Рефераты

Перевозка грузов автомобильным траспортом

b> 2. Заключение и исполнение договора перевозки грузов автомобильным транспортом

2.1 Заключение договора перевозки грузов в автомобильном транспорте

Заключение договора перевозки грузов требует наличия определенных организационных предпосылок, т.е. оснований. Выполнение действий, связанных с организацией перевозок грузов, невозможно без предварительного их согласования с перевозчиками и грузоотправителями. Это достигается в процессе организации выполнения обязательств по перевозке и выражается в определенных правовых формах, в результате чего конкретизируются объемы перевозок грузов и уточняются сроки. Статья 791 ГК РФ определяет основания возникновения обязательств (применительно ко всем видам транспорта) по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке. Таким основанием при перевозках в прямом сообщении является заявка (заказ), а при перевозках в прямом смешанном сообщении - суточная заявка, недельный календарный план Морозов С.Ю. К вопросу о правовой природе договора об организации перевозок [Текст]//Транспортное право.- 2007.- № 3.- С.13..

Следует сказать, что в советском, а в последующем в российском гражданском праве применительно к автомобильным перевозкам организационные договоры рассматривались как средство для достижения целей последующей перевозки конкретного груза Быков А.Г., Половинчик Д.И., Савичев Г.П. Комментарий к Уставам автомобильного транспорта союзных республик[Текст]. М.: Юрид. лит., 1978. - С. 52.. По справедливому замечанию некоторых российских ученых, договоры об организации перевозок приобрели новое значение в связи с отказом от централизованного планирования перевозок. Например, В.В. Витрянский пишет: «В современных условиях, когда отсутствует централизованное планирование перевозок грузов, а договоры об организации перевозок приобрели значение нормальных гражданско-правовых договоров, призванных обеспечить регулирование отношений, связанных с организацией систематических перевозок грузов на долгосрочной основе, несмотря на повышение уровня их регулирования, наблюдается недооценка правового значения договоров об организации перевозок». О значении указанного договора на автомобильном транспорте А.Г. Быков, Д.И. Половинчик, Г.П. Савичев замечают: «В договоре об организации перевозок грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке». Из этого договора возникает обязанность перевозчика принимать, а грузовладельца - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК). Сфера применения данного договора ограничена отношениями, складывающимся между перевозчиком и грузовладельцем при систематических перевозках грузов, которые носят долгосрочный характер, - этот договор не является договором перевозки конкретного груза Леонова Г.Б. Правовое регулирование перевозки грузов и торговый договор [Текст]// Закон. - 2008. - № 2. - С. 18; Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Т.Е. Абовой и В.Б. Ляндреса [Текст]. М.: Инфри-М. 2008. - С. 25 - 26. В юридической литературе неоднозначно трактуется правовая природа этого договора. В.В. Витрянский, А.Н. Гусев рассматривают указанный договор как разновидность договора перевозки Гусев А.Н. Гражданское право[Текст]: Учебник: В 3 т. Т. 2. М.: Юнити. 2008. - С. 224.. Такой же позиции придерживается Г.П. Савичев и В.А. Тархов Тархов В.А. Советское гражданское право . Ч. 2. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1979. - С. 99.. М.А. Тарасов, А.И. Хаснутдинов считают указанные договоры предварительными или предшествующими договорами Хаснутдинов А.И. Годовой договор на перевозку грузов автомобильным транспортом[Текст]// Правоведение. - 1976. - № 1. - С. 45 - 49.. М.Е. Ходунов, Е.Д. Шешенин относят эти договоры к категории договоров о будущих перевозках Шешенин Е.Д. Некоторые вопросы правовой природы договоров перевозки [Текст]// Теоретические проблемы гражданского права. Вып. 13. Свердловск, 1970. - С. 110.. Непосредственно из плана перевозок для автотранспортного предприятия или организации не возникает обязанности по подаче автомобилей для перевозки грузов. Равным образом только из утвержденного плана перевозок не вытекает и обязанности грузоотправителя (грузополучателя) предъявлять груз к перевозке. Из плана перевозок как у автотранспортного предприятия, так и у его клиентуры возникает обязанность лишь заключить договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом. Этим правоотношения по автомобильным перевозкам грузов существенно отличаются. В работе Д.И. Половинчика, Г.П. Савичева отмечено: «Автотранспортное законодательство предусматривает два вида договоров: договоры, направленные на организацию транспортного процесса, к которым относятся годовые договоры на автомобильную перевозку грузов… разовые договоры (заказы)… и договоры перевозки конкретного груза… Договоры на организацию транспортного процесса и договоры перевозки конкретного груза имеют как общие черты, так и существенные различия. Общее у них то, что они являются транспортными договорами, т.е. регистрируют отношения в сфере транспортной деятельности Алиев Э.А. Международно-правовая регламентация автомобильных сообщений и перевозок [Текст]// Международное публичное и частное право.- 2007.- № 4.- С.22..

Однако каждый из этих видов договоров опосредствует свою, присущую только ему, сферу транспортной деятельности. Годовой договор на автомобильную перевозку грузов и заказ предназначены для оформления отношений сторон на первой, организационной стадии транспортного процесса, когда происходит необходимая подготовка к перемещению груза. В отличие от них договор перевозки конкретного груза оформляет непосредственно сам процесс перемещения груза. Специфика перевозки грузов автомобильным транспортом создает объективную необходимость в обоих видах договоров. Дело в том, что автомобильный транспорт в отличие от всех других видов транспорта получает и сдает грузы не на территориях, которые находятся в его хозяйственном управлении, а непосредственно у грузоотправителя и грузополучателя.

Годовой договор на перевозку грузов обеспечивает выполнение этой работы. В нем также согласовываются условия, касающиеся организации взаимоотношений сторон в целях предстоящей транспортировки грузов. Поэтому они именуются «организационными». В отличие от них договор перевозки конкретного груза носит имущественный характер, так как он связан с перемещением конкретных материальных объектов (имущества).

И организационные договоры, и договоры перевозки конкретного груза тесно взаимосвязаны. Организационные договоры заключаются в целях последующей перевозки конкретного груза. Заключение одного, например, годового договора или выдача заказа без последующей перевозки конкретного груза - бессмысленны. В свою очередь, заключение договора перевозки конкретного груза предполагает, что этому факту предшествовало заключение организационного договора. В противном случае договор перевозки конкретного груза не мог бы быть заключен» Елдашов Г.А. Основания заключения договора перевозки грузов в автомобильном транспорте [Текст]//Транспортное право.- 2007.- № 4. - С.13..

Существенными условиями договора считаются объемы и сроки предоставления транспортных средств, предъявления грузов к перевозке, порядок расчетов сторон» Гражданское право: [Текст]Учебник. Часть II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - С. 378.. Однако с моделью предварительного договора указанного договора не соглашается В.В. Витрянский, который указывает:»… модель предварительного договора не пригодна для объяснения правовой природы договора, об организации перевозок грузов и его соотношения с реальным договором перевозки грузов. То обстоятельство, что договор организации перевозок грузов предшествует заключаемым для его исполнения договорам перевозки конкретных партий грузов и зачастую предопределяет их условия, не дает оснований считать его предварительным договором» Новицкий И.Б. Указ.раб.- С. 20 - 21.. С моей точки зрения, договор на организацию перевозок по своей юридической характеристике отвечает специфике предварительного договора, так как обладает всеми необходимыми для этого признаками, т.е.: 1) представляет собой волеизъявление обеих сторон; 2) порождает лишь обязательство заключить годовой договор в будущем; 3) действие, подлежащее совершению, устанавливает не в окончательном виде Гражданское право: [Текст] Учебник. Часть II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - С. 377; Быкова Т.А., Серветник А.А., Рузанова В.Д., Хмелева Т.И. Учебное пособие по курсу "Гражданское право" [Текст]. Часть вторая. Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2001. - С. 106.. Эту особенность предварительного договора отмечал русский ученый В.И. Синайский Синайский В.И. Русское гражданское право [Текст]. М.: Статут (Классика российской цивилистики), Статут, 2002. - С. 315. .

Вместе с тем, думается, при наличии договора об организации перевозок грузов действия сторон по подаче и согласованию соответствующих заявок (заказов) представляют собой не самостоятельное основание возникновения обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке, а, по существу, исполнение договора об организации перевозок грузов 3алесский В.В. Транспортные договоры [Текст]: Учеб.-метод. пособие. М., 2001. - С. 20; Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. - С. 35 - 36.. Ведь в самом договоре об организации перевозок грузов могут быть установлены порядок и сроки подачи заявок (заказов), а также ответственность и иные последствия нарушения соответствующих условий договора. При наличии договора об организации перевозок грузов с такими условиями действия сторон по подаче и принятию заявок (заказов) на перевозку конкретных партий грузов в рамках согласованных объемов перевозки действительно составляют один из элементов предмета этого договора. Поданная грузовладельцем и принятая перевозчиком заявка (заказ) на перевозку конкретной партии груза может быть признана самостоятельным основанием возникновения обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению груза лишь в том случае, если соответствующие действия сторон осуществляются не на основе (и не во исполнение) заключенного между ними договора об организации перевозок грузов. При этом, как уже подчеркивалось ранее, подача заявок или заказа (оферта) и его принятие перевозчиком (акцепт) представляют собой действия сторон по заключению договора о подаче транспортных средств. Однако можно согласиться с концепцией В.В. Витрянского о роли договора об организации перевозок, поскольку, как отмечалось выше, на автомобильном транспорте без представления грузоотправителем заявки не может состояться перевозка груза. Завершая правовую характеристику указанного договора, мы можем констатировать, что по своей правовой природе годовой договор на перевозку грузов является консенсуальным, письменным и заключается путем подписания сторонами одного документа, добровольным, безвозмездным, поэтому нам непонятно, почему В.В. Витрянский делает вывод о возмездном характере данного договора. Другим основанием заключения договора перевозки на автомобильном транспорте является разовый заказ на перевозку грузов. Форма заявок и порядок их представления устанавливаются в типовых годовых договорах на перевозку грузов автомобильным транспортом. Заявка лишь уточняет условия годового договора.

Судебно-арбитражная практика придает принципиальное значение соблюдению грузоотправителем порядка и сроков подачи заявки на перевозку грузов Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 ноября 1998 г. № 18 "О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации" [Текст] М.: ЮРИТ-Вестник. - С. 119.. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Указанные положения находят свою детализацию, применительно к автомобильным перевозкам, по поводу юридической природы данных правоотношений в доктрине советского и современного российского права существовали различные мнения. В частности, О.Н. Садиков указывал: «Отсутствие в ГК каких-либо упоминаний о планировании перевозок грузов не означает, что такой механизм на транспорте ныне полностью утратил свое значение. Оперативное планирование перевозок грузов применяется транспортными организациями и по некоторым другим направлениям и видам перевозок. Система штрафов за невыполнение оперативных плановых заданий по перевозкам… сохраняет в этих случаях свое значение». Взаимоотношения, складывающиеся между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком на этой стадии перевозок грузов, имеют договорную основу. Причем указанные взаимоотношения не охватываются в полном объеме теми договорами, регулирующими отношения по перевозкам грузов, которые названы в гл. 40 ГК. Прежде всего необходимо дать правовую оценку отношениям, возникающим в связи с подачей грузоотправителем заявки (заказа) на перевозку грузов и принятием ее перевозчиком. Из этого юридического факта (принятия перевозчиком заявки грузоотправителя), как это предусмотрено ГК (п. 1 ст. 791), следуют обязательство перевозчика подавать транспортные средства под погрузку, а также обязательство отправителя предъявить соответствующие грузы к перевозке Санникова Л.В. О правовой природе транспортных обязательств [Текст] // Юрист. - 2008. - № 10. - С. 25..

Полностью разделяя вывод о договорной природе отношений, связанных с подачей грузоотправителем заявки и ее принятием перевозчиком, а также обязательств по подаче транспортных средств под погрузку и их использование, возникающей из принятой перевозчиком заявки, добавлю к этому, что заявка грузоотправителя включает в себя все существенные условия обязательства по подаче транспортных средств и их использованию и отвечает всем требованиям, предъявляемым к оферте (ст. 435 ГК). Принятие указанной заявки (оферты) перевозчиком может квалифицироваться как акцепт оферты (ст. 438 ГК). Таким образом, обязательство по подаче транспортных средств и предъявлению грузов к перевозке и их использованию всегда возникает из договора: договора об организации перевозок либо из договора, заключаемого путем принятия перевозчиком заявки грузоотправителя, во всяком случае, не из «организационных предпосылок» или «завязки грузоперевозочного процесса». Действующий ГК не применяет термин «план перевозки». По этому же пути пошли и вновь принятые транспортные уставы и кодексы. Однако это не означает полную утрату элемента планирования перевозок грузов общественным транспортом. Дело в том, что основанием возникновения транспортного обязательства является принятая перевозчиком заявка (заказ) грузоотправителя на подачу соответствующих транспортных средств, что и является своеобразной формой планирования перевозок грузов.

Элементы своеобразного планирования перевозок грузов просматриваются и в содержании договора об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК). Если же отказаться от понятия «план перевозок» как основания возникновения транспортного обязательства, то следует признать такими основаниями принятую заявку (заказ), договор об организации и, конечно, договор перевозки (грузов, пассажира, багажа, грузобагажа). Таким образом, в соответствии с новым гражданским законодательством подача транспортных средств отправителю осуществляется не в соответствии с планом перевозок грузов, а на договорной основе, т.е. либо в соответствии с договором, либо путем подачи заявки (заказа) предполагаемым отправителем груза Гражданское право [Текст]: Учебник. В 2 т. Том II. Полутом 2 / Отв. ред. Е.А. Суханов. - С. 31; Антюхин А.Н., Гончаров А.И. Договор об организации перевозок грузов: правовая природа и практическое значение [Текст] // Транспортное право. - 2008. - № 4. - С. 29..

В договорах об организации перевозок определяются предполагаемые объемы перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок. В соответствии с указанными договорами перевозчики обязуются в установленные сроки принимать грузы в согласованном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок. Перевозки грузов, предусмотренных указанными договорами, осуществляются на основании принятых заявок на их перевозки. Таким образом, договоры перевозки грузов автомобильным транспортом существенно отличаются от договоров перевозки грузов на других видах транспорта. Особенности технической и коммерческой эксплуатации автомобильного транспорта предопределяют существенные отличия договора автомобильной перевозки от договоров перевозки грузов на других видах транспорта. На автомобильном транспорте в силу его технических и организационных особенностей необходимо сначала достигнуть соглашения между грузоотправителем и перевозчиком об условиях перевозок (т.е. заключить договор перевозки) и лишь после этого на основе данного договора возможно направить перевозочные средства к пункту погрузки, находящемуся не в ведении и не на территории автотранспортной организации, для приема груза и перемещения его к пункту назначения.

2.2 Исполнение договора перевозки грузов автотранспортом

На сегодняшний день в необходимости осуществления грузоперевозок, особенно автомобильным транспортом никто не сомневается. Огромный грузооборот, осуществляемый этим видом транспорта, обеспечивает поддержку значительной части экономики России.

Нынешнее законодательство достаточно четко определяет правила осуществления перевозок и их документального оформления. Причем рыночные отношения заставляют все больше и больше вопросов оставлять на усмотрение участвующим в сделке по перевозке грузов сторонам. Естественным образом это касается прежде всего договора перевозки, в который наряду с обязательными могут быть включены любые условия, признаваемые сторонами в качестве таковых.

Надо отметить, что транспортное законодательство наряду с договором перевозки устанавливает необходимость оформления целого ряда сопутствующих перевозке документов, в которых должны найти свое отражение четко определенные сведения о перевозимом грузе, сторонах, участвующих в рассматриваемых отношениях, об условиях перевозки. Законодательство, императивно установив круг этих сведений, не оставило ничего на усмотрение грузоотправителя, грузоперевозчика или других лиц. Жесткие рамки формы таких документов обеспечивают точность и оперативность перевозки, а также защиту интересов сторон. Главное в данных отношениях - точно и неукоснительно следовать требованиям законодательства, предъявляемым к оформлению перевозок Голубева Т.Б. О расчетах за перевозки грузов в международном сообщении [Текст]//Транспортное право.- 2001.- № 1.- С.12..

Вполне достаточно урегулированы не только правила осуществления и организации перевозок, но и правила погрузки и разгрузки.

Согласно Федеральный закон от 08.11.2007 года №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 46. - Ст. 5555. перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) регулярные перевозки;

2) перевозки по заказам;

3) перевозки легковыми такси.:

Автотранспортные предприятия и организации в случае неподачи по их вине подвижного состава, предусмотренного согласованными месячными заданиями на перевозку грузов, обязаны по требованию грузоотправителей (грузополучателей) выделять подвижной состав для восполнения недогруза в течение следующего месяца данного квартала. Подвижной состав, не поданный в последнем месяце квартала, должен быть выделен в первом месяце следующего квартала Морозов С.Ю. К вопросу о соотношении договоров транспортной экспедиции и перевозки грузов [Текст] //Транспортное право.- 2007.- № 2.- С.11..

При перевозке опасных грузов должен быть сопровождающий. В соответствии с п. 2.5.1 приказа Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. №73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» за подбор этих лиц и их инструктаж ответственность несут руководители автотранспортных организаций.

Автотранспортная организация, выполняющая перевозку опасных грузов, осуществляет разработку маршрута их транспортировки. Выбранный маршрут подлежит обязательному согласованию с подразделениями ГИБДД МВД России. При разработке маршрута транспортировки автотранспортная организация должна руководствоваться следующими основными требованиями:

вблизи маршрута транспортировки не должны находиться важные крупные промышленные объекты;

маршрут транспортировки не должен проходить через зоны отдыха, архитектурные, природные заповедники и другие особо охраняемые территории;

на маршруте транспортировки должны быть предусмотрены места стоянок транспортных средств и заправок топливом;

маршрут транспортировки не должен проходить через крупные населенные пункты (в случае необходимости перевозки опасных грузов внутри крупных населенных пунктов маршруты движения не должны проходить вблизи зрелищных, культурно-просветительных, учебных, дошкольных и лечебных учреждений).

Согласованный с подразделениями ГИБДД МВД России маршрут транспортировки действителен в срок, указанный в разрешении. В случае, когда такой срок не указан, опасный груз может перевозиться по согласованному маршруту в течение шести месяцев со дня согласования.

Автомобиль, перевозящий опасный груз, должен быть внешне оформлен следующим образом:

на транспортное средство должны быть прикреплены информационные таблицы для обозначения транспортных средств;

кузова транспортных средств, автоцистерны, прицепы и полуприцепы-цистерны, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, должны быть окрашены в установленные для этих грузов опознавательные цвета и иметь соответствующие перевозимому грузу надписи.

Практические мероприятия по обеспечению наличия средств индивидуального отличия осуществляются автотранспортными организациями совместно с грузоотправителями (грузополучателями).

Автотранспортная организация при перевозке опасных грузов обязана произвести дооборудование и оснащение транспортных средств в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями, а также организовать специальную подготовку или инструктаж обслуживающего персонала, занятого на работах с опасными грузами, и обеспечить его средствами индивидуальной защиты.

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом предъявляют определенные требования к водителям транспортных средств, управляющим транспортными средствами, предназначенными для перевозки опасных грузов. Так, водитель, выделяемый для перевозки опасных грузов, обязан пройти специальную подготовку или инструктаж. Водитель, временно занятый на перевозках опасных грузов, обязан пройти инструктаж по особенностям перевозки конкретного вида груза. Водители, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при поступлении на работу и последующие медицинские осмотры в соответствии с установленным графиком, но не реже одного раза в три года, а также предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов. Водители, временно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при назначении их на данный вид перевозок и предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов.

При организации перевозки крупногабаритного или тяжеловесного груза предварительно должен быть выбран маршрут движения с грузом. При определении маршрута должна быть оценена грузоподъемность и габариты инженерных сооружений на предлагаемом маршруте, чтобы обеспечить безопасность перевозки и сохранность автомобильной дороги и инженерных сооружений, должна быть оценена необходимость принятия иных мер по обеспечению безопасности движения на маршруте перевозки Вайпан В.А. Новое в регулировании движения по автодорогам транспортных средств, перевозящих опасные, тяжеловесные и (или) крупногабаритные грузы [Текст] // Право и экономика. - 2008. - № 7. - С. 32..

Основными требованиями к тентовым укрытиям кузовов автомобилей, перевозящих указанные в Положении грузы, являются:

укрытие 100% площади кузова автомобиля;

отсутствие зазоров между тентовым укрытием и кузовом автомобиля.

До начала совершения каких-либо действий по перевозке груза автотранспортные предприятия или организации заключают с грузоотправителями или грузополучателями договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом.

Прямым договором на перевозку какого-то конкретного груза является основной документ на перевозку - накладная (товарно-транспортная накладная, коносамент и др.). Договоры же длительного срока действия между перевозчиком и потребителями транспортных услуг правильнее именовать договорами организации перевозки, транспортного обслуживания и т.п., отражая в них, как правило, только вопросы, которые являются специфическими для перевозок тех или иных грузов: сроки доставки, температурный режим, регулярность подачи (и куда) транспортных средств, особенности погрузки / выгрузки, тип подвижного состава, особые условия перевозки (с горки не спускать, на воздушной подушке и т.д.). Многие же другие вопросы, которые в обычных хозяйственных договорах могут быть предметом согласования сторон, в транспортном договоре таковыми не являются (за исключением допускаемых деталей, не влияющих на безопасность движения), и в договоре по ним достаточно положений, отсылающих к нормам, установленным в транспортном законодательстве.

Согласно ст. 785 ГК РФ, «по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату».

Договоры могут заключаться на одну перевозку, на несколько перевозок, на определенный срок.

На основании плана перевозок грузов автотранспортные предприятия или организации заключают с грузоотправителями или грузополучателями годовые договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом.

Годовой договор может заключаться также автотранспортным предприятием или организацией, со снабженческо-сбытовой или иной организацией, не являющейся грузоотправителем или грузополучателем. В этом случае в соответствии с договором организации, не являющиеся грузоотправителями или грузополучателями, пользуются правами и несут обязанности и ответственность, предусмотренные для грузоотправителей и грузополучателей.

По договору на перевозку грузов автомобильным транспортом автотранспортное предприятие или организация обязывается в установленные сроки принимать, а грузоотправитель предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В годовом договоре устанавливаются объемы и условия перевозок, порядок расчетов и определяются рациональные маршруты и схемы грузопотоков.

На перевозку грузов грузоотправитель представляет в автотранспортное предприятие или организацию при наличии годового договора на перевозку грузов соответствующую заявку, а при отсутствии годового договора - разовый заказ.

Грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, которая составляется, как правило, в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем. При этом составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной подтверждается заключение договора перевозки груза Каменков В.С., Каменков А.В. Специфика субъектов правоотношений в договоре перевозки [Текст] // Юрист. - 2008. - № 5. - С. 25..

Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается, за исключением груза с сопровождением представителя грузовладельца в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей (п. 3 ст. 8 Закона).

Перевозка грузов нетоварного характера оформляется актом замера или актом взвешивания.

Перевозки однородных грузов от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя на одно и то же расстояние могут оформляться одной товарно-транспортной накладной, одним актом замера или одним актом взвешивания суммарно на всю работу, выполненную автомобилем в течение смены Стрельникова И.А. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: достоинства и недостатки правового регулирования [Текст] // Современное право. - 2008. - № 9. - С. 23..

Перевозимый груз является материальной ценностью, и за нее кто-то должен нести ответственность. Такая ответственность возлагается на экспедитора, с которым заключается договор транспортной экспедиции.

Согласно ст. 801 ГК РФ, «по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза».

Договором транспортной экспедиции на экспедитора могут быть возложены такие обязанности, как:

организовывать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;

заключать от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза;

обеспечивать отправку и получение груза;

другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как:

получение требующихся для экспорта или импорта документов;

выполнение таможенных и иных формальностей;

проверка количества и состояния груза;

погрузка и выгрузка груза;

уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;

хранение груза;

получение груза в пункте назначения;

выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Поскольку перевозка груза производится автотранспортным предприятием или организацией, как правило, без сопровождения его экспедитором грузоотправителя (грузополучателя), функции экспедитора выполняет шофер-экспедитор автотранспортного предприятия или организации.

При приеме груза к перевозке шофер-экспедитор автотранспортного предприятия или организации предъявляет грузоотправителю служебное удостоверение и путевой лист, заверенный печатью автотранспортного предприятия или организации и в дальнейшем выполняет все вышеперечисленные обязанности и услуги.

Для получения права осуществления перевозок опасных грузов необходимо предварительно получить специальное разрешение - лицензию. Лицензирование перевозок опасных грузов осуществляется в соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ №402 от 10 июня 2002 г. «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 13. - Ст. 1541..

В полученной лицензии обязательно указываются виды опасных грузов, на перевозку которых выдана лицензия.

Для получения права осуществления перевозки опасного груза необходимо наряду с лицензией свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, которое выдается подразделениями ГИБДД МВД России по месту регистрации транспортного средства после технического осмотра транспортного средства. В случае перевозки автомобильным транспортом «особо опасных грузов» грузоотправитель (грузополучатель) должен получить разрешение на перевозку от органов внутренних дел по месту его нахождения.

Для получения разрешения на перевозку «особо опасных грузов» грузоотправитель (грузополучатель) подает в органы внутренних дел по месту приема груза к перевозке заявление, с указанием в нем наименования опасного груза, количества предметов и веществ, маршрута перевозки, лиц, ответственных за перевозку и (или) лиц, охраняющих груз в пути следования.

К заявлению прилагаются следующие документы:

аварийная карточка системы информации об опасности;

маршрут перевозки, разработанный автотранспортной организацией и согласованный с грузоотправителем (грузополучателем);

свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов.

Согласно п. 2.3.3 приказа Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. №73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» отметку о разрешении транспортировки «особо опасного груза» производят на бланке маршрута перевозки (в правом верхнем углу), с указанием срока действия разрешения Российские вести, № 15, 25.01.1996..

Разрешение выдается на одну или несколько идентичных перевозок, а также на партию грузов, перевозимых по установленному маршруту, на срок не более 6 месяцев.

После получения разрешения перевозчик согласовывает эту перевозку с Госавтоинспекцией МВД РФ, ГУВД, УВД субъектов РФ, на территории обслуживания которых начинается маршрут перевозки. При согласовании определяются специальные требования к порядку перевозки груза, исходя из условий обеспечения безопасности дорожного движения, и выдается специальный пропуск, предоставляющий право на движение транспортного средства.

Перевозка опасных грузов (как и всех других грузов) автомобильным транспортом осуществляется на основании договора перевозки, заключаемого в соответствии с действующим законодательством.

Для согласования маршрута транспортировки опасных грузов автотранспортная организация обязана не менее, чем за 10 суток до начала перевозки представить в территориальные подразделения ГИБДД МВД России следующие документы:

разработанный маршрут перевозки по установленной форме в трех экземплярах;

свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов;

для «особо опасных грузов» дополнительно - специальную инструкцию на перевозку опасного груза, представленную грузоотправителем (грузополучателем), и разрешение на транспортировку грузов, выданное органами МВД РФ по месту нахождения грузоотправителя (грузополучателя).

При принятии заявки автотранспортной организацией грузоотправитель должен представить товарно-транспортную накладную на опасный груз (4 экземпляра) и аварийную карточку системы информации об опасности, заполнение которой производится по данным изготовителя опасных веществ.

Для «особо опасных грузов» дополнительно представляется специальная инструкция, разработанная организацией-изготовителем.

На каждое транспортное средство (колонну транспортных средств) грузоотправитель обязан представить паспорт безопасности вещества (материала) по ГОСТ Р 50587-93.

В транспортных документах должна быть сделана отметка о прохождении водителем, назначаемым на перевозку опасных грузов, специальной подготовки или инструктажа и медицинского контроля.

К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее трех лет и имеющие свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов.

Водитель, осуществляющий перевозку опасного груза, должен иметь при себе следующие транспортные документы:

лицензионную карточку на транспортное средство с отметкой «Перевозка ОГ»;

путевой лист с указанием маршрута перевозки с отметкой «Опасный груз», выполненной красным цветом, в верхнем левом углу и указанием в графе «Особые отметки» N опасного груза по списку ООН;

свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов;

аварийную карточку системы информации об опасности;

товарно-транспортную накладную;

адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, ответственных за перевозку дежурных частей органов ГИБДД МВД России, расположенных по маршруту движения.

Персонал, сопровождающий транспортное средство, перевозящее опасный груз (экспедитор, охрана, дозиметрист и др.), обязан иметь свидетельство, удостоверяющее их право на сопровождение опасных грузов по данному маршруту. При этом свидетельство действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность сопровождающего.

Автомобильным транспортом может осуществляться перевозка крупногабаритных или тяжеловесных грузов. Она осуществляется на основании разрешения, выданного дорожным органом. Заявления для получения разрешений на перевозку крупногабаритных или тяжеловесных грузов, в зависимости от вида предполагаемых перевозок (международные, межрегиональные или местные), категории крупногабаритных и тяжеловесных грузов и места нахождения транспортного средства перевозчика, подаются в соответствующие дорожные органы, с территории обслуживания которых начинается маршрут движения транспортного средства.

Заявления для получения разрешений на осуществление межрегиональных и местных перевозок по маршруту, проходящему целиком или частично по федеральным дорогам, для крупногабаритных и тяжеловесных грузов всех категорий подаются ближайшему к пункту, с которого начинается маршрут перевозки, органу управления федеральной автомобильной дорогой.

Заявление для получения разрешения на перевозку крупногабаритного или тяжеловесного груза подается на имя органа, уполномоченного выдавать соответствующие разрешения. Заявление на перевозку груза подается по форме, установленной в Приложении 4 к Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации. Оно должно содержать все необходимые организациям, согласовывающим перевозку, сведения о характере и категории груза, параметрах, массе и габаритах транспортного средства, предполагаемых сроках перевозки, маршруте движения и другую информацию.

В зависимости от категории перевозимых грузов, вида и характера перевозок владельцы или пользователи транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы (например, сруб дома или тяжеловесные бетонные плиты для постройки дома), могут получать разовые разрешения или разрешения на определенный (конкретный) срок.

Органы, уполномоченные выдавать разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов по дорогам, при получении заявления должны:

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты