Рефераты

Понятие и сущность пенитенциарной системы

p align="left">С одной стороны, круг объектов, попадающих в сферу контроля, чрезвычайно широк. В России примерно 1000 исправительных колоний и следственных изоляторов в системе. У Министерства внутренних дел примерно 1000 изоляторов временного содержания. Не стоить говорить о других учреждениях, например дисциплинарных в воинских частях, гауптвахтах и пр. Охватить все эти учреждения очень тяжело. С другой стороны, не каждый человек может участвовать в таком мониторинге. Законопроектом установлены ограничения по возрасту и по другим признакам. Более того, не всякое общественное объединение может выдвинуть таких людей, а только НПО, имеющее государственную регистрацию не менее пяти лет. Поэтому не очень четко представляется, как практически будет такая система работать.

В России больше 80 субъектов федерации. К сожалению, не в каждом субъекте есть общественные объединения, которые согласны уже сейчас этот контроль осуществлять. Много общественных организаций в Москве, в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, других крупных городах, но их очень мало в отдаленных регионах.

Поэтому в целом Министерство юстиции поддерживает идею общественного контроля, но есть заинтересованность в том, чтобы эта система была более внятной, чтобы была уверенность в том, что она реально будет работать.

Пенитенциарная система и общественный контроль в Армении. В связи с вхождением Армении в Совет Европы в стране начался процесс активного правового реформирования, в том числе в пенитенциарной системе. В октябре 2001 года начался процесс передачи сизо и колоний из ведения министерства внутренних дел в ведение министерства юстиции. Последний шаг в этом направлении был сделан 1 января 2003 года, когда следственный изолятор министерства государственной безопасности был переведен в ведение министерства юстиции. Изоляторы временного содержания, где задержанные лица могут по закону содержаться 72 часа, остались в ведении министерства внутренних дел.

После передачи СИЗО и колоний система стала более открытой, доступ общественных организаций стал более легким. За последние два года случаев запрета на посещение таких заведений зафиксировано не было. Министерство юстиции действительно настроено на конструктивное сотрудничество с неправительственными организациями.

В феврале 2002 года был принят новый закон Республики Армения «О содержании задержанных и арестованных лиц». В этом законе в большей мере, чем в советском законодательстве, защищены права человека. В частности, кардинально изменились положения, регулирующих связь с внешним миром как для задержанных, так и для арестованных, содержащихся в СИЗО. До вступления закона в силу свидание и переписку мог разрешить орган, ведущий следствие. При этом свиданий и разрешенных случаев переписки практически не было. В настоящее время отсутствуют препятствия в получении свидания, кроме тех случаев, когда свидания прямо запрещены органом, ведущим следствие. Сейчас также разрешена переписка арестованных лиц, которая не может быть запрещена, но может быть подвергнута цензуре по решению суда, и только если есть необходимость сохранения тайны следствия.

В ходе работы над проектом по мониторингу «Право на связь с внешним миром в следственных изоляторах Армении», который был реализован нашей организацией в 2001 году, было выявлено, что на 100 заключенных приходилось всего лишь одно свидание. Повторный мониторинг, проведенный в 2002 году, показал, что после вступления закона в силу были выявлены лишь единичные случаи запрета на свидания. Новый закон предусматривает как минимум два свидания в месяц длительностью в три часа. Свидание может быть предоставлено с близкими родственниками, представителями СМИ и иными лицами.

Нововведением в осуществлении права арестованных и осужденных на связь с внешним миром явилось установление телефонной связи. Теперь в СИЗО и колониях работают телефонные автоматы. Заключенные имеют право и реальную возможность звонить с определенной периодичностью. Частота звонков зависит от количества установленных телефонных автоматов; в среднем на каждого арестованного приходится один звонок в неделю.

В то же время есть серьезные проблемы, связанные с применением закона. Отсутствуют подзаконные акты; в частности, до сих пор не принят новый внутренний устав СИЗО. В результате администрация вынуждена интерпретировать закон самостоятельно, что вносит элемент субъективности при принятии решений. Есть ряд проблем, связанных с механизмом проведения свиданий. В законе не оговорено, с кем, помимо близких родственников и представителей СМИ, заключенные имеют право на свидание. То есть, не понятно, что подразумевается под термином «иные лица»?

Есть проблемы с нехваткой комнат для свиданий, потому что поток свиданий значительно увеличился. Также встает ряд вопросов, связанных с нечетким урегулированием права на телефонные звонки. В частности, как поступать с правом на телефонные звонки в том случае, когда из-за необходимости сохранения тайны следствия запрещается свидание и вынесено судом решение о цензуре переписки. Было бы логично в данном случае либо запретить звонки, либо обеспечить прослушивание разговоров. Однако в законе данный вопрос никак не урегулирован. Также ни в одном из СИЗО не существует возможности прослушивания телефонных разговоров.

Нет никаких четких указаний о предусмотренном в законе механизме внешнего досмотра переписки. По закону переписка осуществляется через администрацию учреждения, которая без ознакомления с содержанием письма, проводит внешний досмотр на наличие запрещенных предметов. Однако более подробные инструкции отсутствуют. Например, не оговорено, должен проводиться досмотр письма в присутствии арестованного или нет.

Кроме того, существует проблема, связанная с квалификацией психологов. После принятия нового закона предусматривается работа психологов с заключенными. Однако, в то время как для остального персонала проводятся тренинги и курсы повышения квалификации, совсем не осуществляется подготовка психологов со специализацией именно в пенитенциарной сфере. К сожалению, не предусмотрена работа психологов с персоналом.

Согласно стандартам Совета Европы в СИЗО должен находиться постоянно работающий стоматолог. Однако в нескольких СИЗО, где есть работающий стоматолог, оборудование для обслуживания заключенных отсутствует.

Нет механизма вызова необходимых специалистов извне. По закону необходимо провести полный медицинский осмотр и диагностирование вновь прибывших арестованных лиц. Однако медицинских лабораторий и соответствующих условий для этого в следственных изоляторах тоже не существует. Конечно, решение таких проблем связано и с низким финансированием пенитенциарных учреждений.

В то же время я бы хотела отметить, что общественные организации могут реально помочь решить проблемы, которые не требуют больших материальных затрат. Например, в ходе мониторинга в 2001 году наша группа обнаружила в одном СИЗО в комнате свиданий две клетки (для родственников и для заключенных), которые находились почти в метре друг от друга, что затрудняло общение во время свидания. Этот факт был зафиксирован и были переданы соответствующие рекомендации в Управление по исполнению наказаний.

Еще один факт: в библиотеках пенитенциарных учреждений имеются книги, оставшиеся еще с советских времен. В основном это старая пропагандистская литература, которую сейчас никто читать не будет. В этой связи была проведена акция по сбору книг. Это не требует больших затрат.

В ходе недавних исследований выяснилось, что заключенные практически не информированы о своих правах. Хотя в камерах вывешены выдержки из законов, однако часто заключенные просто не понимают, о чем идет речь, так как отсутствуют необходимые разъяснения на понятном для осужденных языке. Поэтому сейчас Институт гражданского общества провел работу по созданию буклетов по правам осужденных, которые выпущены «карманным» форматом. Они выдаются всем заключенным сразу после их поступления в учреждение. Также выпускается брошюра, в которой более подробно разъясняется положения закона «О содержании арестованных и задержанных лиц».

Еще один примечательный факт. С тех пор как в СИЗО разрешили свидания, по словам начальника одной из колоний, который до того работал в СИЗО, уровень суицида снизился на 90%. Такие факты -- хорошее подтверждение того, что нужно расширять и поддерживать деятельность общественных групп по наблюдению за тюремной системой.

Одним из прогрессивных шагов реформирования тюремной системы является обеспечение и расширение непрерывного структурированного общественного контроля. Закон, о котором я уже говорила, предусматривает создание группы общественных наблюдателей. Такая группа должна заниматься мониторингом соблюдения прав и свобод задержанных и арестованных лиц. Она имеет право на беспрепятственный, без предварительного согласования, доступ в пенитенциарные заведения.

Таким образом, для СИЗО, а после принятия нового уголовно-исполнительного кодекса и для колоний, приказом министра юстиции должна быть создана группа общественных наблюдателей, для изоляторов временного содержания -- приказом начальника полиции.

Сейчас в Армении также работает инициативная группа, в которую объединились представители общественных организаций, имеющих опыт работы в сфере защиты прав человека в пенитенциарной системе.

Общественный контроль в пенитенциарных учреждениях Грузии. В Грузии проживает 4,5 млн. человек. Существует 15 пенитенциарных учреждений, из которых 4 -- следственные изоляторы и 12 -- колонии, одна из которых практически уже не функционирует. В этих учреждениях содержится около 6600 заключенных, которых обслуживают около 3500 человек. Это маленькое число заключенных в сравнении с республикой Казахстан. Государство в месяц тратит около 14 долларов на содержание каждого заключенного.

В Грузии нет специального Уголовно-исполнительного кодекса. В 1999 году, когда Грузия вошла в состав Совета Европы, был принят Закон «О заключении», который заменил действующий Уголовно-исполнительный кодекс. Он вступил в силу с 2000 года.

К концу 2000 года вся пенитенциарная система была передана под контроль Министерства юстиции. Сразу же был создан специальный пост заместителя министра юстиции, который курирует пенитенциарную систему. Также были введены должности заместителя директора департамента пенитенциарных учреждений и заместителя директора департамента по пенитенциарной реформе по социальным вопросам, которому надлежит по закону осуществлять защиту прав заключенных и взаимодействовать с неправительственными организациями.

С этого периода министерство начало активно сотрудничать с Советом Европы, ОБСЕ и Международной тюремной реформой, а также идти на контакт с неправительственными организациями. Сегодня можно говорить о том, что пенитенциарная система Грузии полностью открыта. Абсолютно ни у кого, кто занимается этой областью деятельности, нет проблем в беспрепятственных посещениях и СИЗО, и колоний, причем в любое время дня и ночи. Этому способствует осуществление многих проектов общественными организациями. В Законе «О заключении» есть специальная статья, посвященная сотрудничеству с общественными организациями.

В Грузии нет отдельного Закона «Об общественном мониторинге». В Законе «О заключении» есть ст. 97, которая гласит, что при каждом учреждении создается Совет общественного контроля, устав которого утверждает министр юстиции. Потом уже, на основе такого устава, министр юстиции издает свой приказ, которым он утверждает устав таких комиссий. Комиссия состоит не более чем из 10 человек, в которую входят как представители местных самоуправлений, так и представители религиозных общин и неправительственных организаций. Нельзя, чтобы в комиссии входили сотрудники, работающие в пенитенциарной системе или в системе Министерства юстиции. Комиссия является абсолютно не зависимым от Министерства юстиции органом.

На сегодняшний день в Грузии существует 15 таких комиссий, в которые входит 109 человек. В большинстве это представители неправительственных организаций. Они занимаются тем, что систематически посещают учреждения, никогда не предупреждая ни директора, ни замдиректора, ни кого-либо, тем более из Министерства юстиции, о том, что они хотят туда войти, с кем-то поговорить, или обсудить проблемы с самими заключенными. Напротив, сам устав говорит о том, что каждая администрация должна максимально способствовать реализации полномочий членов комиссии.

Министерство пошло еще дальше. В январе 2002 года по инициативе министра юстиции был создан Совет общественного контроля при министре юстиции, состоящий из 17 человек. Это центральный орган, который должен координировать действия местных комиссий. Здесь я бы хотел отметить, что местные комиссии играют очень важную роль, так как они состоят из представителей местных сообществ, которые хорошо знают свои регионы. Они имеют возможность быстро отреагировать и при необходимости в кратчайшие сроки посетить пенитенциарное учреждение.

Неправительственные организации из центра не могут ежедневно или даже еженедельно контролировать ситуацию в каком-либо пенитенциарном заведении. Это нереально и невозможно ни для какой организации, работающей на национальном уровне.

Если у местной комиссии возникает какая-то проблема, они обращаются за помощью к Совету общественного контроля, который дальше способствует решению этих вопросов непосредственно на самом высоком уровне. Например, такие обращения могут быть связаны с просьбой к министру присутствовать на заседании Совета.

Комиссии из их рядов выбирают председателя, который руководит и организовывает всю деятельность. Министерство Грузии сделало еще один шаг к большей открытости пенитенциарных учреждений, приступив к заключению договоров с отдельными неправительственными организациями о сотрудничестве. Один из первых таких договоров был заключен еще в марте 2001 года. Он имел двухгодичный срок, по окончанию которого был заключен новый договор.

Многие задают вопрос: встречаются ли наедине представители комиссий с заключенными? Министерство настояло на том, чтобы в уставе было записано, а министр индивидуально принимал этот модельный устав, чтобы при таких встречах присутствовал представитель администрации для обеспечения безопасности. На практике это реализуется следующим образом: в отдельную комнату входят представитель Комиссии или Совета и заключенный, с которым он или она хотят поговорить. Сотрудники места содержания под стражей ждут за дверью на случай возникновения какого-то шума или инцидента, потому что как только член комиссии входит в учреждение, вся ответственность за безопасность полностью возлагается на администрацию тюрьмы. Предупреждение о том, что член комиссии пришел в тюрьму, поступает только один раз -- на контрольно-пропускном пункте, когда предъявляется специальная личная идентификационная карта. Там же есть списки людей, имеющих право доступа в учреждение. Но есть одно исключение. Если представитель общественности входит в учреждение ночью, то есть в нерабочие дни или часы, то он или она обязаны в течение трех дней представить мотивированный отчет о том, какой была причина такого визита.

Председателя Совета по общественному контролю, состоящего из 17 человек, также выбирает сама комиссия, а не министр. На этих заседаниях министр юстиции, замминистра и главы департамента могу присутствовать только при разрешении членов Совета.

Что же положительного и отрицательного в системе общественного контроля? Положительно то, что появилось много различных проектов и соответственно возможностей, чтобы способствовать решению конкретных проблем. Уже второй год существует мониторинг пенитенциарных учреждений, потом также существует сравнительный мониторинг. У нас не было случая, чтобы сказали, что общественный мониторинг был выполнен плохо или необъективно. Администрация сама идет навстречу и говорит о проблемах, которые для них важны. Эти проблемы обсуждаются лично с министром или его заместителем, осуществляются попытки их решать, привлекая внимание международного сообщества.

Отрицательным является то, что до сих пор не удалось скоординировать деятельность центрального Совета. Выходит так, что несколько человек в местных комиссиях работают больше и эффективнее, чем Совет из 17 человек.

Общественная организация при финансовой поддержке Тбилисского Офиса PRI проводит оценку деятельности местных комиссий. По предварительным результатам были выявлены проблемы, связанных с формированием комиссий. Также существует проблема законодательного закрепления общественного мониторинга пенитенциарных учреждений. Необходимость законодательного урегулирования вопросов, связанных с общественным мониторингом, обусловлена тем, что Совет создан в соответствии с подзаконным актом и поэтому полностью зависит от министра, то есть придет другой министр юстиции, которому чем-то не понравятся действия Совета, и он сможет легко распустить Совет.

3 Организация социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях Республики Казахстан.

3.1 Социальная работа как институт сохранения социально-полезных связей заключенных

Основным связывающим звеном между заключенными и внешним миром являются его социальные связи.

Формами поддержания социально полезных связей законом являются переписка, отправление и получение денежных переводов, посылок, передач и бандеролей, телефонные переговоры, предоставление свиданий, отпуск за пределы мест лишения свободы, вступление в брак, участие в гражданско-правовых сделках. Некоторые способы связи прямо запрещены законом: нелегальная передача предметов, писем и т, д., как правило, нелегально в зону передаются наркотики, алкогольные напитки, запрещенные предметы, а в СИЗО или из СИЗО -- информация, направленная на воспрепятствование расследования по делу.

Так, до 1902 г, существовало ограничение на количество отправляемых из ИТУ писем (в зависимости от вида учреждения и режима содержания), до 1995 г, была запрещена переписка лиц, содержащихся в СИЗО. В настоящее время количество писем, которые заключенные имеют право получать и отправлять, не ограничивается. (Ст. 86 УИК РК)

Заключенные имеют право получать и отправлять денежные переводы родственникам и иным лицам. Поступающие денежные переводы зачисляются на их лицевые счета. Однако существуют ограничения как на размер суммы, которую в зависимости от вида учреждения или режима разрешено расходовать, так по категориям заключенных, которым разрешено расходовать деньги, полученные по переводам.

Следует отметить, что в СИЗО ограничение на количество передач отсутствует, однако действует ограничение но весу. В исправительных учреждениях количество передач зависит от вида и режима учреждения, но отбывающим наказание в ИТУ инвалидам 1-й и 2-й групп, тяжело больным осужденным, женщинам, имеющим детей в доме матери и ребенка при ИТУ и беременным женщинам разрешается независимо от вида режима получать посылок или передач в количестве и ассортименте определяемых медицинским заключением. (Ст. 96 УИК РК)

В приложении к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений и следственных изоляторов содержится перечень предметов, разрешенных к передаче и хранению; все вещи, которые не включены в этот перечень, считаются запрещенными, за их хранение или использование заключенного ждет наказание,

Свидания предоставляются как с родственниками (указанными в личном деле заключенного), так и с иными лицами. В колонии получение свиданий является правом осужденного в соответствии со Ст. 84 УИК РК. Следует отметить, что зачастую лишаются возможности получать свидания как раз те лица, которые в наибольшей степени нуждаются в них, поведение которых можно было бы стабилизировать, используя социально полезные связи. Например, в одной из колоний осужденный трижды водворялся в СИЗО за членовредительство. Его матери, которая узнала о необычном поведении сына, было отказано в предоставлении внеочередного свидания с ним, как в дальнейшем выяснилось, осужденный действовал так по причине уверенности в том, что родственники утратили к нему интерес.

Дня осуществления телефонного переговора осужденный пишет заявление на имя начальника ИТУ, которое регистрируется в книге учета, хранящейся у ответственного за комнату переговоров. Эти телефонные переговоры могут предоставляться в кредит.

Формой социально-полезных связей предоставление отпуска с краткосрочным выездом за пределы мест лишения свободы

Такие выезды могут быть разрешены осужденным:

в случае тяжелой болезни или смерти кого-нибудь из близких родственников -- на срок ежегодного оплачиваемого отпуска;

в случае стихийного бедствия, причинившего значительный ущерб заключенному или его семье -- на срок ежегодного оплачиваемого отпуска;

осужденным женщинам, имеющим детей, для устройства детей у родственников, опекунов или в детские учреждения -- на срок до 7 суток не считая времени необходимого для проезда туда и обратно;

Во время нахождения в своей семье у осужденных может возникнуть нежелание возвращаться в ИТУ в силу нерешенности семейных проблем, тяжелого состояния здоровья близкого человека, страха перед попаданием в условия несвободы и т. д. Тем не менее, количество лиц, не вернувшихся в ИТУ после отпуска в срок, составляет лишь около 6%, а количество тех из них, кто скрылся с целью уклонения от наказания, -- менее 0,1%.

Несмотря на это, КУИС предлагает проводить систематические проверки практики предоставления осужденным права на выезд в период отпуска за пределы ИТУ, а для проверки степени исправления тех, кому предоставляется отпуск, -- использовать критерии добровольного участия в работе самодеятельных организаций и оказания помощи администрации ИТУ.

Кроме того, заключенные имеют право участвовать в гражданско-правовых сделках, в том числе заключать договоры в страховании со страховыми агентствами, приобретать сертификаты и ценные бумаги, открывать лицевые счета в отделениях банка, оформлять доверенности, а также вступать в брак и расторгать брак, участвовать в судьбе своих детей.

В случае ареста гражданин через своих родственников либо органы опеки и попечительства решает вопрос о направлении своих несовершеннолетних детей к родственникам, опекунам или в детские учреждения. Дети в возрасте до трех лет могут проживать со своими отбывающими наказание матерями. (Ст. 96 УИК) В случае если у заключенного нет родственников или они не могут позаботиться о его малолетних детях или имуществе, эти обязанности возлагаются в соответствии с законом на лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело.

Заключенный не имеет права распоряжаться своим имуществом, в том числе выдавать доверенности на распоряжение или пользование им другим лицам, если на это имущество наложен арест.

Некоторые технологии социальной работы, направленные на восстановление, поддержание и развитие социально полезных связей.

Для восстановления и развития социально-полезных связей осужденного социальный работник может использовать следующие технологии:

1. розыск родственников и иных лиц -- путем направления запроса в паспортный стол органов внутренних дел по месту последней регистрации (прописки) этих лиц. В запросе указываются полные анкетные данные разыскиваемых, а также место, куда они могли выбыть;

2. интервьюирование прибывших на свидание родственников -- с целью получения дополнительной информации о заключенном в случае, если у него обнаруживаются социально-психологические проблемы, а также для повышения эффективности социальной работы с ним. Выяснению подлежит широкий круг вопросов: ценности, проблемы и интересы заключенного, наиболее яркие события его жизни, наиболее авторитетные для него лица и источники информации, его реакция на различные виды воздействия, статус, к которому он стремится, ситуации, в которых он использует помощь посторонних лиц, ситуации или события, которых он боится, пытается избежать, события, которые доставляют ему удовольствие, радость или страдание;

3. активизация связи заключенного с его малолетними детьми, братьями или сестрами -- путем установления переписки с работниками детских учреждений или родственниками, на воспитании у которых они находятся. Если обращения в эти учреждения или к родственникам нежелательны, надо установить контакт с инспектором органов опеки и попечительства (Комиссии по делам несовершеннолетних), попросить их навестить семью, установить переписку с объектам связи;

4. сюрприз для заключенного -- в случае, если социальный работник знает о приближающемся дне рождения родственника заключенного или близкого ему человека и поможет достать поздравительную открытку или конверт, переправить адресату небольшой подарок,

5. восстановление социально полезной связи заключенного с родственником или другим близким ему человеком -- лучше всего в преддверии дня рождения заключенного или праздничного дня. К письму адресата целесообразно приложить фотографию заключенного. Если адресат не отвечает, стоит посетить его лично или попросить об этом социального работника или представителя местной администрации, участкового инспектора милиции по месту жительства. Объект социально полезной связи может уклоняться или не проявлять активности в поддержании, этой связи по различным причинам: обида на заключенного, равнодушие к его судьбе, необязательность, стесненность в финансовых средствах. Следует выяснить истинные причины, проанализировать их и доказать объекту связи нравственную и социальную несостоятельность и ошибочность его позиции. Следует учитывать, однако, что некоторые связи не могут вызвать позитивных последствий для заключенного и его следует оберегать от таких связей (здесь уместно использовать термин "социальный вампир" -- человек, который рассматривает заключенного исключительно как средство достижения своих целей с причинением ему существенного ущерба);

6. преодоление препятствий к предоставлению заключенному права на свидание, получению посылки (передачи) или телефонного разговора. Если препятствием является нежелание следователя, прокурора или суда, надо потребовать письменное мотивированное объяснение и обжаловать его вышестоящему прокурору, а отказ судьи -- в соответствующую квалификационную коллегию судей (правда, в этом случае можно получить обескураживающий ответ: судья независим и коллегия не может приказать ему предоставить свидание). Не исключено, что против предоставления внеочередного свидания выступает начальник отряда или руководство ИТУ. Но если социальный работник имеет социальную карту на заключенного, в которой отражены проблемы, которые планируется решить путем предоставления ему внеочередного свидания или права на внеочередную посылку, шансы добиться успеха достаточно высоки. Следует советоваться со всеми сотрудниками и учитывать в своей работе их мнение, однако строить свою работу социальный работник должен так, чтобы окончательное решение на основе его рекомендаций принимал начальник ИТУ или его заместитель по воспитательной работе, т. е, компетентное лицо, а не "старший ассистент младшего оперативника". Если препятствием для прибытия на свидание является отсутствие у родственников заключенного средств на оплату проезда, то следует выдать им письмо от имени учреждения, заключающее в себе просьбу к сотрудникам органов контроля на транспорте в порядке исключения, в связи с излагаемыми в письме обстоятельствами разрешить родственникам заключенного бесплатный проезд к месту нахождения ИТУ или СИЗО и обратно;

7. телефонные переговоры -- как с теми родственниками, которые не контактируют или недостаточно часто контактируют с заключенным, так и с теми, которые поддерживают интенсивные связи с заключенным, обнаруживающим признаки социального неблагополучия;

8. установление и улучшение отношений с семьями заключенных путем посещения этих семей лицами, отбывшими наказание, с которыми у социального работника сложился рабочий контакт и которые предварительно проинструктированы о цели посещения и характере решаемых при посещении проблем;

9. наличие под рукой списка и адресов СМИ, служб знакомств, которые оказывают бесплатные услуги в публикации объявлений, адресов глав и органов администрации тех административных образований, жители которых составляют основной контингент обслуживаемого социальным работников учреждения, списка (с разбивкой по регионам) семей, которые в первую очередь следует посетить;

10. В настоящее время осужденным предоставляется право участвовать в жизни своей семьи, оказывать материальную поддержку членам семьи согласно статьи 103 п.2, п3 УИК РК. Все осужденные к лишению свободы обязаны трудиться. Из заработка, пенсий, пособий и иных доходов производится удержание алиментов и иных обязательных отчислений.

11. В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется, независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет, инвалидов 1 и 2 групп, несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих детей в домах ребенка, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

12. ведение экрана динамики социально полезных связей, в котором указываются список заключенных, чьи связи подлежат активизации; показатели социально полезных связей (количество свиданий, посылок, писем, их качественные характеристики) на момент начала социальной работы с клиентом, показатели его социального благополучия (включая количество поощрений и взысканий), изменений показателей социально полезных связей и социального благополучия в результате проводимой социальной работы. Эта технология продемонстрирует и социальному работнику, и скептическому наблюдателю, что укрепление социально полезных связей позитивно влияет на различные аспекты поведения человека, включая дисциплину и производственные показатели.

13. Для мониторинга проводимых мероприятий необходимо ввести социальную базу данных на заключенных, что позволит систематизировать социальную работу в пенитенциарном учреждении. (Приложения 1-6).

3.2 Социальная терапия в местах лишения свободы

Опыт и возможности социальной терапии в процессе осуществления правосудия достаточно перспективны, хотя имеют определенные границы. Дело в том, что места лишения свободы, хотя и являются закрытыми учреждениями, имеют обычную структуру, в которую входят и подразделения открытого типа, а также социально-терапевтические учреждения, часто имеющие экспериментальный характер.

В социально-терапевтических учреждениях работает целый ряд специалистов -- педагоги, психиатры, социальные работники, психологи мастера производственного обучения и т.д. В деятельности этих учреждений доминирует психолого-терапевтический подход.

Немецкие исследователи уделяют значительное внимание психотерапевтической модели в терапевтически-психологическом подходе. Более узкая психотерапевтическая модель связана, в первую очередь, с представлением о том, что так называемые «основные симптомы», находящиеся в непосредственной связи с криминальным действием, объясняются нарушениями самой психики, затрагивающими центральное «Я». Нарушения в развитии в раннем детстве могут выявляться в генезисе криминального поведения. Неблагоприятные семейные условия ребенка могут привести к выраженной слабости «Я-функций», и развивающаяся психопатия проявляется впоследствии в том, что из-за концентрации внимания человека на инфантильных фантазиях возникает неправильная оценка реальности и невозможность ее адекватного восприятия со всеми втекающими последствиями.

Эти концепции становятся основой аналитически ориентированной психотерапии и социально-терапевтических устремлений. Однако успешной психотерапия может быть только при условии позитивного отношения клиента к терапевтам и их службе -- в этом случае стабильная объективная связь и идентификация могут быть достигнуты уже после нескольких месяцев работы. При этом объектом воздействия является лично сам пострадавший со всеми своими психическими проблемами, так как при таком подходе социальная терапия представляет собой индивидуальную терапию.

Более широкий терапевтически-психологический подход характеризуется прежде всего попыткой создать терапевтическую общность, когда особое внимание уделяется трудностям клиента, касающимся отношений с окружающими. Так, например, на основе нарушений эмоционального плана у клиента устанавливается недостаточная способность вступать в контакт, строить его без постоянного страха разочарования. Преодоление трудности соразмерного общения друг с другом становится центральным фактором модели действия.

По мнению немецких специалистов, столь же необходимо обратить внимание на дальнейшее отношение личности с окружающим ее миром. Методическое действие, техника терапевтической общности характеризуется еще и необходимостью создания социального окружения с целью улучшения лечения усиления разнообразных коммуникаций, выражения чувств и концепции обучающего учения и образа жизни. Не менее важным является то, что окружение, в котором живет клиент, определяет собой не только рамки, в которых применяются определенные техники лечения, но и непосредственно одну из техник. Эта концепция направлена на то, чтобы помочь уголовным преступникам выработать собственную концепцию выздоровления, что означает разрушение криминальной структуры, создание у всех членов групп, участвующих в лечении, положительной установки по отношению к пребывающим в местах лишения свободы. Очень важно при этом суметь организовать общее собрание, основанное на демократических принципах, которое смогло бы проработать существующие проблемы и попытаться найти пути их решения.

В отличие от описанных моделей, подходы педагогического, социально-педагогического и педагогически-терапевтического типов не имеют особенно большого значения в социально-терапевтических учреждениях, играют в них второстепенную роль. И хотя деятельность социальных работников, именно социальных педагогов, очевидна и всегда расценивается как очень важная, до сих пор ее применение остается довольно ограниченным и не является центром усилий социальной терапии. Педагогический и социально-педагогический подходы к проблемам клиента характеризуются, прежде всего, тем, что социально-педагогическое действие чаще всего имеет дело с проблемами социального окружения клиента, а не с его собственными внутренними проблемами. При этом в противоположность психолого-терапевтическому социально-педагогическое действие понимается как «небеспристрастная практика», которая должна сосредоточить свои усилия на определении проблемы клиента. Этими концепциями определяются формы и методы работы с клиентом, которые обусловлены его образом жизни, его повседневностью. В конкретной ситуации это означает, что терапия осуществляется, по крайней мере 23 часа в сутки. В связи с этим некоторые авторы считают необходимым поддерживать, концепции терапевтического окружения, представляя повседневную жизнь приюта или учреждения лишения свободы как сосуществование и сотрудничество терапевтов и пациентов.

Многие исследователи, работающие с этими проблемами стремятся сделать результативной повседневность учреждений закрытого типа, не давая при этом самому забывать о повседневности, существующей за стенами учреждений, поскольку это отвечает будущим потребностям и интересам клиентов. Видимо этот путь может оказаться более успешным, чем другие модели. Однако речь, разумеется, идет не об устранении психологов и психиатров из этих учреждений, но об их интеграции в повседневность жизни учреждения, а также о возможности приглашения их в качестве специалистов при возникновении особых проблем с отдельными заключенными. Таким образом, перспективным представляется сотрудничество, кооперация различных специалистов с целью овладения повседневной ситуацией, а не как это было ранее, работая в одной группе, «команде». Подобные подходы находят поддержку во многих зарубежных учреждениях, хотя психологам нелегко отказываться от прежних «доменов» (индивидуальная и работа в группах в определенное время и в специальных помещениях). Для большинства социально-терапевтических учреждений закрытого типа характерно развитие не по психотерапевтической модели, а с акцентом на групповой работе.

Ситуация с трудовой деятельностью в социально-терапевтических учреждениях закрытого типа мало соответствует таковой в условиях обычной жизни. Предлагаемая работа, как правило, представляет собой простейшие виды деятельности и не отвечает возможностям заключенных. Это не может стимулировать развитие мотивации к работе, которая и так не особенно выражена. О выборе работы и обсуждении предпочтений заключенного вообще не идет речи. Собственно, все представители учреждения (сотрудники и заключенные) недовольны ни той работой, которая предлагается, ни монотонностью процесса труда.

Социальная терапия открывает возможность для изменения рабочей ситуации в местах лишения свободы, чтобы максимально приблизить предложения работы к интересам заключенных, сделать их более разнообразными. При этом труд не должен рассматриваться как часть «терапии занятости», как времяпровождение либо как источник дохода учреждения, но как учебная ситуация для клиентов, имеющая целью подготовку их к жизни вне стен учреждения.

В казахстанских учреждениях пенитенциарной системы каждый осужденный обязан трудиться. Он может работать как на государственных предприятиях, так и на предприятиях любой формы, а также заниматься индивидуально-трудовой деятельностью.(Ст. 99 п.1. УИК РК) Трудовая деятельность осужденных подчинена не целям извлечения прибыли, а целям наказания.

Не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишения свободы администрация учреждения исполняющего наказание, уведомляет местные исполнительные органы по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличия у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностей (Ст. 176 п.1.УИК РК)

Особое внимание следует обратить также на организацию свободного времени заключенных, необходимо создавать возможности для пробуждения их собственной инициативы, знакомить их с реальностью проведения свободного времени вне стен учреждения с последующим обсуждением.

Особо важной задачей остается развитие личной ответственности заключенных, прежде всего навыков самообслуживания, установления контактов, привычки соблюдать обязательства, обучение ведению счетов, денежных расчетов. Для этого производится распределение ролей в пределах сложившихся групп. В Дании и Голландии распространен опыт самообслуживания заключенных, объединенных в группы по 10--12 человек (ведение общей кассы для осуществления необходимых покупок приготовление еды, стирка, уборка помещения и т.д.). Самообслуживание представляет собой серьезную основу развитии личной ответственности.

К задачам социального работника в пенитенциарных учреждениях относится также содействие обеспечению своевременной медицинской помощи заключенным. В казахстанских ИТУ порядок оказания медицинской помощи осужденным определяется совместно МВД и Минздравом РК. Заключенный имеет право обратиться за консультацией и лечением в государственные и медицинские учреждения, а также в организации, предоставляющие платные медицинские услуги. Заключенные проходят регулярные медосмотры. Основными заболеваниями, представляющими угрозу здоровью в учреждениях, являются туберкулез, сердечно-сосудистые, желудочные и психические заболевания.

По мнению западных специалистов, «терапевтизация» всей деятельности пенитенциарного института подразумевает терапевтическое проникновение во все сферы функционирования учреждения с целью создания естественных форм общения в максимально приближенных к обычной жизни ситуациях. Развивая с этой целью идею относительной открытости учреждения и включения внешнего мира в его оздоровление, некоторые ученые предусматривают следующие меры:

1. «импорт» специалистов и возможных услуг: приглашение специалистов, не работающих непосредственно в правовой системе, например, для консультаций по правовым вопросам, по проблемам социального страхования, регулирования денежных вопросов, для проведения специальных видов терапии. Подобные мероприятия имеют то преимущество, что заключенные встречаются не только с представителями юстиции, но и с обычными гражданскими лицами и сами могут общаться с ними как обыкновенные граждане. Эта модель должна также способствовать развитию самообслуживания, когда близлежащие магазины предоставляют свои товары, банковские служащие или библиотекари предлагают свои услуги и т.д.;

2. «экспорт» услуг учреждения в общество: например, предоставление специалистами учреждения консультационных услуг гражданам близлежащей части города, предоставление в их пользование помещений учреждения (спортивных площадок, залов, бассейнов и т.д.);

3. проведение в учреждении мероприятий общественного характера, на которых могут присутствовать как общественность, так и заключенные;

4. организация для заключенных опыта реальности вне учреждения (возможность свободного выхода и возвращения), например, работа за пределами учреждения, выход за покупками и т. д.;

5. привлечение к процессу оздоровления клиентов лиц, имеющих значение для его успешной реализации;

6. организация встреч с населением и т.д.

Все эти мероприятия и формы работы предусматривают прежде всего установление и развитие социально-полезных связей между заключенным и внешним миром. Все социальные связи, которые поддерживает заключенный можно условно разделить на социально-полезные, социально-нейтральные и социально-негативные. При определении социально полезных связей необходимо учитывать следующие критерии: заключенный стремится к их устойчивости и стабильности, возлагает определенные надежды на их сохранение и развитие в будущем; эти связи способствуют таким изменениям в личности и поведении заключенного, которые приближают его к социально приемлемым стандартам. Таким образом, социально-полезные связи имеют три особенности: заключенный является их активным субъектом; они имеют большое значение для заключенного; они позитивно влияют на самого клиента. Объектом социально-полезных связей могут выступать семья, близкие и друзья, представители бывшего трудового коллектива, общественных организаций, органов власти и самоуправления. Задача социального работника -- выступать активным посредником, всячески способствовать развитию социально-полезных связей заключенного.

Все эти формы работы уже представлены в деятельности учреждений лишения свободы за рубежом.

Проблемы социально-терапевтической работы. В практике социально-терапевтических учреждений имеют место препятствия, которые, на первый взгляд, кажутся непреодолимыми. Обусловленность социальной терапии рамочными условиями (приказы, предписания, законы и т.д.) препятствует ее деятельности, так как пока еще никому не удавалось определить последовательную направленность деятельности с помощью приказов, предписаний, законов органов надзора. До сих пор для мест лишения свободы она характеризовалась с традиционной точки зрения органа наказания как поддержание безопасности и порядка, контроль за заключенными, жесткая дисциплина и организация. Конфликт между целью оздоровления клиента, с одной стороны, и задачей охраны заключенные (и безопасности учреждения), с другой, обычно решается однозначно в пользу охраны. И это вызывает значительную долю сомнения, поскольку ограничивает возможности действий, как заключенных, так и сотрудников, причем идеи социального не лечения оттесняются на второй план.

Сложность социальной терапии, направленной на уголовных преступников, по мнению зарубежных авторов, состоит также в различии мировоззрения заключенных и сотрудников, в частности в том, что сотрудники постоянно открывают у заключенных проблемы, которые те не видят или не хотят видеть. В целом, в процессе терапии это различие уменьшается, и новая концепция терапии, включающая как реальные жизненные ситуации, актуальные конфликты, так и конструктивные от- ношения заключенных между собой, находит все больше сторонников. Каким будет дальнейшее развитие этих тенденций, покажет будущее. Однако приходится признать, что существует и опасность «дисциплинарного перерождения» сотрудников учреждения, что проявляется в заформализованности в общении, предубеждениях, выдвижении условий, усилении недоверия к заключенным, ограничении помощи при попытках клиента самоутвердиться.

Почти неразрешимыми кажутся конфликты между работниками учреждений, особенно между специалистами и сотрудниками общих служб надзора. С одной стороны, удалось лишь незначительной степени поколебать иерархическую систему учреждений лишения свободы. Например, до сих пор исключается участие сотрудников в принятии важных решений по учреждению. Профессионализация части сотрудников, как того требовали специалисты: психологи, психиатры, социальные работники, педагоги, не привела, как ожидалось, к демократизации отношений между сотрудниками, но к еще большей иерархии. С другой стороны, возникли попытки осмысленной кооперации сотрудников между собой: образование терапевтических групп, состоящих из различных специалистов (психологов, социальных работников, педагогов, работников служб надзора), разработка программ социального лечения клиентов. Такая организация труда позволила, в свою очередь, снизить число конфликтов между сотрудниками.

К проблемным аспектам социальной терапии относится определение ее эффективности. Однако первые же исследования испытательных сроков уголовных преступников, вышедших из социально-терапевтических учреждении закрытого типа, показали позитивные результаты, подтвердившие эффективность деятельности социальных работников.

Места лишения свободы как поле деятельности социальных педагогов. Уголовными законодательствами многих стран (например, ФРГ) цель социального лечения определяется следующим образом: отбывая наказание лишением свободы, заключенный должен научиться со всей социальной ответственностью вести в будущем жизнь без преступлений.

Эта «цель лечения» должна достигаться при участии представителей различных профессий, среди которых и социальные педагоги, которые могут работать и в местах лишения свободы.

Область деятельности социального педагога в этих учреждениях можно обозначить только в общих чертах, так как эта работа зависит от целевой рабочей ситуации, т.е. от числа подопечных заключенных, администрации, желания сотрудничать и квалификации служб надзора, от сроков заключения отдельных клиентов и т.д.

Область деятельности социальных педагогов подразумевает три рабочих поля (которые в реальности, естественно; пересекаются): управление, персонал (рабочая команда), заключенные.

Под управлением здесь понимается административная деятельность, которая не предполагает прямого общения с клиентом и, как правило, носит бумаготворческий и распорядительный характер. Главным образом предполагается обработка и передача дальше по инстанциям заявлений и прошений заключенных (касающихся посещений, телефонных переговоров, отпусков и т.д.), переговоры с учреждениями социальной помощи, социальной судебной помощи, отделами по труду, производственными предприятиями и т.п.

Работа педагога с персоналом должна соответствовать тому чтобы само наказание служило цели сознательного лечения чтобы служба надзора сознательно и активно участвовала в лечении клиента. Правильное сотрудничество с персоналом открывает перед социальным педагогом возможность создания терапевтической среды.

Непосредственная работа с заключенными распространяется, с одной стороны, на индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых обсуждаются практические возможности помощи, касающейся различных сторон жизни (например, семья, квартира, работа, счета, обучение). С другой стороны эта работа должна включать «обучение жизни» при обмене опытом и опосредованной индивидуальной консультации в группах. И наконец, в задачи социального педагога входит помощь заключенному в осознании своих психических дефектов (например, страхов) и организация консультаций и лечения у специалистов с целью их устранения. Цель этой деятельности состоит в обучении возможности социально акцептированного решения конфликта.

В работе с заключенными и персоналом социальный педагог использует супервизию, которая может осуществляться как индивидуально, так и в группе.

В настоящее время социальный педагог, как и каждый, кто хочет преобразовать место лишения свободы в своеобразное лечебное учреждение, должен быть готов разрешать проблемы, возникающие по всей «линии»: со стороны института (администрации учреждения, службы надзора, другие сотрудники), со стороны правовых органов и судов (отклонение предложений о структурных изменениях, отклонения прошений о сокращении сроки заключения) и со стороны заключенных, которые видят в нем и желающего помочь (и помогающего), но и представителя учреждения. Этот ролевой конфликт должен быть решен им лично, проработан, вербализован относительно администрации учреждения и заключенных. Только таким образом социолог может смягчить противостояние администрации и заключенных.

Из-за негативного общественного отношения к отбывшим срок лишения свободы, отсутствия последующего социального сопровождения и враждебной настроенности большинства заключенных социальный педагог, казалось бы, не вправе ожидать высокой эффективности своей работы. Однако, как показывает международный опыт, результативность интенсивной терапии в Лондоской «Portman-Clinik» еще до второй мировой войны составляла 60%, а в датской тюрьме Herstedvester -- около 50%.

Одна из самых важных задач социальных работников/социальных педагогов состоит в том, чтобы переформировать институт тотального типа, каким являются места лишения свободы, в институт социального обучения.

В настоящее время в нашей стране разрабатывается переход пенитенциарной системы от карательно-репрессивного характера к системе, построенной на охранно-защитной концепции.

Однако, как подчеркивается в специальной литературе, если исправительная система намерена отойти от свойственного ей в течение веков подхода, то ей необходимо признать ряд истин:

1) тюрьмы никогда не предотвращали преступлений и не обеспечивали серьезной защиты общества;

2) тюрьмы являются средством наказания;

3) тюрьмы требуют больших затрат, и поэтому в них должны содержаться только те, кому в наибольшей мере соответствует эта мера наказания;

4) тюрьма должна находиться в той местности, откуда в нее поступает контингент заключенных;

5) поддерживаемый в тюрьмах уровень безопасности должен соответствовать действительной необходимости;

6) размеры тюрем должны быть ограничены;

7) в тюрьмах должен быть предусмотрен набор услуг, который отвечал бы конкретным потребностям заключенных.

Программы коррекции поведения и соответствующие ресурсы должны быть направлены на искоренение преступности и изучение методов ее профилактики.

Система уголовного судопроизводства должна использоваться только против лиц, представляющих опасность для окружающих.

Преступление порождается местными условиями, и подходить, к борьбе с ним следует с использованием местных возможностей.

Необходимо искать, опробовать и использовать формы наказания, альтернативные лишению свободы.

Требуется проводить большую исследовательскую работу для оценки эффективности всех программ.

В связи с перспективами развития исправительной системы перед социальными работниками открывается широкое поле деятельности, охватывающее разные этапы работы с преступниками. На них лежит обязанность оповещать общественность о проблемах в области отправления уголовного правосудии и Стимулировать изменения в отношении общества к осужденным как категории граждан.

В рамках уголовного процесса социальные работники могут принимать участие в программах работы с жертвами и свидетелями преступлений.

Специфика социальной работы с осужденными подростками. В настоящее время во всем мире чрезвычайную остроту приобретают проблемы, связанные с заметным ростом и «омоложением» подростковой преступности.

Многие правозащитники выступают за создание в Казахстане института ювенального судопроизводства в системе «подросток -- государство». Предполагаются следующие исходные пункты для деятельности ювенального судьи:

В подавляющем числе случаев подростковой преступности основная часть вины лежит на социальном окружении, и семье, в которой проживает несовершеннолетний.

Почти всегда для общества наиболее желательными являются действия, направленные на нормализацию внутрисемейных отношений (членов семьи и подростка, ребенка), на сохранение семьи. При этом исключение должны составлять только те случаи, когда сохранение семьи невозможно без реальной непосредственной угрозы здоровью и жизни подростка.

Непосредственное уголовное наказание должно стать чрезвычайной мерой наказания подростка.

Институт ювенального судопроизводства должен стать неотъемлемой частью реабилитационного пространства и включать в себя совокупность правовых и социально-психологических конструкций, гармонично сочетающихся для нахождении оптимального для подростка (а в конечном итоге и для общества) решения весьма серьезных проблем.

Правозащитная деятельность социальных работников в системе пенитенциарных учреждений в Казахстане еще только формируется. Однако его перспективы тесно связаны с общими тенденциями развития системы социального обслуживания и диктуются настоятельной необходимостью помочь заключенным в их самоисправлении, подготовить их к выходу на свободу, обеспечить, успешное прохождение процесса их последующей ресоциализации.

Работа с осужденными не прекращается за стенами пенитенциарного учреждения, а продолжается и при освобождении от отбывания наказания. Местные исполнительные органы по месту жительства оказывают содействие в трудовом и бытовом устройстве, а также в предоставлении других видов социальной помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания. В соответствии с пунктом 3 статьи 176 УИК РК, инвалиды I и II групп, а также мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых. За период с января 2003 года по июль 2006 года количество освобожденных лиц, направленных в дома престарелых и инвалидов, составило 6 человек. В соответствии с пунктом 4 статьи 95 УИК РК, осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию и пособие, возмещают стоимость питания, вещевого имущества и коммунально-бытовых услуг, кроме стоимости спецпитания и спецодежды.

Создаются специализированные адаптационные центры для лиц освободившихся из мест лишения свободы. Так в городе Павлодаре такой центр расположен по адресу: ул. Вс. Иванова 49, директором которого в настоящее время является Омиржанов Алибек Альбейсенович. На 1 декабря 2008 года в Центре содержалось в течение 2007-2008 г.г - 77 человек, документировано - 17 человек, трудоустроено - 46 человек. В целях обеспечения здорового образа жизни в Центре создана «Школа здоровья», методическое руководство которой осуществляют Областной центр по проблемам ЗОЖ

Заключение

Для преодоления кризиса в пенитенциарной системе необходимо реформировать основы уголовно-исполнительной политики. Исправительно-трудовые учреждения должны стать своеобразными клиниками, где будет осуществляться целенаправленный социально-педагогический, реабилитационный процесс перевоспитания, «лечения» социально запущенных заключенных.

Деятельность группы социальной защиты осужденных в исправительной колонии нацелена на то, чтобы с первых дней пребывания в местах лишения свободы человек готовился к выходу на свободу, а, освободившись, знал, как ему строить отношения с обществом. Задача сотрудников исправительного учреждения - не только обеспечить исполнение наказания в отношении осужденного, но и помочь ему устроиться в новой жизни в постпенитенциарный период.

Такое решение возможно и обязательно, но оно должно быть дополнено участием в пенитенциарной деятельности специалистов - социальных работников, ориентирующихся в своей деятельности в первую очередь на нравственно - гуманистические принципы по отношению к заключенным. Опыт зарубежных стран наглядно это показывает: в странах, где деятельность по перевоспитанию осужденных опирается именно на гуманистические принципы, наиболее низок процент рецидивной преступности и общий уровень преступности в обществе.

Ресоциализация осужденных, оказание им содействия в бытовом и трудовом устройстве регламентированы законодательством РК, однако механизмы решения этих вопросов до конца не отрегулированы.

Исходя из этого предлагаются следующие рекомендации:

Развитие общественного мониторинга пенитенциарных учреждений Республики Казахстан

1. постоянно привлекать неправительственные правозащитные организации к разработке и обсуждению нормативно-правовых актов, касающихся соблюдения прав заключенных;

2. продолжить работу по обеспечению более высокого социального статуса и улучшению общественного имиджа сотрудников уголовно-исполнительной системы; созданию правовой и материальной основы сохранения кадровой базы уголовно-исполнительной системы;

3. создать прочную правовую основу для осуществления неправительственными организациями и физическими лицами мониторинга мест лишения свободы, включая места досудебного содержания и полицейские участки;

4. законодательно закрепить обязательства администрации учреждения по оказанию содействия общественным контролерам, физическим лицам и тем организациям, которые проводят общественный контроль;

5. в высших учебных заведениях Казахстана к специальности «социальный работник» ввести специализацию «специалист по социальной работе в уголовно-исполнительной системе», разработать специальный курс по мониторингу прав человека для включения в учебные программы.

Гуманизация и улучшение правового положения заключенных:

1. продолжить работу по созданию условий содержания заключенных, соответствующих Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, принятыми ООН;

2. правительственным и неправительственным структурам обеспечить эффективный доступ к квалифицированной правовой помощи в местах лишения свободы;

3. при осуществлении деятельности по защите прав заключенных обратить особое внимание на особые категории -- женщины и несовершеннолетние;

4. обратить особое внимание на вопросы реабилитации и ресоциализации заключенных (образование, профессиональное обучение и переподготовка).

Открытость и прозрачность деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, сотрудничество с неправительственными, международными организациями и СМИ:

-- способствовать развитию взаимодействия с неправительственными и международными организациями по дальнейшему реформированию уголовно-исполнительной системы;

-- общественным и международным организациям: оказывать содействие и поддержку в повышении профессионального уровня сотрудников уголовно-исполнительной системы;

-- правительственным и неправительственным структурам: усилить сотрудничество со средствами массовой информации для привлечения внимания гражданского общества к деятельности пенитенциарной системы, обеспечения ее открытости и прозрачности, а также изменения общественного мнения в сторону лучшего понимания функций уголовно-исполнительных учреждений;

-- неправительственные организации должны стремиться к увеличению профессиональных ресурсов, необходимых для осуществления мониторинга мест лишения свободы на постоянной основе, осознавая свою меру ответственности в этом процессе;

Продолжить обмен положительной информацией и опытом, а также налаживать конструктивное сотрудничество с пенитенциарными системами других стран.

Список использованных источников

1 Конституция РК.- Алматы 2007

2 Уголовно-исполнительный кодекс РК от 13 декабря 1997 года в редакции закон 27.07.2007

3 Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы стр. 53-54

4 Миканадзе Г. Общественный контроль в пенитенциарных учреждениях Грузии/ Материалы круглого стола.-Алматы,2003

5 Общественный мониторинг пенитенциарных учреждений Республики Казахстан материалы круглого стола Алматы, 29--30 сентября 2003 года

6 Петросян Л. Пенитенциарная система и общественный контроль в Армении/ Материалы круглого стола.-Алматы,2003

7 Социальное досье на заключенных, специалиста по социальной работе в пенитенциарной системе. Программа - версия 4 Вологодский институт права и экономики

8 Теория социальной работы: Учеб.пособие/М.В. Ромм, Андриенко Л.А., Осьмук И.А., Скалабан и др; Под ред. М.В. Ромам.- Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000.Ч2.-112с

9 Филимонов О. В. Общественный контроль пенитенциарных учреждений: опыт Российской Федерации/Материалы круглого стола.-Алматы,2003

10 Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы.- М.:Владос,2001.-432

11 Холостова Е.И. Социальная работа. М.:2000

12 www.pavlodar.kz Информация о ходе выполнения постановления акимата области «Об итогах социально-экономического развития области, исполнении бюджета области за 2007 год и задачах на 2008 год» от 20 февраля 2008 года по состоянию на 1 декабря 2008 года

13 www.Ombudsman.kz Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан "О соблюдении прав пожилых людей в Республике Казахстан" Пенитенциарные учреждения

14 www.unesco.kz Анализ соблюдения прав человека и гражданина в пенитенциарной системе.

15 www.prison-visit.com Современное состояние уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан: проблемы и перспективы

16 www.akimvko.gov.kz

17 www.akuis.kz

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты