Правонарушения и юридическая ответственность в сфере образования
Правонарушения и юридическая ответственность в сфере образования
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Правонарушение: понятие, сущность, виды
1.2 Юридическая ответственность: понятие, сущность, принципы и виды
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Общая характеристика существующего правового регулирования общественных отношений в сфере образования
2.2 Анализ нормативных актов регулирующих сферу образования
2.3 Виды правонарушений в сфере образования
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Проблемы юридической ответственности в сфере образования
3.2 Установление ответственности за нарушение законодательства в области образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Обоснованность выбора данной проблематики в качестве темы для исследования заключается в том, что на сегодняшний день вопросы образования и образовательной сферы, нарушения законодательства в образовательной сфере и проблема юридической ответственности являются одними из приоритетных в обществе и государстве.
Актуальность темы заключается в том, что в законодательстве Российской Федерации об образовании содержатся правовые нормы, закрепляющие права граждан в сфере образования, в том числе права обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также законодательные положения, устанавливающие обязанность органов государственной власти и образовательных учреждений исполнять требования установленные законодательством об образовании, но данные нормы в большинстве своем не подкрепляются санкциями за их нарушение или невыполнение. В большинстве своем, в законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, устанавливающие ответственность за неисполнение законодательства об образовании. Это обстоятельство затрудняет предотвращение и ликвидацию нарушений законодательства об образовании, препятствует эффективному осуществлению государственных функций по контролю и надзору в сфере образования.
Цели исследования: самостоятельное исследование по теме "Правонарушения и юридическая ответственность в сфере образования"; на основании исследования внести целесообразные предложения по проблемному вопросу, по выявлению и устранению пробелов в законодательстве, противоречий в нормативных актах по вопросам правонарушений и юридической ответственности в сфере образования: исследование такого института как образовательная правовая ответственность.
Задачи исследования: определелить понятие и признаки правонарушения и юридической ответственности; проанализировать нормативные акты регулирующих исследуемую сферу; проанализировать и выявить пробелы в законодательстве, по проблемам юридической ответственности в сфере образования; определить и проанализировать виды правонарушений имеющих место в области образования; выявить основания юридической ответственности; определить то каким образом реализуется юридическая ответственность в случае нарушения законодательства в сфере образования; проанализировать состояние системы профилактики и пресечения правонарушений; рассмотреть вопрос о путях, средствах и предпосылках борьбы с правонарушениями, обеспечения юридической ответственности; раскрыть основания юридической ответственности за неисполнение и нарушение правовых норм; четко определить и обосновать свою позицию по ряду дискуссионных вопросов, в частности о соотношении понятий ретроспективной и позитивной ответственности.
Высокая социальная значимость образования, многоаспектный, многопрофильный характер, взаимосвязь автономии образовательных организаций и педагогических работников с необходимостью неуклонного исполнения педагогической дисциплины образовательного процесса определяют своеобразие правоотношений, прежде всего педагогических (образовательных), в области образования, что накладывает и свой отпечаток на правовую ответственность субъектов соответствующих правоотношений. В то же время слабая проработанность вопросов правовой регламентации юридической ответственности в сфере образования вкупе с недооценкой ее как одного из средств, способов правовой защиты, весьма скудный характер исследований в этом направлении вызывают настоятельную необходимость и определяют актуальность проведения научных исследований содержания, характера, видов, оснований санкций правовой ответственности в области образования. В этой связи важным представляется сущностное, концептуальное уяснение самого феномена юридической ответственности и, в частности, его проявления в области образования, разработка соответствующих правовых моделей, учитывающих как действующие правовые реалии, так и социальные потребности и интересы. Одновременно требуется сформулировать практические предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего меры юридической ответственности участников общественных отношений в системе образования.
В качестве объекта исследования выступают правонарушение, юридическая ответственность и система профилактики и пресечения правонарушений, восстановления нарушенного права в сфере образования.
Предмет исследования - сравнительное изучение состояния, структуры и динамики правонарушений и юридической ответственности; исследование системы правонарушения под углом соотношения с юридической ответственностью, выявление тесной взаимосвязи исследуемых правовых явлений; разработка на основе системного анализа мер профилактики правонарушений в сфере образования, а также исследование юридической ответственности как эффективного средства предупреждения и пресечения правонарушений, восстановления нарушенного права.
Методология исследования. При написании работы были использованы как общенаучные, так и частно-научные методы познания. На основе диалектико-материалистического метода исследование велось с позиций связи теории и практики. Структурно-функциональный анализ позволил объяснить исследуемые правовые явления с помощью раскрытия их функций, показа той объективной роли, которую эти факты (правонарушение и юридическая ответственность) играют в общественной жизни, как они взаимодействуют друг с другом и с обществом в целом. Сравнительно-правовой метод использовался для сопоставления норм, определяющих правонарушение и устанавливающих юридическую ответственность за его совершение в сфере образования. Были использованы так же методы сравнительного правоведения, моделирования, прогнозирования применительно к правонарушению и юридической ответственности, а также к деятельности субъектов профилактики правонарушений, перспективам развития ее нормативно-правовой базы.
В качестве теоретической основы исследования подвергнуты анализу труды Марченко М.И., Носкова С.А., Лазарева В.В., Денисова Ю.А., С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, М.Л. Байтина, В.М. Сырых, П.П. Баранова, Н.А. Беляева, А.Л. Бойцова, Я.М. Брайнина, С.Л. Братуся, В.Л. Бурлакова, ИА Возгрина.
Структура работы. В первой главе работы, состоящей из двух параграфов - "Правонарушение: понятие, сущность, виды" и "Юридическая ответственность: понятие, сущность, принципы и виды", приведен анализ понятий правонарушения и юридической ответственности, их сущности принципов и видов. Во второй главе, состоящей из трех параграфов - "Общая характеристика существующего правового регулирования общественных отношений в сфере образования", "Анализ нормативных актов регулирующих сферу образования" и "Виды правонарушений в сфере образования", приведен анализ законодательства регулирующего сферу образования, также анализ особенностей и видов правонарушений имеющих место в сфере образования, совершаемые как учащимися, педагогическими работниками администрацией образовательного учреждения и т.д. В третей главе работы, состоящей из двух параграфов - "Проблемы юридической ответственности в сфере образования" и "Установление ответственности за нарушение законодательства в области образования", рассматриваются проблемы и особенности применения юридической ответственности за правонарушения в исследуемой сфере, то каким образом и какими актами устанавливается юридическая ответственность за конкретные правонарушения в сфере образования.
ГЛАВА I. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Правонарушение: понятие, сущность, виды
Нарушение предписаний правовых норм в любом обществе носит массовый характер и создает ему весьма ощутимый моральный и материальный вред. Несмотря на разнообразие причин, условий, субъектов и характера совершаемых противоправных деяний, все они имеют общие признаки, позволяющие отнести их к одному социальному явлению - правонарушение.
Существует множество различных определений правонарушения. В обобщенном виде они сводятся к тому, что правонарушение представляет собой виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние правоспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.
Правонарушение имеет ряд весьма характерных признаков, к основным из них относятся следующие:
-любое правонарушение - это всегда определенное деяние, находящееся под постоянным контролем воли и разума человека. Это волевое, осознанное деяние, выражающееся в действии или бездействии человека. Не могут рассматриваться в качестве признаков правонарушения, например, черты характера, образ мыслей или личные качества человека. Однако если они проявляются в конкретных противоправных деяниях - действиях или бездействии, то в этом случае наступают юридические последствия. Суд не может карать за неугодные господствующим кругам суждения, за образ мыслей, политические, религиозные или иные воззрения. К. Маркс, в связи с этим, совершенно правильно отмечал, что "законы, которые делают главным критерием не действия как таковые, а образ мысли действующего лица это не что иное, как позитивные санкции беззакония. Однако суд, вынося решение по конкретному делу, может карать и карает за обусловленное тем или иным образом мыслей противоправное деяние;
-противоправность - весьма важный признак правонарушения. Не всякое деяние - действие или бездействие - является правонарушением. А лишь то, которое совершается вопреки правовым велениям, нарушает закон. Конкретным выражением противоправности деяния могут служить либо нарушения запрета, прямо установленного в законе или любом ином нормативно- правовом акте, либо невыполнение обязательств, возложенных на субъектов права законом или заключенным на его основе договором. Так, статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации особо оговаривает, что "обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями";[19, с. 15].
-одним из важнейших признаков правонарушения является - наличие вины. Государственно-правовая теория и практика в России и других странах исходят из того, что не всякое противоправное деяние следует считать правонарушением, а лишь то, которое совершается умышленно или по неосторожности. Иными словами, происходит по вине лица. Вина отражает психическое состояние и отношение лица к совершаемому им противоправному деянию - действию или бездействию, а также к возникающим в результате такого деяния последствиям. Она означает понимание или осознание лицом противоправности (недопустимости) своего поведения и возникающих при этом последствий. Вот почему нельзя считать правонарушениями деяния несовершеннолетних лиц и лиц, признанных судом невменяемыми, даже если они и противоречат праву, поскольку они не способны осознавать и понимать противоправность своих действий;
-правонарушение совершается людьми деликтоспособными, т.е. способными контролировать свою волю и свое поведение, отдавать отчёт в своих действиях, осознавать их противоправность и быть в состоянии нести ответственность за их последствия. Деликтоспособность определяется в законах и других нормативно- правовых актах. Деликтоспособными признаются все вменяемые лица, достигшие определенного возраста. Например: в гражданском и уголовном праве России полная деликтоспособность наступает с 18 лет. В то же время за отдельные преступления ответственность наступает с 14 лет, за административные проступки и нарушение трудового права - с 16 лет.
К основным отличительным признакам правонарушения отечественные и зарубежные юристы относят наличие вреда, причиненного лицу или организации другим лицом или организацией, и наличие причинной связи между противоправными деяниями и причиненным вредом. Что касается наличия вреда, то не все авторы разделяют эту точку зрения. Ссылаясь на действующее законодательство, они вполне резонно замечают, например, что ряд норм уголовного и некоторых других отраслей права определяют как правонарушения такие действия или бездействия, которые со всей вероятностью могут повлечь за собой вредные последствия, но ещё не повлекли их. В качестве примера можно сослаться на нарушение правил техники безопасности на шахтах, заводах, которые могли бы повлечь за собой трагические последствия; за нарушения условий труда, требований санэпидемслужб, и т.д., которые тоже могли бы привести к трагическим последствиям. [19, с. 24]
Отсюда следует, что правонарушениями следует считать не только такие противоправные деяния, которые уже повлекли за собой вредные последствия, но и такие, которые могут причинить обществу, лицу или государству вред.
Причинение вреда имеет два аспекта - юридический и фактический.
Юридическая сторона заключается в том, что нарушаются субъективные права участников правоотношений или же создаются такие условия, которые препятствуют исполнению субъектами права возложенных на них юридических обязанностей. Фактическая же сторона правонарушения состоит в причинении участнику правоотношения материального либо морального ущерба.
Материальные и нематериальные интересы (блага) граждан и их объединений в равной мере защищаются в действующим в России и других странах законодательством. Так, согласно Гражданскому кодексу Российской Федрации, нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая и иная репутация и т.д.) защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (в соответствии с пунктом 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации). [5]
Защита материальных и нематериальных благ, находящих своё юридическое выражение в гражданских правах физических и юридических лиц, осуществляется, в частности, путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий её недействительности; возмещение убытков; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; иными способами, предусмотренными законом (в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации). [5]
Говоря о таком признаке правонарушения, как наличие причиной связи между противоправным деянием и причиненным вредом, то, во-первых, речь идет о прямой, а не о какой бы то ни было иной связи. Вредные последствия должны быть прямым результатом нарушающих существующее законодательство действий или бездействия. Никакие посредствующие звенья между ними не допускаются; во-вторых, имеется в виду, что причинная связь должна быть не случайной, а вполне закономерной, обусловившей наступление вредных последствий.
Все названные признаки правонарушения основные, но отнюдь не исчерпывающие. Кроме них существуют другие, хотя и менее важные признаки и черты. Все они обобщаются в выработанном юридической наукой понятии "состав преступления", с помощью которого группируются и описываются признаки последнего.
Юридический состав правонарушения. Категория состава правонарушения более детально и полно разработана в науке уголовного права применительно к составу преступления. Однако она имеет и общеправовое, общетеоретическое значение, используется с определенной спецификой в различных отраслях права.
Понятие "правонарушение" и "состав правонарушения" тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Сталкиваясь с различного рода вредными деяниями, люди первоначально фиксировали в своем сознании, а затем и в законе их непосредственно эмпирические признаки: черты субъекта деяния, само деяние, отношение субъекта к содеянному, предмет посягательства, а также последствия совершенного антисоциального поведения. Тем самым постепенно выделялись элементы, составляющие содержание любого социально значимого поступка человека. Обобщение таких эмпирических признаков привело к появлению общетеоретической категории состава правонарушения.
Состав правонарушения - научная абстракция, отражающая систему наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушения. Эта система признаков необходима и достаточна для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Без наличия хотя бы одного из них лицо не может быть привлечено к ответственности. [21, с. 30].
К числу обязательных элементов любого состава правонарушений относятся: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения.
Объектом правонарушения являются те урегулированные и охраняемые правом общественные отношения, которым противоправными действиями или бездействием причиняется ущерб. Совершая правонарушение, лицо наносит определенный вред не только сложившемуся в обществе правопорядку, но и правосознанию граждан, а также их субъективным правам.
Объективная сторона правонарушения представляет собой его внешнюю характеристику, внешнее описание совершенного лицом противоправного деяния. В качестве элементов, составляющих объективную сторону правонарушения, обычно рассматривают: а) само противоправное действие или бездействие; б) вред, причиненный должным действием или бездействием для общественных отношений; в) наличие причинно-следственных связей между совершенным деянием и наступившим вредом; г) время, место и иные обстоятельства, при которых было совершено противоправное деяние; д) приемы и средства совершения правонарушения.
Субъектами правонарушения признаются физические и юридические лица, обладающие способностью и возможностью нести юридическую ответственность за свои противоправные деяния (деликтоспособность).
Субъективная сторона правонарушения указывает на психическое состояние лица в момент совершения им правонарушения. Содержание её составляет одна из форм вины (умысел или неосторожность) субъекта противоправного деяния, являющаяся обязательным условием или основанием привлечения его к юридической ответственности. [19, с. 31].
Вина - важнейшая составная часть субъективной стороны правонарушения.
В качестве её дополнительных элементов в научной и учебной литературе рассматривают цель и мотивы совершения правонарушения. Их называют факультативными, иными, не всегда необходимыми для признания того или иного деяния правонарушением.
Несмотря на общность некоторых рассмотренных признаков, правонарушения весьма разнообразны. Это предопределяется различным содержанием общественных отношений, подвергающихся посягательству со стороны правонарушителей, многообразием субъектов, характером мотивов и целей поведения, особенностями жизненных ситуаций и т.п. Такая широкая палитра актов противоправного поведения позволяет классифицировать их по самым различным основаниям.
В зависимости от сферы общественной жизни, где они совершаются, различают: а) правонарушения в экономике; б) правонарушения в управленческой деятельности; в) правонарушений в семейно-бытовой сфере.
В зависимости от характера стоящей перед правонарушителем цели можно выделить: а) правонарушения, направленные на достижение конкретной, определенной цели; б) правонарушения, направленные на достижение неопределенной цели или нескольких целей. [21, с. 39].
Наиболее распространенной и социально значимой является классификация правонарушений в зависимости от степени их социальной опасности (вредности). В этой связи все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.
Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности (вредности). Они посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые от посягательств уголовным законодательством.
Объектами преступного деяния являются общественный и государственный строй, существующая система хозяйства, разнообразные формы собственности, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан.
В связи с повышенной общественной опасностью преступлений закон устанавливает за их совершение наиболее суровые меры наказания. В отличие от иных видов правонарушений перечень преступных деяний предусмотренных уголовным законом, исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит. Следует при этом отметить, что не является преступным деяние, хотя и имеющее все формальные признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (в соответствии со статьей 14 Уголовного кодекса Российской Федерации) [6].
Проступки отличаются меньшей степенью общественной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и правовые последствия. В этой связи они классифицируются на гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения. Иногда выделяют также процессуальные правонарушения (неявка свидетеля в суд).
Гражданские правонарушения (проступки) отличаются от иных проступков специфическим объектом посягательства. Это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, а также некоторыми нормами трудового, семейного, земельного права.
Своё внешнее выражение данная разновидность правонарушения получает, как правило, в форме неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств, в причинении какого-либо имущественного вреда. Санкции за подобные правонарушения носят правовосстановительный характер и заключаются в возмещении нанесенного имущественного ущерба, отмене незаконных сделок, в восстановлении нарушенных прав и охраняемых законом интересов [21, с 46].
Административные правонарушения (проступки) представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на установленный порядок государственного управления, собственность, права и законные интересы граждан. Сюда относятся и мелкое хищение, и нарушение правил уличного движения, правил финансовой отчетности, правил противопожарной безопасности и др.
Содержание данной разновидности противоправного поведения выражается в нарушении общеобязательных правил, устанавливаемых административными органами, в дезорганизации порядка государственного управления. Специфика посягательства предопределяет и характер наказания за совершенное деяние. Это предупреждение, штраф, лишение водительских прав и другие меры государственного правового воздействия, налагаемые специальными органами государства.
Дисциплинарные правонарушения (проступки) представляют собой противоправные деяния, нарушающие внутренний распорядок деятельности предприятий, учреждений и организаций. Совершая дисциплинарный проступок, правонарушитель дезорганизует нормальную деятельность трудовых коллективов, нарушает трудовую, учебную, служебную, производственную, воинскую дисциплину (прогулы, опоздания на работу, пропуски учебных занятий, невыполнение распоряжений администрации и т.д.). Меры ответственности фиксируются в санкциях правовых норм и выражается в замечании, выговоре, строгом выговоре, переводе на низшую должность, отчисление из учебного заведения и т.д.
Следует отметить, что все виды правонарушений находятся в тесной связи и взаимообусловленности. Так, безответственность должностных лиц, халатность и неэффективность работы правоохранительных органов, приводящие к безнаказанности, зачастую являются своеобразными стимулами повышения общественной опасности правонарушителя и его деяний.
Административные проступки постепенно переходят в преступления против порядка управления, гражданские правонарушения перерастают в преступления против собственности, дисциплинарные проступки - в должностные преступления[23, с. 17].
Зачастую одним деянием человек совершает несколько правовых нарушений. Например, нарушение водителем автомобиля правил уличного движения может повлечь и административную, и гражданско-правовую, имущественную ответственность.
Правонарушения, являясь весьма распространенным социальным явлением, затрагивают самые различные сферы общественной жизни, обусловлены многообразными процессами. Они отличаются высоким динамизмом не только в границах определенного государства, но и в рамках отдельного региона. Поэтому не следует выделять какой-то конкретный перечень причин, порождающих это явление. К тому же есть различия причины конкретного, индивидуального правонарушения; причины определенного вида правонарушения; причины правонарушений как массового явления.
Теория государства и права, будучи наукой методологической, занимается исследованием причин правонарушений в целом.
В юридической литературе и сегодня идут споры о социальных и биологических причинах правонарушений. Представляется, что их противопоставление недопустимо. Так как поведение человека зависит как от социальных, так и от биологических факторов. Причем приоритет должен быть за социальными факторами, так как личность формируется и действует в определенной социальной среде и её поступки зависят не столько от физиологических особенностей и состояния организма, сколько от межличностных отношений различного уровня и общности. [23, с. 25]
Основная причина противоправного поведения человека связана с разнообразными противоречиями, направленными на дестабилизацию нормального функционирования социальной среды и индивида. Обострение этих противоречий вызывает рост правонарушений. Подтверждением тому служат разрушительные тенденции в экономической, политической и иных сферах российской действительности. Причём противоречия в сфере экономики являются краеугольным камнем, детонатором всех иных противоречий.
Причины правонарушений нельзя сопоставлять с условиями их совершения. Причина правонарушения находится в закономерной, необходимой связи со следствием, всегда вызывает её. Условие же (в комплексе с другими обстоятельствами) лишь способствует формированию следствия (усиливая или ослабляя действие причины), не вызывая его с необходимостью.
Так, в связи с изменением отношений собственности в современной
России созданы такие условия и такой характер разделения труда, оценки и распределения его результатов, которые порождают социальное и моральное неравенство людей, что вызывает естественное недовольство одной части населения и стремление обогатиться всеми законными и в основном незаконными способами другой части населения. Этот процесс сопровождается и обостряется несовершенством принимаемых нормативно - правовых актов, малоэффективной работой правоохранительных органов, кризисом моральных ценностей, распространяющимися алкоголизмом и наркоманией, хаосом хозяйственных связей и другими обстоятельствами вызывающими многочисленные корыстные преступления, укрепление организованной, мафиозной преступности.
Однако никакие внешние обстоятельства не могут привести к правонарушению, пока они не стали движущим мотивом поведения личности, не преобразовались в побуждение его воли. На основе объективных причин и условий формируются субъективные причины и условия правонарушений, представляющие собой определенные элементы социальной психологии, получающие проявление в искаженных потребностях и интересах. Именно они выполняют решающую роль при выборе правомерного или противоправного поведения личности. [23, с. 31]
Характеризуя причины правонарушений, следует отметить, что хотя существование правонарушений и связано с некоторыми особенностями российской действительности, но они - следствие незавершенности переходного состояния общества и носят временный характер.
Однако основные направления борьбы с правонарушениями предопределяются характером причин и условий, порождающих это явление.
Правоохранительные органы ведут активную последовательную борьбу с правонарушениями, однако только они не в состоянии значительно снизить масштабы их распространенности в обществе. Для этого необходимо проведение комплекса экономических, социально-политических, организационных мероприятий, направленных на укрепление экономической системы, повышение материального благосостояния, сознательности, информированности и культуры граждан, наведение порядка и стабильности в развитии общественных отношений. Большая роль отводится правовоспитательной работе. Граждане должны быть информированы о правовых требованиях, предъявляемых к ним государством. Ведь иногда нарушение правовых предписаний связано не с антисоциальной установкой личности, а с незнанием содержания правовых актов (оформление некоторых документов, соблюдения последовательности действий и т.п.). Для устранения некоторых правонарушений важно проведение медико-биологических мероприятий против алкоголизма, наркомании. Необходимо повысить результативность деятельности самих правоохранительных органов, улучшить их материально-техническое оснащение. Наказание за совершенное противоправное деяние должно быть как неотвратимым, так и справедливым, т.е. соответствовать тяжести содеянного и степени вины правонарушителя[23, с 40].
Следовательно, можно сделать вывод, что многообразие и сложность причин, действующих в этой сфере, конечно же, предполагают и иные подходы к изучению причин правонарушений и способам борьбы с ними.
1.2. Юридическая ответственность: понятие, сущность, принципы и виды
Вопросы, связанные с пониманием юридической ответственности, являются дискуссионными в теории права. Существует множество определений, и высказанные точки зрения иногда непросто сопоставить между собой.
В широком (философском) значении понятие ответственности трактуется как отношение лица к обществу и государству, к другим лицам с точки зрения выполнения им определенных требований, осознания и правильного понимания гражданином своих обязанностей (долга) по отношению к обществу, государству и другим лицам.
В узком или социально-юридическом значении юридической ответственностью называется применение к лицу, совершившему правонарушение, мер государственного принуждения, предусмотренной санкцией нарушенной нормы, в установленном для этого процессуальном порядке. [27, с. 15].
Юридическая ответственность - это обязанность, вытекающая из юридического факта правонарушения, реализующаяся в осуждении субъекта и претерпевании им неблагоприятных последствий личного, имущественного или организационного характера. При этом ответственность не сводится к одному из ее признаков: обязанности, осуждению, государственному принуждению и самому претерпеванию различных правоограничений. Большинство обращается к проблеме позитивной юридической ответственности и анализирует различные концепции ее понимания: обязанность действовать правомерно; правомерное поведение; элемент правового статуса личности; чувство долга (чувство ответственности); применение мер поощрения; меру свободы[25, с 5]. Позитивная ответственность субъекта появляется в момент вступления в силу нормы права, в которой заложен (указан) вариант ответственного и правомерного поведения. В норме права могут быть сформулированы позитивная обязанность, запрет или правомочие, а субъект не имеет права злоупотреблять предоставленными ему правами, нарушать запреты и не реализовывать позитивные обязывания. Далее следует осознание необходимости и взаимовыгодности действовать ответственно и правомерно, что в итоге воплощается в реальное правомерное поведение субъекта, которое затем оценивается уполномоченными органами. Результат оценки может выразиться в одобрении действий субъекта или применении мер поощрения.
Позитивная юридическая ответственность - это юридическая обязанность по соблюдению предписаний правовых норм или право субъекта на совершение социально активных действий, реализующиеся в правомерном поведении и влекущие одобрение или применение мер поощрения[25, с. 8].
Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами права, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений. Государство, издавая нормы права, определяет юридическую ответственность субъектов независимо от их воли и желания, она носит государственно-принудительный характер.
Также юридическая ответственность всегда связана с определенными лишениями, т.е. она сопровождается причинением виновному отрицательных последствий, ущемлением или ограничением его личных, имущественных и других интересов. Лишения являются естественной реакцией на вред, причиненный правонарушителем обществу и государству или отдельной личности.
Основная черта юридической ответственности - штрафное, карательное назначение. При этом кара - не самоцель, а средство перевоспитания правонарушителя. Наряду с наказанием юридическая ответственность выполняет правовосстановительную функцию, т.е. служит восстановлению нарушенных прав личности или государства[24, с. 3].
Юридическая ответственность тесно связана с санкцией правовой нормы и в этом качестве предстает как принудительно исполняемая обязанность, возникшая в связи с правонарушением и реализующая в конкретном правоотношении.
Основанием для юридической ответственности является правонарушение.
Говоря о юридической ответственности как обязанности отвечать за уже содеянное правонарушение, необходимо различать её объективные и субъективные предпосылки.
В объективном смысле это означает, что юридическая ответственность возможна в силу правового регулирования общественных отношений различными предписаниями, а в субъективном - свободы воли индивида, ибо без этого нет вины, без вины нет ответственности за противоправное деяние. Нельзя винить лицо, лишенное свободы воли. Нельзя невиновного считать ответственным [24, с. 6]
Основными признаками характеризующими юридическую ответственность являются следующие:
-юридическая ответственность опирается на государственное принуждение, на особый аппарат; это конкретная форма реализации санкций, предусмотренных нормами права;
-наступает за совершение правонарушения и связана с общественным осуждением;
-выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя типа личного, имущественного, организационно-физического характера;
- воплощается в процессуальной форме [24, с. 8]
Все эти признаки юридической ответственности являются обязательными: отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности и позволяет ограничивать её от других правовых и не правовых категорий.
Таким образом, юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержаться в нормах права[24, с. 14]
Виды юридической ответственности. Общей целью всех видов ответственности является охрана правопорядка с помощью мер государственного принуждения. Эта цель, в зависимости от характера правонарушений и их последствий, достигаются либо принудительным восстановлением нарушенных прав и пресечением противоправных состояний, либо наказанием правонарушителя, либо сочетанием того и другого.
Для всех видов юридической ответственности общими являются следующие качества:
Во-первых, основанием ответственности является (действительное или предполагаемое) правонарушение. Ответственность всегда конкретна: это ответственность определенного лица за доказуемое нарушение точно обозначенной нормы права при обстоятельствах, заранее предусмотренных законом или другими нормативными актами.
Во-вторых, все виды ответственности осуществляются на основе нормативных конструкций, представляющих единство норм материального и процессуального права. Признаки правонарушения и санкции за его совершение предусмотрены нормами материального права; порядок доказывания; определение того, было или не было правонарушение и кто его совершил, а также назначение конкретной меры государственного принуждения в пределах санкции нарушенной нормы - строго регламентирован нормами процессуального права[25, с 13].
Основные виды юридической ответственности предопределяются содержанием санкций, которые применяются за правонарушения. Санкции делятся на два основных вида в соответствии со способом, каким они служат охране правопорядка: правовосстановительные санкции направлены на устранение непосредственного вреда, причиненного правопорядку (восстановление нарушенных прав, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний), задача штрафных, карательных санкций - воздействие на правонарушителя в целях общей и частной привенкции правонарушений (уголовно-правовые, административные, дисциплинарные и некоторые другие санкции).
В соответствии с видами правонарушений юридическая ответственность классифицируется как:
-уголовная ответственность, она наступает за преступления и поэтому представляет собой наиболее суровый вид юридической ответственности. Только наличие в действиях индивида состава уголовного преступления служит основанием возникновения уголовной ответственности. Возлагается она специальным правоприменительным актом - приговором суда, определяющим соответствующим деянию меру наказания. Уголовная ответственность воздействует непосредственно и прямо на личность преступника, даже если при этом наказание сопровождается ограничением его личных имущественных прав. Уголовное судопроизводство осуществляется в строго регламентированной процессуальной форме, обеспечивающей установление объективной истины по делу и наказание действительно виновных;