1. Теория государства и права как наука и ее роль в правоведении
2. Методология теории государства и права
3. Развитие и современное состояние теории государства и права
4. Государство как элемент политической системы общества
5. Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
6. Право как нормативный регулятор общественных отношений
7. Право и мораль
8. Соотношение права и экономики
9. Проблема соотношения государства и права
10. Государство и гражданское общество
11. Государство и личность: теоретико-правовой аспект взаимодействия
12. Право и права человека
13. Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина
14. Защита прав и свобод человека и гражданина в российском государстве
15. Происхождение государства
16. Происхождение права
17. Сущность государства
18. Современное видение соотношения классового и общесоциального в государстве
19. Типология государств
20. Социалистический тип государства: модель и действительность
21. Тоталитарное государство
22. Функции государства
23. Формы государственного правления
24. Формы государственного устройства
25. Политический режим как элемент формы государства
26. Механизм государства
27. Система правоохранительных органов
28. Понятие правового государства
29. Формирование правового государства в России
30. Разделение властей в правовом государстве
31. Возникновение и развитие идеи правовой государственности
32. Типология права
33. Правосознание
34. Правовая культура
35. Правовое воспитание
36. Понятие государства
37. Проблема понятия права и пути ее решения
38. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений
39. Право как мера свободы лица в обществе
40. Понятие и сущность права в советской литературе
41. Типология права
42. Принципы права
43. Право и закон
44. Понятие и структура правосознания
45. Правовой нигилизм и правовой идеализм
46. Понятие норм права и их структура
47. Классификация норм права
48. Система права
49. Система российского права: современное состояние и перспективы развития
50. Проблемы теории процессуального права
51. Публичное и частное право
52. Становление частного права в России
53. Формы (источники) права
54. Понятие и виды нормативно-правовых актов
55. Закон: понятие, признаки, виды
56. Понятие законодательства и его системы
57. Иерархия законов в Российской Федерации
58. Подзаконные акты в Российской Федерации
60. Система нормативно-правовых актов Иркутской области
61. Нормативный договор как источник права
62. Юридический прецедент как источник права
63. Правовой обычай как источник права
64. Юридическая доктрина и ее роль в правовом регулировании жизни общества
65. Пределы действия нормативно-правовых актов
66. Правотворчество
67. Законотворческий процесс и его стадии
69. Систематизация нормативно-правовых актов
70. Проблемы систематизации российского законодательства
71. Законодательная техника
72. Правовые презумпции и аксиомы
73. Правовые фикции
74. Структура нормативно-правовых актов и их статей
76. Юридические документы и их виды
77. Понятие правоотношений и их виды
78. Субъекты правоотношений
79. Объекты правоотношений
80. Юридические факты
1. Теория государства и права как наука и ее роль в правоведенииВ состав современного правоведения входят несколько групп юридических наук:· историко-теоретические правовые науки (теория государства и права, история государства и права и другие), которые исследуют свойства государственно-правовых явлений в целом как относительно самостоятельной сферы общественной жизни; · отраслевые юридические науки (конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, семейное право, судоустройство, нотариат, прокурорский надзор и другие), которые исследуют отдельные государственные институты и области правового регулирования общественных отношений; · прикладные юридические науки (криминалистика, судебная медицина и психиатрия, бухгалтерский учет и экспертиза, юридическая статистика и другие), которые исследуют применение в отдельных областях юридической деятельности специальных знаний и навыков. Только последовательное изучение этих групп юридических наук позволяет сформировать мышление, достаточное для осуществления профессиональной юридической деятельности.Теория государства и права - фундаментальная наука правоведения, которая изучает сущность, содержание и формы государственно-правовой системы общества, основные закономерности ее функционирования и развития.Теория государства и права как юридическая наука, входящая в состав правоведения, изучает государственно-правовые явления общества. В отличие от других юридических наук, она изучает их как системное целое, имеющее особую структуру и существенные закономерности.В силу предмета теория государства и права играет в правоведении роль фундаментальной, основополагающей науки. Понятия, вырабатываемые теорией государства и права, составляют основу для отраслевых юридических наук, входящих в состав правоведения (конституционного права, гражданского права, семейного права, трудового права, административного права, уголовного права и других). С теории государства и права логически начинается изучение правоведения.Теория государства и права состоит из двух основных частей: теории государства и теории права. Изучение государственных и правовых явлений в рамках одной науки обусловлено тем, что в реальной жизни они взаимно определяют и дополняют друг друга, образуя единую государственно-правовую систему общества.Государственно-правовые явления входят в состав общества, соединены с другими социальными явлениями закономерными связями, имеют с ними общие черты и особенности. Поэтому понятие общества выступает исходным, отправным в понимании сущности, содержания и формы государства и права.Теория права и государства существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Единство материального и духовного мира обусловливает и единство наук. Между общественными, естественными и точными (техническими) науками существует тесное взаимодействие. Принятый курс на формирование основ правового общества и государства не может быть ограничен областью чисто юридических представлений. Коренной вопрос общественной жизни - вопрос о государстве, о праве. Право регулирует общественные отношения в самых различных областях человеческой деятельности, самых различных субъектов права, по самым различным фактическим основаниям, в самых различных обстоятельствах.2. Методология теории государства и права
Под методологией теории государства и права понимают применение обусловленной философским мировоззрением совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов и методов исследования основных общих закономерностей возникновения и развития государственно-правовых явлений.
Под методом данной науки понимается совокупность приемов и способов изучения реальной действительности, общие принципы, на которых базируется данная наука.
При всем многообразии методов теории государства и права их можно условно разделить на следующие группы.
Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди них можно выделить метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику - материалистическую и идеалистическую. При этом последняя может выступать как объективный, так и субъективный идеализм. Материалистическая же диалектика государственно-правовые явления рассматривает в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. Говоря о данном методе, следует отметить, что в последнее время многие ученые высказывают мнение о том, что для развития теории государства и права более приемлем методологический плюрализм, т.е. разнообразие философских подходов.
Общенаучные методы - это такие способы и приемы научного познания, которые используются не только теорией государства и права, но и другими науками.
К данной группе можно отнести следующие методы:
· системный метод, т.е. способ познания, который направлен на раскрытие целостности объекта и выявление различных типов связи в изучаемом объекте (например, при изучении функций государственного аппарата, политической системы, норм права, правонарушения и др.);
· функциональный метод - это такой способ познания, с помощью которого выясняется соотношение функций одних социальных явлений по отношению к другим (например, при изучении функций государства и права, юридической ответственности и других государственно-правовых явлений);
· общие логические приемы, такие как: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, которые используются для более точного определения правовых понятий и последовательной аргументации ряда теоретических положений.
Частнонаучные (специальные) методы - это приемы, способы познания, которые разрабатываются в рамках отдельных наук, а затем в последующем используются для изучения государственно-правовых явлений. К данным методам относятся:
· конкретно-социологический (позволяет с помощью опроса, наблюдения, интервьюирования и других приемов выработать обоснованные рекомендации по совершенствованию законодательства, улучшению правоприменительной практики и др.);
· статистический (позволяет получить количественные показатели и объективные характеристики того или иного государственно-правового явления);
· кибернетический (позволяет используя систему понятий, законов и технических средств кибернетики наиболее полно познать государственно-правовые явления).
Кроме того, следует отметить, что в научной литературе среди частнонаучных методов, выделяют частноправовые методы, к которым можно отнести:
· формально - юридический (позволяет определить юридические понятия, категории, выявить их признаки, толковать содержание правовых предписаний и т.п.);
· сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы (законы, юридическую практику и т.д.) в целях выявления их общих и особенных свойств);
· метод толкования (позволяет уяснить и разъяснить смысловое содержание юридических норм путем выхода за рамки их буквального смысла);
· системно-структурный изучает государство и право как политический институт и процесс и др.
3. Развитие и современное состояние теории государства и праваИдея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилось у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. По свидетельству исследователей, не ранее XVII века образуется особая наука - философия права.На философию права оказало сильное влияние одно важное обстоятельство - это историческое разобщение между философией права и юридическими науками. Юристы занимались систематизированием и толкованием норм права. В свою очередь философия права разрабатывалась учеными, по преимуществу не причастными к правоведению. Юристы изучали право в его фактическом состоянии, а философы конструировали концепцию создания идеального права.Такая разобщенность в подходе к определению содержания исследуемого вопроса наблюдается и в наше время. Без общей философии, математики, информатики, кибернетики, естествознания и других наук немыслима современная практическая юриспруденция. Современная юриспруденция в той или иной мере связана со всеми отраслями знания, прежде всего потому, что научная деятельность и результаты ее практического воплощения в реальные общественные отношения в конечном счете приобретают форму правоотношений, охраняемых государством.Философия праваявляется методологической базой юриспруденции. Общая философия и философия права соотносятся как целое и часть. Как составная часть философии философия права не отличается от целого ни по своим функциям, ни по своим методам. По отношению к юридическим наукам философия права решает те же общенаучные проблемы, что и философия в отношении всех отраслей человеческого знания. Общетеоретическая задача философии права, как считают многие ученые и практики, состоит в исследовании глобальных государственно-правовых категорий, которые лежат в основе всех юридических наук. При этом считается, что основой и высшей научной категорией юриспруденции является «право», которое составляет явление «общественной» а затем «государственной» жизни общества. Поэтому его научное понятие может выясниться только на фоне «государства», которое, в свою очередь, предполагает понятие об «обществе».В российской юридической мысли преобладает тезис о том, что философия права занимается выработкой общего мировоззрения на основании выводов отдельных наук. Но при современном развитии человеческого знания философия не в состоянии исследовать закономерности каждой специальной науки, в том числе многочисленных юридических наук, охватывающих практически все человеческое общежитие в его государственно-правовой сфере. Функции философии права возлагаются поэтому на теорию права, которая концентрирует свое внимание на исследовании основных общих закономерностей данной сферы общественной жизни, не порывая своих естественных связей с «прародительницей».Общая теория права как наука изначально и окончательно сформировалась в России в трудах Гамбарова, Гессена, Коркунова, Шершеневича и др. Русские авторы в своих исследованиях опирались на произведения немецких юристов, философов, социологов, политологов: Гегеля, Глюка, Майера, Шеллинга, Канта, и др. - создавая стройную систему общетеоретических знаний о государстве и праве применительно к условиям российской общественной жизни. Многие теоретические выводы представителей русской дореволюционной юридической мысли актуальны и по сей день.Общая теория права ставит своей задачей изучение права как родового явления, то есть наиболее общих родовых признаков, свойственных всем правовым явлениям: праву государственному, гражданскому, уголовному и всем другим отраслям права.Главную задачу общей теории права Сорокин формулирует следующим образом:определить правовое явление;описать его основные признаки;классифицировать виды права;закономерности происхождения и развития права;исследовать основные законы;изучить основные общественные функции права и его социальную роль.Разночтения в общетеоретических взглядах на государство и право в отечественной и зарубежной науке незначительны и по существу, и по формальным признакам. Они едины в основном: и государство, и право - это социальные инструменты, призванные обеспечивать благополучие человека во всех сферах его жизнедеятельности.Право без государства беззащитно, а в современных условиях почти неосуществимо без его властного обеспечения.4. Государство как элемент политической системы общества
Говоря о роли и месте государства в политической системе общества, следует отметить, что рассмотрение данной проблемы в современных условиях имеет огромную теоретическую и практическую значимость, поскольку данные вопросы тесно связаны с определением соотношения политической системы общества и государства, выявлением экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение его места и роли в политической системе общества.
Вместе с тем хотелось бы отметить, что государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать в качестве важной составной части политической системы, входящей в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный политический институт.
Следует также отметить, что в отечественной и зарубежной литературе исследованию вопросов, касающихся различных сторон внутренней организации и деятельности государства, уделяется значительное внимание. Этот обусловлено следующими обстоятельствами:
· государство выступает как особое звено в структуре политического общества;
· роль и место государства в этой системе не отождествляется с ролью и местом, с одной стороны, правящей партии, а с другой - иными звеньями этой системы;
· государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и иной принадлежности;
· государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения;
· с деятельностью государства, с осуществлением государственного управления связаны реальные и самые широкие возможности граждан участвовать в политической жизни общества;
· конкретное участие каждого гражданина в делах государства, ответственность каждой личности за судьбу государства и общества в целом нашли свое юридическое закрепление в Конституции РФ, а также в других законах и подзаконных нормативно-правовых актах.
Таким образом, указанные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что государство - основной элемент политической системы общества.
Кроме того, основное место и роль государства в политической системе общества обусловлены рядом особенностей:
1. государство выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;
2. оно является единственным носителем суверенитета, основным источником реализации политической власти;
3. обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;
4. обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.);
5. обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);
6. обладает монополией на правотворчество;
7. обладает системой юридических средств воздействия на общественные отношения.
Следует также отметить, что, занимая особое место в политической системе общества, государство может подменить эту систему, что, собственно, и происходит в государствах с тоталитарным и фашистским режимом. Поэтому чрезмерное вмешательство государства в политическую жизнь общества может привести к беззаконию и произволу. В этой связи важно конституционно установить и реально обеспечить пределы деятельности государства, вывести из сферы его влияния те политические отношения, которые должны быть свободны от государственного регулирования и вмешательства.
Заметим, что нормальное функционирование политической системы обеспечивается правовым регулированием деятельности политических партий и общественных организаций, которое выражается в том, что:
· никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо партию или общественную организацию;
· партии и общественные объединения свободно создаются на основе уставных документов и регистрации в установленном законом порядке;
· деятельность партий и общественных объединений не должна ущемлять основные права и свободы граждан;
· решения политических партий не имеют обязательной силы для органов государства;
· создание организационных структур политических партий не допускается в государственных органах;
· действие государственных органов и должностных лиц, ведущие к незаконному ограничению деятельности партий, запрещены законом;
· не допускается деятельность партий и общественных объединений, призывающих к свержению конституционного строя или проповедующих национальную, социальную и религиозную рознь.
Таким образом, политическая партия, будучи наиболее последовательным выразителем устремлений определенного класса, представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удерживать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов.
5. Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
Говоря о власти, как социальном явлении, следует отметить, что любое человеческое общество на различных этапах его развития всегда предполагает властное руководство им, т.к. оно является главным условием функционирования, социальной системы, а также регулятором общественных отношений, возникающих в любом организованном обществе.
В юридической литературе родовую общину выделяют как исторически первую форму организации до государственного общества. Власть носила общественный характер, ее высшим органом являлось народное собрание, решения которого были обязательными и распространялись на всех взрослых членов рода, племени, союз племен. Кроме того, общественные отношения в первобытном обществе регулировались с помощью обычаев - исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного повторения и совершения одних и тех же действий и поступков.
Кроме обычаев, действовали такие общественные нормы как традиции, морали, ритуалы, обряды, религиозные нормы и др. Особенностью первобытного общества являлось отсутствие в нем специальных органов власти (аппарата принуждения, что характерно лишь для государственно- организованного общества).
Таким образом, с разложением первобытнообщинного строя и возникновением государства, появляется совершенно иная организация - государственная (политическая) власть, которая характеризуется имущественным и социальным неравенством (появление имущих и неимущих классов), опирается на силу государственного принуждения, используя при этом специальный аппарат и учреждения (суд, тюрьмы, правоохранительные органы и другие государственные учреждения и организации).
Сказанное выше позволяет дать следующее определение: власть - это способность и возможность одного человека, группы, организации, государства в целом навязывать свою волю другому лицу, группе и т.д. вопреки их сопротивлению.
Основными признаками государственной власти, отличающей ее от других видов власти, являются:
· публичный характер;
· суверенитет;
· легитимность;
· легальность;
· единство;
· разделение властей;
· законность и др.
В юридической литературе, в зависимости от способа организации, выделяют следующие виды органов государственной власти:
· глава государства (монарх или президент);
· законодательные (представительные) органы государственной власти;
· исполнительные органы государственной власти;
· судебные органы государственной власти.
Каждый их перечисленных выше органов государственной власти не подменяет другие органы власти, а выполняет строго возложенные на них функции, в соответствии с предоставленными полномочиями. Основными формами осуществления верховной государственной власти являются:
· монархия - власть, принадлежит монарху или другому лицу;
· аристократия - власть определенной группы людей - аристократов;
· демократия - такая форма, при которой власть принадлежит всему народу.
Деятельность органов государственной власти основана на следующих принципах:
· единство власти;
· неделимость;
· суверенность;
· неограниченность власти.
6. Право как нормативный регулятор общественных отношений
Право как система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную и классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, непосредственно направленно на регулирование общественных отношений. Государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров. Право как нормативное выражение государственной воли непосредственно регулирует общественные отношения в классовых или общесоциальных интересах. Право служит инструментом политики государства, средством организации управленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций. Право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве социального регулятора общественных отношений. В отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм. «Система нормативного регулирования - это совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношения их между собой в рамках объединений, коллективов, и социально-технических, регламентирующих их взаимоотношения с природой».
Являясь важнейшим элементом нормативного регулирования общественных отношений, право занимает особое место в системе социальных норм. Как формально-определенные, правовые нормы являются единственными из социальных норм, которые санкционируются и обеспечиваются государством.
Система социальных норм состоит из различных групп норм, действующих во взаимосвязях друг с другом. «Социальные нормы - это связанные с волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений». К социальным нормам относятся экономические, политические, правовые, моральные, религиозные, эстетические и др. В процессе регулирования общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется, конкретизируется другими социальными нормами. Социальные нормы по своей природе означают определенный стандарт поведения.
7. Право и мораль
В регулировании общественных отношений право взаимодействует с моралью. Применение норм права требует проникновения в нравственную основу человеческих отношений. В сравнении с иными социальными нормами у морали наиболее широкая сфера действия. Но сферы действия права и морали в значительной мере пересекаются. Мораль есть особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, распространяющих влияние на все общество. Общечеловеческое содержание морали воплощается и в правовых нормах. Мораль соединяет в себе абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием правомерного поведения. Как форма общественного сознания, комплекс отношений и норм мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания. Принципы морали - это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Основные права человека - юридическое выражение его свободы и достоинства. Право и мораль входят в культуру общества и служат общей цели - согласованию интересов личности и общества. Право в целом соответствует моральным ценностям. М.Н. Марченко отмечает, что мораль и право имеют общие сферы распространения и регулирования, при этом по сравнению с нормами права нормы морали имеют более широкий характер правового регулирования. «Отношения дружбы, любви, многие семейные и другие отношения могут регулироваться лишь нормами морали или иными социальными нормами, но не нормами права».
В теории государства и права соотношение права и морали рассматривается с позиций их единства, различия и взаимодействия. Единство права и морали характеризуется:
· нормативностью права и морали, заключающейся в совокупности определенных норм, являющихся эталоном и критерием оценки поведения;
· универсальностью права и морали, которая проявляется в том, что они распространяются на все общественные отношения, т.е. являются самыми универсальными регуляторами в системе социальных норм;
· общностью права и морали, которая выражается в одинаковой оценке ими экономического базиса, идеологии, политики и других сфер человеческой жизнедеятельности.
Различие между нормами права и морали:
· по происхождению: нормы права устанавливаются и санкционируются государством, нормы морали формируются обществом. Нормы морали возникли раньше правовых норм, сформировавшихся только после образования государства и права;
· по сфере действия: нормы права регулируют те отношения, которые государством возведены в закон, обеспечиваются и охраняются его принудительной силой, в то время как нормы морали оказывают влияние не только на правовые отношения, но и на совокупность общественных отношений, не урегулированных правом;
· по структуре: правовые нормы состоят обычно из трех элементов - гипотезы, диспозиции, санкции, в результате чего очень детально формулируются дозволения, запреты или предписания. Нормы морали выступают в виде обобщенных правил поведения и принципов;
· по способу обеспечения: реализация норм права поддерживается принудительной силой государства, мораль обращается к совести индивида. В случае нарушения норм права к виновному могут быть применены виды наказания, предусмотренные нормами права, в случае нарушения моральных норм применяется лишь общественное порицание.
Взаимодействие права и морали проявляется в их взаимопроникновении и взаимовлиянии: моральные принципы справедливости, равенства, гуманизма стали основополагающими положениями действующего законодательства. Право поддерживает требования морали юридическими санкциями, защищая минимум нравственности. Мораль оказывает активное воздействие на правосознание и тем самым способствует реализации норм права.
8. Соотношение права и экономики
Слово «экономика» греческого происхождения и буквально означает искусство ведения домашнего хозяйства. В данном же случае под экономикой следует понимать определенную социальную сферу, а именно - диалектическое сочетание социальных отношений и социальной деятельности, связанных с производством, обменом и распределением материальных благ. Определяющую роль в сфере экономики играют отношения собственности.
Например, в марксистской теории соотношение права и экономики трактуется исходя из общих закономерностей связи базиса - экономической структуры общества («экономического строя»), которая складывается независимо от воли и сознания людей, и надстройки - идеологических отношений и институтов, которые не могут возникнуть без опосредования общественным сознанием. Экономика как явление базисного порядка имеет определяющее значение по отношению к праву как к части надстройки. Базис общества, во-первых, обусловливает необходимость правового регулирования в целом, то есть существование права как такового, во-вторых, определяет тот или иной тип права, а также, в-третьих, определяет конкретные черты права той или иной страны в данный исторический период. Маркс отмечал, что «право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества».
В то же время Маркс и Энгельс не рассматривали определяющее значение экономики по отношению к праву прямолинейно, не упрощали его: учитывалось влияние на право других факторов, других частей надстройки («культурного развития общества») и подчеркивалось, что базис оказывает влияние на право лишь в конечном счете.
Следует отметить, что вопросы соотношения права и экономики являются спорными в юридической науке. Согласно одному подходу вмешательство государства в экономику не должно быть, экономика должна развиваться по своим внутренним законам. Согласно другому походу, право, наоборот, должно регулировать детально экономику. Государство вмешивалось во все экономические отношения, пытаясь ими управлять на всех уровнях (плановая экономика). Жесткое воздействие государства на экономику охватывало и производство, и обращение, и потребление. Экономическая деятельность при данной модели управления жестко детерминирована государством, в том числе с помощью правовых актов. Либеральная школа экономики (Хайек, Фридмен) считали, что право, законы должны создавать своеобразную регулятивную среду для обеспечения экономики необходимыми правовыми средствами нормальной экономической конкуренции. Роль государства при этом ограничивается лишь созданием правовых условий. Сфера дозволений, диспозитивных отношений расширяется.
В настоящее время в России сформулированы основные направления использования правовой формы для обеспечения реализации модели правового государства, предполагающего рыночную модель экономики. Цели экономического развития при этом формулируются в законодательстве, четко определяется круг субъектов экономических отношений, регламентируется порядок разрешения споров о праве, устанавливаются правовые формы осуществления коммерческой деятельности, антимонопольное законодательство и способы, виды юридической ответственности (из договора, из причинения вреда и др.).
9. Проблема соотношения государства и праваВ науке по вопросу о соотношении государства и права различают два подхода. Первый исходит из приоритета государства над правом, а право рассматривается как продукт государственной деятельности. Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической науке. Считалось, что право находится в подчиненном по отношению к государству положении. Такая точка зрения служила политической практике, склонной видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой являлось формально догматическое отношение к праву как совокупности норм, издаваемых государством.Другой взгляд на соотношение государства и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений. Сторонники школы естественного права, выводившие понятие государства из общественного договора, исходили из ограничения государства правом, что вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав граждан. С такой позиции праву принадлежит приоритет в сравнении с государством, поскольку право возникает до образования государства и никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права. Такой подход является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права.Существует и третья точка зрения на рассматриваемую проблему, которая позволяет объединить взгляды сторонников отмеченных позиций и избежать крайностей в вопросе о соотношении и связи государства и права. Согласно этой точке зрения связь между государством и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера : государство порождает право или из права рождается государство.Связь видится более сложной и носит характер двусторонней зависимости - государство и право не могут друг без друга существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь. Она представляется такой: государство не порождает право, а является подчиненной ему силой, а с другой стороны - средством, усиливающим мощь и силу права. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право это позволяет. Наиболее ощутимо воздействие государства на право в сфере правотворчества и реализации права. Причины возникновения как государства, так и права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития, исторических традициях и т.п. Вне и помимо государства осуществление правовых установлений невозможно, как и осуществление государством своих функций вне и помимо права.Единство государства и права проявляется в том, что они возникают и развиваются совместно, имеют одинаковые подходы к сущности и типологии, выступают средствами и инструментами власти. Различия между государством и правом состоят в том, что государство является особой организацией политической власти, а право выступает в роли социального регулятора. Государство при этом выражает силу, а право волю. Если первичным элементом системы права является норма права, то первичным элементом государства - государственный орган. Воздействие государства на право состоит в том, что государство формирует, изменяет, отменяет право в результате правотворчества, а также реализует его в процессе правоприменения. С другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата и компетенцию его органов.10. Государство и гражданское обществоСовременное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков. Гражданское общество - это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане это означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В политической жизни свобода гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. В гражданском обществе человек может защитить свою свободу используя определенные механизмы (суд и т.д.), а также может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя. Особую роль в защите и обеспечении прав граждан играет правовое государство, которое является неотъемлемой часть гражданского общества Правовое государство, по сути, является результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Современному гражданскому обществу и правовому государству свойственно то, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориен- тированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, ограничивающее и контролирующее деятельностью государства. Правовое государство, по сути, политическое ядро гражданского общества и без правового государства невозможно само существование гражданского общества. Это два взаимопроникающих понятия составляют единое целое и не могут существовать по отдельности, т.к. гражданское общество предполагает сбалансированное взаимоограничивающее сотрудничество государственных и негосударственных структур. Государство в гражданском обществе характеризуется разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, господством права во всех областях государственной жизни, верховенством закона, а также социальной направленностью государственной политики, во главу угла которой поставлены, прежде всего, интересы гражданина. Тем самым правовое государство в гражданском обществе предоставляет широкие возможности для проявления творческой инициативы гражданину в ее деятельности на благо его самого и общества в целом. Подробно регламентируя правовой статус личности, правовая система государства предоставляет гражданину действовать по принципу "разрешено все, что не запрещено", что позволяет личности проявлять широкую общественную активность. В то же время гражданское общество вместе с правовым государством в максимально степени обеспечивает гражданину правовую защиту от посягательств государства на его права и свободы. Это заключается в том, что в правовом государстве действует принцип для государственных органов и их служащих "разрешено то, что дозволено законом". Следовательно, личность в гражданском обществе может проявить себя не только в тех рамках, которые определены законом, но и в общественной жизни.