Рефераты

Основы и методология правоведения

деи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д. И. Писарева, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, А. И. Радищева, П. И. Пестеля, Н. М. Муравьева и других мыслителей, подвергавших обоснованной критике беззакония феодализма.

Теоретическую завершенность русская концепция правового государства получила в произведениях видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, П. И. Новгородцева, С. А. Муромцева, В. М. Гессена, Г. Ф. Шершеневича, Б. Н. Чичерина, Н. А. Бердяева и других. Их государственно-правовые воззрения - предмет изучения истории политических и правовых учений. Ниже кратко рассматриваются лишь те концепции, в которых обобщенно излагаются главные идеи и принципы правового государства с точки зрения русского правоведения.

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу ряда объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной государственности.

Советская государственно-правовая наука в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства. Инерция властного отрицания и научного непризнания многовекового опыта теории и практики правовой государственности породила серьезные социально-экономические культурно-духовные и национальные конфликты в жизни общества.

В последние годы в русле реформаторских процессов, проходящих в стране, произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право, четко обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Используя научный арсенал прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных цивилизованных странах, отечественное правоведение, философская, экономическая и политическая мысль наметили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе. Концептуальные положения и пути формирования правового государства с учетом конкретных условий развития страны излагаются в трудах С. С. Алексеева, А. В. Венгерова, В .Е. Гулиева, Н. Н. Деева.В. Д. Зорькина, В. Н. Кудрявцева, Б. М. Лазарева, Р. 3. Лившица, В. С. Нерсесянца, М. И. Пискотина, Ю. А. Тихомирова, Б. И. Топорнина, Р. А. Халфиной, 3. М. Чернидовского, В. А. Четвернина и других.

32. Типология права

Типология права - это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиций формационного и цивилизационного подходов. В рамках формационного подхода главным критерием типа права являются социально-экономические признаки. Базис (тип производственных отношений) является фактором общественного развития, который определяет тип надстроечных элементов: государства и права. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права. Здесь продуктивна сама идея - делить право на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество. Но формационный подход не дает возможности в должной мере учитывать культурно-национальную и специально-юридическую специфику права.

В рамках цивилизационного подхода типология права выводится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков цивилизации. В соответствии с этими критериями выделяют такие типы права как национальные правовые системы (конкретно-исторические совокупности права, юридической практики и правовой идеологии государства) и правовые семьи (совокупности правовых систем, выделяемых на основе общности правовых источников, структуры права и исторических способов формирования права). Различаются следующие правовые семьи: англосаксонская, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др.

33. Правосознание

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Правосознание является источником права, отражающим объективные потребности развития общества, одним из обязательных инструментов реализации права, средством оценки соответствия поведения нормам права. Как источник права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на процесс и результаты правотворчества. Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях и ответственности. Л.И. Спиридонов отмечает, что «общественное правосознание - отражение в коллективном сознании юридической действительности, воспринимаемой сквозь призму должного, отражение, опосредованное нормами культуры, экономическим, политическим, нравственным и другими формами общественного сознания. Оно представляет собой психологическое отношение к праву, закону, правонарушению, приговору, преступнику, выраженное в понятиях, идеях, взглядах, эмоциях и т.п.».

Правосознание - сложное структурное образование, в котором выделяют как минимум два компонента: правовую идеологию (рациональный) и правовую психологию (эмоциональный). Кроме того, в структуре правосознания принято выделять и другие элементы: правовую онтологию (знание того, что есть право), аксиологию (оценку права), праксиологию (волевой элемент, связанный с выбором варианта поведения).

Правовая идеология - это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни.

Правовая идеология формируется как процесс выявления теоретического осознания, координации и согласования различных общественных интересов через достижение социального компромисса. Она обосновывает и оценивает существующие и возникающие правовые отношения, законность и правопорядок. В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты, учитывая конкретно-исторические условия жизнедеятельности общества, уровень общественного сознания, социальную психологию, общественные интересы. Теоретический уровень правосознания предстает в виде идеологии.

Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Кроме того, научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.

Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, системе правовых явлений, существующих в обществе.

Правовая психология является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нацию, различных групп и слоев населения. Через правовую психологию реализуются присущие правовой культуре обычаи и традиции, самооценка личности, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения права. От уровня подготовки личности зависит возможность контроля ее над эмоциями и чувствами, что говорит о связи правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания. «Прежде чем общественное сознание проникнет в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп».

Как элемент правовой культуры, правовое сознание представляет собой механизм, влияющий на право и правовое поведение.

Согласно теоретической концепции, основные функции правосознания - познавательная, оценочная и регулятивная. Познавательная функция правосознания предполагает определенную сумму юридических знаний, являющихся результатом мыслительной деятельности (правовая подготовка). Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к явлениям правовой жизни на основе юридического опыта. Это отношение выражается в определении значимости полученных знаний с точки зрения индивида или общества. В содержание правосознания входят следующие основные виды оценочных отношений: к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности, к правоохранительным органам, к своему правовому поведению (самооценка).

В результате практической реализации ценностного отношения с участием воли человека, возникает новое образование - эмоционально-интелектуально-волевое, именуемое правовой установкой. В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки определяют направление поведения личности, ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций. Правовая ориентация выступает как совокупность правовых установок индивида или определенной коллективной общности, формирующих их программы деятельности в юридически значимых ситуациях.

Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций. Результат этой регуляции - поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения.

34. Правовая культура

Важнейшим признаком государства является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной правовой культуры работников правоохранительных органов и других должностных лиц. Под правовой культурой понимается «обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правого развитии субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека».

Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, так как включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.

Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов: правовая идеология, правовая психология, юридически значимое поведение.

Правовая культура общества - это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.

Таким образом, правовая культура включает в себя следующие уровни:

· правосознания и правовой активности общества,

· прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов),

· степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется следующими факторами: состоянием законности и правопорядка в стране, реальной потребностью в праве, степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования.

Итак, в теории государства и права понятие правовой культуры рассматривается в широком и узком понимании. В широком понимании правовая культура является разновидностью общей культуры общества, охватывающая все правовые ценности, в том числе законы, правовую науку, развитое юридическое образование, совершенную юридическую технику и стабильный правопорядок. В узком понимании правовая культура - это разновидность общей культуры отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения.

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры. Она не только результат, но и способ деятельности (нормы и стандарты поведения). Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру. Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется в готовности к активным действиям, в законности деятельности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.

Социально-правовую активность необходимо отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат.

Правовая активность имеет три уровня: пассивный, эвристический и творческий. В зависимости от уровня выделяют три вида правовой культуры: обыденную, профессиональную и доктринальную. Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Профессиональный уровень складывается у практикующих юристов, которые вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми умениями и навыками и профессионально применяют их в юридической деятельности. Доктринальный уровень опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений и вырабатывается коллективными усилиями ученых, представляя собой идейно-теоретический источник права.

Правовая культура выполняет три основные функции: познавательную, регулятивную, нормативно-аксиологическую. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.

35. Правовое воспитание

Формирование правосознания личности означает создание таких условий, при которых у граждан появляется положительное отношение к праву. Одним из средств косвенного воздействия на формирование правосознания является правовое воспитание, т.е. целенаправленная деятельность по передаче правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание призвано формировать у граждан высокий уровень правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание включает в себя следующие составные части: субъекты воспитания, объекты воспитания, содержание воспитания, методы воспитания, формы воспитания (правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание).

Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это сложный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений основных действующих законов. Важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, находится на высоком уровне.

36. Понятие государства

Исходными чертами государства является то, что оно есть:

а) явление общественное;

б) явление политическое;

в) представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач.

В целом же понятийную характеристику государства следует проводить по двум направлениям:

а) «по вертикали» - отличие государства от органов власти общинно-родового строя;

б) «по горизонтали» - отличие государства от других политических организаций общества.

От органов власти первобытного общества государство отличает следующее:

1. признак «публичной» власти. Вообще-то публичной, то есть общественной, является всякая власть, но в данном случае в этот термин вкладывается специфический смысл, а именно то, что государство как субъект, носитель власти функционально отделено от своего объекта (общества), отчуждено от него (власть организована по принципу «субъект - объект»). Этот момент находит проявление в существовании профессионального государственного аппарата;

2. в родовом обществе люди управлялись, можно сказать, непосредственно, будучи объединены по признаку кровного родства. В государственно-организованном же обществе непосредственно управляются и организуются социальные процессы, происходящие на определенной (государственной) территории;

3. признак государственной казны, с существованием которой связаны такие явления как налоги (учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование.

От других политических организаций государство отличает прежде всего его суверенность. Суверенитет государства представляет собой единство двух сторон:

а) независимости государства вовне;

б) верховенства государства внутри страны.

Независимость государства вовне ограничивается суверенитетом других государств (точно так же, как свобода одного человека ограничивается свободой другого).

Из суверенитета государства (верховенства государственной власти) вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций:

1. государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей;

2. государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;

3. только государство обладает правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы). При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

4. только государство обладает монополией на легальное применение силы (в том числе и физического принуждения) в отношении населения;

5. у государства имеются такие средства воздействия, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п.).

С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека.

И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так и в территориальном. Государство есть «оболочка», которая сохраняет целостность той или иной социальной общности.

Сложность государства как социального явления обусловливает и многообразие его определений. В учебной литературе последних лет государство определяется, например, как «форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма» (А. Иванов). Или: «государство есть публично-правовая и суверенная организация власти, обеспечивающая общие интересы всего населения и выступающая гарантом прав и свобод человека и гражданина» (В.И. Гойман-Червонюк).

37. Проблема понятия права и пути ее решения

Правопониманием в юридической науке называется юридическая категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, поэтому правопонимание всегда субъективно, оригинально и может не совпадать у человека, группы лиц или у целых классов. Объектом правопонимания является право как социальное явление, как результат жизнедеятельности человека, как право конкретного общества, взятое в совокупности отдельных элементов системы права (норм права, правовых институтов и отраслей права). Знания об отдельных структурных и содержательных аспектах права переносятся на право в целом. Содержанием правопонимания являются знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых запретах, дозволениях и оценка их как справедливых или несправедливых. Если «понятие права - это сжатая юридическая теория, то юридическая теория - это развернутое понятие права. Ведь только юридическая наука в целом (как совокупное понятийно-теоретическое знание о праве) и есть систематическое и полное раскрытие понятия права в виде определенной теории». В зависимости от выбора предмета изучения правопонимание может быть правильным или искаженным, положительным или отрицательным, полным или неполным.

Все существующие учения о праве в своей основе формируют определенный вид правопонимания, и называются учениями о праве или видами правопонимания. Это связано с тем, что однозначного учения о праве, которое бы удовлеворяло всех, не существует. Современный уровень развития науки позволяет систематизировать различные виды правопонимания. Так выделены идеалистический и материалистический подходы к изучению права, сформировались определенные научные школы права - нормативистская, естественно-правовая, позитивистская, психологическая, социологическая и др. Необходимо при этом учитывать исторические условия функционирования права, их соответствие определенным ценностям, устойчивость и способность адаптироваться к изменяющимся общественным отношениям.

Естественно-правовая концепция. Она приобрела завершенную форму в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Представителями этого направления были Гоббс, Локк, Монтескье, Радищев и др. Основной тезис этого учения состоит в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право состоит также из совокупности неотчуждаемых прав, принадлежащих человеку от рождения. В этой теории верно указывается на то, что законы могут противоречить праву и быть не правовыми, а поэтому они должны приводиться в соответствие с правом.

Историческая школа права. Наибольшее развитие получила в конце XVIII-начале XIX вв. в трудах представителей немецкой исторической школы права (Гуго, Савиньи, Пухта и др.). Представители этого направления рассматривают право как историческое явление, которое развивается постепенно, стихийно из «недр национального Духа».

Нормативистская теория права. Данная теория получила распространение в XX в. Представителями данного направления являлись Новгородцев, Штаммлер, Кельзен и др. В рамках данного учения государство отожествлялось с правом, с правовой формой, с результатом действия права. Само право представляло собой совокупность общеобязательных норм, содержащих правила должного поведения.

Марксистская теория права. Эта теория приобрела завешенную форму в XIX-XX вв. в трудах Маркса, Энгельса, Ленина и др. Право здесь рассматривалось как возведенная в закон воля господствующего класса. Право, как и государство, трактуются как надстроечные образования по отношению к экономической структуре общества. Под содержанием права понимается прежде всего его классовая сущность.

Психологическая теория права. Данная теория получила распространение в XX в. Представителями этой школы являются Росс, Рейснер, Петражицкий и др. Право здесь рассматривается как совокупность элементов субъективной человеческой психики.

Социологическая теория права. Эта теория получила наибольшее распространение в XX в. в трудах Эрлиха, Жени, Муромцева, Котляревского, Ковалевского и др. Под правом здесь понимаются, прежде всего, юридические действия, юридическая практика, применение права, правопорядок. Таким образом, право выступает как порядок общественных отношений, выраженный в деятельности субъектов правоотношений.

Современное правопонимание связано прежде всего с двумя распространенными подходами к пониманию права: в широком (философском) и узком (узконормативном) смыслах. В рамках узконормативного подхода право рассматривается как система формально-определенных, общеобязательных норм, санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой. Сторонники «широкого» понимания права исходят из того, что право не тождественно законодательству, данный подход, прежде всего, направлен на познание сущностной (философско-ценностной) основы права, на изучение смысла права, общеправовых начал и принципов. Право здесь рассматривается как форма свободы, например, в либертарной теории права: право как форма свободы, формальная свобода. Оба подхода сходятся в понимании права, как совокупности норм, установленных и охраняемых государством.

38. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не все из них урегулированы правом. Вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей - в сфере любви, дружбы, досуга, потребления и т. п. Хотя политические, публичные взаимодействия большей частью носят правовой характер, и они помимо права регулируются иными социальными нормами. Таким образом, право не обладает монополией на социальное регулирование. Правовые нормы охватывают лишь стратегические, общественно значимые аспекты отношений в обществе. Наряду с правом большой объем регулирующих функций в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы.

Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.

Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и др. Право - это только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.

Общее назначение социальных норм заключается в упорядочении совместного существования людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного, гарантированного характера. Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.

Рассмотрим общие признаки социальных норм.

Социальный (общественный) характер. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Социальные нормы строятся по типу Субъект-Субъект.

Общий характер. Социальные нормы представляют собой не конкретные указания - когда, кому и что делать или не делать, а общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения. Предмет регулирования социальных норм - стандартные, типичные, широко распространенные отношения.

Объективно-субъективный характер. В социальных нормах одновременно сочетаются и субъективные, и объективные факторы. С одной стороны, они создаются людьми и носят сознательно-волевой характер, а с другой - обусловлены действием объективных закономерностей, не зависящих от человека.

Системный характер. Чтобы выполнять функции социального регулирования все нормы должны быть согласованы между собой, взаимодействовать, дополнять друг друга, не противоречить. Для социальных норм характерны два вида системных взаимодействий - внутренние - внутри отдельно взятой системы норм и внешние - между разными системами социальных норм, например между правом и моралью, правом и традициями.

Подзаконный характер. Среди всех социальных норм право обладает безусловным приоритетом. И мораль, и традиции, и корпоративные правила должны соответствовать законодательству. В случае каких-либо противоречий действует именно правовая норма.

Обеспеченный характер. Норма ничто без соответствующего обеспечения. Каждое правило - моральное, религиозное, корпоративное или правовое - должно иметь специфические гарантии. Нарушение нормы влечет применение к нарушителю определенных санкций.

Рассмотрим виды социальных норм.

Корпоративные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в локальных сообществах. Локальные сообщества - это устойчивые, формализованные организации - семья, политическая партия, футбольный клуб, кооператив, профсоюз, так и неформализованные группы кратковременного характера, например коллектив охотников или игроков в карты. При этом любая совместная деятельность людей подразумевает наличие правил, ее регулирующих.

Религиозные нормы - это правила, регулирующие поведение верующих в повседневной жизни. Все религии провозглашают божественное происхождение природы и социальных институтов, включая религиозные каноны, государство и право. Традиционно религиозные нормы передаются людям как божественные откровения через избранных пророков (Иисус, Магомет) и, как правило, формализуются в освященных источниках (Библия, Коран и др.). Как проявление воли Высшего существа (Бога, Абсолютного Разума) религиозные нормы не требуют логического, рационального обоснования. Их основа - религиозная вера, убеждения людей.

Обычаи - это правила, сложившиеся стихийно в результате многократного, длительного, повсеместного использования в какой-либо сфере общественной или частной жизни.

Главная особенность обычных норм состоит в полном отсутствии их материальной фиксации. Они не закрепляются документально и обеспечиваются силой привычки. Обычай представляет собой привычные для определенной группы людей или общества в целом действия. Причем эти правила могут быть внешне не мотивированы, не содержать логического объяснения. Возможно, когда-то тот или иной обычай имел рациональное обоснование, но со временем оно утрачивается.

39. Право как мера свободы лица в обществе

Любой индивид наделен определенной степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов - таких же членов общества как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида до определенной степени. В данном случае встает вопрос: как соблюсти баланс интересов всех индивидов общества при оптимальном ограничении степени свободы? Регулятором в данной сфере выступают социальные нормы, значительную долю которых составляют нормы права.

Таким образом, мы видим, что право и свобода категории соотносимые и взаимосвязанные. В этом контексте мы их рассмотрим.

Свобода - способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определенную независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Однако свобода как свойство личности не бывает абсолютной и всегда носит относительный характер, то есть ограничивается определенными рамками.

С позиции правоведения человек свободен, но в определенных правовых рамках.

Как было сказано выше, правовые нормы определяют границы индивидуальной свободы. Право - официальная мера свободы, устанавливаемая государством для отдельных индивидов, социальных объединении, общества в целом.

Право - это всегда ограничение свободы личности.

Таким образом мы имеем правовой парадокс: право ограничивает свободу человека, чтобы эту свободу гарантировать.

Индивидуальная мера свободы человека, его интересы, потребности, права и свободы должны ограничиваться правами, интересами других лиц, выполнением определенных обязанностей перед обществом. Таким образом, право одновременно и ограничивает, и защищает свободу личности. Право охраняет права и свободы человека от посягательств любых третьих лиц, включая государство.

Итак, государство с помощью права в интересах как отдельного лица, так и общества в целом ограничивает свободу каждого. До каких пределов это возможно? Очевидно, что такие ограничения должны быть обоснованными и допустимыми.

По смыслу части 3 статьи 55 Конституции РФ, свобода личности может быть ограничена только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. в части 2 статьи 29 устанавливает, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Чем больше свободы предоставляют индивиду правовые нормы, тем демократичнее и справедливее данное государство. Таким образом, право выражает определенное представление общества о справедливости. Поэтому право - это официальная мера свободы и справедливости.

40. Понятие и сущность права в советской литературе

Если сравнить между собой определения понятия права и подходы к его изучению, характерные для советского периода с определениями понятия права и подходами к его познанию в постсоветский период то нетрудно заметить, что важнейшей особенностью тех и других является или категоричное признание или столь же решительное отрицание классового характера права. Первые строятся на строго классовых постулатах, на представлении о государстве и праве как средствах, орудиях в руках господствующего класса или классов. Тогда как вторые, молчаливо отвергая классовость апеллируют к “общечеловеческим” ценностям и интересам или же к “общим и индивидуальным интересам населения страны”.

Вопросы о понимании сущности права в советский период исследовались современными учеными достаточно мало. Поэтому существует необходимость провести анализ некоторых аспектов данного вопроса для совершенствования теории и истории права и государства.

В соответствии с марксистской теорией сущность права выражается в его классовости. Право - классовый регулятор общественных отношений, обладающий мощной классовой силой. По своей сущности оно представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни. Именно так К. Маркс и Ф. Энгельс раскрыли сущность права в обществе с антагонистическими классами.

Лишь в социалистическом обществе после уничтожения эксплуататорских классов и победы социализма право перестало быть орудием классового господства. Но и оно сохранило функции классового регулятора общественных отношений. Очевидно, например, что уголовная ответственность за занятие запрещенным промыслом (ст. УК РСФСР) была установлена в социалистическом обществе в связи с решением политических, классовых по своей основе, задач - охраны социалистической системы хозяйства, борьбы с попытками получения отдельными лицами нетрудовых доходов.

Классовость права проявляется не только в том, что в обществе с антагонистическими классами оно используется как орудие классового господства, но и в том, что оно одновременно выступает в качестве инструмента общесоциального регулирования, как и государство, участвует в осуществлении общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Основные идеи данной теории:

1. право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление;

2. содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть;

3. право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.

Необходимо согласиться с мнением профессора В.А. Кучинского что после революции в России в 1917г. право хотя и стало рассматриваться как система норм, в которых воплощена воля рабочего класса, затем всех трудящихся, всего народа, но фактически оно выражало волю партийно-государственного аппарата, чиновничества. Реализация права обеспечивалась принудительной силой государства. Такая трактовка права тесно увязывала его с государством, образованном на классовой основе, и служила их превращению в единое средство классовой борьбы, подавления классовых противников.

Что касается классовой трактовки сущности права, то также можно согласиться с мнением профессора В.А. Кучинского, что она соответствовала условиям промышленного капитализма, противостоянию буржуазии и пролетариата, приведшему к Октябрьской революции. Но после нее право, как следствие его классовой трактовки, превратилось в орудие тоталитарного государства.

История показала, что догматическое истолкование марксистского учения о праве как орудии классовой диктатуры во все времена и для всех народов ошибочно. Это стало осознаваться и самим руководством компартии и государства в 80-е годы, что нашло отражение в признании необходимости построения правового государства.

41. Типология права

Типология права - это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиций формационного и цивилизационного подходов. В рамках формационного подхода главным критерием типа права являются социально-экономические признаки. Базис (тип производственных отношений) является фактором общественного развития, который определяет тип надстроечных элементов: государства и права. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права. Здесь продуктивна сама идея - делить право на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество. Но формационный подход не дает возможности в должной мере учитывать культурно-национальную и специально-юридическую специфику права.

В рамках цивилизационного подхода типология права выводится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков цивилизации. В соответствии с этими критериями выделяют такие типы права как национальные правовые системы (конкретно-исторические совокупности права, юридической практики и правовой идеологии государства) и правовые семьи (совокупности правовых систем, выделяемых на основе общности правовых источников, структуры права и исторических способов формирования права). Различаются следующие правовые семьи: англосаксонская, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др.

42. Принципы права

По сфере распространения выделяют общеправовые, отраслевые и межотраслевые принципы.

Общие принципы права. Общими принципами права выступают основные правовые начала, распространяющиеся на всю систему права и определяющие ее характер, содержание, наиболее важные особенности и черты. Общие принципы раскрывают, прежде всего, содержание и особенности права в целом как регулятора общественных отношений. Этот вид принципов распространяется на все правовые нормы и отношения, существующие в стране, с одинаковой силой действуют во всех отраслях права независимо от характера и специфики регулируемых отношений.

Общие принципы права также подразделяются на нормы-принципы, прямо закрепленные в законодательстве и принципы, выводимые из него. К общим принципам права относятся следующие: демократизм, равноправие, законность, справедливость, гуманизм, единство прав и обязанностей и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 Современные рефераты