Особенности рассмотрения уголовного дела в отношении несовершеннолетних судом присяжных
p align="left">Участие защитника в допросе несовершеннолетнего подсудимого является обязательным (статья 51 УПК России). Судья обязан обеспечить участие защитника по своей инициативе, независимо от волеизъявления несовершеннолетнего подсудимого.
Несоблюдение этих гарантий права несовершеннолетнего подсудимого на защиту расценивается как нарушение уголовно-процессуального закона. Защитник, участвующий в допросе несовершеннолетнего подсудимого, вправе: а) задавать ему вопросы по предъявленному обвинению; б) защищать интересы своего подзащитного всеми предусмотренными законом способами, в том числе обращать внимание суда на недопустимые, наводящие вопросы стороны обвинения.
Исследования ученых и судебная практика показывают, что тактика допроса несовершеннолетних обусловлена как категорией совершенного преступления, так и типичными ситуациями допроса данной категории лиц. К типичным ситуациям допроса относится отказ от дачи показаний, данных на предварительном следствии, неправильная оценка воспринятого и т.д.
Профессор Р.С. Хисматуллин приводит следующую классификацию ситуаций, складывающихся в суде при заслушивании и исследовании показаний несовершеннолетнего подсудимого:
1) несовершеннолетний признает свою вину на предварительном следствии и в судебном разбирательстве;
2) признавая в процессе предварительного следствия свою вину, несовершеннолетний полностью отрицает вину в судебном разбирательстве;
3) несовершеннолетний не признает себя виновным в процессе предварительного следствия и в суде;
4) несовершеннолетний подсудимый отказывается давать показания в суде.
Эти ситуации и определяют особенности заслушивания и исследования судьей показаний несовершеннолетнего.
При допросе несовершеннолетнего подсудимого в соответствии с частью 6 статьи 426 УПК Российской Федерации обязательно участие педагога или психолога в случаях, когда несовершеннолетний: 1) не достиг возраста 16 лет; 2) достиг этого возраста, но страдает психическим расстройством; 3) отстает в психическом развитии.
Педагог или психолог не заменяют защитника, они участвуют в допросе таких лиц одновременно с защитником.
Поводом для участия педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в указанных трех случаях являются ходатайство защитника либо инициатива прокурора, следователя или дознавателя.
Независимо от того, кто заявил ходатайство об участии педагога или психолога в допросе, суд обязан еще до допроса несовершеннолетнего подсудимого решить вопрос о том, кто из указанных специалистов должен участвовать в производстве следственного действия, и обеспечить их вызов и явку.
Во всех случаях необходимо ознакомить педагога или психолога с обстоятельствами дела, которые имеют значение для допроса, выяснить, нет ли причин, которые препятствуют его участию в допросе, разъяснить, что он обязан помочь суду установить контакт с несовершеннолетним подсудимым и записать его показания.
До проведения допроса несовершеннолетнего обвиняемого участвующему в нем педагогу или психологу должны быть разъяснены его права: а) задавать с разрешения прокурора, следователя, дознавателя вопросы несовершеннолетнему; б) делать устные и письменные замечания о правильности и полноте сделанных несовершеннолетним показаний.
Кроме того, педагог или психолог должны сделать свой вывод о правильности ведения допроса с точки зрения педагогики и психологии. Внимание педагога или психолога должно быть обращено на недопустимость постановки наводящих вопросов (статья 275 УПК России).
Разъяснение этих и других прав, а также обязанностей специалиста удостоверяется подписью педагога или психолога (как у свидетелей).
Сведения о педагоге или психологе, участвовавшем в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) на предварительном следствии, а также результаты его участия могут быть использованы сторонами и судом при допросе и оценке показаний несовершеннолетнего подсудимого.
В соответствии с уголовно-процессуальным законом России во время судебного разбирательства может применяться звуко- и видеозапись показаний. Применение звуко- и видеозаписи при заслушивании и исследовании показаний несовершеннолетних подсудимых целесообразно в следующих случаях:
если в процессе предварительного следствия несовершеннолетний обвиняемый под влиянием соучастников либо родственников неоднократно менял свои показания и подобное возможно в судебном заседании;
при необходимости наиболее полно и точно зафиксировать характерные для подростка обороты и особенности речи;
при совершении несовершеннолетними тяжких и особо тяжких преступлений, особенно в группе;
при заслушивании показаний, осуществляемых с помощью переводчика, звуко- и видеозапись позволяют точно проверить правильность перевода.
Фиксация показаний несовершеннолетних подсудимых и всего процесса судебного разбирательства обязательна при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних судом присяжных, что несомненно способствует повышению правовой культуры судебного процесса в производстве с участием присяжных заседателей.
Таким образом судебное следствие - центральный этап судебного разбирательства, следующий за подготовительной частью и предшествующий судебным прениям, на котором суд с участием сторон, в условиях наиболее полного осуществления принципов уголовного процесса, исследует все имеющиеся доказательства с целью установления фактических обстоятельств дела (предмета доказывания) и постановления обоснованного приговора. С учетом изложенного определения судебного следствия, в работе последовательно рассматриваются три группы наиболее важных свойств судебного следствия. Это свойства: а) проявляющиеся в соотношении с остальными этапами судебного разбирательства; б) проявляющиеся в соотношении с предварительным следствием; в) проявляющиеся в соотношении с типом (формой) процесса.
Можно выделить следующие сущностные признаки суда присяжных:
1) Разграничение компетенции между профессиональным судьей и коллегией присяжных заседателей;
2) Организационная отдаленность и независимость в осуществлении судейских функций коллегии присяжных от профессионального судьи, наличие у присяжных иммунитета от юридической ответственности за содержание вердикта, безмотивность вердикта;
3) Формирование коллегии присяжных из лиц, не обладающих профессиональным знанием норм материального и процессуального права, не имеющих опыта судейской деятельности;
4) Незнакомство присяжных с материалами, поступившими из органов предварительного расследования (делом), и вынесение ими вердикта только на основании сведений, полученных в ходе судебного следствия.
Классификация особенностей судебного следствия:
особенности процессуального статуса некоторых субъектов судебного следствия: особенности процессуального положения присяжных заседателей и профессионального судьи (различная компетенция, различные права); особенности процессуального положения сторон (исключительная роль в доказывании, процессуальное равноправие и т.д.).
особенности предмета и пределов судебного следствия: разделение предмета на две группы обстоятельств, исследуемых до и после вердикта; установление особых пределов для каждой из частей этого этапа.
особенности производства процессуальных действий ( процедуры ) судебного следствия: стабильность процессуальной формы судебного следствия; установление особого порядка исследования отдельных доказательств и обстоятельств дела с участием присяжных; наличие процессуальных гарантий, исключающих получение присяжными сведений из непроцессуальных источников; наличие процедуры исследования некоторых обстоятельств и доказательств деда без участия присяжных; соответствие процедуры критериям ясности и понятности для присяжных; обеспечение познавательной доступности исследуемых доказательств для присяжных; максимальная реализация состязательных начал.
Глава 4. Вопросы совершенствования рассмотрения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего судом присяжных
Суд присяжных с момента своего введения подвергается жесткой критике как со стороны профессиональных юристов, так и граждан, и даже политических деятелей.
Как мы уже говорили, специфика деятельности суда присяжных заключается в том, что коллегия присяжных заседателей самостоятельно разрешает главный вопрос правосудия - вопрос о виновности (или невиновности) несовершеннолетнего подсудимого. Она обусловливает деление судебного разбирательства на два этапа. В рамках первого этапа судебного разбирательства присяжные заседатели принимают решения по вопросам, имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый, совершил ли это деяние подсудимый и виновен ли (или невиновен) подсудимый в совершении этого деяния (п.п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 339 УПК России).
Второй этап судебного разбирательства в суде присяжных состоит в разрешении вопросов, не нашедших своего отражения в вердикте присяжных заседателей. На этом этапе обсуждаются и разрешаются вопросы, сформулированные в частях 3-5 ст. 339 УПК России. При этом необходимо отметить, что ответы на вопросы, относящиеся к квалификации деяния подсудимого, его наказанию, гражданскому иску и возмещению материального (имущественного) вреда, «составляют решение по существу рассмотренного судом уголовного дела». От правильного разрешения перечисленных вопросов непосредственно зависят законность и обоснованность приговора. Поэтому, на наш взгляд, при рассмотрении уголовного дела в отношении несовершеннолетних судом присяжных необходимо в законе Российской Федерации «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» предусмотреть дополнительные требования к присяжным, участвующим в рассмотрении дел несовершеннолетних, в связи, с чем необходимо внести соответствующие изменения в статью 3 названного закона.
Во-первых, мы считаем, что присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели, участвующими в рассмотрении дел несовершеннолетних, могут быть лица, достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 35 лет.
Во-вторых, присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели, участвующими в рассмотрении дел несовершеннолетних, не могут быть лица, решением суда лишенные родительских прав.
Кроме того, присяжным заседателям при вынесении вердикта необходимо учитывать возрастные и нравственно-психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей при решении вопроса о том, заслуживает ли несовершеннолетний снисхождения. В Международном пакте о гражданских и политических правах сказано, что в отношении несовершеннолетних процесс должен быть таков, чтобы учитывался их возраст и желательность содействия их перевоспитанию.
Возрастные и нравственно-психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей должен учитывать и председательствующий, рассматривающий дело в отношении несовершеннолетних с участием присяжных заседателей.
Возрастные и нравственно-психологические особенности современных подростков- правонарушителей, а также сложная криминогенная обстановка в России, вызванная последствиями мирового финансового и экономического кризиса, затронувшая наше государство, являющееся частью мирового сообщества, обусловливают необходимость более конкретных реформ уголовно-процессуального законодательства, особенно в области осуществления правосудия по делам в отношении несовершеннолетних с участием присяжных заседателей.
Возрастные и нравственно-психологические особенности современных подростков- правонарушителей, а также сложная криминогенная обстановка в России обусловливают необходимость более конкретных реформ уголовно-процессуального законодательства, особенно в области осуществления правосудия по делам в отношении несовершеннолетних. На современном этапе назрела необходимость создания самостоятельной юстиции для судебного разбирательства дел несовершеннолетних. Данная юстиция в отношении подростков должна быть построена на принципиально новых позициях.
Речь, разумеется, идет о специализированной системе правосудия в отношении несовершеннолетних, называемой ювенальной юстицией.
Термин «ювенальная юстиция» в последние годы все чаще используют российские юристы, особенно те, кто выступает за создание специализированных судов по делам несовершеннолетних, ссылаясь на опыт зарубежных стран и международные стандарты в области правосудия. Например, профессором Р.С. Хисматуллиным был разработан проект Федерального закона России «О Семейных судах по делам несовершеннолетних в Российской Федерации».
В соответствии с Минимальными стандартными правилами Организации Объединенных Наций, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинскими правилами»), в рамках каждой национальной юрисдикции следует предпринять усилия для принятия комплекса законов, которые относятся непосредственно к несовершеннолетним правонарушителям и органам, в функции которых входит отправление правосудия в отношении несовершеннолетних.
Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты прав несовершеннолетних, лишенных свободы, также говорят о необходимости создания системы правосудия в отношении несовершеннолетних. Суды, специализирующиеся на рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних, существуют в ряде стран мира. Впервые ювенальные суды - суды по делам несовершеннолетних - были созданы в штате Иллинойс США в 1899 году и быстро получили распространение по всей стране. Правосудие в этих судах осуществлялось специализированными по делам несовершеннолетних судьями и, что особенно важно, осуществлялось изолированно от правосудия по делам взрослых. Судебный процесс проходил по упрощенной процедуре с тем, чтобы снизить негативное влияние на подростков от участия в рассмотрения дела.
Слушания в ювенальном суде США имеют, в основном, неформальный характер, ограничиваясь иногда беседами между судьей, родителями и несовершеннолетними правонарушителями. Однако в последнее время процедура рассмотрения дел несовершеннолетних приобретает все более формальные черты, нередко ничем не отличаясь от судебной процедуры в отношении взрослых.
В Англии и Уэльсе система специализированных судов по делам несовершеннолетних существует с 1908 года. Следует отметить, что к подсудности судов по делам несовершеннолетних не относится рассмотрение дел о тяжких преступлениях, совершенных подростками. Такие дела рассматриваются судами общей юрисдикции. Законодатели данных государств, вероятно, полагают, что подростки, совершающие тяжкие преступления, не нуждаются в специальной процедуре судопроизводства.
С данным положением трудно согласиться. В силу своих возрастных и нравственно-психологических особенностей несовершеннолетние, даже совершившие тяжкие преступления, требуют особого отношения. Если государство располагает системой специализированных судов по делам несовершеннолетних, к компетенции данных судов целесообразно отнести рассмотрение всех дел в отношении лиц, не достигших совершеннолетия, за исключением дел, относящихся к подсудности вышестоящих судебных инстанций.
В Германии суд по делам несовершеннолетних был создан в 1908 году. Данный суд не являлся автономным, а действовал в составе общего суда, одному из членов которого предоставлялись двойные полномочия. Первое полномочие - рассмотрение всех дел о несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет. Второе - опекунское производство в отношении малолетних.
Принятые в 1922 и в 1948 годах в Японии Законы о несовершеннолетних предусматривали создание так называемых судов для несовершеннолетних (впоследствии - Семейных судов). В Семейный суд направлялись все без исключения дела несовершеннолетних. Если в процессе изучения дела суд приходил к выводу, что к несовершеннолетнему целесообразно применить такие же уголовно-правовые меры, как в отношении взрослых, дело возвращалось прокурору. Подобное положение также вызывает возражения. Думается, что компетенция Семейного суда по делам несовершеннолетних должна быть более широкой и предусматривать применение к подросткам-правонарушителям мер уголовно-правового характера.
В настоящее время суды по делам несовершеннолетних существуют в большинстве развитых стран. Деятельность данных судов достаточно успешна.
В России в 1910-1917 годах была создана система судов по делам несовершеннолетних, где функции судьи единолично осуществлял мировой судья. Первый суд по делам несовершеннолетних был создан в Санкт-Петербурге в 1910 году. Законы Российской Империи предусматривали уменьшение тяжести уголовного наказания для несовершеннолетних. Уголовно-процессуальное законодательство содержало нормы о повышенной юридической защите несовершеннолетних по сравнению со взрослыми подсудимыми. При достаточно драматичных событиях эти судебные органы дважды (в 1918 и 1935 годах) были упразднены. Деятельность данных судов оценивалась очень высоко.
Прежде всего, специализация судебных органов по делам несовершеннолетних обеспечила высокий профессиональный уровень судей. Суд, специализировавшийся на рассмотрении дел несовершеннолетних, глубоко и полно исследовал особенности психологии конкретного подростка и истинные мотивы совершения им преступления. Это, несомненно, способствовало качественному рассмотрению данной категории дел.
После принятия в 1938 году Закона о судоустройстве, в котором не была предусмотрена специализация судебных органов, деятельность специализированных судов по делам несовершеннолетних была прекращена, что отрицательно сказалось на осуществлении правосудия. Значительно ухудшилась после этого организация защиты по делам несовершеннолетних.
Анализируя деятельность специализированных судов и развитие правосудия по делам несовершеннолетних в первые годы Советской власти, необходимо констатировать, что отказ от автономной судебной системы для рассмотрения дел несовершеннолетних был ошибочным и привел к невосполнимым потерям. Тем не менее, реформирование правовой системы идет медленно. Структура и полномочия существующей судебной системы не обеспечивают эффективной защиты прав личности в новых сложных условиях. Устаревшие формы судопроизводства делают неэффективной защиту законных интересов и прав граждан.
Создание системы ювенальных судов предусмотрено Указом Президента России от 14 сентября 1995 года, утвердившим «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей» как меры по укреплению правовой защиты детства. Данная необходимость также обусловлена обязательствами, которые взяла на себя Россия по исполнению норм международного права в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации. Российское законодательство приводится в соответствие не только с Конституцией России, но и с принципами и нормами Международного права и Международными договорами.
На современном этапе развития России возможно применение норм международного права, которые стали частью правовой системы нашего государства. Приоритет прав и свобод человека и гражданина закреплен в Конституции Российской Федерации. Пленум Верховного Суда Российской Федерации 14 февраля 2000 года принял Постановление «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», рекомендовав в судебной деятельности непосредственно применять международно-правовые стандарты и нормы, касающиеся особенностей уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, профилактики их правонарушений, мер по обеспечению интересов несовершеннолетних и защите их прав. Особо подчеркнута необходимость специализации правосудия в отношении несовершеннолетних.
При создании системы специализированных судов по делам несовершеннолетних необходимо также использовать имеющийся опыт, накопившийся в процессе реализации проекта программы развития ООН «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних» (ПРООН).
В 2000 году в Ростовской области побывала делегация Представительства ПРООН в Российской Федерации, которая познакомилась с организацией работы судов, Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ростовской области, прокуратуры, правоохранительных органов и органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. Она сделала вывод о том, что названные службы готовы к работе в системе ювенальной юстиции. Было заключено «Соглашение о сотрудничестве» между Ростовским областным судом, Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ростовской области и Представительством программы развития ООН (ПРООН) в Российской Федерации.
После Москвы и Санкт-Петербурга, в которых проекты ПРООН осуществляются уже несколько лет, Ростовская область стала третьим регионом России, к сотрудничеству с которым приступило Представительство ПРООН. Впервые в соглашении по проекту ПРООН участвует Судебный департамент. Цель проекта - познакомить работников судебной системы, правоохранительных органов, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних с механизмом осуществления правосудия, соответствующим международным стандартам в этой области, а также с накопленным отечественным и зарубежным опытом.
В соответствии с данным проектом с 1 января 2001 года в районных судах введены новые должности - социальные работники при судах. Их задача - оказание помощи судье в исследовании личности несовершеннолетнего, изучении его психологических особенностей, социальной и воспитательной среды, причин и условий совершения преступления, подготовке предложений по мерам воздействия и реабилитации. Для наблюдения за ходом реализации проекта и его поддержки при Ростовском областном суде создан Координационный Совет. Судья при рассмотрении дела о преступлении несовершеннолетнего не ограничивается только вынесением судебного решения, но и принимает меры по выявлению причин преступления, их устранению, оказанию необходимой помощи подростку. Доклады социальных работников о результатах социального обследования и личности несовершеннолетнего оказывают судье незаменимую помощь в судебном разбирательстве.
Многие подростки нуждались в психологической помощи, оказание которой было организовано социальными работниками при судах на базе Ростовского областного центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи Министерства общего и профессионального образования области, Психологического центра управления образования города Ростова-на-Дону.
В необходимых случаях для индивидуальной профилактической работы с семьями, социальное положение которых было неблагополучно, социальные работники привлекали специалистов - органов социальной защиты. Контроль за поведением подростка осуществляется судом при помощи социального работника при суде и после вынесения судебного решения. Случаев повторного совершения правонарушений подростками, прошедшими через новую процедуру судопроизводства, не зарегистрировано. Об эффективности проекта свидетельствует и статистика. Например, за 6 месяцев 2001 года в городе Ростове-на-Дону отмечено снижение показателей преступности несовершеннолетних.
В 2001 году по инициативе областного суда, Управления Судебного департамента при Верховном Суде в Ростовской области и прокуратуры области проведена серия рабочих совещаний с судьями, работниками следственных органов, прокуратуры, органов и учреждений системы профилактики, средств массовой информации по разъяснению положений международных норм в области отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
Полученный за столь непродолжительный период опыт реализации проекта ПРООН позволяет сделать некоторые предварительные выводы. Прежде всего, определены региональные минимальные стандарты показателей качества жизни детей, оказавшихся в конфликте с законом, также выработаны рекомендации по оптимальному взаимодействию различных социально-профилактических служб как между собой, так и с судом в отношении несовершеннолетних, преступивших закон. Последнее обстоятельство особенно важно в связи с подготовкой Законодательным собранием Ростовской области проекта областного закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Ростовской области». В составе рабочей группы по его подготовке участвуют представители областного суда и Управления Судебного департамента.
Представляется, что социальный работник при суде - это работник органов государственной власти, а именно - исполнительного органа судебной власти - Судебного департамента. Введение этой должности во всех судах позволило бы обеспечить судам надлежащее исполнение рекомендаций Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года.
При соответствующей поддержке Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Ростовский областной суд готов в порядке эксперимента ввести во всех судах области должности социальных работников (организационно включив их в структуру Судебного департамента). Предлагается также на базе Ростовской области создать Центр поддержки судебно-правовой реформы и ювенальной юстиции.
Опыт создания специализированной системы правосудия в Ростовской области не является единственным. В Санкт-Петербурге начало реформирования системы правосудия в отношении несовершеннолетних было положено благодаря деятельности Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), Программы развития ООН (ПРООН). По плану организаторов реализация реформы должна была способствовать расширению компетентности судей в социальных вопросах и предоставлении возможности судье участвовать в процессе профилактики. Данную цель предполагалось достичь посредством регулярного обучения судей и «прикрепления» к судьям по делам несовершеннолетних социальных работников.
Результаты первого этапа эксперимента были высоко оценены экспертами и самими участниками. Снизилось число приговоров, связанных с лишением свободы, а также снизился уровень рецидивной преступности. За первый период реализации проекта с февраля 1999 по октябрь 2000 года из 100 подростков, с кем осуществлялась работа, только 16 совершили новое преступление, причем все из них - страдающие наркотической зависимостью. Данные показатели в четыре раза ниже общей статистики повторных правонарушений за аналогичный период.
Тем не менее, говорить о том, что проблем в ходе работы не возникло - было бы большим преувеличением. Основная трудность заключалась в том, что, как оказалось, система правосудия и в целом социальная сфера в российском обществе не готовы в полной мере к полученному опыту. Кроме того, предполагаемая специализация судей по делам несовершеннолетних является скорее условной. Механизмы реализации этой задачи так и остались не оговорены. Как следствие, дополнительная подготовка судей осуществлялась на местах с учетом тех возможностей и ресурсов, которыми располагали судьи.
Поэтому мы считаем, что в настоящее время назрела необходимость в создании системы ювенальной юстиции в России.
На рассмотрение ювенальных судов можно было бы передать не только дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, но и дела о некоторых преступлениях, предусмотренных главой 20 УК России («Преступления против семьи и несовершеннолетних»)».
Уголовные дела об особо тяжких преступлениях, на наш взгляд, необходимо бы передать на рассмотрение в областные (и равные им по уровню) суды. В этих судах для этих целей необходимо создать специализированный состав по рассмотрению с участием присяжных заседателей уголовных дел в отношении несовершеннолетних. С целью обеспечения наибольшей специализации суда, рассматривающего дела в отношении несовершеннолетних, возможно, рассмотреть вопрос о введении в состав суда специальных заседателей - заседателей ювенальных судов.
Заключение
Завершая рассмотрение особенностей и проблемных ситуаций судебного следствия в российском суде присяжных, диссертант подводит итоги проведенной работы, подчеркивает необходимость совершенствования уголовно-процессуального законодательства и практики его применения.
Список использованных источников
1. Международный пакт о гражданских и политических правах// Международные акты о правах человека. Сборник документов/ Сост. д.ю.н., проф. В.А. Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А. Лукашева. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА• М), 2002. - С. 57.
2. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»)// Международные акты о правах человека. Сборник документов/ Сост. д.ю.н., проф. В.А. Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А. Лукашева. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА• М), 2002. - С. 295.
3. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод// Международное право в документах: Учебное пособие/ Сост.: Н.Т. Блатова, Г.М. Мелкова - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2000. - С.107-188.
4. Постановление № 11 Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1988 года «О практике вынесения судами частных определений (постановлений)»/Сборник действующих постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам. - М.: Издательство БЕК, 1999. - С. 565.
5. Постановления № 7 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»/Российская газета. - 2000. - С.6.
6. Сведения об уровне и динамике преступности по Российской Федерации за 2008, 2009 годы // Данные Информационного Центра МВД Российской Федерации за 2008, 2009 годы// http:// www.mvdrb.ru
7. Данные Информационного Центра МВД Республики Башкоротостан за 2004 год/ www.mvdrb.ru.
8. Интервью от 10 февраля 2009 г. Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р. Нургалиева «Независимой газете» // Данные Информационного Центра МВД Российской Федерации за 2009 год// http:// www.mvdrb.ru
9. Алексеев И.Н. Суд присяжных заседателей как угроза российской правовой системе // Уголовный процесс. 2005. № 5. С. 23.
10. Астемиров З.А. Проблемы теории уголовной ответственности и наказания. Махачкала, 2000. С. 4.
11. Ашин А.А., Левицкая А.Г. Преступность несовершеннолетних: криминологический анализ региональной ситуации // Преступность в разных ее проявлениях и организованная преступность. М., 2004. С. 40.
12. Беляева Л.И. Зарождение и развитие в России практики предупреждения преступлений несовершеннолетних / Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1999. С. 53.
13. Валеев А.Х. Условное осуждение несовершеннолетних: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Челябинск, 2003. С. 14./ www.rbl.ru.
14. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер Ком, 1998. -С 445.
15. Васильев А.Н., Корнеева Л.М. Тактика допроса при расследовании преступлений. - М., 1970. - С. 179-181.
16. Ведерникова О. Ювенальная юстиция: исторический опыт и перспективы// Российская юстиция. -2000. -№7. -С.51-52.
17. Галушко Д.М. Ювенальная виктимология: криминологические и социально-психологические проблемы: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2003/ www.rbl.ru.
18. Гуськова А.П., Соколова Н.Г. О спорных вопросах реализации права обвиняемого на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей // Российский судья. 2008. № 2. С. 36-40.
19. Данилова Н.Ю., Головизнина М.В., Лихтенштейна А.В. История эксперимента: опыт создания элементов ювенальной юстиции в Санкт-Петербурге// Обучение социальных работников, занятых в ювенальной юстиции/ Материалы курса. Серия «Права человека». - СПб. Составитель - Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация «Гражданский контроль», 2003. - С.20.
20. Демидова О.В. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности условно осужденных несовершеннолетних (по материалам Центрально-Черноземного региона России): Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Волгоград, 2003. С. 3/ www.rbl.ru.
21. Доклад Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. «О соблюдении прав человека и граждан в Российской Федерации». - М.: Юрид. лит.,1996. - С.75-76.
22. Долгова А.Н. Общий подход к исследованию личности несовершеннолетнего преступника и социальной ситуации ее развития// Социально психологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника. - М., 1975. - С.12.
23. Дулов А.В. Судебная психология. 2-е изд., испр. И доп. - Минск: Высшая школа, 1975. -С. 409.
24. Дубоносова А.Э. Роль государства в профилактике преступлений несовершеннолетних: исторический аспект/ Правовая система «КонсультантПлюс». 2003.
25. Дунаевский А. Порядок допроса подсудимого в суде // Социалистическая занятость. - 1953. - №6. - С. 52-53.
26. Забрянский Г.И., Емельянова Л.В. Статистика преступности несовершеннолетних в России в 1998 году. Аналитический обзор. М., 2000. С. 47.
27. Зиядова Д.З. Роль суда в профилактике преступлений среди несовершеннолетних./Российский судья. 2004. № 4. -С. 36-39.
28. Еникеев Р.З. Цель доказывания в деятельности адвоката по делам несовершеннолетних//проблемы противодействия преступности в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003г. Часть I.- Уфа: РИО БашГУ, 2003. - С. 126.
29. Загорский Г.И. Судебное разбирательство по уголовному делу. - М., 1985. - С. 56.
30. Иванян Р. Права ребенка - декларация и реальность// Защита прав человека в Российской Федерации. Сборник работ стипендиатов Второго конкурса Г. Старовойтовой. - СПб.: Изд-во «Петрополис», 2001. - С.99.
31. Кан Уэда. Преступность и криминология в современной Японии: Пер. с яп./ Под общ. ред. и вступ. ст. Н.Ф.Кузнецовой и В.Н.Еремина. -М.: Прогресс, 1989. -С.228.
32. Каневский Л.Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних. - Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1991. - С. 204-216.
34. Кофырин Н. “Тусовка” - тоже жизнь. / Аргументы и факты. 1999, №40. -С. 8.
35. Криминалистика / Под ред. А.Г. Филиппова и А.Ф. Волынского. - М.: Издательство "Спарк", 1998. С. 509.
36. Леви А.А., Горинов Ю.А. Звукозапись и видеозапись в уголовном судопроизводстве. - М.: Юрид.лит., 1983. - С.78.
37. Лед тронулся. Интервью председателя Кассационной палаты Верховного Суда Российской Федерации Шурыгина А.П. // "Газета". 2003 г. 2 июля // http://www.gzt.ru/politics/2003/07/02/021228.html.
38. Макаров А.В. Уголовная ответственность за нарушение прав несовершеннолетних: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2001/ www.rbl.ru.
39. Максудов Р., Флямер М. Законопроект "О ювенальной юстиции" в России: создание и лоббирование текста или запуск движения? // Правосудие по делам несовершеннолетних. Мировая мозаика и перспективы в России: Сб. статей в 2 кн. / Сост. М.Г. Флямер. Кн. 2. М., 2000. С. 155.
40. Мельникова Э., Ветрова Т. Российская модель ювенальной юстиции (теоретическая концепция) // Правозащитник. 1996. № 1.
41. Мельникова Э.Б. Как уберечь подростка от конфликта с законом. М., 1998.
42. Мельник В. Суд присяжных как средство разрешения нестандартных уголовных дел // Уголовное право. 1999. № 1. С. 13.
43. Мельник В.В. Коллегия присяжных заседателей как субъект коллективного решения вопросов о виновности (социально-психологические аспекты) // Государство и право. 2000. № 1. С. 26 - 34.
44. Мельникова Э.Б. Судебная реформа в России и проблемы правосудия по делам несовершеннолетних// Судебная власть: надежды и реальность: Сб. науч. статей. - М.,1993. - С.96-98.
45. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. - М.: Дело, 2000. -С.47.
46. Мелешко Н.П. Проблемы развития ювенальной юстиции в России // Проблемы преступности: традиционные и нетрадиционные подходы. М., 2003. С. 114.
47. Миронов Г. Победить преступность невозможно, а не бороться с ней - нельзя // Подмосковье, 1999, 4 ноября. - С. 33.
48. Молокова Г.С. Возрождение ювенальной юстиции в России // Бюллетень управления судебного департамента в Иркутской области. Вып. 21. Иркутск, 2004. С. 7.
49. Насонов В.А. Судебное следствие в суде присяжных: особенности и проблемные ситуации ( теория, законодательство, практика ). Автореферат на дисс. … канд. юрид. наук. - М.: МГЮА. 1999. С. 7.
50. Никонов В.А. Суд присяжных России: исторический опыт судебной реформы 1864 года и перспективы развития // История государства и права. 2007. № 17. С. 56-58.
51. Николюк В.В. Актуальные проблемы уголовного судопроизводства с участием несовершеннолетних // Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы расследования преступлений несовершеннолетних.- Омск, 1992. - С. 9.
52. Петрухин И.Л. Суд присяжных: проблемы и перспективы // Государство и право. 2001. № 3. С. 5 - 15.
53. Петрухин И.Л. Реформа уголовного судопроизводства: проблемы и перспективы // Законодательство. 2001. № 3. С. 72 - 81.
54. Петровский Н.К. Вердикт присяжных заседателей и его социально-правовые последствия. Дисс. … канд. юрид. наук. - СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД РФ, 1998. С. 4.
55. Питиримова О. Пути-дороги “дурмана” // Щит и меч. 1998, № 42. -С. 3.
56. Пирожков В.Ф. О психологических причинах воспроизводства подростковой преступности / Психологический журнал, 1995, т. 16, № 2, с. 178-182.
57. Пишикина Н.И., Грицай Г.И. Компоненты ювенальной политики государства // Власть: криминологические и правовые проблемы. М., 2000. С. 220.
58. Проблемы судебной этики / Под ред. М.С. Строговича - М.: Наука, 1974. -С. 202.
59. Социально-психологические и социально-педагогические проблемы профилактики
60. правонарушений несовершеннолетних. Сб. Научных трудов. М. Академия МВД РФ, 2000. -С. 40-58.
61. Ткачев В.В Ростовской области создается региональная модель ювенальной юстиции// Российская юстиция.- 2002.- №2. - С. 11.
62. Уголовно-процессуальное законодательство Союза СССР и РСФСР. Теоретическая модель / Под ред. Савицкого В.М. - М.: ИНГАУ СССР, 1990. - С.299.
63. Фельдштейн Д.И. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту/ Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1987. - С. 30.
64. Хаклер Дж. Принимая драму за реальность во французском ювенальном суде//Правосудие по делам несовершеннолетних. Мировая мозаика и перспективы в России / Под редакцией М.Г. Флямера. В 2-х кн. Кн.II-М: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2000. - С.75.
66. Хисматуллин Р.С. Проблемы судебного разбирательства дел о преступлениях несовершеннолетних: Монография// Издание БашГУ. - Уфа,2001. - С 84-85.
67. Цветковин А.Л. Вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних в новом УК России // Стратегия борьбы с преступностью в современных условиях: Сб. статей. М., 1997. С. 174.
Приложение
Анкетадля изучения 50 уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних по теме: «Особенности рассмотрения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего судом присяжных» (в процентах)
А. Пол несовершеннолетнего правонарушителя:
1. мужской 96
2. женский 4
Б.Возраст несовершеннолетнего правонарушителя на момент совершения первого преступления по данному делу:
3. 14 лет
4. 15 лет
5. 16 лет
6. 17 лет
В. Род занятий несовершеннолетнего правонарушителя на момент совершения преступления:
7. учащийся школы
8. учащийся профессионального училища
9. учащийся колледжа, техникума
10. студент ВУЗа
11. работает
12. не работает и не учится (сколько времени?)
Г. Образование несовершеннолетнего правонарушителя на момент совершения преступления:
13.начальное
14.среднее
15. средне - специальное
16. среднетехническое
Д. Успеваемость несовершеннолетнего правонарушителя (из числа учащихся):
17. хорошая
18. удовлетворительная
19. неудовлетворительная
Е. Хобби несовершеннолетнего правонарушителя:
20. кино
21. боевые искусства
22. спорт
23. компьютерные игры
24. Интернет
25. коллекционирование чего-либо
26. иные (какие?)
27. ни чем не увлекается
Ж. Характеристика несовершеннолетнего правонарушителя по месту жительства:
28. положительная
29. удовлетворительная
30. отрицательная
З. Характеристика несовершеннолетнего правонарушителя по месту учебы (из числа учащихся):
31. положительная
32. удовлетворительная
33. отрицательная
И. Характеристика несовершеннолетнего правонарушителя по месту работы (из числа работающих):
34. положительная
35. удовлетворительная
36. отрицательная
К. Несовершеннолетний правонарушитель на период совершения преступления проживал:
37. с родителями
38. с одним из родителей
39. с лицами, их заменяющими
40. в воспитательной колонии
41. с иными родственниками (с кем именно?)
42. в специализированном детском учреждении
43. иное (что именно?)
Л. Отношения несовершеннолетнего правонарушителя с родителями (из числа проживающих с родителями или лицами, их заменяющих):
44. хорошие
45. удовлетворительные
46. плохие
М. Уровень материального достатка в семье несовершеннолетнего правонарушителя:
47. высокий уровень достатка
48. средний уровень достатка
49. достаток ниже среднего уровня
Н. Состоял ли несовершеннолетний правонарушитель на учете в психоневрологическом диспансере:
50. да 16
51. нет 84
О. Состоял ли несовершеннолетний правонарушитель на учете в наркологическом диспансере:
52. да 10
53. нет 90
П. Совершал ли несовершеннолетний правонарушитель ранее преступления:
54. да 46
55. нет 54
Р. Время совершения преступления по данному делу:
56. с 06 до 12 часов 16
57. с 12 до 18 часов 16
58. с 18 до 22 часов 42
59. с 22 до 06 часов 26
С. Место совершения преступления:
60. улица 34
61. квартира, подъезд жилого дома 32
62. место общественного отдыха
63. магазин 8
64. транспорт 4
65. территория школы, работы 26
66. иное (какое? - лесопосадка) 2
Т. Преступление совершено несовершеннолетним:
67. в состоянии алкогольного опьянения 68
68. в состоянии наркотического опьянения 6
69. в состоянии токсического или иного одурманивающего состояния 4
70. в трезвом состоянии 22
Преступление совершено:
71. группой несовершеннолетних 40
72. группой с участием взрослых 32
73. смешанной по возрасту группой 2
74. одним лицом 26
Ф. Входили ли в состав преступной группы ранее судимые:
75. да 52
76. нет 48
Х. Какая мера пресечения была назначена следователем в отношении несовершеннолетнего:
77. заключение под стражу 70
78. подписка о невыезде 22
79. присмотр за несовершеннолетним обвиняемым 6
80. иная (какая? - залог) 2
Ц. Проводилось ли предварительное слушание по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего:
81. да 100
82. нет 0
Ч. Участвовал ли в судебном рассмотрении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего законный представитель несовершеннолетнего подсудимого:
83. да 96
84. нет 4
Ш. Участвовал ли в судебном рассмотрении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего подсудимого защитник:
85. да 100
86. нет 0
Щ. Участвовали ли в судебном рассмотрении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего педагог или психолог:
87. да 16
88. нет 84
Э. Судом присяжных был вынесен:
89. обвинительный вердикт 88
90. оправдательный вердикт 12
Ю. Председательствующим по делу было вынесено следующее решение:
91. постановление о прекращении уголовного дела 8
92. оправдательный приговор 0
93. обвинительный приговор 92
94. постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на новое рассмотрение иным составом суда
Я. Вынесено ли судом частное определение по устранению причин и условий совершения преступления: