Рефераты

Права человека в истории международного права

сли «демократия» - в переводе с греческого - означает правление народа, то с точки зрения прав человека это означает организацию жизни в сообществе на основе свободы и равенства; последние составляют решающие элементы человеческого достоинства и являются причиной общего блага, всеобщего благосостояния. Для их реализации необходимо принимать во внимание индивидуальный и коллективный контракт, особенно трудовой, как и соучастие в принятии решений. В индустриальном обществе самоопределение и ответственность индивида за свои действия отходят на задний план и их место занимают коллективные системы порядка. Так, Альфред Гроссер справедливо рассуждает об «узком лезвии свободы» (Der schmale Grat der Freiheit, 1981). Вопрос об общем благе приобретает все больший и больший вес. Признание прав человека в качестве исходного пункта требует, чтобы индивидуальным членам общества было предоставлено в первую очередь это право решения или совместного решения.

Таким образом, в парламентской демократии неоправданно ограничивать участие народа выборами в парламент. Должны быть признаны плебисциты и референдумы, когда затрагиваются важные вопросы. Следовательно, необходимо «просвещение» народа и информирование его о реальных фактах и ситуации. Перед объективной наукой следует поставить задачу объяснения и информирования людей о решающих вопросах. В коллективном, особенно в индустриальном, мире труда право человека «труд порождает собственность трудящегося на продукт его труда», заложенное природой, приводит к соучастию в принятии решений и совместной ответственности, т.е. к демократическим условиям. В производных системах право на труд также должно быть признано.

Вышесказанное, следовательно, показывает траекторию пути к социальной и экономической справедливости в сфере индустриального мира труда Шибаева Е. А. Правовой статус межправительственных организаций. М., 1972..

Иммануил Кант рассматривал права человека, особенно право на свободу и равенство, в качестве основы всеобщего мира, осуществляемого при помощи мировой торговли отдельных лиц. В этом пункте кантианская философия соответствует философии Адама Смита для естественного общества. В настоящее время экономика в индустриальных обществах формируется такими организациями, как юридические лица, объединения и группы интересов. Многонациональные предприятия используют эти организационные формы, и это означает власть. Следовательно, кантианская философия всеобщего мира должна рассматриваться в соответствии с этими новыми условиями в производных системах. Следует исследовать связи между правами человека, всеобщим миром и мировой торговлей с учетом явлений индустриального общества. Вопрос о том, была ли недавняя война против агрессора Ирака оправданной с точки зрения прав человека, может служить примером, заслуживающим в этом отношении дальнейшего изучения.

3. Права человека и международные отношения

3.1 Происхождение прав человека

Можно утверждать, что, знакомясь с проблемой, нам обязательно приходит на ум несколько вопросов: как понимать права и свободы человека? в чем их сущность? как они зародились и развивались? Попытаемся удовлетворить этот интерес. Хорошо известно, что деятельность людей издревле предполагала их взаимосвязь и вместе с тем столкновение, противоборство, поскольку каждый индивид жил собственными интересами. Постепенно складывались нормы взаимоотношений людей, которые пытались примирить противоположные интересы и предпочтения индивидов в рамках определенного способа производства, духовной культуры, государственности. Каждый человек претендует на некий объем материальных (пища, еда, жилье, предметы быта и прочее) и духовных благ (религия, мифология, искусство, книги и т.д.) и на определенные условия жизни. Эти блага мы и называем правами человека. Что же касается свобод человека, то их юридическая природа и система гарантий, по мнению правоведов и политологов, практически ничем не отличается от его прав. Использование понятия «права и свободы человека» - это, скорее, дань традиции, которая коренится в ХУШ-Х1Х в.в.

Но каким должен быть объем благ человека? Очевидно, что он призван удовлетворять различные материальные и духовные потребности человека. Нетрудно догадаться, что этот объем варьируется в зависимости от исторической эпохи, развитости государства и общества, а также ниши, которую тот или иной индивид занимает в обществе. Само собой разумеется, что, например, древнерусский князь или боярин располагали большими благами по сравнению с крестьянином. Аналогичная картина и в случае со среднеазиатским богачом и дехканином.

Длительное время права человека носили не универсальный, но сословный, классовый характер. Больше того: древний мир знал людей полностью лишенных каких-либо человеческих прав. В Спарте - это илоты; в древнем Риме - это рабы, которых считали «говорящим орудием». И все же само зарождение идеи прав человека в 5-6 в.в. до нашей эры в античных городах - государствах (Афины, Рим), а также появление принципа гражданства означали серьезный шаг к свободе и прогрессу. Ведь даже античный раб был свободнее первобытного дикаря. Ученые установили, что так называемый «золотой век» человечества (первобытнообщинный строй) с его «первобытным равенством» на самом деле означал отсутствие свободы для людей, жесткую регламентацию их деятельности, косность и консерватизм форм жизни.

Права и свободы человека в древнем мире получили правовое, философское и нравственно-религиозное освящение. Знакомясь, например, с мифами Древней Греции, мы найдем множество сюжетов по этому поводу. В Греции зародилась теория естественных прав человека. Дорогого стоит лаконичный девиз того времени: «Мера всех вещей - человек - существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». В нем, словно в капле воды, отразилось мировоззрение той эпохи, утверждающей ценность человеческой жизни и прав человека.

Парадоксально развивались идеи древнего мира в средневековье. Феодальные общества основывались, как известно, на внеэкономическом принуждении (например, крепостные крестьяне в России, французские сервы и т.д.), сословной иерархии, всеобщей зависимости, бесправии громадной массы людей. Каждое сословие наделялось определенными правами и обязанностями. Сословность пронизывала буквально все сферы жизни. Тем не менее, именно в средневековой Европе горожане ведут отчаянную освободительную борьбу со своими знатными притеснителями - герцогами, баронами, маркграфами и т.д. Именно в средневековой Англии появилась знаменитая Великая хартия Вольностей (1215 г.) короля Иоанна Безземельного, которая ограничила права короля (в основном в интересах аристократии) и предоставила некоторые привилегии рыцарству, верхушке свободного крестьянства, городам. Важнейшее значение имели статьи Хартии, регулирующие наказание свободных людей. Читаем: «Впредь никакой чиновник не должен привлекать кого-либо к ответу (на суде, с применением ордалий) лишь на основании своего собственного устного заявления, не привлекая для этого заслуживающих доверия свидетелей». И далее: «Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим, вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны» 1. Значение Хартии в целом заключается в том, что это была попытка создать такое экономическое устройство жизни, которое учитывало бы интересы и защищало права граждан от произвола высшей власти более или менее демократическими методами. В 1628 г. в Англии появился другой важный документ в сфере прав и свобод человека, призванный защитить подданных от произвола королевской администрации - Петиция о праве. Спустя пятьдесят лет так называемый Хабеас корпус установил гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и ряд других важных положений по защите прав личности. Билль о правах 1689 г. расширил и углубил понимание прав и свобод человека, установил свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных к королю.

Таким образом, Англия сыграла в средневековье «пионерскую» для всего мира роль в сфере прав и свобод человека. Но в тогдашней Европе мы видим и противоположную тенденцию. Например, в германских государствах или в России, где в 1649 г. была окончательно закрепощена основная масса крестьян, некогда вольных общинников.

XVIII век принес грандиозные перемены в осмысление и реализацию прав и свобод человека. Основываясь на опыте и идеях своих предшественников, вожди американского Просвещенияи американской революции Т. Пейн и Т. Джефферсон развили теорию естественного права, отметив, что все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами, коих они - при вступлении в общественное состояние - не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно правом на жизнь и свободу посредством приобретения и владения собственностью, правом на стремление к счастью и безопасности. Эти мысли составили фундамент Декларации прав Вирджинии 1776 г., которая явилась первым государственным определением прав человек, давшим толчок европейской революции XVIII век. Названный документ в свою очередь лег в основание знаменитой Декларации независимости 1776 г. Позже американцы приняли Конституцию страны, которая с поправками действует уже на протяжении более двухсот лет11 Международные организации системы ООН/Отв. ред. В. Ф. Петровский. М., 1990;.

В Старом Свете огромную роль в подготовке Великой французской революции - этого мощного общеевропейского локомотива прогрессивных преобразований - сыграли Ж. Руссо, Г. Гроций, Ш. Монтескье и другие мыслители. Знаменитая французская Декларация прав и свобод человека и гражданина (1789 г.) утверждала, что люди рождаются свободными и равными в правах, цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека - свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению. Декларация провозглашала презумпцию невиновности - этого краеугольного принципа уголовного судопроизводства, свободу совести, мнений, печати, гарантии личных и иных прав граждан. Значение Декларации в том, что она оказала огромное влияние на политику и практику многих государств в сфере прав и свобод человека, способствовала радикальному преобразованию их политической, экономической и социально-культурной жизни.

Вся последующая история мировой цивилизации была нелегким восхождением к пониманию универсальности прав и свобод человека, появлению все новых и новых достижений в этой области, например, завоевание прав женщин, в частности, избирательных, признание правосубъектности за другими категориями и слоями населения. Так постепенно складывался каталог важнейших документов в сфере прав и свобод человека.

Современные универсальные и региональные документы по правам человека

Основной массив этих документов появился в XX веке и особенно после Второй мировой войны, которая, как никакое другое всемирно-историческое событие, показала ужасающую бездну моральной деградации, «расчеловечения» идеологии, политики и практики «тысячелетнего рейха» и его союзников. Совместными усилиями, ценой огромных жертв страны антигитлеровской коалиции (СССР, СИТА, Великобритания, Франция, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Индия и др.) не только отстояли гуманистические принципы человеческого общежития, но и создали предпосылки их дальнейшего развития. В преамбуле Устава ООН выражалась решимость «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций». Знаменитый Нюрнбергский процесс впервые в мировой истории заклеймил военные преступления, преступления против мира и человечности (всего погибло более 50 миллионов людей!), а виновную в них верхушку фашистских режимов приговорил к смертной казни или длительным срокам тюремного заключения. Японскую военщину, также ответственную за аналогичные преступления, осудил Токийский трибунал.

В послевоенное время приняты десятки универсальных и региональных документов по правам человека. Назовем некоторые из них.

Универсальные:

Устав ООН (1945 г.)

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

Конвенция о статусе беженцев (1951 г.);

Конвенция о статусе апатридов (1954 г.);

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);

Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);

Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.);

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.);

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.);

Конвенция о правах ребенка (1989 г.) и другие.

Региональные:

Совет Европы:

Европейская социальная хартия (1961 г.);

Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г.);

Европейская хартия о местном самоуправлении (1985 г.);

Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинства обращения или наказания (1987 г.) и др.

Европейский союз:

Договор о Европейском союзе (1992 г.);

Хартия Европейского союза об основных правах (2000 г.);

ОБСЕ:

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.):

Парижская хартия для новой Европы (1990 г.) и др.

СНГ:

Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (1992 г.);

Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам (1994 г.) и др.

Существуют и такие региональные документы по правам человека, как американская Декларация прав и обязанностей человека (1948 г.) и Африканская хартия прав человека и народов (1981 г.).

* Как мы видим, уже само название перечисленных документов показывает многогранность проблемы прав и свобод человека. Среди этих прав отметим те, которые непосредственно связаны с деятельностью органов пограничного контроля. Это, прежде всего, международные нормы по трансграничному передвижению лиц (преимущественно право человека на свободу передвижения и выбор местожительства) и управлению границами. Так, Всеобщая декларация прав человека предусматривает право каждого человека покидать любую страну, включая собственную, и возвращаться в свою страну, а также право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Женевская конвенция о беженцах 1951 г. регулирует вопросы удостоверений личности, проездных документов, въезда, в том числе незаконного, и пребывания беженцев на территории тех государств, которые являются участниками конвенции'.

Международный пакт о гражданских и политических правах также фиксирует право лиц на выезд из любой страны, включая собственную. Важным установлением пакта является запрещение произвольного лишения граждан на въезд в свою собственную страну.

Важные положения по пересечению государственных границ в гуманитарных и иных целях формулирует Заключительный Акт Общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству (Хельсинки, 1975 г.). Государства-члены обязались благожелательно рассматривать просьбы лиц о трансграничных поездках на временной или регулярной основе для встреч с членами своих семей. Предусматривалась также помощь государств-членов в воссоединении семей, заключении браков между гражданами различных государств, а также в осуществлении поездок граждан по личным или профессиональным причинам. В частности, государства намеревались постепенно упрощать и гибко применять порядок выезда и въезда, облегчать порядок передвижения граждан из. других государств-участников по их территории с должным учетом требований безопасности, постепенно снижать, где это необходимо, сборы за визы и официальные проездные документы и прочее11 Пустогаров В. В. СНГ -- международная региональная организация // Российский ежегодник международного права. 1992. СПб., 1994;.

Итоговый документ Венской встречи (1986 г.) представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе констатировал, что «государства-участники будут уважать право каждого человека покидать любую страну, включая собственную, и возвращаться в свою страну в соответствии с международными обязательствами государств но международному праву и обязательствами по ОБСЕ. Ограничения этого права, подчеркивалось в документе, будут носить характер весьма редких исключений и будут считаться необходимыми лишь в тех случаях, когда они отвечают конкретной общественной потребности, преследуют законную цель и соразмерны этой цели и не будут предметом злоупотребления или произвольного применения».

Различные аспекты трансграничного передвижения отражены также в следующих международных документах:

Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.;

Конвенция ООН по железнодорожному и автомобильному транспорту 1949 г.;

Соглашение Организации сотрудничества железных дорог 1957 г.;

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов 1959 г.;

Конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 г.;

Конвенция Международной Организации Груда о трудящихся-мигрантах (1949 г.);

Международный ветеринарный кодекс. Издание Международного эпизоотического Бюро;

Международные медико-санитарные правила (ВОЗ, 2005 г.) и другие.

Основные черты, типы и пределы реализации прав и свобод человека

Современная концепция прав человека наделяет ими каждого индивида, независимо от его пола, расы, цвета кожи, религиозных и политических убеждений, национальности, социального статуса, материального положения. Правам человека присуще:

всеобщность, т.е. принадлежность каждому и любому индивиду, независимо от страны гражданства или проживания, а также от признания и соблюдения этих прав;

универсальность - основные права и свободы опираются на общепризнанные мировым сообществом ценности.

естественность, т.е. своим происхождением права обязаны не милости государства или политического руководства страны, но самим фактом рождения человека. Все люди рождаются свободными и наделяются общепризнанными определенными правами;

не отчуждаемость, т.е. невозможность отказа от своих прав, а также невозможность лишения индивида основных прав и свобод;

интегральность, т.е. их неделимость, взаимосвязь и взаимозависимость;

равенство и отсутствие дискриминации, т.е. недопустимость каких-либо «кастовых» различий, помимо тех, которые признаются в демократическом обществе.

В настоящее время принято выделять: гражданские права (на жизнь и здоровье, на гражданство, на достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на справедливое рассмотрение дела независимым, беспристрастным судом, на тайну переписки, на свободу выбора места жительства или пребывания, на свободу совести, свободу выбора национальности, на свободу покидать страну, включая собственную, и возвращаться в нее, на материнство, детство и прочее).

политические права (свобода собраний, митингов, манифестаций, объединений, ассоциаций, участие в управлении государством, избирательные права, свобода печати, мысли, равный доступ к государственной службе и т.д.);

социальные права (возможность зарабатывать себе на жизнь, справедливые условия труда, равная оплата за равный труд, справедливое вознаграждение, защита от безработицы, защита здоровья, социальное страхование и прочее);

экономические права (на собственность, на труд, на предпринимательство, на выбор профессии и места работы и т.д.);

культурные права (на свободу творчества, на образование, на доступ к культурным ценностям, на развитие национальной культуры, на самобытность и прочее);

Кроме того, права и свободы различаются по субъектам пользования:

на универсальные (присущи всем людям, например, право на жизнь, образование, труд, на предпринимательство, на свободу вероисповедания и т.д.);

специальные (принадлежат беженцам, инвалидам, детям, женщинам, мигрантам и др.), а по масштабам применения

на индивидуальные (принадлежат каждому из нас, например, право на жизнь, на труд) и коллективные (те, которые обеспечивают существование и интересы определенных социальных сообществ, например, право на национальную самобытность, на родной язык и т.д.).

Важное теоретическое и практическое значение имеет отличие прав и свобод человека и гражданина. Наконец права человека могут быть материальными (т.е. получение материальных или духовных благ) и процессуальными (те, которые обеспечивают доступ к благам).

Каталог прав и свобод человека, как мы видим, охватывает самые различные ситуации и сферы жизнедеятельности людей. Причем он не статичен: поскольку пополняется, расширяется за счет новых понятий, определений, стандартов. Несомненно, что последняя точка в каталоге прав и свобод человека еще не поставлена.

Касаясь проблемы реализации прав и свобод человека, важно иметь в виду, что только некоторые из них являются абсолютными, т.е. не подлежат никаким ограничениям. Например, запрещение применения пыток. Статья 2 Конвенции «Против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» гласит:

Каждое государство-участник предпринимает эффективные законодательные, административные, судебные или другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под его юрисдикцией.

Никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, будь то состояние войны, или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или другое чрезвычайное положение, не могут
служить оправданием пыток.

3. Приказ вышестоящего начальника или государственной власти не может служить оправданием пыток.

Большая же часть прав и свобод человека ограничена, имеет определенные рамки, чтобы предотвратить «войну всех против всех, коллизию интересов отдельных индивидов, личности, общества и государства. Главное, чтобы эти ограничения были установлены:

а) законным путем;

б) диктовались интересами безопасности государства, сохранения общественного порядка, предотвращения преступности, защиты окружающей среды, охраны здоровья, защиты прав и свобод других людей.

Положение об ограничении прав и свобод человека и гражданина содержится, например, во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте «О гражданских и политических правах», в Европейской Конвенции «О защите нрав человека и основных свобод» и т.д.

Международные механизмы защиты прав человека

Невозможно отрицать, что даже самый хороший закон мертв, а декларируемые права человека ничего не значат, если они лишены защиты11 Семенов В. С. Вооруженные силы ООН. М., 1976;. В наши дни существуют различные механизмы международной защиты. Высший международный механизм защиты прав человека включает в себя следующие составные части ООН:

главные органы (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Международный Суд и Секретариат);

вспомогательные органы (конвенционные комитеты ООН);

универсальные и специализированные учреждения (Международная организация труда - МОТ, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения - ВОЗ, и др.).

Не вдаваясь в детали структуры и регламента работы этих органов, вкратце рассмотрим их правозащитные функции. Генеральная Ассамблея ООН включает в повестку своих сессий множество вопросов по правам человека. Несмотря на рекомендательный характер резолюций Генеральной Ассамблеи, они, тем не менее, несут в себе мощный моральный импульс для государств. За всю историю Ассамблеи в ее недрах родилось более 80 деклараций, конвенций, пактов, договоров по правам человека. Важнейший из этих документов - Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

Совет Безопасности в случае грубых нарушений прав человека вправе рассмотреть пути урегулирования конфликта, выполнить посредническую миссию, применить различные санкции в отношении государств (эмбарго на торговлю, на поставки оружия, ввод войск и т.д.)

Экономический и Социальный Совет в лице своих различных структур (Комиссия по правам человека, подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств Комиссии по правам человека, Центр по правам человека и др.) выполняет значительную организационную и контрольную деятельность, в частности создает рабочие группы, назначает специальных докладчиков, формирует группы независимых экспертов.

Международный Суд это главный судебный орган ООН. Его месторасположение - Гаага. Установлено, что в случае членства в ООН какого-либо государства, решение Международного Суда для него обязательно по тому делу, в котором оно является стороной.

Важные функции в области прав и свобод человека выполняют Генеральный секретарь ООН, Верховный комиссар ООН по правам человека, Верховный комиссар по делам беженцев и др.

Важно подчеркнуть, что в настоящее время можно защищать свои нарушенные права индивидуально, т.е. любому гражданину любой страны на основании индивидуальной жалобы. Такую возможность предусматривают ооновские документы (Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания) и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свободах. Индивидуальная жалоба должна удовлетворять следующим требованиям:

заявление не должно быть анонимным;

заявитель обязан исчерпать все национальные возможности защиты нарушенных прав;

заявление не должно одновременно рассматриваться другими международными инстанциями.

Другой капал международной защиты прав и свобод человека - конвенционные комитеты. Они представляют собой органы, созданные государствами-участниками в рамках двух пактов и четырех конвенций для контроля за их выполнением. Это Комитет по правам человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток, Комитет по правам ребенка и Комитет по ликвидации расовой дискриминации.

Важным механизмом защиты прав и свобод человека па международном уровне являются МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО и др., а также правозащитные организации: «Международная Амнистия», (Атпез1у 1п1сгпа1юпа1), Международная Лига прав человека, Международная Хельсинкская Федерация, Московская Хельсинкская группа, «Врачи без границ» и другие.

Региональные механизмы защиты прав человека.

В 1949 г. в Европе был создан Совет Европы. Правом членства в нем обладают только те страны, которые соблюдают права человека. Ныне Совет Европы объединяет более 40 государств, включая многие пост советские. Основными структурами Совета являются Парламентская Ассамблея, Комитет министров, Конгресс местных и региональных властей Европы, Европейский суд по правам человека и Комитет независимых экспертов. Важнейшие документы Совета - Конвенция о защите прав человека и основных свобод и его дополнения, Европейская социальная хартия.

Европейский союз. Это Сообщество (выше объединяет 25 государств Европы) является крупнейшим «игроком» на мировой экономической и политической арене. Огромное внимание Евросоюз уделяет также развитию и защите прав человека. В этом направлении работают главные органы ЕС - Еврокомиссия, Совет Евросоюза, Европарламент, Евросуд. Защиту прав и свобод человека осуществляют также особые инстанции ЕС - политическая комиссия Ев-ропарламента и европейский омбудсмен. Успеху деятельности омбудсмена способствует ее прозрачность, доступность каждому гражданину Евросоюза, поскольку на официальном сайте омбудсмена ежегодно помещаются годовые отчеты1. К тому же свою жалобу можно отправить по электронной почте непосредственно в офис омбудсмена. О результативности работы омбудсмена говорит тот факт, что в 2004 г. он получил 3726 заявлений, из которых примерно 70% были удовлетворены. Большая часть жалоб граждан ЕС касается деятельности Еврокомиссии, так как ее решения оказывают влияние на права граждан.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В 1975 г. в Хельсинки был подписан Заключительный акт Общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, который в качестве одной из своих целей провозгласил уважение прав и основных свобод человека. Позже, в 1994 г. Совещание было преобразовано в организацию (ОБСЕ). Эта организация имеет собственный контролирующий орган - БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека), а также Верховного комиссара по делам национальных меньшинств и председателя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации. ОБСЕ проводит значительную работу по реализации, прежде всего, гражданских и политических прав человека, включая проблемы демократизации государственной и общественной жизни, человеческого измерения, свободы прессы, избирательных прав, предотвращения конфликтов и прочее. В качестве примера можно привести деятельность миссии ОБСЕ в Кыргызстане на президентских и парламентских выборах, в реализации принципа свободы печати и прочее11 Топорнин Б. Н. Европейские сообщества: Право и институты. М., 1992;.

Организация Американских государств объединяет 35 стран Южной и Северной Америки. Однако, несмотря на почти пятидесятилетнюю свою историю, ОАГ значительного вклада в защиту прав и свобод человека не внесла.

Африканский союз. Б него входит более пятидесяти государств. В 1981 г. они приняли основополагающий документ - Хартию прав и свобод человека, посвященный вопросам самоопределения, достижения подлинного суверенитета, социально-культурного развития и т.д. Известно, что многие страны Африки прослыли «заповедниками» массовых нарушений прав и свобод человека, которые приводят к многотысячным жертвам. Тем не менее, все попытки привлечь государства к ответственности за грубые нарушения, как правило, ничем не заканчиваются.

Содружество Независимых Государств (СНГ). К сожалению, эта организация за годы своего существования ничем примечательным себя не зарекомендовала в сфере прав и свобод человека. Конвенция о правах и основных свободах человека стран СНГ (1995 г.) оказалась нежизнеспособной, ввиду отсутствия механизмов реализации.

3.2 Права человека в КР

За годы независимости Кыргызстан стал участником многих международных документов по правам и свободам человека, в том числе (в скобках указан год присоединения к документу Кыргызстана):

Факультативного Протокола к Международному Пакту «О гражданских и политических правах» (1994 г.);

Женевской конвенции о беженцах и Нью-Йоркского Протокола касающегося статуса беженцев (1996 г.);

Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1996 г.);

- Конвенции «Против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» (1996 г.);

Факультативного Протокола к Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (2002 г.);

Протокола «О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности» (2000 г.);

Факультативного Протокола к Конвенции «О правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии» (2000 г.);

Хартии Шанхайской организации сотрудничества» (2003 г.) и многих других.

Многие положения этих документов нашли отражение в Конституции Кыргызстана. В ней подчеркивается, что вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры и соглашения, участником которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью законодательства Кыргызской Республики.

Правам человека посвящены многие статьи Конституции. Основные права и свободы человека, говорится в документе, принадлежат каждому от рождения. Они признаются абсолютными, неотчуждаемыми и защищаются законом и судом от посягательств со стороны кого бы то ни было. Конституция устанавливает равенство всех перед законом и судом. Дискриминация по каким-либо мотивам и соображениям не допускается. Конституция включает перечень различных прав человека, включая

право на жизнь;

на свободу и личную неприкосновенность;

- на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностными лицами при исполнении служебных обязанностей;

на неприкосновенность частной жизни;

- на уваэ / сение и защиту чести и достоинства;

на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных, почтовых и иных сообщений;

на свободу мысли, слова и печати;

- на свободу совести;

- на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах территории КР и прочее.

Что касается обязанностей иностранцев и лиц без гражданства, то они несут их на основании, условиях и в порядке, предусмотренных законами и международными /договорами и соглашениями КР.

Граждане Кыргызстана обладают большими по сравнению с находящихся на территории КР иностранными гражданами и лицами без гражданства правами и обязанностями. Так, граждане республики имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме и т.д.

Важно отметить, что перечисление нрав и свобод, закрепленных в Конституции, не является исчерпывающим и не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека.

В целях защиты прав человека, Конституция запрещает издавать законы, отменяющие или ограничивающие права и свободы человека. Ограничения в осуществлении прав и свобод допускается Конституцией и законами Кыргызской Республики лишь в целях обеспечения прав и свобод других лиц, общественной безопасности и порядка, территориальной целостности, защиты конституционного строя. При этом существо конституционных прав и свобод не может быть затронуто.

Положения Конституции о нравах и свободах человека конкретизируются в законах Кыргызской Республики, Постановлениях Правительства, ведомственных нормативно-правовых актах, например, в законах «О государственной границе», «О Пограничной службе», «О внешней миграции», «О беженцах» и других.

Органы пограничного контроля сталкиваются со специфическими правами лиц, пересекающих государственную границу, в том числе с правами уязвимой категории лиц, требующих особой международно-правовой защиты ~ беженцев11 Федоров В. Н., Ефимов Г. К. О ОН и проблема адаптации ее Устава к новым условиям // Государство и право. 1992..

Какие же это права? Что защищает в данном случае международное право и национальное законодательство? Прежде всего, это право пересечения государственной границы при выполнении определенных требований гражданами республики и иностранцами. Например, гражданин Кыргызской Республики имеет право свободно выезжать за пределы Кыргызской Республики и беспрепятственно возвращаться. Ограничение этого права допускается только на основании закона. Другой пример. Кыргызская Республика может предоставлять право убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства по мотивам нарушения прав человека. Это чрезвычайно важная норма, поскольку речь идет об уязвимой категории лиц, вынужденных ввиду угрозы жизни и здоровью покинуть свою страну и искать международной защиты.

Важными правами лиц, пересекающих границу, являются право на свободу и личную неприкосновенность, па обжалование административного и уголовного задержания, на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей и прочее.

Поэтому все действия военнослужащих органов погранконтроля, выходящие за рамки правовых положений, являются неправомочными. Допустим, не пропуск через государственную границу лиц по основаниям, не предусмотренных нашим законодательством. К сожалению, к нарушению прав граждан на свободу выезда иногда побуждают некоторые законодательные формулировки. Так, статья 40 закона КР «О внешней миграции» допускает выезд за границу несовершеннолетних граждан (до 18 лет) нашей республики по нотариально удостоверенному ходатайству законных представителей. Этой статьи придерживается и Управление паспортно-визовой работы МВД при оформлении документов на выезд и органы пограничного контроля при пересечении несовершеннолетними государственной границы Кыргызской Республики. Но выезжающие считают, что для выезда за границу достаточно доверенности, предъявленной в УПВР МВД. Поэтому в пункт пропуска они прибывают без доверенности, что служит основанием для не пропуска их через границу КР. В результате возникает конфликтная ситуация, которая иногда заканчивается в суде.

Заключение

В заключении необходимо отметить что, в международном праве неуклонно возрастает удельный вес норм, ориентированных на человека. Имеются в виду такие аспекты, как согласованные государствами общечеловеческие стандарты прав и свобод личности, обязательные для государств меры по обеспечению прав и свобод и охране их от посягательств, а также предоставление самой личности юридической возможности реализовать и защищать признаваемые права и свободы.

Основу составляет принцип уважения прав человека и основных свобод, предполагающий их всеобщее значение: во-первых, полноту субъективных прав личности с точки зрения их перечня и внутреннего содержания; во-вторых, их распространение на всех людей без какой-либо дискриминации; в-третьих, вовлечение всех государств в соответствующие действия по обеспечению этих прав;

в-четвертых, равно почтительное отношение к основным правам и свободам как в нормальных жизненных ситуациях, так и в условиях чрезвычайного положения либо во время вооруженных конфликтов.

Всеобщая ценность прав и свобод может быть гарантирована только при условии всеобщего характера правового регулирования и правовой защиты.

В современном международном праве и в науке международного права ощутимо стремление к формированию в системе международного права целостного комплекса норм, непосредственно связанных с правами и свободами личности. Этот комплекс однородных норм, объединенных предметом регулирования и базирующихся на принципе уважения прав человека и основных свобод, представляет собой отрасль международного права, для обозначения которой предлагались разные наименования: «международная защита прав человека», «международное сотрудничество в обеспечении прав человека», «права человека и международное право» (либо просто «права человека»). Все эти варианты не подходят для отрасли права, поскольку характеризуют субъективные права, а не право как совокупность норм. А формулировка: «Права человека как отрасль права есть совокупность принципов и норм…» - допускает смешение указанных взаимосвязанных, но не однопорядковых категорий. Ближе к характеристике отрасли выражение «право прав человека», но такое словосочетание вряд ли удачно.

В последнее время для обозначения рассматриваемой отрасли предложен термин «международное гуманитарное право».

Список использованной литературы

1. Бобров Р.Л., МалининС. А. Организация Объединенных Наций (Международно-правовой очерк). Л., 1960;

2. Клеандров М.И. Экономический Суд СНГ: статус, проблемы, перспективы. Тюмень, 1995;

3. Костенко М.Л., Лавренова Н.В. ЕС после Маастрихта: федерация, конфедерация или международная организация? // Государство и право. 1994.

4. Крылов С.Б. История создания Организации Объединенных Наций: Разработка текста Устава ООН (1944-1945 гг.). М., 1960;

5. Крылов Н.Б. Правотворческая деятельность международных организаций. М., 1988;

6. Маргиев В.И. Внутреннее право международных организаций. Владикавказ, 1995;

7. Международные организации / Под ред. И.П. Блищенко. М., 1994;

8. Международные организации системы ООН / Отв. ред. В.Ф. Петровский. М., 1990;

9. Пустогаров В.В. СНГ - международная региональная организация // Российский ежегодник международного права. 1992. СПб., 1994;

10. Семенов В.С. Вооруженные силы ООН. М., 1976;

11. Топорнин Б.Н. Европейские сообщества: Право и институты. М., 1992;

12. Федоров В.Н., Ефимов Г.К. О ОН и проблема адаптации ее Устава к новым условиям // Государство и право. 1992.

13. Фисенко В.Н., Фисенко И.В. Хартия сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств // Московский журнал международного права. 1993.

14. Шибаева Е.А. Право международных организаций: Вопросы теории. М., 1986;

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты