Рефераты

Права ребенка

езолюции имеют важное значение в формировании новых стандартов в области прав человека и уточнении существующих.

В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека.

Проект Декларации прав человека, подготовленный Комиссией был передан через Экономический и Социальный Совет Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН в торжественной обстановке приняла Всеобщую декларацию прав человека. С тех пор эта дата ежегодно отмечается в мире как День прав человека. Международное право/ под ред. В. И. Кузнецова. - М.: Юристъ, 2001. с. 224-227.

Принятие Всеобщей декларации - документа, впервые закрепившего перечень прав и свобод человена, как гражданских и политических, так и экономических, социальных и культурных, - стало важных этапом в развитии международных отношений. Николаинко И. В. Права человека и система ООН. - Киев, 1991. с. 168.

Всеобщая Декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ОООН, и поэтому она носила лишь рекомендационный характер. Естественно, не являясь международным договором, Декларация не может рассматриваться как юридический обязательный документ. В тоже время при оценке юридической силы ее положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором в нормотворческом процессе значительную роль играет и обычай, который формируется в результате международной практики государств и постепенно признается ими в качестве правовой нормы. Подобным образом права и свободы, провозглашенные во Всеобщей Декларации, рассматриваются в настоящее время государствами в качестве юридически обязательных обычных или договорных норм. При этом следует иметь ввиду, что изложенные в Декларации нормы постепенно развиваются, конкретизируются и уточняются в ходе заключения все новых и новых международных соглашений. Хлобустов О. Прва человека: история и современность// Диалог, 1998, №11. с. 17-19.

На сегодняшний день принят обширный комплекс международных соглашений, которые содержат систему принципов и норм, касающихся прав человека. Эти документы, по мнению В. А. Карташкина, делятся на следующие группы:

Первая группа: документы, «которые содержат принципы и нормы, касающиеся прав человека в основном в условиях мира» К ним относятся: Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека и другие акты.

Вторая группа: конвенции о защите прав человека в условиях вооруженных конфликтов. Это главным образом положения Гаагских конвенций 1899-1907 гг. О законах войны.

Третья группа: международные документы, регламентирующие ответственность за преступное нарушение прав человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов.

Это: Нюрнбергский устав, проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

В. А. Карташкин отмечает, что «права человека как отрасль международного права состоит из совокупности принципов и норма, закрепленных во всех трех группах перечисленных международных документов» Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. - М., 1995. - с. 56.

В Европе старейшей и влиятельнейшей организацией, занимающейся защитой прав и свобод человека, является Совет Европы. Его цель, согласно ст. 1 Устава, принятого в Лондоне 5 мая 1949 года, - достижение единения членов для сохранения и осуществления идеалов и принципов, которые «являются их общим наследием и способствует усилению их экономического и социального прогресса».

Сегодня Совет Европы является не только одной из старейших и крупнейших организаций мира, но и авторитетнейшей региональной структурой в деле защиты прав человека.

И это не случайно. Ведь как никакая другая организация, он имеет возможность учитывать большую часть особенностей региона, в том числе и европейское традиционное отношение к проблеме прав человека. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение, под ред. В, А. Туманова. - М., 2000. - с. 116-118.

Конкретным результатом работы этой организации за годы ее существования служит принятие более 180 конвенции, в том числе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Основными источниками европейской системы являются:

1. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);

2. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.);

3. Европейская социальная хартия (1961 г.);

4. Рамочная Конвенция по защите национальных меньшинств (1995 г.) Горшкова С. А. стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. Монография. - М.,: НИМП, 2001, 352 с. - с. 48-53.

В международном плане Всеобщая Декларация послужила источником вдохновения для создания различных международных пактов им договоров о правах человека, в том числе и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Интернационализация прав человека постепенно наметилась по всем европейским странам, несмотря на сдержанность некоторых государств.

Создание Совета Европы представляло собой огромный прорыв в создании международных гарантий прав человека . Это объединение было создано в 50-е годы и явилось результатом идеологического и политического раскола последовавшего за окончанием второй мировой войны и символом которого стала Европа. Существование Совета Европы неразрывно ассоциируется с его главным детищем - Европейской Конвенции о защите прав человека. После бесконечных споров, поправок и согласований торжественное подписание проходило 4 ноября 1950 г. во дворце Барберини под председательством графа Сфорца. На сегодняшний день участниками Европейской Конвенции являются 41 государства. Канада США и Япония подключились к работе Совета Европы в качестве наблюдателей. Европейская Конвенция оказалась наиболее действенной и эффективной системой из всех существующих ныне международных инструментов обеспечения прав человека. Европейская Конвенция дала импульс целому каскаду правовых изменений, преобразивших современное международное право и международные отношения и оказавших глубокое влияние на конституционное развитие современных государств.

Европейская Конвенция впервые закрепила принципы коллективного обеспечения прав человека. Славкина Н. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. - Власть, 2000, №4. с. 43-47.

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

По состоянию на 31 мая 2001 г. 41 государство - член Совета Европы ратифицировало эту Конвенцию (Россия - 1 сентября 1998 г.). Работу в рамках Конвенции осуществляет Европейский комитет по предупреждению пыток.

В основу Конвенции положены два принципа - сотрудничество и строго конфиденциальный характер работы. Ее цель - помочь государствам усилить защиту задержанных, а не их осуждение.

Неправительственные организации могут принимать активное участие в рамках Конвенции, посылая информацию об условиях содержания людей в местах лишения свободы, что является немаловажным фактором при подготовке визитов в государства - члены Совета Европы.

Европейская социальная хартия была задумана как аналог Европейской конвенции по защите прав человека в социальной сфере. За прошедшие десятилетия действие Хартии (с 1961 года) контрольный механизм обеспечения ее соблюдения договаривающимися государствами претерпел некоторые изменения. Новая редакция Хартии содержит более широкий спектр прав и представляет собой более «продвинутый» документ. Так, в ней вводится система подачи коллективных жалоб на нарушения, имеющие отношения к Хартии. Новый механизм позволяет европейским, а при необходимости и местным организациям работодателей и трудящихся, а также неправительственным организациям подавать коллективные жалобы в органы, контролирующие исполнение положений Хартии. В настоящее время этот контроль осуществляет Секретариат Европейской социальной Хартии. Горшкова С. А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. Монография. - М., 2001. - с. 54.

Рамочная конвенция по защите национальных меньшинств принята в 1995 г. и вступила в силу с 1 февраля 1998 г. (для России - с 1 декабря 1998 г.). Эта Конвенция стала первым в истории юридическим обязательным многосторонним документом, посвященным защите национальных меньшинств.

Комитет министров Совета Европы уполномочен наблюдать за осуществлением Рамочной конвенции. Ему помогает Консультативный комитет, члены которого обладают признанной компетентностью в области защиты национальных меньшинств. Саидов А. Х. Общепризнанные права человека, уч. пособие, под ред. А. А. Лукашука. - М., 2002. с. 89.

В рамках Конвенции неправительственные организации (НПО) могут влиять на политику государства - члена в отношении выполнения Рамочной конвенции.

Наряду с Советом Европы проблемами прав человека занимается Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Оно объединяет все государства Западной и Восточной Европы, а также США и Канаду и является самой Крупной региональной организацией. Она была создана в Хельсинки 3 июля 1973 года. В конце 1994 года совещание было преобразовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Вопросы защиты прав человека, рассматриваемые ОБСЕ составляют часть так называемого человеческого измерения ОБСЕ. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение, под ред. В. А. Туманова. - М., 2000. - с. 116-118.

Обязательства в области человеческого измерения, возникшие в рамках ОБСЕ, можно охарактеризовать как всеобъемлющие и далеко идущие, иногда даже «проникающие» по своему характеру. ОБСЕ не только создала стандарты в «традиционной» сфере гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, но и явилась зачинательницей многих начинаний в гуманитарной области, выходящих далеко за пределы достигнутого в традиционных международных документах по правам человека. Горшкова С. А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. Монографии. - М., 2001. - с. 54.

Стремлению Российской Федерации включиться в европейские интеграционные процессы отвечала Заявка на ее выступление в Совет Европы, которая была подана в 1992 г.

Еще до принятия в Совет Европы в стране велась интенсивная работа по приведению российского законодательства в соответствие с европейскими требованиями и международными соглашениями. Именно с того времени на российскую правовую систему усилилось влияние Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которое стало определяющим в связи с подачей заявки России по вступление в Совет Европы (7 мая 1992 года). Саидов А. Х.

Хотелось бы также привести слова В. А. Карташкина, который считает, что после ратификации нашей страной Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Совету Европы и России следует по взаимной договоренности установить строго определенный срок, в течении которого российское законодательство и правоприменительная практика будут приведены в соответствие с европейскими стандартами. Трунцевский Ю. В. Международное право. - М., 2001. - с. 19.

Подводя итоги §1 можно сделать вывод, что в различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод не были одинаковыми. До начала XX века права человека реализовывались внутригосударственным правом. После Первой мировой войны и образования Лиги Наций разрабатываются специальные международно-правовые меры для защиты религиозным, этнических и языковых меньшинств, происходит также заключение целого ряда соглашений, направленных на борьбу с рабством и работорговлей, а также на пресечение торговли женщинами и детьми. Но целью этих соглашений являлось не создание всесторонней системы международной защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых прав человека.

В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Сознание ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН возлагает на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека.

Принятие Всеобщей декларации - документа, впервые закрепившего перечень прав и свобод человека, как гражданских и политических, так и экономических, социальных, культурных, - стало важным этапом в развитии международных отношений. Всеобщая Декларация послужила источником вдохновения и для создания Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод. Существование Совета Европы неразрывно ассоциируется с его главным детищем - Европейской Конвенцией о защите прав человека. Европейская Конвенция рассматривается сегодня как общее достояние европейских народов, синтез прогрессивных национальных демократических завоеваний.

Также основными источниками европейской системы являются:

- Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987);

- Европейская социальная хартия (1961);

- Рамочная конвенция по защите национальных меньшинств (1995).

§2. Восстребованность правового оформления прав человека и ребенка

В научной и монографической литературы по теории государства и права вопросы, касающиеся института прав человека, рассматривались как общечеловеческая, общесоциальная, общефилософская концепция.

В условиях развития межгосударственных отношений, экономических связей и коммуникационных систем создаются более эффективные возможности совершенствования не только норм международного права, но и успешного осуществления внутригосударственных правовых реформ. Права человека как общепризнанный международный правовой стандарт в определенных, благоприятных для них условиях могут становится в государстве формально-юридическим источником правовой нормы, не только провозглашаемой, но и реализуемой на практике. Курс международного права. Т6. Отрасли международного права, отв.ред. Н. А. Ушаков. - М., 1992. с.166-168.

Не случайно, что внутригосударственные отношения в области прав человека стали непосредственным объектом международно-правового регулирования. Это регулирование особенно заметно не только в ООН, но и в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Развитие современных международных отношений убедительно свидетельствует о том, что внутригосударственные отношения в области прав человека стали объектом международно-правового регулирования. Это регулирование, как отмечалось, особенно в рамках Совета Европы и ОБСЕ охватывает многие новые аспекты этих отношений, и государства берут на себя конкретные юридические обязательства по обеспечению основных прав и свобод человека, что способствует обеспечению стабильности и устойчивости правопорядка. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития под ред. Е. А. Лукошевой. - 2000. с. 263

Изучение проблемы взаимоотношения норм международного и внутригосударственного права в настоящее время является одной из актуальных задач в контексте обеспечения защиты общечеловеческих ценностей. С учетом понимания возрастания роли примата международного права в межгосударственных отношениях требуются новые подходы и к оценке его соотношения с национальным законодательством, а также к направлениям совершенствования механизмов имплементации международных стандартов, в том числе в области прав человека, во внутригосударственные нормы. Анисимов Л. Н. Имлементация норм международного права в национальное законодательство. - М., 1991. с. 110.

Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей. Еще до образования ООН, права детей рассматривались, в основном, в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

В связи с этим Лига Наций в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка. Дети, их благополучие и права, всегда находились в центре внимания ООН с момента ее создания в 1945 году, одним из первых актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в данное время является главным механизмом международной помощи детям. Азаров А., Роитер В. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. - М., 2000. с. 96.

Детский фонд ООН учрежден на 1-й сессии Генеральной Ассамблеи (резолюция 57 (I) от 11.12.46 г.) первоначально под названием «Международный чрезвычайный фонд помощи детям (ЮНИСЕФ)» для удовлетворения чрезвычайных нужд детей в послевоенный период в Европе и Китае в продовольствии, лекарствах и одежде. В 1950 г. Ассамблея изменила основное направление деятельности Фонда, переключив его на программы долгосрочной помощи детям в развивающихся странах.

На 8-й сессии Генеральная Ассамблея постановила (резолюция 802 (VIII) от 06.10.53 г.), что ЮНИСЕФ должен продолжать свою деятельность в течении неопределенного периода времени, его название было изменено на Детский фонд ООН, но известный акроним «ЮНИСЕФ» был при этом сохранен. Международные организации системы ООН: Справочник, сост. А. А. Титаренко. - М., 1990. - с. 67.

ЮНИСЕФ - это единственная организация ООН, деятельность которой посвящена исключительно детям. ЮНИСЕФ работает ради защиты, выживания и развития ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

ЮНИСЕФ в настоящее поддерживает программы, направленные на улучшение жизни детей повсюду, особенно в развивающихся странах. Организация Объединенных Наций: Основные факты: Справочник. - М., 2000.

ЮНИСЕФ предоставляет главным образом три вида помощи:

- оказывает содействие в составлении планов и программ помощи детям;

- предоставляет материалы и оборудование для осуществление этих программ;

- предоставляет средства для подготовки персонала в основном в самых развивающихся странах. Международные организации системы ООН: Справочник, сост. А. А. Титаренко. - М., 1990. - с. 67.

В сотрудничестве с другими учреждениями ООН, правительственными и неправительственными организациями ЮНИСЕФ содействует программам по предоставлению дешевых услуг на общном уровне в области оказания первичной медицинской помощи, питания, начального образования, очистки воды и улучшения санитарных условий, ликвидации гендерного неравенства и развития. Организация Объединенных Наций: Основные факты: Справочник. - М., 2000.

Помощь со стороны ЮНИСЕФ осуществляется по просьбе правительств по программам, утверждаемым правлением ЮНИСЕФ как на краткосрочной так и на долгосрочной основе.

ЮНИСЕФ отстаивает соблюдение прав человека в отношении всех детей, особенно девочек. ЮНИСЕФ также продолжает оказывать неотложную помощь и проводить восстановительные работы в случае чрезвычайных происшествий. Организация Объединенных Наций: Основные факты: Справочник. - М., 2000.

Штаб-квартира ЮНИСЕФ находится в Нью-Йорке. Он также имеет региональные отделения в Абиджане, Бангкоке, Бейруте, Дели, Женеве, Лагосе…

В 1965 году ЮНИСЕФ был награжден Нобелевской премией мира. Международные организационные системы ООН: Справочник, сост. А. А. Титаренко. - М., 1990. - с. 67.

В приятой ООН в 1948 году Всеобщей Декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой помощи. См. также: Всеобщая декларация прав человека. ОБЖ, 1998, №2. с. 3-7.

Время и продолжающиеся ухудшение положения детей, потребовали от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, как это имело место в Декларации, а на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав.

За тридцать лет после принятия ООН Декларации прав ребенка многие представления изменились, сложились новые понятия и концепция прав детей приобрела более широкий характер. Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции прав ребенка. - М., 2000. с. 3-27 Потребность в придании правам детей более высокого юридического статуса с особой силой проявилась в ходе подготовки к Международному году ребенка, который отмечался 1979 году. В этом же году Комиссия ООН по правам ребенка приступила к созданию проекта Конвенции. Инициатором этого начинания была Польша, а председателем рабочей группы, которая длительное время готовила проект Конституции, был польский профессор Адом Лопатка. Шнекендорфт З. К. Приоритет, достойный человечества. - Педагогика, 1999, №8. с. 60-69.

Десять лет с 1979 по 1989 год, комиссия по правам человека, в которой участвовали юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира разрабатывали этот проект. Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка. Омск, 2000. с. 3-27.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах детей. Событие это настолько важное и значимое, что многие публицисты и общественные деятели стали называть Конвенцию великой хартией вольностей для детей мировой конституцией прав ребенка. Шнекендорфт З. К. Права ребенка в законодательных актах. - История, 1997, №40. с. 1-3

С целью привлечь внимание мирового сообщества к Конвенции, вопросам защиты прав ребенка ООН провела в 1990 году Всемирную встречу на высшем уровне в интересах детей. В ней участвовали 71 президент и премьер-министров государств и правителей мира, чтобы своим авторитетом поддержать идеи Конвенции о правах ребенка. Роль Секретариата, обеспечивающего подготовку и организации встречи, выполнил ЮНИСЕФ.

Участники встречи приняли Всеобщую декларацию об обеспечении выживания, защиты им развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы. Главы 159 делегаций приняли решение попытаться покончить к 2000 году с детской смертностью и недоеданием в их современном масштабе, обеспечить элементарные гарантии нормального физического и нравственного развития детей во всем мире. Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка. Омск, 2000. с. 3-27

В числе конкретных целевых заданий были обязательства: сокращение на одну треть смертности детей в возрасте до5 лет, сокращение наполовину числа случаев материнской смертности, случаев острого и умеренного недоедания среди детей в возрасте до 5 лет; обеспечение всех семей питьевой водой и нормальными санитарными условиями; обеспечить базовое образование для всех детей и полное начальное образование по меньшей мере для 80 % из них. Защита многих миллионов детей, находящихся в особо трудных условиях, а также признание и соблюдение во всех странах Конвенции о правах ребенка и другие конкретные цели. Шнекендорфт З. К. Приоритет, достойный человечества. - Педагогика, 1999, №8

Принятие Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и Плана действий по ее осуществлению, это не только совместное обязательство, это выдающийся документ, свидетельствующий о создании нового нравственного критерия в мировом сообществе. Суть его в том, чтобы дети в первую очередь пользовались плодами успехов человечества и в последнюю очередь страдали от его неудач, в том, что уровень цивилизации общества, его гуманность будет определяться тем, как общество защищает своих детей и заботится о них. В этом же суть новой этики в отношении детства, провозглашенной на этой встрече. Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка. Омск, 2000 с. 3-27

Конвенция не дает конкретных показателей и это трудно сделать, так как существуют различные условия, возможности и традиции в разных странах. Конвенция определяет общие стандарты, нравственные и правовые нормы, которые способствуют политике в защиту детства.

Каждая страна, с учетом этих мировых стандартов и своих возможностей, совершенствует национальное законодательство, осуществляет практическую деятельность в интересах детей в соответствии с конкретными требованиями Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и Плана действия по осуществлению этой декларации. Хлобустов О. Права человека: история и современность - Диалог, 1998, №4. с. 17-19

Особого внимания заслуживает альтернативный доклад российских неправительственных организаций (НПО), предоставленный в Комитет ООН по правам ребенка независимо от официального государственного документа.

В настоящее время Россия обязана периодически предоставлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ. Конвенция о правах ребенка, механизмом реализации положений которой является Комитет - универсальна.

По итогам рассмотрения представленного государством доклада, альтернативных докладов неправительственных организаций и ответов государства на дополнительно поставленные вопросы. Комитет выносит рекомендации по усовершенствованию ситуации с правами ребенка в России и особой защите отдельных категорий детей. Россия уже предоставила в Комитет два Доклада (1993, 1995 гг.) по итогам рассмотрения которых были вынесены соответствующие рекомендации. Защита прав граждан и юридических лиц в Российском и зарубежном праве (проблемы теории и практики). - М., 2002. - с. 92.

Совершенствование механизма осуществления норм международного права - главная цель, которую должна преследовать Россия, интегрируя в международное сообщество.

Эффективность этой функции государства может быть достигнута посредством решения двух наиболее важных задач:

1) достижение мобильности механизмов интеграции посредством правовых и организационных инструментов;

2) совершенствование методов «вживания» международных стандартов в России по всех направлениям. Тунцевский Ю. В. Международное пенитенциальное право. - М., 2001. - с.20.

Главная мысль альтернативного доклада: причины трагического положения, в котором оказались многие из 36 миллионов российских детей, в первую очередь не экономические, а организационные.

Они заключаются в ставшем традиционным в нашей стране разделении ответственности за ребенка между различными министерствами и департаментами, не способными согласовать свою работу по оказанию помощи конкретному ребенку; в отсутствии эффективных меъханизмов контроля, которые бы заставили персонал органов исполнительной власти и государственных учреждений выполнять свои прямые обязанности по защите прав детей и др.

Для формирования общественного мнения вокруг проблемы детства, эффективного осуществления контроля за соблюдением прав детей, содействия их защите в ряде стран мира учрежден институт уполномоченных - комиссаров по правам ребенка. Это новое, но быстро развивающееся явление в правозащитной практике. С 1998 года в пяти регионах России Министерством труда и социального развития при поддержке Детского фонда ООН - ЮНИСЕФ, учреждены региональные уполномоченные по правам ребенка.

Подводя итог вышеизложенному можно сделать вывод, что в результате демократических движений за реформы в XIX веке государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей.

В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую декларацию прав ребенка. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи ООН в 1945 году было создание Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). А в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. В декларации было провозглашено 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровне. Со временем появилась необходимость в принятии нового документа мирового сообщества, т.к. за 30 лет после принятия ООН Декларации многие представления изменились, сложились новые понятия и концепция прав детей приобрела более широкий характер. Потребность в придании правам детей более высокого юридического статуса проявилась в принятии Конвенции о правах ребенка (20 ноября 1989 г.).

Также в поддержку Конвенции в 1990 году в Нью-Йорке состоялась Всемирная встреча, глее была принята Всеобщая декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой декларации. Принятие Декларации и Плана действий по ее осуществлению, это не только совместное обязательство, но и документ, свидетельствующий о создании нового нравственного критерия в мировом сообществе.

Вывод по Главе I

В данной главе описаны этапы развития теории прав человека в международном плане и необходимость правового оформления прав человека и ребенка. Становление международного права и отношений. Если до начала XX века права человека регулировались лишь внутригосударственным правом, то в дальнейшем своем развитии государств появляется необходимость в разработке и принятии международно-правовых мер для защиты различных меньшинств и заключении соглашений, направленных в целом на защиту прав и свобод человека.

Образование Лиги Наций - начало развития и становления международных отношений, но целью всех достижений явилось лишь обеспечение некоторых прав человека. После Второй мировой войны происходит создание Организации Объединенных Наций, провозглашение Устава ООН, ряда необходимых международных документов, а также Всеобщей Декларации о правах человека в 1948 году и Европейской Конвенции о защите прав человека в 1950 году.

Приятая в 1948 году в качестве стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы и все государства, Всеобщая декларация сегодня является одним из основных источников права, служит моделью, которая широко используется многими странами для разработки конституций, различных законов и документов, относящихся к правам человека. В декларации отмечается, что дети должны быть объектом особой помощи.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Основной тезис состоял в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Декларация призывала родителей и отдельных лиц, все организации, власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и достоинства.

Время и продолжающееся ухудшение положения детей, потребовало от мирового сообщества принятие нового документа, в котором на основе юридических норм фиксировались меры защиты прав детей.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция свела в один документ права ребенка, которые раньше можно было отыскать только путем изучения большого числа документов, относящихся к различным областям права.

Глава II. Процесс стандартизации прав человека и ребенка в международном и российском праве

§1. Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка

Международные документы, в том числе Ио правах человека, условно можно разделись на 2 большие группы: Декларации и Конвенции.

Декларация (с лат. - провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения.

Конвенция (с лат. - договор, соглашение) соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Международное право: Учебник для ВУЗов, под ред. В. И. Кузнецова. - М.: Юристъ, 2001. с. 227

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. См. также Всеобщая декларация прав ребенка. Сб. нормативных документов по правам человека, 1994 г.

Основной ее тезис состоял в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В ней были провозглашены 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призывала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и достоинства. Она оказывала значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира.

В принятой ООН 1948 года Всеобщей Декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи. Этот тезис прозвучал в Международном пакте экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), во всенародном пакте о гражданских и экономических правах (в частности, в статье 23 и 24), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.

В 1989 году 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира.

Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Конвенция идет дальше Декларации в том, что государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет, на основе общих для всех прав, каждому государству выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер. Шнекендорфт З. К. Права ребенка в законодательных актах. - История, 1997, №40. с. 1-3

Конвенция - документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально депривилегированных группах детей: Общая теория прав человека: Учебник, под ред. Е. А. Лукашевой. - М.: изд-во НОРМА, 1995. с. 417. сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.

Конвенция - правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка. Аширова Э. День защиты без детей// Российская газета, 2002, 1 июня. С. 1-7.

Основная идея Конвенции заключатся в наилучшем обеспечении интересов ребенка, Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Шнекендорфт З. К. Приоритет, достойный человечества. - Педагогика, 1999, №8. с. 60-69.

Конвенция утверждает ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов. Косова О. Особенности международного усыновления. - Законность, 2001, №1. с. 16-19.

Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Конвенция о правах ребенка. Документы ООН о детях, женщинах, образовании. - М., 1995. с.3-7.

Конвенция утверждает, что свобода необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища, но и предоставления всегда этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям. См. полный текст Конвенции о правах детей. - Педагогика, 1993, №10.

Для конкретного восприятия текста Конвенции, который насыщен юридическими и другими специальными терминами, можно воспользоваться Методическими рекомендациями Министерства образования РФ, которые дают краткую и схематичную структуру этого уникального и исторического документа.

Они рекомендуют следующую последовательность рассмотрения содержания Конвенции.

Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой области.

Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» (каждое человеческое существо до достижения 18 лет); утверждают один из основных принципов Конвенций - приоритетность интересов детей перед интересами общества.

Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство; сохранение своей индивидуальности; ответственность и обязанности родителей.

Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на выражение своих взглядов, мнения, на свободу мысли, совести и религии.

Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных актах.

Статьи 20-26 определяют перечень прав детей особо депривилегированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям.

Статьи 28-31 излагают право ребенка на образование, в том числе получение бесплатного и обязательного начального.

Статьи 32-36 - определяют права ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации.

Статьи 37-40 устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления.

Статьи 41-45 относятся ко II части Конвенции и определяют способы информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию.

Статьи 46-54 относятся ко III части Конвенции и определяют процедурно-правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенции ООН. Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка. - Омск, 2000. с. 3-27.

Важным документом является «Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях», которая была принята резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1986 года. В ней говорится:

«Генеральная Ассамблея, ссылаясь на Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ссылаясь также на Декларацию прав ребенка, которую она провозгласила в своей резолюции 1386 (XIV) от 20 ноября 1959 года, вновь подтверждая принцип 6 этой Декларации, который предусматривает, что ребенок должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности, будучи озабочена большим числом детей, оставленных родителями или ставших сиротами в результате насилия, внутренних беспорядков, вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, экономических кризисов или социальных проблем, учитывая, что во всех процедурах передачи детей на воспитание или их усыновления первостепенное значение имеет наилучшее обеспечение интересов ребенка, признавая, что в основных правовых системах мира существуют различные общественно полезные альтернативные институты, такие, как кафала в мусульманском праве, которые предусматривают замену семенное заботы о тех детях, о которых не могут заботиться их собственные родители, признавая далее, что лишь в тех случаях, когда во внутреннем праве государства признан и регулируется какой-либо конкретный институт, будут применяться положения настоящей Декларации, касающиеся данного института, и что эти положения никоим образом не будут затрагивать существующие альтернативные институты в других правовых системах, сознавая необходимость провозглашения универсальных принципов, которые следует принимать во внимание в тех случаях, когда установлены процедуры, касающиеся передачи ребенка на воспитание или его усыновления на национальном или международном уровнях, учитывая, однако, что изложенные ниже принципы не налагают на государства обязательства по созданию таких правовых институтов, как передача на воспитание или усыновление» и провозгласила основные принципы, касающиеся:

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты