Рефераты

Особенности формирования психологической готовности сотрудников ОВД к выполнению служебных задач

p align="left">Высокие нравственные мотивы пронизывают все волевые качества работника юридического труда. К волевым качествам относятся: целеустремленность, инициативность, настойчивость, выдержка и самообладание, мужество, смелость, решительность, стойкость. Названным положительным волевым качествам про-тивостоят их антиподы: нецелеустремленность, безынициатив-ность, отсутствие настойчивости, невыдержанность, трусость, нерешительность, нестойкость. Человек, наделенный такими качествами, безволен, не способен к выполнению даже самой элементарной задачи.

По мнению известного психолога А. Г. Ковалева, волевая недостаточность может проявляться в чрезвычайно многообраз-ных формах, подразделяемых на пассивные и активные формы волевой недостаточности. К пассивным формам относятся легкая внушаемость и несамостоятельность, отсутствие настойчивости. К активным формам следует отнести импульсивность, упрямство.

Изучение общих форм проявления волевой недостаточ-ности важно для того, чтобы отличить подлинные волевые ка-чества от пародии на них, а также чтобы избрать правильные пути и средства для волевого воспитания и самовоспитания.

Сотрудник правоохранительных и правоприменительных органов должен хорошо осознавать, что целеустремленным са-мовоспитанием можно развить у себя все положительные воле-вые качества. Многие люди думают, что для таких тренировок необходимо специальное время. Такое мнение ошибочно. Воспи-тывать волю можно в любой обстановке. Повседневная жизнь, учебные занятия предоставляют для такого воспитания немало возможностей, воля воспитывается в преодолении любых труд-ностей. Для этого можно применять и специальные упражнения.

1.6. Эмоциональная саморегуляция

Деятельность работников юридического труда нередко протекает в условиях высокого нервного напряжения. Поэтому юристу необходимо уметь управлять своими эмоциями в целях сохранения работоспособности в любых условиях.

Эмоция (от лат «волновать», «возбуждать») - это пере-живание человеком своего личного отношения к реальной дея-тельности. Следует отметить, что некоторые эмоции человека совпадают с эмоциями животных, например, ярость и страх. Од-нако ввиду наличия разума, а также особенных потребностей на базе эмоций у человека сформировались более сложные пере-живания, называемые чувствами.

Термин «эмоция» обозначает конкретную, относительно элементарную форму переживания чувств.

Особенностями эмоций является их непосредственная связь с потребностями. Пока потребность человека не удовлетворена, не может быть достигнуто гомеостатаческое равновесие - соот-ветствие между потребностями и действительностью.

В процессе развития человека сложились системы поло-жительных и отрицательных эмоций.

Положительные эмоции: удовлетворение, радость, вос-торг, ликование, гордость, восхищение, самодовольство, уверен-ность, удовлетворенность собой, уважение, доверие, симпатия, нежность, любовь, благодарность, спокойная совесть, облегче-ние, безопасность, злорадство и др.

Отрицательные эмоции: горе (скорбь), неудовольствие, тоска, печаль, скука, отчаяние, огорчение, тревога, испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, разочарование, обида, гнев, презре-ние, негодование, неприязнь, зависть, ненависть, злость, рев-ность, сомнение, растерянность, смущение, стыд, раскаяние, угрызение совести, отвращение и т. д.

Как видно, разделение эмоций на положительные и отри-цательные проведено исключительно по принципу удовольствия и неудовольствия Положительные эмоции, воздействуют на нерв-ную систему, содействуют оздоровлению организма, а отрица-тельные - его разрушению, ведут к различным заболеваниям.

В жизни человека названные выше эмоции создают у лич-ности различные формы эмоциональных состояний настроение, страсть и аффект.

Настроение - это самое распространенное эмоциональ-ное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью, зна-чительной длительностью, неясностью и «безотчетностью» пе-реживаний. Юрист-практик должен уметь управлять своим настроением и, если нужно, создавать определенное настроение у объекта воздействия. Для этого ему надо знать причины и об-стоятельства, которые вызывают настроение. Они складываются в четыре группы:

1) органические процессы (болезнь, утомление создают пониженное настроение, здоровье, полноценный сон, физическая активность поднимают настроение);

2) внешняя среда (грязь, шум, спертый воздух, раздражаю-щие звуки, неприятная окраска помещения ухудшают настроение, чистота, умеренная тишина, свежий воздух, приятная музыка, соответствующая окраска помещения улучшают настроение);

3) взаимоотношения между людьми (приветливость, дове-рие и такт со стороны окружающих делают человека бодрым и жизнерадостным, грубость, безразличие, недоверие и бестакт-ность угнетают настроение),

4) мыслительные процессы (образные представления, в которых отражаются положительные эмоции, создают подъем в настроении, образы, связанные с отрицательными эмоциями, угнетают настроение).

Страсть - сильное и глубокое длительное эмоциональное состояние. «Страсть - это энергично стремящаяся к своему предмету сущностная сила человека»11 Никифорова А.С. Эмоции в нашей жизни. - М., 1974, с. 25.. Она активизирует его деятельность, подчиняет себе все его мысли и поступки, мобили-зует его на преодоление трудностей, на достижение поставлен-ных целей страсть к любимому делу позволяет достичь исключи-тельных успехов, страсть к борьбе порождает мужество, бесстрашие. Однако страсть может как формировать личность, так и разрушать ее.

Аффект - эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Особенности аф-фекта:

а) бурное внешнее проявление,

б) кратковременность,

в) безотчетность поведения человека во время аффекта,

г) диффузность переживания (аффект захватывает личность це-ликом, ее ум, чувства и волю).

Работник юридического труда должен знать, что в принципе любые эмоции могут в зависимости от обстоятельств усиливаться и доходить до аффекта.

Чувства в отличие от эмоций характеризуются осознан-ностью и предметностью. Выделяют низшие чувства-пережи-вания и высшие чувства-переживания. Различают три группы чувств нравственные, эстетические и интеллектуальные (познавательные).

Нравственные чувства отражают отношение человека к требованиям морали Система нравственных чувств состоит из чувства справедливости, чести, долга, ответственности, патрио-тизма, солидарности. Нравственные чувства тесно связаны с ми-ровоззрением человека, его убеждениями, помыслами, принципами поведения.

Эстетические чувства возникают у людей в результате переживания красоты или безобразия воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. В основе эстетических чувств ле-жит врожденная потребность человека в эстетическом пережива-нии. Постоянно сопровождая человеческую деятельность, эсте-тические чувства становятся активными двигателями поведения людей.

В работе юриста эстетические чувства играют своеобразную роль катализаторов поведения. Большое значение они приобретают для коммуникативной связи, поскольку тот, кто спо-собен откликнуться на эстетические переживания собеседника, как правило, приобретает авторитет и уважение.

Интеллектуальные чувства связаны с познавательной активностью человека. Они возникают в процессе гностической и исследовательской деятельности. Из всего многообразия интел-лектуальных чувств основными считаются чувство ясности или нечеткости мысли, удивления, недоумения, догадки, уверенности в знании, сомнения.

Интеллектуальные чувства являются импульсом усиливаю-щим потребности к познанию и стимулирующим эмоции человека11 Психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.,1986, с. 381-383..

Если профессиональная деятельность протекает успешно в эмоциональной сфере у работника юридического труда соз-дается состояние эйфории (повышенная оживленность, разго-ворчивость), с преобладанием положительных эмоций. И, наобо-рот, в случае неудачи у него появляются неуверенность, боязнь, тревога и иногда даже страх. Все это дезорганизует поведение молодого специалиста-юриста. У опытных работников юридиче-ского труда, в совершенстве владеющих своей профессией, тако-го спада, как правило, не происходит.

Воздействие ситуации способно вызвать в организме ин-тенсивное стрессовое состояние, которое может или усилить работоспособность юриста или стать причиной болезни. В этих случаях говорят о эмоциональном стрессе. Чаще всего эмоцио-нальный стресс происходит в результате накопления отрица-тельных эмоций. Стрессу нередко предшествуют неприятные процессы, конфликтные ситуации в семье и на работе, мнитель-ность, необоснованные опасения и тревоги.

Стресс характеризуется наличием трех фаз фазы тревоги, фазы сопротивляемости, фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной сферой, как правило, преодолевают фазу тревоги и включаются в активную борьбу со стрессовыми факторами берут себя в руки, разумно взвешивают все «за» и «против». Эмоционально неустойчивых людей охватывает тревога, которая затем переходит в страх, и за фазой тревоги сразу наступает фаза истощения.

Устойчивость любого человека, как юридического работни-ка, так и клиента к стрессовым ситуациям может быть обеспечена двумя путями системой его эмоциональной тренировки и тща-тельным обучением, то есть подробнейшим информированием по интересующим клиента фактам, проигрыванием возможных сложных ситуаций и т. д.

В методологическом плане эмоциональная тренировка опирается на принцип психологической науки о связи психики и деятельности психика, как и сознание формируются в деятель-ности. Содержание тренировки базируется на концепции психо-логии о взаимосвязи чувств и физических действий Воспитание эмоциональной сферы человека возможно только через дей-ствие. Применяется и аутогенная тренировка, которая представ-ляет собой процесс самовнушения. Главным орудием тренировки является слово, обращенное к самому себе.

Человек путем систематических и упорных занятий может научиться расслаблять свою мускулатуру. Овладев навыками аутотренинга, работник юридического труда в различных ситуа-циях сможет по своему желанию замедлять дыхание, работу сердца, расширять кровеносные сосуды, вызывать тепло в любой части тела, засыпать где и когда захочет, оставаться хладно-кровным в напряженных ситуациях.

Это объясняется тем, что почти половина клеток головного мозга регулирует двигательный аппарат человека. Поэтому при самовнушении говорящем, например, о расслаблении мускулату-ры эти клетки посылают в мышечную структуру соответствующие импульсы. И, если мускулатура расслабляется, в мозг поступают слабые ответные сигналы, что успокаивающе действует на чело-века. Особенно важно расслабление мышц лица, т. к. они посы-лают в головной мозг гораздо больше импульсов, чем мышцы всего тела. Вот почему, научившись управлять хотя бы мышцами лица, человек может овладеть умениями и навыками воздействия на свою нервную систему.

Юрист-практик, освоивший навыки аутогенной тренировки, приобретает уверенность в своих силах, а это благотворно ска-зывается на его эмоционально-волевой устойчивости, способ-ствует более быстрой адаптации к постоянно меняющейся обстановке и повышает работоспособность.

2. Психологические особенности выполнения

служебных задач сотрудниками ОВД

Юридический труд весьма разнообразен и сложен и имеет в себе ряд черт, которые отличают его от труда большинства других профессий. Пра-воохранительная деятельность большинства юридических профессий про-текает в области общественных отношений и отличается чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Каждое новое дело для следователя, судьи, прокурора, адвоката представляет собой новую задачу и чем меньше шабло-на будет допущено этими лицами, тем более вероятен правильный исход в поисках истины.

Следует отметить, что правовое регулирование всей профессиональной деятельности отличает юридический труд от других профессий и постепен-но накладывает свой отпечаток на личность каждого юриста. Вся деятель-ность следователя, прокурора, судьи, адвоката, нотариуса и т.д. при всей ее сложности и разнообразии всегда протекает в рамках правового регулирова-ния. Уже при планировании своей деятельности каждый юрист мысленно производит сопоставление своих будущих действий с нормами действующе-го законодательства, регламентирующими эти действия.

Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоцио-нальность труда. При этом в ряде случаев деятельность сопровождается от-рицательными эмоциями, необходимостью их подавлять, а эмоциональная разрядка очень часто бывает отсрочена на сравнительно большой период времени.

Профессиональная юридическая деятельность - в основном, деятель-ность государственная. Государство ставит перед правоохранительными ор-ганами определенные цели и задачи, направленные на ликвидацию пре-ступности в стране. Государство создает специальную систему подготовки, переподготовки и усовершенствования правоохранительных и судебных ор-ганов. Эти требования по мере роста юридической культуры всех членов об-щества повышаются как по отношению ко всей правоохранительной систе-ме, так и каждому ее звену, к каждому ее работнику.

Труд многих юридических профессий (прокурора, судьи, следователя, оперативного работника и других) предполагает наличие у субъекта труда особых властных полномочий, наличия права и обязанности применять власть от имени закона. Наряду с этим правом у большинства перечислен-ных выше лиц развивается профессиональное чувство повышенной ответ-ственности за последствия своих действий.

Основная задача психологии юридического труда - выявление рацио-нальных соотношений между требованиями, которые ей предъявляются профессией. В познании этих закономерностей психология юридического труда опирается на методы, теоретические положения и эксперименталь-ные данные различных наук: общей и дифференциальной психологии, пси-хологии труда, юридической социологии, права и т.д. Системный подход предполагает центральным аспектом исследования процесс деятельности и позволяет дать достаточно точное описание этого процесса с учетом всех участвующих в нем элементов.

Ответственный и сложный труд работников юридических профессий предъявляет к ним повышенные требования. Большинство этих профессий в настоящее время считается престижными, хотя многие молодые люди, выбирая для себя эти профессии, не имеют ясного представления о всей сложности этой деятельности и, главное, они не представляют, какие тре-бования будут предъявляться к ним.

Юридическая деятельность - это деятельность, связанная с нормами права, и отдельные ее виды в самом названии содержат это основное поня-тие: правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, правозащитная деятельность и т.д. Юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, знаний и высокой от-ветственности труд, основанный на строжайшем соблюдении закона.

Для большинства юридических профессий характерной чертой являет-ся организационная сторона деятельности, имеющая два основных аспекта:

1) организация собственной работы в течение рабочего дня, недели; органи-зация работы по конкретному делу в условиях ненормированного рабочего дня;

2) организация совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами и т.д11 Васильев В.Л. Юридическая психология. - М., 1991, с. 137..

В судопроизводстве поиск истины - это творческий процесс, поэтому следователю, прокурору, судье, адвокату всегда необходимы чуткость, вни-мание, человечность, умение проникнуть во внутренний мир человека и т.д.

Психологический анализ профессиональной юридической деятельности позволяет выделить ряд этапов, через которые происходило движение к ко-нечной цели - установлению истины. В этой деятельности выделяются сле-дующие стороны: познавательная, коммуникативная, организационная, удостоверительная, воспитательная.

Психологическое изучение профессий является необходимым условием научной организации труда. Юридическая психология, изучая закономер-ности психической деятельности в следственной, судебной и иной юриди-ческой деятельности, призвана раскрыть психологическое своеобразие этой деятельности, охарактеризовать психологическую сторону профессиональ-ных качеств, необходимых для следователя, судьи, оперативного работника и других работников юридического труда, указать пути их приобретения и совершенствования.

Повышение качества труда юриста невозможно без учета индивидуаль-ных особенностей его личности и соответствия личностных качеств объек-тивным требованиям данной профессии.

Одним из главных результатов психологического анализа юридической деятельности должно явиться создание юридической профессиограммы, представляющей собой комплексное отражение основных сторон этой дея-тельности, а также качеств личности, которые в ней реализуются.

Деятельность каждой юридической специальности в той или иной мере включает в себя следующие стороны: социальную, поисковую, реконструк-тивную, коммуникативную, организационную и удостоверительную.

1. Социальная деятельность. Охватывает политический аспект в дея-тельности следователя, прокурора, оперативного работника, воспитателя исправительного учреждения и т.д. как организаторов борьбы с преступ-ностью на порученном им участке. Включает профилактические мероприя-тия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступника для воз-вращения его к социальной норме поведения.

2. Поисковая деятельность заключается в собирании исходной инфор-мации, необходимой для решения профессиональных задач. Удельный вес этой деятельности наиболее высок в профессиограммах следователя, опера-тивного работника,судьи.

3. Реконструктивная деятельность. Это текущий и завершающий анализ всей собранной информации по делу и выдвижение на базе ее синтеза, ана-лиза и специальных знаний рабочих версий (гипотез). Планирование рабо-ты есть также результат реконструктивной деятельности.

4. Коммуникативная деятельность заключается в получении необходи-мой информации в процессе общения11 Дулов А.В. Судебная психология. - Минск, 1975, с. 88.. Особенно большой удельный вес эта деятельность имеет при допросах, а также в деятельности адвокатов, оперативных работников, воспитателей исправительных учреждений.

5. Организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов. Она подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация людей в коллективном реше-нии профессиональной задачи.

6. Удостоверительная деятельность - приведение всей полученной ин-формации по делу в специальную, законом предусмотренную форму (пос-тановление, протокол, приговор и т.д.).

В основе профессиограммы следователя лежит поисковая сторона деятельности, которая ре-ализует стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании исходной информации для решения профессиональных задач. Поисковая сторона деятельности следователя имеет особое значение на первом этапе расследования и заключается в вычленении из окружающей среды крими-налистически значимой информации (следов, оставленных преступлением, орудий преступником и т.п.), которая дает следователю возможность с до-стоверностью представить событие преступления с такой степенью точнос-ти как этого требует закон. Язык и речь, т.е. коммуникативная сторона деятельности - главные ин-струменты в следственной работе, которая представляет собой систему сложных взаимоотношений и взаимодействий следователя с участвующими в деле лицами, чтобы получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними. На допросах нередко реша-ется судьба допрашиваемого, а также судьбы других людей. Победить в этой борьбе следователю помогают специальные научные знания в области пси-хологии и тактики допроса, его профессиональное мастерство.

Следователю постоянно приходится испытывать на себе массу посто-ронних влияний, противостоять различным, в том числе и неправомерным воздействиям, противодействию заинтересованных лиц, действовать иногда в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего напряже-ния нервных и физических сил. Поэтому следователь должен уметь органи-зовать свое психическое состояние. Он должен стремиться обладать навы-ками управления своей волевой и эмоциональной сферой. Настойчивость - стержневое качество воли - выражается в постоянной готовности преодолевать препятствия, способности длительное время удерживать в сознании определенную цель, мобилизуя все свои силы для ее достижения.

Следователь - организатор расследования, принимает ответственные решения, он добивается их реализации и при этом выступает в качестве ор-ганизатора деятельности многих людей. Практическая работа постоянно требует от него собранности, точности и организованности.

Реконструктивная сторона деятельности следователя проявляется в пе-реработке информации и принятии решений. Следователь в настоящее вре-мя должен очень много знать: уголовное право, уголовный процесс, крими-налистику, криминологию и психологию, бухгалтерский учет, судебную баллистику и.д. От следователя требуется разносторонняя образованность, но прежде всего ему необходима общая культура.

В структуре профессиограммы следователя имеется еще социальная сто-рена, в которой он предстает как организатор борьбы с преступлениями на своем участке или в своем районе. В борьбе с преступностью его действия на-правляются на выяснение причин, условий и принятия мер к их ликвидации.

Работа следователя требует разностороннего развития его внимания. Он должен воспитывать в себе целенаправленное, произвольное внимание. Это связано с интересом к своей работе. При отсутствии же такого интере-са все усилия, направленные на развитие внимания, могут оказаться безре-зультатными.

Криминалистическая наблюдательность - при осмотре места происшес-твия - это планомерное, целенаправленное, продуманное восприятие об-становки. Такое восприятие в психологии называется наблюдением. Оно предполагает активную работу всех органов чувств. Чтобы наблюдение бы-ло максимально эффективным, до начала осмотра всегда важно получить общее представление о случившемся. Первоначальная информация неред-ко весьма противоречива и впоследствии может не подтвердиться, однако она, тем не менее, дает возможность следователю наметить план осмотра, приступить к построению мысленной модели случившегося.

Психологическая наблюдательность - это необходимая предпосылка предвидения человеческого поведения и управления им в нужных для сле-дователя целях. Она бывает особенно важна при производстве тех след-ственных действий, где источником доказательственной информации вы-ступают люди, и выбор оптимальных тактических приемов целиком обусловлен их психическими особенностями. Психологическая наблюда-тельность необходима следователю и при проведении других мероприятий для правильного взаимодействия с участниками расследуемого дела. На-пример, умении диагностировать психическое состояние обыскиваемого облегчает поиски спрятанных им предметов11 Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. - М., 1867, с. 92..

При анализе различных уровней оперативно-розыскной и следственной деятельности, образующих их структуру, особенно выделяется коммуника-тивная сторона. Исследование ее структуры, познание психологических за-кономерностей общения в особых условиях уголовно-процессуального ре-гулирования дает возможность разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности труда следователя на этом уровне. Коммуни-кативный аспект в деятельности следователя является одним из доминиру-ющих, так как он, пожалуй, в первую очередь, должен иметь незаурядные способности собеседника, который ведет беседу в особо трудных, порой, экстремальных условиях.

В соответствии с нормами уголовно-процессуального закона следова-тель наделен правом давать поручения, обязательные для исполнения орга-нами дознания; следователь определяет потребность во взаимодействии, цели и направления расследования преступления. Часто следователю при-ходится выступать как руководителю коллективов, осуществляющих дейст-вия в трудных, а иногда экстремальных условиях: обыск и задержание не-скольких лиц, осмотр сложного транспортного происшествия (крушение поезда), осмотр места пожара и т.д.

Для следственной работы необходимы следующие организационные ка-чества:

1. Самоорганизованность, энергичность, настойчивость, обеспечиваю- . щие целенаправленное расследование уголовного дела, систематическую работу по нему.

2. Ответственность, требовательность, находчивость, умение хранить тайну при руководстве коллективами людей в ходе расследования уголовно-го дела.

3. Выдержка, самокритичность, дисциплинированность, чувство со-бственного достоинства в отношениях с коллегами и руководством.

Личность следователя, как видно из изложенного выше, отличается многогранностью и сложностью. Она складывается и формируется в основ-ном в результате взаимодействия многих факторов, но главным и определя-ющим является личность человека, который избрал профессию следователя в качестве одной из главных своих жизненных целей. Огромное значение в формировании личности следователя имеет учебная подготовка и профес-сиональная деятельность, которые предъявляют сложный комплекс требо-ваний к его личностным качествам и профессиональным навыкам, разви-тию и закреплению их в структуре личности.

Профессия судьи исключительно сложна, многообразна и реализует значительное количество специальных качеств и навыков личности, кото-рые, будучи приведены в систему, органически входят в структуру личнос-ти судьи и определяют его творческий потенциал и индивидуальный стиль деятельности.

Профессиональная деятельность судьи детально четко регламентирова-на законом. Судья наделен властными полномочиями, применяет власть от имени государства, а это развивает профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий. Вырабатывается это на ос-нове высоких моральных качеств, правосознания, в результате постоянного понимания ответственности и важности своей деятельности перед общест-вом и государством.

В своей деятельности судья обязан руководствоваться наряду с Консти-туцией и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, общепринятыми нормами нравственности, прави-лами поведения, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда. Он должен избе-гать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти. Судья не дол-жен причинять ущерб престижу своей профессии в угоду личным интересам или интересам других лиц.

Постоянная ответственность судьи перед обществом предельно стиму-лирует его познавательные способности, анализ всей получаемой информа-ции, требует от него четкости и ясности в принятии решений. «Судьей до-лжен быть человек, который своим личным поведением, своим отношением к работе заслужил доверие и авторитет, человек, который имеет большой общественно-политический опыт, умеет разбираться в людях и еще должен быть культурный человек».

В практической деятельности судьи оказывают влияние на следующие аспекты общественного мнения:

формируют у граждан правосознание;

уголовные процессы создают социально-психологическую атмосферу неотвратимости наказания;

при высокой культуре судебных процессов создают непосредственно вокруг преступников и их пособников атмосферу морального осуждения;

судебные процессы стимулируют общественное мнение к выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Поведение, облик судьи должны быть такими, чтобы он сразу внушал к себе уважение, чтобы у всех присутствующих создавалось убеждение в его правоте, способности, умении решать сложные дела, решать судьбы людей. В умении проявлять эти качества заключается одна из основных специфи-ческих особенностей коммуникативных свойств личности судьи.

Главное в коммуникативных свойствах личности судьи - не стремление быть приятным в общении, а умение своим видом показать способность, желание досконально разобраться во всех обстоятельствах данного дела. Именно это внушает уважение к судье и к правосудию в целом, является стимулом для всех участников процесса тщательно и подробно излагать факты, свою оценку, свое понимание тех или иных фактов. В коммуника-тивных качествах судьи должны отсутствовать повышенная жестикуляция, раздражительность, грубость, насмешка, излишняя назидательность. Судья обязательно должен обладать такими качествами, как тактичность, вежли-вость, сдержанность в манерах поведения, эмоциях и речи.

Особенность деятельности судьи заключается и в том, что он не может и не должен навязывать свое мнение как другим судьям, так и всем иным участникам процесса. Это чувство вырабатывается на основании глубокого убеждения судьи в том, что только свободно выраженное мнение каждого участника процесса дает возможность в конечном итоге правильно познать истину, принять правильное решение.

Судье важно развивать в себе воспроизводящее воображение, так как только при помощи его он сможет на основании главным образом словес-ной информации мысленно воссоздать модель прошедшего события, обсто-ятельства которого рассматриваются в судебном заседании.

Ошибочно думать, что роль судьи сводится только к внимательному вы-слушиванию объяснений, ответов на задаваемые вопросы. Ему необходимо обладать и умением активно воздействовать на подсудимых, потерпевших, свидетелей, дающих ложные показания. Судья должен уметь подсказать норму поведения, показать противоречивость, логическую неоправдан-ность поведения того или иного лица в суде. Опытного судью в процессе всегда отличает беспристрастность и выдержка.

Реконструктивная сторона деятельности судьи - это текущий и завер-шающий анализ всей собранной по делу информации, окончательной целью которого является вынесение справедливого в соответствии с дей-ствующим законодательством приговора или решения. В реконструктивной деятельности реализуются общий и социальный интеллект, память, вообра-жение, мышление, интуиция судьи. Следует отметить, что мышление судьи должно отличаться объективностью, всесторонностью, конкретностью и определенностью. Как правило, интуиция и воображение участвуют только в оценке информации на начальных этапах расследования дела.

Необходимость осуществления функций организации судебного про-цесса, деятельности многих участников процесса требует развития у судьи определенных качеств организатора - дисциплинированности, собраннос-ти, целеустремленности, настойчивости, организации всех своих поступ-ков, всей своей деятельности. Многообразные функции судьи могут быть выполнены только в том случае, если он воспитал в себе аккуратность в вы-полнении каждого отдельного действия, каждого элемента общей структу-ры судебной деятельности.

Удостоверительная деятельность завершает профессиограмму судьи и представляет собой приведение всей добытой в ходе процесса информации в специальные, предусмотренные законом формы: приговор, протокол, оп-ределение, решение и др. В этой деятельности реализуется общая и специ-альная культура письменной речи судьи, его профессиональные навыки в составлении письменных документов по делу.

Деятельность работников прокуратуры многогранна и ответственна, она конкретно связана с защитой законных прав и интересов граждан. Ни одно нарушение закона не должно оставаться без реагирования со стороны про-куратуры, которая призвана обеспечивать соблюдение законов.

В Российской Федерации существуют следующие отрасли прокурорско-го надзора:

1) надзор за исполнением законов органами государственного управле-ния, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лица-ми и гражданами (общий надзор);

2) надзор за исполнением законов органами дознания и предваритель-ного следствия;

3) надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах;

4) надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

В своей практической деятельности для достижения успеха прокурор и его помощники должны обладать определенными личностными качествами и, в частности, мышлением.

Прокурор должен обладать незаурядными волевыми качествами. Про-фессиональная деятельность его требует большой личной инициативы, це-леустремленности, упорства, настойчивости, хороших организаторских способностей.

Коммуникативная и удостоверительная стороны деятельности прокуро-ра связаны с использованием речи в ее основных формах, как устной так и письменной.

Формирование мнения прокурора о наказании при рассмотрении в суде уголовного дела - сложный процесс, где учитываются данные правового ха-рактера, предусмотренные законом, а также сказывается множество иных факторов. Прокурор участвует в деле практически с момента возбуждения и до вынесения приговора, поэтому мнению государственного обвинителя принадлежит особая роль. В процессе он всегда высказывает его первым. Потому очень важно, чтобы оно было четко сформулировано и убедитель-но аргументировано11 Чертков А. Предложения прокурора о мере наказания. // Законность. - 1993. - № 12. - с. 11.

.

Определенное мастерство требуется от прокурора при ведении допросов в зале судебного заседания, в особенности допросов членов организованной преступной группы, занимавших в этой группе различное иерархическое положение.

Политическая зрелость, нравственная чистота, понимание значимости своего труда умножает силы и способности прокурора, помогает ему пра-вильно ориентироваться в сложной обстановке, предохраняет от узкопро-фессионального отношения к своим обязанностям.

Деятельность инспектора уголовного розыска, находящегося на перед-нем крае борьбы с преступностью, состоит в раскрытии, расследовании и предупреждении уголовных преступлений: убийств, грабежей, разбоев, бандитизма, краж и т.д. Его деятельность протекает часто в условиях эк-стремальности и отличается высокой эмоциональной напряженностью. По-этому работа в уголовном розыске требует от сотрудника большой находчи-вости, смелости, инициативы, хорошей образной памяти, умения владеть собой, быстро и хладнокровно принимать решения, высокого уровня само-организованности и настойчивости.

Эта многообразная и достаточно сложная работа, в большинстве случа-ев связанная с определенным риском, регулируется законом, в рамках ко-торого и действует сотрудник уголовного розыска.

Разносторонняя деятельность работников уголовного розыска осущес-твляется, в основном, в двух формах.

Во-первых, вместе со следователем инспектор уголовного розыска выез-жает на место происшествия, участвует в осмотре, обыске, задержании и других следственных действиях.

Во-вторых, сотрудники уголовного розыска, используя профессиональ-ные методы и приемы, ставят своей задачей предупредить реализацию преступных замыслов. Работникам уголовного розыска в этих случаях при-ходится с помощью специальных приемов получать необходимую инфор-мацию о преступниках, их связях, местах нахождения и намерениях. В большинстве случаев результатом этой деятельности является неожидан-ное для преступника задержание его с поличным.

Как и в структуре профессиограммы следователя, в деятельности ин-спектора уголовного розыска активно проявляется поисковая сторона, кото-рая заключается в выявлении следов преступника и создании его психологи-ческого портрета, которые дают возможность вести розыск и последующую идентификацию личности. Вычленяя необходимую информацию на месте происшествия, инспектор уголовного розыска концентрирует внимание на «критических фигурах» (место взлома, взрыва, труп и т.д.) и «критических полях» (пути проникновения и пути ухода преступника и т.п.).

У инспектора уголовного розыска наблюдение как психический процесс и форма деятельности вырабатывает интеллектуальное качество - профес-сиональную наблюдательность, которая становится чертой личности инспектора и очень важна для него. Эту наблюдательность можно назвать еще проницательностью - качеством, которое очень важно для инспектора уго-ловного розыска.

Важным аспектом психологической наблюдательности является умение наблюдать за собой, анализировать свои поступки и действия, учитывать свои ошибки и вовремя их исправлять.

В организации получения информации от различных людей о личности преступника, его приметах, конкретных связях, возможном месте нахожде-ния заключается коммуникативная сторона деятельности инспектора уго-ловного розыска.

Сущность удостоверительной стороны деятельности этого инспектора заключается в фиксации добытой информации в специальной письменной форме.

Важна для инспектора уголовного розыска организационная сторона его деятельности. Ему часто приходится выезжать на место происшествия, встречаться с большим количеством людей, посещать различные учрежде-ния и организации. Для этого инспектор должен обладать высоким уровнем самодисциплины, умением планировать время, организовать труд добро-вольных помощников и общественность, активно используя их помощь и поддержку.

Реконструктивная сторона деятельности инспектора заключается в мыс-ленном воссоздании картины преступления, разработке основных версий по делу и подготовке плана, направленного на успешное раскрытие пре-ступления. Он также должен стремиться предупредить преступления, со-здать на своем участке обстановку, которая препятствовала бы осуществле-нию преступных намерений со стороны подучетного контингента лиц. Для этого инспектору необходимо вступать в контакт с людьми, уметь учиты-вать быстро меняющуюся обстановку, проявлять находчивость и выдержку, сочетать убеждение и принуждение в условиях соблюдения правовых пред-писаний.

В практической деятельности очень часто возникают сложные ситуации в момент задержания. Здесь инспектору следует четко определить способ задержания в данной ситуации, учитывая при этом личность человека, ко-торого необходимо задержать. Взгляд, специфический оборот речи, движе-ние не должны остаться незамеченными.

Деятельность сотрудников по борьбе с экономическими преступлениями кропотливая, внешне не эффективная. Однако никто другой не возвращает обществу и государству такого большого количества материальных ценнос-тей, как работники этих подразделений. Преступники, с которыми им при-ходится иметь дело, как правило, очень грамотные, достаточно квалифици-рованные и изворотливые люди. Результаты своей преступной деятельности они умеют хорошо скрывать.

Работа этих сотрудников отличается от работы уголовного розыска. В уголовном розыске в основном работу ведут «от преступления» (убийст-ва, изнасилования, кражи и т.д.), а в борьбе с экономическими преступле-ниями инспекторам приходится «идти к преступлению», отыскивая его по мало заметным признакам. Сотрудникам этой службы приходится прове-рять заявления и жалобы граждан о нарушениях и злоупотреблениях в сис-теме торговли, об обмане покупателей, пересортице, завышении цен, о жизни отдельных материально ответственных лиц «не по средствам» и т.д. Необходимо обладать большим запасом разносторонних знаний, опытом и терпением, чтобы из перечисленных признаков была воссоздана картина замаскированного хищения собственности.

Сотрудники борьбы с экономическими преступлениями должны и хоро-шо знать бухгалтерский учет, товароведение, технологию изготовления продукции, особенности переработки, транспортировки и хранения раз-личных потребительских товаров с тем, чтобы использовать эти знания для раскрытия сложных, замаскированных хищений.

В профессиограмме работника борьбы с экономическими преступлени-ями выделяются социальная, коммуникативная, поисковая, организацион-ная и удостоверительная стороны деятельности, в которых реализуются личностные качества, умения и навыки, обеспечивающие успех в его слож-ной работе. Главное для инспектора - умение разбираться в людях, отли-чить честного человека от стяжателя, ориентироваться в сложной иерархии группы расхитителей и безошибочно выделить в ней слабое звено, через ко-торое можно было бы раскрыть сложное и достаточно замаскированное хи-щение. Важно при расследовании этой категории дел выявить мотивы, ус-ловия и цели, которые способствовали совершению конкретных хищений в различных областях промышленности, городского и сельского хозяйства, в торговле и т.д.

Основными задачами участкового инспектора милиции являются обеспе-чение общественного порядка, выявления причин и условий, способствую-щих совершению преступлений, и принятие необходимых мер к их устране-нию на обслуживаемой территории. Участковый инспектор охраняет права и законные интересы каждого гражданина, а также организаций, учреждений и предприятий от преступных посягательств и иных правонарушений.

В профессиограмме участкового инспектора выделяются социальная, конструктивная, организационная, удостоверительная, коммуникативная и поисковая стороны деятельности, в которых реализуются личностные ка-чества, навыки и умения, обеспечивающие успех в его нелегкой работе.

Деятельность инспектора ГАИ связана в основном с регулированием движения транспорта и предупреждением дорожно-транспортных проис-шествий на улицах и дорогах. Структура профессиограммы инспектора ГАИ сложная, включающая в себя ряд профессий. В первую очередь это профессия инспектора правоохранительного органа, в которой, как указы-валось выше, реализуются все шесть сторон, характерных для данного вида деятельности: поисковая, коммуникативная, удостоверительная, организа-ционная, реконструктивная и социальная. Работник ГАИ должен хорошо управлять различными транспортными средствами и для этого обладать ка-чествами, входящими в профессиограмму водителя. Он должен быть внима-тельным и решительным человеком, к тому же обладать повышенным чув-ством ответственности за свои действия.

Сотрудник таможенных органов борется с нарушениями таможенных правил и контрабандой. Его деятельность непосредственно связана с пересе-чением гражданами нашей страны и иностранцами Государственной грани-цы Российской Федерации. Как правило, таможни располагаются непосред-ственно вблизи границы, а также в аэропортах, где заканчиваются заграничные рейсы самолетов, и в морских портах. Характерной чертой дея-тельности инспектора таможни является дефицит времени: в подавляющем большинстве случаев таможенный досмотр вещей и пассажиров связан с рас-писанием движения самолетов, поездов, теплоходов и т.д.

Отметим, что в деятельности любого инспектора таможни, а в особен-ности у оперативного работника этого органа выделяются поисковая, орга-низационная, коммуникативная и конструктивные стороны. Особенно вы-сок удельный вес поисковой деятельности, которая обеспечивает успех при обнаружении контрабанды.

В практической деятельности у талантливого инспектора очень велика поисковая доминанта, которая обеспечивает «вычленение» необходимой информации. Специфические требования предъявляются также к комму-никативным, организационным и интеллектуальным качествам работников таможни, так как их деятельность протекает обычно в условиях строгого де-фицита времени, постоянного общения с большой массой людей и т.д. Кроме специальных знаний таможенный инспектор должен владеть инос-транными языками, знать экономику, товароведение, хорошо разбираться в людях.

Заключение

Процесс подготовки человека к юридической деятельности состоит из последовательных этапов: профориентации, профотбора, профессиональ-ного воспитания, обучения и усовершенствования. Кратко остановимся на характеристике перечисленных этапов.

Профориентация - это знание особенностей профессии юриста, а также профессионально необходимых и противопоказанных для нее качеств и свойств личности специалиста.

Профессиональный отбор предполагает целенаправленную деятель-ность вузов, органов прокуратуры и МВД по специализированному отбору на основе и с учетом необходимых и противопоказанных для определенной юридической профессии качеств и свойств личности. На завершающем этапе профотбора проводить собеседование, в процессе которого анализируются и оцениваются различные стороны личности. При проведении собеседования изучаются склонности и направлен-ность личности. В области социальной деятельности от будущего юриста требуется стрем-ление к истине, торжеству справедливости, гуманизм, честность, принципи-альность.

Одной из важных задач органов прокуратуры, юстиции и суда, а также вузов является координация своих действий по отбору абитуриентов, орга-низация их обучения и воспитания.

Потребность в самовоспитании органически входит в общую структуру отношений личности к окружающему миру, людям, к себе, своей деятель-ности и является одним из внутренних мотивов, побуждающих человека к высоконравственному поведению. Стремление к знаниям, к трудовой и об-щественной деятельности побуждает человека к дальнейшему совершен-ствованию своих способностей, к активным действиям во имя долга как осознанной необходимости выполнения своих обязанностей перед общест-вом, коллективом, самим собой.

Велика и ответственна в процессе обучения и воспитания роль юриди-ческого вуза, который должен задатки обучающегося развить в систему ка-честв, навыков и умений, необходимых личности будущего юриста для добросовестного выполнения своих служебных задач.

Список использованной литературы

Боронин Л.Г. Физиология и биохимия памяти. - М., 1965.

Васильев В.Л. Юридическая психология. - М., 1991.

Дулов А.В. Судебная психология. - Минск, 1975.

Лук А. Н. Память и кибернетика. - М. , 1966.

Макаренко А. С. Полн. собр. соч. в 7 тт. - М., 1958. .

Никифорова А.С. Эмоции в нашей жизни. - М., 1974.

Общая психология / Под ред. акад. А В. Петровского. - М., 1986.

Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т.З. - 2-е изд. - М., 1955.

Пекелис В. Твои возможности, человек. - М., 1973.

Психоло-гия / Под ред. А. П. Рудика. - М., 1974.

Психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.,1986.

Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. - М., 1867.

Рубинштейн С.А. Принципы и пути развития психологии. - М., 1959.

Сеченов И. М. . Избранные произведения. - М., 1958.

Чертков А. Предложения прокурора о мере наказания. // Законность. - 1993. - № 12.

Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. - М., 1996.

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. - М., 1995.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты