Рефераты

Особенности исполнения решений в отношении граждан-должников

Особенности исполнения решений в отношении граждан-должников

102

102

Оглавление

Введение

1. Исполнительное производство как заключительная стадия гражданского процесса

2. Обращение взыскания на имущество граждан

2.1 Понятие обращения взыскания на имущество должника

2.2 Понятие и виды имущества

2.3 Проверка принадлежности имущества должнику

2.4 Арест имущества должника

2.5 Наложение ареста на денежные средства, ценные бумаги и драгоценные металлы, находящиеся в собственности граждан

2.6 Наложение ареста на автотранспорт, принадлежащий должнику

2.7 Особенности обращения взыскания на недвижимое имущество в исполнительном производстве

2.8. Особенности обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина

2.9. Защита прав взыскателя и должника

3. Особенности обращения взыскания на имущество юридических лиц

3.1 Порядок наложения ареста на имущество должника- юридического лица

Заключение

Библиографический список

Введение

За последние годы принято множество интересных и прогрессивных законодательных актов, создающих правовую основу для новых экономических отношений в России. Однако само по себе число законов не является самоцелью, поскольку право, не обеспеченное возможностью принудительного исполнения, превращается в фикцию. Исполнение - важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию и поведение человека. Право, не реализованное в действиях его субъектов, хотя и подтверждённое судебным или иным актом органа гражданской юрисдикции, является, по сути дела, несуществующим, и подобная фактическая ситуация не может считаться нормальной.

Данный участок правовой действительности, связанный с принудительной реализацией актов органов гражданской юрисдикции (включая судебные органы) регулируется нормами исполнительного производства. Неразработанность или незавершённость исполнительных процедур крайне дорого обходится как отдельным субъектам, так и обществу в целом. В конечном счёте, оставление без решения ряда существенных вопросов исполнительного производства приводит к незащищённости прав собственников, инвесторов, других заинтересованных лиц. Тем самым создаётся ситуация, когда выгоднее быть должником, чем кредитором, ввиду невозможности для кредитора обеспечить принудительное осуществление своих прав. Всё это вынуждает взыскателей прибегать к неправовым способам разрешения конфликтов с должниками, обращаться к нелегальным способам решения проблем, что приводит к криминализации сферы частного права.

Проблема исполнения судебных и иных актов гражданской юрисдикции приобретает особую значимость в связи с вопросом более широкого характера - об исполнении законов в целом и как их частного случая - принудительного исполнения судебных актов.

Оптимальным вариантом должно быть добровольное исполнение соответствующего решения обязанными субъектами через определённую систему действий либо путём воздержания от их совершения. Однако в случае отказа от добровольного исполнения должен среагировать такой юридический механизм, который обеспечил бы принудительную реализацию с неотвратимостью наступления именно такого варианта поведения, который определён в решении. Равным образом система норм исполнительного производства должна обеспечивать наступление неблагоприятных последствий для обязанного субъекта при неисполнении им акта гражданской юрисдикции.

Исходной предпосылкой проводимой сегодня реформы исполнительного производства является привнесение в систему исполнения современных рыночных механизмов цивилистического характера при одновременном сочетании с административными и уголовно-правовыми мерами воздействия. Это позволит создать условия для функционирования полноценной и работающей системы защиты собственника, инвестора в сфере частного права и, что особенно важно, изменить мотивацию деятельности всех участников сферы исполнения, введя её в правовое русло.

Федеральный закон Российской Федерации «Об исполнительном производстве» регулирует порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и значительно укрепляет гарантии защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве. Этот закон принят одновременно с федеральным законом «О судебных приставах».

Закон «О судебных приставах» определяет правовую основу деятельности судебных приставов, требования, предъявляемые к ним при назначении на эту должность, порядок назначения и освобождения их от должности, полномочия органов юстиции по организации деятельности службы судебных приставов, обязанности и права судебных приставов, гарантии их правовой и социальной защиты, финансирование и материальное обеспечение службы судебных приставов. По существу созданы новые органы принудительного исполнения, расширены их полномочия, введены новые правила, регламентирующие порядок обращения взыскания на имущество юридических и физических лиц, определяющие правовые последствия действий по принудительному исполнению в рамках исполнительного производства. Рассмотрению вопроса, о наложении ареста на имущество должника, как основной меры принудительного исполнения и его особенностей, посвящена данная дипломная работа.

1. Исполнительное производство как заключительная стадия гражданского процесса

Для того, чтобы правильно определить место исполнительного производства в системе права как объективно существующего внутреннего построения правовых норм, необходимо уточнить содержание терминов «отрасль права» и «институт права». С точки зрения теории государства и права отраслью права является распределенная по правовым институтам совокупность юридических норм, регулирующих особую, качественно своеобразную область отношений (имущественных, трудовых, семейных и т.д.). Отрасль права имеет общую и особенную части. Каждая отрасль права отличается особым набором юридических средств, с помощью которых оказывается воздействие на регулируемые отношения. Крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают в себя такой компонент, как подотрасль права (в гражданском - обязательственное, авторское право и др., в финансовом праве - бюджетное, налоговое право).

Институт права - это элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Институту права свойственны: 1) однородных фактического содержания, 2) юридическое единство правовых норм, 3) нормативная обособленность, 4) полнота регулируемых отношений. Кроме этого, институт права имеет такой набор норм, который призван обеспечивать беспробельность регулируемых им отношений.

Исходя из данных определений и анализируя существующие мнения ведущих юристов в области гражданского процесса, следует указать на два противоположных подхода сложившихся в юридической науке по проблеме определения места исполнительного производства в Российской системе права.

Авторы первого подхода, из которых особо следует выделить В.В. Яркова, Л. Белоусова, указывают на то, что с принятием федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» была создана самостоятельная служба принудительного исполнения по исполнительным документам и таким образом осуществлена одна из основных идей, положенных в основу этих законов, заключающаяся в том, что принудительное исполнение судебных актов и тем более актов административных и других контролирующих органов исполнительной власти не является и не может быть частью гражданского или арбитражного судопроизводства, а потому не может и не должно регулироваться ГПК и АПК. Исполнительное производство по мнению В.В. Яркова, это вполне самостоятельная отрасль права, такая же как уголовно-исполнительное производство, регулируемая в настоящее время Уголовно-исполнительным Кодексом РФ, и поэтому нормы о нем должны быть сосредоточены в отдельном и специальном нормативно-правовом акте - федеральном законе (законах).

В соответствии с конституционным принципом разделения властей принудительное исполнение судебных актов и актов других органов является функцией не судебной, а исполнительной власти, и поэтому служба принудительного исполнения отделена от самих судов и судопроизводства и передана Министерству юстиции РФ - федеральному органу исполнительной власти. Вместе с тем отмечается, что судопроизводство и исполнительное производство неразрывно связаны общностью выполняемой ими задачи защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан и организаций, в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст.2 ГПК, ст. 2 АПК), которую исполнительное производство выполняет только одним способом - путем принудительного исполнения судебных актов и актов других органов (ст.1 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Андреева Т.К. отмечает также такое обстоятельство, что до принятия законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» основной массив правовых норм и институтов, регулирующих принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, был закреплен в ГПК РФ и составлял неотъемлемую часть гражданского процессуального права. Согласно ст.71 Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года, гражданское процессуальное законодательство отнесено к ведению РФ. С принятием федерального закона «Об исполнительном производстве», таким образом изменилось место «Исполнительного производства» в системе Российского права и теперь его правовые нормы и институты вряд ли могут быть включены в состав отрасли гражданского процессуального права. На мой взгляд, изменение места службы судебных приставов в системе ветвей власти, изменение правовой базы исполнительного производства еще не дает возможности считать исполнительное производство отраслью права, имеющую свою специфическую сферу регулирующую общественных отношений. Указанные выше доводы, на мой взгляд, дают возможностью говорить о том, что исполнительное производство усложняется как правовой институт и, возможно, имеет тенденцию к превращению в подотрасль гражданско-процессуального права.

Как представляется, более правы сторонники второго взгляда, определяющие его как гражданско-процессуальный институт. Наиболее из известных сторонников этой позиции, такие как Мусин В.А., Чечот Д.М., Чечина М.А., Треушников М.К., Шерстюк В.М. рассматривают место исполнительного производства через определения его как стадии гражданского и арбитражного процессов, представляющую собой совокупность процессуальных действий органов исполнения и всех лиц, участвующих в исполнении по добровольному и принудительному осуществлению (реализации) субъективных гражданских прав и законных интересов, подтвержденных постановлениями судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также иных юрисдикционных органов. Гражданско-процессуальная форма как система установленных законом правил, регламентирующая порядок деятельности субъектов и все процессуальные действия, их последовательность и сроки совершения действий полностью охватывает своим содержанием исполнительное производство. Принадлежность института принудительного исполнения к гражданско-процессуальному праву авторы указанного подхода обосновывают и через общность правовых принципов (принцип диспозитивности, процессуального формализма, судебного руководства процессом и другие) и структуры гражданско-процессуальных правоотношений. Тщательный анализ норм законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» позволяет указать на такое обстоятельство, как главенствующая роль суда в принятии наиболее важных процессуальных решений в ходе исполнительного производства. Так, например, судебный пристав-исполнитель не вправе принять решение о возбуждении исполнительного производства, не имея для этого предусмотренных законом поводов (исполнительных документов) и оснований (судебных актов по административным, гражданским, уголовным делам и актов иных органов, предусмотренных законом). К числу исполнительных документов выдаваемых судами, действующее законодательство относит исполнительные листы, выдаваемые судами (на основании принимаемых ими судебных актов, решений международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, решений иностранных судов и арбитражей, решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека), и судебные приказы. Именно суд выносит наиболее важные для хода и результатов исполнительного производства решения.

В настоящее время принудительное исполнение судебных решений и иных актов перешло от судебной власти к исполнительной (Министерству юстиции). Задача суда разрешить правовой конфликт, вынести решение и проконтролировать его исполнение, если поступают жалобы. Суды по-прежнему обеспечивают иски на стадии искового производства, чтобы гарантировать будущее исполнение решений, выдают исполнительные листы, восстанавливают пропущенные сроки их подачи, разъясняют судебные акты, изменяют способ и порядок исполнения.

На сегодняшний день структура службы судебных приставов уже в большей степени сформировалась, но все еще есть не дорешенные проблемы в этой области, требующих быстрого разрешения.

Значение исполнительного производства заключается в том, что оно является важной гарантией защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а также оно является одним из главных показателей конечного результата судопроизводства и эффективности осуществления государством защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Исполнению подлежат вступившие в законную силу постановления судов, а также постановления других органов. Действующее законодательство закрепляет перечень актов, подлежащих исполнению. Это:

1. решения, определения и постановления судов по гражданским делам, а также судебные приказы;

2. приговоры, определения и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий;

3. постановления судьи или суда в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях;

4. мировые соглашения, утвержденные судом;

5. исполнительные надписи нотариальных органов;

6. судебные акты арбитражного суда, в предусмотренных законом случаях;

7. решения морской арбитражной комиссии и арбитражного суда при торгово-промышленной палате и арбитражей, специально образуемых для рассмотрения отдельных дел;

8. неоплаченные в срок платежные требования, акцептованные плательщиком;

9. решения товарищеских судов об имущественных взысканий;

10. решения третейских судов;

11. решение комиссии по трудовым спорам;

12. постановления профсоюзных комитетов предприятий, учреждений, по трудовым спорам, спорам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

13. постановления комиссий по делам несовершеннолетних о денежных взысканиях в установленных законом случаях;

14. постановления административных органов или должностных лиц, которым предоставлено право производить взыскания с граждан в бесспорном порядке;

15. решения иностранных судов в предусмотренных законом случаях.

На основании некоторых перечисленных выше актов исполнительное производство возбуждается без предшествующих стадий гражданского процесса. Конечной целью рассмотрения гражданского дела, является постановление законного и обоснованного судебного решения, которое после вступления в законную силу приобретает свойство общеобязательности. Из этого свойства неоспоримо следует совершение тех действий в том объеме и теми лицами, в отношении которых вынесено судебное решение, а также осуществление принудительного воздействия со стороны суда и органов исполнения по исполнению судебного решения или определения в установленном законом порядке. Основываясь на свойстве общеобязательности исполнения судебных постановлений не рассматривается только как применение мер принудительного характера направленных на выполнение должником возложенных на него обязанностей. Применение мер принудительного характера как правовой гарантии исполнения не подменяет собой возможность добровольного исполнения, которое прямо предусмотрено законодателем.

Основанием к исполнению актов являются исполнительные документы, которые закреплены в ч.1 ст.12 Закона «Об исполнительном производстве». Перечень исполнительных документов в законе не закрыт.

Таким образом, при не исполнении решения любого суда заинтересованное лицо в праве обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о возбуждении исполнительного производства и применении мер принудительного воздействия к тому кто уклоняется от исполнения вступившего в законную силу решения суда и других исполнительных документов.

Исполнение возлагается на особых должностных лиц судебных приставов-исполнителей. Судебные приставы-исполнители заменили существовавших ранее судебных исполнителей. Реанимировать судебных приставов, которые существовали в России до 1917года, потребовалось по тому, что наши силовые ведомства не обеспечивают безопасности судов и судей. Судьям не просто угрожают, их убивают. Растет сложность рассматриваемых судами дел. За ними стоят разные экономические и политические интересы, отсюда увеличивается давление на судей.

Полномочия судебных приставов-исполнителей значительно расширены по сравнению с полномочиями судебных исполнителей, судебные приставы более самостоятельны и лишь на совершении отдельных действий им требуется санкция старшего судебного пристава-исполнителя, суда общей юрисдикции или арбитражного суда в зависимости от характера исполнительного документа.

С учетом сказанного выше, следует сделать вывод, что исполнительное производство:

1. является институтом гражданско-процессуального права, и имеет тенденцию к обособлению и формированию в достаточно крупный институт, детально регулирующий процедуру принудительной реализации постановления юрисдикционных органов;

2. является завершающей стадией гражданского процесса (в случае добровольного исполнения решения юрисдикционного органа должником стадия принудительного исполнения исключается);

3. невозможно без процессуального взаимодействия суда и служб судебных приставов.

2. Обращение взыскания на имущество граждан

2.1 Понятие обращения взыскания на имущество должника

Обращение взыскания на имущество должника является одной из наиболее распространенных мер принудительного исполнения. Форма реализации данной меры принудительного исполнения состоит в описи, аресте и последующей принудительной реализации имущества должника. Общие правила обращения взыскания на имущество должника регулируются гл. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве». По своей правовой природе правила данной главы являются общими, т.е. применяются при обращении взыскания на имущество как физических, так и юридических лиц. В зависимости от вида имущества структура данной главы выделяет и устанавливает процедуры:

обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника;

обращения взыскания на денежные средства должника в иностранной валюте, при исчислении долга в рублях;

обращения взыскания на имущество, находящееся у других лиц;

обращение взыскания на заложенное имущество.

При этом закон особо не выделяет и не регулирует процедуру взыскания на денежные средства в рублях при исчислении долга в иностранной валюте. Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» особо регулирует обращение взыскания на имущество юридических лиц, в то же время обращение на имущество граждан особого правового регулирования не получило, за исключением заработной платы и иных видов дохода должника. Таким образом, глава 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» носит общий характер и применяется при обращении взыскания на имущества как физических, так и юридических лиц.

2.2 Понятие и виды имущества

Гражданско-правовое понятие «имущество», которым обозначается объект гражданского оборота, в гражданском праве употребляется в нескольких различных значениях. Чаще всего под имуществом понимаются отдельные вещи или их совокупность. Понятием «имущество» могут также охватываться вещи, деньги и ценные бумаги, в ряде случаев имуществом называются не только вышеперечисленные объекты, но и имущественные права. В исполнительном производстве под имуществом должника следует понимать всю совокупность имеющихся в собственности должника наличных вещей, денежных средств, ценных бумаг, имущественных прав.

В самом общем плане имущество должника можно классифицировать на материальные и нематериальные активы.

К материальным активам должника относятся, прежде всего, вещи, т.е. предметы материального мира. Следует отметить, что юридическое понимание вещей, необходимое судебному приставу-исполнителю, гораздо шире нашего обыденного представления о них. С точки зрения действующего гражданского законодательства вещами признаются не только традиционные предметы быта, средства производства, но и живые существа (дикие и домашние животные), сложные материальные объекты (промышленные здания и сооружения, железные дороги и т. п.), различные виды контролируемой человеком энергии (тепловой, электрической, атомной и т.п.), жидкие и газообразные вещества.

Таким образом, под вещами понимаются все данные природой и созданные человеком ценности материального мира.

Правовой режим вещей во многом определяется естественными свойствами последних. В связи с этим практическое значение юридическая классификация вещей, призванная служить ориентиром при определении их правового режима. Вещи можно классифицировать на следующие категории.

Средства производства и предметы потребления. В настоящее время, когда средства производства могут находится как в руках государства, так и в частных руках, данное деление во многом утратило свое значение, вместе с тем правовой режим предметов употребления и средств производства различен. Так, например, автомобиль, используемый его собственником в личных целях, подлежит аресту по общим правилам ФЗ «Об исполнительном производстве», но тот же автомобиль, используемый собственником как средство производства, может быть арестован только с соблюдением очередности, установленной ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве».

К недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения [2]. Главным критерием (признаком) отнесения имущества к разряду недвижимости будет его неразрывная связь с землей.

ГК РФ относит к недвижимым вещам подлежащие государственной регистрации (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические корабли, орбитальные станции и т.п.). Отнесение данных вещей к разряду недвижимого имущества вызвано высокой стоимостью данных вещей, что обусловливает необходимостью повышенной надежности их правого режима. Это выражается в том, что возникновение, переход, ограничение и прекращение права собственности на недвижимое имущество происходят в особом порядке, который обычно требует соблюдения обязательной письменной формы, как правило, нотариального удостоверения и государственной регистрации.

ГК РФ предусмотрено, что законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Например, Закон «Об основах федеральной жилищной политики» относит к объектам недвижимого имущества квартиры, элементы инженерной инфраструктуры и т.п.

К нематериальным активам должника относятся имущественные права (по ценной бумаге); интеллектуальная собственность право на использование результатов творческой деятельности); другие права требования (дебиторская задолженность); нематериальные блага (честь, достоинство, деловая репутация, деловые связи, личные права авторов); информация (неизвестные, недоступные знания, представляющие имущественную ценность, секреты производства (так называемые «ноу-хау») коммерческие секреты, организационные технологии. С позиции судебного пристава-исполнителя наибольший интерес из перечисленного представляют имущественные права и права требования.

2.3 Проверка принадлежности имущества должнику

Имуществом могут обладать как юридические, так и физические лица. Однако для обращения взыскания на имущество установления одного факта нахождения его у должника еще недостаточно. Судебный пристав-исполнитель должен точно установить характер правовой связи между должником и его имуществом, т.е. установить основание, по которому должник владеет своим имуществом.

При отсутствии у должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на иное принадлежащее должнику имущество [6], за исключением имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание.

Отсюда можно сделать вывод, что взыскания по исполнительным документам может быть обращено только на имущество, принадлежащее должнику на праве собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и не может быть обращено на имущество, изъятое из оборота либо ограниченное в обороте. Необходимой предпосылкой обращения взыскания на имущество также будет наличие исполнительного производства, возбужденного на основании надлежащего исполнительного производства.

Содержание права собственности включает в себя право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом. Право собственности должника в определенных случаях подлежит государственной регистрации утверждением права собственности должника на ту или иную собственность будет являться соответствующий правоустанавливающий документ (свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, мены, дарения и т.п.) [7].

Право собственности является родовым понятием, включающим в себя ряд предусмотренных законом форм и видов. В зависимости от формы и вида права собственности определяется правовой режим имущества должника и объем прав должника в отношении этого имущества.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации установлено, что в нашем государстве признаются и защищаются равным образом частная, государственная и иные формы собственности [1].

Частная собственность включает в себя собственность физических и юридических лиц, государственная собственность включает в себя собственность федеральную и собственность субъектов Российской Федерации, муниципальная собственность состоит из собственности городских и сельских поселений, а также собственности других муниципальных образований. Формы собственности могут подразделяться на виды, кроме того, формы собственности могут рассматриваться и в качестве ее видов. Видом частной собственности будет общая собственность, а ее подвидами будет долевая и совместная собственность.

Большое практическое значение для судебного пристава-исполнителя имеет вопрос о фиксации права собственности и отражения имущественного положения должника с целью выявления имущества для обращения на него взыскания.

Имущественное положение физических лиц в каких-либо специальных документов в настоящее время не фиксируется. Для выявления имущества физических лиц необходимо исходить из того, что определенное имущество физических лиц подлежит регистрации, а некоторые виды имущества могут находиться только в определенных местах (например, деньги в банке, автомобиль на стоянке или гараже, садовый домик на садовом участке и т.д.)

Среди имущества, подлежащего регистрации, хотелось бы отметить недвижимое имущество (квартиры, дома, садовые участки, капитальные гаражи, нежилые помещения, земельные участки и др.). Сведения о наличии в собственности должника недвижимого имущества можно получить в органе регистрации прав на это имущество. Данные органы располагают информацией об имуществе должника, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В том же случае, если имущество должника находится за пределами данного субъекта Российской Федерации, сведений о нем регистрирующие органы представить не смогут ввиду отсутствия таковых. Должник может приобрести, а также получить по наследству имущество в любом субъекте Российской федерации и запросить все соответствующие регистрирующие органы по России вряд ли возможно.

В этом случаи судебный пристав-исполнитель может обратиться в органы налоговой инспекции по месту регистрации должника, поскольку, где бы должник ни приобрел (получил по наследству) недвижимое имущество, об этом будет извещена налоговая инспекция по его месту жительства.

Из движимого имущества должника - физического лица регистрации подлежат автотранспортные средства, оружие, средство мобильной связи. Сведения о наличии у должника подобного имущества можно получить соответственно в территориальном органе ГИБДД, районном внутренних дел по месту жительства должника, в телефонных компаниях, предоставляющих услуги мобильной (сотовой) связи, и в органах Госсвязьнадзора.

Кроме этого у должника могут иметься денежные средства, находящиеся во вкладах в банке. С целью проверки возможности обращения взыскания на данное имущество должника судебному приставу-исполнителю необходимо запросить имеющиеся в месте жительства должника банки на предмет наличия в них вкладов на имя должника. Целесообразнее всего запрашивать территориальное отделение Сберегательного банка РФ и иные кредитные организации.

Следует иметь в виду, что в случае, если физическое лицо единовременно вносит на свой счет в банке вклад на сумму свыше 10 000 долларов США (или на сумму рублевого эквивалента), банк в обязательном порядке извещает об этом налоговую инспекцию по месту регистрации должника. Следовательно, при наличии у судебного пристава-исполнителя оснований предполагать, что должник может располагать подобными суммами, следует обратиться с запросом в налоговую инспекцию о наличии у должника банковских вкладов.

Если должник работает или работал на крупном предприятии, прошедшем процедуру акционирования, можно запросить реестр держателей акций данного предприятия на предмет, не является ли должник акционером. Практика приватизации показывает, что при акционировании предприятия на долю трудового коллектива приходится достаточно большое количество акций.

Заработная плата должника также является его имуществом. Установить место работы должника возможно путем его опроса, опроса его соседей, направления запроса в территориальную службу занятости населения, направления запроса в территориальный пенсионный фонд, который осуществляет централизованный учет плательщиков пенсионных взносов.

Остальное имущество физических лиц не подлежит регистрации. Обратить на него взыскание будет возможно только при наличии этого имущества в месте жительства должника или при получении сведений о том, что имущество должника находится в другом месте, при этом для обращения взыскания судебному приставу-исполнителю будет необходимо получить определение суда об обращении взыскания на имущество, находящееся у третьих лиц. Получив исполнительный документ и приняв решение о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель, одновременно с вынесением постановления, занимается сбором максимального объема информации об имущественном положении должника. Лучше всего сделать это, как показывает практика, так, чтобы должник не знал об этом. Для этого следует одновременно с вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства запросить информацию в контролирующих органах. Согласно ФЗ «Об исполнительном производстве» информация, необходимая судебному приставу-исполнителю предоставляется безвозмездно и в установленный законом трехдневный срок.

Проведя, таким образом, подготовку к совершению исполнительных действий и получив в результате минимальные сведения об имуществе должника, судебный пристав-исполнитель может отправляться в место расположения должника для совершения исполнительных действий по обращению взыскания на имущество должника.

2.4 Арест имущества должника

Арест имущества должника в настоящее время регулируется в двух нормативных актах - в ГПК и ФЗ «Об исполнительном производстве». Статья 442 ГПК, сохраняющая свое действие, определяет арест как опись имущества и объявление запрета распоряжения им. Развивает и конкретизирует данную Норму ч.4 ст. 80 ФЗ «Об исполнительном производстве», которая определяет арест имущества должника как опись имущества, объявление запрета распоряжаться им, а при необходимости ограничение права пользования имуществом, его изъятие или передачу на хранение.

Арест имущества должника состоит из совокупности следующих процессуальных действий судебного пристава-исполнителя:

описи имущества должника;

объявления запрета распоряжаться имуществом;

ограничения права пользования имуществом;

изъятия имущества или передачи его на хранение.

Арест имущества должника представляет собой совокупность нескольких перечисленных выше юридически значимых процессуальных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в отношении имущества должника и направленных на обеспечение принудительного исполнения требований исполнительного документа путем ограничения, а впоследствии и лишения должника права распоряжения принадлежащим ему имуществом.

В процессуальном смысле арест имущества должника является, во-первых, мерой принудительного исполнения, во-вторых, способом обращения взыскания на имущество должника, в-третьих, исполнительным действием, в-четвертых, полномочие, которое судебный пристав-исполнитель реализует по отношению к имуществу должника, в том случае, если должник добровольно не исполнит требования исполнительного документа.

Арест - мера исключительная, связанная с существенным ограничением прав должника, поэтому он может применяться только при наличии оснований, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве»:

наличие в производстве судебного пристава-исполнителя вступившего в законную силу исполнительного документа, по которому возбуждено исполнительное производство;

неисполнение должником в добровольном порядке требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем;

наличие у судебного пристава-исполнителя заявления взыскателя о наложении ареста на имущество должника одновременно с возбуждением исполнительного производства.

Согласно ст. 80 ФЗ «Об исполнительном производстве» арест применяется:

для обеспечения сохранности имущества должника, которое подлежит последующей передаче взыскателю или для дальнейшей реализации;

при исполнении судебного акта о конфискации имущества должника;

при исполнении определения суда о наложении ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него и у других лиц.

Данный перечень оснований является исчерпывающим, в любых других случаях применение ареста как меры принудительного исполнения недопустимо.

Наложение ареста на имущество должника отнесено законом к исключительной компетенции судебного пристава-исполнителя. Как следует из ст. 80 ФЗ «Об исполнительном производстве», арест имущества должника напрямую сопряжен с осмотром, изъятием и передачей имущества должника на реализацию, вскрытием помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам.

При аресте имущества должника, также при совершении любых установленных законом исполнительских действий, направленных на производство ареста имущества должника, присутствие понятых обязательно [6]. Количество понятых не может быть менее двух. Как показывает практика, этим простым правилом судебные приставы-исполнители нередко пренебрегают, привлекая в качестве понятых одного человека. Подобные действия недопустимы, понятых всегда должно быть не менее двух, в их качестве могут выступать любые дееспособные граждане, достигшие возраста 18 лет, не заинтересованные в совершении исполнительных действий и не состоящие между собой или с участниками исполнительного производства в родстве, подчиненности или подконтрольности, в супружеских отношениях. Чем больше понятых участвует в совершении исполнительных действий, тем больше количество свидетелей смогут подтвердить законность действий судебного пристава-исполнителя в случае их обжалования.

Если при производстве описи отсутствует должник или его представитель, то опись имущества производится в присутствии кого-либо из совершеннолетних членов семьи должника, а при отсутствии этих лиц - с участием представителей соответствующих жилищных органов.

По своей правовой природе арест является очным и разовым действием. Заочный арест несостоятелен и ничтожен, поскольку ст. 80 ФЗ «О судебных приставах» четко определяет арест как опись имущества. Опись предполагает описание наблюдаемого объекта. Поэтому описи может быть подвергнуто только то имущество, которое непосредственно наблюдается судебным приставом-исполнителем.

В этой связи следует обратить внимание на существующую пагубную практику, когда судебный пристав-исполнитель, получив из органов регистрации прав на недвижимое имущество или из ГИБДД справку о наличии в собственности должника соответствующего имущества, выносит постановление о наложении ареста на это имущество и направляет его для исполнения в соответствующий орган. Указанные постановления этими органами зачастую принимаются и не исполняются. Подобная практика, конечно же, не допустима. Ведь цель, преследуемая судебным приставом-исполнителем в данном случае, не допустить отчуждения, принадлежащего должнику имущества вполне понятна, но плохо достигаема, ибо ничто не препятствует должнику продать, к примеру, автомобиль, несмотря на то, что в органах ГИБДД имеется постановление судебного пристава-исполнителя о наложении на него ареста. Органы ГИБДД производят не регистрацию права собственности, а регистрацию и учет транспортных средств и их владельцев. Поэтому если должник продает свой автомобиль и лицо его купившее, придет для постановки на регистрационный учет в орган ГИБДД, то этот орган будет обязан произвести регистрацию нового владельца, поскольку арест, наложенный постановлением судебного пристава-исполнителя, ничтожен. Если органы ГИБДД откажут новому владельцу в постановке на регистрационный учет, то он легко сможет принудительно произвести регистрацию через обращение в суд. Примерно аналогична ситуация будет и с недвижимым имуществом. Во избежание таких ситуаций необходимо: во-вторых, лежащим процессуальным образом оформлять арест имущества в виде составления соответствующего акта и направления его в соответствующий регистрирующий орган, у которого возникает соответствующее законное основание не регистрировать сделки по отчуждению имущества должника.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты