Рефераты

Пенсии в связи с особыми условиями труда

p align="left">Система программных мероприятий имеет межотраслевой характер и направлена на повышение общего уровня условий и охраны труда на территории Ханты - Мансийского автономного округа. Система включает следующие наиболее важные направления по улучшению условий и охраны труда:

- правовое и нормативное обеспечение охраны труда;

- организационно - техническое обеспечение охраны труда;

- совершенствование государственной системы управления охраной труда;

- обучение работников, подготовка специалистов по охране труда, информационное обеспечение охраны труда;

- научно - техническое обеспечение условий и охраны труда;

- обеспечение мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний, предупреждению травматизма работающих и улучшению условий труда женщин и подростков.

Мероприятия, этапы реализации целевой Программы по улучшению условий и охраны труда в Ханты - Мансийском автономном округе на 2000 - 2002 годы указаны в приложении.

Правовое и нормативное обеспечение охраны труда

Одним из важнейших элементов Программы по обеспечению безопасной для здоровья работы является создание развитой нормативно - правовой базы. Исходя из этого предусматривается подготовка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы федерального и окружного уровня, регламентирующих условия и охрану труда работающих. Планируется подготовить положения:

- о порядке проведения аттестации рабочих мест на предприятиях и в организациях по условиям труда;

- о порядке сертификации производственных объектов на соответствие нормативным требованиям в области условий и охраны труда.

Это направление в настоящее время является особенно актуальным, так как реализация системы сертификации (как и аттестации рабочих мест) позволит, во-первых, определить качественный уровень состояния условий и охраны труда в организациях, а во-вторых, даст возможность классифицировать организации по степени профессионального риска и обеспечить реализацию Закона Российской Федерации "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Также предусмотрена подготовка рекомендаций о содержании раздела охраны труда в коллективных договорах и соглашениях и др.

Реализация данного направления укрепит нормативную правовую базу, приведет ее в соответствие с новыми социально - экономическими отношениями, укрепит права работников, повысит ответственность работодателей, улучшит эффективность государственного управления охраной труда, надзора и контроля за состоянием условий и охраны труда в Ханты - Мансийском автономном округе.

Организационно - техническое обеспечение охраны труда

Для реализации требований нормативных правовых актов в области условий и охраны труда необходимо в первую очередь создать необходимые условия для возможности эффективной реализации государственного управления охраной труда, надзора и контроля за состоянием условий и охраны труда в Ханты - Мансийском автономном округе.

Так, предусматривается развитие органов управления, надзора и контроля в области условий труда. Планируется создать полноценный орган государственной экспертизы условий труда в составе Управления по труду с работниками, находящимися на территории округа в местах наибольшего сосредоточения предприятий и организаций отраслей материального производства. Функции государственной экспертизы условий труда определены в статье 17 Закона Ханты - Мансийского автономного округа "Об охране труда в Ханты - Мансийском автономном округе". В настоящее время создание полноценного органа государственной экспертизы охраны труда особенно актуально в связи с принятием Закона Российской Федерации "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Согласно этому Закону размер страхового взноса для каждого предприятия будет зависеть от фактического состояния условий и охраны труда, определять которое и будет государственная экспертиза условий труда по результатам аттестации рабочих мест.

Одной из важных составляющих механизма улучшения условий и охраны труда является информированность участников производственного процесса. Контроль за качеством обучения в области охраны труда учебными заведениями, имеющими разрешение Управления по труду на право обучения руководителей и специалистов организаций в области охраны труда и оказание методической помощи этим учебным заведениям, будет осуществлять отдел организации обучения и методического обеспечения охраны труда Управления по труду. Также необходимо наладить полноценную работу центра охраны труда при Управлении по труду, который будет обеспечивать предприятия и организации округа нормативной и методической литературой по охране труда, информацией о предприятиях - изготовителях средств коллективной и индивидуальной защиты, проводить обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций, оказывать помощь предприятиям в проведении аттестации рабочих мест на соответствие требованиям в области условий и охраны труда. Услуги предприятиям и организациям по мере становления центр охраны труда будет осуществлять на платной основе, то есть в будущем центр будет на частичном самофинансировании.

В целях оказания помощи предприятиям в проведении аттестации рабочих мест на соответствие требованиям в области условий и охраны труда для центра охраны труда Ханты - Мансийского автономного округа необходимо приобрести 4 передвижных специальных исследовательских лаборатории по измерению параметров вредных и опасных факторов производственной среды, без которых невозможно проведение аттестации рабочих мест.

Для размещения окружных органов государственного управления охраной труда, надзора и контроля в области условий и охраны труда планируется строительство здания для Управления по труду, Государственной инспекции труда по Ханты - Мансийскому автономному округу, центра охраны труда.

Реализация данного направления позволит окончательно сформировать органы государственного управления охраной труда, надзора и контроля за улучшением условий и охраны труда, укрепит их материально - техническую базу.

Совершенствование государственной системы управления охраной труда.

Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных правовых актов, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам сохранение здоровья и безопасные условия труда, а также в осуществлении надзора и контроля за выполнением требований в области условий и охраны труда.

В Ханты - Мансийском автономном округе государственное управление охраной труда осуществляется Управлением по труду Ханты - Мансийского автономного округа в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 1995 года N 109-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 26 августа 1995 года N 843, а также Законом Ханты - Мансийского автономного округа "Об охране труда в Ханты - Мансийском автономном округе". Органы по труду муниципальных образований в соответствии с Законом Ханты - Мансийского автономного округа "Об охране труда в Ханты - Мансийском автономном округе" участвуют в управлении охраной труда на уровне соответствующих муниципальных образований. Контроль за состоянием условий труда осуществляет Государственная экспертиза условий труда Управления по труду Ханты - Мансийского автономного округа. Надзор и контроль за выполнением требований в области охраны труда в округе осуществляет Государственная инспекция труда по Ханты - Мансийскому автономному округу. Центр охраны труда будет оказывать помощь работодателям в улучшении условий и охраны труда на предприятиях.

Взаимодействие в области улучшения условий и охраны труда вышеуказанных органов, а также органов по труду муниципальных образований, других заинтересованных органов (Госгортехнадзор, Госсанэпиднадзор, Госархстройнадзор и др.), профсоюзов и работодателей составляют систему государственного управления охраной труда. Данный раздел объединяет основные первоочередные мероприятия, направленные на совершенствование системы государственного управления охраной труда в Ханты - Мансийском автономном округе. Для осуществления комплексного подхода к решению проблем по охране труда планируется разработка и реализация схем взаимодействия органов системы государственного управления охраной труда по основным направлениям охраны труда. Этими направлениями являются экспертиза условий труда проектов строительства и действующих производственных объектов, обучение и информационное обеспечение, надзор и контроль.

Основной ожидаемый эффект от выполнения мероприятий данного раздела - обеспечение государственной политики в области охраны труда, эффективное государственное управление процессами в области охраны труда, эффективное взаимодействие органов власти и местного самоуправления, профсоюзов и работодателей.

Обучение работников, подготовка специалистов по охране труда, информационное обеспечение охраны труда.

Отсутствие знаний по правилам техники безопасности при производстве работ, о требованиях в области условий и охраны труда и последствиям их несоблюдения является причиной значительного числа производственных травм и профессиональных заболеваний.

В статье 8 Закона Ханты - Мансийского автономного округа "Об охране труда в Ханты - Мансийском автономном округе" определено, что обучение по охране труда носит непрерывный многоуровневый характер и проводится в организациях всех организационно - правовых форм и форм собственности, в том числе в средних общеобразовательных учебных заведениях, учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Программа в области безопасности труда и подготовки специалистов по охране труда включает в себя следующие основные направления:

- изучение основ и обучение требованиям безопасности труда и другим видам деятельности во внешкольных и общеобразовательных учебных заведениях;

- организация учебного процесса по изучению вопросов безопасности труда в профессионально - технических, средних специальных и высших учебных заведениях;

- обучение безопасности труда, включая специальное обучение и проверку знаний работников, участвующих в производственном процессе;

- обучение и проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности;

- подготовка и повышение квалификации преподавательского состава, участвующих в учебном процессе по изучению вопросов безопасности труда;

- подготовка специалистов по охране труда.

Согласно основным направлениям необходимо организовать подготовку к обучению по охране труда в имеющихся на территории округа учебных заведениях с тем, чтобы все руководители и специалисты организаций, на которых возложена обязанность по контролю за состоянием охраны труда в организации имели возможность пройти обучение по охране труда и технике безопасности в соответствии со спецификой своей деятельности по месту жительства. Для качественного обучения необходим постоянный контроль за процессом обучения, за развитием материально - технической базы учебных заведений.

Необходимо провести экспертизу общеобразовательных учебных программ, программ в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, особенно тех, которые осуществляют подготовку работников технических профессий (специальностей), при необходимости произвести их корректировку с тем, чтобы учащиеся, студенты получали необходимые знания по охране труда и технике безопасности.

Предусматривается начать обучение специалистов в области охраны труда в Сургутском государственном университете и в Ханты - Мансийске сначала в рамках переподготовки по заочной форме обучения. При наработке достаточного опыта, подборе квалифицированных преподавателей и подготовке материально - технической базы в Сургутском и Ханты - Мансийском университетах будут открыты соответствующие кафедры. В концепции развития Ханты - Мансийского университета кафедра "Основы безопасности жизнедеятельности" предусмотрена.

В целях повышения качества обучения необходимо внедрение в процесс обучения по охране труда учебных видеофильмов, компьютерных обучающих программ, распространение на предприятиях плакатов, знаков и другой наглядной продукции по охране труда, тем более что централизованно эта продукция практически не выпускается.

Государственное управление охраной труда невозможно без обеспечения соответствующих органов оперативной и достоверной информацией о состоянии условий и охраны труда в организациях округа, для чего предусматривается разработка и внедрение автоматизированной информационно - аналитической системы ежеквартального сбора информации ИАС "ОТ", увязанную с единой информационной сетью округа со следующими подсистемами:

- анализ состояния охраны труда;

- анализ производственного травматизма, профессиональной заболеваемости;

- анализ обеспеченности средствами коллективной и индивидуальной защиты;

- анализ обучения в области охраны труда;

- классификация промышленных объектов по классам производственного риска.

Необходимо подключение через компьютерную информационную систему к Российской справочно - информационной системе охраны труда (РИСОТ), процесс создания которой будет завершен к концу 1999 года. Система разрабатывается под руководством Министерства труда и социального развития РФ и будет содержать все нормативные правовые акты в области охраны труда, методические рекомендации, обзоры, информацию о средствах коллективной и индивидуальной защиты и другую информацию. Это существенно снизит затраты времени и средств на приобретение информации по охране труда.

Социальный эффект реализации мероприятий этого раздела - повышение информированности населения, работодателей, органов власти, подготовка квалифицированных специалистов по охране труда, распространение передового опыта в области охраны труда, снижение на этом фоне уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Научно - техническое обеспечение охраны труда.

Обеспечение профилактики профессиональных заболеваний, предупреждение травматизма работающих и улучшение условий труда женщин, подростков

Научно - техническое обеспечение охраны труда предусматривает, в первую очередь, разработку перспективного плана научно - исследовательских работ. Предстоит изучить возможность проведения аттестации рабочих мест на предприятиях округа с наименьшими затратами при сохранении качества, углубленно проанализировать причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Главная цель мероприятий данного раздела - профилактика профессиональной и общей заболеваемости, предупреждение нетрудоспособности, совершенствование медицинских осмотров, а также улучшение условий и охраны труда наиболее уязвимых категорий работников: женщин, подростков.

Как уже отмечалось, около половины работающих в производственной сфере трудятся в неблагоприятных условиях, значительное число работников уходит на пенсию досрочно, между тем статистика редко фиксирует профессиональные заболевания у работающих. Так, за 1997 год зарегистрировано всего 16 случаев профессиональных заболеваний, за 1998 год - 22 случая, а в 1999 году - 20 случаев.

Учитывая природно - климатические условия Ханты - Мансийского автономного округа, основные отрасли экономики, на основе экспертной оценки намечен перечень основных профессионально обусловленных заболеваний, требующих уточнения и разработки профилактических мероприятий по их предупреждению.

В настоящее время становится очевидным, что реальные успехи в оздоровлении работающих не могут быть достигнуты в рамках узковедомственного подхода и требуют объединения усилий специалистов различного профиля. Это объясняется, с одной стороны, многообразием факторов, влияющих на человека в процессе трудовой деятельности, а с другой - вариабельностью ответной реакции организма в связи с конституциональными, половыми, возрастными и другими особенностями. В этой связи особый интерес представляют междисциплинарные направления, каковым и является валеология. Ее появление обусловлено тем, что ни одно государство в мире, тем более сегодняшняя Россия, не в состоянии обеспечить лечение заболеваний населения. Число больных, число различных болезней, в том числе профессиональных, растут так быстро, что средства, необходимые на эти нужды, становятся несоизмеримыми с возможностями государства. Медицина, обремененная большим количеством больных, скоропомощными задачами, не успевает отслеживать состояние, когда человек находится в предболезни, т.е. еще сохраняет свои функции за счет использования физиологических резервов организма.

Именно на этой проблеме концентрирует свои усилия валеология. Она стремится отследить человека на стадии предболезни, а затем разработать и реализовать совместно с ним такую оздоровительную программу, которая позволила бы не только не дать организму скатиться в область патологии, но и, повысив функциональные резервы, вывести его на качественно новый уровень функционирования, позволяющий противостоять даже самым жестким средовым и производственным факторам.

Такой подход к охране труда является менее затратным и более перспективным. Он не только снизит профессиональную заболеваемость, предотвратит инвалидность и повысит производительность труда, но и, самое главное, усилит ответственность самого человека перед собой и обществом за свое здоровье.

В традиционно сложившейся схеме охраны труда руководители различного ранга мало заинтересованы в углубленном исследовании проблемы, т.к. это априори влечет за собой дополнительные финансовые затраты в виде больничных, пенсий по инвалидности и т.д. В этом смысле валеология выдвигает своеобразную альтернативу. Участнику производственного процесса она предлагает самому научиться поддерживать и укреплять свое здоровье немедикаментозными средствами, а руководителю - обеспечить здоровые условия труда и заинтересованность трудящихся в сохранении хороших физических и психических кондиций.

Реализация данного проекта в рамках округа может быть осуществлена в два этапа. На первом необходимо создать инициативную группу (лабораторию валеологии труда) на базе учебно - методического центра Сургутского государственного университета. Эта лаборатория на примере конкретной профессии должна разработать и апробировать технологию комплексного валеологического подхода к охране труда. В дальнейшем лаборатория (центр) переходит в режим самофинансирования и работает как научно - методическая и внедренческая организация на основе договоров с конкретными предприятиями и организациями.

Основные направления работы лаборатории валеологии труда:

- валеологическая экспертиза производственных процессов в условиях Севера. Предполагает изучение влияния различных сторон производственного процесса на состояние здоровья трудящихся. Результатом такого изучения явятся своеобразный валеологический портрет предприятия, рекомендации по охране труда, а где возможно - приведение производственного процесса в соответствие с состоянием здоровья и физиологическими возможностями его участников;

- разработка методов оценки и прогнозирования функционального напряжения у участников производственного процесса предусматривает гигиено - эргометрическую оценку условий труда, изучение функционального состояния организма в процессе трудовой деятельности, выявление на основе принципа системного квантования участников психоэмоционального напряжения, разработку способа его оценки и прогнозирования.

Результаты исследования позволят существенно ускорить и значительно упростить процедуру оценки и прогнозирования напряженности труда, выявить "узкие" звенья в производственном процессе, "группу риска", разработать комплекс оздоровительных мероприятий, могут стать основой при принятии управленческих решений и законодательных актов;

- оценка донозологических и преморбидных состояний у участников производственной деятельности. Переход от состояния здоровья к болезни в процессе трудовой деятельности осуществляется через ряд промежуточных состояний. В первую фазу, которая носит название донозологической, конечный полезный результат достигается дополнительным напряжением регуляторных систем. Если этого оказывается недостаточно, развивается преморбидное состояние, характеризующееся снижением функциональных резервов.

Актуальность изучения перечисленных выше состояний определяется тем, что из них еще возможно возвращение к состоянию с достаточными адаптационными возможностями. Это в свою очередь открывает реальные перспективы профилактики профессиональных заболеваний;

- коррекция донозологических и преморбидных состояний средствами валеологии предполагает комплексное использование валеологических приемов (средства физической культуры, рациональное питание, психология здоровья, совершенствование механизмов саморегуляции с использованием биологической обратной связи и т.д.). В отличие от медикаментозных, эти технологии не имеют вредных побочных эффектов, позволяют не только сохранить здоровье, но и расширить адаптационные возможности организма, делают человека активной стороной процесса оздоровления;

- разработка комплексных программ управления здоровьем на предприятии. Предполагает разработку и внедрение комплексной системы управления здоровьем на конкретном предприятии с использованием современных информационных технологий. Комплекс предусматривает создание и обучение валеологической службы предприятия, валеологическую экспертизу производственного процесса и основных непроизводственных факторов, разработку комплексного плана управления здоровьем на предприятии и управляющей базы данных, создание автоматизированного рабочего места менеджера по охране труда - валеолога;

- разработка индивидуальных оздоровительных программ для участников производственного процесса. Предусматривает экспресс - оценку влияния вне- и внутрипроизводственных факторов на конкретного человека, донозологическую диагностику его здоровья, разработку индивидуальной оздоровительной программы. Обучение пациента основным приемам ее реализации, самоконтроля и самосовершенствования;

- разработка автоматизированного рабочего места менеджера по технике безопасности - валеолога строится по типу рабочей станции управления. Аппаратная часть размещается в дипломате. Программная часть состоит из 4 блоков. Первый - организует деловую и административную деятельность специалиста. Второй - обеспечивает диагностику, экспертизу, выполнение основного профессионального функционала. Третий - помогает в принятии решений и выдаче рекомендаций. Четвертый - обеспечивает статистическую обработку материала. Пятый (коммуникационный) - связывает АРМ с системами более высокого уровня;

- разработка автоматизированной системы профессионального отбора на основе современных информационных технологий в основном профессиональной подготовкой, профессиональной мотивацией и уровнем развития профессионально важных психофизиологических качеств индивида. Работа предусматривает создание профессиограммы специалиста конкретного профиля, подбор в соответствии с ней комплекса наиболее информативных методик, тестирование значимых психофизиологических качеств с использованием современных информационных технологий;

- повышение образовательного уровня специалистов по технике безопасности в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Предусматривает проведение 72-часового лабораторного курса по общей валеологии и валеологии труда на базе учебно - консультационного центра Сургутского университета или непосредственно на предприятии с использованием АРМа валеолога;

- разработка методического руководства по самоконтролю и коррекции психофизиологических состояний в процессе трудовой деятельности. Разработка включает три раздела: оценку текущего состояния, выбор способов и средств его коррекции, самоконтроль в процессе оздоровительных мероприятий.

Ресурсное обеспечение Программы

В соответствии со статьей 19 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" финансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в бюджете Российской Федерации, бюджетах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Отдельные разделы Программы подлежат ежегодному корректированию с учетом социально - экономического положения Ханты - Мансийского автономного округа, изменений, происходящих на федеральном уровне, а также на основе анализа объективных данных в области условий и охраны труда.

Объем финансовых средств будет определяться ежегодно для выполнения планируемых мероприятий в следующем году и учитываться при формировании бюджета на будущий год.

Управление реализацией Программы, контроль за ее выполнением

Управление реализацией Программы возлагается на Управление по труду Ханты - Мансийского автономного округа. Ответственными за выполнение мероприятий Программы в установленные сроки являются основные участники (исполнители) Программы, указанные в графе 4 приложения к Программе. К реализации мероприятий Программы привлекаются не только исполнители, но и другие ведущие организации, в том числе научно - исследовательские, находящиеся как на территории округа, так и вне его. Разделы Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом социально - экономической обстановки в регионе и выделяемого финансирования.

Контроль за реализацией Программы предполагает ежегодное перезаключение договоров на выполнение предусмотренных Программой работ, ежегодное представление отчетов в Правительство Ханты - Мансийского автономного округа.

Заключение

В настоящее время система социального обеспечения РФ находится на пути реформ. Как указывают многие специалисты, более половины граждан РФ по закону имеют право на различного рода льготы. Естественно, это не может выдержать даже самая благополучная экономика. Что уж тут говорить о России, экономика которой переживает глубокий кризис. Прописанные на бумаге льготы фактически не выполняются. Поэтому новым принципом социального обеспечения граждан РФ должна стать адресность.

Естественно, применительно к пенсионному обеспечению это не значит, что будет нарушено право граждан на пенсию. Речь идет лишь о том, чтобы еще больше дифференцировать это право в зависимости от его трудового вклада. В этих условиях важным представляется обеспечение дополнительных льгот гражданам, занятым на тяжелых и вредных работах.

ГЛОСАРИЙ

Выслуга лет - вид специального трудового стажа на работах, связанных с повышенными психическими, интеллектуальными, эмоциональными и другими нагрузками на организм человека, длительное выполнение которых ведет к потере профессиональной трудоспособности или утрате профессиональной пригодности до наступления общеустановленного пенсионного возраста.

Досрочная пенсия безработным гражданам.- Назначается по предложению органов службы занятости и с согласия этих граждан. Условиями назначения досрочной пенсии являются:

а) увольнение гражданина в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата;

б) признание гражданина безработным;

в) отсутствие возможности для трудоустройства безработного гражданина;

г) наличие у безработного гражданина стажа работы, дающего право на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях;

д) уменьшение пенсионного возраста, предусмотренного соответствующими статьями Закона о государственных пенсиях в РФ (10, 11, 12, 14), на 2 года;

е) инициатива органа службы занятости;

ж) согласие безработного гражданина на назначение досрочной пенсии.

Государственная пенсия - ежемесячная выплата, производимая государством из средств государственного пенсионного страхования или федерального бюджета при наступлении у граждан пенсионного возраста, инвалидности, потери кормильца, выслуги лет и при наличии других условий, установленных законодательством. Пенсия назначается с учетом трудового вклада гражданина и социального фактора, выплачивается вместо оплаты по труду, взамен ее или в дополнение к ней, исчисляется из заработка гражданина и является основным или одним из основных источников средств существования пенсионера.

Пенсия по старости (по возрасту) - ежемесячная выплата, производимая государством из Пенсионного фонда при наступлении у гражданина пенсионного возраста и при наличии трудового (страхового) стажа определенной продолжительности. Пенсия исчисляется из заработка гражданина, назначается пожизненно, выплачивается вместо оплаты по труду или в дополнение к ней, служит основным или одним из основных источников средств его существования.

Различают следующие виды пенсий по старости (по возрасту): на общих основаниях; на льготных основаниях; в связи с особыми условиями труда; в связи с работой на Крайнем Севере; при неполном общем трудовом стаже; гражданам, пострадавшим от радиационных воздействий; досрочные пенсии безработным гражданам.

Пенсии на общих основаниях-. Назначаются при наличии следующих условий: возраст 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, трудовой стаж 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

Пенсии на льготных основаниях-. Назначаются лицам, имеющим следующие особые условия:

а) семейные обстоятельства. Женщинам, родившим 5 и более детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, а также матерям инвалидов с детства пенсия назначается по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет;

б) инвалидность, полученную при выполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Инвалидам Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним в отношении пенсионного обеспечения: женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже 20 лет; мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже 25 лет;

в) инвалидность I группы по зрению: мужчинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет, женщинам - по достижении 40 лет при общем трудовом стаже не менее 15 лет;

г) болезнь с тяжелыми последствиями: лицам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам - по достижении 45 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, женщинам - по достижении 40 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Пенсии в связи с особыми условиями труда-. Назначаются лицам, работавшим в тяжелых и вредных условиях труда. Пенсионные льготы заключаются в снижении общеустановленного стажа либо только пенсионного возраста. Снижение пенсионного возраста колеблется от 5 лет (лицам, работавшим на работах, предусмотренных списком № 2) до 20 лет (спасателям).

Требуемый общий трудовой стаж снижается от 10 до 5 лет , либо не снижается. Кроме того, пенсия назначается лишь при наличии специального трудового стажа, продолжительность которого должна быть в зависимости от условий труда от 10 до 25 лет.

Списки соответствующих работ (профессий и должностей), для которых пенсия устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, утверждаются Правительством РФ либо по его поручению соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Пенсии в связи с работой на Крайнем Севере.- Назначаются гражданам, трудовая деятельность которых проходила в районах Крайнего Севера и (или) в местностях, приравненных к этим районам. Законодательством предусмотрены следующие условия:

а) на общих условиях;

б) женщинам, имеющим 2 и более детей;

в) лицам, проработавшим на Крайнем Севере 15 (20) лет и имеющим необходимый стаж работы по Списку № 1;

г) лицам, проработавшим на Крайнем Севере 15 (20) лет и имеющим необходимый стаж работы по Списку № 2;

д) рыбакам, охотникам-промысловикам, оленеводам.

Стаж работы с особыми условиями труда - вид специального трудового стажа на работах с условиями труда, которые характеризуются критериями тяжести и вредности.

Суммирование работ с различными особыми условиями труда - способ исчисления специального трудового стажа, который заключается в присоединении различных работ, предусмотренных отдельными списками работ, профессий и должностей, с учетом выполнения которых пенсия устанавливается при пониженном пенсионном возрасте.

Стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - вид специального трудового стажа, в который включается трудовая деятельность граждан в местностях с неблагоприятными климатическими условиями.

Социальная защита населения - это система общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения. В нее входит деятельность органов государства, органов местного самоуправления, организаций по созданию благоприятной для человека окружающей природной среды, охране материнства и детства, оказанию помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональной подготовке граждан, содействию занятости, охране труда, регулированию заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, регулированию права собственности граждан, материальному обеспечению и обслуживанию нетрудоспособных и других нуждающихся граждан.

Социальное обеспечение - система общественных отношений, складывающихся между гражданами и органами государства, органами местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность.

Система социального обеспечения - система взаимосвязанных и взаимодействующих денежных фондов, органов и учреждений, субъектов обеспечения, видов обеспечения и нормативных правовых актов.

Обязательное социальное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, иных категорий граждан вследствие наступления социальных страховых рисков.

Единый социальный налог (взнос) - налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ - и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное обеспечение, обеспечение по социальному страхованию и медицинскую помощь.

Трудовое увечье - причина инвалидности, которая явилась результатом несчастного случая на производстве. Основными элементами понятия трудового увечья являются:

1) наступление трудового увечья вследствие несчастного случая;

2) внезапность несчастного случая;

3) внешность причины наступления несчастного случая;

4) связь несчастного случая с работой.

К трудовому увечью приравнивается увечье, полученное вследствие радиационного воздействия.

Несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья, которое повлекло стойкую утрату им профессиональной трудоспособности, при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных, установленных федеральным законом случаях.

Профессиональное заболевание - причина инвалидности, которая наступила вследствие хронического или острого заболевания застрахованного и явилась результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов).

К профессиональному заболеванию приравнивается заболевание, полученное вследствие радиационного воздействия.

Общее заболевание - причина инвалидности, которая явилась результатом различных заболеваний или травм, наступила в период трудовой деятельности гражданина, учебы или после оставления им работы и не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы, а также заболевания, полученного в период

Список литературы:

1. Конституция РФ.

2. Кодекс законов о труде РФ.

3. Закон РФ «О государственных пенсиях» от 20 ноября 1990 г. № 340-1.

4. Постановление Министров РФ «Об утверждении списка производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» от 26 января 1991 г. № 10.

5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» от 24 апреля 1992 г. № 273.

6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» от 24 апреля 1992 г. № 272.

7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Списка производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает женщинам право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих производствах и профессиях не менее 20 лет» от 1 марта 1992 г. № 130.

8. Решение Верховного Суда РФ от от 5 января 1999 г. № ГКПИ 98-714.

9. Письмо Верховного Суда от 02.08.96 г. № 4164-5/общ.

10. Приказ Министерства труда и занятости населения РСФСР и Ми-нистерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. об утверждении разъяснения № 1 о порядке применения на территории России Списков № 1 и № 2.

11. Методичес-кие рекомендации государствен-ному эксперту для проведения экспертизы условий труда, утв. заместителем министра труда РСФСР 30 августа 1991 года.

12. Разъяснения Минтруда № 58-ЕК «О назначении работникам льготных пенсий» от 15.10.96 г.

13. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения М., 1997.

14. Советское право социального обеспечения. СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 1992.

15. Аниканов Е., Чернышев С. Пенсии за особые условия труда // Пенсионное обеспечение, 1998, № 8.

16. Чернышев С. Пенсии в связи с особыми условиями труда // Пенсионное обеспечение, 1998, № 3.

17. Гниденко Т. Полномочия не поделили // Пенсионное обеспечение, 1998, № 6. право социального обеспечения. СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 2002. С..

18. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения М., 2001. С. 124.

19. В.В Смирнова. Право на пенсию. 2005г.

20. Ю.А. Михайленко. Все о пенсиях // виды условия назначения,размер.2006г.

Таблица

Таблица 1

Особые условия труда (пункты ст. 12 Закона 1990 г.) *

Специальный трудовой стаж (лет)

Общий трудовой стаж (лет)

Пониженный пенсионный возраст (лет)

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

«а») Подземная работа, работа с вредными условиями труда и в горячих цехах

10,0

7,5

20

15

50

45

«б») Работа с тяжелыми условиями труда

12,5

10

25

20

55

50

  • «в») Работа трактористом-машинистом в сельском хозяйстве, других отраслях народного хозяйства, а также машинистами
  • строительных, дорожных и погрузочно-

разгрузочных машин.

*

15

20

50

«г») Работа в текстильной промышленности с повышенной интенсивностью и тяжестью

--

20

--

--

--

50

  • «д») Работа в качестве рабочих локомотив- ных бригад и работников отдельных катего- рий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорож- ном транспорте и метрополитене, а также
  • водителей грузовых автомобилей непосред-

ственно на шахтах, рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы

12,5

10

25

20

55

50

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

«е») Работа в экспедициях партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на поле-вых геологоразведочных, поиско- вых, топографо-геодезических, геофизиче- ских, гидрографических гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах

12,5

10

25

20

55

50

«ж») Работа в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках и лесо-сплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования

12,5

10

25

20

55

50

«з») Работа в качестве механизаторов (доке-ров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах

20

15

25

20

55

50

«и») Работа в плавсоставе на судах морско-го, речного флота и флота рыбной промы-шленности (кроме судов портовых, постоян-но работающих на акватории порта, служеб-но-вспомогательных, разъездных, пригород-ного и внутригородского сообщения)

12,5

10

25

20

55

50

«к») Работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах

20

15

25

20

55

50

«о») Работа на должностях государственной противопожарной службы МВД РФ (пожар-ной охраны МВД, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД)

25

25

--

--

50

50

«л») Постоянная работа спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций

15

15

--

--

40

40

«м») Работа с осужденными в качестве ра-бочих и служащих учреждений, исполняю-щих уголовные наказания в виде лишения свободы

15

10

25

20

55

50

  • Таблица 2
  • Специальный трудовой стаж (п. «а» ст. 12 Закона 1990 г.)

    Пониженный пенсионный возраст (в годах)

    муж.

    жен.

    • Не менее 3 лет 9 месяцев
    • 4 года
    • 5 лет
    • 6 лет
    • 7 лет
    • 7 лет 6 мес.
    • 8 лет
    • 9 лет

    Не менее 10 лет

    • -
    • -
    • 55
    • 54
    • 53
    • _
    • 52
    • 51

    50

    • 52
    • 51
    • 50
    • 49
    • 48
    • 45
    • 45
    • 45

    45

    • Таблица 3
      • Специальный

      трудовой стаж (п. «б» ст. 12 Закона 1990 г.)

      Пониженный пенсионный возраст (в годах)

      муж.

      жен.

      • Не менее 5 лет
      • 6 лет
      • Не менее 6 лет 3 мес.
      • Не менее 7 лет 6 мес.
      • 8 лет
      • 9 лет
      • Не менее 10 лет
      • 11 лет
      • 12 лет

      Не менее 12 лет 6 мес.

      • --
      • --
      • 58
      • 57
      • 57
      • 57
      • 56
      • 56
      • 56

      55

      • 53
      • 52
      • 52
      • 52
      • 51
      • 51
      • 50
      • 50
      • 50

      50

      • Таблица 4
        • Особые условия труда

        (ст. 12 Закона 1990)

        • Иная работа, включаемая

        в специальный стаж (ст. 12 Закона 1990)

        • Подземная работа, работа с вредными условия-ми труда и в горячих цехах (п. «а»)
        • Работа с тяжелыми условиями труда
        • (п. «б»)

        Работа женщин в качестве трактористов-маши-нистов в сельском хозяйстве, других отраслях народного хозяйства, а также машинистов стро-ительных, дорожных и погрузочно - разгрузоч-ных машин (п. «в»)

        • --
        • Работа, указанная в п «а», «б», «д», «е»,
        • «ж», «и».
        • Работа, указанная в п. «а», «б», «д», «е»,

        «ж», «з», «и», «к».

        • Особые условия труда

        (ст. 12 Закона 1990)

        • Иная работа, включаемая

        в специальный стаж (ст. 12 Закона 1990)

        • Работа в текстильной промышленности женщин на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (п. «г»)
        • Работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредст-венно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на ж/д транспорте и метрополитене (п.»д»)
        • Работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на поле-вых геологоразведочных, поисковых, топографо-
        • геодезических, геофизических, гидрографиче-ских, гидрологических, лесоустро-ительных и изыскательских работах (п. «е»)
        • Работа в качестве рабочих, мастеров (в т.ч. стар-ших) непосредственно на лесозаготовках и лесо-сплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования (п. «ж»)
        • Работа в качестве механизаторов(докеров-меха-низаторов) комплексных бригад на погрузочно- разгрузочных работах в портах (п. «з»)
        • Работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (п. «и»)
        • Работа в качестве водителей автобусов, троллей-бусов, трамваев на регулярных городских пасса-
        • жирских маршрутах (п. «к» ст. 12)
        • Работа на должностях государственной противо-
        • пожарной службы МВД (п. «о» ст. 12)
        • Постоянная работа спасателями в профессио-нальных аварийно - спасательных службах, про-фессиональных аварийно-спасательных форми-рованиях и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. «д» ст. 12)

        Работа с осужденными (п. «м» ст.12)

        • Работа, указанная в п. «а», «б», «в», «д»,
        • «е», «ж», «з», «и», «к»,
        • «о», «л», «м»
        • Работа указанная в п. «а», «б»,
        • «е», «ж», «и»
        • Работа, указанная в п. «а, «б»,
        • «д», «ж», «и»
        • Работа, указанная в п. «а», «б»,
        • «д», «е», «и»
        • Работа, указанная в п. «а», «б», «в»,
        • «д», «е», «ж», «и» «к»
        • Работа, указанная в п. «а», «б»,
        • «д», «е», «ж»
        • Работа, указанная в п. «а», «б», «в», «д»,
        • «е», «ж», «з», «и»
        • --
        • --
        • --
        • ХМАО.

        Таблица 1

        Численность работающих

        в Ханты - Мансийском автономном округе

        (тыс. чел.)

        Показатели

        1996 г.

        1997 г.

        1998 г.

        1999 г.

        Работающих в округе, всего

        759,6

        759,4

        778,0

        715,4

        Численность работающих на пред-
        приятиях, отчитавшихся по форме
        7Т - травматизм

        393,6

        441,9

        446,0

        518,2

        Численность работающих в органи-
        зациях, отчитавшихся по форме 1Т
        - условия труда в промышленнос-
        ти, транспорте и связи

        367,0

        347,7

        345,0

        360,5

        Численность работников,

        которым предоставлены льготы и компенсации

        за работу в неблагоприятных условиях труда

        (данные статистической отчетности 1Т - условия труда)

        Показатели

        1996

        1997

        1998

        1999

        чел.

        %

        чел.

        %

        чел.

        %

        чел.

        %

        Численность, всего, тыс. чел.

        367,7

        100

        347,0

        100

        345,0

        100

        360,5

        100

        Численностьработников, которым предоставлены
        льготы и компенсации, в т.ч.:

        178071

        48,5

        185520

        53,3

        188298

        54,6

        199227

        55,3

        дополнительный
        отпуск

        158380

        43,1

        160391

        46,1

        167012

        48,4

        173674

        48,2

        сокращенный
        рабочий день

        19087

        5,2

        1920

        0,5

        1995

        0,6

        2257

        0,6

        бесплатное ле-
        чебно - профи-
        лактическое
        питание

        604

        0,2

        371

        0,1

        547

        0,2

        569

        0,2

        бесплатное по-
        лучение молока

        111119

        30,3

        114837

        33,0

        107311

        31,1

        121939

        33,8

        повышенные та-
        рифные ставки
        (оклады)

        58401

        15,9

        50437

        14,5

        57510

        16,7

        79068

        21,9

        льготные пен-
        сии, всего, из
        них:

        11378

        3,1

        59194

        17,0

        59687

        17,3

        70182

        19,5

        - по списку N 1

        3417

        0,9

        1063

        0,3

        1005

        0,3

        2071

        0,6

        - по списку N2

        6971

        1,9

        54840

        15,8

        55937

        16,2

        64116

        17,8

        - за особые
        условия труда

        1540

        0,4

        2728

        0,8

        3988

        1,1

        - за счет ор-
        ганизаций

        66

        0,01

        17

        7

        Данные о производственном травматизме

        по Ханты - Мансийскому автономному округу

        -------------------------T-------T-------T-------T-------T-------¬

        ¦Показатели ¦1995 ¦1996 ¦1997 ¦1998 ¦1999 ¦

        +------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+

        ¦Количество предприятий, ¦ 1658 ¦ 649 ¦ 726 ¦ 889 ¦ 1203 ¦

        ¦отчитавшихся по форме 7Т¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

        ¦- травматизм, шт. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

        +------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+

        ¦Среднесписочная числен- ¦ 535,3¦ 393,6¦ 441,9¦ 446 ¦ 518,2¦

        ¦ность работающих, тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

        ¦чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

        +------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+

        ¦Число пострадавших на ¦ 1413 ¦ 1236 ¦ 1146 ¦ 1245 ¦ 1397 ¦

        ¦производстве, чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

        +------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+

        ¦В том числе со смертель-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

        ¦ным исходом, чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

        ¦- по данным статистики ¦ 95 ¦ 75 ¦ 66 ¦ 75 ¦ 66 ¦

        ¦- по данным Гос. инспек-¦ 116 ¦ 121 ¦ 103 ¦ 96 ¦ 80 ¦

        ¦ции труда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

        +------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+

        ¦Число человеко / дней ¦49029 ¦40392 ¦38218 ¦43385 ¦49138 ¦

        ¦нетрудоспособности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

        +------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+

        ¦Затраты на возмещение ¦ 4938 ¦ 9153 ¦43595,3¦49559,5¦53589,0¦

        ¦вреда, причиненного ра- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

        ¦ботникам трудовым ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

        ¦увечьем или профзаболе- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

        ¦ванием, тыс. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

        +------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+

        ¦Израсходовано средств на¦ 151,3¦ 261,3¦ 461,3¦ 432,0¦ 731,5¦

        ¦мероприятия по охране ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

        ¦труда, тыс. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

        +------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+

        ¦Израсходовано средств на¦ 282,4¦ 663,9¦ 1043,9¦ 968 ¦ 1411,6¦

        ¦мероприятия по охране ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

        ¦труда на 1 работающего, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

        ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

        __________________________________________________________________

        Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты