Рефераты

Подрядные работы для муниципальных нужд

p align="left">Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в работах для муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч.1 ст. 42 закона №94-ФЗ).

В отличие от торгов, при проведении запроса котировок единственным официальным источником информации о размещаемом заказе для подрядчиков является официальный сайт, так как публикации извещения и протокола о результатах в официальном печатном издании не требуется.

Закон предоставляет право размещать заказ путем запроса котировок на выполнение подрядных работ, которые осуществляется не по конкретным заявкам заказчика, а для которых есть функционирующий рынок, в случаях, если цена контракта на выполнение таких работ не превышает 500 тыс. руб., за исключением следующих случаев:

- для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства, на которой находится заказчик, у иностранных подрядчиков независимо от цены контракта;

- в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

- Заказчик не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на выполнение одноименных работ на сумму более чем 500 тыс. руб. в течение квартала, за исключением указанных выше случаев.

В соответствии с частью 6.1 статьи 10 Закона №94-ФЗ под одноименными работами понимаются работы, относящиеся к одной группе в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой Минэкономразвития РФ. До настоящего времени номенклатура товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Минэкономразвития РФ не утверждена.

Графически общую схему проведения запроса котировок можно представить следующим образом (см.: Приложении 7).

Закупка у единственного источника (прямая контрактация, закупка «с полки») является исключительной и крайне нежелательной процедурой размещения муниципального заказа. Право заказчика на применение процедуры запроса котировок всегда очень четко и подробно регламентируется. Закупку у единственного источника проводят тогда, когда применение любых других процедур невозможно или дает отрицательный экономический эффект. Обычно использование этой процедуры допускается в следующих случаях: 1) закупки у естественных или искусственных монополий; 2) закупки в целях обеспечения совместимости или стандартизации; 3) срочные закупки при возникновении чрезвычайных обстоятельств; 4) небольшие по объему финансирования закупки.

Статья 55 Закона №94-ФЗ определяет, что под размещением заказа у единственного подрядчика понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить муниципальный контракт только одному подрядчику. В случае выполнения работ для муниципальных нужд Фурмановского городского поселения на сумму, не превышающую установленного Центральным Банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, - контракт или иной гражданско-правовой договор. При этом заказы на выполнение одноименных работ заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую предельного установленного Центральным Банком РФ размера расчетов наличными деньгами.

В настоящий момент в соответствии с указанием Центрального Банка РФ от 20.06.2007 №1843-У предельный размер расчетов не может превышать 100 тысяч рублей. О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя: Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У // Вестник Банка России. 2007. N 39.

Анализ законодательства показывает, что размещение заказа в сфере подряда у единственного подрядчика возможно в следующих случаях:

1) в связи с возникшей потребностью в определенных строительно-монтажных и иных работах в сфере строительства вследствие обстоятельств непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заключение такого контракта допустимо лишь в объеме, необходимом для ликвидации последствий непреодолимой силы. Заказчик в течение трех рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказа орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Департамент экономического развития и торговли Ивановской области).

К указанному уведомлению в обязательном порядке прилагается копия заключенного контракта, а также копия акта обследования аварии или копия документа, составленного заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт.

2) по окончании срока подачи заявок на участие в торгах подана одна заявка, которая соответствует всем требованиям и условиям, предусмотренным документацией. Участник размещения заказа, подавший такую заявку, не вправе отказаться от заключения контракта.

3) по окончании срока подачи котировочных заявок на выполнение работ подана только одна котировочная заявка, которая соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок;

4) аукцион на выполнение подрядных работ признан несостоявшимся, и только один участник размещения заказа признан участником аукциона. Такой участник аукциона не вправе отказаться от заключения контракта;

5) в аукционе на выполнение подрядных работ участвовал только один участник аукциона. Единственный участник аукциона не вправе отказаться от заключения контракта;

6) осуществляется выполнение подрядных работ для муниципальных нужд на сумму, не превышающую предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ;

8) аукцион признан несостоявшимся и муниципальный контракт не заключен с единственным участником аукциона или участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в аукционе (при наличии таких участников). По согласованию с контролирующим в сфере размещения заказов органом заказчик вправе принять решение о размещении заказа у единственного подрядчика. Контракт заключается с единственным подрядчиком на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, и цена такого контракта не должна превышать наиболее низкую предложенную на аукционе цену;

9) при повторном размещении заказа путем запроса котировок на выполнение работ не подана ни одна котировочная заявка. По согласованию с контролирующим в сфере размещения заказов органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного подрядчика.

10) осуществляется размещение заказа на оказание услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства соответствующими авторами.

Таким образом, и при размещении заказа на выполнение подрядных работ у единственного подрядчика воля сторон в формировании условий муниципального контракта существенным образом ограничена.

Как указывалось выше, в ряде случаев возможность заключения муниципального контракта с единственным подрядчиком должна быть согласована с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом. Такой Порядок согласования утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 03.05.2006 №124 Об утверждении Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком): Приказ Минэкономразвития РФ от 03.05.2006 №124 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 30.2006., который регулирует и вопросы заключения контракта с единственным подрядчиком.

С 01 января 2009 года Федеральным законом от 30.12.2008 №308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для муниципальных заказчиков введена обязанность размещения заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10 и не более чем 20 процентов общего годового объема выполнения работ, в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется путем проведения специальных процедур, предусмотренных для субъектов малого предпринимательства. Данный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.03.2009 №237 Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства: Постановление Правительства РФ от 17.03.2009 №237// СЗ РФ. 2009. N 12. Ст. 1438..

В данный перечень вошли работы по строительному подряду: коды 4500000 «Услуги строительные и объекты строительства» и 7420000 «Услуги в области архитектуры; инженерные услуги в области гражданского и промышленного строительства».

Данная норма закона предусматривает применение размера не менее чем 10 и не более чем 20% общего годового объема размещения заказов у субъектов малого предпринимательства к общей сумме средств для размещения заказов у субъектов малого предпринимательства, по Перечню товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, а не от каждого вида работ, указанного в Перечне.

Таким образом, для определения объема средств на проведение подрядных работ, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства, Уполномоченный орган определяет общую сумму средств муниципального заказчика, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в Перечень. Например, общая сумма средств по Перечню у того или иного муниципального заказчика составляет 5 млн. руб. Исходя из 5 млн. руб. Уполномоченный орган определяет минимальный объем средств - 10% и максимальный объем средств - 20%, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства. Таким образом, минимальный объем средств, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства, - 500 тыс. руб., а максимальный объем - 1 млн. руб.

Уполномоченный орган самостоятельно определяет одну или несколько позиций по Перечню, по которым будет размещен заказ на выполнение подрядных работ путем проведения торгов, запроса котировок у субъектов малого предпринимательства.

Уполномоченный орган самостоятельно выбирает способ размещения заказа (конкурс, аукцион или запрос котировок), при этом устанавливает начальные (максимальные) цены контрактов (цены лотов), которые не должны превышать значений, установленных Постановлением Правительства РФ №237 (15 млн. руб.).

При размещении заказов в соответствии со статьей 15 Закона №94-ФЗ участники размещения заказа должны соответствовать условиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007г. №209-ФЗ // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006. (далее - Закон №209-ФЗ). Уполномоченный орган устанавливает в извещениях и документации о торгах требование, о том, что участниками таких торгов могут являться только субъекты малого предпринимательства, которые должны соответствовать условиям Закона № 209-ФЗ.

С целью проверки сведений о размере уставного капитала (паевого фонда) субъектов малого предпринимательства Уполномоченный орган устанавливает требование о предоставлении участником размещения заказа в составе заявки копий учредительных документов (устав, учредительный договор), и необходимость соответствия участника данным условиям;

С целью проверки численности работников участника размещения заказа Уполномоченный орган устанавливает требование о том, что за предшествующий календарный год численность работников не должна превышать ста человек.

С целью проверки выручки от реализации работ участника размещения заказа без учета налога на добавленную стоимость или балансовую стоимость активов за предшествующий календарный год (не должна превышать предельные значения, установленные Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 №556 О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. №556 // СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3642. (400 млн. руб.)) Уполномоченный орган также указывает необходимость соответствия участника размещения заказа данному условию.

Для подтверждения соответствия условиям, установленным статьей 4 Закона №209-ФЗ, участник размещения заказа должен представить учредительные документы и продекларировать в заявке на участие в торгах или в запросе котировок их соответствие. Дополнительной проверки участника на соответствие установленным условиям не требуется.

Таким образом, в случае соблюдения всех вышеперечисленных требований заказ у субъектов малого предпринимательства считается размещенным в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона №94-ФЗ, то есть объем работ на выполнение, которых проводились такие торги или запрос котировок учитывается в общем годовом объеме.

§2. Порядок разработки документации о торгах

Законодательство Российской Федерации не дает определения понятию «лот», однако общепринято понимать «лот» следующим образом: это определенная извещением и документацией о торгах часть всех работ, закупаемых по одному конкурсу (аукциону), обособленная заказчиком в целях рационального, эффективного расходования средств бюджета. Кузнецов, К.В. Конкурентные закупки: торги, тендеры, конкурсы.// Бюджетный учет. 2005. .№7. С.43

Не рекомендуется в рамках одного конкурса или аукциона закупать совершенно ничем не связанные группы работ. Существуют следующие правила лотового размещения заказов:

Запрещено включать в состав лотов работы, технологически и функционально не связанные с работами, выполнение которых является

предметом торгов (часть 3 статьи 17 Закона № 135-ФЗ).

Нельзя включить в состав одного лота виды деятельности, подлежащие лицензированию и не подлежащие лицензированию, либо подлежащие «разному» лицензированию (части 1, 2 статьи 17 Закона № 135-ФЗ).

Должно быть предусмотрено право участия по любому количеству лотов (лоты не могут даваться «в нагрузку») (части 1, 2 статьи 17 Закона № 135-ФЗ).

Начальная цена, обеспечение участия в торгах и исполнения контракта должны быть установлены по каждому лоту отдельно.

Победа в одном лоте не может быть обусловлена победой в другом лоте.

Контракты заключаются по каждому лоту отдельно.

Уполномоченный орган может в установленном порядке

отказаться от проведения торгов по всем или только по избранным лотам.

Торги могут быть признаны несостоявшимися по каждому лоту отдельно.

Торги могут быть признаны недействительными по решению суда

по одному лоту, но могут быть признаны недействительными в целом.

Основным этапом разработки документации о торгах является разработка технического задания, которое в каждом случае является строго индивидуальным.

Техническое задание является ключевым разделом документации о торгах или извещения о запросе котировок, которое описывает предмет размещения заказа. В нем согласно части 2 статьи 22, части 2 статьи 34, части 4 статьи 43 Закона №94-ФЗ Уполномоченным органом устанавливаются требования к качеству, техническим характеристикам, безопасности, результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.

На подготовку технического задания влияет не только законодательство о размещении заказов, но и антимонопольное законодательство, а также законодательство о техническом регулировании. В этой связи помимо Закона № 94-ФЗ особое внимание необходимо уделить нормам единой системы технического регулирования согласно Федеральному закону от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» О техническом регулировании: Федеральный закон от 27 декабря 2002г. №184-ФЗ // 2002. N 52 (ч. 1).Ст. 5140.. Данный закон устанавливает обязательные технические нормы и правила, подтверждает соответствия процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Техническое задание на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства включает проектную (проектно-сметную) документацию.

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую сметы на строительные и ремонтные работы, материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

На проектную документацию и результаты инженерных изысканий должны быть получены положительные заключения государственной экспертизы, требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации. Порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий определяется законодательством о градостроительной деятельности.

Техническое задание на выполнение работ по текущему ремонту включает сметы на производство ремонтно-строительных работ, которые в настоящее время определяются в соответствии с ФЕР (федеральные единичные расценки, утвержденные Приказом Минрегиона РФ от 13.10.2008 №207 «Об утверждении государственных сметных нормативов на ремонтно-строительные работы в сфере градостроительной деятельности» Об утверждении государственных сметных нормативов на ремонтно-строительные работы в сфере градостроительной деятельности: Приказ Минрегиона РФ от 13 октября 2008 г. N 207 // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2008. №12. С.72. или ТЕР (региональные территориальные единичные расценки, разработанные в соответствие с утвержденными государственными сметными нормативами).

Основной частью технического задания на выполнение проектных работ является задание на проектирование, которое содержит результаты инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также иные исходные данные.

Любые торги (конкурс, аукцион) начинаются с публикации извещения о проведении торгов в официальном печатном издании и размещении извещения и документации о торгах на официальном сайте.

Извещение о проведении торгов на право заключения муниципального контракта для нужд Фурмановского городского поселения опубликовывается Уполномоченным органом в официальном печатном издании и размещаются на официальном сайте муниципального образования и субъекта Российской федерации не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе и не менее чем за тридцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Извещение о проведении запроса котировок должно быть размещено не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок, а если сумма не превышает 250 тыс. руб., то не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения указанного срока.

С 1 января 2011 года отменяется существование официальных сайтов регионального и муниципального уровня, а все сведения будут размещаться на едином официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. При этом необходимо отметить, что с 1 января 2011 года не предусмотрено опубликование информации о размещении заказов в официальном печатном издании и в отношении размещения заказов как для нужд субъекта РФ, так и для муниципальных нужд, в том числе Фурмановского городского поселения.

Статьи 21 и статья 33 закона №94-ФЗ предусматривают перечень сведений, которые должны быть указаны в извещении о проведении открытого конкурса и открытого аукциона. В указанный перечень не входят сведения о месте, порядке, дате начала и окончания подачи заявок на участие в торгах.

Уполномоченный орган размещает на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок. При размещении заказа на выполнение работ на сумму, не превышающую 250 тыс. руб., извещение о проведении запроса котировок и проект контракта подлежат размещению не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения указанного выше срока.

Запроса котировок на выполнение подрядных работ должен быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок и содержать сведения, установленные статьей 43 закона №94-ФЗ.

Извещение о проведении запроса котировок не может содержать фирменные наименования, патенты, требования к подрядным работам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников.

В случае размещения заказа путем запроса котировок на выполнение работ для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства, на которой находится заказчик, у иностранных подрядчиков, заказчик обязан направить запрос котировок лицам, которые могут осуществить выполнение работ, предусмотренных запросом котировок, исходя из необходимости получения заявок не менее чем от трех таких лиц.

Любой участник размещения заказа вправе подать только одну котировочную заявку, в которую не допускается вносить изменения.

Котировочная заявка подается участником размещения заказа в Уполномоченный орган в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. Чаще всего такой срок составляет семь рабочих дней. В случае подачи заявки в форме электронного документа Уполномоченный орган в этот же день обязаны направить участнику размещения заказа подтверждение ее получения (в письменной форме или в форме электронного документа).

Поданная в срок котировочная заявка регистрируется Уполномоченным органом. По требованию участника размещения заказа, подавшего заявку, ему должна быть выдана расписка с указанием даты и времени ее получения.

В течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, Единая комиссия рассматривает поступившие заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки, при этом запрещается вести переговоры между Уполномоченным органом или Единой комиссией и участником размещения заказа в отношении заявки.

Поданные после дня окончания срока, указанного в извещении о проведении запроса котировок, заявки не рассматриваются и в тот же день возвращаются участникам размещения заказа, подавшим такие заявки.

Кроме того, не рассматриваются и отклоняются котировочные заявки, которые не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или если цена подрядных работ, предложенная в котировочных заявках, превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок.

Отклонение по иным основаниям котировочных заявок не допускается (например, в связи с непредставлением учредительных документов, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и т.д.).

Если после дня окончания срока подачи котировочных заявок на выполнение работ подана только одна заявка Уполномоченный орган обязан продлить срок подачи заявок на четыре рабочих дня. Извещение о продлении срока подачи котировочных заявок размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня после дня окончания срока подачи заявок. При этом они должны направить запрос котировок как минимум трем участникам, которые могут выполнить соответствующие подрядные работы.

Если дополнительно не подана ни одна котировочная заявка, а также в случае отклонения всех котировочных заявок, Уполномоченный орган вправе повторно разместить запрос котировок, изменив при этом условия.

Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении, и в которой указана наиболее низкая цена подрядных работ. В случае предложения наиболее низкой цены работ несколькими участниками размещения заказа победителем признается участник, котировочная заявка которого поступила раньше заявок других.

Решение о результатах рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляется протоколом, который составляется в двух экземплярах и подписывается присутствующими на заседании членами Единой комиссии и Уполномоченным органом.

Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок размещается на официальном сайте. Один экземпляр протокола остается у Уполномоченного органа, а второй в течение двух рабочих дней со дня подписания передается победителю вместе с проектом контракта.

В соответствии с частью 7 статьи 47 Закона №94-ФЗ в случае, если победитель в проведении запроса котировок признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с иском о требовании о понуждении победителя запроса котировок заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить контракт с участником размещения заказа, предложившим такую же, как и победитель запроса котировок цену контракта, а при отсутствии такого участника размещения заказа - с участником размещения заказа, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после предложенного победителем запроса котировок условия, если цена контракта не превышает максимальную цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок.

Если при повторном размещении заказа путем запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка, Закон предоставляет Уполномоченному органу право осуществить повторное размещение заказа, либо направить документы о проведенных запросах котировок и об отсутствии заявок в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказа орган исполнительной власти субъекта РФ (Департамент экономического развития и торговли Ивановской области).

По согласованию с таким органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного подрядчика. Муниципальный контракт в этом случае заключается с единственным подрядчиком.

Документация о торгах (конкурсная, аукционная) на право заключения муниципального контракта на выполнение подрядных работ для нужд Фурмановского городского поселения разрабатывается Уполномоченным органом в соответствии со статьей 22 и статьей 34 Закона №94-ФЗ соответственно (см.: Приложение 8).

От того, насколько ответственно, обоснованно и внимательно Уполномоченный орган установит в документации требования и показатели, в большей степени зависят итоги торгов и последующее исполнение контрактов. На данное обстоятельство обращает свое внимание Минэкономразвития РФ в письме от 02.02.2007 №6121-АШ/Д04 «О мерах по предупреждению неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным и муниципальным контрактам» О мерах по предупреждению неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным и муниципальным контрактам: Письмо Минэкономразвития РФ от 02 февраля 2007г. №6121-АШ/Д04 // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2007 (ч. II). N 8..

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона №94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов четко устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа:

1)соответствие организации требованиям, устанавливаемым законодательством РФ (например, с 01.01.2010 наличие свидетельства о допуске к видам работ, выданного саморегулируемой организацией);

2) непроведение ликвидации юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании предприятия банкротом;

3) неприостановление деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 N 195-ФЗ (с изм. от 28.12.2009 N 380-ФЗ) // СЗ РФ. 2002.N 1 (ч. 1), Cт.1.2010. N 1. Cт.1. (на день подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе);

4) отсутствие у предприятия задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Согласно части 2 статьи 11 Закона №94-ФЗ заказчик вправе установить также следующие требования к участникам торгов: обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности; отсутствие сведений об участниках в реестре недобросовестных поставщиков.

Часть 2.1 статьи 11 Закона №94-ФЗ предусматривает единственный случай, когда заказчик вправе установить участникам дополнительное требование. Установление требования допускается, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона, начальная (максимальная) цена контракта составляет более 50 млн. рублей. Данное требование состоит в выполнении участниками размещения заказа указанных видов работ за последние пять лет, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг, утверждаемой Минэкономразвития РФ. Стоимость таких работ должна составлять не менее чем 20% начальной (максимальной) цены контракта, при этом учитывается стоимость всех выполненных участником работ (с учетом правопреемственности).

Для подтверждения соответствия такому требованию участник размещения заказа вправе предоставлять в составе заявки документы, подтверждающие ввод или приемку объекта капитального строительства в эксплуатацию до 1 января 2006 года и при необходимости документы, подтверждающие стоимость объекта (контракт, платежные документы).

Данное требование в отношении опыта работ устанавливается исключительно к участнику размещения заказа, поэтому учитывается стоимость работ, выполненных непосредственно данным участником (без учета стоимости работ, выполненных субподрядчиками). На этом нюансе сделан акцент в Письме Минэкономразвития РФ от 16.10.2008 №Д05-4459 О праве заказчика (уполномоченного органа) устанавливать дополнительные требования к квалификации участников размещения государственного (муниципального) заказа в случае, если цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции или капремонту составляет 50 млн. руб. и более: Письмо Минэкономразвития РФ от 16.10.2008 №Д05-4459// Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2008. №12. С.58..

До 01 января 2009 года в документации о торгах могло быть установлено, что заказчик по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства вправе изменить не более чем на 10% предусмотренный контрактом объем работ при изменении потребности в работах, на выполнение которых заключен контракт или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, связанных с работами, предусмотренными контрактом. С 01.01.2009 изменять объем работ не допускается.

Запрещается включать в документацию о торгах требования к участнику размещения заказа (например, наличие опыта не менее 5 лет), требования к его деловой репутации, требования о наличии производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта.

Представляется, что данное положение находится в некотором противоречии с нормами части 2 статьи 34 и части 2 статьи 22 закона, которая, в частности, указывает, что конкурсная документация и документация об аукционе должна содержать требования к качеству работ, в том числе и в области строительства, к их безопасности, к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых подрядных работ потребностям заказчика. На данное обстоятельство обращается внимание и в юридической литературе Абрамова, Е.Н., Аверченко, Н.Н., Арсланов, К.М. и др. Гражданское право: учебник: в 3 т. / Е.Н. Абрамова Н.Н. Аверченко, К.М. Арсланов; под общ. ред. А.П. Сергеева. М., 2010. Т. 2. С.61..

Документация о торгах не может содержать указание на патенты, а также требования к работам, в том числе и строительным, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. На данное обстоятельство обращает внимание Минэкономразвития РФ в письме от 04.02.2008 №Д04-259 О разъяснениях положений Федерального закона от 21 июля 2005г. N94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»: Письмо Минэкономразвития РФ от 04.02.2008 №Д04-259 // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2009.№9. С.92 -94..

Сведения, содержащиеся в документации о торгах, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о торгах.

Уполномоченный орган на основании письменного заявления любого заинтересованного лица обязан предоставить документацию в порядке, указанном в извещении о проведении торгов. Предоставление документации о торгах до опубликования и размещения на официальном сайте извещения о проведении торгов не допускается.

Если в Уполномоченный орган поступает запрос на разъяснения документации, то он в течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса направляет разъяснения положений документации, если указанный запрос поступил не позднее, чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.

В течение одного дня со дня направления разъяснения положений документации о торгах по запросу участника размещения заказа такое разъяснение размещается на официальном сайте. Разъяснение положений документации торгах не должно изменять ее суть.

Уполномоченный орган вправе внести изменения в извещение и документацию о торгах (например, в связи с изменением потребности в выполнении определенного объема работ, условий оплаты и т.д.). Решение о внесении изменений принимается не позднее, чем за 5 дней до даты окончания подачи заявок на участие в торгах. Указанные изменения в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения опубликовываются Уполномоченным органом в официальном печатном издании и в течение одного рабочего дня размещаются на официальном сайте. При этом срок подачи заявок на участие в торгах должен быть продлен так, чтобы со дня опубликования и размещения изменений до даты окончания подачи заявок оставалось не менее чем пятнадцать дней.

С 01 января 2011 года предусмотрено размещение изменений только на официальном сайте. Кроме того, в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений в документацию о торгах такие изменения направляются всем участникам размещения заказа, которым была предоставлена документация. При принятии решения о внесении соответствующих изменений в документацию о торгах следует учитывать, что изменение предмета конкурса или аукциона не допускается.

Уполномоченный орган вправе отказаться от проведения торгов, но такой отказ должен быть сделан не позднее, чем за 10 дней до даты окончания подачи заявок на участие в торгах.

Извещение об отказе должно опубликовывается в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте в течение пяти и соответственно двух рабочих дней со дня принятия решения об отказе от проведения торгов в том же порядке, в котором опубликовывалось и размещалось извещение о проведении торгов.

Участник размещения заказа подает заявку на участие в торгах в срок и по форме, которые установлены документацией о торгах. Прием заявок на участие в торгах на право заключения контракта на выполнение подрядных работ прекращается в день их рассмотрения непосредственно до начала рассмотрения заявок.

Каждая заявка на участие в торгах регистрируется Уполномоченным органом. По требованию подавшего такую заявку участника размещения заказа ему выдается расписка в получении с указанием даты и времени ее получения. Полученные после окончания приема заявок на участие в торгах заявки не рассматриваются и в тот же день возвращаются участникам размещения заказа. В случае если было установлено требование обеспечения заявки, Уполномоченный орган обязан вернуть внесенные в качестве обеспечения заявки денежные средства в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола.

Участник размещения заказа, подавший заявку на участие в торгах, вправе отозвать такую заявку в любое время до начала рассмотрения заявок. Если было установлено требование обеспечения заявки, Уполномоченный орган обязан вернуть денежные средства указанному участнику, в течение пяти рабочих дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки.

В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в торгах подана только одна заявка или не подана ни одна заявка, торги признаются несостоявшимися. Если единственная заявка соответствует всем требованиям и условиям, предусмотренным документацией, заказчик в течение трех рабочих дней со дня рассмотрения заявки на участие в торгах обязан передать участнику размещения заказа проект контракта.

По результатам рассмотрения заявок на участие в торгах Единая комиссия принимает одно из двух решений:

1) о допуске к участию в торгах участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, участником торгов;

2) об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в торгах.

При этом основания, по которым Единая комиссия не допускает участника размещения заказа к участию в торгах, предусмотрены частью 1 статьи 12 закона №94-ФЗ.

Перечень указанных оснований является исчерпывающим. Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных случаев, не допускается. Данный отказ может быть обжалован участником размещения заказа.

Закон предоставляет право Уполномоченному органу запросить у соответствующих органов и организаций сведения в отношении участника размещения заказов. Как указал Высший Арбитражный Суд РФ в своем письме от 19.07.2006 №С1-7/ОКУ-788 О применении пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ: Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.07.2006 N С1-7/ОКУ-788 // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. N 2. 2007 (ч. II).С.39., закон №94-ФЗ устанавливает условия допуска к участию в торгах. Одним из условий допуска является представление Единой комиссии определенных сведений, в том числе о наличии или отсутствии процедуры банкротства или ликвидации в отношении конкретного участника размещения заказа. Такими данными располагает только арбитражный суд, следовательно, суд и должен предоставить необходимые сведения в форме справки за подписью председателя суда или его заместителя.

Сведения о приостановлении деятельности участника размещения заказа заявитель в соответствии со статьей 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. N 195-ФЗ (с изм. от 28.12.2009 N 380-ФЗ) // СЗ РФ. 2002.N 1 (ч. 1). Cт.1. 2010. N 1. Cт.1. может получить в службе судебных приставов, сведения о наличии задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам - в налоговом органе. Кроме того, следует иметь в виду, что запросить от арбитражного суда указанные сведения вправе Уполномоченный орган, но не участники торгов.

Допуск Уполномоченным органом, Единой комиссией к участию в торгах участника размещения заказа, который не может быть допущен или, напротив, отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям является основанием для признания судом торгов недействительными по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов органов исполнительной власти (ч.6 ст.12 закона №94-ФЗ). О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21июля 2005г. N 94-ФЗ (с изм. и доп. от 27.12.2009 N 365-ФЗ)// СЗ РФ.2005. N 30. Ст. 3105; 2007. N 17. Ст. 1929; N 31. т. С4015; N 46. Ст. 5553; N 49. Ст.5723; 2009. N 1. Ст.16,31; N 19.Ст. 2283; N 27. Ст. 3267; N 29.Ст. 3584, 3592; N 48. Ст. 5723. А признание торгов недействительными, в соответствии с пунктом 2 статьи 449 ГК РФ влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Решение о допуске участника к участию в торгах или об отказе в допуске оформляется протоколом рассмотрения заявок на участие в торгах. Указанный протокол ведется Единой комиссией, подписывается членами Единой комиссии, Уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок и размещается на официальном сайте. Участникам размещения заказа направляются уведомления о принятых Единой комиссией решениях не позднее дня, следующего за днем подписания протокола. В случае если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в торгах или не подана ни одна заявка, в указанный протокол вносится информация о признании торгов несостоявшимися.

§3. Проведение процедур торгов на право заключения муниципального контракта

Порядок проведения аукциона в Администрации Фурмановского городского поселения, разработан Уполномоченным органом в соответствии с требованиями Закона №94-ФЗ и утвержден главой администрации Фурмановского городского поселения.

В аукционе вправе участвовать как непосредственно, так и через своих представителей только участники размещения заказа, признанные участниками аукциона. Аукцион проводится Уполномоченным органом в присутствии членов Единой комиссии, участников аукциона или их представителей путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона, на «шаг аукциона».

В соответствии с частью 5 статьи 37 Закона №94-ФЗ «шаг аукциона» устанавливается в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона. Аукционист выбирается из числа членов Единой комиссии путем открытого голосования большинством голосов. Согласно части 5.2 статьи 37 Закона №94-ФЗ аукцион, в том числе в сфере подрядных работ, проводится в следующем порядке:

1) Единая комиссия перед началом проведения аукциона регистрирует участников аукциона. При регистрации участникам аукциона или их представителям выдаются пронумерованные карточки;

2) аукцион начинается с объявления аукционистом начала проведения аукциона, номера лота, предмета контракта, начальной (максимальной) цены контракта, «шага аукциона», наименований участников аукциона, которые не явились на аукцион;

3) участник аукциона после объявления аукционистом начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, сниженной в соответствии с «шагом аукциона», поднимает карточки в случае, если он согласен заключить контракт по объявленной цене;

4) аукционист объявляет номер карточки участника аукциона, который первым поднял карточку после объявления аукционистом начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, сниженной в соответствии с «шагом аукциона», а также новую цену контракта, сниженную в соответствии с «шагом аукциона», и «шаг аукциона», в соответствии с которым снижается цена;

5) аукцион считается оконченным, если после троекратного объявления аукционистом цены контракта ни один участник аукциона не поднял карточку. В этом случае аукционист объявляет об окончании проведения аукциона, последнее и предпоследнее предложения о цене контракта, номер карточки и наименование победителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене контракта.

Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.

Как показывает практика, проведение аукционов позволяет существенно снизить цену выполняемых работ.

В ходе проведения аукциона Уполномоченным органом осуществляется аудиозапись аукциона и ведется протокол аукциона. Протокол, составленный в двух экземплярах, в день проведения аукциона подписывается Уполномоченным органом, членами Единой комиссии. Один экземпляр протокола остается у Уполномоченного органа, а другой в течение трех рабочих дней должен быть передан победителю аукциона вместе с проектом контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной победителем аукциона.

Указанный протокол размещается Уполномоченным органом на официальном сайте в течение дня, следующего после дня его подписании, а также опубликовывается в официальном печатном издании в течение пяти рабочих дней после дня его подписания.

Закон также предусматривает возможность проведения открытого аукциона в электронной форме, в том числе в сфере подрядных работ.

Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме регламентируется статьей 41 Закона №94-ФЗ. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 17.03.2008 №179 Об утверждении Положения о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме: Постановление Правительства РФ от 17 марта 2008г. N 179 // СЗ РФ. 2008. N 12. Ст. 1139. утверждено Положение о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение аукционов в электронной форме.

Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме опубликовывается и размещается не менее чем за десять дней до даты проведения аукциона. Для участия в открытом аукционе в электронной форме участники должны зарегистрироваться на сайте в сети Интернет.

Представление в электронной форме предложений о цене контракта осуществляется зарегистрированным участником аукциона с даты и времени начала проведения аукциона. При проведении открытого аукциона в электронной форме «шаг аукциона» не устанавливается. Аукцион считается оконченным, если в течение одного часа с момента размещения на сайте в сети Интернет последнего предложения о цене контракта не поступило ни одного предложения. В случае если в нескольких предложениях указана одинаковая цена, победителем аукциона признается участник, предложение которого поступило ранее других. Информация об окончании аукциона должна размещаться на таком сайте немедленно. В течение одного часа с момента окончания аукциона на сайте размещается решение о признании участника аукциона победителем.

Результаты аукциона оформляются протоколом, который подписывается Уполномоченным органом в день проведения аукциона, и размещается на официальном сайте в течение следующего дня.

В случае если победитель аукциона в срок, указанный в извещении о проведении открытого аукциона, не представил заказчику подписанный контракт, а также обеспечение исполнения контракта победитель аукциона признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае заказчик вправе обратиться в суд с иском о понуждении победителя аукциона заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения; заключить контракт с участником аукциона, сделавшим предложение о цене контракта, равной цене, предложенной победителем аукциона; объявить о проведении повторного аукциона.

С 1 июля 2009 года статья 41 Закона№94-ФЗ, регулирующая порядок проведения аукциона в электронной форме, действует в новой редакции. Законодателем введено понятие электронной площадки и оператора электронной площадки. Под электронной площадкой понимается сайт в сети Интернет, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме.

Новая редакция предусматривает, что для обеспечения доступа к участию в открытом аукционе, проводимом в электронной форме, оператор осуществляет аккредитацию участников размещения заказа. Оператор обязан аккредитовать участника размещения заказа в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления необходимых документов или отказать участнику размещения заказа в аккредитации в случае непредставления участником необходимых документов. Для участия в открытом аукционе, проводимом в электронной форме, аккредитованный участник должен зарегистрироваться на электронной площадке. Регистрация проводится бесплатно в любое время с момента размещения извещения до момента окончания проведения аукциона.

Процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе проводится Единой комиссией в соответствии со статьей 26 закона №94-ФЗ.

Публично в день, время и месте, указанные в извещении о проведении открытого конкурса, вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе. В случае установления факта подачи одним участником двух и более заявок на участие в конкурсе в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее заявки таким участником не отозваны, заявки на участие в конкурсе такого участника не рассматриваются и возвращаются.

Участники размещения заказа, подавшие заявки на участие в конкурсе, вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками.

В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки на участие в конкурсе, в протокол вскрытия заявок на участие в конкурсе вносится информация о признании конкурса несостоявшимся.

В процессе вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе информация об участниках размещения заказа, о наличии документов и сведений, предусмотренных конкурсной документацией, может сразу размещаться на официальном сайте.

Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе ведется Единой комиссией и подписывается ее членами, Уполномоченным органом после вскрытия конвертов с заявками. Указанный протокол размещается Уполномоченным органом в течение дня, следующего после дня подписания такого протокола, на официальном сайте.

Единой комиссией осуществляется аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. В случае, если было установлено требование обеспечения заявки Уполномоченный орган обязан вернуть внесенные в качестве обеспечения заявки денежные средства указанным участникам размещения заказа в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Порядок рассмотрения заявок на участие в конкурсе установлен статьей 27 закона №94-ФЗ. Единая комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона №94-ФЗ. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. На основании результатов рассмотрения заявок Единой комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе или об отказе в допуске участника размещения заказа, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется Единой комиссией и подписывается ее членами, Уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Протокол должен содержать сведения об участниках размещения заказа, решение о допуске к участию или об отказе в допуске к участию в конкурсе с обоснованием такого решения и указанием положений закона, положений конкурсной документации, которым не соответствует заявка участника размещения заказа. Указанный протокол в день окончания рассмотрения размещается Уполномоченным органом на официальном сайте. Участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в конкурсе и признанным участниками и не допущенным к участию в конкурсе, направляются уведомления о принятых решениях не позднее дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

В случае, если было установлено требование обеспечения заявки на участие в конкурсе Уполномоченный орган обязан вернуть внесенные в качестве обеспечения заявки денежные средства участнику размещения заказа, подавшему заявку на участие в конкурсе и не допущенному к участию в конкурсе, в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола.

Единая комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа. Срок оценки и сопоставления таких заявок не может превышать десять дней со дня подписания протокола рассмотрения. При проведении конкурса на право заключить муниципальный контракт, начальная (максимальная) цена которого превышает пятьдесят миллионов рублей такой срок не может превышать тридцать дней со дня подписания указанного протокола.

Оценка и сопоставление заявок осуществляются Единой комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.

Для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках, Единая комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть: качество работ и квалификация участника конкурса; сроки выполнения работ; срок предоставления гарантии качества работ; объем предоставления гарантий качества работ.

Единая комиссия вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у него опыта выполнения работ, производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено в документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Не допускается использование иных критериев оценки заявок.

Порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством РФ. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством РФ предусматриваются виды критериев, их содержание и значимость в зависимости от видов работ. С 01 ноября 2009 года вступили в силу новые «Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки продукции, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 №722 Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд: Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 722 // СЗ РФ. 2009. N 38. Ст. 4477.. Данные правила устанавливают единый порядок оценки всех заявок на все виды товаров, работ и услуг для всех заказчиков любого уровня власти. На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе Единой комиссией каждой заявке присваивается порядковый номер. Победителем конкурса признается участник, предложивший в заявке лучшие условия исполнения контракта и заявке которого присваивается первый номер.

Единая комиссия ведет протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, в котором должны содержаться сведения о месте, дате, времени проведения, об участниках конкурса, о порядке оценки и о сопоставлении заявок, сведения о решении каждого члена комиссии о присвоении заявкам значений по каждому критерию оценки заявок, а также наименования и почтовые адреса участников конкурса, заявкам которых присвоен первый и второй номера. Уполномоченный орган в конкурсной документации вправе установить, что обеспечение исполнения муниципального контракта в виде страхования ответственности по контракту не допускается. В других случаях способ обеспечения исполнения контракта определяется таким участником конкурса самостоятельно. Если победителем конкурса является бюджетное учреждение и Уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется.

Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе размещается на официальном сайте в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола, а также опубликовывается в официальном печатном издании в течение пяти рабочих дней после дня подписания указанного протокола.

Глава IV. Порядок заключения муниципального контракта на выполнение подрядных работ

§1. Правовая природа и содержание и муниципального контракта

Как правило, говоря об особенностях какого-либо договора, о его юридической природе, используют определение данного договора, закрепленное в законе. Пункт 1 статьи 9 закона №94-ФЗ дает одно общее определение для государственного и муниципального контракта. Согласно этой статье, под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Согласно статьи 766 ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996г. N14-ФЗ (с изм. от 17.07.2009 N 145-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. N 5.Ст. 410, 2009. N 29. Ст. 3582 муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Из анализа действующего законодательства можно сделать вывод, что в форму муниципального контракта облекаются любые виды гражданско-правовых договоров, направленных на удовлетворение публичных (в т.ч. муниципальных) нужд, как предусмотренных ГК РФ и иными правовыми актами, так и не предусмотренных. Т.е. муниципальный контракт можно рассматривать как общую правовую форму, обособленную группу для различных гражданских договоров. Муниципальные контракты имеют особый правовой режим, содержащий административно-правовые элементы, выходящие за рамки гражданского (частного) права. Эти специфические черты муниципальных контрактов и их отраслевая принадлежность рассматриваются учеными - юристами с разных точек зрения в силу недостаточной разработанности соответствующих вопросов в науке.

Судебная практика чрезвычайно разнообразна при рассмотрении споров, вытекающих из муниципальных контрактов. До принятия закона №94-ФЗ муниципальные контракты рассматривались чаще с позиций административного права. В частности, рассматривая вопросы применения имущественной ответственности в части взыскания пеней, неустойки за несвоевременную оплату по муниципальным контрактам, суды исходят из того, что муниципальные заказчики занимают особое положение и в связи с этим не обязаны отвечать на равных основаниях с остальными участниками гражданского оборота. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 06.04.1999 №4128/98 Об уменьшении неустойки до размера задолженности муниципального учреждения: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06 апреля 1999 г. №4128/98 // СПС Консультант Плюс. отмечал, что ответчик является муниципальным учреждением, финансируемым из бюджета и в связи с этим оплату по договору подряда производил по мере поступления денежных средств. Поэтому неустойку, предусмотренную договором за задержку оплаты, необходимо снизить в порядке статьи 333 ГК РФ до размера задолженности. Есть примеры и рассмотрения правоотношений сторон, вытекающих из муниципального контракта, как носящих сугубо гражданско-правовой характер. В Постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу от 25.02.2005 N А33-2474/04-С1-Ф02-427/05-С2 О взыскании задолженности по договору на исполнение муниципального заказа: Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу от 25 февраля 2005г. №А33-2474/04-С1-Ф02-427/05-С2 // СПС Консультант Плюс. суд правомерно взыскал задолженность по договору на исполнение муниципального заказа, поскольку истец выполнил принятые по договору обязательства.

Справедливости ради следует отметить, что общегражданский принцип автономии воли сторон договора (вступать или не вступать в договорные отношения, свободно устанавливать свои права и обязанности, любые условия договора) в муниципальных контрактах не носит абсолютного характера, поскольку вступать в договорные отношения - не только право, но и обязанность муниципальных образований.

К особым условиям, выходящим за рамки частного права относится то, что отношения по закупкам подрядных работ являются неоднородными и регулируются нормами как публичного (административного, бюджетного, финансового), так и частного (гражданского) права. Например, законодательство РФ о размещении заказов основывается на положениях ГК РФ, БК РФ и состоит из закона №94-ФЗ, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов" (п. 1 ст. 2 закона №94-ФЗ).

Наряду с применением в области регулирования муниципальных контрактов общих принципов гражданского права (диспозитивность, свобода договорных условий, автономия воли, формально-юридическое равенство сторон, взаимная ответственность и т.п.) в муниципальных контрактах есть специфические признаки, выходящие за рамки частного права и ограничивающие применение общих принципов частного (обязательственного) права. В пределах одного договора совершается множество организационных и имущественных действий, влекущих за собой возникновение, изменение и прекращение обособленных правоотношений.

М.И. Брагинский и В.В. Витрянский отмечали, что «наряду с гражданско-правовыми существуют договоры, которые используются за пределами указанной отрасли. Все они являются соглашениями, направленными на возникновение набора прав и обязанностей, которые составляют в совокупности правоотношение, порожденное соглашением» Брагинский, М.И., Витрянский, В.В. Договорное право. Общие положения./ М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. М., 2003. С. 23. Кн.1.

Наибольшее число ученых рассматривают муниципальный контракт с точки зрения административного права. В частности, А.В. Демин под административным договором понимает управленческое соглашение не менее двух субъектов административного права, заключенное на основе норм административного права в публичных целях, опосредующее горизонтальные (координационные) управленческие отношения, правовой режим которого содержит административно-правовые элементы, выходящие за рамки частного права. А.В. Демин назвал подобного рода договоры гражданско-правовыми договорами с административным элементом Демин, А.В. Общие вопросы теории административного договора. /А.В. Демин. М., 1998. С. 148..

§2. Порядок и условия заключения муниципального контракта

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона №94-ФЗ муниципальный контракт заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона №94-ФЗ.

Согласно статьи 765 ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января1996г. N14-ФЗ (с изм. от 17.07.2009 N 145-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. N 5.Ст. 410, 2009. N 29. Ст. 3582. основания и порядок заключения муниципального контракта на выполнение подрядных работ определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 ГК РФ, регулирующими поставку товаров для муниципальных нужд. Часть 1 статьи 527 ГК РФ предусматривает, что контракт заключается на основе муниципального заказа на поставку товаров (в нашем случае - на выполнение работ) для муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов. Порядок заключения контракта регулируется статьями 445, 528 ГК РФ. Часть 1 статьи 528 ГК РФ предусматривает, что проект контракта разрабатывается заказчиком и направляется подрядчику, если иное не закреплено в соглашении между ними. Сторона, получившая проект контракта, не позднее 30 дней подписывает его и возвращает один экземпляр контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным контрактом другой стороне, либо уведомляет ее об отказе от его заключения. Сторона, получившая контракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Представляется, что данный порядок регулирует заключение муниципального контракта при размещении заказа у единственного подрядчика. Порядок же заключения муниципального контракта по результатам проведения торгов или запроса котировок регламентируется специальными нормами, предусмотренными Законом №94-ФЗ, и несколько отличается от порядка, предусмотренного ГК РФ.

Во-первых, Законом №94-ФЗ предусмотрены сроки заключения муниципальных контрактов, отличные от указанных выше, при этом в зависимости от способа размещения заказа они являются различными.

Муниципальный контракт, заключаемый по результатам проведения торгов, может быть заключен не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона или протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Предельный срок заключения контракта предусмотрен ГК РФ не позднее 20 дней со дня проведения торгов.

В отличие от торгов сроки заключения контракта по результатам проведения запроса котировок предусмотрены в Законе №94-ФЗ. В соответствии с частью 7.1 статьи 47 закона №94-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через 5 дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через 20 дней со дня подписания указанного протокола. Четкая регламентация сроков при проведении запроса котировок вполне объяснима, так как ГК РФ говорит лишь о торгах, а запрос котировок является одной из форм размещения заказа без проведения торгов. Проект муниципального контракта прилагается к документации о торгах и является ее неотъемлемой частью. После определения победителя, как заказчик, так и участник размещения заказа не могут отказаться от заключения контракта. В противном случае каждая из сторон может обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению контракта, а также о возмещении убытков, вызванных необоснованным уклонением от его заключения.

Данные последствия предусмотрены части 4 статьи 445, части 5 статьи 528 ГК РФ. Аналогичная норма применяется к запросу котировок в соответствии с частью 7 статьи 47 Закона №94-ФЗ в случае, если победитель в проведении запроса котировок признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с иском о требовании о понуждении победителя заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта.

Наряду с этим уклонившийся подрядчик рискует попасть в реестр недобросовестных поставщиков, что в последующем может служить основанием для отказа в допуске к участию в торгах. По мнению Минэкономразвития РФ включение в реестр является наиболее эффективным способом защиты заказчиков от недобросовестных подрядчиков. О мерах по предупреждению неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным и муниципальным контрактам: Письмо Минэкономразвития РФ от 10 октября 2007г. №15455-АП/Д04 // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2007. №21. С. 45.

Кроме того, если было установлено требование обеспечения заявки на участие в торгах, то в случае уклонения участника размещения заказа от заключения контракта денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, не возвращаются (ч. 12 ст. 35, ч. 6 ст. 36, ч. 13 ст. 37 закона №94-ФЗ).

Между тем часть 2 статьи 528 ГК РФ предусматривает право подрядчика отказаться от заключения контракта. В свете вышеизложенного представляется, что данная норма применима при размещении заказа у единственного подрядчика.

Заказчик после определения победителя торгов или запроса котировок, обязан отказаться от его заключения при установлении фактов, установленных частью 3 статьи 9 Закона №94-ФЗ. В случае отказа от заключения контракта с победителем торгов или запроса котировок Единой комиссией составляется протокол об отказе от заключения контракта.

В течение трех рабочих дней со дня заключения муниципального контракта заказчики направляют в уполномоченный на ведение реестров контрактов орган местного самоуправления сведения, указанные в части 2 статьи 18 закона №94-ФЗ. Уполномоченным органом на ведение реестра муниципальных контрактов, заключенных от имени Фурмановского городского поселения по итогам размещения заказов, определен финансовый отдел Администрации Фурмановского городского поселения. О назначении органа уполномоченного на ведение реестра муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования «Фурмановское городское поселение»: Постановление главы администрации Фурмановского городского поселения от 17.03.2007 г. №73 // Городской вестник. 2007. №6

Муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении торгов и документации о торгах, а поскольку проект контракта является неотъемлемой частью документации о торгах, следовательно, и менять его условия нельзя. Муниципальный контракт заключается по цене, предложенной победителем торгов.

Подрядчики ограничены в формировании условий муниципального контракта при его заключении. В случае, если контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд, условия муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок на работы (ч. 2 ст. 766 ГК РФ).

В случае, если муниципальный контракт заключается с физическим лицом, заказчик, уменьшает цену контракта, предложенную таким лицом, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, за исключением предпринимателей и иных лиц, занимающихся частной практикой.

Аналогичные положения предусмотрены и в отношении запроса котировок. В соответствии с частью 8 статьи 47 Закона №94-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, причем Уполномоченный орган обязан разместить на официальном сайте не только извещение о проведении запроса котировок, но и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса.

Муниципальный контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке победителя или в котировочной заявке участника размещения заказа, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта.

По этим же основаниям невозможно заключение контракта с протоколом разногласий в случае несогласия с условиями контракта, за исключением разве что размещения заказа у единственного подрядчика. В то же время закон устанавливает требования к содержанию контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

При этом обращается внимание, что в случае, если муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд, условия контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок (ч. 2 ст. 766 ГК РФ).

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты