Рефераты

Права ребенка

общего благополучия семьи и ребенка;

* передачи детей на воспитание;

* усыновления.

Частным документом, касающимся определенных аспектов проблем несовершеннолетних, является также Резолюция 45/112 «Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних», принятая 14 декабря 1990 года. Это так называемые «Эр-Риядские руководящие принципы»:

1. Предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Участвуя в законной, социально полезной деятельности и вырабатывая гуманистический взгляд на общество и жизнь, молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность.

2. Для того чтобы предупреждение преступности среди несовершеннолетних было эффективным, необходимы усилия всего общества в целом в целях обеспечения гармоничного развития подростков при уважении к их личности и поощрении ее развития с раннего детства.

3. Для целей толкования настоящих Руководящих принципов должна проводиться ориентация на нужды детей. Молодые люди должны играть активную роль в обществе и быть его полноценными участниками и не должны рассматриваться лишь как объекты для подготовки к жизни в обществе или контроля.

4. При осуществлении настоящих Руководящих принципов в соответствии с национальными правовыми системами в центре внимания любой программы предупреждения преступности должно быть обеспечение благосостояния молодежи с раннего детства.

5. Следует признать необходимость и важность осуществления прогрессивной политики предупреждения преступности среди несовершеннолетних, а также необходимость и важность систематического изучения и выработки мер. При этом следует избегать криминализации и наказания ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим. Такая политика и меры должны предусматривать:

* обеспечение возможностей, в частности возможностей в области получения образования, для удовлетворения различных потребностей молодежи и создания системы поддержки, обеспечивающей развитие личности всех молодых людей, и особенно тех, кто явно находится под угрозой или в социально опасном положении и нуждается в особой заботе и защите;

* специальные теории предупреждения преступности среди молодежи и подходы к этому вопросу, основанные на использовании законов, процессов, учреждений, средств и системы услуг, направленных на сокращение причин необходимости и возможности совершения правонарушений или ограничение условий, ведущих к этому;

* вмешательство официальных органов, которое должно осуществляться, в первую очередь, с учетом общих интересов несовершеннолетнего и на основе беспристрастного и справедливого подхода;

* обеспечение благополучия, развития, прав и интересов всех молодых людей;

* учет того, что поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста и что, как правило, по мере взросления поведение большинства индивидов самопроизвольно изменяется,

* осознание того, что, по преобладающему мнению экспертов, определение молодого человека как "нарушителя", "правонарушителя" или "начинающего правонарушителя" во многих случаях способствует развитию устойчивого стереотипа нежелательного поведения у молодых людей.

6. Для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, особенно в тех местах, где еще не создано никаких учреждений, необходимо разрабатывать общинные службы и программы. Официальные учреждения социального контроля должны использоваться лишь в крайних случаях. Труниевский Ю. В. Международное пенитенциарное право. - М., 2001. - с. 32.

Комитет по правам ребенка -- договорной орган, учрежденный в соответствии с положениями самой Конвенции (статья 43) для того, чтобы контролировать соблюдение государствами их обязательств по данному договору. Комитет, состоящий из 10 независимых экспертов, выбираемых государствами-участниками (т. е. теми, которые ратифицировали Конвенцию), ежегодно проводит трехмесячные сессии, в основном в Женеве. В связи с рабочей нагрузкой Комитета в настоящее время государства-участники рассматривают вопрос о принятии поправки к Конвенции, предусматривающей увеличение членского состава с 10 до 18. Комитет рассматривает доклады, которые обязаны представлять государства, вместе с другой информацией из надежных источников. Эта контрольная функция Комитета осуществляется без конфронтации в обстановке конструктивного диалога и международной солидарности. Такой подход соответствует двум реалиям: во-первых, контрольная функция Комитета имеет ограниченное непосредственное воздействие, поскольку в его функции не входит применение санкций; во-вторых, многие страны не располагают достаточными возможностями, чтобы полностью соблюдать положения Конвенции без технической и финансовой помощи. Эта нацеленность на конструктивный диалог поощрила многие страны ратифицировать Конвенцию и в максимальной степени способствовала увеличению ее потенциального воздействия.

В официальном процессе контроля участвуют и неправительственные организации. В какой-то мере это отражает тот факт, что данные организации предпринимали активные усилия для содействия осознанию необходимости этой Конвенции. Кроме того, во время подготовки проекта Конвенции признанные международные и неправительственные организации внесли существенный вклад в подготовку ее текста. Для координации своих усилий большинство из них объединились в отдельную группу, которая и далее содействует осуществлению Конвенции. Группа неправительственных организаций вместе с ЮНИСЕФ в настоящее время является одним из самых близких партнеров Комитета.

Комитет, действительно, в значительной мере полагается на неправительственные организации, и особенно на национальные организации и "национальные коалиции", создающиеся во все большем числе стран. Все они не только предоставляют информацию, дополняющую доклады государств, и распространяют выводы и рекомендации, которые готовит Комитет после рассмотрения этих докладов, но и способствуют воплощению их в жизнь.

Таким образом, можно сделать вывод, что международное сообщество впервые в мировой истории разработало документы (Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка), в которых отражены общечеловеческие ценности, основные права и свободы человека, являющиеся международными стандартами.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, 10 социальных и правовых принципов.

Декларация прав ребенка оказала в свое время значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира. В ходе подготовки к Международному году ребенка, который отмечался в 1979 году проявилась потребность в придании правам детей силы норм договорного права. В 1989 году была принята Конвенция прав ребенка. Конвенция имеет равное значение для народов во всех регионах мира. Государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей. И поскольку Конвенция содержит различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств - это дает основание утверждать, что Конвенция носит универсальных характер. Конвенция о правах ребенка есть составная часть единой системы международных документов о правах человека.

Другим важным документом в области защиты детей является «Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передачи детей на воспитание и их усыновлением на национальном и международном уровне» от 3 декабря 1986 г.

Частным документом, касающимся определенных аспектов проблем несовершеннолетних являются так называемые «Эр-Риядские руководящие принципы» от 14.12.1990 г.

Комитет по правам ребенка - договорной орган, учрежденный в соответствии с Конвенцией о правах детей (ст. 43), для того, чтобы контролировать соблюдение государствами их обязательств по данному договору.

§2.Процесс закрепления в российском законодательстве международных стандартов о правах ребенка

Конвенция не дает конкретных показателей и это трудно сделать, так как существуют различные условия, возможности и традиции в разных странах. Конвенция определяет общие стандарты, нравственные и правовые нормы, которые способствуют политике в защиту детства. Каждая страна, с учетом этих мировых стандартов и своих возможностей, совершенствует национальное законодательство, осуществляет практическую деятельность в интересах детей в соответствии с конкретными требованиями Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и Плана действий по осуществлению этой декларации. Шнекендорфт З. К. Права ребенка в законодательных актах. - История, 1997, №40. с. 1-3.

13 июня 1990 года Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 года вступила в силу для Российской Федерации как правопреемника. Правительство РФ, подписав международные документы ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей, взяло на себя обязательство не только самому принимать соответствующие акты, но и поощрять правительственные и неправительственные организации в регионах к подготовке программ в интересах детства. Желаннова А. Права ребенка и советская педагогика// История, 1997, №40. с. 33.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года № 543 «О первоначальных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» и Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 августа 1993 года № 848 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» была разработана Федеральная целевая программа «Дети России». Она одобрена Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 9 сентября 1993 года №999 «О федеральной программе «Дети России» и включено в перечень программ, принимаемых к финансированию из Федерального бюджета.

Целью данной программы является создание условий для нормального развития детей, находящихся в особо сложных условиях, обеспечения их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ. В состав Федеральной программы «Дети России» входят федеральные целевые программы:

«Дети-инвалиды» направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными способностями, возможностями и семей, в которых они воспитываются. Создание условий для независимой жизни этой части населения, решение медико-санитарных, социально-экономических и нравственных проблем детей-инвалидов, создание системы реабилитации таких детей, организации разработки и выпуска изделий, необходимых для нормальной жизнедеятельности и адаптации в обществе.

Программа «Дети-сироты» включает комплекс мер по созданию наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке: предупреждению причин появления социального сиротства, развитию форм устройства детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, развитию кадровой и материальной базы этих учреждений, совершенствованию медицинского обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Программа «Планирование семьи» ориентирована на создание системы, обеспечивающей население знаниями вопросов планирования семьи; разработку новых подходов к обучению подростков, их родителей по вопросам сексуального и репродуктивного поведения, этике семейно-брачных отношений; усилений ответственности семьи и школы за половое воспитание подростков; организацию службы с профессионально подготовленными кадрами по вопросам планирования семьи и обеспечения ее современным оборудованием, средствами контрацепции в нужном объеме и ассортименте; активизацию научных исследований по проблеме планирования семьи с учетом региональных и национальных особенностей.

Программа «Дети Чернобыля» нацелена на снижение воздействия на детей неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы. Она включает комплекс мер по улучшению качества жизни, медицинской, психологической и реабилитационной помощи детям и женщинам, проживающим на территориях, подвергшихся радиоактивному воздействию; по обеспечению правовой и социальной защиты детей, беременных женщин и кормящих матерей; укреплению материально-технической базы детских лечебно-профилактических, школьных и дошкольных учреждений.

Программа «Дети Севера» нацелена на обеспечение защиты интересов детей, живущих на Севере, в первую очередь детей малочисленных народов, создание условий для достижения нормального уровня жизни и представления для них равных стартовых возможностей, удовлетворения их потребностей в физическом, психологическом им социальном развитии в течение всего периода социализации.

Позднее в состав Федеральной программы «Дети России» были включены также: «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев».

В содержание этой государственной программы входят акты, направленные на улучшение воспитания подрастающего поколения, на противодействие развитию криминальных тенденций в среде несовершеннолетних (Указ Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав»); о поддержке детей, лишившихся родительского попечения, приемных семей, решение ряда вопросов усыновления детей (Положение о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой) и др.

Государственная программа стала стимулом для подготовки разнообразных региональных и территориальных социальных программ и планов, предусматривающих дополнительные меры поддержки семей с детьми, самих детей. Именно через региональные и территориальные программы реализуется принципы адресности и целенаправленности социальной работы. Некоторые из них, которые учитывают климатические, экологические, демографические, экологические, социально-экономические особенности и специфику проживания:

«Дети Москвы», «Дети Прикамья», «Дети Мордовии», «Дети Липецкой области» и многие другие. Во многих регионах созданы целевые программы: «Охрана здоровья матери и ребенка», «Планирование семьи», программы семейной политики, реформирования образования и ряд других. См. также: Постановление Правительства РФ «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка…» от 23.08.1993 . Прехиденская программа «Дети России»

Постановлением Правительства РФ в августе 1993 года создана Комиссия по координации работы, связанной с политикой в интересах детей. В целях формирования единой государственной политики был разработан Национальный план действий в интересах детей в РФ, утвержденный Указом Президента от 14 августа 1995 года №942. Порядок и источники финансирования соответствующих расходов определяет Министерство социальной защиты населения по согласованию с Министерством финансов.

Достижение целей, определенных в Национальном плане, ежегодно отражается в Государственном докладе о положении детей в РФ. Осуществление Национального плана ведется в нескольких направлениях: законодательство, охрана здоровья детей, социально-правовые гарантии детей-инвалидов, образование, государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений, защита трудовых прав несовершеннолетних, усиление гарантий прав детей в семейных отношениях, усиление защиты несовершеннолетних от преступных посягательств и др. Национальный План действий в интересах детей в РФ. Утвержден Указом Президента РФ 14.08.1995. с. 42.

29 декабря 1995 года принят новый Семейный кодекс РФ. См. также Семейный кодекс РФ.

В нем предусмотрено существенное усиление гарантий прав детей в семейных отношениях в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, выделена специальная глава «Права несовершеннолетних». В духе Конвенции решен вопрос о праве ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих, вплоть до обращения несовершеннолетнего в суд по достижении им возраста 14 лет. Предусмотрено обязательное согласие ребенка, достигшего 10 лет, при решении вопроса об изменении его имени, отчества при усыновлении и при его отмене. Согласие 10-летноего ребенка требуется также при восстановлении в родительских правах родителей, ранее лишенных этих прав, а также для усыновления и передачи ребенка, оставшегося без родительского попечения, в приемную семью.

Ребенку предоставлено право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также право быть заслушанным в ходе любого судебного и административного разбирательства. В Кодекс включена глава о приемной семье (гл. 21) - принципиально новой форме устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без родителей. Шнекендорфт З. К. приоритет, достойный человечества. - Педагогика, 1999, №8. с. 60-69

См. также Семейный Кодекс РФ.

Активизировалась законотворческая деятельность в субъектах РФ. Кроме многочисленных постановлений глав администрации краев и областей правительств республик о мерах по выполнению федеральных законов, на местах разрабатываются и принимаются в пределах их компетенции законодательные акты, направленные на усиление социально-правовой защиты детей.

Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ См. подробнее: Гражданский Кодекс РФ часть I и Семейным кодексом РФ. См. подробнее: Семейный Кодекс РФ.

Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:

1. К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.

2. Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.

3. К третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности.

4. Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей.

5. Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

6. И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

При рождении ребенка между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения. Один из этих отношений регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей, другие - нормами права, в частности, нормами семейного права, которое устанавливает условия и порядок вступления в брак и его прекращения, регулирует личные имущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, могут быть личными и имущественными. Личными являются такие права детей, как право на жизнь и воспитание в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу, право на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства. За ребенком закреплено и такое право, относящееся к личным, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.

К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их замещающих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет, то в суд.

Закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно об угрозе жизни или здоровья ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семьи любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

Более того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего возраста десять лет.

Мнение ребенка, достигшего 10 лет, является обязательным при решении в суде вопроса о восстановлении в родительских правах. Согласие ребенка является обязательным условием для подготовительного решения этого вопроса.

Согласие ребенка, достигшего возраста десять лет, требуется и для решения вопроса об усыновлении, решении вопроса об имени, отчестве и фамилии усыновленного ребенка, о производстве записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных с отменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью.

Таким образом, можно говорить о том, что в действующем семейном законодательстве РФ представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет (совершеннолетия).

Статья 60 Семейного кодекса РФ закрепляет имущественные права ребенка. В частности, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса РФ, определяющим дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и дееспособность малолетних.

В частности, статья 26 ГК предусматривает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей -родителей, усыновителей или попечителя.

Несовершеннолетний может заключить какую-либо сделку, а затем законные представители письменно должны одобрить ее, если этого не происходит, то сделка признается недействительной.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителей:

1) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;

2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

3) в соответствии с законом вложить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки.

По достижении 16 лет несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов. По всем сделкам, заключенным в соответствии с законом, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность. А при наличии достигших основании несовершеннолетний в этом возрасте может быть ограничен или лишен права самостоятельного распоряжения своим заработком, стипендией и иными доходами и будет иметь возможность делать это лишь при согласии своих законных представителей. Необходимость такого ограничения может быть вызвана различными причинами: неразумная трата средств, расточительство, увлечение азартными играми и т.п. Однако сделать это может только суд, по ходатайству родителей, усыновителей или попечителей либо органов опеки и попечительства.

Статья 28 Гражданского кодекса предусматривает дееспособность малолетних, т.е. несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет. По общему правилу, сделки за этих лиц могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Малолетние в возрасте от шести до 14 лет вправе самостоятельно совершать:

1) мелкие бытовые сделки;

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителям или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Таким образом, малолетний в возрасте от 6 до 14 лет сам может получить в дар имущество, если исходя из стоимости подарка, соответствующий договор не должен быть нотариально удостоверен или пройти государственную регистрацию. Следовательно, только родители (усыновители, опекуны) имеют право принять в дар от имени ребенка земельный участок, дом, квартиру, другое недвижимое имущество, поскольку в соответствии с действующим гражданским законодательством (ст.ст. 164, 57 ГК РФ) такие сделки подлежат обязательной государственной регистрации.

Вместе с тем малолетний имеет право заключить договор на безвозмездное пользование любым имуществом на срок до одного года, поскольку заключение такого договора требует лишь простой письменной формы; взять напрокат велосипед (самокат) или другую вещь и доплатить за это деньги, подаренные ему кем- либо; фактически принять наследственное имущество, тем, что свидетельство о праве на наследство от его имени получит у нотариуса его законный представитель.

В семейном законодательстве РФ закреплено правило, в соответствии с которым, ребенок не имеет права на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию (ст. 60 Семейного законодательства РФ).

Наличие личных и имущественных прав несовершеннолетних необходимо для надлежащего процесса их воспитания в семье. Воспитание понимается нами как процесс взаимодействия между взрослыми и детьми, и чем в большей мере будет осуществляться такое взаимодействие, тем эффективнее будет проходить процесс воспитания, а действующие правовые нормы можно рассматривать как необходимые условия для надлежащего (эффективного) процесса воспитания ребенка в семьи.

Именно поэтому действующее семейное законодательство исходит из положения, в соответствии с которым родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Именно родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Именно родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст.63).

В первую очередь на родителей действующее законодательство возлагает обязанность по защите прав и интересов детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Для осуществления функций по защите прав и интересов детей родителям не нужно никаких специальных полномочий.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Это требование закона чаще всего выполняется большинством родителей, которые добровольно предоставляют средства на содержание своих детей, на обеспечение их всем необходимым для жизни. Если же эта обязанность добровольно не исполняется, то родители принуждаются к уплате алиментов на основании решения суда.

Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей. Поэтому, если, например, дети (ребенок) проживают с матерью, иск о взыскании алиментов предъявляется отцу. Если же дети находятся с отцом, то такой иск может быть предъявлен матери. Бывают случаи, когда дети находятся на воспитании у других лиц (у деда, бабушки, тети, дяди и т.п.). В этих случаях у этих лиц есть право взыскать алименты с обоих родителей.

Алименты с родителей на несовершеннолетних детей взыскиваются судом ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей половины заработка и (или) иного дохода родителей. В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841 удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения) и дополнительного вознаграждения, как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной и натуральной форме.

Закон предусматривает возможность взыскания алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме (ст. 83 Семейного кодекса РФ). В этом случае размер алиментов должен быть определен, исходя из максимального возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других обстоятельств, влияющих на условия жизнедеятельности несовершеннолетнего.

В соответствии с действующим законодательством средства на содержание несовершеннолетних детей, взыскиваемые с родителей в судебном порядке, присуждаются до достижения детьми совершеннолетия. Однако, если несовершеннолетний, на которого по судебному приказу или по решению суда взыскиваются алименты, до достижения им возраста 18 лет приобретает дееспособность в полном объеме (п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 27 Гражданского кодекса РФ), выплата средств на его содержание в соответствии с п. 2 ст. 120 Семейного кодекса РФ прекращается.

Многие дети по разным причинам становятся сиротами. Такие дети всегда волновали общество. Действующее семейное законодательство предусматривает возможность воспитания таких детей в приемной семье. Такую семью могут создать муж и жена, у которых есть свои дети. Они берут в семью на воспитание сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению специалистов в такой семье общее количество детей не должно быть более восьми человек. Возможность создания приемной семьи предоставляется и бездетным родителям. Вместе с тем семьи, в которых отсутствует один из родителей (неполные) не могут создавать приемную семью.

Приемная семья - это не усыновление. Родители в данном случае выступают как воспитатели, это является их основной работой, за которую они получают заработную плату.

Родители-воспитатели, желающие взять детей в свою семью должны заключить договор с органами опеки и попечительства. Этот договор должен предусматривать срок, на который ребенок помещается в приемную семью, условие содержания этого ребенка, условия воспитания и образования ребенка, права и обязанности родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основание и последствия прекращения такого договора.

Приемные родители обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить ребенка к самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка ответственность перед обществом. Именно они являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы. Косова О. Особенности международного усыновления. Законность, 2001, №1

Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка. В соответствии с Положением о приемной семье в нее могут передаваться дети (ребенок) оставшиеся без попечения родителей:

7. дети-сироты;

8. дети, родители которых неизвестны;

9. дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

10.дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

Важно, что при передаче ребенка в приемную семью на воспитание орган опеки и попечительства должен руководствоваться интересами ребенка. Обязателен учет мнения ребенка при его передаче в приемную семью, а если ребенку исполнилось 10 лет, то необходимо его согласие.

Пока в России немного приемных семей. Однако можно предположить, что их количество будет увеличиваться по мере создания государством условий для их нормальной жизнедеятельности, которые предполагают и наличие определенных льгот, предоставляемых государством, местными органами власти таким семьям.

Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ См.: Конституция РФ. является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им установленного государством образовательного уровня (ценза), которое удостоверяет соответствующим документом.

Общественные отношения, связанные с организацией образования и получением образования регулируются законодательством об образовании. Основными источниками этого законодательства являются Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании, а такие законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации в области образования». Закон «Об образовании», «Документы ООН о детях, женщинах и образовании», 1995

Государство гарантирует возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.п. и обеспечивает всем гражданам право на образование путем создания системы образования.

Формы получения образования могут быть разные. Законодательство предусматривает очную, очно-заочную (вечернюю), заочную формы, а также форму семейного образования, самообразования и экстернат. Следовательно, право выбора конкретной формы получения образования остается у гражданина.

Подавляющее большинство граждан России получают образование в образовательных учреждениях. Основные типы этих учреждений предусмотрены законодательством об образовании и включают в себя: дошкольные, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и др.

Очевидно, что применительно к несовершеннолетним основными типами образовательных учреждений являются общеобразовательные - начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Именно в их обучается подавляющее большинство детей.

В соответствии с действующим законодательством образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций и объединений).

В действительности, большинство образовательных учреждений в нашей стране являются муниципальными и государственными, по названию органов, которые их учредили.

Именно учредители (муниципалитет, государство...) устанавливают порядок приема граждан в образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

Этот порядок должен обеспечить прием всех граждан, которые проживают на самой территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Закон предписывает правило, в соответствии с которым при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом этого учреждения и другими документами, которыми регулируется образовательный процесс в данном учебном учреждении. Другими словами, если родители (один из них) пришли с ребенком в школу, с тем, чтобы записать в нее ребенка, их знакомство со школой должно начинаться с ознакомления с уставом и другими документами, а обязанность ознакомить - лежит на администрации школы. Те же действия администрация должна осуществлять и в случае, когда в школу для решения вопроса о получении образования приходит несовершеннолетний без родителей.

Ознакомление с уставом школы родителей и несовершеннолетних имеет большое значение еще и потому, что в соответствии с действующим законодательством об образовании такие вопросы, как возраст, с которого то или иное образовательное учреждение осуществляет прием граждан, продолжительность обучения несовершеннолетних на каждой ступени образования определяются именно уставом каждого образовательного учреждения.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Что же касается среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, которые можно получить в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то их также можно получить бесплатно, но только на основе конкурса. Однако условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных. Вне конкурса в соответствии с действующим законом, при успешной сдаче экзаменов принимаются дети-сироты, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях. В соответствии с действующим законодательством гражданам, поступающим в образовательные учреждения предоставлена возможность обучаться на родном языке. Определение языка, на котором ведется обучение в образовательном учреждении, должно содержаться в уставе этого учреждения.

Основное общее образование и государственная аттестация (итоговая) являются обязательными для всех учащихся. Однако, действующее законодательство об образовании требование обязательности основного общего образования применительно к каждому конкретному обучающемуся (школьнику, гимназисту, лицеисту и т.п.) трансформирует таким образом, что оно - требование, сохраняет силу до достижения им (школьником, гимназистом, лицеистом и т.п.) возраста пятнадцати лет, если такое образование не было получено обучающимся ранее. Данное положение позволяет утверждать, что после достижения учащимся возраста 15 лет и его желании покинуть образовательное учреждение (школу, лицей, гимназию и т.п.) права задерживать его у администрации образовательного учреждения нет. И наоборот, если несовершеннолетний не получил основного общего образования, и ему не исполнилось пятнадцати лет, и если несовершеннолетний не имел оснований, указанных в законе, на его исключение из образовательного учреждения, то администрация школы не вправе исключить его только потому, что ему исполнилось пятнадцать лет. В тоже время законом установлен предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования во всех типах образовательных учреждений по очной форме обучения - 1 8 лет.

Наряду с предоставлением конкретных правомочий учащимся уставы образовательных учреждений содержат и перечень обязанностей, возлагаемых на несовершеннолетних. Так, учащиеся должны (обязаны) соблюдать Правила для учащихся, которые должны быть разработаны в каждом образовательном учреждении и приняты его органом управления (например, Советом школы). Учащиеся обязаны подчиняться требованиям педагогов; обязаны заботиться о младших; обязаны соблюдать правила гигиены, иметь аккуратный вид; обязаны поддерживать чистоту в классах, в других помещениях; обязаны бережно относиться к имуществу образовательного учреждения.

За неисполнение без уважительных причин обязанностей, о которых я сказала выше, а

также за нарушение норм запретов к учащимся могут быть применены дисциплинарные меры воздействия, которые также содержаться в уставах образовательных учреждений. Что же это за меры? Чаще всего в уставах к мерам дисциплинарного воздействия относят: объявление выговора, возложение обязанности возместить вред или принести публичное извинение, вызов родителей (законных представителей) на собеседование, и самое строгое взыскание - исключение из образовательного учреждения.

Говоря о возможности исключения за совершение противоправных действий, закон имеет в виду, прежде всего, совершение учащимся преступлений. По общему правилу, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Вместе с тем уголовный закон предусматривает случаи, когда уголовная ответственность поступает с 14-летнего возраста. Что же это за случаи? Четырнадцатилетние подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, кражу, грабеж, разбой, вымогательство и другие деяния, перечень которых содержит в ч. 2 ст. 20 Уголовного кодекса РФ. См. подробнее: Уголовный Кодекс РФ Для нас важно отметить, что за совершение любого преступления учащегося могут исключить из образовательного учреждения.

Очевидно, что под противоправным действием, можно рассматривать и совершенное учащимся образовательного учреждения административного правонарушения. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцать лет. Административное законодательно определяет перечень правонарушений, ответственность за совершение которых наступает с 16-летнего возраста. См. подробнее: Административный кодекс РФ.

В последние годы в юридической науке стали активно исследоваться проблемы ювенальной юстиции. В российской правовой печати появился ряд работ с подробной информацией о международных стандартах в области отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, деятельности детских судов. В развитии зарубежных стран, история становления функционирования аналогичных судебных органов в дореволюционной России.

Они явились важной составной часть уже о правосудии для несовершеннолетних.

Так, в работах Г. М. Миньковского, Н. И. Гуковской, А. И. Долговой, В. В. Шимановского Гуковская Н. И., Долгова А. И., Миньковский Г. М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. - М., 1974. подробно, с использованием данных изучения следственно-судебной практики прокомментировано действующее уголовно процессуальное законодательство, сформулированы предложения по его оптимизации, а также даны практические рекомендации.

Наиболее актуальные с теоретической и практической точек зрения вопросы производства по делам о преступлениях несовершеннолетних стали предметом обсуждения на проведенных в 1982 году в г.Москве и в 1992 году в Омске научно-практических семинарах. Актуальные проблемы расследования преступлений несовершеннолетних - М., 1982; Уголовно-процессуальные и криминологические проблемы расследования преступлений несовершеннолетних. - Омск, 1992.

Таким образом, с учетом мировых стандартов, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, страна совершенствует национальное законодательство, осуществляет деятельность в интересах детей. 13 июня 1990 года Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР; 15 сентября 1990 года вступила в силу для РФ как правопреемника. Правительство РФ, подписав международные документы ООН, взяло на себя обязательства принимать соответствующие этим документам - акты, а также поощрять различные действия неправительственных организаций по деятельности в области детства.

Соответственно со стороны РФ были приняты ряд документов, а также разработана Федеральная целевая программа «Дети России». Целью программы является создание условий для нормального развития детей, находящихся в сложных условиях, обеспечение их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ. В состав федеральной программы входят федеральные целевые программы: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Планирование семьи», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей».

В содержание программы также входят акты, направленные на улучшение воспитания подрастающего поколения, на противодействие развитию криминалистических тенденций в среде несовершеннолетних. Именно через региональные и территориальные программы реализуются принципы адресности и целенаправленности в социальной работе.

Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским Кодексом РФ и Семейным Кодексом РФ.

Это права на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав, на семейное благополучие, на свободное развитие личности ребенка, на обеспечение здоровья детей, на образование детей и их культурное развитие.

Также Закон «Об образовании» раскрывает общественные отношения, связанные с организацией образования и получением образования.

В последние годы в юридической науке стали активно исследовать проблемы ювенальной юстиции.

Вывод по Главе II

В данной главе раскрывается процесс стандартизации прав человека и ребенка в международном и российском законодательстве.

Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка является документами высокого международного стандарта. Они провозглашают ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, культурных прав человека, Конвенция о правах ребенка устанавливает и правовые нормы ответственности государства. Они призывают и взрослых и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению, взглядам. Одновременно происходит формирование у подрастающего поколения осознание законов и прав других людей, уважительного отношения к ним.

Улучшение положения детей в Российской Федерации, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучение и развитие детей - ключевая цель национального развития. Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, обязательство по выполнению которой на себя взяла РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ Правительством РФ разработана федеральная целевая программа «Дети России».

Государственная программа стала стимулом для подготовки разнообразных региональных и территориальных социальных программ и планов, предусматривающих дополнительные меры поддержки семей с детьми, самих детей.

Также новое российское законодательство (Гражданский Кодекс РФ и Семейный Кодекс РФ) более подробно рассматривает вопросы защиты детей в различных областях общественных отношений.

Заключение

До начала XX века права человека регулировались внутригосударственным правом. Государства-участники международных отношений исходили из того, что вопросы, касающиеся прав человека относятся исключительно к их внутренней юрисдикции. Было лишь одно исключение -0 считалось правомерным применение силы в «гуманных» целях вплоть до развязывания войны в одностороннем порядке для защиты жизни и имущества своих граждан, находившихся на территории другого государства. «Право на вмешательство» официально закреплялось во многих международных договорах и соглашениях этого периода истории. После образования Лиги Наций это право государств подвергается ограничениям, но целью этого ограничения явилось лишь обеспечение некоторых прав личности. Создание ООН положила начало качественного нового этапа межгосударственных отношений в области прав человека. Основные права и свободы должны соблюдаться повсюду - как на территории независимых государств, так и на колониальных территориях.

Принятие Всеобщей декларации - документа, впервые закрепившего перечень прав и свобод человека, как гражданских и политических, социальных и культурных, - стало важным этапом в развитии международных отношений. В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой помощи. В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Основной ее тезис состоял в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В ней были провозглашены основные социальные им правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровне. Но время и продолжающееся ухудшение положения детей, потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором на основе юридических норм фиксировались бы меры защиты прав детей. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно принимает Конвенцию о правах ребенка.

Конвенция о правах детей - международно-правовой акт и универсальный стандарт, который служит мерилом основных прав детей в мире. Конвенция имеет равное значение для народов Во всех регионах мира.

Конвенция - правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка, Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

В докладе «Положение детей в мире, 1997 г.», изданном ЮНИСЕФ, отмечается, что Конвенция о правах ребенка коренным образом изменила отношение к детям в мире. Она заложила в международное право новые нормы, к соблюдению которых должны стремиться национальные правительства.

15 сентября 1990 года Конвенция о правах ребенка вступила в силу для Российской Федерации.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 года была разработана Федеральная целевая программа «Дети России». Целью данной программы являются создание условий для нормального развития детей, находящихся в особо сложных условиях, обеспечения их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ.

29 декабря 1995 года принят новый Семейный Кодекс РФ. В нем предусмотрено существенное усиление гарантий прав детей в семейных отношениях в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка.

Активизировалась законотворческая деятельность в субъектах Российской Федерации.

Образование в области прав человека предполагает нечто большее, чем просто владение информацией о самих правах детей и способах их реализации. Он призвано воспитать стойкую приверженность принципам и ценностям, лежащих в основе этих прав.

В связи с этим ООН объявила период с 1995 по 2005 год Десятилетием просвещения в области прав человека.

Список использованных источников и литературы

Нормативные акты

1. Всеобщая декларация прав человека // ОБЖ, 1998, №2, с. 3-7

2. Всеобщая декларация прав ребенка, Сборник документов по правам человека, 1994

3. Государственный Доклад «О положении детей в Российской Федерации 1994 год», под общей ред. Л.Ф. Безлепкиной, Изд-во ИНЕРГИЯ, М: 1995,-ЮОС.

4. Документы ООН о детях, женщинах и образовании. - М.: Народное образование, 1995,112С. (библиотечка журнала Народное образование, №2, 1995)

5. Президентская программа «Дети России», под ред. Н. И. Полежаевой, библиотечка Рос. Газеты, М.: №3,1994, 160С.

6. Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25 декабря 1993 года

7. Конвенция защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) - // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, №2

8. Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №31 Ст. 3802, №26 Ст. 3177

9. Семейный Кодекс Российской Федерации, 1995

Литература

10. Азаров А. Я. Права человека. Новое знание, М.: 1995, С.51

11. Анисимов Л. Н. Имплементация норм международного права в национальное законодательство, М.: 1991, С.110

12. Аширова Э. День без защиты детей // Российская газета, 2002, 1 июня с 1-7

13. Бондаренко А. Б. Насилие и права человека сегодня // Вестник МГУ серия 7 Философия, 2002, №6

14. Галимов О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве, СПб.: 2001,С.7

15. Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. Монография, М.: НИМП, 2001, с-352, С 48-53

16. Гуковская Н. И., Долгова А. И., Миньковский Г. М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних, М.: 1974.

17. Желаннова А. Права ребенка и советская педагогика // История, 1997, № 40

18. Защита прав граждан и юридических лиц в Российском и зарубежном праве (проблемы теории и практики) Сборник статей и тезисов аспирантов и молодых ученых, М.: 2002, С.92

19. Зубенко В. Принципы и категории прав и свобод человека // ОБЖ, 2002, №5

20. Каламкарян Р. А. Концепция права в современном международном праве .// Государство и право, 2003, №6

21. Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве, М.: 1995, С.56

22. Косова О. Особенности международного усыновления //Законность, 2001, №1

23. Кроткова Н. В. Права человека и новое российское законодательство (Материалы «Круглого стола») // Государство и право, 2003, №6

24. Международное право в современном мире: Сб. статей, отв. ред. Ю. М. Колосов, М.: 1991, С. 13

25. Михайленко К. Е. Участие в международном соглашении по вопросам оказания международной правовой помощи // Государство и право, 2003, №5

26. Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка, Омск. 2000

27. Образцова О.Ю. Из истории идей прав человека в XX веке, М.: 2001, С. 3-10

28. Попова Н. Ребенок тоже человек // Вечерний Омск, 1998, 5 ноября

29. Саидов А. X. Общепризнанные права человека: Уч. пособие, под ред. И. И. Лукашука, М.: 2002, С.64

30. Саидов А. X. Сравнительное правоведение, под ред. В.А. Туманова, М.:2000,С. 116-118

31. Славкина Н. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Власть, 2000, № 4

32. Трунцевский Ю. В. Международное пенитенциарное право, М.: 2001, С. 17

33. Шнекендорф 3. К. Права ребенка в законодательных актах. Материалы для изучения // История, 1997, № 40

34. Шнекендорф 3. К. Приоритет, достойный человечества. К 10-летию Конвенции о правах ребенка // Педагогика, 1999, № 8

35. Хлобустов О. Права человека: история и современность // Диалог, 1998, № 11

36. Международное право: Учебник для ВУЗов, под ред. В. И. Кузнецова. - М.: ЮРИСТЪ, 2001, с 224-227

37. Николайко И. В. Права человека и система ООН (проблемы многостороннего сотрудничества) / АН УССР Ин-т государства и права, отв. Ред. В. Н. Денисов. -Киев.: Научная думка, 1991, с 168

38. Общая теория прав человека: Учебник, под ред. Е. А. Лукашевой. - М.: изд-во НОРМА, 1995, С417-435

39. Права человека: Учебник для ВУЗов, под ред. Е. А. Лукашевой. - М.: изд-во НОРМА, 2000, сЗ-11

40. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития: Учебник, под ред. Е. А. Лукашевой. - М.: изд-во НОРМА, 2000, с 263-268

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты