Рефераты

Основные пути решения проблем в области информатизации

p align="left">В России нет системы показателей развития информационного общества, а она должна быть чётко определена. Более того, эти показатели должны быть согласованы с теми показателями, которые используются в международной практике.

И самое важное - это то, что в России вообще отсутствует форум, на котором граждане, законодательная и исполнительная власть вели бы диалог о развитии информационного общества.

Часть управленческих процессов сегодня информатизирована. Но это те сервисы, которые доступны россиянам в очень малой степени. Даже в Москве, которая является лидером в России в области развития информационных технологий и информационного общества в целом, жители города не могут получить справку, используя Интернет. Хотя доступ в Интернет в Москве есть. Ни один из жителей города не заполняет в электронном виде соответствующие документы, продолжая стоять в очередях. Жители города не имеют возможности по электронной почте задать вопрос ответственному чиновнику правительства города, депутату и получить официальный ответ. Вместе с тем, в столице уже начинают развиваться электронные торги [26, c. 164].

Подытоживая выше сказанное стоит отметить, что концепция электронного правительства разрабатывается не только у нас в стране. Подобные концепции разрабатывают многие страны мира, где уже существует достаточно развитое (по сравнению с Россией) информационное общество. Но до сих пор ни одна из подобных концепций не заняла свое законное место. в новом информационно-телекоммуникационном типе экономики. Это говорит о том, что процесс развития «гибридного» вида экономики, во-первых, еще не до конца изучен а, во-вторых, сами люди ещё не до конца осознали необходимость внедрения информационно-телекоммуникационных технологий практически во все сферы жизни общества, в том числе в политическую и экономическую.

В настоящее время одним из динамичных секторов российского рынка стал рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг. Сегодня всё программно-техническое обеспечение процессов информатизации и развития телекоммуникаций обеспечивается отечественным информационным рынком, на котором все новейшие средства и технологии появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках [27, c. 115].

Сделаны первые шаги в разработке основных положений законодательства в сфере информации, информатизации и защиты информации, которые должны обеспечить правовую поддержку развития информационной сферы и перехода к информационному обществу. Сейчас в Российской Федерации действует более 40 федеральных законов в области информации, более 80 актов Президента РФ, около 200 актов Правительства РФ. При этом, однако, можно сказать, что правовая основа развития информационного общества только начинает создаваться и может быть качественно сформирована только при условии системного её завершения и развития её на региональном уровне [28, c. 119].

В 1998 году в нашей стране была разработана и одобрена на высоком государственном уровне Концепция государственной информационной политики, а в 1999 году - Концепция перехода России к информационному обществу. Возможно, наш старт можно посчитать несколько запоздалым, однако иногда он даёт определённые преимущества - те, кто начал позже, могут уберечь себя от ошибок, допущенных первопроходцами.

Вместе с тем, в России, так же как и в других странах мира, имеет место информационная бедность. В последнее время в связи со сложностями экономического развития люди, особенно малоимущие категории населения и жители депрессивных регионов, теряют доступ даже к традиционным источникам информационно-коммуникативных технологий. Выходят из строя телевизоры, ломаются радиоприёмники, а на починку или приобретение новых не хватает средств. Огромное число жителей не имеет возможности пользоваться мобильной связью, которая у других уже превратилась в инструмент бизнеса [28, c. 203].

Несмотря на бурное развитие технологии, немало россиян отрезано от пользования компьютером и Интернетом. Более того, у многих из них нет возможности даже научиться использовать эти технологии и, таким образом, они лишены возможности пользоваться ими в немногочисленных, но всё же существующих точках общественного доступа - в вузах, библиотеках, школах.

Информационные технологии стали фактором политической борьбы в России. Особенно ярко это показала избирательная кампания 1999 года, когда Интернет, сетевые СМИ завоевали своё место в политической жизни. И опять-таки, мы можем говорить, что у большинства населения России нет возможности получить доступ к сетевым СМИ и к Интернету. Не потому, что они этого не хотят, а потому что они не имеют компьютера, не имеют доступа, не знают, как это делать, и к этому не готовы.

Вопрос о преодолении информационного неравенства (если исходить из той посылки, что оно всё же преодолимо) сводится к четырём важнейшим приоритетам.

Первый из них - это вопрос нормативной базы. В отсутствие соответствующего законодательства никакие попытки устранить информационное неравенство не могут иметь успеха. В России такой базы нет [29, c. 221].

Второй приоритет - вопрос образования, того, что называют «человеческий капитал». Необходимо уделить особое внимание нынешнему подрастающему поколению. Следует обучать и уже взрослых граждан. В России большинство населения просто не готово к тому, чтобы эффективно использовать информационные технолог «продвинутых пользователей» достаточно небольшая.

Третий - вопрос технологического доступа к сетям. Вопрос развития телекоммуникаций, средств доступа - телефонной связи, сетей передачи данных, мобильной связи и т.д.

Надо отметить, что несмотря нет телефонной связи в большом количестве населённых пунктов России, острота проблемы может быть хотя бы частично снята с применением мобильных телефонов. Сейчас уже наметилась тенденция существенного снижения стоимости использования таких средств доступа. Необходимо также оказывать государственную поддержку центрам доступа в отдалённых районах.

И четвёртый приоритет - повышение благосостояния посредством информационных технологий, то есть развитие электронного бизнеса, электронной коммерции, перевод части бизнес-операций, бизнес-процессов в сеть [29, c. 241].

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что ситуация с информатизацией в России крайне противоречива, её нельзя оценивать однозначно, она характеризуется определённой двойственностью. С одной стороны, в России ускоренными темпами идёт развитие информационной индустрии, в значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, системы национальной и общественной безопасности, банковская сфера и сфера государственного управления и правопорядка. С другой стороны - не снята с повестки дня проблема «информационной бедности», когда целые слои населения лишены доступа к ИКТ, и которая имеет также региональное преломление (информационное неравенство между регионами).

Кроме того, существуют значительные пробелы в законодательстве, которое регулирует информатизацию в России. Не получило надлежащей правовой защиты право граждан на охрану персональных данных, не приняты законы о праве на информацию, о телевидении. Требуют дополнений законы об охране авторских и смежных прав, о средствах массовой информации, об участии в международном информационном обмене и т.д.

3. Основные пути решения проблем в области информатизации в области муниципального управления

3.1 Опыт информатизации органов местного самоуправления в городах республики Татарстан

В настоящее время в Республике Татарстан набирает темпы работа по информатизации органов власти и, в частности, по проектированию и разработке такого проекта, как «Электронное Правительство».

Одним из неотъемлемых слагаемых концепции данного проекта является информатизация деятельности местных властей и в том числе городских администраций. Таким образом, разработка официальных сайтов городских администраций РТ должна идти в рамках данного проекта.

Другой ориентир развития официальных городских сайтов РТ связан с реформой местного самоуправления (МСУ), которая усиливает роль местных институтов самоуправления в оказании самых важных и ежедневно необходимых услуг населению. Очевидно, что и население и новые управленцы в ходе практического взаимодействия будут сталкиваться с многочисленными проблемами, что делает актуальными вопросы совершенствования механизмов управления на местах [30, c. 91].

Основная проблема в данном контексте, на наш взгляд, состоит в том, что официальный городской сайт в условиях реформы муниципальных систем управления и информатизации государственной власти понимается и используется неадекватно. Его функции редуцированы до «информирования» и даже с этой функцией республиканский городской сайт справляется с трудом. Сам процесс информирования затруднен вследствие отсутствия четких механизмов и нормативов получения полной информации.

При том, что трудовые и финансовые ресурсы на поддержку городских сайтов так или иначе расходуются, сайт остается не инструментом развития города, а некоторой опцией-символом стремления к современности. Естественно, этот тезис касается только городов нашей республики, другие российские города в рамках настоящего исследования изучались только для формирования более целостного представления о проблеме.

Осенью 2005 года группой социологов во главе с А.Х Харисовым и Г. Мюллером было проведено социологическое исследование [30, c. 121].

Объектом исследования стали сайты республиканских городов. Сайты оценивались по 49 параметрам, которые в основном касаются содержания сайта. В ходе исследования не ставилась задача изучения технических характеристик конкретных Интернет-решений, анализировалось только то, с чем сталкивается конечный пользователь. В качестве образца для сравнения в порядке эксперимента были приняты минимальные требования к сайтам местных органов власти в Великобритании.

Выбор страны в данном случае не был принципиален, поскольку в любом случае чужим опытом пользоваться напрямую невозможно. Однако знать, как создавалась уже действующая система локальных сайтов, полезно. Также в ходе подготовки эмпирической базы исследования проводились телефонные и почтовые опросы разработчиков сайтов и представителей городских администраций.

В ходе проделанной работы мы проанализировали сайты 9 городов РТ (Казань, Альметьевск, Чистополь, Мензелинск, Набережные Челны, Нижнекамск, Бугульма, Нурлат, Заинск), 3 официальных сайта администраций российских городов (Омск, Королев, Шуя). а также официальные сайты 8 зарубежных городов.

Из 20 городов Республики Татарстан 8 официально представлены в сети Интернет:

- Казань (официальный сайт www.kazan.org.ru);

- Набережные Челны (официальный сайт www.nabchelny.ru);

- Нижнекамск (официальный сайт www.e-nizhnekamsk.ru);

- Чистополь (официальный сайт www.chistopol.ru);

- Бугульма (официальный сайт http://bugulma.ru);

- Мензелинск (официальный сайт www.menzelinsk.ru);

- Альметьевск (официальный сайт www.almat.ru);

- Елабуга (официальный сайт http://www.elabuga.ru).

Неофициальные сайты имеют 6 городов (Бавлы, Буинск, Зеленодольск, Лениногорск, Мамадыш, Менделеевск). Не имеют сайтов 6 городов республики.

В ходе исследования по выбранным критериям были также протестированы 2 неофициальных сайта городов РТ (Нурлат, http://www.nurlat.net и Заинск, http://www.zainsk.ru) с тем, чтобы выяснить, в какой мере неофициальные веб-ресурсы могут быть полезны для Интернет-аудитории республики [30, c. 123].

Для сравнения были также исследованы официальные сайты 3 российских городов - Омск (www.omsk.ru), Королев (www.korolev.ru), Шуя (http://adm.shuya.ipn.ru/).

Кроме того, по выбранной методике были исследованы официальные сайты 8 европейских городов - Барнсли (www.barnsley.gov.uk), Ковентри (www.coventry.gov.uk), Бристоль (www.bristol-city.gov.uk), Эшфилд (www.ashfield-dc.gov.uk), Кёльн (www.stadt-koeln.de), Магдебург (www.magdeburg.de), Лион (www.lyon.fr), Гавр (www.ville-lehavre.fr).

Официальные сайты городов и администраций городов являются своеобразными представительствами органов МСУ в сети Интернет, поэтому целесообразно выделить критерии для исследования данных ресурсов.

Критерии, по которым оценивались web-сайты, можно организовать в ряд групп:

- язык, построение контента, его логика и доступность;

- корректность ссылок и правильность их работы;

- актуальность информации, размещенной на сайте;

- содержание сайта, полнота информации по структуре органов власти, по полномочиям лиц, представляющих городские власти;

- наличие информации по экономическим показателям развития города и статистической информации;

- простота доступа пользователя к интересующей его информации на главной странице (наличие полноценной контактной информации; наличие возможности обратной связи с городскими властями; оформление сайта: наличие символики, выверенного корпоративного стиля; наличие простого и удобного интерфейса - поиск по сайту, помощь, часто задаваемые вопросы);

Простое и логичное построение контента подразумевает простоту и наличие единого стиля текста, отсутствие большого количества пунктуации, придаточных предложений, усложняющих фразы [32, c. 124].

С точки зрения простоты восприятия текста пользователем, текст должен состоять из коротких фраз, параграфы должны начинаться с предложения, излагающего главную идею с пояснением в последующих предложениях. Кроме того, в случае, если сайт содержит большие по объему документы, необходимо включение резюме по каждому документу, что облегчает работу пользователя.

По данным критериям стоит, прежде всего, в качестве положительного примера выделить сайты Набережных Челнов, Нижнекамска, и Мензелинска. Все официальные городские сайты в целом отличает выверенный стиль подачи информации.

Вместе с тем, общим недостатком, проявляющимся при сравнительном анализе ресурсов, является использование чересчур запутанных лексических конструкций и длинных слов, что затрудняет для пользователя понимание информации. Кроме того, практически ни один из перечисленных сайтов не содержит резюме документов, что также является недостатком [32, c. 125].

Корректность ссылок на сайте, наличие ясной информации о том, куда они ведут, является условием простой и эффективной работы сайта и взаимодействия его с пользователем. По данным критериям официальные республиканские сайты, за исключением Казани, в целом демонстрируют вполне удовлетворительные показатели.

Наличие эффективно работающего web-ресурса города и городской власти подразумевает своевременность и динамичность обновления информации на сайте и ее актуальность. По данному критерию можно, прежде всего, выделить сайты Набережных Челнов, Нижнекамска и Мензелинска, в то время как ресурсы других городов часто отличает статичность информации.

Своевременность обновления информации обуславливается самой структурой контента. Если сайт понимается только как витрина города и городской администрации в Интернете, то говорить об эффективно работающем сайте трудно. Поэтому городской сайт должен являться площадкой, на которой постоянно публикуются текущая информация по социально-экономическим показателям развития города, новые нормативно-правовые акты, распоряжения и постановления городских властей. В этом отношении можно в качестве положительного примера выделить сайт администраций Казани [32, c. 126].

Важным требованием к сайту городской администрации является и возможность доступа пользователя к законодательным актам, на основе которых действуют власти, а также к уставу муниципального образования. Большинство упомянутых сайтов городов РТ не содержат таких документов или ссылок на текст.

В целом сайт является прекрасным инструментом для информирования населения об изменениях в законодательстве и появлении новых документов, поэтому общее пренебрежение подобным инструментом является свидетельством некоторого недопонимания целей, задач и функций, которые выполняет электронное представительство администрации города.

Кроме того, республиканские ресурсы часто не содержат и документов, несущих консультационную функцию.

Серьезным недостатком, который присущ практически всем республиканским официальным сайтам, за исключением сайта администрации Мензелинска, является отсутствие рубрики, информирующей пользователей о последних обновлениях на ресурсе. Подобное положение затрудняет и усложняет алгоритм взаимодействия пользователя и ресурса и является свидетельством отсутствия продуманной логики работы пользователя с сайтом. Данный недостаток закладывается обычно на этапе проектирования программного обеспечения [32, c. 128].

Одной из главных задач сайта городской администрации является ясное представление пользователю сайта структуры городской власти с указанием имен, должностей чиновников, сферы их ответственности, а также контактной информации. В данном отношении практически все сайты городов республики выполнены на удовлетворительном уровне, за исключением сайта администрации Мензелинска, который подобной информации не содержит вовсе.

Задача предоставления пользователю полной и корректной справочной информации по коммунальным и социальным службам города реализована пока лишь отчасти, хотя и практически на всех сайтах. Очевидно, что эту задачу необходимо решать в связи с задачей, приведенной ниже.

Одной из идей, положенных в основу проектов «Электронного правительства», является идея создания «электронной приемной», где граждане могли бы задавать интересующие их вопросы городским властям и службам, и оперативно получать на них ответ. Однако пока говорить о достаточной степени реализации подобной схемы в отношении сайтов городов РТ еще рано. Только сайты администраций Казани и Бугульмы предусматривают такую возможность.

Создание официального городского сайта подразумевает и наличие внятного названия сайта (органа власти, которому принадлежит сайт), наличие четко выверенного стиля в оформлении сайта, наличие герба города в структуре дизайна, наличие контактного адреса электронной почты. В этом отношении республиканские сайты далеко не равны. Например, частичное или полное отсутствие такого рода элементов демонстрируют сайты столицы республики, г. Казани, а также Бугульмы, Чистополя и Нижнекамска [32, c. 130].

Исследование республиканских городских сайтов позволяет сделать вывод о том, что при проектировании данных ресурсов недостаточное внимание уделяется комплексному подходу к работе по проектированию системы, а также моделированию возможных алгоритмов взаимодействия пользователя с сайтом. Кроме того, изучение сайтов городов свидетельствует и о недостаточности внимания, уделенного изучению опыта реализации подобных проектов.

Одним из самых интересных наблюдений в ходе исследования стала разница в грамматических конструкциях используемых на британских и татарстанских сайтах.

На сайте администрации британского города, начиная с навигационного меню, присутствует множество глагольных конструкций. Сайт как бы вовлекает посетителя в коммуникацию и взаимодействие, предлагая ему разные способы действия в городе. Посетитель в зависимости от своих потребностей выбирает ту или иную схему своего действия в городе. Местные же сайты описывают город как объект, а не как пространство для действия. Чтобы понять, что с этим объектом делать, нужно изрядно потрудиться [33, c. 129].

Все неувязки в структуре, в языке и содержании городских сайтов происходят из трех ключевых нерешенных задач:

- нечеткая постановка целей создания городского сайта;

- размытое представление об аудитории городских сайтов (фактически сегментация и выделение каких-то характеристик различных групп аудитории не производится);

- недостаточное кадровое обеспечение процесса разработки и поддержки сайта.

Обобщая вышеизложенное, считаем необходимым отметить, что изучение выбранных официальных сайтов российских городов (Омск, Королев и Шуя) показывает наличие проблем, в целом сходных с перечисленными выше. Таким образом, нельзя говорит о том, что эти проблемы характерны только для Республики Татарстан.

Применение же выбранного исследовательского инструментария к оценке сайтов европейских (не только британских) городов дает примерно одинаковый результат, что, с одной стороны, позволяет говорить о целесообразности выбранной методики, а с другой (исходя из результатов исследования) - свидетельствует о наличии сформированного видения проблемы за рубежом [33, c. 130].

Свои сайты имею и многие города и регионы России. В качестве примера можно взять сайт г. Ханты-Мансийска.

3.2 Информационные системы в сфере социальной защиты населения на примере Ханты-Мансийского автономного округа

Быстрый рост количества информации, особенно начиная со второй половины 20 века, стал приводить к заметному замедлению и ухудшению работы с ней. Возникла необходимость более качественной обработки, передачи и более быстрого поиска информации. В это же время происходит бурное развитие научно-технического прогресса и, как одной из его составляющих, информационных наук и технологий [34, c. 101].

Это дало возможность принципиально по-новому подойти к проблеме хранения, обработки и передачи информации, особенно ее больших массивов с помощью электронно-вычислительных устройств.

В настоящее время эти технологии очень широко используются, в том числе, и при обработке информации, используемой в муниципальном управлении.

Работы в области автоматизации и применения новых информационных технологий в сфере социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа ведутся по следующим основным направлениям:

- организация разработки, внедрение и сопровождение программно-технических комплексов локальных сетей телекоммуникаций, связанных с ведением информационных баз данных в сфере социальной защиты населения автономного округа;

- внедрение прогрессивных форм и методов обработки отраслевой информации, участие в формировании единой информационной системы автономного округа;

- осуществление методического, информационного, программного и технического обеспечения органов управления социальной защиты населения автономного округа по вопросам информатизации.

В сфере автоматизации и применения информационных технологий деятельность проводилась во исполнение мероприятий, согласно принятой в автономном округе «Программы создания отраслевой автоматизированной системы обработки информации по социальной защите населения Ханты-Мансийского автономного округа», принятой Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа №155 от 30.04.96 г. (далее Программа), которая действовала на протяжении 6 лет [34, c. 102].

К числу приоритетных направлений работ по Программе относятся:

- разработка информационной модели управления процессами социальной защиты на уровне региона;

- внедрение программных средств обработки данных, обеспечивающих получение информации о социально-незащищенных группах населения;

- создание сетевой компьютерной системы сбора, хранения и обмена информацией на уровне район (город) - округ в виде функциональных подсистем системы обработки информации «ЗАЩИТА»;

- создание единого интегрированного банка информации по социальной защите населения региона.

Благодаря освоению финансовых средств, выделенных бюджетом автономного округа на проведение работ по этой Программе, органы социальной защиты населения 8-ми муниципальных образований округа были оснащены новейшей компьютерной техникой для построения инфраструктуры электронного документооборота.

До передачи полномочий по назначению и выплате пенсий Пенсионному фонду РФ в органах социальной защиты населения программный комплекс «Назначение и выплата пенсий и пособий» (разработчик ФГУП «Институт межотраслевой информатики», г. Москва) использовался в 18-ти муниципальных образованиях автономного округа, в результате чего были автоматизированы функции по назначению и выплате пенсий, проводились массовые пере расчеты пенсий в связи с изменением федерального и окружного пенсионного законодательства. За последние 2 года в программный комплекс 4 раза вносились изменения в соответствии с изменением размеров доплат из средств бюджета автономного округа. Для создания и актуализации регионального банка информации в сфере социального обеспечения населения по электронной почте и на магнитных носителях в течение года проводится сбор данных получателей пенсий и пособий [34, c. 105].

В связи с передачей базы данных получателей пенсий Пенсионному фонду РФ перед органами социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа остро встал вопрос о создании единой базы данных граждан, обслуживаемых органами социальной защиты населения автономного округа.

В качестве программной оболочки для создания такого банка была выбрана автоматизированная система обработки информации «Адресная социальная помощь», используемая в 53-х регионах России. В данной системе автоматизированы все основные виды работ, связанные с учетом граждан и членов их семей, обращающихся в органы или учреждения социальной защиты населения, а также виды работ, связанные с оказанием им различных видов социальной помощи и услуг, предоставлением льгот, а также способы составления различных списков, отчетов, выплатных документов [34, c. 114]

Целью программной системы «Адресная социальная помощь» является:

- создание единого банка данных, содержащего информацию социально-экономического и социально-демографического характера о той части общества, которую ставят на учет в органах и учреждениях социальной защиты населения;

- обеспечение адресности социальной помощи, услуг и льгот;

- обеспечение принятия оптимальных решений при оказании различных видов помощи, услуг и льгот с учетом социально-экономического потенциала семьи;

- предоставление специалистам или руководителям объективной информации о населении, состоящем на учете в органах социальной защиты;

- получение аналитических и отчетных данных о результатах социального обслуживания населения за любой период времени (около 350 выходных экранных и печатных форм) [34, c. 120].

Автоматизированная система обработки информации «Адресная социальная помощь» состоит из шести основных программных комплексов:

- адресная социальная помощь;

- предоставление социальных услуг;

- прогнозирование ресурсов для социального обслуживания населения;

- анализ результатов социального обслуживания населения;

- формирование социально-демографического портрета района и региона;

- начисление и выплата социальных пособий

Пользователями системы являются специалисты районных (муниципальных) органов и учреждений социальной защиты населения.

В системе автоматизированы все основные виды работ, связанные с учетом граждан и членов их семей, обращающихся в органы или учреждения социальной защиты населения, а также, связанные с оказанием им различных видов социальной помощи и услуг, предоставлением льгот и с составлением различных списков, отчетов, выплатных документов [34, c. 123].

На основе законодательных актов, федеральных социальных программ и методических материалов Министерства труда и социального развития РФ (ранее Министерства социальной защиты населения РФ) разработаны общесистемные справочники, которые позволяют классифицировать:

- категории семей (социально-демографические типы семей);

- индивидуальные признаки учета в органах социальной защиты (в т.ч. и льготные категории) граждан или семьи в целом;

- потребности и заявки граждан в различных видах социальной помощи, услуг и льгот;

- виды социальной помощи и услуг, оказываемых гражданам;

- виды льгот, предоставленных гражданам по законодательству;

- источники финансирования;

- причины отказа в социальной помощи.

Используя вышеперечисленные справочники, пользователь имеет возможность осуществить настройку программной системы на особенности своего региона, учесть свои социальные программы, местные законодательные акты и региональные методические материалы.

Все комплексы работают с единым банком данных, который создается в программном комплексе «Адресная социальная помощь».

Автоматизированная система «Адресная социальная помощь» состоит из программных модулей, написанных на языке FoxPro 2.6. Работает на ПЭВМ типа IBM PC 80386 и выше в среде операционных систем MS DOS версии 6.2 и выше. Каждый комплекс работает как в автономном режиме, так и в локальной сети NOVELL NetWare версии 3.11 и выше [34, c. 187].

Система сопровождается и постоянно дорабатывается по предложениям и замечаниям функциональных управлений Министерства труда и социального развития РФ и регионов РФ.

Система «Адресная социальная помощь» работает в четырех уровнях: территориальном, муниципальном, региональном и федеральном.

В состав каждого комплекса входит система запросов, которая дает возможность пользователю осуществить выбор данных из информационных баз по различным критериям и показателям. Эти показатели могут быть объединены различными логическими условиями.

Система поставляется с набором автоматизированных рабочих мест, которые отражают функциональные и должностные обязанности специалистов учреждений и органов социальной защиты населения районного (муниципального) и регионального уровня. Кроме того, в системе разработаны специальные средства, которые позволяют создавать свои автоматизированные рабочие места. Все они взаимосвязаны между собой и позволяют работать в сетевом режиме с общим банком данных [34, c. 188].

В 2004 году были активизированы работы по внедрению и сопровождению этого автоматизированного программного комплекса, в том числе:

- проведена опытная эксплуатация программного комплекса «Адресная социальная помощь» на базе Управления социальной защиты населения г. Ханты-Мансийска;

- составлен примерный план-график внедрения комплекса в органах социальной защиты населения муниципальных образований автономного округа;

- проведена техническая учеба по навыкам работы с программным комплексом для специалистов по автоматизации и по адресной социальной помощи гг. Когалыма, Радужного, Покачи, Пыть-Яха, Ханты-Мансийска, р.п. Новоаганска, Сургутского, Нижневартовского и Ханты-Мансийского районов;

- на базе Центра переподготовки и повышения квалификации в городе Сургуте организованы курсы повышения квалификации «Использование автоматизированного комплекса «Адресная социальная помощь» в деятельности органов социальной защиты населения.

К концу 2006 года автоматизированная система «Адресная социальная помощь»:

- была внедрена в восьми территориях (гг. Когалым, Лангепас, Мегион, Покачи, Урай, Югорск, районы Сургутский и Нижневартовский);

- семь территорий, уже использующих систему в своей работе, сформировали базу данных по некоторым льготным категориям граждан (гг. Пыть-Ях, Ханты-Мансийск, районы Белоярский, Березово, Октябрьский, Советский, Ханты-Мансийский), из них на 4-х территориях с помощью этой разработки выплачивается адресное социальное пособие дифференцированно, в зависимости от разницы между совокупным душевым доходом и прожиточным минимумом (Советский район и г. Ханты-Мансийск) и фиксированной суммой (Белоярский и Березовский районы).

Три территории автономного округа (Нижневартовск, Нефтеюганск, Нефтеюганский районы) использовали для формирования банка данных льготных категорий граждан программное обеспечение, разработанное Фирмой ЗАО «Информационные технологии и электронные системы», г. Тюмень, что потребовало для формирования единого банка данных льготополучателей дополнительных денежных и трудовых затрат на конвертацию информации из одного программного комплекса в другой [34, c. 190].

В связи со слабой обеспеченностью органов социальной защиты населения нормативно-правовыми актами в сфере социальной защиты населения, в муниципальные образования была направлена «Информационно-правовая система «Региональное законодательство».

Система содержит информационную базу законов, указов и других нормативных актов из 77 регионов Российской Федерации, регулирующих предоставление социальных льгот, субсидий, выплат и компенсаций различным категориям граждан, принятых органами власти субъектов РФ и местного самоуправления и рекомендована для использования в органах соцзащиты Министерством труда и социального развития РФ [34, c. 191].

В связи с тем, что программный комплекс «Адресная социальная помощь» требовал значительных финансовых затрат для приведения в соответствие с окружным законодательством, а также с учетом того, что он создан в устаревшей программной среде FOX PRO, в декабре 2006 года структурными подразделениями Департамента социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа совместно с Комитетом по информационным ресурсам Администрации Губернатора автономного округа и Департаментом по экономической политике автономного округа был организован закрытый тендер на разработку автоматизированной системы получателей адресной социальной помощи в Ханты-Мансийском автономном округе, созданной на передовых информационных платформах. Результаты тендера показали, что ни одно конкурсное предложение не соответствует заданным условиям конкурса и предложенным критериям оценки. На основании этого в целях расширения списка участников было решено перенести проведение конкурса на февраль 2002 года при сохранении ранее заданных условий.

Среди основных причин слабой организации процесса внедрения и сопровождения автоматизированных информационных систем в некоторых муниципальных образованиях следует отметить основную причину - это отсутствие либо большая текучесть кадров среди специалистов по автоматизации в органах социальной защиты населения. Так, в течение 2001 года отсутствовали специалисты по информатизации в гг. Нягань, Радужный, Урай, в Березовском и Нижневартовском районах [34, c. 195]

В связи с передачей полномочий по назначению и выплате пенсий Пенсионному фонду РФ с 1 января 2004 года значительно повысилась загрузка специалистов по автоматизации в органах социальной защиты, так как им приходится оказывать помощь по сопровождению программного комплекса «Назначение и выплата пенсий» и обучению специалистов в отделениях Пенсионного фонда автономного округа.

Проведенные в 2006 году работы в области проектирования окружной методической инфраструктуры социальной работы с семьями и детьми в автономном округе на основе внедрения информационных технологий позволили подготовить техническое задание и заключить договор с Институтом «Учебника «Пайдейя» на разработку концепции информационного портала «Перспективное детство» в корпоративной сети Ханты-Мансийского автономного округа.

В 2007 году планируется продолжить работы по созданию макета портала, который позволит обеспечить информационный обмен и координацию усилий всех ведомств, служб, общественных организаций и граждан, видящих свои задачи в работе с населением, семьями и детьми, а также хозяйствующих субъектов округа, создающих материальную базу активной социальной политики в области материнства, детства и семьи [34, c. 199].

Одним из динамично развивающихся направлений информатизации сферы социальной защиты населения является телекоммуникационная система органов социальной сферы автономного округа. В настоящее время 100% территориальных органов Департамента социальной защиты населения округа активно используют средства телекоммуникаций в целях оперативного обмена информацией, рассылки инструктивно-методических материалов. За счет средств бюджета автономного округа были приобретены 8 персональных компьютеров типа Pentium IV в результате чего еще 8 территорий смогли подключиться к системе электронного обмена (гг. Нягань, Пыть-Ях, Урай, Березовский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Советский районы).

Для осуществления постепенного перехода органов управления социальной защиты населения автономного округа на электронную систему статистической отчетности и получения навыков работы с передовым программным обеспечением на базе центра социального обеспечения города Сургута был проведен семинар-практикум для специалистов по информатизации на тему: «Электронная статистическая отчетность. Системы управления базами данных FOXPRO, ACCESS, ORACLE в деятельности органов социальной защиты населения» [34, c. 292].

В конце 2006 года органами социальной защиты населения округа осуществлена передача компьютерной техники и региональной базы данных получателей пенсий Отделению Пенсионного фонда РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу. В основном, передана компьютерная и офисная техника из средств федерального бюджета в количестве 309 единиц общей стоимостью 8,8 млн. руб., что составило 77% от общего количества вычислительной техники, полученной от Министерства труда и социального развития РФ. В связи с этим компьютерная оснащенность органов социальной защиты ХМАО на 1 января 2006 года по сравнению с 1.01.2004 снизилась на 14% (100 персональных компьютеров). В настоящее время оснащенность современной компьютерной техникой типа Pentium 1-4 составляет 68%.

В 2006 году для специалистов социальной защиты населения, населения и ряда заинтересованных организаций России в целях оперативного информирования о задачах, направлениях деятельности и проблемах, стоящих перед системой социальной защиты автономного округа и путях их решений, была организована ссылка на страницу Департамента на Web-сайте структурного подразделения Минтруда РФ ФГУП «Институт межотраслевой информатики». Таким образом, Департамент социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа стал одним из 8-ми региональных органов социальной защиты в Российской Федерации, получивших такую возможность [34, c. 295].

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты