Рефераты

Особенности трудового договора о работе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним

. Второе условие - это трудовая функция.

По главенству среди условий трудового договора - это самое важное обязательное условие. И по идее именно оно должно быть первым в ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса.

Долгое время в отечественном трудовом праве считалось, что трудовая функция служащих определяется должностью, а трудовая функция рабочих - профессией, специальностью и квалификацией. Правда, всегда признавались и другие варианты определения трудовой функции, но они рассматривались только в ракурсе особых случаев. Эта четкость была нарушена в связи с отказом от терминов "рабочие" и "служащие" в границах большинства институтов трудового права, исключая оплату и нормирование труда. Ситуация углубилась действующим вариантом типовой формы штатного расписания.

Внесение в 2006 г. изменений в ст.57 Трудового кодекса, а также в ст. 15 дает основания надеяться, что в российском трудовом законодательстве наметился поворот к ранее существовавшему порядку.

В Трудовом кодексе названы три варианта определения трудовой функции:

1. работа по должности в соответствии со штатным расписанием;

2. работа по профессии, специальности с указанием квалификации;

3. конкретный вид поручаемой работнику работы.

Названия трудовых функций стороны трудового договора могут давать сами. Однако если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление определенных гарантий, компенсаций, льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий и квалификационные требования должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, установленном Правительством РФ.

При определении наименования профессии рабочего работодатель должен руководствоваться соответствующим выпуском Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий (ЕТКС).

При определении наименования должности служащего работодатели должны руководствоваться общеотраслевым Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21.08.1998 г. № 37, отраслевыми разделами Единого квалификационного справочника должностей руководителей

3. Третье обязательное условие трудового договора - это дата начала работы. Согласно ч. 2 ст. 61 Трудового кодекса работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного в трудовом договоре. Если трудовым договором эта дата не определена, то работник обязан приступить к работе на следующий рабочий день после вступления трудового договора в силу. Если работник без уважительной причины не приступил к работе в день начала работы, то работодатель имеет право аннулировать данный трудовой договор. Аннулированный трудовой договор считается незаключенным.

4. Четвертое условие - это сток действия трудового договора и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора.

5. Пятым обязательным условием трудового договора является условие об оплате труда. Во всех заключаемых трудовых договорах надлежит указывать размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника.

Помимо размера тарифной ставки (должностного оклада) в условия оплаты включаются доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, предусмотренные коллективным договором, либо соответствующими нормативными актами, в том числе и локальными нормативными правовыми актами.

6. Шестое условие - это режим рабочего времени и времени отдыха.

Режим рабочего времени и времени отдыха работников организации устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, соглашениями.

Исходя из формулировки абзаца шестого части второй статьи 57 Трудового кодекса можно сделать вывод о том, что условия о режиме рабочего времени и времени отдыха подлежат обязательному включению в трудовой договор, только в случае, если для данного работника он отличается от действующих у данного работодателя общих правил, утвержденных в форме коллективного договора или Правил внутреннего трудового распорядка.

Например, работнику установлено неполное рабочее время, согласно ст. 93 ТК РФ. Возможны случаи, когда для работника предусматриваются специальные перерывы, обусловленные технологией производства либо дополнительный отпуск.

Во всех отмеченных ситуациях в трудовом договоре должна содержаться достаточно полная информация, позволяющая реально исполнять те или иные правила, хотя бы посредством отсылок к локальным нормативным актам.

7. В качестве седьмого условия определены компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте. Как видно, данное условие также является обязательным не для всех, а только для определенных трудовых договоров. При этом условия понимаются особо: в данном случае подразумевается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Среди компенсаций возможно указание на сокращенное рабочее время, согласно ст. 92 Трудового кодекса, оплату труда в повышенном размере, дополнительный отпуск, обеспечение средствами индивидуальной защиты, выдачу молока и лечебно-профилактического питания и т.д.

Характеристики условий труда на рабочем месте указываются по итогам аттестации рабочих мест.

8. Восьмым пунктом выступают условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы). Характер работ устанавливается на основании проектов организации рабочих мест, регламентов труда, квалификационных характеристик.

9. Девятое условие связано с обязательным социальным страхованием работника. Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального или социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам;

Перечисление в трудовом договоре видов социального страхования, представляется излишним, так как в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию вне зависимости от включения или невключения в трудовой договор данного условия возникают:

- у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работником.

- у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

10. Десятыми названы другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

К таким случаям явно относится, например, условие о неразглашении государственной тайны для тех работников, с которыми заключается трудовой договор о работе, связанной с государственной тайной.

Таким образом, законодательно закреплен перечень условий, которые в обязательном порядке должны быть прописаны в трудовом договоре.

Помимо перечисленных выше обязательных условий трудового договора в части четвертой статьи 57 Трудового кодекса приведен примерный перечень дополнительных условий трудового договора, которые могут быть включены в трудовой договор при условии соблюдения принципа неухудшения положения работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В качестве дополнительных условий, в частности, может быть зафиксирована обязанность работника отработать после обучения не менее установленного срока, если данное обучение было проведено за счет работодателя.

При заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.

Трудовой кодекс содержит только примерный перечень дополнительных условий трудового договора. Самое важное для практики в части данных условий - это не ухудшить правовое положение работника. Все ухудшающие правовое положение работника условия трудового договора, т.е ограничивающие права работника или снижающие уровень гарантий этих прав не подлежат применению.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" дополнительные условия трудового договора, носящие гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения) даже будучи включенными в содержание трудового договора, остаются гражданско-правовыми обязательствами работодателя и не регулируются нормами трудового права. Хотя это и не означает, что их включение в трудовой договор незаконно.

Дополнительные условия могут быть включены в текст самого трудового договора, а если стороны определяют их, когда трудовой договор уже заключен, - то они устанавливаются путем оформления приложения или дополнительного письменного соглашения к данному трудовому договору, которое будет являться неотъемлемой частью трудового договора.

В части 5 статьи 57 Трудового кодекса оговорено: по соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, иных соглашений. В то же время невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и\или обязанностей работника или работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения обязанностей.

При подобном включении таких прав и обязанностей работника и работодателя в трудовой договор возникает вопрос: могут ли они расцениваться в качестве условий договора, определенных его сторонами?

Ответ на данный вопрос очень важен для процедуры изменения этих прав и обязанностей. Думается, поскольку стороны трудового договора достигают консенсуса по поводу включения в трудовой договор указанных прав и обязанностей, то естественно, что после подписания трудового договора сторонами эти права и обязанности приобретают силу условий данного договора. При этом такие условия могут считаться обязательными или дополнительными - в зависимости от того, в какой фрагмент содержания трудового договора они включены.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что самый главный документ во взаимоотношениях работодателя и работника - это, конечно же, трудовой договор. Грамотно составленный, он способен защитить права как работников, так и интересы работодателя.

Трудовой договор является основанием возникновения индивидуального правоотношения, в рамках которого осуществляется регулирование всех аспектов взаимоотношений, возникающих между сторонами данного договора и этого правоотношения. В этом и заключается его главная роль как регулятора трудовых отношений.

Глава 2. Трудовой договор с лицами, работающими в районах

Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.

Содержание трудовых договоров, заключаемых с общей категорией работников отличается от содержания трудовых договоров, заключаемых с рядом отдельных категорий работников. В ряде случаев это обусловлено их отличительными особенностями, спецификой условий их труда.

Трудовое право выделяет отдельные категории работников, которые отличаются своим правовым статусом, а также условиями в которых им приходится выполнять трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором. Например, женщины, лица с семейными обязанностями, работники в возрасте до 18 лет, бесспорно, отличаются от общей категории работников и нуждаются в установлении для них дополнительных гарантий в целях обеспечения равенства прав и возможностей.

В отдельные категории выделены работники, условия труда которых значительно отличаются от условий труда иных работников. Должного внимания заслуживают те, кто работает в условиях Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним. Суровые природно-климатические условия, в которых приходится трудиться указанной категории работников, предопределили необходимость установления особых правил регулирования трудовых отношений.

Особенности правового регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, установленные трудовым законодательством, не могут не сказаться на содержании трудовых договоров, заключаемых с такими работниками. Неслучайно в целях оказания практической помощи работникам и работодателям сначала Минтрудом РСФСР по согласованию с Советом Федерации независимых профсоюзов РСФСР был разработан и утвержден Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 г. № 2 Типовой трудовой договор о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а затем постановлением Минтруда России от 23.07.1998 г. № 29 были утверждены Рекомендации по заключению трудового договора, отражающие специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера, а также Примерный трудовой договор (контракт) с работниками, привлекаемыми для выполнения работ в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Рекомендации по заключению трудового договора (контракта) с работниками, привлекаемыми для выполнения работ в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности: Постановление Минтруда Российской Федерации от 23.07.1998 г. № 29//Бюллетень Минтруда Российской Федерации.-1998.-№9.

Установление дополнительных гарантий указанным работникам обусловлено экономической заинтересованностью государства, сопряженной с необходимостью привлечения рабочей силы для работы в таких местностях.

2.1. История развития законодательства об особенностях работы на

Севере.

Термин "Крайний Север" появился в законодательстве в начале 30-х годов ХХ века, а в 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР были установлены понятия "Крайний Север" и "районы, приравненные к условиям Крайнего Севера".

До 2005 г. правовые нормы, определяющие условия труда северян, были сосредоточены в сравнительно небольшом количестве нормативных правовых актов, в том числе и в документах, принятых еще в советский период.

Впервые особые льготы для лиц, работающих на Севере, были введены в 1923 г. Даже краткий экскурс в историю развития законодательства о труде северян показывает, что в течение восьми десятилетий в общих положениях о труде граждан особенности, касавшиеся тех, кто работал в неблагоприятных климатических условиях, определялись в централизованном порядке сначала законодательством СССР, а затем законодательством Российской Федерации.

Первой же попыткой кодификации и упорядочения северных льгот, предоставляемых лицам, работающим и проживающим в северных районах, был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".

Данный Указ содержал те правовые установки, которые в последующем были положены законодательными органами Союза ССР в основу системы гарантий и компенсаций. Это, прежде всего, территориальный принцип действия данных норм права, определенный круг субъектов, по отношению к которым он применяется. Но самое главное - Указ четко обозначил позицию законодателя, закрепив трудовой характер отношений в данной подоотрасли права.

Следующим нормативным документом, сыгравшим значительную роль в привлечении и закреплении трудовых резервов в северных районах, стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".

В их развитие было издано несколько постановлений Совета Министров СССР и инструкция, утвержденная Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 16.12.67г.

Параллельно шло развитие централизованной правовой базы для начисления заработной платы с применением районных коэффициентов; в 1967г. произошел переход от районно-отраслевого характера их регулирования к территориальному регулированию.

22 октября 1990 г. Совет Министров РСФСР принял постановление "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера", а ровно через месяц, 22 ноября 1990 г., приказом Министерства труда РФ была утверждена Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Данные нормативные акты, на мой взгляд, являются самой удачной попыткой кодификации законодательства о северных льготах.

Затем был принят Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г. № 4520-1, называвшийся северянами "северным законом" или "законом "О северянах", который можно назвать основной вехой в российском законодательстве о труде северян. После принятия данного закона федеральными органами государственной власти различных уровней и органами субъектов федерации принимались документы, конкретизирующие или уточняющие положения закона "О северянах", Инструкций и ранее перечисленных указов.

Согласно пункта 2 вводного Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4521-1, с момента вступления в силу Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действующие законодательные акты, как было отмечено, применяются в части, не противоречащей данному закону. Таким образом, вместо того, чтобы упорядочить многочисленные нормы и правила, законодателем фактически было предложено работникам, работодателям и государственным служащим самим разобраться, какие нормы законодательства о северных льготах подлежат применению, а какие - нет.

Еще один российский закон - "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера РФ" №78-ФЗ или Закон о развитии Севера, носивший весьма общий характер, был принят 19 июня 1996 г. Определяя основы государственного регулирования социально-экономического развития Севера, в нем подчеркивалось, что государственное регулирование осуществляется дифференцированно по территориям и отраслям хозяйства с учетом государственных приоритетов, природно-климатических условий, уровня развития северных регионов. В п. 1 ст. 8 данного закона применительно к гарантиям и компенсациям работникам в сфере труда, социального страхования, жилищных отношений давалась отсылка к Закон "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" № 4520-1, иным федеральным законам и нормативно-правовым актам РФ и субъектов РФ. Однако в период до 2005 г. для субъектов трудовых отношений законодательство субъектов РФ решающего значения не имело, в ряде субъектов РФ с оно лишь давало возможность иметь более высоки по сравнению с установленным в централизованном порядке районный коэффициент к заработной плате.

В настоящее время статьей 26 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены существенные изменения в Закон РФ от 19.02.93 г. №4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Главный "северный закон" претерпел изменения, связанные с необходимостью привести его нормы в соответствие с бюджетным, трудовым и пенсионным законодательством. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004.- № 35.- ст. 3607.

Изменения, внесенные Законом № 122-ФЗ в "северный закон", сохранили государственный статус северных гарантий и компенсаций. Так, преамбулой определяется, что Закон о Севере (в новой редакции) устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Существенным же изменением можно назвать то, что правовое регулирование предоставляемых гарантий и компенсаций будет осуществляться в зависимости от уровня их финансирования. При этом сохранен федеральный уровень установления районных коэффициентов, процентных надбавок к заработной плате и дополнительных отпусков.

Сказанное в ст. 8 Закона о развитии Севера по существу было продублировано в ст. 313 Трудового кодекса РФ, но с некоторым уточнением: из ст. 313 следовало, что федеральным законодательством устанавливаются основные гарантии и компенсации, а законодательством субъектов РФ - дополнительные расходы, на которые, должны нести сами субъекты РФ. Более того, ст. 313 Трудового кодекса предоставила возможность работодателю за счет своих средств определять более высокий уровень гарантий и компенсаций северянам, используя в этих целях коллективные договоры и иные соглашения. Содержание ст. 313 Трудового кодекса РФ совпадало с содержанием ст. 3 Закона о Севере.

Труду лиц, работающих в районах Крайнего Севера посвящена глава 50 Трудового кодекса. Ряд статей данной главы отличались по содержанию от аналогичных статей Закона о Севере.

Например, ст. 314 имеет более общий характер, чем ст. 12 данного закона: если в ст. 12 Закона о Севере шла речь о трудовом стаже для получения процентной надбавки к заработной плате, то ст. 314 Трудового кодекса имеет в виду трудовой стаж для получения различных гарантий и компенсаций.

Ст. 322 Трудового кодекса, как и ранее ст. 15 Закона о Севере, допускает частичное или полное соединение отпусков, но не более чем за 2 года. Однако в ч. 3 и 4 ст. 322 Трудового кодекса появились оговорки, что при соединении отпусков общая продолжительность предоставляемого отпуска не может превышать 6 месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно; неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 6 месяцев, присоединяется к ежегодному отпуску на следующий год, т.е. не пропадает. Можно еще привести примеры изменения содержания правовых норм не в пользу работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так, в соответствии со ст. 22 Закона о Севере установление сокращенной рабочей недели для женщин, работающих в северных местностях, не вызывало никаких вопросов - данная правовая норма должна была применяться абсолютно всеми работодателями.

В ст. 320 Трудового кодекса подход к установлению сокращенной рабочей недели для женщин теперь иной: в ней говорится, что 36-часовая рабочая неделя устанавливается коллективными договорами или трудовым договором. Упоминание о коллективном договоре появилось и в ст. 323 Трудового кодекса, именуемой "Гарантии медицинского обслуживания", хотя ранее в ст. 32 Закона о Севере было провозглашено, что северянам "гарантируется медицинское наблюдение в процессе занятости, частичная оплата проезда для медицинской консультации, на лечение в другие регионы Российской Федерации и обратно, если таких услуг нет в месте проживания".

В течение трех лет в период с 2002г. по 2004 г. для всех работников Севера действовали правила, изложенные в главе 50 Трудового кодекса, и правовые нормы, содержащиеся в Законе о Севере, в той части, в которой они не противоречили Трудовому кодексу.

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" корректировке подверглись ст. 316, 317, 323, 325 и 326 Трудового кодекса. Анализ тех нововведений показал, что в основном они касаются финансового обеспечения денежных выплат северянам и нормативных правовых актов, которыми на определенном уровне (федеральном, региональном, муниципальном и непосредственно в организации) они устанавливаются.

Во-первых, было определено, что размеры районных коэффициентов и северных процентных надбавок, а также их порядок их применения устанавливаются Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов вправе устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов и надбавок для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов.

Во-вторых, оговорено, что суммы расходов на районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате в полной мере относятся к расходам на оплату труда.

В-третьих, следует иметь в виду, что все гарантии и компенсации, о которых идет речь в ст. 323, 325, 326 Трудового кодекса (гарантии медицинского обслуживания, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, расходов в связи с переездом), в названном размере полагаются работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета. Для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, гарантии медицинского обслуживания, условия, размеры и порядок компенсационных выплат должны устанавливаться соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В организациях, не относящихся к бюджетной сфере, северные гарантии и компенсации устанавливаются коллективными договорами, а размеры, условия и порядок предоставления компенсационных выплат устанавливаются работодателем. Таково общее правило, которое действует "за исключением случаев, предусмотренных законом", согласно ст. 1 и ст. 3 Закона о Севере.

"Исключительными" являются те случаи, когда федеральное законодательство в точном соответствии с общепринятым смыслом этого понятия распространяется не только на работников бюджетной сферы, но и на всех работников, занятых в районах Севера.

Так, гарантии в области оплаты труда, продолжительности отпусков, медицинского обслуживания, льгот для отдельных категорий граждан, работающих на Севере, порядок установления трудового стажа регулируются Трудовым кодексом РФ и распространяются на всех работников и работодателей северных регионов.

Таким образом, Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ передал ряд федеральных правомочий в области правового регулирования труда работников, занятых в районах Севера, коренным образом перераспределил компетенцию различных нормотворческих органов по установления северных гарантий и компенсаций, существенно расширив полномочия субъектов РФ, муниципальных образований и работодателей. Исходя их своих финансовых возможностей субъекты РФ и работодатели северных регионов в последние годы получили право устанавливать некоторые дополнительные гарантии и компенсации.

Следовательно, новейшее федеральное законодательство о гарантиях и компенсациях, предусмотренных для лиц, работающих в северных регионах содержит два вида норм, различающихся по кругу лиц, на которые оно распространяются:

- во-первых, нормы, распространяющиеся только на работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, согласно ч. 1 ст. 323, ст. 325, ст. 326 Трудового кодекса РФ;

- во-вторых, нормы, распространяющиеся на всех работников северных регионов, согласно ст. 314-324 Трудового кодекса РФ.

Но можно выделить и третью группу норм федерального законодательства, которую составляют нормы о передаче части федеральных правомочий на другие уровни принятия правовых решений - субъектам РФ, органам местного самоуправления и самим работодателям.

Этим органам, в частности, определенные правомочия по регулированию на соответствующих территориях субъектов РФ и муниципальных образований районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, компенсаций расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, гарантий и компенсаций по переезду на новое место жительства в другие регионы РФ.

Исходя из статистических данных, например, в Магаданской области распределение юридических лиц, их обособленных подразделений, включенных в Единый государственный реестр по формам собственности составляет:

-финансируемых из федерального бюджета - 338 субъекта;

- финансируемых из бюджета субъекта федерации - 136 субъектов;

- финансируемых из муниципального бюджета - 669 субъектов;

- субъектов, не относящихся к бюджетной сфере - 7875 субъектов.

Проведенный анализ показывает, что в Магаданской области организации частной, муниципальной и собственности субъекта федерации составляют наибольшее число субъектов равное 8680. В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" все они исключены из государственного регулирования по предоставлению государственных гарантий и компенсаций северянам.

Из вышеприведенного распределения трудовых ресурсов в Магаданской области видно, что большая часть работников остается за сферой государственного регулирования.

2.2. Основные гарантии и компенсации лицам, в связи с работой в

районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.

Прежде чем приступить к рассмотрению гарантий и компенсаций, предусмотренным для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним необходимо раскрыть понятие гарантий и компенсаций в сфере труда, выделить обстоятельства, характеризующие гарантии и компенсации как правовые понятия.

1. В ч.1 ст. 164 Трудового кодекса РФ гарантии определены как средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Таким образом, в качестве цели применения установленных законодательством гарантий указано осуществление имеющихся у работников прав. Следовательно, гарантии выполняют обеспечительную функцию по отношению к установленным работникам правам.

Права работников могут носить как имущественный, так и неимущественный характер. Существующие гарантии для осуществления этих прав могут быть также имущественного и неимущественного характера.

Отличительной чертой неимущественных гарантий является их непосредственная связь с местом работы, они призваны обеспечить сохранение за работником в установленных законодательством случаях прежних условий труда, включая рабочее место. В связи с чем, главной неимущественной гарантией является предоставление работнику прежнего места работы после отсутствия по уважительным причинам, например, при нахождении работника в отпуске по уходу за ребенком.

Имущественные гарантии непосредственно связаны с правом работника на получение денежного вознаграждения за свой труд. В

В связи с изложенным можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства, которые характеризуют правовое понятие гарантий в сфере труда.

Во-первых, установление гарантий в законодательстве, соглашениях, коллективном договоре, иных локальных нормативных актах организации, трудовом договоре.

Во-вторых, непосредственное обеспечение предусмотренных в законодательстве трудовых прав.

В-третьих, обеспечение осуществления как неимущественных, так и имущественных прав работников в сфере труда.

2. В ч. 2 ст. 164 Трудового кодекса РФ компенсации определены как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных законодательством обязанностей. Из действующего законодательства можно выделить следующие обстоятельства, характеризующие компенсации как правовое понятие.

Во-первых, компенсации имеют возмездный характер, они призваны возместить работнику определенные затраты. Тогда как гарантии, которые предоставляются работникам, не имеют возмездного характера. Гарантии призваны обеспечить работников реализацию трудовых прав работников, а компенсации имеют своей целью возмещение понесенных работниками затрат при исполнении установленных обязанностей, а также при использовании отдельных прав.

Во-вторых, применение понятия "компенсация" предполагает доказывания наличия непосредственной связи понесенных или предполагаемых затрат работника с исполнением трудовых или иных, предусмотренных законом обязанностей.

Не оспаривая правомерность данных понятий, в отношении северных территорий можно применить следующую формулировку термина "компенсация": это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам повышенных материальных и физиологических затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей и проживанием в суровых природно-климатических условиях Севера.

Работа в тяжелых климатических условиях, которые характерны для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на протяжении десятков лет компенсировалась предоставлением гарантий и компенсационных выплат работнику.

Основные государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера установлены Трудовым Кодексом РФ и Законом РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях": Закон Российской Федерации от 19.02.1993 г. № 4520-1// Российская газета.-1993.- 27 февраля.

Особо следует отметить, что действие соответствующих льгот, гарантий и компенсаций распространяется только на территории, предусмотренные Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 г. № 1029.

С 2005 г. перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством РФ.

За прошедший с 30-х годов прошлого столетия период в список территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей внесены значительные изменения. В настоящее время на практике применяется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. № 1029. Этот перечень был существенно расширен в 90-е годы.

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены в настоящее время Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, в частности, Законом РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" с последующими дополнениями и изменениями, внесенными в том числе Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В главе 50 Трудового кодекса РФ предусмотрены гарантии и компенсации только для работающих, а для других жителей северных районов и местностей, приравненных к ним - пенсионеров, студентов, членов семей работающих, они регулируются иным законодательством: Законом РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Федеральными законами " О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации от 15.01.2001г. № 166-ФЗ, "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ,, а также иными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

В связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований ст. 26 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. были внесены изменения в ст. 4 Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Федеральными законами ", в которой уточнены источники финансирования выплаты гарантий и компенсаций.

Федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" внесены изменения во вторую часть ст. 313 Трудового кодекса, касающуюся установления дополнительных гарантий и компенсаций. Согласно новой редакции дополнительные гарантии и компенсации работающим могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями и т.д., исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей.

В Трудовом кодексе РФ для получения гарантий и компенсаций предусмотрены определенные требования к работникам, прибывающим на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности:

- заключение трудового договора на срок до 5 лет по инициативе работника либо работодателя, если это связано с переездом к месту работы, согласно ст. 59 Трудового кодекса;

- наличие у работника, прибывшего на Север из других регионов, заключения об отсутствии медицинских противопоказаний для работы и проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, согласно ст. 324 Трудового кодекса;

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты