Рефераты

Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними

p align="left">В. Грабежи и разбойные нападения.

При совершении грабежей и разбойных нападений объект преступного посягательства выбирается в большинстве случаев в силу стечения благоприятных обстоятельств. Часто ведется предварительное наблюдение за будущей жертвой для определения наличия при ней ценностей и выбора удобного места для совершения нападения.

Большинство грабежей и разбойных нападений совершено на улицах: возле магазинов, на остановках общественного транспорта, во дворах домов, на рынках и так далее, в вечернее и ночное время.

Существуют различия между грабежами и разбойными нападениями в отношении взрослых и несовершеннолетних потерпевших.

Рассмотрим наиболее распространенные способы совершения грабежей и разбойных нападений на взрослых.

1. Жертву окружают и требуют деньги, а далее «сценарий» разворачивается в зависимости от действий потерпевшего:

а) если жертва не отдает деньги, то ее избивают и забирают все ценное;

б) если жертва отдает деньги, то под угрозой оружия у нее проверяют карманы и забирают сокрытое;

в) последняя ситуация, но жертву не бьют, а «придушивают» заранее приготовленным шарфом, поясом и тому подобное;

2. Срывание меховых шапок, украшений;

3. Вырывание из рук сумки, портфеля и так далее.

При совершении грабежей и разбойных нападений на взрослых потерпевших организованные группы несовершеннолетних иногда прибегают к убийству жертвы с целью сокрытия преступления. Участники таких групп привлекаются также к ответственности за незаконное приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия.

Несовершеннолетние жертвы грабежей чаще всего младше по возрасту, чем нападавшие. Это обстоятельство позволяет членам групп несовершеннолетних доводить свой преступный умысел до конца, поскольку младшие подростки обычно боятся более старших. Иногда грабеж совершается одновременно в отношении нескольких потерпевших.

Наиболее распространенным способом совершения грабежа в отношении несовершеннолетней жертвы является запугивание, после чего подросток не сопротивляется, когда у него забирают вещи.

Организованные группы несовершеннолетних совершают также разбойные нападения на квартиры потерпевших. Для достижения преступного результата они используют такие качества потерпевшего, как небрежность в хранении имущества и доверчивость.

В подавляющем большинстве случаев разбойные нападения на квартиры группы несовершеннолетних совершают днем, выбирая время, когда в квартире могут находиться только пожилые люди или дети. Для получения данной информации члены групп несовершеннолетних завязывают знакомства с лицами, посещающими эту квартиру или проживающими в ней.

При подготовке к разбойному нападению на квартиру производится инструктаж соучастников, приобретают газовые баллончики, ножи, обрезы. Нередко несовершеннолетние совершают преступления в масках из чулок и перчатках.

Наиболее распространенными вариантами поведения участников разбойного нападения в квартире потерпевших являются:

1) связывание или запирание потерпевших в кладовке (туалете, ванной комнате). Один из участников остается с потерпевшим в качестве сторожа, в то время как другие собирают ценности;

2) принуждение потерпевшего под реальной угрозой смерти (например, приставив нож к горлу) указать места хранения ценностей;

3) избиение потерпевшего до состояния, в котором он неспособен оказать сопротивление, и последующий сбор ценностей.

При грабежах и разбоях, как на улицах, так и в квартирах, достаточно высок уровень насилия, причинения телесных повреждений. Это связано с тем, что проявление жестокости к людям воспринимается подростками как закалка воли, признак смелости. Часто подростки с целью приобретения соответствующих навыков посещают секции каратэ и других видов рукопашного боя.

В ходе расследования могут возникнуть и другие версии, вызванные необходимостью установления роли каждого участника группы, степени ее организованности. По данной категории дел наиболее часто появляются версии о наличии других соучастников. Как правило, это происходит при задержании подростка, подозреваемого в совершении преступления, обстоятельства которого (например, значительное количество похищенного) свидетельствуют о его групповом характере. В подобных случаях основные усилия направляются на выявление ближайшего окружения подростка.

Для установления всех соучастников необходимо установить такой признак организованной преступной группы несовершеннолетних, как тесная связь между ее членами. Она проявляется не только при совершении преступлений, но и в других совместных действиях (развлечениях, работе, учебе и так далее) и выражается в некоторой обособленности группы в целом от других подростков. О наличии тесной связи между подростками можно узнать путем допросов осведомленных об этом лиц (близких родственников, соседей, учителей). Они, как свидетельствует практика, нередко вполне обоснованно объясняют совершение обвиняемым преступлений отрицательным влиянием со стороны его друзей, называя при этом конкретных лиц и конкретные факты. Через них же устанавливаются места сбора членов группы. В этих местах путем проведения оперативных мероприятий можно обнаружить скрываемых организаторов и других участников преступлений.

Для проверки версии о роли каждого конкретного участника в совершенном преступлении необходимо выявлять и доказывать, кто и как вовлекал конкретное лицо в деятельность группы, а также устанавливают факты «преступного воспитания», воздействия на психологию членов группы несовершеннолетних. Иначе деятельность группы не будет пресечена и она начнет совершать новые преступления с другими исполнителями.

При проверке версии о совершении преступления группой несовершеннолетних возникает вопрос о ее организаторе.

Согласно ч. 5 ст. 35 УК России, устанавливающей ответственность организаторов преступных групп, следователи обязаны выявлять, кто конкретно организовал группу несовершеннолетних, преступная деятельность которой расследуется. Данная версия проверяется:

- изучением межличностных отношений в группе несовершеннолетних, выяснением факта, кто из ее членов выступает лидером в повседневной жизни;

- изучением психических свойств и личностных качеств участников группы, выявлением среди них лиц, обладающих сильной волей, решительностью, умением подчинить себе других, физически хорошо развитых;

- установлением фактов, что после разоблачения и ареста группы несовершеннолетних один из обвиняемых проявляет особую активность по налаживанию связей между арестованными для выработки единой линии поведения на следствии, требует от других соучастников дачи выгодных для него показаний.

Эти сведения могут быть почерпнуты из показаний потерпевших, свидетелей, участников групп несовершеннолетних и других источников. Данные об организаторе могут быть получены также в результате проведения органами дознания оперативно-розыскных мероприятий.

Структура организованной преступной группы несовершеннолетних сохраняется до тех пор, пока не будет доказана вина ее руководителя и не будут применены в отношении него уголовные санкции. В период расследования преступная группа больше обычного консолидируются, и на первый план выдвигается функция защиты. Именно поэтому, как правило, в ходе расследования к уголовной ответственности редко привлекаются ее руководящие члены.

Версия о том, что группа, преступления которой расследуются, является организованной, может быть выдвинута как в начале следствия (для определения оптимальных путей розыска преступников), так и после задержания ее участников (для решения вопросов уголовной квалификации преступления). В ходе проверки этой версии необходимо установить наличие следующих признаков: устойчивости, внутренней иерархии, существования общего денежного фонда, жесткой дисциплины и контактов со взрослыми организованными группами. В качестве формальных критериев для выдвижения версии о том, что данная группа является организованной, могут служить, среди прочих, число привлекаемых к уголовной ответственности по делу лиц и количество вменяемых им эпизодов преступной деятельности, наряду с такими косвенным показателем, как длительность подобной деятельности.

Рассмотрим подробней особенности предмета доказывания по данной категории дел.

1. Устойчивость преступной группы

Для установления этого признака выясняются:

а) время существования группы;

б) с какой целью и под влиянием каких факторов она преобразовалась в преступную;

в) когда было совершено первое преступление;

г) все лица, участвовавшие и имеющие отношение к совершению групповых преступлений;

д) источники приобретения либо изготовления огнестрельного (холодного) оружия или орудий взлома, если они использовались членами организованной группы несовершеннолетних.

2. Наличие иерархически организованной структуры преступной группы.

Обязательно планируются мероприятия для установления негласных, но подлинных лидеров, их роли и деятельности в различных ситуациях функционирования группы, степени их влияния, характера взаимоотношений лидера с рядовыми членами группы.

3. Наличие в группе собственных норм поведения и ответственности.

Выясняются факты применения санкций и поощрений к отдельным членам данной группы.

4. Наличие денежных фондов.

Устанавливаются места хранения денежных средств, размеры таких фондов и обстоятельства, свидетельствующие об их использовании, лица, несущие ответственность за сохранность и правильность использования всего денежного фонда.

Это даст возможность объединить в одну систему все следственные и оперативные действия, проводимые для возмещения материального ущерба. Считаем целесообразным, чтобы возмещение ущерба осуществлялось в первую очередь из средств изъятого фонда, и лишь в случае их нехватки - за счет родителей несовершеннолетних обвиняемых.

5. Наличие контактов с взрослыми преступными группами.

Существование таких связей необходимо выявлять в ходе проведения каждого следственного действия.

По делам о групповых преступлений несовершеннолетних особое значение имеет очередность следственных действий. При этом обязательно должен учитываться ряд обстоятельств:

а) необходимо изучить взаимоотношения в группе и существующие в ней противоречия - для выявления наиболее слабых ее «звеньев».

Поведение каждого обвиняемого на предварительном следствии в значительной мере определяется его взаимоотношениями с соучастниками до и после привлечения к уголовной ответственности. Для установления этих взаимоотношений изучают: социальное окружение участников преступной группы несовершеннолетних; общественно полезную деятельность каждого члена группы; пути его вовлечения в преступную группу и выполняемую им роль; мотивы совершения преступления; внутригрупповые отношения; психические, интеллектуальные, эмоционально-волевые качества каждого подростка.

В основе взаимовлияния, сложившегося в преступной группе несовершеннолетних, лежит подражание. Вот почему полезно в тактических целях знакомить членов группы с правдивыми показаниями их соучастников. При этом необходимо исключить или свести к минимуму воздействие на подростка других участников группы, лиц, заинтересованных в исходе дела, родителей и так далее.

б) при производстве следственных действий с участием наиболее активных и опасных членов группы несовершеннолетних следователь должен обладать максимально возможным количеством информации об их деятельности от других соучастников;

в) необходимо выявлять конфликты в преступной группе несовершеннолетних, возникшие после ее установления правоохранительными органами и в связи с расследованием. Зачастую такие конфликты вызывают подростки: чьи необдуманные, неосторожные действия стали причиной раскрытия преступной деятельности; пытающиеся предпринимать (самостоятельно или с помощью родителей) сепаративных действия для уклонения от уголовной ответственности; не выполнившие требования об уничтожении вещественных доказательств преступной деятельности; играющие разную роль в преступной деятельности; арестованные и временно находящиеся на свободе; подростки, начавшие давать правдивые показания и оказывающие противодействие следствию.

Анализ и оценка имеющегося конфликта помогут следователю, во-первых, выбрать наиболее эффективные тактические приемы допроса, очной ставки и других следственных действий, а во-вторых, изменить негативную позицию членов группы.

С учетом возрастных особенностей несовершеннолетних и конкретных обстоятельств дела планируются меры по устранению «утечки» информации, особенно показаний участников группы, исключению возможной расправы с подростками, дающих правдивые показания.

В ходе расследования преступлений, совершенных группой несовершеннолетних, планируются мероприятия, направленные на дезорганизацию рефлексивных связей между участниками этой группы.

Рефлексией в психологии принято называть размышления, связанные с имитацией мыслей и действий противника (партнера) и анализом собственных рассуждений и выводов [26. Л. 1976. Вып.4. С. 296]. Дезорганизация рефлексивных связей является одной из первоочередных задач расследования преступлений, совершенных группой несовершеннолетних.

Значительный практический интерес представляют выявление и анализ рефлексивных характеристик членов группы несовершеннолетних, изучение рефлексивной структуры группы.

Рефлексивные связи в группе - это результат имитации одним членом группы рассуждений другого члена [31. С. 50]. Вот почему уже в самом начале расследования нужно информационно их изолировать.

В случае нахождения некоторых членов групп под стражей следователь является, как правило, единственным «коммуникативным каналом» между задержанными членами группы и находящимися на свободе. А значит, он получает возможность активно влиять на их рефлексивные рассуждения путем передачи соответствующей информации.

1.4 Взаимодействие следователя с оперативными работниками и другими структурами ОВД

Своевременность и качество реализации намеченных мероприятий в немалой степени зависит от того, учтены ли при составлении плана возможности взаимодействия с различными службами органов внутренних дел и другими государственными и общественными организациями. Благоприятные предпосылки для такого взаимодействия возникают при специализации определенных сотрудников следственного и оперативного аппаратов на делах о преступлениях несовершеннолетних.

Целесообразно разрабатывать единый согласованный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, который после согласования с руководителями соответствующих подразделений утверждается начальником органа внутренних дел, осуществляющего расследование.

Нужно иметь в виду, что вопрос о возбуждении уголовного дела по фактам преступных действий несовершеннолетних должен решаться следователем, за исключением единичных, не терпящих отлагательств случаев.

В ходе проведения первоначальных следственных действий оперативно-розыскные мероприятия направлены: на установление подростка, совершившего преступление; организацию мер по розыску и задержанию преступников; выяснение отдельных обстоятельств преступления (например, выявления свидетелей, соучастников преступления); изучение личности несовершеннолетнего (получение сведений об условиях жизни и воспитания и так далее); сбор информации о готовящихся преступлениях и о принятии мер к их пресечению; получение данных о похищенных ценностях и имуществе, о возможностях возмещения ущерба, причиненного преступлениями.

Нежелательно поручать сотрудникам уголовного розыска проведение наиболее важных следственных действий, требующих, как правило, знание всех материалов дела.

Одним из условий успешного решения профилактических и других задач расследования по рассматриваемой категории дел является взаимодействие с отделом профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН). Рекомендуется, в частности, следующие основные формы взаимодействия:

1. Получение из ОППН сведений о подростках, склонных к совершению преступлений, в ходе проверки версии о совершении неочевидного преступления несовершеннолетними.

2. Сообщение в ОППН полученных при расследовании преступлений данных о неблагополучных семьях, подростках, другой информации, представляющей интерес для ОППН, а также направление справок - характеристик на несовершеннолетних обвиняемых.

3. Истребование из ОППН справок о личности несовершеннолетнего обвиняемого, условиях его жизни и воспитания.

4. Изучение следователем материалов профилактического дела на несовершеннолетнего, состоящего на учете в ОППН.

5. Поручение ОППН обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, если соответствующие материалы отсутствуют в профилактическом деле. О результатах обследования следователю представляется справка.

6. Направление следователем в ОППН копий представлений и ответов на них.

7. Подготовка и внесение совместных представлений.

8. Оказание ОППН помощи следователю в организации выступлений в коллективах по материалам расследованных уголовных дел, а также подготовка совместных выступлений.

9. Совместные сообщения в средствах массовой информации.

В результате взаимодействия с ОППН следователь может получить данные, характеризующие не только личность несовершеннолетнего, но и отношение к нему педагогического коллектива школы, в которой он учился, взаимоотношения несовершеннолетнего с конкретным представителем. Эти данные, безусловно, будут способствовать обоснованному выбору педагога для участия при допросе несовершеннолетнего подозреваемого. Располагая такими данными, следователь при всех прочих условиях может учитывать их при принятии и других процессуальных решений (например, при избрании меры пресечения).

Необходимо обратить внимание на недопустимость смешения функций ОППН и следствия. Сотрудникам ОППН нельзя, в частности, поручать проведение следственных действий, проверок заявлений и сообщений о преступлениях, розыскных мероприятий.

1. Организация расследования групповых преступлений несовершеннолетних.

Организация расследования рассматриваемой категории преступлений отличается рядом особенностей, связанных именно с групповым характером совершения. Нередко уже на первоначальном этапе расследования можно выдвинуть версию о совершении преступления группой несовершеннолетних и- в ее развитие - версии об условиях формирования такой группы. К их числу относятся:

- проживание членов группы в одном микрорайоне;

- обучение в одном учебном заведении, расположенном в данном микрорайоне;

- общие интересы и занятия (спорт и так далее);

- общее времяпрепровождение (посещение парков, дискотек, пляжей и так далее);

- нахождение членов группы на учете в отделении профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН);

- наличие в группе подростков или взрослых, недавно освободившихся из мест лишения свободы.

На основе данных версий раскрытие может идти по следующим направлениям:

- патрулирование в районе совершения преступления силами местной милиции, патрульно-постовых служб с целью выявления по имеющимся приметам или кличкам групп подростков, проводящих свое время на улицах (в близлежащих парках, на дискотеках);

- проверка оперуполномоченным уголовного розыска, специализирующимся по делам несовершеннолетних, преступных или озорных групп из числа состоящих на учете в ОППН на причастность к совершению преступлению. Однако поскольку на учете в ОППН состоят далеко не все группы, необходимо проверять по имеющимся кличками и приметами всех подростков, зарегистрированных в ОППН;

- беседы инспекторов ОППН с преподавателями находящегося в данном микрорайоне учебного заведения с целью установления обучаемых, склонных к совершению правонарушений;

- проверка в районе совершения преступления, ближайших микрорайонах спортивных секций, молодежных клубов;

- проверка подростков и взрослых, недавно освободившихся из мест лишения свободы, на причастность к данному преступлению;

- иная оперативная работа сотрудников уголовного розыска по имеющимся приметам или кличкам.

При планировании расследования рекомендуется уделять внимание не только проблемам выявления и использования фактических данных, имеющих значение для дела. Не менее важна и организационная сторона реализации запланированных действий, поскольку многие их них (одновременные задержания, обыски и так далее) являются большими как по объему выполняемой работы, так и по количеству участников. Своевременное разрешение организационных вопросов в значительной степени облегчает проведения расследования.

По делам данной категории большое значение приобретает взаимодействие следователя с сотрудниками оперативных служб. Так, сотрудникам уголовного розыска целесообразно поручать:

- выявление неизвестных участников преступной группы несовершеннолетних и их задержание;

- установление организаторов и их связей со взрослыми преступными группами;

- проверку причастности несовершеннолетних к совершению других преступлений;

- установление потерпевших в случаях выявления незарегистрированных фактов преступной деятельности группы несовершеннолетних;

- поиск свидетелей;

- получение оперативной информации о взаимоотношениях в группе;

- установление мест нахождения (сбыта или хранения) похищенных вещей и их изъятие;

- выявление круга лиц, которые имеют положительные или антисоциальные связи с несовершеннолетними подозреваемыми;

- установление каналов поступления огнестрельного оружия [2001. С. 514-515].

Учитывая довольно высокий процент знакомства детей потерпевших с участниками преступных групп несовершеннолетних при совершении последними квартирных краж или разбойных нападений на квартиру, необходимо:

- поручать сотруднику уголовного розыска по линии несовершеннолетних установить подростков - знакомых, родственников потерпевших и их связей;

- с помощью сотрудников ОППН изучить образ жизни последних (если они не состоят там на учете), их связи и особенности поведения;

- выявлять наличие у них похищенных вещей и ценностей или факты сбыта ими вещей, аналогичных похищенным.

Взаимодействие следователя с ОППН возможно в следующих формах:

- получение из ОППН сведений о преступных и «озорных» группах несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, в ходе проверки версий о совершении преступления группой несовершеннолетних в условиях очевидности;

- получение информации из ОППН о группе несовершеннолетних, причастных к совершению преступления, ее структуре, а также взрослых лицах, отрицательно влияющих на группу, о взаимоотношениях между членами группы;

- изучение и использование в ходе расследования материалов профилактического отдела ОППН, заведенного на преступную или «озорную» группу несовершеннолетних.

Инспекторы ОППН в большинстве случаев обладают достаточной информацией о наличии в районе «озорных» и преступных групп несовершеннолетних, ведут их учет, особо отмечая руководителей группы. Следователи, имея такую информацию, могут выдвигать достаточно обоснованные версии о других соучастниках преступления, о которых умалчивает задержанный несовершеннолетний, о «слабых звеньях» в группе и, главное, о лице, являющемся ее организатором.

Взаимодействие с указанными службами поможет следователю получить более полную информацию о самом подростке и его связях, что будет способствовать объективности расследования.

2. Особенности тактики отдельных следственных действий

2.1 Тактика допроса несовершеннолетних

Независимо от процессуального положения допрашиваемого при подготовке к допросу несовершеннолетнего и его производстве следователь должен:

1. Исключить промедление с допросом, свести к минимуму промежуток времени с момента возникновения необходимости в допросе до его проведения. В противном случае на подростка могут оказать взаимодействие заинтересованные лица, внушающую роль сыграют слухи, суждения различных лиц о происшедшем. С течением времени будут забываться детали события, замещаясь фантазиями, вымышленными подробностями.

2. Правильно определить способ вызова несовершеннолетнего на допрос, чтобы исключить нежелательную огласку этого факта и воздействия заинтересованных лиц.

3. Продумать круг участников допроса: решить, будут ли участвовать в допросе родители подростка, педагоги и другие лица, кто именно; пригласить при необходимости защитника.

4. Получить по возможности полные сведения о личности несовершеннолетнего, использовать данную информацию для установления психологического контакта с допрашиваемым и определения тактики допроса.

5. Не допускать бесцельного ожидания подростком момента начала допроса.

6. Создать обстановку, в которой несовершеннолетний мог бы сосредоточиться на содержание допроса, убрать предметы, способные отвлечь его внимание, посадить в стороне от окна, исключить присутствие посторонних лиц, телефонные разговоры и тому подобное.

7. Письменно сформулировать наиболее важные вопросы таким образом, чтобы они не несли в себе подсказок и были бы составлены в понятых для подростка выражениях.

8. Вести допрос в спокойной, уверенной манере, избегать грубых окриков и в то же время пресекать развязное поведение допрашиваемого.

9. Помочь подростку в определении предмета свободного рассказа и всего допроса. По возможности не прерывать речь допрашиваемого. При необходимости акцентировать внимание на отдельных сторонах обстоятельств преступления.

10. Не затягивать допрос, поскольку подростки быстро утомляются и в таком состоянии могут легко согласиться с какими-либо суждениями следователя. Если допрос в силу объективных причин нельзя провести в короткое время, то необходимо делать перерывы (по 5-10 мин. через каждые 20-40 мин. допроса, в зависимости от возраста допрашиваемого).

11. Выяснить, кто из взрослых беседовал с подростком по существу дела.

12. Не допускать постановки наводящих вопросов.

13. Фиксировать сведения после завершения рассказа несовершеннолетнего (чтобы перерывы в показаниях не помешали воспроизведению событий).

14. Использовать научно-технические средства (звуко- и видеозапись) в качестве дополнительных средств фиксации показаний с целью более полно отразить ход и результаты допроса несовершеннолетних. Следователь должен быть готов также к тому, что подростки в ходе судебного разбирательства нередко меняют свои показания под воздействием заинтересованных лиц и близких. Поэтому наиболее важные из показаний несовершеннолетнего в стадии расследования рекомендуется фиксировать не только в протоколе, но и на фонограмме. К сожалению, на практике звуко- и видеозапись допросов несовершеннолетних применяется сравнительно редко.

При допросе несовершеннолетних свидетелей (потерпевших) и обвиняемых (подозреваемых) допускается участие специалиста-педагога. Представляется, что в таких случаях предпочтительней участие педагога-психолога, поскольку оказать помощь при установлении психологического контакта, более или менее точно дифференцировать индивидуально-психологические особенности допрашиваемого способен только человек, обладающий специальными познаниями в области психологии. Причем в зависимости от личности допрашиваемого должен быть приглашен психолог соответствующего профиля. Так, при допросе психически здоровых несовершеннолетних может участвовать специалист в области педагогической или возрастной психологии. Если допрашиваемый страдает недостатками слуха или зрения, то в качестве специалиста целесообразно приглашать сурдопсихолога или тифлопсихолога.

Для установления психологического контакта используют следующие тактические приемы:

- правильный выбор места допроса (в привычной обстановке, в служебном кабинете и так далее);

- возбуждению у допрашиваемого интереса к общению и его результатам;

- воздействие на эмоциональную сферу допрашиваемого (обращение к чувствам несовершеннолетнего - стыду, гордости, раскаянию, сожалению с целью заставить отказаться от противодействия и вступить в контакт со следователем);

- выяснение в ходе допроса сведений, не только отрицательно, но и положительно характеризующих несовершеннолетнего;

- воздействие на допрашиваемого путем обращения к положительным качествам личности (справедливости, принципиальности, объективности и тому подобное).

По большинству уголовных дел несовершеннолетних вначале допрашивают в качестве свидетелей, и лишь после этого их задерживают в качестве подозреваемых или им предъявляют обвинение. Допрос лиц по обстоятельствам совершенного им преступления в качестве свидетелей считается нарушением уголовно-процессуального закона. Однако, к сожалению, это устоявшаяся практика, позволяющая следователю на момент допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого представлять, какую позицию он занимает. На данном этапе важное значение приобретает подготовка к допросу, в которую, кроме изучения личности несовершеннолетнего подозреваемого, входят: тщательное, всестороннее изучение материалов дела; определение цели, задачи и предмета допроса; выбор времени и места его проведения, способа вызова подростка; подготовка доказательств; решение вопроса о приглашении законного представителя несовершеннолетнего и его защитника; подготовка научно - технических средств и приглашение специалиста - техника в случае предполагаемого использования звуко(видео) записи.

К моменту допроса несовершеннолетнего подозреваемого обычно отсутствуют полные данные о его личности. Поэтому допросу должна предшествовать беседа с подозреваемым (она может сопровождаться заполнением анкетной части протокола допроса).

Несовершеннолетние подозреваемые (обвиняемые) нередко бывают угнетены фактом задержания и производимого расследования, испытывают тревогу за свою судьбу. Если преступление совершено в состоянии алкогольного опьянения, то после протрезвления несовершеннолетние довольно часто тяжело переживают сам факт совершения преступления. В подавленном состоянии подростки с безразличием относятся к предмету допроса и его результатам. В подобной ситуации от следователя требуется умение убедить подозреваемого или обвиняемого в том, что у него есть жизненные перспективы, объяснить значение объективных показаний для результатов следствия и судебного разбирательства. Искренняя заинтересованность в судьбе несовершеннолетнего повысит авторитет следователя, вызовет доверие к нему, поможет установлению психологического контакта.

Перед началом допроса необходимо в доступной для несовершеннолетнего форме разъяснить суть предъявленного обвинения или возникшего подозрения и их юридические последствия. Убедиться в том, что несовершеннолетний усвоил смысл разъяснений, можно, задав ему несколько контрольных вопросов.

Учитывая возраст подозреваемого, необходимо обеспечить участие в предстоящем допросе лиц, которые должны быть привлечены к нему в соответствии с законом (педагога, защитника) либо тех, решение об участии которых принял следователь (например, законного представителя несовершеннолетнего). При выборе указанных лиц надо исходить из характера следственной ситуации. Так, для участия в допросе несовершеннолетнего, отказывающего давать правдивые показания, желательно вызвать знакомого ему авторитетного педагога, тренера, имеющего педагогическое образование и способного оказать положительное воздействие на допрашиваемого. В то же время подростки иногда испытывают неловкость, стеснение (например, по делам о половых преступлениях) в присутствии знакомого педагога и могут замкнуться, отказываются отвечать на вопросы. Поэтому перед вызовом педагога полезно узнать мнение на этот счет самого подростка.

В ходе допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) часто приходится выяснить характер отношений в семье, условия воспитания подростка. Здесь от следователя требуется особая деликатность, поскольку подросток можно болезненно реагировать на задаваемые ему по этому поводу вопросы.

К тактическим приемам предупреждения и разоблачения ложных показаний несовершеннолетних, применение которых положительно зарекомендовало себя на практике, относятся:

1. Демонстрация осведомленности следователя.

2. Выяснение в ходе допроса так называемых «опорных пунктов» в показаниях для последующей их проверки.

3. Детализация показаний и сопоставление полученных данных с материалами первоначальных следственных действий (протоколом осмотра места происшествия, показаниями очевидцев и так далее), которые помогут выявить действительную роль несовершеннолетнего в расследуемом событии.

4. Постановка несовершеннолетнему контрольных вопросов по поводу обстоятельств, известных следователю, позволяющая проверить, насколько допрашиваемый ориентируется во времени, расстояниях и так далее.

5. Постановка вопросов об обстоятельствах, имеющих косвенное отношение к выясняемому событию (известно, что несовершеннолетним трудно устанавливать существенные связи между явлениями, вследствие чего они дают правдивые показания на вопросы, которые, по их мнению, прямо не затрагивают интересующую следователя тему).

Не рекомендуется поручать допрос несовершеннолетних подозреваемых, а тем более обвиняемых, оперативным работникам. Недостаточное знание ими психологических и тактических основ допроса указанных лиц может привести к самооговорам. Если первым несовершеннолетнего допрашивал оперативный уполномоченный, следователю необходимо тщательно проверить результаты этого допроса. Причем повторный допрос должен проводится без участия допрашиваемого подростка оперативного уполномоченного, даже когда он настаивает на этом. Если подросток на первом допросе оговорил себя, то присутствие данного лица является фактором, препятствующим отказу от самооговора и даче объективных показаний.

При расследовании групповых преступлений несовершеннолетних особенности проведения следственных действий связаны прежде всего с решением вопроса об очередности их проведения с теми или иными участниками группы.

Решение следователя об очередности допроса несовершеннолетних подозреваемых должно основываться на оценке совокупности ряда обстоятельств:

- личности подростка, его психических свойств (можно ли ожидать от него правдивых показаний), наличие преступного опыта, судимости, фактов общения с работниками следственных органов (предпочтение отдается соучастнику, не имеющему такого опыта);

- доказательств участия несовершеннолетнего в совершении группового преступления (чем очевиднее вина допрашиваемого, тем больше оснований ожидать правдивых показаний);

- роли несовершеннолетнего подозреваемого в совершении преступного деяния (возможный организатор или второстепенный его участник). Быстрее и легче дают правдивые показания второстепенные участники преступления. Поэтому, по общему правилу, допрашивать возможного организатора группы несовершеннолетних целесообразно последним;

- данных о том, что один из подростков занимает в группе положение «оппозиционера». Эти лица обычно противопоставляют себя организатору группы, другим ее участникам. Причинами оппозиции могут быть стремление к лидерству, зависть, ревность, недовольство методами преступной деятельности других членов группы, неудовлетворенность своей «долей» похищенного, а также несогласие с общей «доктриной» группы. При выявлении таких лиц их необходимо допрашивать в первую очередь;

- положение подростка в группе (является ли он «новичком», не применялись ли к нему санкции за нарушение существующих в группе норм поведения. Обычно такой подросток менее связан с другими участниками отношениями взаимовыручки и быстрее дает правдивые показания).

До привлечения участника группы несовершеннолетних к уголовной ответственности он, как правило, совершает несколько однотипных преступлений. Отдельные эпизоды преступной деятельности как бы «наслаиваются» в памяти подростка один на другой, и ему трудно объяснить, что же имело место в каждом конкретном случае. С целью активизации памяти у несовершеннолетнего его допрос рекомендуется проводить в определенной последовательности:

- вначале изучить обстоятельства, непосредственно предшествовавшие совершению преступлений (когда и с какой целью образовалась группа);

- установить, где встречались подростки, что делали, как и у кого возникла мысль совершить преступление;

- выяснить их роль в процессе подготовки и совершения каждого преступления;

- узнать, почему менялись конкретные участники каждого преступного посягательства;

- установить, как группа распорядилась похищенным имуществом и средствами от его реализации;

- определить, кто, кроме лиц, принимавших участие в преступлениях группы несовершеннолетних, осведомлен о ее преступной деятельности.

Такой порядок допроса поможет допрашиваемому восстановить в памяти забытое и правильно воспроизвести воспринятое.

Допрос несовершеннолетнего участника преступления обычно происходит в конфликтной ситуации. Если конфликт не приобрел ярко выраженного характера, то несовершеннолетний может выдать похищенное имущество и орудия преступления, назвать соучастников, но вместе с тем полностью не раскрыть своих взаимоотношений с ними, считая данную информацию малозначительной. Такие ситуации встречаются наиболее часто. Поэтому если подозреваемый (обвиняемый) полностью признает себя виновным в совершении преступления, допрос должен вестись не менее детально, чем в случаях, когда он отрицает свою вину. При этом необходимо применять следующие тактические приемы:

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты