Особенности формирования психологической готовности сотрудников ОВД к выполнению служебных задач
Особенности формирования психологической готовности сотрудников ОВД к выполнению служебных задач
2
ЧФ ЮИ МВД РФ
ОЗО
Кафедра гуманитарных дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине «Психология и педагогика в деятельности
сотрудников ОВД»
на тему (вариант 7):
Особенности формирования психологической готовности сотрудников ОВД к выполнению служебных задач
САРАТОВ
2000
ПЛАН
стр.
Введение
3
1.
Теоретические аспекты психологической
подготовки к юридической деятельности
1.1. Память человека
1.2. Мышление и интуиция в решении задач
1.3. Речь в юридической работе
1.4. Профессиональная наблюдательность
1.5. Воля и ее воспитание
1.6. Эмоциональная саморегуляция
4
4
8
12
12
15
17
2.
Психологические особенности выполнения
служебных задач сотрудниками ОВД
21
Заключение
33
Список использованной литературы
34
Введение
Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностя-ми своего предмета. Выяснение специфических особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет значительно большую трудность. По-нимание этих явлений во многом зависит от мировоззрения, которого при-держиваются люди, сталкивающиеся с необходимостью постигнуть психо-логическую науку.
На современном этапе общественного развития психология все настой-чивее занимает ключевую позицию в системе наук. В настоящее время ощущается потребность применения психологии в любой отрасли знаний. Однако эта потребность наиболее ощутима при ре-шении конкретных юридических задач.
В деятельности юриста главное - работа с людьми. В нее входит ряд вза-имосвязанных аспектов: изучение и оценка людей, установление и развитие с ними психологических контактов, оказание на них определенного влия-ния, обучения, воспитания и т.д. Приобретение психологических знаний становится просто необходимостью для работников любого юридического труда, в том числе сотрудников органов внутренних дел.
Глубокое исследование указанных аспектов требует психологического анализа личности и юридической деятельности, которая опирается на изу-чение основных психологических явлений, процессов, состояний, их осо-бенностей в правовой сфере (потребности, мотивы, цели, темперамент, ус-тановка, социальная направленность и другие характеристики личности).
Психологическая культура юриста предполагает наличие у всех работ-ников юридических органов системы психологических знаний, а также на-выков и приемов, которые обеспечивали бы им высокую культуру общения. Психологические знания повышают эффективность юридической деятель-ности, способствуют ее гуманизации и постоянному совершенствованию.
В практике существует два способа применения психологических зна-ний: непосредственное и опосредованное. В первом случае познанные зако-номерности непосредственно используются при осуществлении той или иной деятельности. В частности, непосредственно применяется и использу-ется знание законов восприятия, воображения, мышления, адаптации и т.д.
Чаще психологические знания применяются опосредованно, так как познанные закономерности не могут быть применены и использованы сра-зу. Требуется сначала выявить, как видоизменяются эти общие закономер-ности в особых условиях определенной деятельности, при выполнении ее задач. В прикладной психологии мы имеем дело преимущественно с опос-редствованным применением психологических знаний Рубинштейн С.А. Принципы и пути развития психологии. - М., 1959, с. 23.
.
1. Теоретические аспекты психологической
подготовки к юридической деятельности
1.1. Память человека
В деятельности юриста, где ведущим является коммуни-кативный процесс, получение информации и ее запоминание является той основой, на которой строятся все практические действия. В связи с этим тренировка умений и навыков запоминания является одной из основных в системе психологической подго-товки к юридической деятельности. Эта тренировка должна орга-низовываться и проводиться с учетом главных закономерностей памяти.
Память представляет собой сложный психический про-цесс, включающий, в себя:
1) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации и т.д.;
2) сохранение в па-мяти того, что было запомнено;
3) узнавание при повторном вос-приятии и воспроизведение запомненного.
Физиологической основой памяти являются следы нервных процессов, сохраняю-щихся в коре больших полушарий головного мозга.
Воздействие среды на мозг человека осуществляется или путем непосредственного воздействия предметов и явлений на органы его чувств, или же опосредовано через слово: рассказ, описание и т. д. Эти воздействия оставляют в коре головного мозга соответствующие следы, которые потом могут быть оживлены по-вторным восприятием (узнавание) или же путем припоминания.
В психологии различают четыре типа памяти.
Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых, вкусовых, температурных и т. п. образов. Это может быть зрительное пред-ставление объекта наблюдения, собеседника, участка местности, здания, процесса общения и т.д. Наглядно-образная память имеет большое значение для учебной и творческой деятельности человека.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот тип памяти тесно связан с речью, т. к. любая мысль обязательно выражается словами. Особенности этого типа памяти учитываются в процессе обуче-ния. Чтобы запоминание было более эффективным, используют-ся образная речь и интонация.
Двигательная память зависит от мышечных ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток, например, следователь может очень четко пред-ставить свои действия, которые он совершал при наблюдении за преступником. Если по истечении некоторого времени ему при-дется словесно описывать эту процедуру, то он незаметно для себя может воспроизводить совершенные им движения.
Эмоциональная память - это память на эмоциональные состояния, имевшие место в прошлом. Как правило, яркие эмо-циональные образы быстро запоминаются и легко воспроизво-дятся. Отличительными особенностями эмоциональной памяти являются широта обобщения и глубина проникновения в сущ-ность пережитого когда-то чувства. Свойства эмоциональной па-мяти зависят от особенностей работы органов чувств.
Различают следующиевиды памяти: зрительную, слухо-вую, двигательную и смешанную. В соответствии с этим работник юриспруденции должен представлять, какой, вид памяти присущ ему самому, а также людям, с которыми ему придется работать. Это необходимо для того, чтобы при восприятии и описании событий вносить соответствующие коррективы для принятия пра-вильного решения.
Различают также долговременную и кратковременную память. Кратковременная память удерживает информацию в не-полном виде. Долговременная память служит для запоминания информации надолго, нередко на всю жизнь. Этот вид памяти наиболее важен и наиболее сложный. Сведения о кратковремен-ной и долговременной памяти весьма значимы для следственной работы.
Протекание процессов запоминания, сохранения и после-дующего воспроизведения определяется тем, какое место зани-мает данная информация в деятельности субъекта, какова ее значимость, что он делает с этой информацией. Наиболее про-дуктивно запоминается материал, связанный с целью деятель-ности, с ее основным содержанием. В этих случаях даже непро-извольное запоминание может быть более продуктивным, чем произвольное.
Следует учитывать влияние эмоций на процесс запомина-ния. Он будет более продуктивным, если восприятие осу-ществляется на фоне повышенных эмоциональных состояний. Когда явление и событие затрагивают чувства, то мыслительная деятельность свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обви-няемого будет более активна, заставляя неоднократно возвра-щаться к пережитому.
Забывание представляет собой процесс, противополож-ный запечатлению и сохранению. Забывание - явление физиоло-гически вполне нормальное. Если бы вся информация, накапли-ваемая в памяти, одновременно всплывала в сознании человека, то практически было бы невозможно продуктивное мышление. Только усилием воли люди каждый раз извлекают из долговре-менной памяти ту часть информации, которая необходима для выполнения данного вида деятельности. «Движение мысли - пи-шет А. Н. Лук, - та нить, которая переводит необходимую инфор-мацию из длительной памяти в оперативную»11 Лук А. Н. Память и кибернетика. - М. , 1966 , с. 80.. Таков и механизм воспроизведения показаний свидетелем, потерпевшим, подозре-ваемым, обвиняемым.
Большую роль при запоминании материала играет уста-новка на запоминание. Как показывает практика и эксперимен-тальные исследования, люди, которые воспринимают материал лишь для того, чтобы записать его, намного быстрее забывают этот материал, в отличие от тех, кто этот же материал запомина-ет с установкой «запомнить надолго». Особое значение здесь имеет важность материала. Если человек явно осознает, что за-поминаемый материал решает успех важной операции, то уста-новка на прочное запоминание формулируется легко. Отсюда следует вывод: запоминаемый материал должен быть классифи-цирован по степени важности.
В юридической деятельности целесообразно запоминать воспринимаемую информацию по плану:
основная мысль (осмысливание запоминаемого),
факты и события (что, когда и где происходит),
причины происходящих событий,
4) выводы и источник информации
Для правильной оценки показаний свидетеля, потер-певшего, подозреваемого, обвиняемого работникам правоохра-нительных органов и судьям важно знать закономерности про-цесса развития памяти человека Память развивается и совершенствуется в течение всей жизни человека. На нее влияют развитие нервной системы человека, условия воспитания и обу-чения, выполняемая деятельность. При этом развитие происхо-дит как количественно, так и качественно. В зависимости от подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций происхо-дят подъемы и спады в памяти человека.
Исследованиями установлено, что в возрасте от 18 до 25 лет память обычно улучшается, до 45 лет сохраняется на одном и том же уровне, затем постепенно начинает ослабевать11 Боронин Л.Г. Физиология и биохимия памяти. - М., 1965, с. 77.
. Одна-ко, если люди вовлечены в активную деятельность, то этот спад может быть мало заметен. Если по роду деятельности человеку приходится постоянно что-то запоминать, то память не только не деградирует, а, наоборот, развивается.
Бывают случаи провалов памяти (амнезии), когда из сознания выпадают события, заполняющие определенный отрезок времени. Провалы памяти могут наступить, в частности, у потерпевшего после полученной травмы или обморочного состояния. Нередко следователю или прокурору, умело пользующемуся методом ассо-циаций, удается добиться того, что амнезия устраняется.
На основании исследований психологов можно сделать вывод, что укрепление памяти связано с воспитанием воли, вни-мательности, наблюдательности с применением осмысленных приемов заучивания Можно рекомендовать следующиеприемы развития памяти:
1. Повторение заученного. Известно, что К. Маркс посто-янно занимался повторением даже того, что им было хорошо усвоено. «У него была привычка после продолжительных пере-рывов перечитывать свои записные тетради и отмеченные в кни-гах места для того, чтобы закрепить их в своей памяти. Он изощ-рял свою память с юных лет, выучивая по совету Гегеля наизусть статьи на незнакомом языке»11 Пекелис В. Твои возможности, человек. - М., 1973, с. 90.. Работник юридической профессии должен периодически освежать а памяти все, что было им усвоено в процессе деятельности (перечитывать и просматривать источники, продумывать полученную информацию и т. д.).
2. Целенаправленные упражнения. Все виды памяти можно развить путем специальных упражнений:
а) заучивание цифрового материала,
б) заучивание прозы и стихов,
в) запоми-нание образов.
В последнем случае можно рекомендовать метод известного художника Айвазовского.
К примеру, на прогулке вы залюбовались поразившим вас пейзажем. Чтобы запечатлеть его в памяти, надо взглянуть на пейзаж внимательно несколько раз подряд, закрывая и открывая глаза и сравнивая при этом то, что вы видите, с тем, что вы пред-ставляете, когда ваши глаза закрыты. Постепенно зрительное впечатление будет становиться все полнее и ярче. Если вам по-надобится в считанные секунды оценить обстановку или запом-нить большой объем зрительной информации, навыки запомина-ния, приобретенные с помощью этого метода, вам очень пригодятся.
3. Тренировка наблюдательности. Чтобы запомнить уви-денное, надо развивать наблюдательность. Она способствует улучшению непроизвольного запоминания. Для этой цели можно рекомендовать регулярные упражнения по обдумыванию и запо-минанию того, что имело место за день, неделю, месяц и т. д.
Гигиенапамяти
Память является важнейшей функцией интеллекта. Поэтому каждый человек, особенно работник юридического труда должен соблюдать гигиену памяти. В этом отноше-нии можно рекомендовать следующее:
1) при утомлении нельзя постоянно «взбадривать» себя тонизирующими напитками (чай, кофе, алкоголь). Вред этих «взбадриваний» заключается в том, что избавляя себя от чувства усталости, человек не снимает утомления, а длительное «взбадривание» приводит к нервным расстройствам;
2) при интенсивной умственной работе (чтение, составление документов, подготовка к важным совещаниям, мероприятиям) целесообразно через 40-45 минут делать небольшие перерывы в работе на 10-12 минут. Необходимы также продуманная организация рабочего дня и полноценный сон;
3) существенное значение для памяти имеет правильное питание не реже трех раз в день при обязательном употреблении, жиров и углеродов.
Память - это та основа, на которой базируется любая профессиональная деятельность
1.2. Мышление и интуиция в решении задач
Юридическая работа постоянно связана с решением самых разнообразных задач. Мышление как психический процесс всегда направлено на вскрытие глубинных связей, коренящихся в объективной реальности.
Мышлением называется процесс отражения в сознании человека сущности, закономерных связей и отношений между вещами и явлениями природы и общества. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Оно дает возможность юристу познать такие стороны объективной действительности, которые скрыты от его глаз.
Мышление протекает на вербальной основе. Слова соз-дают необходимую материальную оболочку мысли. Чем лучше продумана какая-либо мысль, тем яснее она выражается в словах и, наоборот, чем четче словесная формулировка, тем глубже мысль. «Мышление, - писал ИП Павлов, - ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая первая ассоциация - это есть момент рождения мысли»11 Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т.З. - 2-е изд. - М., 1955, с. 232.. Мысль человека формулируется в образах, понятиях и суждениях. Суждения бывают общими, частными и единичными. Они образуются двумя основными способами:
1) непосредственно, когда в них выражено то, что воспринимается,
2) опосредованно - путем умозаключений или рассуждений.
Процесс мышления - это прежде всего анализ, синтез и обобщение Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д. Например, анализируя поведение обвиняемого по уголовному делу, следо-ватель мысленно делит это поведение по каким-то критериям на отдельные части.
Объединение выделенных анализом компонентов целого есть синтез. В процессе синтеза происходит соединение, соотне-сение тех элементов, на которые был расчленен познаваемый объект. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между ними отчетливо выступает уже в познавательном процессе
Сравнение состоит в сопоставлении между собой предме-тов, явлений, их свойств и отношений. Так, чтобы решить вопрос о том, является или не является данное лицо подозреваемым по конкретному уголовному делу, нужно расчленить поведение ин-дивида на отдельные признаки - действия и сличить их по воз-можности с эталонными признаками этого преступления. Выявленное совпадение или несовпадение признаков служит основой для принятия решения.
В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в резуль-тате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для раз-личных объектов свойства бывают двух видов:
общие как сходные признаки;
общие как существенные признаки.
Сле-довательно, всякое существенное свойство является между тем и общим для данной группы однородных предметов, но не наоборот не всякое общее (сходное) свойство является суще-ственным для данной группы объектов. Общие существенные признаки выделяются, в ходе и в результате углубленного анали-за и синтеза. Отметим, что закономерности анализа, синтеза и обобщения суть основные внутренние специфические законо-мерности мышления.
В современной психологии выделяют в основном три вида мышления:
наглядно-действенное,
наглядно-образное,
отвле-ченное (теоретическое) мышление11 Общая психология / Под ред. акад. А В. Петровского. - М., 1986, с. 342-343.
.
Наглядно-действенное (предметное) мышление прояв-ляется в практической жизни человека. Оно сопутствует ему на всех ступенях развития; человек прибегает к помощи мимики и жестов, анализируя и синтезируя объекты своей деятельности, свое поведение. Обращение к собеседнику, следование примеру, показ действия или рассказ о них всегда связаны с наглядно-действенным мышлением. Развитие такого вида мышления очень важно для исполнения двигательной или операторской деятельности юриста-практика.
Наглядно-образное мышление выступает в ситуациях, когда человек начинает мыслить наглядными образами, возникшими раньше. Например, при проведении следственных действий, обдумывая маршрут движения к цели по городу, следователь в наглядных образах представляет себе все возможные пути движения. Он анализирует каждый из них и, сравнивая протяженность, напряженность движения транспорта и пешеходов в определенные часы, мысленно решает проблемную задачу. Чем полнее и подробнее сведения о данном городе, микрорайоне, улице, доме, квартире, где совершено преступление, тем ярче перед следователем будут проявляться образы ситуаций, тем правильнее он сможет принять решение.
Образное мышление способствует прогнозированию поведения подозреваемых по уголовному делу лиц, помогает обучению с помощью наглядных пособий, облегчает составление аналитических документов, обзоров, научных докладов. Развитое образное мышление способствует реализации задач коммуникативной, управленческой и познавательной деятельности юриста-практика.
Отвлеченное (теоретическое) мышление выступает наиболее ярко там, где для совершения мыслительных операций требуется использовать абстрактные понятия, теоретические знания. Такое мышление осуществляется главным образом на основе логических рассуждений. Это мышление помогает юристу уяснить сложные категории общественных наук и оперировать ими в процессе общения
В процессе жизнедеятельности ни один человек, естественно, не пользуется каким-то видом мышления изолированно, работник юридического труда не является исключением.
Практическое мышление осуществляется путем использо-вания общих мыслительных операций (анализа, синтеза, обоб-щения, сравнения, абстрагирования и конкретизации) и класси-фикации, систематизации, структурирования11 Психоло-гия / Под ред. А. П. Рудика. - М., 1974, с. 171-175.. Практическое мышление носит творческий характер.
Кратко остановимся на качествах творческого мышления.
1. Проблемный характер подхода к изучаемым явлениям - это качество творческого мышления проявляется в умении найти вопросы, подлежащие выяснению, исследованию, проблемную ситуацию там, где многим кажется, что ее нет, что все в расследуемом деле просто. Например, следователь ис-пользует на стыке реконструктивной и поисковой деятельности проблемный характер мышления.
2. Динамичность мышления - способность быстро, твор-чески ориентироваться в расследуемом деле, выделить, что до-стойно первостепенного внимания и от чего следует отвлечься, бы-строта схватывания информации и определение оснований, которыми нужно руководствоваться в последующем развитии версии. Это качество мышления помогает и в таком следствен-ном действии, как допрос.
3 Оперативность мышления - включение умственных операций (наблюдательности, воображения), которые в исследо-вании вещественных доказательств и различных юридических фактов наиболее значимы, оперативность мышления необходима и в поисковой деятельности следователя для разумного сочета-ния наблюдательности, воображения и интуиции.
4. Широта мышления - это продуктивность творческой работы при решении многих проблем. Данное качество особенно необходимо следователям и судьям, расследующим или рас-сматривающим хозяйственные преступления, где нужна большая разносторонность, рациональное применение знаний, умений и опыта в процессе познавательной деятельности.
5. Глубина мышления проявляется в выявлении суще-ственных свойств, связей и отношений между предметами и яв-лениями. Конкретным выражением глубины мышления является сочетание анализа и синтеза. Глубина мышления тесно связана с избирательностью. Чем уже проблема, явление, тем больше свойств, деталей можно рассмотреть при ее изучении.
6. Обоснованность в выдвижении версий по расследуе-мому делу - в качественной проработке. Смелость, оригиналь-ность и обоснованность отличны от дискурсивного мышления тем, что эти качества в процессе познания предшествуют логике, особенно на первых этапах расследования. Так, следователь, обладая этими качествами, гораздо скорее составит вероятную версию при переборе вариантов, чем другой, который не об-ладает этими качествами.
7. Логичность мышления - это развитие последователь-ности мыслительного процесса, строгость и «проницательность» доказательства, умение сделать обобщающие выводы из обшир-ных и разнообразных юридических фактов.
8. Критичность и непредвзятость (объективность) мышле-ния - стержень мыслительного процесса работника юридичес-кого труда, без которого он не может установить истину.
Специфической особенностью творческих процессов ре-шения задач является присутствие в нихинтуиции.
Интуицию обычно рассматривают как специфический метод познания, при котором возникает иллюзия прямого усмотрения искомого выво-да. С помощью интуиции истина открывается разуму человека путем прямого усмотрения без использования логических опре-делений и доказательств как промежуточных звеньев познания. Эффективность принятия интуитивных решений зависит от мно-гих факторов. Здесь особенно важен опыт судьи и следователя, их знания, умения, навыки. Большую роль играет также их психи-ческое состояние. Состояние бодрости, подъема сказывается положительно на генерировании интуитивных решений, и, наобо-рот, страх, подавленность, растерянность низводят интуицию до уровня беспредметного гадания. Интуиция, кроме того, связана с индивидуально-психологическими особенностями человека. Одни люди склонны действовать во многих случаях из логики фактов, другие очень часто полагаются на интуицию. Однако во всех слу-чаях основой интуиции является опыт, и ее сила или слабость коренятся в прошлом опыте.
Экспериментальные исследования процесса мышления показали наличие устойчивой корреляции между мышлением, памятью, вниманием и восприятием. Наиболее показательны корреляции между мышлением и различными сторонами памяти. Для развития мышления важны также навыки чтения, общения, об-общения, сравнения, анализа, синтеза и т. д. Таким образом, для того, чтобы формировать и развивать мышление, нужно как можно активнее тренировать все структурные компоненты интеллекта.
Особое значение для развития творческого мышления имеет работа над проблемными задачами. Проблемная задача - это запуск мыслительных операций. Она характеризуется тем, что создает определенное противоречие между знаниями, кото-рыми обладает человек, и явлениями, которые он не может объяснить в рамках имеющихся у него знаний. Появление этого затруднения порождает активизацию мышления, воли, эмоций. Человек ищет решение задачи, и в процессе поиска формируются профессиональные качества мышления.
1.3. Речь в юридической работе
Речь в деятельности юриста выступает в качестве носите-ля информации и как средство воздействия. Воздействия при помощи речи бывают разных типов: воздействие человека на человека, человека на группу лиц, человека на аудиторию и др.
Речевая деятельность работника юридического труда - это главным образом воздействие человека на человека и человека на группу11 Большакова С.Е. Основы речевой культуры сотрудников органов внутренних дел. - М., 1992, с. 5.
.
Изучение практики показывает что, во-первых, звучание речевого голоса не может рассматриваться вне связи с общим поведением человека, во-вторых, звук голоса неотделим от инди-видуальности, в-третьих, воспитание тембра голоса нельзя рас-сматривать только как работу над голосовыми связками и, в-четвертых, голосовой аппарат необходимо тренировать не только специальными упражнениями, но и обыденной речью.
Речевую деятельность юриста можно классифицировать как речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю, диало-гическую и монологическую, обыденную и профессиональную, подготовленную и неподготовленную.
Устная речь является главным инструментом общения. С ее помощью непосредственно осуществляется коммуникативная и управленческая деятельность. Для устной речи важно, чтобы собеседники слышали и видели друг друга. Исследования пока-зывают, что у человека, который слушает собеседника, не видя его, восприятие резко снижается.
Письменная речь характеризуется отсутствием собесед-ника и не зависит от реальной обстановки. Работник юридическо-го труда, приступая к составлению различных документов (спра-вок, отчетов, протоколов и т. п.) ищет и находит лингвистические средства для выражения результатов своего мышления. Пись-менная речь должна быть грамматически правильно сформули-рована. Для деловых бумаг письменная речь должна быть обус-ловлена лаконичными фразами, точными понятиями и соот-ветствующей терминологией. Юрист должен хорошо владеть различными стилями русского языка.
Внутренняя речь служит для воспроизведения в сознании различных образов, отражающихся на поведении человека (в мими-ке, походке и т. д.) Бесконтрольное возникновение образов у одного из собеседников дает другому (а тем более внимательному наблюдателю) объективные данные для определенных выводов. Работник юридического труда должен обязательно научиться управлять своей внутренней речью.
Внешняя речь, это по существу, - обычная устная или письменная речь. Она генерируется спонтанно, однако в ряде случаев ей предшествует этап внутренней речи.
Разновидностью устной речи являетсядиалогическая речь. Семантика ее зависит от того, как воспринимается сказан-ное собеседником. Одно и то же слово, фраза могут произно-ситься по-разному и означать приказ, просьбу, дружеское заме-чание, порицание, выговор и т. п.
В самых разнообразных формах может быть представлена работником юридического трудамонологическая речь. Это вы-ступление перед аудиторией, чтение вслух, устный отчет и т. д. Та-кой вид речевой деятельности получил в юридической практике большое распространение. Овладение техникой монологической речи предполагает усвоение основ ораторского искусства.
Живое общение людей осуществляется посредствомобы-денной речи. Она очень выразительна, понятна. Большое зна-чение здесь имеют интонация и акцент. На людей большое влия-ние оказывают нормы речевой коммуникации, поэтому, овладевая искусством обыденной речи, нужно внимательно отнестись к грамматике и стилистике языка. Особенно это важно при работе с представителями интеллигенции.
Профессиональная речь требует определенного образо-вания. Этот вид речи характерен для общения специалистов, в том числе и юристов. Большую роль в этом деле играют различ-ные аспекты профессиональной речи лексикон, произношение терминов и специальных фраз, логика высказывания и т. д.
В деятельности юриста-практикаподготовленная речь употребляется повсеместно заготовленные ответы на вопросы, выступления на процессах, заранее продуманный монолог в бе-седе на допросе и т. д. Предварительная работа над содержа-нием и формой предстоящей речевой коммуникации важна и необходима. Вместе с тем постоянная приверженность к заранее разработанному тексту сковывает творческое мышление работ-ника юриспруденции, делает его догматичным. Поэтому юристу наряду с тщательной подготовкой высказываний нужно пред-усматривать и импровизацию.
К импровизации очень близка неподготовленная речь. В сущности, импровизация представляет собой один из сложных процессов творческого использования опыта. Без предваритель-ной кропотливой работы над темой выступления, например в су-де, или при проведении дискуссии импровизация невозможна. В связи с этим импровизацию можно считать определенным эта-пом в развитии речевой деятельности, которому предшествует этап подготовленной речи.
1.4. Профессиональная наблюдательность
Юридическая профессия обязывает сотрудников вести постоянные наблюдения за поведением людей, их внешностью, походкой, мимикой, жестами и т. д.
Под наблюдением понимается процесс целенаправленно-го восприятия людей, предметов, событий и явлений. Главным в наблюдении является умение визуально или с помощью слуха подмечать те или иные изменения в наблюдаемом явлении, свя-зывать их с другими явлениями и делать логические выводы. На-блюдательные люди способны подмечать даже незначительные детали и делать по ним важные выводы наблюдательность при-суща всем лицам, обладающим центральной нервной системой. Но это не означает, что все люди владеют этими качествами в одинаковой степени. Слабое умение подмечать явления, отсут-ствие плана в наблюдении приводят к тому, что лица то слабо развитой наблюдательностью при решении служебных задач бу-дут допускать существенные промахи. Для юридической работы нужны люди с высоким уровнем наблюдательности.
Психологами доказано, что наблюдательность развивается в процессе конкретной деятельности. Вместе с тем ее развитию способствуют специальные тренировочные упражнения, а также тренировки с абстрактными объектами Наблюдательность как качество личности формируется путем воспитания определенных психических функций человека ощущения, восприятия.
Юрист-практик должен стремиться подметить в наблюдае-мом объекте (потерпевшем, подозреваемом, обвиняемом и т. д.), явлении все существенные признаки, то есть познать его сущ-ность. В основе познания лежат ощущения как процесс отраже-ния действительности. Ощущения бывают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и т. д. В развитии наблюдательности наибо-лее важную роль играют зрительные и слуховые ощущения.
Формирование навыков наблюдательности зависит и от воспитания внимания. Под ним в психологии понимается направ-ленность и сосредоточение психики на тех или иных наблю-даемых предметах или явлениях жизни. Внимание входит в качестве необходимого компонента во все виды психической дея-тельности человека. Без внимания невозможно преднамеренное восприятие, запоминание и воспроизведение информации.
Наблюдательность как качество личности развивается в условиях практической деятельности. Чтобы стать наблюдатель-ным, надо прежде всего приобрести умение наблюдать, но это только одна из ступеней развития этого свойства. Для превраще-ния умения в стойкое качество нужна целенаправленная, плано-мерная и систематическая тренировка. Она осуществляется в повседневной жизни работника юридического труда, а также с помощью специальных упражнений.
Юрист должен стремиться проникнуть в сущность наблюдае-мого явления, подметить все существенные, относящиеся к ма-териалам дела признаки Важно организовать наблюдение, поставив перед собой определенную, конкретную цель. Только разумно поставленная цель наблюдения концентрирует наши психологи-ческие возможности и формирует необходимые качества.
Параллельно с целенаправленной наблюдательностью надо развивать и универсальную наблюдательность. Такая на-блюдательность обеспечивает более глубокое и разностороннее изучение объекта наблюдения. Она формируется в процессе практической работы над объектом с различных точек зрения, то есть путем постановки разных целей.
В основу развития наблюдательности должны быть поло-жены принципы целенаправленности, планомерности и система-тичности. Соблюдение этих принципов обеспечивает работника юриспруденции наблюдательностью как качеством личности.
1.5. Воля и ее воспитание
Для выполнения разнообразных служебных задач, особен-но в экстремальных условиях, юристу-практику часто требуется напряжение всех психических сил. При этом достижение любой цели требует от него целеустремленности, инициативы, настой-чивости, выдержки, самообладания, мужества, смелости и стой-кости. Все эти качества неразрывно связаны с проявлением воли.
Воля - это одна из сторон человеческой психики, обеспе-чивающих человеку возможность сознательно регулировать свои действия и поступки в соответствии с поставленной целью при учете определенно складывающихся обстоятельств.
Чтобы удержать себя в рамках, обусловленных практичес-кой деятельностью работник юридического труда, в большинстве случаев, должен проявить свою волю, сдерживая эмоциональное возбуждение. При этом он неизменно включает в действие свою вторую сигнальную систему (слово). « В нормально развитом человеке, - отмечает И. П. Павлов, - вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения»11 Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 3. Кн. 2. - М., 1952, с. 346.. И поскольку слово является сигналом сигналов, оно может повлиять на дея-тельность первой сигнальной системы (впечатлительность, эмо-циональность) и подчинить ее. При помощи слова, обращенного к самому себе, юрист может по своему усмотрению регулировать свою деятельность.
В практической деятельности юристов имеют место слу-чаи, когда их внутреннее состояние не отвечает требованиям внешней активности (поведение в условиях кризисной ситуации). Например, практическая деятельность требует решительных действий, а внутреннее состояние работника юридического тру-да, подчиняясь воздействию отрицательных эмоций, тормозит необходимую активность. И ему приходится усилием воли пода-вить тормозящие эмоции и начать соответствующую практи-ческой цели активную деятельность.
Отсутствие сильной воли может толкнуть даже стойкого человека на нежелательные, совершенно не свойственные ему поступки. Проявление здесь большей воли очень много значит. «Большая воля, - пишет А. С. Макаренко, - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда нужно. Воля - это не просто желание и его удовлетворение, а это желание и обстановка, и желание и отказ одновременно»11 Макаренко А. С. В 7 тт. - М., 1958. - Т. 4, с. 463..
Из сказанного выше следует, что поведение сотрудника правоохранительных органов или судьи по своей сущности яв-ляется сознательным и целенаправленным, а не стихийным и неорганизованным. Такое поведение называется волевым пове-дением и предполагает наличие у работника юридического труда определенных волевых качеств.
Волевые качества юриста-практика в своей основе аккуму-лируют в себе компоненты его эмоционально-волевой устойчи-вости, связывают интеллект и моральные структуры личности. И. М Сеченов пишет: «Ни обыденная жизнь, ни история народов не представляют ни единого случая, где одна холодная, безликая воля могла бы совершить какой-нибудь нравственный подвиг. Рядом с ней всегда стоит, определяя ее, какой-нибудь нравст-венный мотив, в форме ли страстной мысли или чувства»22 Сеченов И. М. . Избранные произведения. - М., 1958, с. 218..