Рефераты

Понятие и сущность пенитенциарной системы

Понятие и сущность пенитенциарной системы

60

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Понятие и сущность системы пенитенциарных учреждений

1.1 Понятие системы пенитенциарных учреждений………………………..5

1.2 Теоретические основы деятельности социальных работников в пенитенциарной системе………………………………………………………..8

1.3 Принципы пенитенциарной социальной работы……………………..10

2 Опыт работы социальных работников в пенитенциарных учреждениях стран СНГ и дальнего зарубежья

2.1 Организация социальной работы в пенитенциарных учреждениях дальнего зарубежья……………………………………………………………...13

2.2 Организация социальной работы в пенитенциарных учреждениях стран СНГ……………………………………………………………………………….15

3 Организация социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях Республики Казахстан

3.1 Социальная работа как институт сохранения социально-полезных связей заключенных…………………………………………………………….24

3.2Социальная терапия в местах лишения свободы………………………….28

Заключение………………………………………………………………………38

Список литературы………………………………………………………………40

Приложение………………………………………………………………………41

Введение

Актуальность. Клиентская база пенитенциарных учреждений РК, будучи наиболее специфической, массовой и потенциально опасной для общества социальной группой, в силу советской уголовной традиции десятилетиями рассматривалась лишь как объект репрессивного государственного воздействия (коллективного перевоспитания) силовыми методами. Для советской пенитенциарной системы были характерны следующие негативные черты: несоразмерное использование репрессий, а так же физическое, психическое и моральное насилие над личностью осужденного. Основой советской пенитенциарной политики был исправительно-трудовой аспект, а сами осужденные рассматривались лишь как дешёвая рабочая сила на «великих стройках социализма». Советская же пенитенциарная политика при этом исходила из примата государственных интересов над интересами личными. Индивидуальные потребности людей рассматривались и учитывались настолько, насколько они совпадали с интересами государства.

Становление современного правового государства и развитого гражданского общества в РК невозможно без коренной реконструкции всей отечественной пенитенциарной системы. Проблема коренного реформирования пенитенциарных учреждений РК давно вышла за государственные рамки, превратившись в общенациональную задачу. Экономическая и социальная «цена вопроса», равно как и масштабы реформируемой системы уголовного наказания требуют от общества и государства ясного понимания: что, как и почему необходимо менять в пенитенциарной сфере. Данная работа посвящена одному из краеугольных аспектов реформирования: проблеме обновления и переподготовки кадров для пенитенциарной сферы. Думается, что активная деятельность профессиональных социальных работников в ИТУ способна переломить известные негативные тенденции, приблизив отечественную пенитенциарную систему РК к европейским стандартам.

К сожалению, современная ситуация в ИТУ усугубляется практически полным отсутствием необходимого числа обученных социальных работников-практиков способных работать с различными категориями осужденных по-новому. В не меньшем дефиците и социальные работники-теоретики, призванные разрабатывать научную методологию социальной работы в местах лишения свободы.

В последние годы задача реформирования пенитенциарной системы далеко вышла за рамки чисто казахстанской «тюремной проблемы», приобретя известный международный резонанс. И от того насколько быстро и эффективно решится эта общеказахстанская гуманитарная проблема не в последнюю очередь, будет зависеть международный авторитет государства.

Цель исследования - охарактеризовать сущность социальной работы в пенитенциарной системе.

Объект исследования - проблемы и тенденции развития социальной работы в пенитенциарной системе.

Предмет исследования - социальная работа в пенитенциарной системе.

Гипотеза - Если усилить влияние институтов гражданского общества на процесс исполнения уголовных наказаний, улучшить условия содержания осужденных, неукоснительно соблюдать их права, предоставляя возможность социальной реабилитации и социальной помощи в период отбывания наказания и после освобождения, то это приведет к сокращению процента рецидивной преступности.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть системы пенитенциарных учреждений

2. Выявить теоретические основы деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере

3. Охарактеризовать принципы пенитенциарной социальной работы выяснить функции и методы деятельности социальных работников в пенитенциарных учреждениях РК

4. Рассмотреть опыт работы социальных работников в системе пенитенциарных учреждений;

5. Проанализировать систему социальной работы в учреждениях исправительной системы в Республике Казахстан;

6. Разработать рекомендации по организации социальной работы с осужденными.

В исследовании опирались на научные труды таких исследователей как Холостова Е.И., Фирсов М.В, Студенова Е.Г. и др., а также была использована нормативно-правовая база РК, учебные пособия, периодические издания, материалы Интернет-сайтов.

1 Понятие и сущность системы пенитенциарных учреждений

1.1 Понятие системы пенитенциарных учреждений

Уровень развития социального организма определяется ролью, которую играет в нем социальная работа, и статусом, который имеет социальный работник. В развитых социальных системах политические и административные деятели обращаются за помощью к социальному работнику каждый раз, когда стоящая перед ним проблема не может быть эффективно разрешена политическими или административными методами, но может стать предметом воздействия технологий социальной работы. Исходя из данного критерия, можно сказать, что социальная работа в пенитенциарных учреждениях сегодня находится еще только в начальной стадии развития. В зависимости от объекта социальной работы, его состояния, характера разрешаемой задачи и политико-социального заказа приоритетными могут быть различные элементы социальной работы: социальное исследование, социальная защита, социальное обучение и развитие (социальная педагогика), развитие инфраструктуры социальной работы, социальное прогнозирование и планирование и т.д.

Специфика социальной работы в учреждениях исправительной системы состоит в следующем:

Она ведется внутри социальных организмов с высокой степенью закрытости и изолированности;

Ее объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;

Социальная работа проводится в обстановке противоборства двух непримиримых этико-правовых концепций (назовем их менталитетом «тюремного персонала» и менталитетом «тюремного мира», при этом их представители не рассматривают социальную работу как неотъемлемый элемент тюремной жизни, часто не понимают ее значения и роли);

Социальная работа неразрывно связана с исполнением уголовного наказания, имея по сути, те же конечные цели, что и этот социально-правовой институт;

Социальная работа в условиях пенитенциарной системы не должна прекращаться с окончанием исполнения наказания, так как бывший заключенный нуждается в рессоциализации и адаптации к внешнему миру, его правилам и нормам; в отличие от других сотрудников пенитенциарного персонала социальный работник объективно вынужден занимать особое место; он является посредником не только между властью и гражданином, но и между философией наказания и враждебной философией преступного мира, заставляя приверженцев этих философий искать социально приемлемые точки соприкосновения.

Социальная работа занимает особое место среди других видов воздействия на заключенных и в пенитенциарных учреждениях ее следует рассматривать не как часть какой-либо другой работы, а как самостоятельный вид деятельности, предусматривающий защиту интересов и прав наказуемого всеми разрешенными законом способами. Однако при проведении социальной работы необходимо учитывать интересы иных видов деятельности и соотносить ее с определенной режимной, воспитательной, образовательной или иной нагрузкой.

На территории Республики Казахстан по состоянию на 01.01.2005 г. дислоцировалось 77 исправительных учреждений и 17 следственных изоляторов, где содержались 44657 осужденных и 8345 следственно-арестованных.

Состав осужденных в 2005 году

В соответствии со Ст. 69. Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (УИК РК) современная пенитенциарная система Республики Казахстан состоит из следующих исправительных учреждений:

Исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (статья 72 настоящего Кодекса).

Исправительные колонии предназначены для отбывания наказания осужденными к лишению свободы, достигшими совершеннолетия. Они подразделяются на колонии-поселения, колонии общего, строгого и особого режимов.

В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов на основании и в порядке, установленных пунктом 2 статьи 73 настоящего Кодекса.

В исправительных колониях общего режима отбывают наказание лица, впервые осужденные к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести и тяжкие преступления, а также лица, которым привлечение к общественным работам, исправительные работы или ограничение свободы заменены лишением свободы на срок до шести месяцев.

В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, и женщины при особо опасном рецидиве преступлений.

В исправительных колониях особого режима отбывают наказание мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым наказание в виде смертной казни заменено в порядке помилования лишением свободы.

В исправительных учреждениях, осуществляющих принудительное и обязательное лечение, отбывают наказание осужденные, перечисленные в пунктах 1 и 4 статьи 16 настоящего Кодекса.

В тюрьмах отбывают наказание лица, осужденные на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также переведенные из исправительных колоний злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания, а также содержатся лица, в отношении которых приговор о смертной казни вступил в силу до введения моратория или во время действия моратория на исполнение смертной казни.

В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими двадцатилетнего возраста.

В большинстве западных стран пенитенциарная система состоит из закрытых, полузакрытых и открытых тюрем. При этом то, что у нас называется видом режима, предусмотрено в рамках одного учреждения, более того, мужчины и женщины отбывают наказание в изолированных секторах одного учреждения. Такая организация отбытия наказания позволяет экономить на перевозках и не удалять осужденного слишком далеко от семьи и постоянного места жительства.

Основными задачами социальной работы в учреждениях исправительной системы являются:

Развитее и укрепление социально-полезных связей между заключенными и внешним миром;

Повышение и развитие социального статуса заключенного по месту предварительного заключения или отбытия наказания, помощь в установлении социально-позитивных горизонтальных связей с другими лицами, помощи в изменении социального статуса;

Помощь в построении такого типа горизонтальных и вертикальных отношений, которые, с одной стороны, соответствовали бы целям предварительного заключения под стражу или исполнения уголовного наказания, а с другой - влекли бы наименьшие физиологические, психологические, этические и социальные издержки для наказуемого;

Содействие в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий предварительного заключения и отбытия наказания;

Помощь в социальном развитии заключенного, включая повышение его социальной культуры, развитие социальных потребностей, изменение нормативно-ценностной ориентации, повышение уровня социального самоконтроля;

Содействие заключенным в получении помощи специалистов, в частности в области психологии, психиатрии и т. д.

Организация и обеспечение социальной защиты тех категорий заключенных, которые нуждаются в ней (пенсионеры, инвалиды и т.д.);

Помощь заключенным в поиске социально приемлемой для них среды, точки социального интереса (работа, семья, религия, искусство и т.д.)

Помощь в разрешении и изображении конфликтных ситуаций;

Социальное развитие и прогноз развития учреждения;

Содействие социально-правовой защищенности персонала.

Этот перечень свидетельствует о том, что некоторые задачи свойственны только социальной работе, другие являются пограничными между социальной работой и оперативной деятельностью, воспитательной и образовательной работой, психологией и психиатрией.

1.2 Теоретические основы деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере

Наиболее интенсивное развитие социальной работы в Казахстане, началось в конце 90-х гг. XX столетия. На современном этапе развития социальной работы в Казахстане большое значение имеет разработка её теоретических основ.

Существует несколько моделей теоретического обоснования практики социальной работы в обществе целесообразно свести к трём базовым:

Психолого-ориентированная.

Социолого-ориентированная.

Комплексно-ориентированная.

Длительное время считалось, что осуждённые не могут быть клиентами социальной работы: они не являются полноправными членами общества и отбывают заслуженное наказание, фактически не имея права на помощь социальных работников. По сути дела, объективный, социально обусловленный феномен преступности рассматривался не с научной точки зрения, а с позиций морали и нравственности. Общество рассматривает преступников как группы чуждых, стоящих вне общества элементов. «В преступниках видят только "монстров". Этим общество поступает с уголовными преступниками так же, как они поступают со своими жертвами». Однако на основе анализа данных о преступности, о преступных личностях можно утверждать, что преступность - это разновидность человеческого поведения, а преступники - это девианты. Правонарушение - это лишь одна из форм антисоциального поведения, поведения нестандартного, отличающегося от норм, установленных в обществе, как в законодательной, так и в морально-этической плоскости. «Существует так называемая девиантная субкультура, которой является такая система ценностей, норм и форм поведения, которую признаёт определенная группа антиобщественных элементов и строит на ней свои отношения друг с другом. Эта субкультура ведет себя внутри общества сравнительно отчужденно, что порождает существование конфликта с обществом». Деятельность социального работника должна быть направлена именно на преодоление и предотвращение такого конфликта, и максимально возможное устранение и/или минимизацию негативного влияния такой девиантной субкультуры на социум.

Различные теоретические аспекты пенитенциарной социальной работы обсуждаются правоведами и педагогами, психологами и социологами, однако единой теории пенитенциарной социальной работы до сих пор не создано. Всё многообразие теоретических подходов к пенитенциарной социальной работе можно свести к психолого-ориентированным, социолого-ориентированным и комплексным моделям социальной работы.

Наиболее эффективной теоретической моделью пенитенциарной социальной работы в настоящий момент является именно комплексная модель. Одна из ведущих особенностей особенность пенитенциарной социальной работы заключается в том, что она больше чем все другие виды социальной работы в обществе, изолирована от этого общества. Пенитенциарная социальная работа регулируется правовыми нормами уголовного и уголовно-исполнительного законодательства РК, тогда как все другие направления социальной работы опираются на гражданское, административное и социальное право. Этот факт, несомненно, должен учитываться при подготовке специалиста по пенитенциарной социальной работе, причем как профессиональной, так и нравственно-этической.

Актуальной задачей общей теории социальной работы стала необходимость разработки единого теоретического обоснования пенитенциарной социальной работы. Этого настоятельно требует опыт практической деятельности пенитенциарной системы. Преобразование последней, равно как и перестройка самих принципов пенитенциарной политики с репрессивных на гуманистически-ориентированные, усилиями одних только МВД и Минюста РК невозможно. Необходимы независимые общественные институты гражданского общества, которые могли бы эффективно контролировать и регулировать пенитенциарную систему. Одним из таких институтов и является социальная работа.

Для разработки теоретических оснований казахстанской пенитенциарной социальной работы, целесообразно обращение к международному опыту. В странах Западной Европы и США социальная работа в пенитенциарной сфере уже имеет устойчивую традицию. В тоже время, необходимо учитывать специфику ситуации сложившейся в пенитенциарной системе современного Казахстана. Это и психологические стереотипы в отношении, и наличие устойчивой традиции использования в ИТУ репрессивных методик, и тяжёлая экономическая ситуация в стране.

Социальная работа пенитенциарной сферы в РК имеет хорошие перспективы, ибо социальная работа соединяет в себе знания различных отраслей наук об обществе и человеке. В пенитенциарной социальной работе особенно важно то, что она носит универсальный характер. Системно-комплексный подход присущий социальной работе, позволяет наиболее оптимально проанализировать проблему каждого клиента, предлагая при этом уникальную стратегию преодоления индивидуальной проблемы.

Социальная работа позволяет актуализировать и применить весь комплекс сил и средств, необходимых для помощи клиенту в конкретном случае. Институт пенитенциарной социальной работы важен еще и потому, что зачастую, человек находящийся на свободе имеет возможность обсудить свою проблему с любыми доступными ему специалистами; осужденный же, в силу существенного ограничения своих прав и свобод, просто не имеет возможности обратиться к кому-либо за помощью.

Отсюда - социальная работа в пенитенциарной системе играет особую роль в обеспечении прав и свобод тех людей, которые находятся в местах лишения свободы РК.

1.3 Принципы пенитенциарной социальной работы

Принципы социальной работы являются одновременно и элементами научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Они делятся на общефилософские, общенаучные (организационно-деятельностные, социально-политические, психолого-педагогические и др.) и специфические принципы социальной работы. К специфическим принципам социальной работы относятся следующие принципы: универсальности, охраны социальных прав, профилактики, социального реагирования, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности и толерантности. Названные принципы в полном объёме применимы и к пенитенциарной социальной работе. В тоже время, социальная работа в пенитенциарной сфере дополняется такими специфическими принципами, как гуманизм, законность и справедливость.

Принцип законности в деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере имеет глубокие моральные основания. Социальный работник должен способствовать приведению осужденного к законопослушному поведению. Наиболее общее содержание принципа законности вытекает из Гл. 2 Ст. 34 Конституции РК: «Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц». Лица, отбывающие наказание обязаны неуклонно соблюдать требования законов, определяющие порядок и условия исполнения наказания. В соответствии с УИК осужденным должны быть разъяснены в полном объеме их права и обязанности, условия труда и отдыха, предусмотренные для них законом. Реализация принципа законности при исполнении уголовных наказаний состоит в том, что, во-первых, должно быть строго соблюдено правовое положение осужденных, обеспечено неуклонное выполнение ими возложенных на них обязанностей и запретов; во-вторых, должна быть обеспечена реальная возможность использования осужденными или лицами, представляющими их интересы, прав предоставляемых законом. Однако, зачастую применение этого принципа к осужденным носит преимущественно декларативный характер и задача социального работника обеспечивать и использовать данный принцип к осужденным в реальности.

Принцип справедливости содержит требование соответствия между практической ролью различных людей (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением и взысканием, заслугами людей и их признанием. Несоответствие в этих отношениях расценивается как несправедливость. В философской литературе принято усматривать в справедливости два аспекта: уравнивающий и распределяющий. Первый связан с необходимостью обеспечения равенства граждан перед законом, второй аспект гласит, что «наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, подлежащая применению к лицу совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного». (Ст. 7 УИК РК)

Принцип справедливости должен реализовываться не только исполнением уголовно-карательных правоограничений, но и применением к осужденным льгот и поощрений. В целом, справедливость - это один из наиболее важных принципов, который должен обеспечиваться в деятельности социального работника в пенитенциарной сфере.

Принцип гуманизма. Принцип гуманизма является основополагающим в деятельности социального работника и находит своё выражение в Конституции РК провозглашающей, что: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (Ст. 1. п.1.). В соответствии с Гл. 2 Ст. 17 Основного Закона, «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Принцип гуманизма отражен и в УК РК: «Наказание и иные меры уголовно-правового воздействия не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства».

Гуманизм в соответствии со сложившейся в отечественной юридической науке понятийной традиции имеет две стороны. Одна сторона выражается в «минимуме и мягкости репрессии». Другая сторона защищает общество и допускается существование самых суровых наказаний, вплоть до смертной казни. В настоящий момент такое понимание гуманизма явно устарело, ибо оно по существу оправдывает репрессии периода 30 - начало 50-х гг. XX столетия в СССР, когда уголовные наказания были наиболее суровы. Гуманизм сегодня - это отказ от так называемого «функционального» подхода к осуждённому, когда тот рассматривался лишь как средство достижения уголовно-исполнительной системой экономических, финансовых, политических целей.

Гуманизм - это признание за каждым возможности вернуться к законопослушной жизни в обществе. Это признание сотрудниками уголовно-исполнительной системы, осуждённых как равных себе по их человеческому естеству и сущности. Однако в то же время принцип гуманизма не означает всепрощенчества, строгость режима исполнения наказания может даже усиливаться, но подобные меры не должны вести к разрушению человеческого в человеке, подрывать здоровье осужденного, превращать его в объект манипулирования. Принцип гуманизма отражается в международных документах об обращении с осужденными. Таким образом, принцип гуманизма - это действенный инструмент в руках социального работника всей своей деятельностью призванного опровергать расхожее мнение о том, что «тюрьма делает ужасным плохого человека, а хорошего - плохим».

Социальный работник более чем другие специалисты пенитенциарной системы должен ориентироваться на принцип гуманизма в своей работе с осужденными, так как именно он лучше других понимает все последствия для общества обращения с осуждёнными как с «низшим существом». Поэтому ориентация пенитенциарной системы именно на нравственно-гуманистические принципы и проведение в соответствии с ними пенитенциарной политики является важнейшей задачей современного общества. И проводить в жизнь эти принципы должен именно социальный работник в силу специфического характера его профессиональной деятельности.

2 Опыт работы социальных работников в пенитенциарных учреждениях стран СНГ и Дальнего зарубежья.

2.1 Организация социальной работы в пенитенциарных учреждениях дальнего зарубежья

Эта сфера, традиционно привлекает внимание социальных работников, и вызывает в их среде многочисленные дискуссии относительно роли социальной работы в вопросах охраны правопорядка, социального контроля и надзора. Многие социальные работники считают этически недопустимым для себя заниматься вопросами, в какой-то мере ущемляющими социальные права личности. Тем не менее, любой социальный работник, который должен в силу своих служебных обязанностей иметь дело с условно осужденными или работать в местах заключения или в исправительных учреждениях, так или иначе функционально связан с социальным контролем.

Как правило, в большинстве развитых стран социальные работники являются штатными сотрудниками пенитенциарных учреждений, занимаясь в основном консультированием заключенных, а также их адаптацией к жизни в изоляции от общества. Некоторые специалисты занимаются психиатрией и выполняют обязанности медицинских работников в тюремных медицинских службах. В США, Великобритании, Швеции и других странах специалисты, получившие образование в области социальной работы, занимают руководящие административные должности в пенитенциарных учреждениях.

Особое внимание социальные работники уделяют заключенным, которым предстоит скоро выйти на свободу, - они контактируют с семьей заключенного, его родными, используют другие социальные ресурсы, чтобы помочь человеку легче адаптироваться к жизни в обществе.

Многие социальные работники используют в пенитенциарных учреждениях системную модель социальной работы, предусматривающую целенаправленные действия в отношении, как самих заключенных, так и тюремного персонала, который часто не имеет социальных знаний и навыков гуманных межличностных отношений с заключенными.

По мнению отечественных авторов, представляет интерес международный опыт социальной работы в следственных органах. Здесь задача социального работника помочь следствию подготовить необходимые документы для судебных инстанций, поэтому он должен обладать специфическими знаниями навыками и умениями, уметь интервьюировать, четко обозначить проблему и грамотно и логично излагать свое заключение. Социальный работник должен профессионально оценить поведение подследственного с точки зрения его потенциальной опасности для общества и для личности, дать научно аргументированный прогноз относительно возможности рецидива преступных действий. Подготовка профессионально грамотного заключения требует от социального работника знания уголовного законодательства и положений о пенитенциарных и исправительных учреждениях. В процессе своей деятельности социальный работник должен хорошо взвесить все аргументы «за» и «против», чтобы защитить интересы, как клиенты, так и общества.

Во многих странах в определенных случаях законом предусмотрено участие социального работника в судебном разбирательстве. В суде социальный работник выступает, как правило, в роли адвоката или защитника интересов клиента, чаще всего несовершеннолетних, инвалидов или пожилых людей. Характерной особенностью деятельности социального работника в судебных органах является то, что он не имеет права осуждать действия судей - он обязан доверять судебным инстанциям и верить в справедливость судебной системы. В противном случае он вступает в противоречие с Этическим кодексом своей профессии.

В Германии существуют службы судебной помощи молодежи, в составе которых действуют социальные работники. У них две задачи: оказывать помощь молодым правонарушителям после выявления преступления, но до возбуждения производства по уголовному делу, и организация реабилитации подростков, в отношении которых суд не вынес решения о тюремном заключении.

Реализуя первую задачу, специалисты службы судебной помощи молодежи выясняют условия жизни подростка, особенности его личности, обстоятельства совершенного преступления и представляют эти данные в виде отчета прокурору и суду, они также предлагают меру наказания.

Вторая задача реализуется через комплекс различных мероприятий, как их называют в Германии «амбулаторных». Они заключаются в привлечении подростка к различным делам: работе в домах престарелых, инвалидов, прохождение различных обучающих курсов. Распространены и такие виды помощи как индивидуальные беседы, помощь в трудоустройстве, в поисках жилья помощь в налаживании отношений с родными и т.д.

В Северной Ирландии существует вариант социальной службы, объединяющий социальную работу с правонарушителями и их семьями в судах, тюрьмах и в общине. Эта служба называется Коллегия пробации. Основная должность - офицер, который имеет команду из 4-5 человек.

Основные обязанности состоят в следующем:

1. изготовить отчеты об условиях жизни человека, предстающего перед судом по делам о несовершеннолетних;

2. надзирать над теми, кто проходит исправление (пробацию) или ограничен в правах по выходе из учреждения;

3. участвовать в работе общины по созданию групп из нарушителей, бывших заключенных;

4. обеспечить патронажной помощью все пенитенциарные учреждения, помогая заключенным;

5. помогать в становлении и осуществлении проектов коммунальных служб для нарушителей, которые приговорены к выполнению общественных работ бесплатно.

Социальная работа в правоохранительных органах - относительно новая область деятельности социальных работников и часто вызывает горячие споры среди специалистов, особенно, когда речь идет о соответствии работы в этой сфере этическим основам профессии.

2.2 Организация социальной работы в пенитенциарных учреждениях стран СНГ

Во многих государствах существуют профессиональные государственные инспекции, которые осуществляют контроль за соблюдением прав задержанных, подозреваемых и осужденных лиц. Однако, как правило, внутренней инспекции учреждений, в которых содержатся такие лица недостаточно. Необходим гражданский контроль. Общество должно иметь возможность проверить то, как управляются тюрьмы, следственные изоляторы, изоляторы временного содержания, и в каких условиях находятся люди содержащиеся в них. Поэтому, наряду с государственными органами, в этой работе участвуют институты гражданского общества, в лице неправительственных организаций.

Общественный контроль пенитенциарных учреждений: опыт Российской Федерации. Направления реформирования уголовно-исполнительной российской системы и казахстанской совпадают. остро стоит вопрос общественного мониторинга тюрем. приказом по министерству юстиции при министре юстиции создан общественный совет, в который входят представители НПО.

Идея участия общественности в исполнении уголовных наказаний, в содействии учреждениям, исполняющим наказания, имеет в России давнюю традицию. Еще в начале XIX века в России было создано попечительское общество о тюрьмах, которое объединяло представителей разных сословий, и даже члены императорской семьи входили в состав этого общества. Деятельность этого общества сыграла большую роль в реформировании тюремной системы России и в развитии демократических начал при исполнении уголовных наказаний.

И сейчас в России закреплены основы и гарантии участия общественности в деятельности тюрем в нормах уголовно-исполнительного законодательства. Статья 23 уголовно-исполнительного кодекса, которая позволяет общественным объединениям оказывать содействие работе исправительных учреждений и контролировать деятельность исправительных учреждений, соблюдение прав и свобод человека в пределах, предусмотренных законом.

В России в 2000 году началась работа над проектом закона по общественному контролю в местах лишения свободы. Этот проект закона назывался «Об общественном контроле над обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности». Этот законопроект внесен группой депутатов на рассмотрение в Думу, и 16 сентября 2003 года он принят в первом чтении.

Какова схема общественного контроля, которая содержится в этом законопроекте?

В каждом субъекте Российской Федерации должны быть созданы наблюдательные общественные комиссии численностью от трех до десяти человек. Членами наблюдательных общественных комиссий могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет. Законопроектом также устанавливаются ограничения по приему в члены наблюдательных комиссий для судей, адвокатов, сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, прокуратуры и юстиции, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, а также для лиц, находящихся на военной службе или лиц, имеющих не снятую или не погашенную судимость, либо признанных по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными.

Кандидатура члена наблюдательной комиссии выдвигается общественным объединением, имеющим государственную регистрацию, осуществляющим свою деятельность не менее пяти лет с момента его создания. Такие кандидаты утверждаются Уполномоченным по правам человека Российской Федерации. Последний также выдает удостоверение, которое дает члену комиссии соответствующие полномочия, которые заключаются в том, что он или она без специального на то разрешения могут посещать все места изоляции от общества.

Здесь имеются в виду не только наши учреждения, но и изоляторы временного содержания, камеры предварительного заключения, места содержания административно арестованных, дисциплинарные воинские части, гауптвахты, места задержания в органах ФСБ (в Казахстане -- КНБ), то есть все места, где принудительно содержатся лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления, или осужденные.

Члены комиссии должны составлять по результатам посещений отчеты. Эти отчеты они направляют в органы прокуратуры и в органы, в которых содержатся эти заключенные, для того, чтобы через месяц получить ответ о принятых по их рекомендациям мерах. Кроме того, члены наблюдательной комиссии информируют Уполномоченного по правам человека о своей работе, докладывают ему о выявленных нарушениях прав и свобод человека.

Несмотря на то, что законопроект принят в первом чтении, нет большого оптимизма в отношении перспектив его принятия. Представитель Президента в Думе, когда озвучивал позицию Президента, сказал, что Президент поддерживает этот законопроект, но с условием, что недостатки, которые в нем сейчас есть, будут ко второму чтению устранены. А недостатков этих, к сожалению, довольно много.

Прежде всего, выяснилось, что этот законопроект не соответствует целому ряду действующих законов: и Закону «О прокуратуре», и Закону «Об общественных объединениях», и Уголовно-исполнительному кодексу, и Закону «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и, что особенно важно, Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека».

Внесение изменений в конституционный закон происходит по особому порядку. Таким образом, сложилась непростая ситуация. Всех этих юридических ошибок можно было бы избежать, если бы к работе над этим законопроектом с самого начала были привлечены представители из Министерства юстиции или какие-то другие компетентные профессиональные юристы.

Но, к сожалению, часть правозащитных организаций долгое время, да и сейчас, испытывает к государственным служащим определенное недоверие. Поэтому правозащитники готовили этот законопроект без участия НПО отсюда -- некоторые неувязки.

Сегодня и в Казахстане предполагается разрабатывать все новые положения по общественному мониторингу с самого начала в тесном сотрудничестве с Министерством юстиции Республики Казахстан. Это правильно, так как это позволит избежать потом многих ненужных проблем.

Другой крупный недостаток Российского законопроекта заключается в том, что он не имеет под собой никакого финансово-экономического обоснования.

Все понимают, что члены наблюдательных общественных комиссий должны работать бесплатно. Зарплату за свою работу они получать не будут, но у них неизбежны другие расходы: например, им потребуются средства на оплату командировочных. В России учреждения, к сожалению, расположены далеко от населенных пунктов, поэтому остается проблема, которая так и не нашла своего разрешения в законопроекте. Там только написано, что общественное объединение может членам наблюдательных комиссий возмещать их расходы. Российские общественные объединения не такие богатые. Где они будут брать эти средства?

Или другой момент -- удостоверения. Они должны выдаваться Уполномоченным, но они тоже стоят денег. Их надо покупать, то есть надо содержать какой-то аппарат у Уполномоченного, который будет этим заниматься. Эти потенциальные финансовые сложности могут потом усложнить работу комиссий. Самое главное замечание -- нет уверенности в том, что эта система окажется жизнеспособной на практике. Почему?

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты