Рефераты

Особенности расследования преступлений совершенных несовершеннолетними

p align="left">Понятно, что ближайшие и - самое главное - отдаленные негативные "плоды" подростковой незанятости оказываются тем более значительными, чем более продолжительным будет ее период. В русле темы исследования особенно значимыми для нас будут именно отдельные результаты данного явления, причем не только на индивидуальном уровне, но и в социальных масштабах. "Последствия сложного вхождения во взрослую жизнь значительной части населения могут проявиться в дальнейшем в виде долгосрочных и широкомасштабных политических, экономических и социальных проблем". В числе последних, безусловно, важнейшее место принадлежит криминологическим проблемам.

К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. В настоящее время наблюдается фактическое бездействие общественно-государственных структур, призванных осуществлять воспитательную и профилактическую работу с подростками. Повсеместно отсутствуют комиссии по делам несовершеннолетних, прекратили существование многие общественные организации, ведущие профилактическую работу с детьми и подростками. Существенные недостатки имеются в деятельности правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел.

Преступность несовершеннолетних имеет высокую латентность, и некоторые исследования показывают, что еще до первого осуждения подростки успевают совершить несколько преступлений. Это создает атмосферу безнаказанности. Не обеспечивается неотвратимость наказания -важнейшее средство предупреждения преступного поведения.

Итак, наличие причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, не означает фатальной неизбежности совершения ими преступлений. Данные причины и условия в определенной степени подлежат регулированию, нейтрализации и устранению. Важное значение в связи с этим приобретает общая и индивидуальная профилактика - система мер предупреждения преступности, применяемых государственными органами, в том числе органами внутренних дел, в отношении несовершеннолетних, совершающих преступления.

Итак, причинами преступности несовершеннолетних выступают: экономические трудности, отсутствие возможности трудоустройства, отсутствие организации досуга детей и подростков по месту жительства, системы оздоровления и летней занятости, обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, безнадзорность.

К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. В настоящее время наблюдается фактическое бездействие общественно-государственных структур, призванных осуществлять воспитательную и профилактическую работу с подростками.

Таким образом, по итогам рассмотрения в первой главе вопроса о социальной основе несовершеннолетней преступности, пришли к следующим выводам:

1) преступность несовершеннолетних в РФ следует, что преступность несовершеннолетних в целом по России остается на достаточно высоком уровне.

2) детерминантами преступности несовершеннолетних является следующее:

неудовлетворительные условия воспитания детей в семье;

недостаточная помощь родителям в воспитании детей со стороны школьных педагогов, специалистов МВД и общественности;

низкий уровень воспитательной работы в школах, неподготовленность педагогических кадров к проведению эффективной воспитательной работы с трудными детьми, неадекватное стимулирование этой деятельности;

распад семей;

безработица, обнищание семей, неспособность родителей обеспечить детей полноценным питанием и одеждой;

приобретение массового характера уклонения детей от получения образования в начальной и средней школе, раннее начало трудовой деятельности;

обнищание родительской семьи, безработица либо неполучение зарплаты родителями и значительные заработки детей в теневом и криминальном бизнесе исключают положительное отношение к честному труду;

3) Законодательство о преступности несовершеннолетних в РФ представлено УК РФ и УПК РФ, где данному явлению посвящены отдельные главы.

Глава 2 Методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними

2.1 Планирование и организация производства по уголовному делу

Установленный УПК РФ порядок производства по делам несовершеннолетних учитывает возрастные особенности этих лиц и их правовое положение (ограничение дееспособности, обязанности родителей и заменяющих их лиц и т.д.). Предусмотрен ряд дополнительных гарантий установления истины, охраны прав и законных интересов, несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.

Создание методики расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, обусловлено социально-психологическими особенностями лиц указанного возраста, имеющими объективно-субъективную природу. Объективную её часть составляют психофизиологические процессы, протекающие в организме лиц указанной возрастной группы. Субъективную - специфика формирования конкретной личности.

Методики расследования преступлений несовершеннолетних базируются на общих целях и принципах предварительного следствия, отражая вместе с тем ряд особенностей, связанных главным образом с личностью несовершеннолетних[39 ,c.160]. Эти особенности проявляются как при совершении ими противоправного деяния (включая мотивы и способ действия), так и в их поведении на предварительном следствии, обусловленном теми понятиями и установками, которые сформулировались у подростка к данному моменту.

При расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо учитывать особенности возрастного периода. Повышенная активность и возбудимость делают подростка неразборчивым в знакомствах, побуждают к конфликтам. Естественное стремление к самостоятельности может получить отрицательное развитие под влиянием среды, взрослых из числа антиобщественных элементов. Такому влиянию могут поддаться и подростки робкие, застенчивые, выросшие в семье, где процветало неуважительное отношение к детям, где унижали их достоинство. Многое в поведении подростка определяется его желанием самоутвердиться, завоевать авторитет у сверстников, прослыть смелым, решительным, и т.п.

В подростковом возрасте слабо развита система «сдержек», сознательный контроль за своим поведением, это нередко используют взрослые для вовлечения их в подходящий момент в преступную деятельность.

Многим подросткам свойственна грубость, дерзость, раздражительность как результат дурного воспитания. Эти факторы необходимо учитывать при контакте с ними. Равным образом надо иметь в виду и свойственное несовершеннолетним упрямство, а также лживость, примыкающую к упрямству. Однако лживость подростка не всегда объясняется только чертой характера, она может быть результатом неправильного понимания дружбы и товарищества, боязни прослыть предателем, желанием выделиться, привлечь внимание. Разумеется, она определяется и мотивами, общественным поведением. Стремление к дружбе нередко оборачивается вхождением в социально отрицательную группировку на базе совместных развлечений с последующим переходом к преступной деятельности. Не случайно подростковая преступность является, как правило, групповой, и истоки её лежат в безнадзорности компаний, лидерами в которых становятся взрослые или несовершеннолетние правонарушители[16 ,c.52].

Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что при расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо всегда помнить и учитывать: недостаток жизненного опыта, незавершённость формирования принципов, правил, понятий, критериев самооценки и оценки окружающих и, как следствие, неумение (неспособность) рассмотреть истинный смысл происходящих событий; доверчивость, повышенная эмоциональность, возбудимость и внушаемость, податливость уговорам и угрозам, неуравновешенность, импульсивность, стремление подражать старшим, переоценка своих возможностей.

Учёт этих факторов накладывает на следователя дополнительные обязательства, во многом определяет особенности методики расследования, формирует тактику действий.

Его взаимоотношения с несовершеннолетними должны строиться не только в соответствии с процессуальными нормами, но и охватывать широкий спектр нравственных и психологических начал. Подросток должен видеть, что следователь уделяет его делу необходимое внимание, стремится установить истину, относится объективно, реагирует на просьбы, жалобы, ходатайства. По таким делам очень важно, чтобы следователь стал авторитетом, примером для подражания. В этой связи представляется особенно важным то, чтобы расследование уголовного дела сначала и до конца вёл один следователь, тем более, если ему удалось установить психологический контакт с подростком.

Важным моментом расследования, как с тактической, так и с воспитательной позиции является установление психологического контакта.

Под психологическим контактом можно понимать такое состояние, при котором участники следственного действия проявляют интерес и готовность к общению, к обмену информацией[18 ,c.56].

Для этого, прежде всего, нужно тщательно изучить личностные качества, которые способствуют установлению контакта (общительность, откровенность и т.д.) или, наоборот затрудняют его (замкнутость, скрытность, озлобленность, лживость, вспыльчивость и др.). Немалую роль при этом способно сыграть знание увлечений, свойственных подростковым группам: спорт, музыка, видеофонотехника, компьютерные игры и т.п. На подростка оказывают значительное влияние не только слова и поступки, но и внешний вид следователя, его внимательность, сосредоточенность, безупречное знание материалов дела. Для преодоления скрытности, замкнутости, упрямства подростка, неприемлемые манеры поведения (развязанность, грубость, вспыльчивость и т.п.) должны быть использованы убеждение, корректность, вежливость в сочетании с твёрдостью, терпением.

Качество и эффективность расследования по делам несовершеннолетних во многом определяется своевременностью возбуждения уголовного дела. Даже незначительное промедление при решении этого вопроса может привести к совершению подростками новых, нередко ещё более тяжких преступлений, а также к утрате доказательств, что существенно затрудняет дальнейшее расследование.

Вместе с тем своевременное возбуждение уголовного дела: не даёт возникнуть и укрепиться представлению о безнаказанности, как в среде несовершеннолетних преступников, так и у их окружения; прекращает воздействие на подростка со стороны взрослых организаторов и подстрекателей с цель сокрытия следов преступления[40 ,c.83].

В первичных материалах могут быть следующие данные, свидетельствующие о том, что преступление совершено подростками. Во-первых, сам факт задержания их на месте преступления (возможно, явился с повинной). Во-вторых, потерпевшие или свидетели знают возраст преступников или по их внешнему виду считают, что это были несовершеннолетние, и, наконец, третий вариант - на подростковый возраст преступников указывает обстановка места происшествия, следы, предмет преступного посягательства и иные вещественные доказательства.

Если сигнал (заявление) о преступлении несовершеннолетних поступил в органы внутренних дел, то орган дознания вправе самостоятельно возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия.

Особое внимание при этом должно быть уделено соблюдению установленных сроков проверки первичных материалов. В ходе проверочных действий могут быть получены объяснения, истребованы необходимые материалы и т.п. Если при проверке первичных материалов точный возраст подростка установить не удалось, то этот вопрос решается после возбуждения уголовного дела, в процессе расследования. При отсутствии паспорта или свидетельства о рождении возраст определяется путем выемки соответствующих документов (медицинские карты, делопроизводство в учебных заведениях, личное дело в отделе кадров и т.п.) с этой же целью могут быть допрошены свидетели (родители, опекуны, родственники и т.д.). При отсутствии иных возможностей, проводится судебно-медицинская экспертиза.

Проводя проверочные и неотложные следственные действия, орган дознания направляет дело следователю.

При планировании расследования преступлений несовершеннолетних учитывается как общий предмет доказывания, так и его детализация.

Даже в случаях достаточно простой фабулы такие дела характеризуются большим объёмом и трудоёмкостью следственных действий, это связано с групповым, как правило, характера большинства дел, с более широким кругом обязательных версий, с необходимостью реализации дополнительных процессуальных гарантий, привлечением обязательных участников (родителей, педагогов и др.), необходимостью исследовать условия жизни подростка и его воспитания.

При расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, необходимо тщательно анализировать криминалистическую информацию, характеризующую преступление несовершеннолетних.

Побудительные причины большей части правонарушений несовершеннолетних во многом сходны по содержанию с мотивами преступлений взрослых (стремление добыть средства на приобретение спиртных напитков, сигарет, месть, озлобление, хулиганские побуждения, корысть). Однако есть и такие, которые типичны именно для подростков. Общественно опасные деяния часто совершаются из озорства, желания развлечься, проявить смелость, удаль, показать силу, из потребности утвердить своё положение в глазах товарищей, получить их признание, из ложно понимаемого чувства солидарности, подражания, любопытства, стремления достать сладости, ту или иную вещь, престижную среди подростков.

Корыстные мотивы имеют также специфическую окраску и особенности проявления: похитить красивое, необычное, сладкое - и зависит от возраста правонарушителя.

К числу основных (психофизиологических) особенностей несовершеннолетних, влияющих на расследование совершёнными ими преступлений, относят:

- незавершённость физического и нравственного развития (эмоциональность поведения, колебания поведения и т.п.);

- специфику восприятия, запоминания и воспроизведения (фантазирование, повышенная внушаемость и др.);

- недостаточность жизненного опыта (неполнота оценок, легкомысленность в принятии решений, отсутствие самокритики; когда преступление сразу не раскрыли, рождается чувство безнаказанности и желание совершить новое преступление);

- склонность к подражанию;

- стремление утвердить себя в среде общения, показать самостоятельность, взрослость (отсюда боязнь показаться трусом, совершение не желаемого, а производящего эффект);

- неправильно понимаемое чувство товарищества (взять вину на себя, не выдать товарища и др.)[20 ,c.214]

Указанные особенности определяют специфический круг вопросов, подлежащих выяснению в процессе расследования в соответствии и отражается в плане по любому делу несовершеннолетнего:

1. Выявление точного возраста несовершеннолетнего (число, месяц, год). Если возраст не установлен, то кроме действий, упоминавшихся ранее, могут быть направлены запросы в архивы по месту рождения, проживания или учёбы подростка.

2. Исследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Для реализации этой установки закона планируется сбор данных, характеризующих его семью. При этом необходимо установить: имеет ли подросток обоих родителей, если нет, то, как давно и по какой причине; кто воспитывает подростка; как характеризуются его родители (воспитатели, опекуны), его семья в целом (братья, сёстры, иные лица, проживающие совместно); каковы взаимоотношения в семье, нет ли источника аморального воздействия (пьянство, скандалы, развратные действия); каковы материально-бытовые условия.

При выявлении безнадзорности подростка следует установить её причины (занятость родителей, длительные командировки, болезнь, безразличное отношение к детям и т.п.). Если подросток воспитывался в детском доме, интернате, специальном учебном заведении, то выясняют, в связи с чем он туда поступил, какие там были условия жизни и какое воспитание, как характеризуют его педагоги и воспитатели.

Существенное значение имеет не только бытовое, но и ближайшее окружение подростка: круг его знакомых, друзей; наличие среди них лиц с уголовным прошлым, лиц, не занимающихся общественно полезным трудом, ведущих аморальный образ жизни. Не вовлекали ли подростка в азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков.

Необходимо выяснить, учится ли несовершеннолетний или работает, где именно, в качестве кого, каково его отношение к учёбе (работе), к старшим, его повседневное поведение, взаимоотношения с товарищами по учёбе (работе). Если несовершеннолетний и не учится, и не работает, то устанавливают, по какой причине и как давно он оставил учёбу (работу), какие меры, когда и кем предпринимались для её возобновления, в чём причина длительной занятости и т.д.[26 ,c.280]

Данные о семье, бытовом, школьном, производственном окружении устанавливают путём допросов родителей, родных, близких, знакомых, педагогов, воспитателей, бригадиров, лиц, проживающих по соседству. С этой же целью истребуют материалы по приостановленным уголовным делам и т.п.

В процессе сбора вышеуказанных данных следователь должен постоянно иметь в виду необходимость получить сведения об основных чертах характера подростка, его наклонностях, привычках, круге его интересов, характере времяпровождения, проявленности возрастных особенностей (фантазирование, внушаемость, скрытность).

3. Выяснение причин и условий, способствовавших совершению преступления.

4. Наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников.

Для реализации указанных требований закона необходимо установить причины появления у несовершеннолетнего антиобщественных привычек и взглядов, выявить обстоятельства, которые привели к формированию преступного умысла, способствовали подготовке преступления, его совершению, сокрытию следов.

По каждому делу должны быть выдвинуты и проверены следующие версии:

а) Наличие взрослых подстрекателей или иных соучастников;

б) Существование группы подростков (возможно и взрослых), совершившей несколько преступлений;

в) Наличие факторов недоносительства или заранее не обещанного укрывательства со стороны взрослых (родителей, лиц, у которых подросток оставлял на хранение похищенные вещи, которым дарил такие вещи и др.). Приобретение взрослыми похищенного подростком имущества и сбыт его.

д) Вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством, пьянство, азартные игры, употребление наркотиков, склонение к бродяжничеству и т.п.[41,c.290]

Работая по данным версиям, следует учитывать необходимость выяснения различных вариантов. Например, подростка принудили совершить преступление или он присутствовал при этом, но активно не участвовал.

Особого внимания требует анализ позиции, занятой подростком на следствии: отрицание вины или, наоборот, желание всё содеянное приписать себе. За всем этим может стоять влияние родителей, уговоры взрослых соучастников, убедивших подростка в том, что ему по молодости лет не грозит суровое наказание.

При планировании следует учитывать, что для выяснения обстоятельств совершенного преступления, должны быть проведены и предусмотренные обязательные следственные действия: допрос родителей несовершеннолетнего, его учителей и воспитателей, могущих дать нужные сведения, а также истребование необходимых документов.

Включение в план конкретных следственных действий и определение их сроков и очерёдности зависит от характера преступления и от тех исходных данных, которые были собраны к моменту возбуждения уголовного дела или наличествует на данный момент ситуации. Однако при планировании следственных действий рекомендуется учитывать возрастные особенности подростков: избегать больших перерывов в расследовании, определять очерёдность и тактику допросов, исключающие влияние взрослых или старших товарищей, не забывать и о быстрой утомляемости несовершеннолетних и т.п.[48 ,c.27]Обратимся к исследованию типичных криминалистических ситуаций по делам о преступлениях несовершеннолетних и направлений их разрешения.

В зависимости от особенностей получения, полноты и характера информации, содержащейся в первичных материалах, можно выделить следующие типичные ситуации:

1. Обстановка места преступления, информация, содержащаяся в материальных следах, указывают на совершение преступления несовершеннолетними.

2. Потерпевшие и свидетели утверждают, что преступление совершено несовершеннолетними. В одних случаях они прямо указывают на конкретное лицо, в других - приходят к такому выводу на основании внешнего вида и поведения правонарушителя.

3. Несовершеннолетний подозреваемый задержан на месте совершения преступления после его совершения или явился с повинной.

К выводу о возможном участии в данном преступлении несовершеннолетнего приходят в результатах исследования материальных источников информации на месте преступления, в которых отражаются наиболее типичные признаки проявления психологии (мотиваций, потребностей), физических возможностей и социальных ценностей несовершеннолетних.

В процессе осмотра необходимо обнаружить и исследовать обстоятельства, которые позволяют выдвинуть версию об участии несовершеннолетнего в преступлении.

Зачастую на это указывают:

1) Особенности различных следов рук и обуви, обнаруженных при осмотре;

2) следы зубов, особенно если они оставлены на таких специфических объектах, как шоколад, сыр, конфеты и другие продукты питания;

3) оставлены вещи - размер, фасон, характер изношенности. При этом надлежит выявлять все следы, в том числе и различные по характеру, форме, размеру и т.п. Это может свидетельствовать о совершении преступления групповой или о присутствии взрослого;

4) способ совершения преступления, и не только в плане подготовки и совершения, но и действий по сокрытию следов совершённого деяния, как правило, преступления несовершеннолетних не отличаются ухищрённостью способов их совершения и особенно сокрытия. Орудиями преступления часто являются случайные, подобранные в ходе деяния предметы, ненужные похищенные предметы и вещи, а так же орудия преступления нередко выбрасываются неподалёку от места его совершения, похищенное прячут в доме, где проживает подросток или его друзья, в подвалах, на чердаках и др.;

5) Размеры отверстий проникновения;

6) Признаки подражания персонажам детективных книг и фильмов (оставление на месте подписей, записок и т.п.). Содержание и почерк таких документов, а также место расположения надписей дают интересную информацию о физических и интеллектуальных данных несовершеннолетних (надписи на стенах обычно пишу на уровне глаз, что позволяет судить о росте их исполнителя);

7) Непоследовательность, нелогичность действий преступников, разбрасывание отдельных вещей, безмотивное повреждение каких-то предметов, особенно если это требовало затрат времени;

8) Количество, габариты и вес похищенного;

9) Проявление цинизма, жестокости, садизма, дерзости.

Естественно, что каждый в отдельности признак не может рассматриваться как прямое свидетельство участия в преступлении несовершеннолетнего, но их совокупность позволяет сделать такой вывод с определённой степенью вероятности и получить информацию:

Об особенностях телосложения, признаках пола, возраста и других объективных данных преступника;

Об особенностях психики (по характеру похищенного, специфическому поведению на месте совершения преступления и др.);

О предметах преступного посягательства, орудиях и средствах его совершения, одежде, обуви и сопутствующих объектах преступника.

Если есть информация о том, что преступление совершено несовершеннолетними, то работа по его раскрытию должна осуществляться в следующих направлениях:

1. Выявление на обслуживаемой территории групп несовершеннолетних и установление действительных мотивов их объединения и направленности действий. Практика показывает, что значительное число преступлений несовершеннолетние совершают в районе своего проживания или в непосредственной близости от него. Ценные сведения о формирующихся группах несовершеннолетних можно получить от участковых уполномоченных и работников инспекций по делам несовершеннолетних. Именно, в поле зрения этих лиц попадают подростки, организующиеся в группы, и их задача состоит в том, чтобы знать истинные мотивы такого объединения, уметь правильно и своевременно влиять на намерения и действия несовершеннолетних.

2. Установление подростков, у которых после совершения преступления появились деньги, предметы, вещи. Для этого на учёт берут похищенное имущество и о его признаках доводят до сведения сотрудников органов внутренних дел.

Особое внимание обращают на места возможного сбыта похищенного, которые в каждом конкретном случае зависят от характеристики обслуживаемого участка.

3. Установление лиц, которым известны обстоятельства совершённого преступления. Для этого, исходя из анализа места, времени, обстоятельств совершения преступления, можно определить, кто может быть жильцы квартир, из окон которых видно место преступления и подходы к нему; лица, которые в это время проходили недалеко от места преступления, следуя на работу, учёбу, домой или куда-то ещё; работники городского транспорта, которым могли воспользоваться несовершеннолетние, обратившие на себя внимание ввиду своего странного поведения.

После выполнения первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на уточнение обстоятельств, совершённого преступления, розыск похищенного имущества и осведомлённых лиц, установление лица, его совершившего, объём информации о содеянном преступлении расширяется. Это позволяет конкретизировать выдвинутые ранее версии об обстоятельствах преступления и совершивших его лицах и уточнить направления расследования.

Направление расследования, характер и очередность следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий зависят от степени определённости собранной к этому времени информации.[42 ,c.339]

В тех случаях, когда очевидцы высказывают предположения об участии в преступлении подростков, оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия должны быть направлены на установление конкретного лица, совершившего противоправные действия.

Розыск несовершеннолетних осуществляется по:

- Признаком внешности. Оперативные работники совместно со следователем на основе информации, полученной от людей, могут составить композиционный портрет несовершеннолетнего подозреваемого. О приметах его ориентируют сотрудников органов внутренних дел и представители общественности.

- Оперативно-криминалистическим учётом органов внутренних дел.

В первую очередь свидетелям и потерпевшим предъявляется фотоальбом лиц, которые состоят на учёте. Кроме того, используются учёты участковых инспекторов и отделов профилактики преступлений несовершеннолетних.

После выявления конкретных лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также когда очевидцы или потерпевшие прямо укажут на несовершеннолетнего правонарушителя, следственные и оперативно-розыскные действия направляются на всестороннее изучение обстоятельств совершённого деяния, личности подростка, выявление взрослых подстрекателей.

Установление точного возраста несовершеннолетнего имеет важное значение для принятия правильного решения в стадии возбуждения уголовного дела. Возраст должен устанавливаться документально (свидетельство о рождении, паспорт, выписка из книги регистрации актов гражданского состояния, справка формы паспортного аппарата). Кроме того, точный возраст можно установить по журналу того медицинского учреждения, где родился несовершеннолетний: во время появления на свет новорождённых в таких журналах фиксируется с точностью до минуты, и они хранятся в архивах медицинских учреждений 25 лет[33 ,c.42-43].

В практике порой встречаются случаи, когда установить возраст обвиняемого на основе документов не представляется возможным. Для уточнения возраста подозреваемого или обвиняемого, если это имеет значение для разрешения вопроса о его уголовной ответственности, назначается судебно-медицинская экспертиза.

При установлении судебно-медицинской экспертизой днём рождения надлежит считать последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным количеством лет суду следует исходить из предполагаемого экспертизой минимального возраста такого лица. Во всех случаях лицо считается достигшим определённого возраста не в день рождения, а начиная со следующих суток.

Ситуация когда несовершеннолетний подозреваемый задержан на месте преступления, после его совершения или явился с повинной характеризуется относительной определённостью информации о лице, совершившем преступление. При задержании его с поличным должны приниматься меры по фиксации следов преступления и изучению личности. Для этого производятся осмотр места происшествия, допрос несовершеннолетнего, свидетелей.

Если несовершеннолетний явился с повинной, необходимо тщательно выяснить обстоятельства совершённого преступления и мотивы, которые побудили подростка явиться с повинной, его возможности самостоятельно подготовить, осуществить конкретное преступление, исходя из уровня его физического или психического развития, жизненного опыта и определённых навыков. Необходимо выяснить, не совершил ли он другое, более тяжкое преступление, не делается ли это, чтобы скрыть взрослого соучастника или подстрекателя, взяв вину на себя.

Получение информации о взрослых подстрекателях имеет важное значение для уяснения механизма конкретных преступных действий, выдвижения и проверки следственных версий и осуществления профилактических мероприятий в отношении подростка. Поскольку он несовершеннолетний, порой прибегают к самооговору, необходимо сравнивать поступающую от них информацию со сведениями, которые ранее собраны по делу из материальных и идеальных отображений и анализировать их, что позволит обнаружить имеющиеся противоречия, а в последующем изобличить во лжи.

В процессе установления взрослых подстрекателей и организаторов нужно учитывать, что разрыв в возрасте между ними и несовершеннолетними в большинстве случаев незначителен. Как правило, подавляющее большинство подстрекателей и организаторов из числа взрослых были в возрасте 18-22 лет. Незначительная разница в возрасте (1-2 года) между подстрекателем и несовершеннолетним исполнителем не вносит существенных изменений в механизм совершения преступления по сравнению с теми, которые подростки совершают сами. Иная картина наблюдается, когда взрослые старше несовершеннолетних на 3-4 года и более, роль взрослых в преступной деятельности обычно более значительна, особенно в организации преступлений, что получает отражение в следовой картине преступления.

Таким образом, методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, отличается от иных частных методик расследования конструируемых по составам преступлений, тем, что её создание базируется на особенностях субъектов преступной деятельности. При этом определяющей особенностью является их возраст.

2.2 Производство отдельных процессуальных действий по делам о преступлениях несовершеннолетних

Особую сложность по данной категории дел представляет допрос несовершеннолетних, в частности, подозреваемых и обвиняемых. Это обусловлено не только особенностями психики несовершеннолетнего, но и своеобразным порядком допроса в плане гарантии его объективности: участием педагога, врача, родителей, защитника.

Допрос несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние, как и другие следственные действия с его участием, должен строиться с учётом ряда обстоятельств:

1. Возрастных особенностей: ограничение времени допроса (8-11 лет до 15-30 мин; 14-17 лет в течение часа); тенденции смешения реального и воображаемого; эмоциональность суждений и действий; неспособность выделить главное, существенное.

2. Возможности построения ложных объяснений, которые у несовершеннолетних, как правило, отличаются недостаточной продуманностью.

3. Особенностей установления психологического контакта с несовершеннолетним[20 ,c.94].

Выбор тактических приёмов при проведении допроса несовершеннолетних зависит от конкретных обстоятельств дела и личности допрашиваемого. То, что может быть применено в отношении взрослого, иногда оказывается недопустимым в отношении подростка. Подготовка к допросу предполагает всестороннее и глубокое изучение личности подростка, условий в которых он живёт и воспитывается; определение момента и времени проведения данного следственного действия, способа вызова к следователю, выяснению круга лиц, которых нужно привлечь к участию в допросе, разработку плана его проведения, определение объёма и формулировок основных и контрольных вопросов, а также устранение причин, мешающих подростку давать правдивые развёрнутые показания.

Подготовка к допросу несовершеннолетнего подозреваемого имеет свою специфику, которая состоит в следующем:

а) к началу допроса отсутствуют достаточные доказательства, свидетельствующие о совершении преступления подростком;

б) поскольку допрос подозреваемого является неотложным следственным действием, следователь ограничен временем на подготовку к его проведению[28 ,c.76].

Прежде всего, необходимо наметить линию проведения допроса, примерный перечень, последовательность и характер вопросов, которые должны быть понятны допрашиваемому, учитывать уровень его развития. Такая подготовка должна быть даже в тех случаях, когда время ограничено и отсутствует исчерпывающая информация о подростке.

Выбор момента допроса несовершеннолетнего зависит от: эмоционального состояния подростка после совершения преступления; влияния на подростка заинтересованных лиц; Объёма собранных по делу доказательств. Выбор места допроса зависит от конкретных обстоятельств дела и личности допрашиваемого. При этом следует учитывать, что привычная обстановка (школа, дом) допроса, как правило, не способствует осознанию несовершеннолетним всей серьёзности содеянного, а поэтому лучше всего допрос проводить в кабинете следователя: это подчёркивает серьёзность сложившейся ситуации и зачастую удерживает допрашиваемого от дачи ложных показаний.

Определённое значение при допросе имеет темп. Нельзя торопить, обрывать несовершеннолетнего, поскольку большинство из них может подходить к существу через сложные специфические переживания, ассоциации[57 ,c.25].

Подготовка к допросу несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего и тактика его проведения в общих чертах имеет ту же специфику, что и допрос несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого).

При подготовке к данному следственному действию наряду с другими вопросами необходимо тщательно изучить все материалы, сведения, характеризующие личность несовершеннолетнего, степень его умственного развития, особенности психической структуры (наблюдательность, память, впечатлительность, подверженность внушению), его интересы, отношение к событию.

При подготовке к допросу малолетнего свидетеля или потерпевшего нужно учитывать, что дети в силу различных причин нередко не желают разговаривать. Согласно закону при допросе лиц, не достигших 14-летнего возраста, обязательно присутствие педагога, который выступает в роли специалиста в области детской психологии. При необходимости на допросе может присутствовать врач.

К моменту предъявления обвинения следователь должен располагать информацией, которая позволяет составить определённое представление о личности правонарушителя с учётом его возраста, физического и психического развития, опыта, личностной ориентации и др. Характер и тактика допроса зависят от отношения подростка к обвинению. Если подросток признаёт себя виновным, следователь обязан тщательным образом проверить достоверность такого признания, поскольку в основе его может лежать самооговор из чувства ложного товарищества, «геройства», желания скрыть взрослых организаторов. Оценивая показания несовершеннолетнего, надо иметь в виду, что, если подросток даёт правдивые показания, а следователь в результате ненадлежащей их оценки применяет приёмы для преодоления лжи, это может привести к нарушению психологического контакта между ними, допрашиваемый может замкнуться, что осложнит проведение данного следственного действия.

Признаком, свидетельствующим о ложных, заранее подготовленных показаниях несовершеннолетнего, является заученность рассказа, употребление выражений, не свойственных данной возрастной группе

Видя, что несовершеннолетний даёт ложные показания, нужно выяснить, что стоит за ними: следование избранной «легенде», отрицательное отношение к следствию, угроза, чувство неправильно понимаемого товарищества, солидарности.

Во время допроса необходимо принимать меры по предупреждению дачи ложных показаний и их разоблачению, если таковые будут. Для этого могут использоваться различные тактические приёмы: акцент на ложных сведениях, сообщённых допрашиваемым, с целью предупреждения дачи подобных в дальнейшем.

Предъявление доказательств и оказание правомерного психологического воздействия позволяют пресечь попытку дачи ложных сведений в начале допроса;

демонстрация осведомлённости следователя; выяснение в ходе допроса основных моментов в показаниях для последующей их проверки; обращение к чувствам несовершеннолетнего, понимание его стремления к самостоятельности, совершению смелых поступков и т.д.;

постановка контроль вопросов об обстоятельствах совершённого преступления;

предъявление доказательств в нарастающем порядке и анализ их совместно с несовершеннолетним; воспроизведение допрашиваемому фрагментов допроса других лиц, давших правдивые показания, не раскрывая их общего объёма; постановка подростку сопоставляющих вопросов.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты