Особенности трудового договора о работе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним
продолжительность трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, согласно ст. 314 Трудового кодекса;В Законе РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Трудовой кодекс РФ и других нормативных правовых актах к гарантиям и компенсациям для работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, помимо районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы, отнесены;- ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска;- дополнительный выходной день для работников, имеющих детей в возрасте до 16 лет;- сокращенная рабочая неделя для женщин;- компенсации семьям, имеющим детей;- гарантии медицинского обслуживания;- оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работнику и членам его семьи;- гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом;- государственные гарантии работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата сотрудников;- компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, к месту отдыха и обратно;2.2.1. Районный коэффициент к заработной плате, компенсациям, пособиям и стипендиям. Процентная надбавка.В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.С помощью районного коэффициента и северных надбавок увеличивается не только заработная плата северян, но и ряд социальных выплат. Об этом прямо было сказано в ст. 23 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", которая действовала до 1 января 2005 г. Тот факт, что данная статья утратила силу на основании Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ не означает, что изложенное выше правило перестало действовать. 2.2.1.1.Районный коэффициент к заработной платеДо настоящего времени применение районных коэффициентов было установлено законодательно в Законе РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", в ст. 316 Трудового кодекса, а размеры районных коэффициентов определены нормативными правовыми актами СССР, постановлениями Правительства РФ и Указами Президента РФ.Опять таки, Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122 - ФЗ внесены изменения как в Закон о Севере, так и в ст. 316 Трудового кодекса. Теперь размер районного коэффициента должен устанавливаться Правительством РФ, а не федеральным законом, как было раньше.В редакции Закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. ст. 10 Закона о Севере называется "Районный коэффициент к заработной плате, пособиям, стипендиям и компенсациям". В ней говорится, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ. Из положений данного закона вытекает, что Правительство устанавливает размеры районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, а субъекты РФ и органы местного самоуправления решают вопрос об их установлении самостоятельно, но не ниже, чем на федеральном уровне. Работодатели организаций, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливают к заработной плате работников районные коэффициенты в размерах, предусмотренных для территории, где расположена организация.Районный коэффициент - это мера (степень) повышения заработной платы, компенсаций и выплат, призванная компенсировать различия в стоимости жизни населения по регионам. Районные коэффициенты первоначально были установлены к заработной плате работников производственных отраслей постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 19.09.59г. № 1120 в районах "с тяжелыми природно-климатическими условиями, недостаточно обеспеченных рабочей силой". В непроизводственной сфере районные коэффициенты были введены постановлением ЦК КПСС, Совета Министров и ВЦСПС от 15.07.64г. № 620 "О повышении заработной платы работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, непосредственно обслуживающих население". Вслед за увеличением заработной платы в северных регионах районные коэффициенты были установлены к заработной плате работников предприятий, организаций и учреждений Дальнего Востока, Восточной и Западной Сибири, Урала и Южных районов Европейского Севера (Карелия, Коми, Архангельская область). Размер районного коэффициента указывает на какую часть, превышающую единицу, должен быть увеличен заработок работника. При величине районного коэффициента равного 1.15, заработная плата подлежит увеличению на 15%.Статьей 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991г. № 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" было предоставлено право Советам Министров республик, входящим в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам, исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.Предоставленным правом воспользовались многие субъекты РФ, установив размер районного коэффициента на уровне применяемых в производственных сферах.Например, в Ненецком округе при размере районного коэффициента для работников непроизводственных отраслей 1,50 для всех работающих в поселках Амдерма, Варандей, Усть-Кара районный коэффициент был установлен в размере 2,0, в остальных населенных пунктах округа - 1,80; в Ханты-Мансийском автономном округе для всех работающих установлен районный коэффициент установлен в размере 1,70 вместо 1,30 и 1,50.Действующие размеры районных коэффициентов, установленные Правительством РФ или органами государственной власти СССР можно представить в виде таблицы (см. Приложение № 1).По действующему законодательству районный коэффициент начисляется на фактический месячный заработок без ограничений его максимального размера, в который включаются: -заработная плата, начисленная по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время, по сдельным расценкам, в процентах от выручки при реализации продукции или в долях; -премии и вознаграждения, предусмотренные системами оплаты труда или положениями о премировании работников; -надбавки и доплаты к тарифным ставкам о (должностным окладам).- компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда.В состав заработка, на который начисляется районный коэффициент, не включаются: - процентные надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям;-все виды выплат по среднему заработку (отпускные суммы, выплаты по временной нетрудоспособности, оплата учебных отпусков, оплата простоя по вине работодателя, оплата при направлении в командировку, оплата при направлении на повышение квалификации, оплата при направлении на медицинские осмотры, материальная помощь, единовременные выплаты, носящие компенсационный характер, не предусмотренные системой оплаты труда организации).2.2.1.2. Процентная надбавка за стаж работыВ соответствии со ст. 317 Трудового кодекса лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются федеральным законом, в настоящее время Законом от 19.02.1993 г. № 4520-1.Процентная надбавка выражается в процентах к заработной плате и устанавливается в зависимости от группы местности, к которой отнесен тот или иной район, местность, стажа работы и возраста.В отличие от районного коэффициента процентная надбавка является не компенсацией, а стимулирующей выплатой заработной платы, гарантированной государством. Как уже говорилось, Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ внесены изменения в статью 2 Закона о Севере, которые предусматривают, что перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством РФ. Однако соответствующее постановление до настоящего времени не подготовлено и поэтому действует перечень северных районов, установленный ранее. Для возникновения права на получение процентной надбавки к заработной плате имеет существенное значение:1. отнесение данной территории к районам Крайнего Севера или приравненной к ним местности.2. наличие стажа работы в данных районах и местностях.Размеры и шкала начисления процентных надбавок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях определены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 г. Максимальные размеры надбавок дифференцированы по трем группам регионов, при этом во всех регионах максимальный размер процентной надбавки может быть начислен после пяти лет работы:- в наиболее суровых районах Крайнего Севера - Чукотском автономном округе и Северо-Эвенкийском районе Магаданской области, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей - 10% заработка, по истечении первых 6 месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие 6 месяцев работы при максимальном размере 100% заработка;- в остальных районах Крайнего Севера - 10 % заработка по истечении первых 6 месяцев работы с увеличением на 10 % за каждые последующие 6 месяцев работы, а по достижении 60 % надбавки - 10 % заработка за кажды1 год работы. Предельный размер надбавок для данной группы районов составляет 80 % заработка;- в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 10 % заработка по истечении первого года работы с увеличением на 10 % за каждые последующий год работы при максимальном размере надбавки - 50 % заработка. (см. таблицу № 1, Приложение № 2).
Начисление и выплата процентной надбавки (и первой, и последующих) к заработной плате производится со дня возникновения у работника права на нее, а не со следующего месяца или года. Надбавки начисляются на фактический заработок работника за месяц (без применения районного коэффициента). Ограничение размера заработка при начислении надбавок определенной суммой (предельная сумма в 400 рублей была названа в постановлении Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 г. № 458) было снято постановлением Правительства РФ от 31.05.1995 г. № 537 "О признании утратившими силу отдельных положений постановления Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 г. № 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера". "О признании утратившими силу отдельных положений постановления Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 г. № 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера": Постановление Правительства РФ от 31 мая 1995г. №537//Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995.- № 23.- С.2236.
Для закрепления молодежи на Севере применяется "ускоренная" шкала начисления процентных надбавок по сравнению с общеустановленными правилами. В подпункте "е" пункта 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 20.10.1990 г. № 458 установлено, а в Инструкции "О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами", утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 г. № 2, разъяснено, что для молодежи, прожившей в районах Крайнего Севера не менее 1 года и вступающей в трудовые отношения, надбавки устанавливаются с 1 января 1991 г. в размере 20 % заработка по истечении первых 6 месяцев работы, а по достижении 60 % надбавки - последние 20 %-за один год работ, а в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - в размере 10 % заработка за каждые 6 месяцев работы. "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами": Приказ Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 2.Максимальный размер выплачиваемых надбавок не может превышать пределов, общепринятых пределов, т.е. 100%, 80%, 50%.Согласно ч. 2. ст. 11 Закона о Севере, молодежи в возрасте до 30 лет надбавка выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если на момент трудоустройства они прожили не менее 5 лет. Но Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ часть вторая данного Закона была отменена. Но вместе с тем, в соответствии с преамбулой и пунктом 2 ст. 153 Федерального Закона № 122-ФЗ следует, что если молодежь в возрасте до 30 лет, которая прожила в этих районах и местностях не менее 5 лет по состоянию на 31 декабря 2004 г., т.е. исполнила все требования ранее действовавшего законодательства, имеет право на выплату процентной надбавки к заработной плате в полном объеме с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом не имеет значения, проживало ли данное лицо в указанных районах и местностях в течение 5 лет или одного года непрерывно или выезжал в другие регионы и потом вернулся обратно на Север.Юридическое значение для возникновения права на получение надбавки в повышенном размере имеют три факта:- возраст работника до 30 лет;- время проживания на Севере до поступления на работу в течение пяти лет или одного года непрерывно или суммарно;- поступление на работу в одном из районов Севера впервые.Для сохранения права молодежи в возрасте до 30 лет на получение преимуществ в получении процентных надбавок с первого дня работы в северных регионах, предусмотренные ранее ч. 2 ст. 11 Закона о Севере, необходимо включение данного положения в соглашения, коллективные или трудовые договоры.Процентные надбавки начисляются работникам, постоянно работающим и проживающим в северных районах, а также работникам, выполняющим работу вахтовым методом, согласно ст. 302 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ.2.2.2. Ежегодные дополнительные отпуска. Порядок предоставления.Особые природные характеристики Севера, действующие в отдельности или в совокупности, оказывают неблагоприятное влияние на здоровье северных работников.Известно, что необходимость дополнительного отпуска обусловлена физиологическими и гигиеническими факторами, а его продолжительность определялась экономическими возможностями государства.Законом РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" продолжительность дополнительного отпуска была увеличена для работающих в районах Крайнего Севера с 18 до 21 рабочего дня, в приравненных местностях - с 12 до 14 рабочих дней. Статьей 321 Трудового кодекса РФ установлена продолжительность дополнительного отпуска в календарных днях, т.е. 24 и 16 календарных дней.Изменения, внесенные в законодательство о Севере Федеральным законом № 122-ФЗ, не затронули ст. 14 Закона о Севере и ст. 321 Трудового кодекса, в которых отражены продолжительность, порядок предоставления и соединения основного и дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков.В соответствии со ст. 322 Трудового кодекса ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск устанавливается сверх всех дополнительных отпусков как компенсация за работу и проживание в суровых природно-климатических условиях. Сохранена ранее действовавшая юридическая норма: общая продолжительность оплачиваемых отпусков лицам, работающим по совместительству, устанавливается на общих основаниях, т.е. одновременно с отпуском по основному месту работы.В статье 322 Трудового кодекса "Порядок предоставления и соединения ежегодных оплачиваемых отпусков" предусмотрено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется после шести месяцев работы у данного работодателя. Право на получение ежегодного дополнительного отпуска у работника возникает одновременно с использованием основного отпуска. При этом полное или частичное соединение ежегодных отпусков лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за два года. Чтобы воспользоваться данным правом, работник своевременно до утверждения графика отпусков на следующий год должен сообщить работодателю о намерении соединить отпуска.Работодатель обязан, утверждая график отпусков, предусматривать предоставление отпуска каждому работнику не реже одного раза в два года.Учитывая значительную продолжительность основного и ежегодного дополнительного отпусков предусмотрено ограничение: общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать шести месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Неиспользованная часть отпуска, превышающего шесть месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год.В соответствии со ст. 322 Трудового кодекса по просьбе одного из работающих родителей (опекуна, попечителя) работодатель обязан предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет, поступающего в образовательное учреждение среднего или высшего профессионального образования, расположенные в другой местности.2.2.3. Гарантии и компенсации транспортных расходов2.2.3.1. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.Статья 33 "Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно" в новой редакции Закона о Севере (после внесения изменений Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.) определяет: лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе и личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Оплата стоимости проезда работника личным транспортом производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем. Работодатели также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска. Оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работника организации, финансируемой из федерального бюджета, и членов его семьи производится перед отъездом работника в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится работником по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или иных документов. При этом установлено, что указанные выплаты являются целевыми и не подлежат суммированию в случае, если работник своевременно не воспользовался своим правом на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно.Кроме того, в данной статье сказано, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования и обратно лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, в организациях, финансируемых из местных бюджетов - органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере - работодателем.Вопрос о невозможности суммирования целевых выплат по компенсации стоимости проезда некоторыми субъектами решен таким образом, что неиспользованная своевременно льгота по оплате проезда к месту отпуска не пропадает, но срок ее предоставления сдвигается на период, прошедший с момента наступления указанного права до момента его реализации этого права. Таким образом, если работник не воспользовался правом на оплату проезда на второй год работы и последующие, он может воспользоваться этим правом соответственно на третий, пятый и последующие годы работы (п. 8 ст. 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.12.2004 г. № 76-ОЗ "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа". "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа": Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.12.2004 г. № 76-ОЗ//Новости Югры.-2004.-15 декабря.-С. 2-5.В новой редакции ст. 325 Трудового кодекса (в связи с изменениями., внесенными Федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ) оставлено право на компенсацию расходов по проезду членов семьи работника, если они отдыхают не одновременно и в разных местах с работником. Так как учет на данные компенсации ведется в организации по трудовому стажу самого работника, предполагается, что данная льгота должна использоваться в течение текущего двухлетнего периода и работником, и неработающими членами его семьи.Кроме того, в этой же статье сделано уточнение, что оплата стоимости проезда к месту использования отпуска предоставляется членам семьи работника, фактически проживающим с работником.В нормативно-правовых актах субъектов РФ определяется перечень затрат работников, включаемых в стоимость проезда и провоза багажа, пункты пересечения государственной границы при поездке в отпуск за пределами территории РФ и на основании каких документов осуществляется компенсация расходов на проезд. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективным договором, локальными нормативными актами, трудовыми договорами.При разработке и принятии коллективных договоров, локальных нормативных актов гарантии и компенсации работников не должны быть ущемлены или уменьшены по сравнению с работающими в организациях, финансируемых из разных бюджетов. 2.2.3.2. Компенсация расходов, связанных с переездом в северные районыОснованием для получения гарантий и компенсаций при переезде в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (независимо из-за пределов указанных районов или внутри них) является факт заключения трудового договора между работником и работодателем. В статье 326 Трудового кодекса, в отличие от статьи 169 Трудового кодекса, компенсации, связанные с переездом, сохранены в размерах, предусмотренных статьей 35 Закона о Севере, дополнениями и изменениями, внесенными Федеральными законами № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. и № 90-ФЗ от 30.06.2006 г. В соответствии с логикой Закона № 122-ФЗ, ст. 35 "Гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом" Закона о Севере в новой редакции устанавливает, что работникам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в северных районах, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов РФ, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации:-единовременное пособие в размере двух должностных окладов (месячных тарифных ставок) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена семьи в размере половины месячного оклада работника;- оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории РФ по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше 5 тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом;- оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней для обустройства на новом месте.Право на оплату проезда и стоимости провоза багажа членов семьи сохраняется в течение одного года со дня заключения трудового договора в данной организации в указанных районах и местностях.К числу компенсаций при переезде на работу в другую местность относится оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории России по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше 5 тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом. Такая же норма предусмотрена и в случае переезда работника к новому месту жительства. В преобладающем большинстве северных регионов отсутствует железнодорожное сообщение, поэтому по договоренности сторон могут быть оплачены расходы по провозу багажа воздушным транспортом до ближайшей железнодорожной станции или ближайшего морского или речного порта, открытого для навигации в данное время.Данные гарантии и компенсации предоставляются работнику только по основному месту работы.2.2.4.Другие гарантии и компенсации 1. Согласно ст. 319 Трудового кодекса РФ одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до 16 лет, ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы. Обязательным условием для получения дополнительного выходного дня является письменное заявление работника. Не использованные в том или ином месяце дни на другой срок не переносятся и не суммируются.2. Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в полном размере, что и при полной рабочей неделе.Сокращенная рабочая неделя для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, была установлена Законом РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 как компенсация за сложность воспитания детей в суровых климатических условиях и имела юридическую норму государственной гарантии. 3. Для работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором может быть установлена оплата за счет средств организации стоимость проезда в пределах территории РФ для медицинских консультаций или лечения при наличии соответствующего медицинского заключения, выданного в установленном законом порядке, если соответствующее лечение не могут быть предоставлены по месту проживания.4. По общему законодательству, согласно ст. 180 Трудового кодекса РФ, при ликвидации организации или сокращении численности штата работников организации работники предупреждаются работодателем о предстоящем увольнении персонально и под роспись не менее чем за 2 месяца до увольнения; работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения указанного срока, выплати в ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.Учитывая ограниченные возможности для трудоустройства работников ликвидируемых организаций или при значительном сокращении штата, особенно в моноструктурных городах и поселках, расположенных на Севере, для них установлены преимущества по сохранению среднего заработка и более длительный период на трудоустройство, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.В ст. 318 Трудового кодекса предусмотрено исключение из общего правила, в частности, средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что работник в месячный срок после увольнения обратился в данный орган и не был трудоустроен. Выплаты месячного выходного пособия и сохраняемой средней заработной платы производятся работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.ЗАКЛЮЧЕНИЕДействующая система стимулирования труда, основанная на районных коэффициентах и северных надбавках, изжила себя, ее нужно в корне пересмотреть. Новая система государственных гарантий должна обеспечивать повышение мотивации к труду в экстремальных условиях, то есть это должна быть такая система, которая бы позволила людям дать ответы на самые жгучие, волнующие их вопросы о том, как жить и на что надеяться.Новая ситуация требует внесения в законы соответствующие изменения.В этих условиях исследование - важнейшего института трудового права - приобретает особую важность в связи с тем, что, с одной стороны, необходимо повышение эффективности централизованного (прежде всего законодательного) регулирования трудовых отношений, закрепляющего определенный уровень гарантий для работников, а с другой - расширение договорной сферы и судебной защиты трудовых прав и свобод, обеспечения реализации законных интересов различных субъектов трудового права.Право работника на получение льгот, гарантий и компенсаций, связанных с проживанием и работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как всякое субъективное право должно быть не только законодательно закреплено, но и реально осуществимо.Принятие ФЗ № 122-ФЗ в данной редакции противоречит основной цели трудового законодательства, которой, согласно ст. 1 Трудового кодекса РФ, является установление государственных гарантий. При таком положении Трудно не заметить, что в законодательстве сложилась устойчивая тенденция, исключающая обязанности государства по возмещению им расходов, связанных с предоставлением государственных гарантий и компенсаций, работникам северных территорий. Фактическое переложение государством своих обязанностей на другие субъекты негативно скажется и уже сказывается на состоянии бюджета северных субъектов федерации, муниципальных органов исполнительной власти и работодателей, а также на реализации основных правовых гарантий северян.Анализ нормативных актов, касающихся назначения, определения сумм социальных выплат, их выплаты, свидетельствует: и районный коэффициент, и северные надбавки влияют на суммы пенсий и многих пособий.Все это делает чрезвычайно актуальным знание и, главное, умение пользоваться соответствующими нормативными актами, регулирующими социально-экономическое положение Севера.??? Подводя итог вышеуказанному, следует отметить: защищая интересы работника, осуществляющего трудовую деятельность в экстремальных природно-климатических условиях Севера, законодатель сохранил, а практика судов подтверждает его право на получение большей части северных льгот за работу в данных условиях. Однако, к сожалению, условия, порядок и размеры предоставления льгот и гарантий поставлены в зависимость от источника финансирования организации и формирования соответствующей нормативно-правовой базы.Литература1. Библиотечка "Российской газеты". "Кто сказал, что Север крайний? Льготы и пособия для северян. Документы, комментарии, разъяснения". Выпуск №16. 1996.2. Жукевич Г.В. Закон о Севере: что изменилось? // Вопросы Севера. Приложение к журналу "Справочник кадровика", Апрель. 2005. 3. Л.Ю. Бугров. Содержание трудового договора. //Справочник кадровика. №2, 2007.4. Ширимова Е. Свобода трудового договора // Кадровое дело. № 9.2004.5. Трудовой кодекс Российской Федерации: правовые новации. Постатейный научно-практический комментарий, д.э.н., профессор В.В. Куликов. Агентство (ЗАО) "Библиотечка РГ", 2006.6. Васильева Е., Петрова С. Трудовой договор: что изменилось? // Кадровое дело, № 10, октябрь 2006 г.7. Широкова Л.Н., Мосина Л.Л. Районный коэффициент к заработной плате, базовой части трудовой пенсии, компенсациям, пособиям, стипендиям. // Вопросы Севера. Приложение к журналу "Справочник кадровика", апрель 2005 г.
8. Федеральный закон от 30.06.2006г. № 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"// Российская газета, июль 2006г.
9. Комментарий к Федеральному закону от 30.06.2006г. № 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. № 18, сентябрь 2006г.
10.Ямпольский В.Н. Анализ основных изменений трудового законодательства // Закон, № 8, август 2006г.
11. Гайдукова Л.Н. Комментарий к изменениям в Трудовой кодекс Российской Федерации: практический комментарий к Федеральному закону от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ.-"ГроссМедиа", 2006г.
12. Ломакина Л.А. Вопросы теории и практики заключения трудового договора. // Законодательство и экономика, № 2, февраль 2006г.
13. Карсетская Е., Михайлов И., Мошкович М. Трудовой договор.// Экономико-правовой бюллетень, № 9, сентябрь 2006г.
14. Михайлов И. Эволюция Трудового кодекса.// Новая бухгалтерия, выпуск 9, сентябрь 2006г.
15. Обертышева Л.А. Новые формы современных трудовых отношений.//Библиотечка Российской газеты. Агентство (ЗАО) "Библиотечка РГ", 2006.
16. Скачкова Г.С. Новое в трудовом законодательстве.// Российская юстиция, № 7, июль 2006г.
17. Федорова Т. Сила трудового договора.// Кадровое дело, № 2, февраль 2005г.
18. Васильева М., Карсетская Е. Михайлов И., Шершнев А. Особенности различных видов трудовых договоров.// Экономико-правовой бюллетень, № 7, июль 2005г.
19. Васильева М., Карсетская Е. Михайлов И., Шершнев А. Условия трудового договора. // Экономико-правовой бюллетень, № 7, июль 2006г.
Приложение № 1
Районные коэффициенты к заработной плате работников организаций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
Субъекты РФ, районы, города
Размеры районных коэффициентов
для непроизводственных отраслей
для производственных отраслей
1
2
3
Острова Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря)
2.0
2.0
Республика Карелия
Кемский, Лоухский районы, г. Костомукша, Кемь и подчиненные их администрациям населенные пункты
1.40
1.40
Муезерский, Сегежский, Пудожский, Медвежьегорский районы, г. Сегежа и подчиненные его администрации населенные пункты
1.30
1.30
Остальные районы, г. Петрозаводск, Сортавала и подчиненные их администрациям населенные пункты
1.15
1.15
Республика Коми
г. Воркута и подчиненные его администрации населенные пункты
1.60
1.60
г. Инта, и подчиненные его администрации населенные пункты
1.50
1.50
Ижемский, Троицко-Печорский, Усть-Цилемский, Удорский районы, г. Вуктыл, Печора, Сосногорск, Ухта, Усинск и подчиненные их администрациям населенные пункты
1.30
1.30; 1.50; 1.60.
Остальные районы, г. Сыктывкар и подчиненные его администрации населенные пункты
1.20
1.20; 1.30; 1.50;
Архангельская область
Мезенский, Пинежский, Лешуконский, Соловецкий районы, г. Северодвинск и подчиненные его администрации населенные пункты
1.40
1.40
Остальные районы, г. Архангельск и подчиненные его администрации населенные пункты
1.20
1.20; 1.40.
Ненецкий автономный округ
1.50
1.50; 1.60; 1.80
Мурманская область
г. Мурманск - 140
1.80
1.80
п. Туманный
1.70
1.70
Остальные районы,г. Мурманск
1.40
1.40; 1.50; 1.70
Коми-Пермяцкий автономный округ
Косинский, Кочевский и Гайнский районы
1.20
1.20
Ямало-Ненецкий автономный округ
Севернее полярного круга (для работников производственных отраслей, обслуживающих нефтегазодобывающие предприятия)
1.50
1.80
Остальные районы севернее 60 градусов с.ш.
1.50
1.50; 1.60
Ханты-Мансийский автономный округ
Севернее 60 градусов с.ш.
1.50
1.50-1.70
Южнее 60 градусов с.ш.
1.30
1.30
Тюменская область
Уватский район
1.50
1.50
Г.Тобольск и Тобольский район
1.15
1.30;1.40
Остальные районы, г.Тюмень с подчиненными его администрации населенными пунктами
1.15
1.15
Томская область
г.Стрежевой
1.50
1.50-1.70
Александровский район, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Парабельский, Чаинский районы, г.Кедровый с подчиненными его администрации населенными пунктами, г.Северск и Колпашево
1.50
1.50
Остальные районы, г.Томск
1.30
1.30
Таймырский(Долгано-Ненецкий) автономный округ
1.60
1.60;1.80
Эвенкийский автономный округ
Северная часть Эвенкийского автономного округа (севернее реки Нижняя Тунгуска)
1.60
1.60; 1.70
Южная часть Эвенкийского автономного округа (южнее реки Нижняя Тунгуска)
1.30
1.30
Красноярский край
г.Норильск с подчиненными его администрации населенными пунктами
1.80
1.80
Туруханский район (севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан),г.Игарка с подчиненными его администрации населенными пунктами
1.60
1.60; 1.70
Туруханский район (южнее рек Нижняя Тунгуска и Турухан), Северо-Енисейский, Кежемский, Бугучанский, Енисейский и Мотыгинский районы, г.Енисейск, Лесосибирск с подчиненными его администрации населенными пунктами
1.30
1.30;1.40;1.50;1.60
Остальные районы, г.Красноярск
1.20
1.20;1.30
Республика Хакасия
1.30
1.30
Республика Тыва
Монгул-Тайгинский, Тоджинский районы, территория Шынаанской сельской администрации Тере-Хольского района
1.50
1.50
Остальные районы,г.Кызыл
1.40
1.40
Иркутская область
Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Катангский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский и Усть-Кутский районы г.Бодайбо, Братск, Усть-Илимск, Усть-Кут
1.30
1.30;1.40;1.50;1.60;1.70
Остальные районы, г.Иркутск
1.20
1.20;1.30
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ
1.20
1.20
Республика Бурятия
Баунтовский, Муйский, Северо-Байкальский районы, г.Северобайкальск с подчиненными его администрации населенными пунктами
1.30
1.30
Баргузинский, Курумканский, Окинский районы
1.20
1.20;1.30;1.40
Остальные районы, г. Улан-Уде
1.20
1.20;1.30
Читинская область
Каларский, Тунгокоченский, Тунгиро-Олекминский районы
1.30
1.30;1.40
г. Краснокаменск, пгт Октябрьский
1.40
1.40
Остальные районы, г.Чита с подчиненными его администрации населенными пунктами
1.20
1.20;1.30
Агинский Бурятский автономный округ
1.20
1.20
Республика Саха (Якутия)
Местности, где расположены предприятия и стройки алмазодобывающей промышленности на месторождениях "Айхал" и "Удачная", прииски "Депутатский" и "Кулар", Нижнеколымский район
2.0
2.0
Анабарский, Абыйский, Аллаиховский, Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский, Верхневилюйский, Вилюйский,Жиганский,Кобянский,Ленский,Мирнинский(Айхальский и Удачнинский горсоветы), Момский, Нижнеколымский, Оймяконский, Оленекский, Среднеколымский, Сунтарский районы
1.60
1.60; 1.80; 2.0
Корякский автономный округ
1.60
1.60; 1.80
Магаданская область
1.70
1.70
Чукотский автономный округ
2.0
2.0
Приложение № 2
Таблица № 1
Шкала начисления процентных надбавок к заработной плате
Районы
Размеры надбавок
Максимальный размер надбавки
Чукотский и Корякский автономные округа, Северо-Эвенский район Магаданской области, Алеутский район Камчатской области, острова Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря)
10 % заработка за каждые
6 месяцев работы
100 % заработка
Остальные районы Крайнего Севера
Первые три года - 10 % заработка за каждые 6 месяцев работы, а по достижении 60 % надбавки - 10 % заработка за каждый год работы.
80 % заработка
Местности, приравненные к районам Крайнего Севера
10 % заработка за каждый год работы
50 % заработка
Таблица № 2
Шкала начисления процентных надбавок к заработной плате
для молодежи в возрасте до 30 лет
Районы
Размеры надбавок
Максимальный размер надбавки
Чукотский и Корякский автономные округа, Северо-Эвенский район Магаданской области, Алеутский район Камчатской области, острова Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря)
20 % заработка по истечении первых 6 месяцев работы, а по достижении 60 % надбавки-последние 20 %-за один год работы.
100 % заработка
Остальные районы Крайнего Севера
20 % заработка по истечении первых 6 месяцев работы, а по достижении 60 % надбавки-последние 20 %-за один год работы.