p align="left">Законодательство также предусматривает в ст. 447--449 ГК возможность заключения договора на торгах. Сущность указанного способа состоит в том, что договор заключается организатором торгов с лицом, выигравшим торги.
В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права, либо специализированная организация.
Торги могут проводиться в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу -- лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. В конкурсе или аукционе должно участвовать два или большее число лиц, иначе они теряют смысл и признаются несостоявшимися.
В процессе работы по договору стороны могут столкнуться с ситуацией, которая потребует некоторого изменения, либо прекращения взятых на себя обязательств. Именно для таких случаев действующее законодательство формулирует основные положения и правила, касающиеся изменения и расторжения договора.
В соответствии с п. 1 ст. 452 ГК, соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Так, если договор заключен в письменной форме, то и его изменение или расторжение также должны быть совершены в письменной форме. Если стороны нотариально удостоверили договор, то его изменение или расторжение также должны быть нотариально удостоверены.
Таким образом, можно сделать вывод, что форма внесения изменений и дополнений в договор, а также форма его расторжения обязательно должна соответствовать форме заключенного договора.
Иной порядок установлен для случаев, когда договор изменяется или расторгается не по взаимному соглашению сторон, а по требованию одной из них. В таком случае заинтересованная сторона обязана направить другой стороне предложение об изменении или расторжении договора. Сторона, получившая такое предложение, обязана в установленный в законе или в договоре срок направить стороне, сделавшей предложение об изменении или расторжении договора:
1) либо извещение о согласии с предложением;
2) либо извещение об отказе от предложения;
3) либо извещение о согласии изменить договор на иных условиях.
В п. 2 ст. 452 ГК особо подчеркивается, что требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор, либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом, либо договором, а при его отсутствии--в 30-дневный срок.
Вместе с тем следует иметь в виду, что нельзя расторгнуть или изменить уже исполненный договор. Дело в том, что договор, так же, как и основанное на нем обязательство, прекращается вследствие их надлежащего исполнения, как того требует ст. 408 ГК.
Поэтому нельзя расторгнуть или изменить то, чего к моменту изменения или расторжения уже не существует.
Так как изменение, дополнение, расторжение являются значимыми событиями, юридическими фактами, то они порождают определенные юридические последствия.
В случае изменения договора соответствующим образом меняется и содержание обязательства, основанного на данном договоре. При этом обязательство изменяется в той части, в какой был изменен лежащий в его основе договор. Так, если стороны в договоре поставки условились, что поставщик вместо товара первого сорта будет поставлять товар второго сорта, то покупателю будет принадлежать право требовать от поставщика поставки товара второго, а не первого сорта. В остальной части обязательства сторон и условия договора (например, сроки поставки, ассортимент, количество товара, упаковка и т.п.) сохраняются в прежнем виде.
При расторжении договора он прекращает свое действие, и вместе с этим прекращается и основанное на нем обязательство.
С этого момента стороны лишаются принадлежащих им в силу обязательства прав и освобождаются от лежащих на них обязанностей.
Если изменение или расторжение договора произошло по взаимному соглашению сторон, то основанное на нем обязательство соответствующим образом изменяется или прекращается с момента заключения сторонами соглашения об изменении или расторжении договора. Однако иное правило может вытекать из содержания соглашения или характера изменения договора. При изменении или расторжении договора в судебном порядке основанное на нем обязательство соответственно изменяется или прекращается с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или расторжении договора.
Поскольку до изменения или расторжения договора последний мог быть в определенной части исполнен сторонами, возникает вопрос о судьбе того, что уже было исполнено до изменения или расторжения договора. По общему правилу, стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора. Если договор был изменен или расторгнут вследствие существенного нарушения его условий одной из сторон, то в соответствии с п. 5 ст. 453 ГК, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора.
5. Юридическая ответственность: понятие, виды
Юридическая ответственность -- применение санкции правоохранительной нормы компетентными, как правило, государственными органами к правонарушителю.
Юридическая ответственность - правоотношение, возникающее между государством в лице уполномоченного органа и правонарушителем. У государственного органа возникает право привлечь виновного к ответственности, а у правонарушителя возникает обязанность претерпевать неблагоприятные последствия своего деяния. Юридическим фактом, с которым связано возникновение данного правоотношения, является совершение правонарушения. Юридическим фактом, с которым связано прекращение правоотношения, -- исполнение наказания (отбытие лишения свободы, уплата штрафа и т. д.).
Юридическая ответственность - предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия. Вид социальной ответственности.
Юридическая ответственность - ответственность правового характера, она подчинена общим принципам правовой системы, закреплена в нормах права, осуществляется через юридические механизмы в развитых процессуальных формах.
В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, различаются:
Дисциплинарная ответственность -- заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания властью руководителя. Основной нормативно-правовой акт -- Трудовой кодекс Российской Федерации.
Административная ответственность -- Применение органами исполнительной власти мер воздействия к виновным лицам. Основной нормативно-правовой акт -- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках административной ответственности выделяют собственно административную, а также финансовую, налоговую ответственность и другие.
Материальная ответственность -- Возмещение имущественного вреда, нанесенного в результате неправомерных действий в процессе выполнения лицом своих служебных обязанностей. Материальную ответственность часто рассматривают как разновидность гражданско-правовой ответственности.
Гражданско-правовая ответственность -- Вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Основной нормативный акт -- Гражданский кодекс Российской федерации.
Уголовная ответственность -- Применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность -- Уголовный кодекс Российской Федерации.
6. Правовое государство: понятие, признаки
Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.
Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством.
Основные признаки правового государства:
1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к «ужасающему деспотизму» (Ш. Монтескье);
2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти;
3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону. Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра;
4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений.
Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней;
5. Взаимная ответственность государства и личности: личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права;
6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке;
7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение;
8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное
отношение к праву, противостоящее «правовому нигилизму» (вера в право силы и неверие в силу права).
7. Основы конституционного строя РФ
Государственный строй Российской Федерации определен Конституцией, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ст. 14 Россия обозначена как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статьей 13 Конституции установлено, что в России признаются политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
8. Система органов государственной власти в РФ
Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание теории разделение властей.
В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:
1. Президент Российской Федерации;
2. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
3. Правительство Российской Федерации;
4. Суды Российской Федерации.
Отдельно подчеркивается, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Причем, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Согласно ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако, они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
9. Конституционные права и свободы человека и гражданина
Конституцией устанавливается общеправовой статус граждан.
Конституционно правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется, прежде всего, Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной стабильностью, обобщенностью.
Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным Законом страны - право на жизнь (ст.20), на труд (ст.37), образование (ст.43), получение медицинского обслуживания (ст.41), на защиту собственности (ст.35) , право избирать и быть избранным (ст. 32), право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22) и пр. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.
Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики.
Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, других ситуаций. Если бы указанные права и обязанности были включены в понятие общего статуса гражданина, то получился бы различный, крайне нестабильный и неопределенный статус. Он уже не был бы единым. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности данного общества.
Вопросу посвящена вторая глава Конституции. Особенностью этой главы является то, что она имеет особенную защиту.
Статья 64 гласит, что положения второй главы не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией.
В главе 9 статье 135 подробно описан порядок изменения этой главы, а также 2 и 9 глав.
1. Положения глав 1, 2, 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием <…> или выносится на всенародное голосование. <...>. ( Конституция РФ,1993г.)
Гражданство в РФ.
Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод человека.
В своей совокупности граждане РФ составляют народ, но на территории государства могут проживать иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют иное правовое положение по сравнению с гражданами этого государства. Лишь граждане РФ в полном объеме пользуются правами и должны выполнять обязанности, но это, конечно, не означает, что иностранцы и лица без гражданства бесправны.
В Российской Федерации вопросы гражданства регулируются соответствующими конституционными нормами и законом «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991г. (с последующими изменениями и дополнениями). Они устанавливают принципы гражданства.
В связи с федеративным устройством России большое значение имеет конституционный принцип единого гражданства, положение о том, что граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в ее составе, являются одновременно гражданами этой республики
Конституционный принцип равного гражданства означает, что оно является равным независимо от оснований его приобретения (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ). В соответствии с этим равный правовой статус имеют все граждане РФ, ставшие ими как по рождению, так и по другим основаниям, например, в результате приема в гражданство по решению Президента РФ.
Важное демократическое значение имеет конституционное закрепление недопустимости лишения гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции Р.Ф.). В настоящее время, таким образом, государство не может в одностороннем порядке расторгнуть правовую связь с гражданином. В то же время гражданин имеет право изменить свое гражданство, и государство не должно лишать его этого права.
Допускается двойное гражданство в соответствии с законом или международным договором, т.е. гражданин РФ может иметь и гражданство иностранного государства (ч. 1 ст. 62 Конституции). Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства (двойное гражданство) не умаляет его прав и свобод, и не освобождает от обязанностей, вытекающих из Российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ (ч. 2 ст. 62 Конституции).
Следует отметить еще ряд принципов гражданства РФ: сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за пределами Российской Федерации; защита и покровительство граждан РФ со стороны Российской Федерации; сохранение гражданства РФ, при заключении брака, изменении гражданства другим супругом недопустимость выдачи гражданина РФ другому государству или высылки его за пределы РФ.
Гражданство подтверждается документами: паспортом, удостоверением личности, а до их получения - свидетельством о рождении или иными документом, содержащем указание на гражданство лица. Гражданство РФ может быть приобретено по ряду оснований:
1. в результате признания гражданства;
2. по рождению;
3. в порядке регистрации;
4. в результате приема в гражданство;
5. в результате восстановления гражданства;
6. путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности.
Гражданство может быть приобретено также и по другим основаниям, указанным в законе. Например, дети в возрасте до 14 лет приобретают российское гражданство при получении его родителями (гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при их согласии).
Признание гражданства РФ означает, что его носителями признаны все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления силу закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» (6 февраля 1992г.), однако с оговоркой - если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ.
Распространенное основание приобретения гражданства - по рождению. Прежде всего ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, есть ее гражданин, независимо от места рождения. При различном же гражданстве родителей, один из которых состоит в гражданстве РФ, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места рождения определяется письменным соглашением родителей. Лицо, не состоящее в гражданстве РФ, может быть принято в него, решение по этому вопросу прерогатива Президента РФ. Об этом может ходатайствовать достигшее 18-летнего возраста дееспособное лицо независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.
10. Понятие и система экологического права
Экологическое право Российской Федерации -- это самостоятельная отрасль права в правовой системе России, которая исторически сформировалась в связи с выделением экологических интересов общества в самостоятельную категорию. Экологическое право образуют правовые нормы, регулирующие поведение людей по отношению к окружающей природной среде. Формирование экологического права в России и странах мира обусловлено появлением экологической проблемы во второй половине XX столетия как проблемы опасной деградации окружающей природной среды под влиянием человеческой деятельности. Под воздействием этого в обществе развивается понимание необходимости подчинения своих действий требованиям, способным обеспечить благоприятное состояние окружающей среды как необходимого условия выживания современной и будущих цивилизаций, стабильного и бескризисного развития общества.
На федеральном уровне система министерств и ведомств, обладающих полномочиями по организации исполнения экологического законодательства, включает:
1) Министерство природных ресурсов РФ;
2) Министерство здравоохранения Российской Федерации, в составе которого действует департамент санитарно-эпидемиологического надзора;
3) Министерство сельского хозяйства, в структуре которого имеется департамент охотничьих ресурсов;
4) Министерство имущественных отношений РФ;
5) Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
6) Государственный комитет РФ по рыболовству;
7) Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
8) Федеральную службу земельного кадастра России;
9) Федеральную пограничную службу Российской Федерации;
10) Федеральную службу геодезии и картографии России;
11) Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор);
12) Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор).
В соответствии с Положением «О Министерстве природных ресурсов РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г., данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В ведении Министерства природных ресурсов России находятся недра, водный и лесной фонды, полномочия по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель. Оно также является специально уполномоченным органом на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал.
Министерство природных ресурсов России осуществляет возложенные на него полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы. В его ведении находятся предприятия, особо охраняемые природные территории, специализированные инспекции, лаборатории и станции мониторинга окружающей среды, научно-исследовательские учреждения и иные организации.
Территориальными органами этого министерства являются комитеты по природным ресурсам в субъектах РФ, бассейновые управления, расположенные в бассейнах наиболее крупных рек, горные округа.
11. Понятие и содержание гражданского правоотношения
Гражданское правоотношение - это основанное на нормах гражданского права имущественное или неимущественное общественное отношение, участники которого, обладая правовой автономией и имущественной обособленностью, выступают в качестве юридически равных носителей субъективных прав и юридических обязанностей.
Структура любого правоотношения это: содержание, субъект и объект.
Содержание гражданского правоотношения состоит из:
1. Материального (социального) содержания - это само общественное отношение, правила поведения;
2. Юридического содержания - это субъективные права и обязанности.
Субъект гражданских правоотношений - тот, кто наделен субъективными правами и обязанностями.
Субъекты гражданских правоотношений:
1. Физические лица - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (только живые люди).
2. Организации, имеющие статус юридического лица. Понятие юридического лица дано в ст.48 ГК - это организация, обладающая обособленным имуществом, отвечающая по своим обязательствам всем принадлежащим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Для того, чтобы юридическое лицо стало субъектом гражданского правоотношения, оно должно пройти государственную регистрацию. Юридические лица делятся на: а) коммерческие (дается исчерпывающий перечень в ГК) и б) некоммерческие.
3. Унитарные, государственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, акционерные общества, кооперативы (производственные и потребительские), общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, учреждения, ассоциации и союзы.
4. Государственные образования - РФ в целом и субъекты РФ.
5. Муниципальные образования.
Правосубъектность складывается из правоспособности и дееспособности (Деликтоспособность + Сделкоспособность).
Правоспособность (ст. 17 ГК) - это способность иметь гражданские права и нести обязанности. У граждан возникает с момента рождения и до момента смерти. У юридических лиц правоспособность возникает с момента государственной регистрации.
Граждане обладают универсальной правоспособностью, т.е. могут заниматься любыми видами деятельности не запрещенными законом. Специальной правоспособностью обладают учреждения, государственные и муниципальные предприятия, унитарные образования.
Дееспособность (ст. 21 ГК) - это способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности.
Объекты гражданских правоотношений - это то, по поводу чего возникают гражданские правоотношения.
Наиболее распространенным объектом является вещь (предмет материального мира, который находится в обладании человека и может быть полезен ему, им могут быть деньги, ценные бумаги и т.п.). Помимо вещей к объектам относят информацию, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.
Ст.129 ГК делит все объекты гражданских правоотношений на три группы, в основу деления положена оборотоспособность объектов:
1. Свободно обращающееся объекты права (это общее правило);
2. Объекты ограниченные в обращении (требуется специальное разрешение, напр., оружие);
3. Объекты полностью изъятые из оборота (сильнодействующие яды).
12. Определение предпринимательской деятельности
Предпринимательство, бизнес -- самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия, гудвила). Предпринимательство, бизнес -- важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все ее институты.
Может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. В России, как и во многих странах, для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
Предпринимательством можно заниматься в разных сферах. Помимо общего предпринимательства, выделяют социальное и технологическое предпринимательство.
13. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
К признакам юридического лица относятся: организационное единство; имущественная обособленность; самостоятельность участия в гражданском обороте; самостоятельность имущественной ответственности; самостоятельное участие в судопроизводстве.
В зависимости от цели деятельности, для достижения которой они созданы, юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие организации - юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Перечень коммерческих организаций исчерпывающим образом определен в ГК РФ (п. 1 ст. 50 ГК РФ).
Некоммерческие организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Так, соответствующими федеральными законами предусматривается создание таких некоммерческих организаций, как политические партии, профсоюзы <*>. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ).
14. Организационно-правовые формы юридических лиц (виды)
Юридические лица классифицируются в зависимости от степени имущественной самостоятельности. Хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, благотворительные и иные фонды обладают имуществом на праве собственности. Государственным и муниципальным унитарным предприятиям, а также финансируемым собственником учреждениям имущество передается (закрепляется) собственником на ограниченном вещном праве. Государственные и муниципальные унитарные предприятия владеют имуществом на праве хозяйственного ведения, а учреждения и казенные предприятия - на праве оперативного управления.
В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь: обязательственные права в отношении этого юридического лица, вещные права на его имущество либо не иметь прав на имущество юридического лица. Обязательственные права на имущество юридического лица имеют учредители (участники) хозяйственных товариществ и обществ, пайщики производственных и потребительских кооперативов. Правом собственности или иным вещным правом на имущество юридического лица обладают учредители государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также финансируемых собственником учреждений. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью (ст. 49 ГК РФ) и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.
Унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащи целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ.
15. Граждане как субъекты гражданских правоотношений
Понятие «правосубъектность» и его содержание вводит наука. Категория «правосубъектность», с одной стороны, есть теоретический инструмент, технико-юридическое средство познания правовой действительности, с другой стороны, посредством данной категории вскрываются подлинные правовые реальности, которые обозначаются этим понятием. Проблемы гражданской правосубъектности всегда являлись одними из ключевых в науке, они продолжают привлекать внимание ученых и в настоящее время.
Каждая отраслевая правосубъектность имеет свое специфическое содержание. Разумеется, она включает в себя общие моменты, свойственные правосубъектности вообще. Каждая отрасль (в том числе и гражданское право) определяет круг субъектов и посредством правосубъектности указывает на то, какими правами и обязанностями они могут обладать и каким поведением вызывать к жизни эти права и обязанности, т.е. какое поведение субъектов является юридически значимым.
Исходя из общей теории права гражданскую правосубъектность можно определить как социально-юридическую способность лица, состоящую в государственном признании за ним в соответствии с потребностями общественного развития возможности участия в гражданских правоотношениях в роли носителя гражданских прав и обязанностей. Однако это определение основано на высоком уровне обобщения. Для более глубокого уяснения этого понятия необходимо проанализировать гражданскую правосубъектность в различных аспектах. Гражданская правосубъектность является тем особым юридическим качеством (свойством) лица, которое и позволяет ему стать субъектом гражданского права, и устанавливается, признается она только законом.
Правосубъектность не может рассматриваться в качестве естественного прирожденного свойства гражданина, это - создание объективного права. Правосубъектность гражданину сообщают только юридические нормы в соответствии с состоянием общества и потребностями его развития. Объем правосубъектности определяется политическим строем и экономическим состоянием государства.
При этом многие авторы полагают, что попытки закрепления в некоторых нормативных актах положений, вытекающих из теории естественного права о том, что качество субъектов права - носителей основных прав и свобод человек приобретает естественным путем, что они каждому принадлежат от рождения, в практическом плане является не более чем весьма привлекательной, красивой декларацией. Соглашаясь с тем, что правосубъектность есть создание объективного (позитивного) права, нельзя согласиться с тем, что гражданская правосубъектность физических лиц никак не связана с естественными правами человека. Гражданская правосубъектность именно физических лиц в объективном (позитивном) праве может быть определена оптимальным образом лишь с учетом положений естественного права. Поскольку гражданское право в современный период является ведущей отраслью частного права, то категория гражданской правосубъектности физических лиц взаимосвязана с естественными правами человека наиболее органично. Эта взаимосвязь должна быть познана и учтена законодателями в их нормотворческой деятельности.
1. До принятия ГК РСФСР 1922 г. отсутствовала легальная формула о гражданской правоспособности (в том числе и о правоспособности граждан). До введения нэпа экономические процессы протекали почти без какого-либо использования товарно-денежной формы. Но ни революционная, ни законодательная практика не исключали индивидуальной собственности в определенных размерах, ее наследования, не выходящего за установленные рамки, а также меновых отношений между гражданами, которые не наносили урона борьбе со спекуляцией, мошенничеством и т.п. В этих пределах законодательство и практика санкционировали гражданскую правоспособность советского гражданина независимо от того, содержалось ли в законе прямое указание о ней.