Особенности расследования преступлений совершенных несовершеннолетними
p align="left">Применяется, когда возникают противоречия с раннее данными им показаниями или показаниями других лиц.
Допрос должен сопровождаться звукозаписью, киносъемкой, фотографированием и видеозаписью. При этом применяться технические средства должны таким образом, чтобы не отвлекать несовершеннолетнего.
Изучение практики показывает, что очные ставки с участием несовершеннолетних проводятся довольно часто. Такая очная ставка имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями. Основания для проведения очной ставки с несовершеннолетними те же, что и для проведения этого следственного действия с взрослыми, - наличие противоречий в показаниях раннее допрошенных лиц. Противоречия, для устранения которых проводится очная ставка, должны касаться обстоятельств, имеющих значение для установления истины по уголовному делу. Решая вопрос о проведении очной ставки, надо заранее предвидеть, достигнет ли она планируемой цели, не изменят ли подростки показания под воздействием главаря или взрослого соучастника, нельзя ли устранить противоречия и установить истину проведения других следственных действий [24 ,c.115].
При подготовке к очной ставке изучаются данные раннее показания допрошенными лицами, составляется план, формируются вопросы и определяются их последовательность и последовательность допроса участников.
Педагог, родители, законные представители и врач присутствуют на очной ставке в соответствии с порядком, установленным для их участия в проведении допроса.
Дальнейшее собирание доказательств для решения задач по устранению противоречий и установлению истины производится с помощью иных следственных действий.
Особенности тактики этого следственного действия обусловливаются возрастными особенностями психики несовершеннолетнего.
По сохранившимся идеальным отображениям подросток отождествляет раннее наблюдавшийся им объект с предъявленным объектом среди многих в натуре или по фотоснимкам. В качестве понятых, как правило, приглашают лиц, из числа педагогов или иных знакомых несовершеннолетних, не заинтересованных в исходе дела.
Положительные результаты опознания зависят от выбора благоприятных условий, правильности отбора объектов опознания, которых должно быть не менее трёх. Это требование закон не распространяет на опознание трупов, уникальных вещей и иных предметов. При возникновении каких-либо затруднений нужно посоветовать несовершеннолетнему не торопиться, сосредоточиться, подумать, взвесить всю имеющуюся информацию [44 ,c.115].
Целью обыска у несовершеннолетнего является обнаружение и изъятие орудий преступления, вещей и ценностей, добытых преступным путём, а также других предметов и документов, которые могут содержать информацию о его поведении и образе жизни и способствовать установлению истины по делу.
Подготовка к обыску по делам рассматриваемой категории ничем не отличаются от подготовки обыска у взрослых, нужно только уточнить: есть ли у подростка своя комната, своё, обособленное место и вещи, лично ему принадлежащие (купленные, подаренные). Затем тщательно изучить расположение квартиры и комнаты, которая выделена подростку, подсобных помещений, подвала, гаража, сарая и т.д.
Специфика обыска также проявляется при определении мест возможного сокрытия искомого. Обычно предметы, не представляющие собой ценности (безделушки), подростки оставляют у себя. В ряде случаев они прячут похищенное и орудия преступления в местах сбора и время провождения: в сараях, подвалах, на чердаках, в гаражах, клетках. Для выявления мест возможного оборудования тайников необходимо учитывать увлечения подростка и его изобретательность. Учитывая повышенную эмоциональность несовершеннолетних, неумение сдерживать себя и более спокойно реагировать на происходящее, надо в процессе обыска пристально наблюдать за их поведением, отличая реакцию на действия обыскивающих. Это позволит вести обыск более целеустремлённо.
По делам о преступлениях несовершеннолетних в зависимости от конкретных обстоятельств дела могут быть назначены самые разные судебные экспертизы. Наиболее характерными являются экспертизы, связанные с установлением возраста, психического и психологического состояния подростка.
Судебно-медицинская экспертиза обязательна, когда требуется установить возраст несовершеннолетнего, если нет об этом соответствующих документов, а получение или восстановление их невозможно.
Судебно-психиатрическая экспертиза назначается для выяснения и проверки психических аномалий. Основанием этой экспертизы служат признаки отклонений в поведении, проявившиеся в образе действий: садизме, жестокости и т.п. [14 ,c.24]
При наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевными заболеваниями (психическая болезнь, слабоумие), должно быть также выяснено, мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими.
На практике нередко встречаются случаи, которые свидетельствуют об умственной отсталости несовершеннолетних, однако из них не всегда ясно, вызваны они душевными заболеваниями или умственная отсталость обусловлена другими причинами. Необходимость выяснения такого рода истины по делу возникает практически во всех случаях у лиц с пограничными психологическими состояниями.
Назначая любую экспертизу надо в полном объёме обеспечить права несовершеннолетнего как при организации её подготовки (получении образцов для сравнительного исследования), так и при её проведении.
Таким образом, были рассмотрены особенности наиболее распространённых следственных действий, при производстве которых должны учитываться возрастные и психологические особенности несовершеннолетних. Лицам, ведущим расследование дел о противоправных деяниях несовершеннолетних, нужно постоянно помнить, что возрастные особенности могут проявиться при производстве любого иного действия, в котором участвует подросток, и что, конечно же, они должны принимать во внимание при разработке тактики того или иного следственного действия. Только при таком подходе можно обеспечить качественное расследование дел о преступлениях данной категории.
Подведем итог рассмотрения особенностей расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, в главе второй:
1. Процессуальное положение несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве имеет определенные особенности. Статьи гл. 50 УПК РФ (если иное в них не установлено) не заменяют, а дополняют общие правила, установленные УПК РФ. В частности, помимо дополнительных процессуальных гарантий, применяется вся система гарантий, предусмотренная общими правилами. Ст. 421 УПК РФ устанавливает некоторые дополнительные обстоятельства, которые подлежат доказыванию по уголовным делам в отношении несовершеннолетних наряду с обстоятельствами, которые предусмотрены ст. 73 УПК РФ. В дополнение к основаниям прекращения уголовного преследования, указанным в ст. 27 УПК РФ, статья 427 УПК РФ вводит новое, касающееся несовершеннолетнего лица.
2. Методики расследования преступлений несовершеннолетних базируются на общих целях и принципах предварительного следствия, отражая вместе с тем ряд особенностей, связанных главным образом с личностью несовершеннолетних. При планировании расследования данной категории преступлений необходимо исходить из определенных следственных версий, которые выдвигаются следователем.
3. Исходя из особенностей психологического, умственного, физического развития несовершеннолетнего УПК РФ предусматривает ряд особенностей применения в отношении несовершеннолетних мер процессуального характера, отсюда же вытекают особенности совершения отдельных следственных действий. Лица, ведущие расследование дел о преступлениях несовершеннолетних, необходимо использовать в своей деятельности познания криминалистической тактики, юридической психологии, для того, чтобы учитывать в полной мере возрастные особенности несовершеннолетних в целях положительного результат расследования по уголовному делу.
Глава 3 Проблемы расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними и их профилактика3.1 Практика раскрытия преступлений, совершаемых несовершеннолетними
Как показывает практика, мешает расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними, некачественное проведение доследственной проверки.
Так, уголовное дело №48599 возбуждено 07.02.2003 г. СО ОВД г. Оби по признакам преступления, предусмотренного ст.222 ч.1 ст.24 - по факту незаконного хранения взрывчатого вещества - пороха, массой 485 гр.
У гр. Мироненко С.И. по адресу ул. Строительная 12-8. 28.02 2003 года уголовное дело заместителем прокурора Мошковского района передано в СО для производства предварительного расследования. В ходе расследования установлено, что взрывчатое вещество - порох незаконно приобрел и хранил в своей квартире несовершеннолетний Мироненко С.И. 20.07. 1987 г.р. Уголовное дело и преследование в отношение Мироненко С.И. было прекращено следователем майором юстиции Мезенцевой Л.Г. на основании ч.3. ст.27 и п.2. ч.1. ст.24 УПК Российской Федерации. Таким образом, уголовное дело было возбуждено необоснованно, без проведения надлежащей доследственной проверки. В ходе предварительного расследования следователем Мезенцевой не были приняты меры реагирования и не вынесено представление по допущенным отделом дознания нарушениям.
На основании анализа практики расследования преступлений можно сделать вывод о том, что на фоне увеличения количества уголовных дел данной категории, находящихся в производстве и направленных в суд, уменьшилось; количество дел, возращенных для производства дополнительного расследования, что говорит об улучшении предварительного следствия.
В целях повышения качества расследования уголовных дел, совершенных несовершеннолетними, предлагается усовершенствовать некоторые положения уголовно-процессуального законодательства в части правовой регламентации производства по делам несовершеннолетних.
Во-первых, необходимы дополнительные процессуальные гарантии законности при производстве по делам несовершеннолетних, которые были бы направлены на повышение защиты лиц по делам данной категории. В связи с этим, предлагается внести в УПК РФ положение об обязательном проведении предварительного следствия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, закрепив его в статье 151 УПК РФ. Кроме того, главу 50 УПК РФ необходимо дополнить положением, согласно которому предварительное расследование по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, должны производить следователи, прошедшие специальную подготовку для работы с несовершеннолетними правонарушителями.
Во-вторых, в целях обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних на стадии возбуждения уголовного дела предлагается внести в ст. 426 УПК РФ следующее положение: «законные представители несовершеннолетнего имеют право на ознакомление со всеми материалами предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлении в случае отказа в возбуждении уголовного дела в отношении их подопечного по нереабилитирующим основаниям».
В-третьих, в целях недопущения произвольного толкования положения ч. 2 ст. 108 УПК РФ, предлагается в уголовно-процессуальном законодательстве в отношении несовершеннолетних под «исключительными» случаями четко закрепить следующие обстоятельства: 1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; 2) им нарушена ранее избранная мера пресечения; 3) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
В-четвертых, вносится предложение о дополнении пункта 3 части 7 ст. 108 УПК РФ, который предлагается изложить в следующей редакции: «Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента задержания подозреваемого для предоставления одной из сторон дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде задержания. В постановлении о задержании лица судья указывает дату и время, до которого он продлевает срок задержания».
В-пятых, участие защитника при расследовании изучаемой категории дел обязательно, но на практике возникает определенные трудности в защите несовершеннолетнего, если между защитником и несовершеннолетним не сложились доверительные отношения. В связи с этим предлагается дополнить статью 52 УПК РФ частью 4 и изложив ее в следующей редакции: «4. Несовершеннолетний и его законный представитель могут отказаться от предоставленного защитника и просить о его замене в случаях:
1) если назначенный коллегией адвокатов защитник не выполняет обязанностей по оказанию юридической помощи своему подзащитному;
2) если по какой-либо причине между несовершеннолетним и его защитником не складываются доверительные отношения».
В-шестых, в статью 27 УПК РФ необходимо включить дополнительное основание прекращения уголовного преследования, содержащееся в части 1 ст. 427 УПК РФ, а именно: прекращение уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего в связи с применением к нему принудительной меры воспитательного воздействия.
На наш, взгляд, одним из действенных механизмов борьбы с преступностью несовершеннолетних могло бы сыграть создание системы ювенальных судов.
Практически неизменным на протяжении последних ста лет и вполне обоснованным является тезис о том, что в механизме преступного поведения несовершеннолетних основная роль принадлежит внешним условиям, социальной среде, обусловившим недостаток воспитания подростка, а не его отрицательным личностным характеристикам. Поэтому и реакция государства на преступление несовершеннолетнего должна быть выражена не столько карательным воздействием на него, сколько коррекцией социального окружения и устранением последствий его недостаточной социализации. Наказания лиц молодого возраста обязаны содержать в себе гораздо больший исправительный, воспитательный потенциал, заложенный в них объем принуждений и правоограничений должен быть минимальным. Более того, уголовные наказания должны быть не приоритетной формой реализации ответственности лиц, не достигших совершеннолетия, а только исключительной. «Государство, не сумевшее создать условий для того, чтобы оградить ребенка от криминала, исключить саму возможность преступления с его стороны, не имеет оснований для применения к нему всей силы уголовного законодательства. Этот подход достаточно полно воплощен в действующем уголовном законодательстве России, предусматривающем несколько альтернативных форм реализации уголовной ответственности несовершеннолетних»[25 ,c.45].
Специализация судов в современной России просматривается по нескольким направлениям. Создание Конституционного Суда РФ, арбитражных судов наряду с судами общей юрисдикции свидетельствует о специальной подведомственности дел этим судам. Внутри судов существуют структурные подразделения, специализирующиеся на определенных делах. Законом «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено создание специализированных судов. В ближайшее время в свете проводимой в России судебной реформы планируется введение новых систем судов общей юрисдикции со своими целями и задачами - ювенальных, административных и иных судов. Законопроекты по отдельным видам судов общей юрисдикции с 2002 г. периодически находятся на рассмотрении в Государственной Думе[27 ,c.15-16].
Думается, что специализированные суды следует образовать в самое ближайшее время. В их число могли бы войти семейные суды, необходимость создания которых обсуждается уже достаточно долго. Такие суды смогут рассматривать как гражданские, так и административные дела в отношении несовершеннолетних, в частности об установлении опеки, о возмещении материального ущерба, причиненного несовершеннолетними, и другие, за исключением уголовных дел, т.к. специализированные суды не вправе их рассматривать. Идею создания системы ювенальных судов, которая позволит эффективнее защищать права детей, а также бороться с правонарушениями среди несовершеннолетних, поддерживает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
Ребенок должен иметь право на рассмотрение его дела особым судьей - ювенальным, который специально подготовлен для работы с несовершеннолетними, специализируется только на таких делах.
Известно, что дореволюционная Россия была одним из первых государств, внедривших ювенальные суды (1910 год). Эта система считалась одной из наиболее передовых.
Необходимость реформирования современной российской судебной системы в отношении несовершеннолетних следует из международных правовых норм, прежде всего Конвенции о правах ребенка (часть 3 статьи 40) и Пекинских правил (пункт 2.3).
В заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка от 8 октября 1999 года государствам-участникам было рекомендовано предпринять все необходимые меры, для того чтобы ускорить процесс реформирования законодательства в сфере защиты детства.
В особенности это касается отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия, защиты прав детей-инвалидов, защиты детей от алкоголизма, наркомании и токсикомании, защиты ребенка от порнографии, от всех видов насилия и злоупотреблений, включая насилие в семье. Подчеркнута также необходимость введения стандартов и механизмов контроля в отношении детских учреждений всех типов.
Необходимость создания ювенальной юстиции - юстиции для несовершеннолетних - была отмечена в ходе состоявшихся в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 6 февраля 2001 года парламентских слушаний «Законодательное регулирование вопросов, связанных с осуществлением судебной реформы в Российской Федерации», в которых приняли участие сотрудники аппарата Уполномоченного.
Участники переговоров по ювенальной юстиции, которые прошли в рамках Гражданского форума, предложили ввести понятие «ювенального суда» путем принятия Федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».
Такой подход заслуживает поддержки. Введение ювенальных судов может происходить поэтапно, что потребует меньших финансовых затрат, нежели одновременное учреждение таких судов. Однако система ювенальных судов и механизм их создания могут быть установлены только Федеральным конституционным законом «О ювенальных судах», к разработке и принятию которого целесообразно приступить после внесения дополнений к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации»[7 ,c.1].
Для реального осуществления прав и законных интересов детей помимо совершенствования уже имеющихся способов охраны их прав (органы опеки и попечительства, внутренних дел, образования, здравоохранения, социальной защиты и другие), целесообразно законодательно учредить механизмы государственного и общественного контроля за соблюдением прав несовершеннолетних. Важность создания этих механизмов и институтов продиктована необходимостью проведения первоочередных реформ в сфере защиты детства, повышения эффективности работы государственных и негосударственных учреждений и организаций в этой области.
Считаем, что для введения системы ювенальных судов необходимо внести в федеральный конституционный закон Российской Федерации «О внесении дополнений в Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации «О судебной системе в Российской Федерации». Обоснование этому следующее: несовершеннолетние являются одной из наиболее криминально пораженных и наименее социально защищенных категорий населения. Преступность несовершеннолетних в России в последнее десятилетие росла примерно в 6 раз быстрее, чем изменялось общее число этой возрастной группы.
В настоящее время чрезвычайную остроту приобретают проблемы, связанные с ростом подростковой преступности. 80% правонарушений, совершенных подростками, составляют тяжкие и особо тяжкие преступления.
Действующая судебная система оказалась не готовой гарантировать право ребенка на своевременное, качественное и беспристрастное рассмотрение уголовного дела в отношении его компетентным судебным органом, которое закреплено в ст.40 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Россией.
В связи с увеличением количества дел, рассматриваемых судами, нехватки судей, уголовные дела в отношении несовершеннолетних, а они составляют примерно 12% от общего количества дел, не рассматриваются в течение нескольких лет, ждут своей очереди, а подростки ожидают справедливого решения в следственных изоляторах.
Без радикального совершенствования судопроизводства в отношении несовершеннолетних невозможно говорить о справедливости правосудия в нашей стране.
Изменить такое положение возможно только путем создания в системе судов общей юрисдикции самостоятельных судов по делам несовершеннолетних, ювенальных судов (термин международный).
Современная судебная система должна рассматривать ребенка, совершившего правонарушение или преступление, прежде всего, не как объект репрессий, а как субъект реабилитации.
Для всех очевиден тот факт, что ребенок должен посещать детского врача-педиатра, это продиктовано существенными особенностями физического состояния и развития детского организма. Почему же ребенок не должен иметь право на рассмотрение его дела особенным судьей - ювенальным, который специально подготовлен для рассмотрения дел несовершеннолетних и специализируется только на таких делах, привлекая к работе, социальных работников, психологов, педагогов, детских врачей для того чтобы выявить причину, которая толкнула ребенка к преступлению.
Необходимость реформирования российской судебной системы в отношении несовершеннолетних следует также и из международных норм, прежде всего, Конвенции о правах ребенка (часть 3 статьи 40) и замечаний Комитета ООН по правам ребенка от 08.10.1999 года, где четко сказано:
«6. Комитет рекомендует Государству-участнику предпринять все необходимые меры, для того чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия...».
Сам Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 февраля 2000 года «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»[10 ,c.364] признал необходимость специализации судей по делам несовершеннолетних, повышения их профессиональной компетенции» путем обеспечения и повышения квалификации не только по вопросам права, но и вопросам педагогики, социологии и психологии». Однако механизма выполнения данного постановления нет и его необходимо выработать в законодательном порядке.
Для выработки единых подходов в судебной практике в отношении несовершеннолетних в Верховном Суде необходимо создать судебную коллегию по делам несовершеннолетних и аналогичные коллегии в областных, краевых и приравненных к ним судах, в районах - ювенальные суды. Практика показывает, что исправить ребенка простым назначением наказания невозможно.
Понятие ювенального суда, может быть введено только путем принятия предлагаемого проекта федерального конституционного закона Российской Федерации «О внесении дополнений в федеральный конституционный закон Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации».
Следует отметить, что сам факт введения ювенальных судов в качестве специальных в российскую судебную систему не повлечет за собой немедленной необходимости в выделении финансовых и материальных ресурсов (здания, помещения, штаты и пр.). Финансирование возможно за счет перераспределения средств Федерального бюджета, выделенных на содержание судебной системы. В ближайшие годы основными государственными расходами должны стать расходы на акцентированную образовательную и методико-практическую подготовку специализированных судей (ювенальных судей), которые в системе воссоздаваемой ювенальной юстиции будут заняты только и исключительно делами с участием несовершеннолетних.
Предлагается внести проект федерального закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О судебной системе в Российской Федерации» следующего содержания:
«Статья 1. Дополнить Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» статьей 22-1 следующего содержания:
«Статья 22-1. Ювенальные суды.
1. В целях защиты прав несовершеннолетних по территориальному принципу создаются ювенальные суды.
2. Ювенальные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела, одной из сторон в которых являются несовершеннолетние, в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
3. Полномочия, порядок образования и деятельности ювенальных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.»
Статья 2. Дополнить часть 1 статьи 26 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» после слов «1. Специализированные федеральные по рассмотрению...» следующим текстом «уголовных».
3.2 Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
В основу деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних должно быть положено фундаментальное положение психологии: человек не только проявляется, о и формируется, развивается, складывается как личность в ходе выполнения им ведущей деятельности, социально полезной, целенаправленной, приносящей ему успех[31 ,c.63].
Основной задачей ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних являются предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития - социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.
При этом важно отметить, что при неблагоприятном социальном развитии и нарушениях социализации могут возникнуть самые различные формы социальной дезадаптации и асоциального поведения, которые связаны не только с правонарушениями и преступлениями. Как известно, асоциальным, отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа[29, c. 26].
К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищение, кражи, спекуляция, протекция и т.д.). Среди несовершеннолетних такого рода социальные отклонения могут проявляться как в виде преступных уголовно-наказуемых действий, так и в виде правопроступков и аморального поведения. Но необходимо искать причины, которые побуждают несовершеннолетних совершать преступления.
Под причиной следует понимать явление (группу явлений), которое предшествует по времени другому явлению (следствию) и порождает его. Условия же сами не могут породить следствие, но, сопутствуя причинам и способствуя им, содействуют их развитию, необходимому для возникновения следствия.
Преступление - результат совокупного действия комплекса причин и условий, поэтому необходимо во всех без исключения случаях выявлять все его элементы. На практике, однако, нередко ограничиваются установлением либо одной из причин, либо одного из условий, что не дает возможности составить правильное представление обо всех причинно-следственных зависимостях, которые вызывали совершение несовершеннолетними преступления.
В совокупности причинно связанных обстоятельств, которые надлежит в полном объеме выявлять во всех случаях расследования преступлений несовершеннолетних, можно выделить следующие составные части:
- непосредственная причина совершения подростком преступления;
- причины, под воздействием которых сформировалась антиобщественная направленность личности несовершеннолетнего;
- объективные и субъективные условия, способствующие формированию и закреплению у подростка антиобщественной направленности личности;
- условия, способствующие проявлению антиобщественной направленности личности подростка в конкретном преступлении.
Антиобщественная направленность личности, рассматриваемая как причина преступления, - это система в той или иной степени искаженных взглядов, представлений, негативное отношение к социальным и моральным ценностям, определенный характер потребностей и избираемые подростком в соответствии с его взглядами способы их удовлетворения. У несовершеннолетних с антиобщественной направленностью сознания не выработаны твердые общественно положительные установки; их инстинкты, влечения и рефлексы могут вызвать соответствующее антиобщественное поведение.
В ходе расследования каждого преступления, совершенного несовершеннолетним, особое внимание должно быть обращено на выявление степени укоренения в сознании подростка антиобщественной направленности. Без тщательного выяснения этого вопроса нельзя ни индивидуализировать меры воздействия, ни осуществлять целенаправленную предупредительную работу.
Успешное решение этой важной задачи осуществляется на основе выделения определенных типов несовершеннолетних правонарушителей, каждый из которых представляет собой определенную «ступень» деморализации личности - от отдельных ее проявлений до относительно четкой и устойчивой антиобщественной ориентации и далее до формирования общей преступной направленности.
Одни подростки имеют общую преступную направленность личности, им свойственна готовность к совершению преступления, они разрабатывают конкретные планы осуществления преступления или создают для этого условия. У них преобладают привычки к азартным играм, пьянству, дракам, жаргону, пустому времяпрепровождению и т.п. Многие из них в силу деформации психики озлоблены, равнодушны к переживаниям иных лиц.
Другие характеризуются общей негативной направленностью личности, во многом схожей с отмеченной в первой группе, но выступают в роли соучастников, а не организаторов преступной ситуации.
Третьи обладают просто неустойчивой личностной направленностью: по месту учебы или работы они характеризуются положительно, однако, подражая другим, совершают преступления.
Подростки, отнесенные к четвертой группе, совершают преступления случайно, вопреки общей положительной направленности личности. Им свойственны лишь отдельные деформации в сфере интересов нравственного или эмоционально-волевого развития. Преступления совершаются обычно под влиянием «детских» мотивов - озорства, легкомыслия, неправильной оценки своих действий.
Причины, под воздействием которых может формироваться антиобщественная направленность личности несовершеннолетнего, отличаются большим разнообразием. Для их выявления необходимо в каждом конкретном случае устанавливать условия жизни и воспитания подростка, взаимоотношения с окружающими, возможные отклонения от нормального развития.
Одна из причин формирования антиобщественной направленности личности подростка-правонарушителя - отрицательное влияние на него родителей и близких, а также уголовников-рецидивистов и т.п.
Отрицательное влияние на несовершеннолетних оказывают порой неформальные связи и группы с антиобщественной ориентацией, так как они могут быть средой проявления негативных антиобщественных взглядов и норм в течение продолжительного периода времени.
Активизации внешнего воздействия на формирование в сознании подростка антиобщественной направленности личности часто способствуют низкий культурный и общеобразовательный уровень, наличие у него отрицательных взглядов, привычек, черт характера (слабая воля, отсутствие навыков трудовой деятельности, жестокость и т.п.), а также разного рода психических аномалий.
Активное воспитательное воздействие на ребенка оказывает семья. Вместе с тем есть семьи, в которых развитие подростков может идти по неправильному пути. Это часто происходит из-за отсутствия у родителей общей и педагогической культуры, навыков воспитания, а также в результате сложившихся в семье нездоровых жизненных позиций. У подростка воспитываются пренебрежительное отношение к труду, правам и интересам других, потребительские настроения, отсутствует уважение к закону.
Некоторые родители не могут в полном объеме осуществлять должное воспитание детей по объективным причинам (в связи с болезнью, занятостью, работой в ночную смену и т.д.).
Часть родителей уклоняется от воспитания детей. Особенно это характерно для неполных семей, в которых один из родителей отказывается от воспитания ребенка. Следует учитывать, что треть состоящих на учете в милиции несовершеннолетних не имеет одного из родителей.
Нередки случаи, когда родители (или один из них) отрицательно влияют на поведение подростка тем, что ведут аморальный образ жизни: пьянствуют сами, вовлекают в это занятие своих детей, устраивают скандалы в семье, жестоко обращаются с детьми, выгоняют их из дома.
Условия, способствующие формированию и закреплению у подростка антиобщественной направленности личности, также весьма разнообразны. Остановимся на их рассмотрении подробнее.
Значительная роль в предупреждении правонарушений подростков отводится учебным заведениям и производственным предприятиям. Однако в их работе довольно часто проявляются негативные обстоятельства, способствующие совершению подростками преступления. Это обстановка безнаказанности за нарушения, мелкие кражи из гардеробов, обирание учащихся, несвоевременное трудоустройство бросивших школу подростков, слабое их вовлечение в общественную жизнь коллектива, в сферу организованного досуга и творчества, недостаточный контроль за поведением детей вне школы, в семье и т.д.
В отдельных ПТУ не придается значения фактам, когда в группе ежедневно отсутствует 5-7 человек, хотя известно, что учащимися во время, отведенное для занятий, совершается около 10% преступлений и 12% - во время производственной практики.
Немало учащихся числится в списках учебных заведений, в то время как они давно бросили учебу, или администрация школ в нарушение требований закона без согласия комиссии по делам несовершеннолетних исключает учащихся за плохое поведение, переводит в вечернюю школу, в ПТУ, не интересуясь, действительно ли они продолжают учебу. В некоторых школах и ПТУ администрация не изучает условия нравственного формирования личности учащихся в семье, общежитии, во время прохождения производственной практики; не проводит вдумчивой, кропотливой работы с каждым подростком, склонным к правонарушениям; в ее действиях до сих пор преобладает стремление к проведению массовых профилактических мероприятий вместо индивидуально-профилактической работы, мало уделяется внимания предотвращению пьянства, наркомании и токсикомании.
Встречаются факты сокрытия администрацией от правоохранительных органов правонарушений подростков, что способствует формированию у них чувства безнаказанности.
Кроме того, хозяйственные руководители зачастую не создают необходимых условий для труда и быта подростков, занятых на производстве, повышения их профессионального, общеобразовательного и культурного уровня, не следят за учебой работающих подростков. Большой вред приносит формальный подход администрации и общественных организаций к вопросу о подборе общественных воспитателей, закреплении шефов, наставников за подростками-новичками. Их обучение на некоторых предприятиях поручается судимым или лицам, злоупотребляющим спиртными напитками. Особое внимание необходимо обращать на работников торговли, продающих спиртные напитки подросткам, на взрослых, вовлекающих подростков в пьянство, употребление наркотиков, в преступную деятельность, а также на условия и причины формирования преступных групп несовершеннолетних. При этом важно выявлять их организаторов и принимать эффективные меры к предотвращению появления новых антиобщественных групп.
Не всегда вовлекается в работу с трудными подростками, в организацию их досуга, спортивных мероприятий общественный актив: педагоги, спортсмены, студенты, способные увлечь подростков интересным делом. Между тем хорошо зарекомендовали себя такие формы, как приобщение подростков во время школьных каникул к посильному труду, привлечение их в клубы, спортивно-трудовые лагеря и др.
Сложившаяся в сознании того или иного подростка антиобщественная направленность содержит в себе лишь возможность совершения преступления. Она становится причиной конкретного преступления при наличии условий, способствующих ее реализации. В отличие от взрослых преступников, которые нередко настойчиво ищут возможности осуществления своих намерений и даже искусственно создают условия для совершения преступлений, подростки в большинстве случаев не совершат преступления, если в окружающей их обстановке не найдут соответствующих условий [22 ,c.28].
Это обстоятельство делает особенно важной работу всех государственных и общественных организаций, должностных лиц по устранению недостатков в своей деятельности, а также по выявлению и устранению условий, способствующих или могущих способствовать совершению подростками преступлений.
К числу таких условий относятся: недостатки в организации учета, контроля и хранения материальных ценностей; проверок деятельности должностных лиц на предприятиях, в торговых организациях и т.п.; в подборе кадров и комплектовании состава воспитателей и педагогов в учебных заведениях, общежитиях, детских учреждениях; в деятельности по охране порядка и имущества. Сюда же следует отнести разного рода отступления от требований законов и нормативных актов, допускаемые должностными лицами; безразличное, пассивное отношение отдельных должностных лиц к правонарушениям, совершаемым подростками.
Как правило, подросток достаточно подробно рассказывает о предупредительной работе с ним работников КДН, ПППН, УР, педагогов, о перенесенных болезнях, прежних судимостях, мотивах, толкнувших его на путь совершения преступления. Менее охотно подчас несовершеннолетний дает показания о своих взаимоотношениях с родителями, друзьями, соучастниками преступления; со взрослыми, вовлекшими его в преступную деятельность, пьянство. Это объясняется разными причинами: ложно понимаемым чувством дружбы, боязнью мести, родственными связями.
В подобных ситуациях необходимо обратить внимание подростка на его неправильную линию поведения, стремиться доказать, что безнаказанность лиц, вовлекших его в преступление, может иметь отрицательные последствия для других подростков. Если же подросток упорно не желает рассказывать о взаимоотношениях в семье, жилищно-бытовых условиях его жизни и воспитания, не следует настаивать на этом: подросток может замкнуться, психологический контакт будет утерян. Указанные сведения могут быть получены следователем путем допросов других лиц - свидетелей по делу: родственников, педагогов, инспекторов ПППН, воспитателей и др., каждый из которых может осветить ту или иную сторону жизни подростка, сообщить о причинах и условиях, толкнувших его на совершение преступления, а также о мерах, которые принимались для устранения негативных обстоятельств. Родители, например, могут рассказать о состоянии здоровья подростка, перенесенных в детстве заболеваниях, его учебе, взаимоотношениях с учителями, одноклассниками, круге друзей, их влиянии на него. Педагог охарактеризует микроклимат в учебном или производственном коллективе, отношение подростка к правилам внутреннего распорядка, трудовой дисциплине, общественной жизни коллектива. Учитель объяснит причины отставания в учебе, расскажет об интересах и поведении в свободное от учебы время, взаимоотношениях с одноклассниками.
Наставник, инспектор ПППН или КДН помогут понять особенности личности подростка, его интересы, увлечения. Из допроса этих лиц следователь сможет сделать вывод об эффективности и своевременности принимаемых мер по исправлению подростка, отношении несовершеннолетнего к проводимым мероприятиям. Необходимо иметь в виду, что указанные свидетели подчас охотно дают негативную информацию о подростке, хотя редко признают и свои недоработки, недостатки в профилактической деятельности. Поскольку такие факты имеют существенное значение для выявления причин и условий, способствовавших совершению подростком преступления, следователь должен настойчиво устанавливать их в процессе предварительного следствия.
Завершающим и самым трудным этапом индивидуально-профилактической работы с трудным подростком является пробуждение у него потребности в самовоспитании. Значительный потенциал в профилактической работе с подростками заложен в работе дворовых клубов по интересам. Вовлечение социально-запущенных подростков в ту или иную форму общественно полезной деятельности дает положительные результаты тогда, когда они лично заинтересованы в коллективных действиях.
Таким образом, профилактика несовершеннолетней преступности возможна посредством реализации на уровне региона - общесоциальных, экономических, организационных мер, осуществляемых местными органами власти. Также важно воссоздать низший уровень профилактической работы, непосредственно учебные заведения и должностные лица на местах. Она должна включать как общие меры, так и специально целенаправленные психолого-педагогические, специально-криминологические меры предупреждения групповых и индивидуальных преступлений несовершеннолетних.
Заключение
В заключение проведенного исследования сформулируем ряд обобщающих выводов и практических предложений.
Несовершеннолетний преступник - это лицо, обладающее привычками, склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Понятие преступность несовершеннолетних связано с возрастными границами (от 14 до 18 лет). Вместе с тем ряд процессов, влияющих на тенденции развития указанной преступности, имеет место и в среде младших подростков (10-13 лет), а также у лиц молодого возраста (18-21, 22-25 лет), что важно учитывать при разработке мер борьбы с этим явлением.
Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность -- такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в следственно-судебной практике.
Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они, прежде всего, зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий.
К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. В настоящее время наблюдается фактическое бездействие общественно-государственных структур, призванных осуществлять воспитательную и профилактическую работу с подростками.
Установленный УПК РФ порядок производства по делам несовершеннолетних учитывает возрастные особенности этих лиц и их правовое положение (ограничение дееспособности, обязанности родителей и заменяющих их лиц и т.д.). Предусмотрен ряд дополнительных гарантий установления истины, охраны прав и законных интересов несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.
Методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, отличается от иных частных методик расследования конструируемых по составам преступлений, тем, что её создание базируется на особенностях субъектов преступной деятельности. При этом определяющей особенностью является их возраст.
Методики расследования преступлений несовершеннолетних базируются на общих целях и принципах предварительного следствия, отражая вместе с тем ряд особенностей, связанных главным образом с личностью несовершеннолетних.
Практика показывает, что расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними, мешает некачественное проведение доследственной проверки. На основании анализа практики расследования преступлений можно сделать вывод о том, что на фоне увеличения количества уголовных дел данной категории, находящихся в производстве и направленных в суд, уменьшилось; количество дел, возращенных для производства дополнительного расследования, что говорит об улучшении предварительного следствия.
В целях повышения качества расследования уголовных дел, совершенных несовершеннолетними, предлагается усовершенствовать некоторые положения уголовно-процессуального законодательства в части правовой регламентации производства по делам несовершеннолетних.
Во-первых, необходимы дополнительные процессуальные гарантии законности при производстве по делам несовершеннолетних, которые были бы направлены на повышение защиты лиц по делам данной категории. В связи с этим, предлагается внести в УПК РФ положение об обязательном проведении предварительного следствия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, закрепив его в статье 151 УПК РФ. Кроме того, главу 50 УПК РФ необходимо дополнить положением, согласно которому предварительное расследование по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, должны производить следователи, прошедшие специальную подготовку для работы с несовершеннолетними правонарушителями.
Во-вторых, в целях обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних на стадии возбуждения уголовного дела предлагается внести в ст. 426 УПК РФ следующее положение: «законные представители несовершеннолетнего имеют право на ознакомление со всеми материалами предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлении в случае отказа в возбуждении уголовного дела в отношении их подопечного по нереабилитирующим основаниям».
В-третьих, в целях недопущения произвольного толкования положения ч. 2 ст. 108 УПК РФ, предлагается в уголовно-процессуальном законодательстве в отношении несовершеннолетних под «исключительными» случаями четко закрепить следующие обстоятельства: 1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; 2) им нарушена ранее избранная мера пресечения; 3) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
В-четвертых, вносится предложение о дополнении пункта 3 части 7 ст. 108 УПК РФ, который предлагается изложить в следующей редакции: «Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента задержания подозреваемого для предоставления одной из сторон дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде задержания. В постановлении о задержании лица судья указывает дату и время, до которого он продлевает срок задержания».
В-пятых, участие защитника при расследовании изучаемой категории дел обязательно, но на практике возникает определенные трудности в защите несовершеннолетнего, если между защитником и несовершеннолетним не сложились доверительные отношения. В связи с этим предлагается дополнить статью 52 УПК РФ частью 4.
В-шестых, в статью 27 УПК РФ необходимо включить дополнительное основание прекращения уголовного преследования, содержащееся в части 1 ст. 427 УПК РФ, а именно: прекращение уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего в связи с применением к нему принудительной меры воспитательного воздействия.
На наш, взгляд, одним из действенных механизмов борьбы с преступностью несовершеннолетних могло бы сыграть создание системы ювенальных судов.
Предлагается внести проект федерального закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О судебной системе в Российской Федерации» следующего содержания:
«Статья 1. Дополнить Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» статьей 22-1 следующего содержания:
«Статья 22-1. Ювенальные суды.
1. В целях защиты прав несовершеннолетних по территориальному принципу создаются ювенальные суды.
2. Ювенальные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела, одной из сторон в которых являются несовершеннолетние, в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
3. Полномочия, порядок образования и деятельности ювенальных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.»
Статья 2. Дополнить часть 1 статьи 26 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» после слов «1. Специализированные федеральные по рассмотрению...» следующим текстом «уголовных».
Профилактика преступности несовершеннолетних может достигаться путем реализации в РФ в целом, в субъектах РФ, муниципальных образованиях - общесоциальных, экономических, организационных мер, осуществляемых местными органами власти. К таким мерам относится: создание эффективного уровня профилактической работы непосредственно в учебных заведениях и должностными лицами на местах; изучение всех отрицательных свойств личности несовершеннолетнего, которые в определенных условиях могут детерминировать преступное поведение в специально созданных психолого-педагогических центрах; применение организационно-тактических приемов индивидуального воздействия на несовершеннолетних: проведение бесе сотрудниками органов внутренних дел, вовлечение их в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного, культурного и иного характера; проведение профилактической работы с неблагополучными семьями, где проживают несовершеннолетние, а также направление сотрудниками ПДН предложений в государственные органы и учреждения об оказании материальной, социальной и психологической помощи с целью оздоровления обстановки в неблагополучных семьях.
Таким образом, сформулированные предложения повысят эффективность расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Список использованной литературыНормативные акты
1. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. // Российская газета. - М., 25.12.1993. - № 237.- С.53
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (в ред. от 2008 г.) // СЗ РФ. - М., 2001. - N 52 (часть I). - Ст. 4921.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 2008 г.) // СЗ РФ. -СПб., 1996. - № 25. - Ст.2954.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (в ред. от 2008 г.) // Российская газета. - 27.01.1996. -М., N 17.- C.126
5. Федеральный закон от 6 июня 2007 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. -M., 09.06.2007. - № 123.- C.675
6. Федеральный закон № 87-ФЗ от 5 июня 2007 года «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. - 2007. - 08 июня.
7. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» (в ред. от 29.04.2008 г.) // СЗ РФ. - 1995. - № 33. - ст. 3349.
8. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Российская газета. - М., 30.06.1999.- 64 с.
9. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. - М., 1997. - № 1. - Ст. 1.
Материалы практики
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" (в ред. от 06.02.2007 г.) // Российская газета. - СПб., 14.03.2000. - N 50.- С.364
11. дело // Архив следственного отдела ОВД г. Оби за 2004-2007 гг.
12. Статистические данные МВД России. // Электронный ресурс: www. mvdinform.ru
Научная литература13. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. - М.: Редакционно-издательский отдел, 1975. - 159 с.
15. Абубакиров Ф.М. Уголовно-правовые и криминологические проблемы противодействия организованной преступной деятельности несовершеннолетних: Автореф. дисс… к.ю.н. - М.,1995. - 24 с.
16. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. - М., 1980. - 53 с.
18. Башкатов И.Л. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. - М., 1993. - 76 с.
19. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: Учебное пособие. - М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2007. - 539 с.
20. Белкин Р.С. Тактика допроса // Лившиц Е.М., Белкин Р.С. Тактика следственных действий. - М., 1997. - 117-221 с.
21. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социологические исследования. - М., 2003. - №3. - С.25-28.
22. Бурлаков В.Н., Волгарева И.В., Федорова Г.Г. Основы профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних. - СПб.: Образование, 1992. - 60 с.
23. Ветров Н.И. Профилактика нарушений среди молодежи. - М., 1980. - 94 с.
24. Вергунова С.Н. Уголовно-процессуальное положение несовершеннолетних при расследовании преступлений органами внутренних дел: Автореф. дисс… к.ю.н. - СПб., 2004. - 23 с.
25. Гаврилов А.К., Кулагин Н.И., Черниговский А.Г. Организация работы следственного подразделения по расследованию преступлений несовершеннолетних. - Волгоград, 2003. - 240 с.
26. Гаврилин Ю.В. Шурухнов В.Г. Криминалистика: Методика расследований отдельных видов преступлений: Курс лекций. / Под ред. Н.Г. Шурухнова. - М.: Книжный мир, 2004.- 280 с.
27. Галкин А. Возвращение ювенальной юстиции в Россию // Российская юстиция. - М., 2002. - № 7. - С. 15 - 16.
28. Доспулов Г. Г. Психология допроса на предварительном следствии. - М., 1976. - 158 с.
29. Ермаков В.Д. Криминологическая характеристика условий семейного воспитания и социально-правовые аспекты совершенствования ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних: Автореф. дисс. … к.ю.н. - М., 1977. - 25 с.
30. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. - СПб., 2003. - 230 с.
31. Забрянский Г.И. Проблемы трудовой занятости несовершеннолетних и криминогенная напряженность в обществе // Материалы научно-практической конференции, октябрь 1994 г. / Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ; Ред. колл.: В.В. Панкратов (отв. ред.) и др. - М., 1996. - С.164 -180.
33. Каретников А.С., Кравченко В.Г. Об установлении возраста несовершеннолетнего при производстве предварительного следствия // Расследование преступлений несовершеннолетних на современном этапе. - Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1986. - С.42-50.
34. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред.Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. - М.: Юристъ, 2007.- 1290 с.
35. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под общей редакцией В.И. Радченко - М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2007. - 776 с.
36. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. - СПб., 1996. - 272 с.
37. Криминология. / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. - М.: Юристъ, 2007. - 197 с.
38. Криминология. / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и Г.М. Миньковского. - М.: Издательство МГУ, 1994. - 210 с.
39. Каневский Л.Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. - М., 1982. - 160 с.
40. Каневский Л.Л., Лузгин И.М., Миньковский Г.М. Организация и методика расследования дел о преступлениях несовершеннолетних. - М., 1982. - 83 с.
41. Петровский А.В. Криминологическое прогнозирование преступного поведения молодежи. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2005. - 230 с.
42. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. - М., 2001. - 102 с.