Рефераты

Основы гражданского права Российской Федерации

p align="left">Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимализацию прибыли. Контроль может быть произведен и при участии привлеченных со стороны специалистов -по инициативе руководства предприятия или его собственников - учредителей и акционеров.

По закону коммерческие банки обязаны контролировать лишь соблюдение предприятиями -клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. В случае предоставления ссуды банк контролирует целевое использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банка -важный элемент управления кредитным риском.

г) Аудиторский (независимый) контроль

Это новый вид финансового контроля, возникший в Российской Федерации с конца 80-х годов XX века. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур резко повысились требования к их финансовой надежности, а также к объективности при оценке их финансового состояния.

Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской и финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе

Основные задачи аудиторского контроля - установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации, проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ oт 7 декабря 1994г. Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитные организации (включая Банк России), страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные показатели которых превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов --прокуратуры, казначейства, налоговой службы.

Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствовать ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные). Они могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме открытого акционерного общества.

После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Специалистов по аудиту в разных странах называют по-разному: в США - общественными бухгалтерами, в Великобритании и англосаксонских странах - ревизорами или присяжными бухгалтерами, во Франции - бухгалтерами-экспертами или комиссарами по счетам, в Германии - контролерами хозяйства или контролерами книги и т. д. Несмотря на различия в названии, все аудиторы занимаются одним и тем же делом: проверкой бухгалтерской и финансовой отчетности хозяйствующих субъектов с составлением заключения о ее достоверности, а также текущим консультированием по различным учетным, финансовым и правовым вопросам, налогообложению, банковскому и страховому делу и др. В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливаются точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям и критериям, соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства. Аудитор, являясь незаинтересованным лицом, выражает мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемого лица и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

У аудита и государственного и муниципального финансового контроля разные объекты и задачи. Вместе с тем, у них есть много общего в приемах и, по существу, одна конечная цель - укрепление финансовой дисциплины. Объектом государственного и муниципального контроля являются, в основном, централизованные финансы, аудита - преимущественно децентрализованные финансы.

Все аудиторские услуги платные. Отношения аудиторской фирмы с клиентами, как правило, оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка производится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторской услуги производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности --зa счет средств государственного бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 23 декабря 1993 г, результат аудиторской Проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы).

Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

1) заключение без замечаний --аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой и бухгалтерской отчетности;

2) заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности отчетности, но о наличии отдельных упущений, которые указаны в аналитическом разделе;

3) отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет на предприятии не соответствует требованиям законодательства, а финансовая отчетность недостоверна и не дает представления о реальном состоянии финансов;

4) заключение не составляется в том случае, если аудитору н была предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте.

Сфера действия аудиторского финансового контроля в России расширяется по мере развития рыночных отношений, одновременно повышаются требования к качеству аудита и профессиональному уровню аудиторов.

46. Правовое регулирование банковской деятельности

Финансово-правовое регулирование банковской деятельности осуществляется с использованием механизмов денежно-кредитного регулирования, в том числе регулирования банковской ликвидности, надзора и контроля за банковской деятельностью.

Механизм денежно-кредитного регулирования функционирует посредством влияния на объем и структуру денежной массы в обращении и направление движения ресурсов банков, которые могут быть использованы для кредитования реального сектора экономики.

При этом регулирование осуществляется посредством тех инструментов денежно-кредитной политики, использование которых связано с особенностями функционирования банковской системы, способностью банков увеличивать или уменьшать с помощью кредитной эмиссии объем денежной массы.

В современных условиях в странах с развитой рыночной экономикой преимущественно используются три основных инструмента, посредством которых центральные банки осуществляют косвенное регулирование денежно-кредитной системы, - это: учетная ставка, операции на открытом рынке, нормы обязательных резервов.

В банковском законодательстве для определения совокупности организаций, имеющих право на осуществление в Российской Федерации банковской деятельности, используется термин ?банковская система». Статья 2 Закона ?О банках и банковской деятельности» устанавливает структуру банковской системы Российской Федерации.

Поэтому субъектный состав в механизме финансово-правового регулирования банковской деятельности представляется Центральным банком Российской Федерации, кредитными организациями, филиалами и представительствами иностранных банков.

Различное правовое положение элементов банковской системы позволяет условно выделить несколько уровней, т.к. ее элементы имеют различные в рамках данной системы цели, задачи, функции, полномочия и ответственность, имеют различный правовой статус, но при этом действуют в одной сфере общественных отношений.

Банковская деятельность как составная часть финансовой деятельности проявляется в целенаправленной деятельности кредитных организаций и Банка России, носит публичный характер и направлена на систематическое осуществление банковских операций.

Ее основой для Банка России и его учреждений является Закон ?О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»; для кредитных организаций - специальное разрешение (лицензия) Банка России, полученное после государственной регистрации в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Правовое регулирование банковской деятельности представляет собой нормотворческую и индивидуально-властную деятельность, направленную на упорядочение банковской системы в целом, создание условий для функционирования кредитных организаций.

Оно призвано формировать и поддерживать устойчивый правовой порядок в сфере банковской деятельности, защиту прав и законных интересов ее участников и частных лиц.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется с целью реализации и защиты публичного интереса в сфере банковской деятельности, а также частного интереса, получившего отражение в определении правового положения кредитных организаций.

Банк России является специализированным органом финансово-правового регулирования банковской деятельности, не принадлежащим структурно к каким-либо ветвям власти и имеющим свои правовые средства воздействия.

Финансово-правовое регулирование банковской деятельности - это система мер, с помощью которых достигается обеспечение стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращение дестабилизирующих тенденций в интересах развития всей экономики и государства в целом.

Финансово-правовое регулирование является составной частью государственного регулирования банковской деятельности.

Государственное регулирование банковской деятельности сводится, прежде всего, к установлению общеобязательных правил ее осуществления и надзору за их исполнением в интересах стабильности всей экономики.

47. Правовое регулирование валютных отношений

В п.7 ст.1 закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.1992 дается следующее определение валютных операций:

а) опеpации, связанные с пеpеходом пpава собственности и иных пpав на валютные ценности, в том числе опеpации, связанные с использованием в качестве сpедства платежа иностpанной валюты и платежных документов в иностpанной валюте;

б) ввоз и пеpесылка в Российскую Федеpацию, а также вывоз и пеpесылка из Российской Федеpации валютных ценностей;

в) осуществление междунаpодных денежных пеpеводов;

г) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации (подпункт дополнительно включен с 31 декабря 1998 года).

В соответствии с дополнением к закону о валютном регулировании от 29.12.1998[22] расчеты между резидентами и нерезидентами в российских рублях признаются валютными операциями и порядок их осуществления устанавливается Центральным банком РФ. На практике это означает, что для совершения любой сделки между резидентом и нерезидентом требуется получение разрешения у Центрального банка РФ. Что заставляет всех нерезидентов переходить на нелегальное положение и осуществлять все расчеты наличными.

В правовой теории делаются попытки определить юридическую природу понятия валютных операций. Профессор А.Н. Козырин определяет "валютные операции как урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки или иные действия, предметом которых является валюта или валютные ценности. Н.В. Сапожников определяет валютные операции в узком смысле как действия резидентов и(или) нерезидентов, направленные на установление, изменение или прекращение их прав и обязанностей в отношении валютных ценностей. Специфической чертой валютных операций является законодательно закрепленный строгий валютный контроль за ними, сопровождающийся рядом как юридических так и фактических действий агентов и(или) органов валютного контроля. Валютная операция в широком смысле -это совокупность юридических и фактических действий участников валютных отношений, регламентированных частно-правовыми и публично-правовыми нормами и направленных на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей относительно валютных ценностей. Участниками валютных отношений являются стороны валютой сделки, органы и агенты валютного контроля.

В экономической литературе Е.Ф. Жуков определяет «валютные отношения» как повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютных и денежных рынках с целью осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций в России.

Некоторые авторы дают определение ?операции как экономического потока, отражающего создание, обмен, передачу или ликвидацию какой-либо экономической стоимости, что может предполагать переход права собственности на товары и/или финансовые активы, оказание, оказание услуг либо предоставление труда и капитала».Данное понятие, несомненно, имеет огромное значение для экономической науки, но для правовой теории валютных операций оно абсолютно бесполезно, так как не представляется возможным определить юридическую природу экономического потока, отражающего преобразование какой-либо экономической стоимости, что лишь может предполагать переход права собственности на товары и/или финансовые активы, оказание услуг либо предоставление труда и капитала.

С точки зрения правоприменительной практики определяющим пониманием сущности валютных операций является позиция Департамента валютного регулирования Центрального банка РФ. Его точка зрения выражается в обобщении практики применения нормативных актов Центрального банка РФ от 10.08.2000:

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с пунктом 2.2 Инструкции Банка России N 86-И Экспортер вправе без дополнительного разрешения уплачивать на основании Контракта в пользу нерезидента неустойку (штраф, пеню) при неисполнении условий Контракта о качестве, количестве и сроках поставки товаров.

Вместе с тем согласно порядку формирования Ведомости банковского контроля (Приложение 4 к Инструкции Банка России N 86-И) в графе 2 раздела 2.3 Ведомости среди кодов вида платежа по Контракту в соответствии с приведенным классификатором указываются иные переводы (перевод средств иностранной стороне в оплату штрафных санкций; возврат денежных средств, ранее полученных от иностранной стороны в счет оплаты штрафных санкций, и т.п.). Таким образом, перечень переводов, осуществляемых в пользу нерезидента в рамках Инструкции N 86-И и отражаемых в Ведомости банковского контроля в графе 2 раздела 2.3, не является исчерпывающим.

Уполномоченный банк, как агент валютного контроля, самостоятельно определяет, являются ли представленные Экспортером документы достаточным основанием для уплаты в пользу нерезидента неустойки (штрафа, пеней) и возмещения убытков в случаях, перечисленных в пункте 2.2 Инструкции N 86-И. Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, несет резидент (Экспортер). При этом в качестве документов, подтверждающих факт неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств и причинения убытков, следует по аналогии рассматривать документы, указанные в разъяснениях

Департамента валютного регулирования в Информационном письме N 9 от 16.05.2000 N 12-1-3/647.

Департамент валютного регулирования Центрального банка РФ полагает, что возмещение экспортером-резидентом нерезиденту понесенных им убытков является отдельной валютной операцией, а возможность ее осуществления определяется в соответствии с нормативными актами Центрального банка РФ (Инструкцией №86-И)[28]. Думается, что это неправильное понимание валютных операций, так как валютными операциями являются только сделки с валютными ценностями. Возмещение убытков по экспортному контракту отдельной гражданско-правовой сделкой и валютной операцией не является. Следовательно, оно не может относится ни к текущим, ни к капитальным валютным операциям и, тем более, подлежать лицензированию Центральным банком РФ.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля не имеют права определять, являются ли представленные документы достаточным основанием для уплаты неустойки или возмещения убытков в соответствии с Инструкцией 86-И, так как уплата неустойки и возмещение убытков не являются валютными операциями, так как не относятся к отдельным гражданско-правовым сделкам, а являются видами гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательства (в данном случае экспортного контракта).

Центральный банк РФ в данном случае превысил свои полномочия, обязав уполномоченные банки совершать эти действия.

Уполномоченные банки обязаны производить платежы по уплате неустойки и возмещению убытков на основании поручений своих клиентов, не проверяя наличие каких-либо представляемых документов.

Также позицию Департамента валютного регулирования Центрального банка РФ по вопросу о сущности валютных операций демонстрирует следующее его разъяснение:

В соответствии со стт.834 ГК РФ и 845 ГК РФ банковский вклад и банковский счет являются самостоятельными видами договоров. Следовательно, перевод средств с текущего валютного счета юридического лица-резидента на валютный вклад (депозит) является гражданско-правовой сделкой, так как означает заключение договора банковского валютного вклада между банком и юридическим лицом-резидентом. Между банком и его клиентом произошла сделка, изменившая их правоотношения по поводу иностранной валюты, объекта права, относящегося к валютным ценностям. Следовательно, это действие означает операцию, повлекшую переход иных прав на валютные ценности, так как у сторон в отношении иностранной валюты возникли новые гражданские права и обязанности. В данном случае произошла валютная операция, которую нельзя отнести к текущим. Следовательно, она является валютной операцией, связанной с движением капитала, и должна совершаться в порядке, установленном Центральным банком РФ, а именно, подлежит лицензированию Центрального банка РФ.

В правоприменительной практике это толкование Департамента валютного регулирования Центрального банка РФ означает, что он определяет валютные операции, связанные с движением капитала, не подлежащие его лицензированию, не только своими нормативными актами, но и своими информационными письмами, содержащими обобщения практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования, которые, в свою очередь, нормативными актами не являются и не могут определять порядок совершения сделок с валютными ценностями в Российской Федерации, так как это противоречит и Гражданскому кодексу РФ, и закону о валютном регулировании.

48. Ответственность за нарушение налогового законодательства

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение установлены разделом VI НК РФ. Предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное налогоплательщиком, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.

Налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности с 16-летнего возраста при условии, что оно виновно в совершении налогового правонарушения.

Налогоплательщик признается виновным в совершении налогового правонарушения, если противоправное деяние совершено м умышленно или по неосторожности.

Налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения, если:

· деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

· деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено налогоплательщиком в состоянии, при котором он не мог отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;

· деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено в результате выполнения письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных соответствующими статьями главы 16 НК РФ.

Следует иметь в виду, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафов подлежит уменьшению не меньше чем в 2 раза.

При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, размер штрафа увеличивается на 100%.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

· совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

· совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

· иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли 3 года (срок давности).

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу:

Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.

Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, - влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1

Налогового кодекса, - влечет взыскание штрафа в размере 5 000руб.

Те же деяния, совершенные физическим лицом, - влекут взыскание штрафа в размере 500 руб.

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1).

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 Налогового кодекса, - влечет взыскание штрафа в размере 1 000 руб.

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, - влекут взыскание штрафа в размере 5 000 руб.

Ошибки в отчетности, нарушение правил постановки на налоговый учет, невыполнение других обязанностей грозят санкциями не только организации, но может ударить и по карману самого бухгалтера. Соответствующие штрафы предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

49. Правовые основы защиты государственной тайны

На сегодняшний день все, что касается государственной тайны, регулируется в Российской Федерации Законом РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон о государственной тайне). Данный закон раскрывает суть понятия «государственная тайна» применительно к любым существующим правоотношениям.

Итак, государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона о государственной тайне).

Как следует из данного определения, государственная тайна отличается от служебной, коммерческой и иной тайны тем, что сведения, ее составляющие, напрямую связаны с государственными интересами Российской Федерации (а не конкретного предприятия или организации) и их разглашение может нанести ущерб безопасности всего государства, а не отдельно взятого юридического лица или предпринимателя. Именно поэтому в любой стране мира государственной тайне всегда уделяется повышенное внимание.

Поскольку обладание сведениями, составляющими государственную тайну, налагает на гражданина определенные обязанности и ограничения, связанные с их сохранностью и нераспространением, законодатель четко определяет данные сведения, закрепив их перечень в ст. 5 Закона о государственной тайне и подразделив их на следующие категории:

· сведения в военной области;

· сведения в области экономики, науки и техники;

· сведения в области внешней политики и экономики;

· сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

При этом органы государственной власти в порядке, установленном Правилами разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.07.2005 г. № 443, могут отнести к государственной тайне иные категории сведений, что оформляется путем внесения соответствующих изменений в ст. 5 Закона о государственной тайне. Следовательно, никакой другой нормативный акт, кроме Закона о государственной тайне, не вправе устанавливать категории сведений, которые могут составлять государственную тайну.

Непосредственный же перечень сведений (в рамках установленных категорий), отнесенных на сегодняшний день к государственной тайне, а также наименования государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями, предусмотрены Указом Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203 ?Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности.

Помимо сведений, составляющих государственную тайну, также предусмотрен перечень сведений, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. В соответствии со ст. 7 Закона о государственной тайне таковыми являются сведения:

· о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

· о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

· о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

· о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

· о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

· о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

· о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Данный перечень служит гарантом защиты прав работников, допущенных к государственной тайне, от возможных злоупотреблений со стороны работодателя, поскольку не позволяет последнему выдавать указанные выше сведения за государственную тайну и на этом основании применять к работникам меры дисциплинарного воздействия за их разглашение, даже если такое разглашение, по тем или иным причинам, вредит интересам работодателя.

Порядок допуска к государственной тайне

Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне допуск к государственной тайне -это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций -на проведение работ с использованием таких сведений.

Допуск организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Лицензия выдается предприятиям при выполнении ими следующих условий:

· выполнение требований нормативных документов по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну;

· наличие подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;

· наличие сертифицированных средств защиты информации.

Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. Под доступом к сведениям понимается санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

· первая форма -для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

· вторая форма -для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

· третья форма -для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

При этом наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определяется Законом о государственной тайне, а также Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации2 к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1050 (далее -Инструкция о порядке допуска).

Итак, допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

1. Принятие на себя гражданином или должностным лицом обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну.

2. Согласие гражданина или должностного лица на частичные, временные ограничения прав. В соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

· права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

· права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

· права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления

· допуска к государственной тайне.

50. Понятие экономической (хозяйственной) деятельности

Под предпринимательскими отношениями в юридической литературе, как правило, понимаются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию рыночной экономики.

Эти отношения подразделяются на две группы:

1. Собственно предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, то есть отношения ?предприниматель - предприниматель»).

2. Некоммерческие отношения (вертикальные отношения, то есть отношения ?предприниматель - орган управления»).

Эти группы вместе образуют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.

В основе горизонтальных (имущественных) отношений предпринимателей лежит юридическое равенство сторон. Права и обязанности сторон, как правило, возникают из договора.

Во вторую группу входят отношения некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими, например отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием и т.д.

В эту группу отношений включены отношения по государственному регулированию рыночной экономики. Это отношения по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правового регулирования качества продукции, товаров и услуг, правового регулирования ценообразования и т.д. Для них характерна обязательность адресованных предпринимателям управленческих актов, принятых в пределах компетенции органа управления.

В сфере экономики эти две группы отношений тесно взаимодействуют, что обусловливает взаимосвязь и взаимозависимость нормативных актов и нормативных предписаний, регулирующих отношения хозяйствования и управления ими.

Таким образом, предпринимательские отношения в данной трактовке выходят за рамки отношений в сфере сугубо предпринимательской деятельности, хотя является совершенно очевидным, что предпринимательские отношения - это, прежде всего, отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Можно констатировать, что предпринимательские отношения в этом случае рассматриваются достаточно широко. Поэтому мы считаем, что возможно понимание предпринимательских отношений как отношений именно в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, в узком смысле, можно дать следующее определение предпринимательских отношений.

Предпринимательские отношения - это правовые отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Более развернутое понятие будет выглядеть следующим образом.

Предпринимательские отношения - это правовые отношения, возникающие в процессе осуществления зарегистрированными в качестве предпринимателей физических или юридических лиц, самостоятельной, на свой риск, легальной экономической деятельности, целью которой является систематическое получение прибыли.

Но как быть с действиями ?кандидата» в субъекты предпринимательской деятельности, т. е. с лицами, действия которых направлены пока только на получение данного статуса? Иначе говоря, к какой отрасли права отнести нормы законодательства,

регулирующие отношения, возникающие по поводу приобретения статуса субъекта предпринимательской деятельности? Здесь вышеуказанный кандидат (или кандидаты) вступает в правовые отношения с представителями государства и, по своей сути, эти правоотношения не вписываются в область гражданско-правовых отношений чисто предпринимательской деятельности.

Регулирование государством деятельности субъектов предпринимательства на этом не заканчивается. Государство использует как регулятивные, так и охранительные правовые нормы по отношению к субъектам права, уже получившим предпринимательский статус. Это, например, нормы налогового законодательства; реализация надзорно-контрольной функции, которая предусматривает административную и уголовную ответственность за нарушение государственных предписаний в отношении осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, в предпринимательстве существуют не только договорные отношения между самими субъектами предпринимательства, но и властные отношения между государством и подконтрольными ему субъектами предпринимательства.

Исходя из вышесказанного, предпринимательское право должно включать в себя как нормы, регулирующие непосредственно предпринимательскую деятельность между предпринимателями, так и нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе организации такой деятельности и осуществления надзора и контроля за ней со стороны других субъектов права и, прежде всего, государства.

Указанные нормы зачастую содержатся в нормативно-правовых актах, которые относятся к различным отраслям законодательства, что и обусловливает межотраслевой характер регулирования анализируемых правовых отношений.

В юридической и экономической литературе для обозначения системы норм, регулирующих рассматриваемые отношения, используются названия:

?экономическое

?хозяйственное

?предпринимательско

?коммерческое

?торговое право

Проведенный нами анализ показал, что термин предпринимательское право полностью справляется со своей ролью только тогда, когда предполагает правовое регулирование деятельности, связанной с получением прибыли, исключая виды хозяйственной деятельности, не связанной с ее извлечением.

По нашему мнению, наиболее объемным следует считать понятие экономического права, поскольку оно включает в себя все правовые нормы, регулирующие процесс производства, обмена и потребления материальных и нематериальных благ. Но данное понятие является слишком широким, поэтому имеет смысл проанализировать родственное, но меньшее по объему понятие хозяйственное право.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 Современные рефераты