением задач возникла необходимость создания специализированных программных комплексов систем управления баз данных и автоматизированных рабочих мест. Разработкой и внедрением таких комплексов в рамках аппарата администрации занимается информационно-коммуникационный сектор информационно-аналитического отдела, созданный по распоряжению главы администрации муниципального района.

Огромный объём информации, накопленной в муниципальных структурах, и быстрый рост внедряемых технологий в информационное обеспечение местного самоуправления привел к возникновению принципиально новых задач - задач по планированию и координации дальнейшего развития информационного обеспечения. Их призвана решить предлагаемая Программа информатизации муниципального района Белебеевский район РБ на 2006-2010 годы. Данная Программа разработана на основе положений федеральной целевой программы «Электронная Россия» на 2002-2010 годы, в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Программой «Электронный Башкортостан» на 2006-2010 годы [18, c. 291].

Основная цель Программы информатизации муниципального района - оптимизация деятельности администрации муниципального района Белебеевский район (технологические, организационные, процедурные изменения) на основе использования современных достижений информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающая создание условий для достижения следующих результатов:

- обеспечение гласности деятельности администрации Белебеевского района, непосредственного участия граждан в самоуправлении;

- осуществление администрацией Белебеевского района наиболее эффективного (оптимального) управления всеми звеньями муниципального хозяйства и социальной сферы.

Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в следующем:

- создание телекоммуникационной и информационной среды, обеспечивающей взаимодействие администрации муниципального района с населением. Первым шагом в этом направлении является создание информационного портала администрации Белебеевский район, обеспечивающего высокую степень открытости и актуальности информации для населения, организаций района и города;

- совершенствование механизма сбора и обработки информационных массивов и данных, используемых в деятельности администрации МР, для повышения качества и оперативности принимаемых управленческих решений;

- внедрение электронного документооборота в администрации муниципального района Белебеевский район;

- внедрение информационных технологий в деятельность администрации муниципального района в сфере взаимодействия с хозяйствующими субъектами.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы - это повышение оперативности, качества и эффективности управленческих решений; разработка высокотехнологичного инструментария анализа обстановки и прогнозирования развития муниципального района Белебеевский район; создание на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий благоприятной информационной среды для более эффективного взаимодействия администрации муниципального района с населением, хозяйствующими субъектами, общественными организациями; повышения деловой активности населения и хозяйствующих субъектов района и города и, как следствие, ускорение социально-экономического развития; привлечение инвестиций в экономику и социальную сферу Белебеевского района [18, c. 324].

Последовательная реализация программ информатизации органов самоуправления на федеральном и республиканском уровнях поможет создать на территории Российской Федерации единое информационное пространство, в котором муниципальная составляющая будет неотделимой частью единой структуры.

Рассмотрим информационные потоки и ресурсы г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Кратко перечислим основные информационные ресурсы и их источники.

В районных администрациях - базы данных «Население района», «Пенсии», «Пособия», «Социальная помощь», «Кадры», «Реестр муниципальных служащих», «Защита прав потребителей», «Мониторинг рынка», «Региональная статистика» и т.д.

В департаментах и муниципальных учреждениях:

- Во всех - «Реестр муниципальных служащих»;

- Департамент организационно-правовой работы - «муниципальные учреждения и предприятия города Нижнего Новгорода»;

- Департамент экономики, промышленности и планирования - «Паспорт инвестиционных проектов по промышленным предприятиям г.Н. Новгорода», «Промышленность», «Строительство и инвестиции», «Потребительский рынок», «Цены», «Рынок труда», «Уровень жизни», «Социальная статистика», «Демография», «Заявки по комиссии инвестиционной политики и земельным отношениям» [19 c. 25];

- Департамент здравоохранения - «Российский Государственный медико-дозиметрический регистр», «государственный регистр больных сахарным диабетом», «Вакцинопрофилактика детей и взрослых», «Поликлиника», «Статистика»;

- Департамент по социальной защите населения - «Социальный паспорт г.Н. Новгрода», «Основные средства», «Медицинское страхование», «Коллективные договора», «Информация о задолженности по выплате пособий»;

- Управление архитектуры и градостроительства - «Границы города и административных районов», «Улицы г.Н. Новгорода», «Дома и объекты строительства», «Земельные участки, закрепляемые в аренду, бессрочное пользование, собственность», «Памятники архитектуры», «Водоохранные зоны»;

- Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами - «Объекты недвижимости».

Данный список можно продолжать и дальше, но здесь отмечены все основные базы данных, которые формируются в структурных подразделениях органов местного самоуправления [19, c. 42].

Таким образом, используемые в работе информационные ресурсы таких организаций, как Комитет государственной статистики, Налоговая инспекция, Управление внутренних дел в рамках соглашений предоставляют необходимую информацию о населении и предприятиях.

Изучив состояние информационного обеспечения в республике Башкортостан мы пришли к выводу, что процессы информатизации уже активно идут на всех уровнях, многие мероприятия, направленные на развитие информационных компьютерных технологий или планируются к реализации в рамках федеральных, региональных, ведомственных и муниципальных программ.

Позитивный опыт накоплен и в других регионах России.

2.2 Информационное обеспечение Управления социальной защиты г. Нижнекамска и Нижнекамского района

Территориальный орган Министерства социальной защиты Республики Татарстан - управление социальной защиты Министерства социальной защиты Республики Татарстан в Нижнекамском муниципальном районе действует на основании Закона Республики Татарстан от 6 апреля 2005 г. №64-ЗРТ «Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан», постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 июля 2005 г. №319 «Вопросы Министерства социальной защиты Республики Татарстан», от 3 апреля 2006 г. №144 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства социальной защиты Республики Татарстан» (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 2006 г. №193) с целью реализации компетенции Министерства социальной защиты Республики Татарстан (далее Министерство) на территории Нижнекамского муниципального района [20, c. 1].

Управление социальной защиты в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами, законами Республики Татарстан, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан, Положением, приказами и распоряжениями Министерства, договором между Министерством и органом местного самоуправления в Нижнекамском муниципальном районе по вопросам реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения, соглашениями между Министерством и территориальными структурами федеральных министерств и ведомств [20, c. 6].

В пределах компетенции Министерства по вопросам своего ведения, определенным Положением, управление социальной защиты обеспечивает реализацию функций государственного управления в области социальной защиты населения Нижнекамского муниципального района, осуществляет в пределах своей компетенции организационное, методическое руководство, координацию и контроль деятельности подведомственных Министерству учреждений, находящихся на территории Нижнекамского муниципального района.

Современное местное самоуправление не осуществляется без использования информационных технологий. В Управлении социальной защиты Нижнекамского муниципального района ответственным за использование информационных технологий является специалист-эксперт, должность которого введена в 2006 году.

Ведущий специалист-эксперт принимает участие в реализации функции управления социальной защитой в Нижнекамском муниципальном районе, где среди прочих должностных обязанностей имеет следующие обязанности в области информатизации:

- осуществляет контроль по формированию и поддержке в актуальном состоянии банка данных получателей пособии и компенсаций населения города;

- обеспечивает сохранность банка данных населения города;

- обеспечивает информационно методическое руководство всех учреждений, оказывающих социальные услуги населению города;

- внедряет информационные технологии в системе адресной социальной защиты населения города;

- проводит освоение системных и программных средств, обеспечивающих автоматизацию работ по социальной защите населения города;

- обеспечивает сохранность и работоспособность программного и информационного обеспечения;

- организует работу по эксплуатации и сопровождению программных средств;

- осуществляет контроль соблюдения правил техники безопасности и охраны труда специалистами города при работе на ПЭВМ;

- осуществляет информационное взаимодействие с органами государственного управления, предприятий и организаций, учреждений социального обслуживания, в соответствии с нормативными актами;

- проводит ежедневный прием и отправку корреспонденции электронной почты [21, c. 2].

Таким образом, ведущий специалист-эксперт является главным специалистом в области информатизации Управления социальной защиты Нижнекамского района и от него зависит степень информированности сотрудников управления и граждан, пришедших на прием. Этот вывод мы сделали на основании должностных инструкций ведущего специалиста-эксперта.

Для определения роли информационного фактора в Управлении социальной защиты Министерства социальной зашиты РТ в Нижнекамском муниципальном районе нами было проведено социологическое исследование «Информационное обеспечение Управления социальной защиты Министерства социальной зашиты РТ в Нижнекамском муниципальном районе». Цель исследования - проанализировать информационную систему В УСЗ.

Изучив статистические данные и отчетные документы, мы провели опрос служащих УСЗ и граждан, пришедших на прием.

На вопросы нашей анкеты ответили 10 служащих и 30 граждан, пришедших на прием. 90% служащих считает необходимостью наличие в УСЗ информационной сети. Для осуществления своей деятельности услугами единого информационного центра г. Нижнекамска и Нижнекамского района пользуется 30% служащих. В своей работе не нуждается в единой информационной базе 75% служащих.

Среди проблем информационного взаимодействия УСЗ с населением были выделены: отсутствие необходимой информации - 80%, отсутствие обратной связи - 50%;

Услугами Интернет в своей работе несколько раз в месяц пользуется 75% служащих. Причинами редкого выхода в Интернет назвали: отсутствие достаточного количества точек выхода, а также отсутствие необходимости.

Во время трудовой деятельности 80% проходили обучение по информационно-компьютерным теологиям. В результате обучения у 50% обученных повысились уровень работы и производительность труда.

Проанализировав анкетные данные и рисунок 2 мы можем сделать вывод, что умеют пользоваться услугами сети Интернет 60% служащих управления социальной защиты, 10% владеют технологией мониторинга, 100% владеют навыками работы на персональном компьютере. 90% служащих занимается самообразованием в области информационных технологий.

90% считает, что в среди проблем информационного обеспечения в первую очередь нужно решать проблемы, связанные с программным обеспечением.

50% опрошенных служащих изменили бы и усовершенствовали программу по информационному обеспечению.

50% опрошенных считает, что использование информационных технологий в деятельности тормозит нехватка компьютерного оборудования, 75% считает, что нехватка программного обеспечения, 50% - недостатки программного обучения.

На основании полученных результатов мы можем сделать вывод, что система информационного обеспечения управления социальной защиты, по мнению служащих, несовершенна и требует существенных изменений, что в управлении социальной защиты необходимо реконструкция всего компьютерного оборудования и замена программного обеспечения, а также обучение персонала компьютерным технологиям в области информатизации.

Для составления полной картины по информационному обеспечению нами было опрошено 30 граждан, пришедших на прием в управление социальной защиты.

Анализ анкетных данных показал, что опрошенных граждан считают необходимостью организации информатизации населения г. Нижнекамска и Нижнекамского района о деятельности УСЗ. Среди граждан, пришедших на прием услугами информационного центра пользуется 10% опрошенных.

35% опрошенных хотели бы получать информацию по выплате пособий на ребенка, 50% - по выплате льгот и субсидий и необходимым выплатам. По улучшению системы информирования от населения поступили следующие предложения: улучшить информационную систему, сделать более доступной, осуществлять прием документов электронной почтой.

80% затруднились ответить на вопрос о получении информации в полном объеме от сотрудников УСЗ. Источниками информации по вопросам социального обеспечения и защиты назвали: 50% - местная пресса, 10% российская пресса, 12% местное телевидение, сотрудники УСЗ - 50%, 13,2% - друзья и родственники. На рисунке 4 отражено, что основными источниками информирования граждан являются местная пресса, друзья и родственники.

полученных результатов можно сказать, что процесс информатизации УСЗ г. Нижнекамска и Нижнекамского района находится на низком уровне. Население хотело бы получать больше информации за небольшой промежуток времени.

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что уровень информационного обеспечения находится на низком уровне и требуется комплекс мер по улучшению ситуации.

Отсутствие автоматизированной системы учета предоставляемых льгот затрудняет реализацию принципа адресного оказания социальной помощи нуждающимся в ней гражданам.

Необходимо повышение эффективности функционирования социальной сферы за счет их комплексной автоматизации и интеграции информационных ресурсов как внутри отрасли, так и между отраслями, необходимо обеспечение городских органов власти и органов территориального управления актуальной и достоверной информацией о населении, проживающем и временно пребывающем на территории Нижнекамска и Нижнекамского района, улучшать информационного обслуживания населения и сокращение потерь времени при обращении граждан в органы государственной власти и территориального управления.

Важна постоянная интеграция информационных ресурсов отраслей социальной сферы, обеспечение эффективного автоматизированного обмена в сфере учета населения.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что необходим комплекс мероприятий, который обеспечит эффективное функционирование Управления социальной защиты населения города и района на основе комплексной информатизации ее структурных звеньев, использования современных систем передачи данных и создания Общегородского и районного интегрированного банка данных для повышения уровня интеграционных процессов в УСЗ.

Одной из приоритетных задач должно стать оснащение УСЗ необходимыми современными средствами компьютерной техники, программным обеспечением, средствами телекоммуникации и обеспечение их эффективного использования.

Повышение качества управленческих решений, принимаемых УСЗ возможно за счет предоставления актуальной и достоверной информации о населении.

Проблемы информационного обеспечения существуют не только в Нижнекамске, но и в России в целом.

2.3 Проблемы информатизации управления в России

Комплексное рассмотрение процессов, происходящих в информационной сфере общества, современных методов ее государственного регулирования весьма актуально для России, так как в этой области государство не полностью определилось. Имеющиеся попытки написания различных концепций информационного пространства лишь частично решают проблему, так как само пространство формируется уже не столько государством, сколько рынком и новыми коммерческими структурами [22, c. 23].

Развитие информационной индустрии и новых информационных отношений в России во многом стимулировано мировыми процессами в этой области - дерегуляцией рынка телекоммуникаций, приватизацией государственных операторов связи, созданием новых информационных конгломератов, включающих как средства доставки информации (кабельные и телефонные сети, спутники, компьютерные системы и т.п.), так и производителей содержания теле- и киностудии, издательские дома, информационные агентства.

В российском информационном законодательстве имеются обширные пробелы - не приняты законы о праве на информацию, об охране персональных данных, о телевидении. Требуют дополнений законы об охране авторских и смежных правах, о средствах массовой информации, об участии в международном информационном обмене. Однако к старым нерешенным проблемам добавляются новые. На повестке дня стоит регулирование уже начавшегося процесса концентрации собственности отечественных средств массовый информации, слияния газет, объединения их с телеканалами, информационными агентствами, финансовыми группами. Нет документов, регламентирующих порядок формирования и поддержания ведомственных информационных ресурсов, доступа к ним граждан. Не установлены правила приобретения и эксплуатации информационных и телекоммуникационных технологий в государственных учреждениях, что приводит к бесконтрольному и безответственному расходованию значительных сумм, компьютерные и информационные системы не вносят ожидаемого вклада в повышение эффективности деятельности органов управления различных уровней [22, c. 24]

Необходимо развивать свой «собственный Интернет» на основе российской информации. Весьма актуальной является разработка нормативных документов, регламентирующих продажу информационных ресурсов, создаваемых органами муниципальной власти. Ресурсы, которые не подлежат разгосударствлению, типа статистической информации, должны быть четко перечислены.

Несмотря на столь не достаточно оптимистичное положение дел в России относительно информатизации, стоит отметить и положительные стороны этой проблемы.

В последние два-три года Россия осознав предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества начинает двигаться по пути перехода к его построению. Этот процесс имеет так же и глобальный характер, т. к. вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество в дальнейшем неизбежно [23, c. 124].

На сегодняшний день в России создано несколько организаций, занимающихся вопросами как информатизации в целом, так и отдельными отраслями, которые в процессе своего развития она порождает (например, сфера электронной коммерции).

Немаловажным звеном в процессе развития информатизации является создание единого электронного правительства для целей контроля за деятельностью субъектов, осуществляющих свою деятельность в рамках различных информационных сетей.

В общем виде понятие электронного правительства может выглядеть следующим образом - как система управления, основанная на автоматизации совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая снижению издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества [24, c. 252].

Целью создания электронного правительства является эффективное государственное управление, прозрачность работы государственной власти и разрушение монополии чиновников на информацию.

Создание системы электронного правительства можно разделить на четыре стадии.

Первая стадия создания электронного правительства - это разработка информационного интернет-портала, предоставляющего любую оперативную и справочную информацию о данном государственном учреждении или административно-территориальном образовании.

На второй стадии создания электронного правительства информационный интернет-портал становится инструментом для двустороннего общения между органами власти, с одной стороны, и бизнесом и гражданами, с другой. Для этого должна быть проведена стандартизация всех процессов информационного взаимодействия между ними.

На третьей стадии интернет-портал предоставляет возможность осуществлять отдельные процессы взаимодействия государства с гражданами и бизнесом в электронной форме. Это может включать, например, уплату налогов, социальные выплаты, регистрацию предприятий и выдачу лицензий и т.д.

Последняя, четвертая, стадия предполагает наличие портала, который интегрирует весь комплекс услуг правительства и обеспечивает свободный доступ к ним для всех граждан. Внедрение таких порталов способствует повышению эффективности деятельности государственных организаций, а также существенному снижению уровня бюрократизма в государственном секторе [24, c. 261].

Электронное правительство должно решать ряд взаимосвязанных задач:

– координацию и администрирование взаимодействия между различными государственными структурами;

– организацию доступа граждан к обслуживанию их государственными органами (получение пенсий, пособий, стипендий, паспортное обслуживание, здравоохранение, образование и т.д.);

– организацию взаимодействия структур власти и бизнеса (государственные закупки, выдача лицензий, патентов, уплата налогов, управление государственной собственностью, разработка и реализация программ развития экономики и т.п.);

– выдачу гражданам любой связанной с деятельностью правительственных органов информации, включая информацию личного характера (например, порядок начисления пенсии для данного пенсионера), доступной благодаря использованию систем электронной цифровой подписи для идентификации пользователя, запрашивающего конфиденциальную информацию;

– создание форм правления с большим участием граждан и т.п.;

– обеспечение равной доступности социальных и культурных благ вне зависимости от места проживания гражданина;

– обеспечение полного охвата населения правительственными услугами;

– преодоление информационного неравенства;

– обеспечение трекинга (отслеживание статуса) документов, посылаемых в государственные структуры, позволяющего в любой момент узнать, в каком статусе (как и кем рассматривается, какие решения по данному документу приняты) находится данный документ;

– расширение спектра предоставляемых государственными учреждениями услуг;

– реформирование высокозатратных структур государственной власти;

– радикальное улучшение качества использования информации в рамках всего общества.

Один из наиболее важных элементов концепции информационного общества, обеспечиваемый механизмами электронного правительства, - прозрачность деятельности государственных учреждений и процессов взаимодействия с ними, будь то государственные тендеры, лицензирование коммерческой деятельности или просто общение государственного чиновника с гражданином [25, c. 112].

С 1999 года действует официальный сайт правительства России. Как один из вариантов решения проблемы - создание разветвлённой системы сайтов всех органов государственной власти.

Сегодня уже действует федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002-2010 гг.». В рамках этой программы помимо электронизации взаимодействия правительства с гражданским обществом, решаются вопросы электронного обучения, электронной медицины, развития электронных технологий в целом по стране и т.д. Разработана и утверждена программа развития телекоммуникационного рынка в России. Тем не менее остались барьеры, которые необходимо преодолевать.

Диалог населения с государственными служащими посредством телекоммуникационных сетей позволяет более рационально организовать взаимодействие власти и граждан - исчезает необходимость непосредственного контакта в установленные часы в присутственном месте, общение может осуществляться круглосуточно и практически в любое время. Деятельность и конкретные решения федеральных министерств, ведомств и местных органов власти становятся более понятными и подконтрольными, одним из результатов этого становится укрепление стабильности в стране [26, c. 153].

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты