Рефераты

Правонарушения и юридическая ответственность в сфере образования

p align="left">ОПО отличается от иных видов юридической ответственности следующими особенностями:

может устанавливаться лишь в образовательной сфере, более того, лишь в образовательном процессе, в ходе учебного взаимодействия обучающегося и педагога. Этим ОПО отличается от ответственности образовательного учреждения во взаимоотношениях с обучающимся, скажем, по поводу исполнения лицензионных требований и условий, которая носит административно-правовой характер;

ОПО является следствием и оформлением неисполнения педагогических норм. Несоблюдение, нарушение педагогической нормы признается правонарушением лишь в случаях, устанавливаемых, как правило, самим образовательным учреждением. Так, неисполнение учебного графика студентом может являться основанием для недопуска его к текущей аттестации, итоговой аттестации (несвоевременная подготовка выпускной квалификационной работы). Неудачное прохождение промежуточной аттестации - получение отрицательной оценки - является основанием для повторной ее сдачи (пересдачи зачета, экзамена, т.п.). В итоге невыполнение к сроку учебного графика служит основанием к исключению обучающегося из школы, отчислению его из вуза во многих образовательных организациях. Правовые, по своей сути, последствия нарушения такого рода педагогических норм устанавливаются в большинстве случаев самим образовательным учреждением, а основания ответственности, как правило, закрепляются в уставе и иных локальных актах образовательного учреждения. По нашему мнению, исключение обучающегося из образовательного учреждения является крайней мерой и может квалифицироваться как ограничение права (конституционного) гражданина на образование, что допускается лишь по основаниям и в целях, закрепленных в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. Это означает, что основания исключения должны быть, во-первых, установлены исчерпывающим образом федеральным законом, а во-вторых, направлены на защиту конституционного строя, прав, интересов, здоровья других граждан [26, с. 124].

ОПО носит сугубо местный, локальный характер, не выходит за пределы ни самого образовательного учреждения, ни даже направления обучения (образования). Правонарушение имеет локальное значение. Так, ответственным представляется одно лицо перед другим (другими), например педагог признается ответственным перед конкретным обучающимся или обучающимися, в то же время обучающийся отвечает перед самим образовательным учреждением, так как именно с ним обучающийся вступает в образовательно-правовые отношения в связи с предоставлением ему образования. Педагог выступает от имени образовательного учреждения и в то же время он в силу закона, наделяясь определенной академической свободой в изложении учебного материала, оценке знаний, учений, навыков обучающегося, т.е. рядом установленных, хотя и в самой общей форме, образовательных (педагогических) полномочий, тем самым приобретает самостоятельность выступить от своего имени в образовательном процессе, в том числе предъявлять требования к обучающемуся. В целом локальный, местный характер ОПО проявляется в ограниченности характера установления норм, правил, требований, подлежащих исполнению и в ограниченности социальных правовых последствий от их несоблюдения, не носящих той или иной степени всеобщности.

ОПО устанавливается, как правило, правилами и нормами самого образовательного учреждения. Лишь в отдельных случаях подобные нормы педагогического характера закрепляются в нормативных правовых актах. В данном случае ОПО имеет ограниченный и фактически локальный характер, критерии признания нарушения установленной образовательным учреждением нормы правонарушением имеют весьма расплывчатое содержание и субъективны по существу.

Основания ОПО и соответствующие санкции устанавливают, как правило, сами образовательные учреждения. Подобный вывод вытекает из их полномочий, автономии в образовательной сфере, закрепляемых законодательством об образовании. Так, в соответствии с Федеральным законом "Об образовании" образовательная организация самостоятельна в выборе системы оценок, порядка и периодичности промежуточной аттестации; к ее компетенции относится осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с требованиями Закона об образовании и собственного устава. В то же время Типовым положением о высшем учебном заведении предусматривается, что итоговая аттестация выпускника вуза осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. В случае если выпускник завершил освоение основной образовательной программы и не подтвердил соответствие подготовки требованиям государственного образовательного стандарта при прохождении итоговых аттестационных испытаний, он отчисляется из вуза и ему назначаются повторные аттестационные испытания (но не более двух раз) [26, с. 127].

Аналогично Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, утвержденное приказом федерального органа управления образованием, содержит правило, в соответствии с которым к итоговой аттестации допускаются обучающиеся, освоившие образовательные программы основного общего для IX класса или среднего (полного) общего образования для XI (XII) класса и имеющие положительные годовые отметки по всем предметам учебного плана общеобразовательного учреждения (для выпускников XI класса можно иметь одну неудовлетворительную годовую отметку по одному предмету с обязательной сдачей экзамена по нему). В данном случае можно говорить об ОПО в том смысле, что устанавливаются правовые последствия от неисполнения соответствующей нормы о полном освоении образовательной программы - это повторная аттестация. Повторная аттестация представляет собой особую санкцию - меру образовательно-правовой ответственности. Следует обратить внимание на то, что ответственность и санкция - повторная пересдача устанавливаются приказом федерального органа управления образованием, а не федеральным законом и даже не постановлением Правительства Российской Федерации [26, с. 135].

К основным группам нарушений в образовательном процессе образовательной организацией следует отнести: на этапе приема в образовательную организацию - ненадлежащее исполнение установленных правил поступления, набора, отбора, в том числе вследствие необоснованного отказа в приеме; ненадлежащее проведение конкурса при приеме в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения; на этапе собственно проведения образовательного процесса - несоблюдение установленного режима учебных занятий, в т.ч. расписания и графика; несоблюдение государственного образовательного стандарта; ненадлежащее качество учебных занятий, несоблюдение требований к форме учебных занятий [28, с. 35].

ОПО оказывает, по сути, опосредованное воздействие на регулирование общественных отношений, возникающих в ходе проведения образовательного процесса. Так, применительно к обучающемуся лишь в случае неполного, ненадлежащего освоения (исполнения) им учебного плана возникает нарушение установленной нормы (образовательной) и налагается санкция - повторная пересдача. В данном случае прохождение, пусть и в обязательном порядке, итоговой аттестации выпускником образовательного учреждения не является его обязанностью в отношении других лиц или органов. Это его право, право получить документ об образовании и соответствующей квалификации на основании результатов итоговой аттестации. В случае получения профессионального образования гражданин реализует, осуществляет предоставленное ему право на образование. Несоответствие поведения установленной норме о приобретении права на получение документа, т.е. права на признание определенного уровня (ценза) образования, влечет своего рода нарушение нормы без нарушения самого права обучающегося и выпускника [28, с. 42].

Образовательные нарушения становятся, по сути, правонарушениями лишь в тех случаях, когда они закрепляются в нормативных правовых актах, и при условии, что они приобретают свойство социальной вредоносности, нарушают права, охраняемые законом интересы других лиц, угрожают основам правопорядка, государственного управления, тем самым причиняют или могут причинить вред другим лицам, государству. Таким образом, не всякое нарушение установленных в сфере образования норм представляет собой потенциальное правонарушение.

Для квалификации социального поведения в области образования в качестве правонарушения следует руководствоваться такими критериями, как противоправность поведения, т.е. нарушение прав, охраняемых законом интересов других лиц, причинение вреда их жизни, здоровью, нравственности, имуществу, создание угрозы конституционному строю, безопасности государства, обороноспособности страны; социальная вредоносность поведения, т.е. поведение влечет серьезные негативные социальные последствия; степень вредоносности социальных последствий. Как показывает анализ образовательной деятельности, многие нарушения педагогических норм и соответственно правовых, закрепляющих их, не несут серьезных социальных последствий и в худшем случае оказывают неблагоприятное воздействие на поведение лишь участников педагогического взаимодействия - педагога, обучающегося, не затрагивая при этом конституционного права гражданина на образование и гарантий его осуществления, тем более что многие стороны образовательного процесса регулируются на уровне устава образовательного учреждения, правил его внутреннего распорядка, а также посредством обычно складывающегося поведения (так называемые "обычно предъявляемые требования").

К названным характеристикам ОПО следует добавить ее своего рода расплывчатость, нечеткость как в отношении установления оснований такого вида ответственности, так и применительно к определению и юридическому закреплению правовых критериев противоправного деяния или правонарушения, квалификации поведения в качестве правонарушения, а также к выявлению вредоносных социальных последствий такого поведения и применению санкций.

Как правило, большинство нарушений, допускаемых в образовательном процессе, в целом в образовательной деятельности не имеют серьезных социальных последствий.

ОПО следует отделять, прежде всего от административно-правовой и дисциплинарной ответственности. Хотя по своему содержанию ОПО и ее меры похожи на административно-правовое воздействие, однако по ряду признаков они отличаются от чисто административно-правовой ответственности и соответственно от ее санкций, которые предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях. В случае платного образования ОПО пересекается с гражданско-правовой ответственностью и санкции носят гражданско-правовой характер [26, с. 143].

Образовательно-правовые санкции (далее ОПС) как меры образовательно-правовой ответственности также обладают определенными особенностями и определенной правовой самостоятельностью, обусловливаемыми характером, содержанием педагогических (образовательных) правоотношений. Нельзя полностью согласиться с мнением В.М. Сырых, что такого рода санкции носят в основном воспитательный характер. Во-первых, следует разграничивать санкции, применяемые к правонарушителям - обучающимся, и санкции в отношении педагогических работников и самой образовательной организации. В последнем случае вряд ли можно говорить о воспитательном характере таких санкций в случае отстранения педагога от чтения лекций, замены его другим преподавателем и т.п.; во-вторых, меры ОПО носят правовосстановительный, защитный, применительно к обучающемуся, характер. В случае применения мер образовательно-правовой ответственности к обучающемуся они тоже будут носить характер своего рода обременения, несения дополнительной обязанности. В то же время вряд ли следует считать санкцией пересдачу обучающимся экзамена, зачета, так как прохождение промежуточной аттестации предусмотрено учебным планом, государственным образовательным стандартом и входит в прямую обязанность обучающегося; в-третьих, особенностью ОПО является, по общему правилу, недопущение замены соответствующей санкции санкцией имущественного характера [26, с 149]. Набор ОПС обусловлен, во-первых, особенностями собственно образовательного процесса; во-вторых, образовательным уровнем образовательной программы (общеобразовательная, начального, среднего, высшего профессионального образования, т.п.); в-третьих, направленностью, спецификой самих образовательных программ. К таким санкциям можно отнести уже названное повторное прохождение итоговой аттестации.

В то же время образовательными учреждениями практически не предусматриваются ОПС в отношении педагогических работников, скажем, по основаниям отклонения от учебных программ, ГОС, низкого качества преподавания. Признание самостоятельности педагогических (образовательных) правоотношений, их автономного характера как элемента механизма правового регулирования общественных отношений в сфере образования позволяет сделать достаточно обоснованный вывод и о самостоятельном характере образовательно-правовой ответственности и соответственно образовательно-правовых санкций. Впервые такое предположение высказал В.М. Сырых [28, с. 49]. В то же время ни ОПО, ни ОПС не получили своего надлежащего юридического оформления ни в законодательстве РФ об образовании, ни в локальных актах образовательных организаций. Более того, фактически вне правового закрепления остаются нарушения образовательных прав обучающихся со стороны педагогических работников, самой образовательной организации. Отчасти это может быть объяснено своего рода двойственным характером ОПО: с одной стороны, будучи закрепляемой в нормативном правовом акте, она приобретает общеобязательную силу и распространяется на всех субъектов, названных в соответствующем правовом документе, а с другой стороны, в случаях и порядке, предусмотренных законом, может устанавливаться и самим образовательным учреждением. В этом случае она носит своего рода квазиправовой, т.е. не в прямом смысле правовой, характер, так как, во-первых, имеет ограниченную силу и распространение - только в пределах установившего ее образовательного учреждения; во-вторых, влечет определенные последствия, которые с трудом можно назвать правовыми. Практическое применение подобной ответственности и санкций в случае их введения потребует закрепления довольно четких и жестких критериев квалификации соответствующего поведения как неправомерного, их правового закрепления, а также последующего оценивания такой ситуации в правоприменительной практике на основе введенных признаков, критериев, что может вызвать достаточно серьезные трудности.

3.2 Установление ответственности за нарушение законодательства в области образования

В настоящее время в связи с процессом дальнейшей модернизации российского образования все большую актуальность приобретает вопрос об ответственности участников образовательной деятельности. Нижеприведенные выдержки из статьи двух работников Рособрнадзора раскрывают проблематику правового регулирования вопросов ответственности участников образовательной деятельности.

Установление юридической ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в области образования является необходимым условием его эффективного применения, а также реализации и защиты прав граждан и организаций в рассматриваемой сфере. При этом вопрос о юридической ответственности в области образования является недостаточно регламентированным в законодательстве. Так, в Законе РФ "Об образовании" закреплены главным образом права и обязанности участников образовательного процесса. Нормы Закона об образовании, определяющие ответственность за нарушения права на образование, а также за иные нарушения законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере, имеют, как правило, отсылочный характер [28, с. 55].

Аналогичным образом выглядит ситуация с определением юридической ответственности отдельных участников образовательного процесса. Так, в п. 3 ст. 32 Закона "Об образовании" установлено, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

- невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

- реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

- жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

- нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

- иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации [3].

Однако возможные санкции за нарушение образовательным учреждением вышеперечисленных обязанностей, до 2009 года, ни в законодательстве об образовании, ни в законодательных актах иных отраслей законодательства не были установлены, равно как не были предусмотрены меры воздействия на лиц, допускающих нарушения прав граждан в области образования, позволяющие устранить нарушение и восстановить нарушенное право.

В настоящее время основным способом восстановления нарушенных прав и устранения нарушений законодательства Российской Федерации в области образования является обращение в суд за защитой своих прав. Нередки случаи обращения в суд по поводу нарушения прав педагогических работников. Суды всегда поддерживали право педагогических работников на получение денежной компенсации за книгоиздательскую продукцию (в соотвентствии с пунктом 8 статьи 55 ФЗ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1), а также право на коммунальные льготы, предусмотренные для педагогических работников, проживающих в сельской местности и поселках городского типа (в соответствии с пунктом 5 статьи 55 ФЗ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1).

Складывающаяся судебная практика в целом положительно влияет на развитие отношений в сфере образования и реализацию прав участников образовательного процесса, но обращение в суд и судебное разбирательство представляет собой достаточно длительную процедуру и требует тщательной подготовки, что создает определенные трудности для человека, права которого были нарушены. Представляется, что более активную роль в обеспечении соблюдения законодательства об образовании должны играть органы государственной власти, наделенные полномочиями по осуществлению надзора и контроля в сфере образования.

Практика контрольно-надзорной деятельности уполномоченных федеральных и региональных государственных органов показывает, что в деятельности образовательных учреждений достаточно часто имеют место серьезные нарушения законодательства об образовании, которые не могут быть устранены имеющимися правовыми средствами либо за которые не установлен определенный вид ответственности.

Меры по устранению правонарушений, принимаемые уполномоченными государственными органами посредством направления обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области образования или изъятия лицензии на правоведения образовательной деятельности, не могут в полной мере способствовать восстановлению нарушенного права и обеспечению соблюдения законодательства в рассматриваемой сфере.

В этом отношении закрепление юридической ответственности и установление мер ответственности за конкретные нарушения законодательства в сфере образования, а также предоставление уполномоченным органам исполнительной власти права их применения окажет положительное влияние на обеспечение реализации прав граждан в сфере образования и соблюдение законодательства в этой области [28, с. 67].

Как свидетельствует анализ правоприменительной практики, актуальным является вопрос об установлении административной ответственности за нарушения образовательными организациями и их должностными лицами прав граждан в сфере образования. Анализ законодательства об административных правонарушениях показал, что в нем уже содержатся правовые нормы, устанавливающие ответственность за правонарушения, характерные также и для сферы образования. В их числе представляется целесообразным выделить следующие:

-отказ в предоставлении гражданину информации (в соответствии со статьей 5.39 Кодекса об административных правонарушениях РФ). Эта статья направлена на обеспечение реализации конституционного права граждан на информацию, затрагивающую их права и свободы. Предусмотренное данной статьей правонарушение допускается как при принятии граждан в образовательные учреждения, так и в процессе обучения, и выражается в непредоставлении гражданам информации об образовательном учреждении, об образовательном процессе, о наличии у образовательного учреждения лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации и т.д.; [7]

-нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (в соответствии со статьей 13.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации), разглашение информации с ограниченным доступом (в соответствии со статьей 13.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). Законодательством установлены требования к порядку сбора, хранения, использования и распространения персональных данных граждан, в основе которых лежит конституционное право граждан на неприкосновенность частной жизни. Нарушение указанных требований возможно и в сфере образования, как при осуществлении сбора информации об обучающихся, их родителях (законных представителях), так и последующих действиях, совершаемых с этой информацией, и выражается, как правило, в передаче информации об обучающихся и (или) их родителях третьим лицам без согласия заинтересованных лиц; [7]

-нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации (в соответствии со статьей 19.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации), подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт (в соответствии со статьей 19.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). Вид правонарушений, предусмотренных указанными статьями КоАП РФ, является одним из наиболее распространенных в сфере образования. При проведении разного рода проверок как государственными органами, выполняющими полномочия по контролю и надзору в сфере образования, так и правоохранительными органами постоянно выявляются факты изготовления и распространения поддельных документов об образовании (квалификации), факты подделки иных документов, связанных с организацией образовательной деятельности и ведением образовательного процесса (например, лицензий на право ведения образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации, а также приложений к ним). Кроме того, на практике встречаются случаи использования гражданами поддельных документов об образовании или квалификации; [7]

-осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) (в соответствии со статьей 19.20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). В соответствии с Законом РФ "Об образовании" образовательное учреждение приобретает право на ведение образовательной деятельности с момента получения им соответствующей лицензии (в соответствии со статьей 33 Федерального Закона "Об образовании" (в ред. ФЗ от 10.11.2009 N 260-ФЗ).

Кроме того, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации содержит ряд статей, предусматривающих административную ответственность за невыполнение обязательных требований должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль и надзор. Так, предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (в соответствии со статьей 19.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации), невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (в соответствии со статьей 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации), непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (в соответствии со статьей 19.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации), непредставление сведений (информации) (в соответствии со статьей 19.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). Данные нормы Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации позволяют привлечь к ответственности виновных лиц и организации за воспрепятствование законной деятельности государственных органов и должностных лиц при осуществлении ими полномочий по контролю и надзору в сфере образования, невыполнение обязательных для исполнения требований и предписаний об устранении нарушений[26, с. 231].

Вместе с тем, несмотря на наличие уже имеющихся возможностей по привлечению к административной ответственности за нарушения в сфере образования, в целях обеспечения полноты правового регулирования юридической ответственности в указанной сфере очень важно учесть специфику последней, условия реализации права на образование и возникновения образовательных правоотношений.

К наиболее характерным и значимым правонарушениям в сфере образования, влекущим за собой административную ответственность, можно отнести следующие:

-отказ в приеме или отчисление (исключение) из образовательного учреждения по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также нарушение порядка приема граждан в образовательные учреждения, отчисление (исключение) граждан и перевод граждан из одного образовательного учреждения в другое образовательное учреждение;

-нарушение требований к содержанию образовательных программ, организации образовательного процесса, качеству образования, установленных законодательством об образовании (например, реализация не в полном объеме образовательной программы в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, нарушение установленных законодательством нормативных сроков освоения образовательных программ в образовательных учреждениях (организациях), нарушение установленных требований к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и т.д.);

-нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, предусмотренных законодательством об образовании (например, нарушение или ограничение права на получение бесплатного образования, выбор формы получения образования; нарушение права на доступ к государственной (итоговой) аттестации по результатам освоения образовательных программ общего образования; подделка (фальсификация) результатов государственной (итоговой) аттестации, в том числе единого государственного экзамена, олимпиад школьников; применение в образовательном процессе методов воспитания и обучения, имеющих антигуманный характер, связанных с физическим и (или) психическим насилием по отношению к обучающимся и воспитанникам, опасных для жизни или здоровья обучающихся и воспитанников; использование в образовательном процессе учебных пособий и материалов, способствующих разжиганию расовой, национальной, этнической, религиозной или социальной розни, оскорбляющих нравственность и человеческое достоинство обучающихся и воспитанников; нарушение прав педагогических работников на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с утвержденной образовательной программой, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, на сокращенную продолжительность рабочего времени и т.д.);

-нарушение порядка выдачи документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, связанное с выдачей документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации: образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации; аккредитованными образовательными организациями по неаккредитованным образовательным программам [28, с. 78].

Конституцией Российской Федерации закреплено право граждан на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. На родителях или лицах, их заменяющих, лежит обязанность обеспечения получения детьми основного общего образования.

Несмотря на требования закона, число нарушений в сфере исполнения законодательства об образовании не снижается [29].

В числе выявленных прокурорами нарушений законодательства о правах и интересах несовершеннолетних за 2008 год и истекший период 2009 года значительную часть составляют нарушения в сфере исполнения законодательства об образовании. Нарушения касались реализации общеобразовательных программ дошкольного, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также профессиональных образовательных программ. По результатам проверок прокуроры активно использовали право обращения в суд с заявлениями различного характера в интересах участников образовательного процесса, опротестования незаконных правовых актов [29].

Вместе с тем, нормы законодательства, определяющие ответственность за нарушение права на образование носили, как правило, отсылочный характер.

Однако в 2009 году Федеральным законом от 03.06.2009г. №104-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" с 1 декабря текущего года установлена административная ответственность за нарушения законодательства в области образования [29].

Новыми нормами предусмотрена административная ответственность за нарушение или ограничение права на получение общедоступного и бесплатного образования; за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации; за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации; за нарушения установленного законодательством порядка приема в образовательную организацию.

Административная ответственность за правонарушения в области образования устанавливается в виде административного штрафа, налагаемого на граждан, должностных и юридических лиц, а также дисквалификации должностных лиц.

Установление ответственности за нарушения законодательства об образовании будет способствовать реализации и защите прав граждан в рассматриваемой сфере.

Федеральный Закон Российской Федерации от 3 июня 2009 года № 104 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" был опубликован 10 июня 2009 года и вступил в силу 1 декабря 2009 года. [29]

Глава 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях была дополнена статьей 5.57 "Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций". В ней говорится следующее (в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 3 июня 2009 года № 104 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании"):

-нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

-нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

-нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение - влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет [4].

Глава 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 3 июня 2009 года № 104 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании"") была дополнена статьей 19.30 "Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса". Она содержит следующие нормы:

-нарушение установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

-реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

-выдача образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо выдача образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным программам, не прошедшим государственной аккредитации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

-умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

-нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка приема в образовательную организацию - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

-выдача образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо выдача образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным программам, не прошедшим государственной аккредитации, и умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение - влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет [4].

Также в пункт 7 статьи 12 Закона "Об образовании" (в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 3 июня 2009 года № 104 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании"") была внесена поправка о том, что в представительствах образовательного учреждения ведение образовательной деятельности запрещается.

Введение административной ответственности за перечисленные выше виды нарушений было необходимо и должно было повлечь предоставление должностным лицам уполномоченных государственных органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере образования, полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования по теме были проанализированы понятия правонарушения и юридической ответственности, их сущность, признаки, принципы и виды. Исходя из анализа понятий, можно сказать о том, что существует множество различных определений правонарушения и юридической ответственности, но все они в общем, сводятся к тому, что правонарушение в любой сфере человеческой жизнедеятельности, в том числе и в сфере образования, представляет собой виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность. Эти два понятия неразрывно связаны, так как основанием юридической ответственности является правонарушение.

Нормы юридической ответственности общеобязательны. Однако общеобязательность норм юридической ответственности проявляется не столько в обязанности правонарушителя подвергнуться мерам государственного принуждения, сколько в обязанности всех субъектов правоотношений соблюдать правило поведения, изложенное в норме права, и действовать правомерно. Норма юридической ответственности содержит двоичную информацию: а) какие действия необходимо совершить (или воздержаться от их совершения); б) какие неблагоприятные последствия наступят для правонарушителя в случае нарушения предписания, содержащегося в диспозиции правовой нормы, или какие позитивные последствия наступят при активном правомерном поведении.

Анализ законодательства, регулирующего отношения в сфере образования, приводит к выводу о сформировавшейся и устоявшейся новой самостоятельной отрасли законодательства "образовательное право", являющейся комплексной отраслью права, так как пересекается со смежными отраслями уголовным, трудовым, административным, гражданским правом.

Исследование такого понятия как образовательная правовая ответственность, позволяет сделать вывод о том, что она наступает за нарушение (в том числе неисполнение, ненадлежащее исполнение) педагогических юридических норм, регламентирующих педагогические отношения (правоотношения). Образовательная правовая ответственность проявляется в применении санкций определенного характера, обусловленных содержанием педагогических (образовательных) правоотношений. Признание самостоятельности педагогических (образовательных) правоотношений, их автономного характера как элемента механизма правового регулирования общественных отношений в сфере образования позволяет сделать достаточно обоснованный вывод и о самостоятельном характере образовательно-правовой ответственности и соответственно образовательно-правовых санкций. ОПО устанавливается, как правило, правилами и нормами самого образовательного учреждения. Лишь в отдельных случаях подобные нормы педагогического характера закрепляются в нормативных правовых актах. В данном случае ОПО имеет ограниченный и фактически локальный характер.

Выделяя и характеризуя различные виды правонарушений (уголовные, административные, гражданские, дисциплинарные, процессуальные правонарушения и нарушения норм налогового права, а также, отдельно выделяя правонарушения в сфере образования), следует сказать, что каждая из классификаций условна, поскольку между различными правонарушениями существует тесная связь и взаимообусловленность.

В исследуемой сфере существует большое количество возможных правонарушений как "общих" (например: нарушение конституционных прав человека) так и относящихся только к образовательной сфере (например: реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса) то есть в рассматриваемой, в работе, сфере большинство правонарушений затрагивают одно или несколько отраслей права.

В связи с этим, предлагается ввести в юридическую практику понятие комплексного правонарушения, которое понимается как виновное, наносящее вред обществу, государству, отдельным лицам (представляющее общественную опасность), противоречащее нормам двух и более отраслей права деяние субъекта, влекущее за собой юридическую ответственность.

В ходе исследования по теме работы и анализа законодательства, были изучены поправки, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях касающиеся нарушений закона в образовательной сфере, однако следует сказать, что данные меры по совершенствованию законодательства еще не являются исчерпывающими.

При всех принятых мерах законодатель не должен останавливаться на достигнутом, так как в процессе модернизации и развития образования, в процессе появления новых норм и правил, также будут появляться новые виды правонарушений. Выходом из этой ситуации будет являться своевременное реагирование и урегулирование законодательным путем отношений в сфере образования и законодательное установление адекватной юридической ответственности за нарушения законодательства регулирующего отношения в образовательной сфере, принятие специальных нормативных актов, охватывающих всю сферу образовательных отношений.

БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ.

2. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (в ред. ФЗ от 2 августа 2009 № 217-ФЗ).//Собрание законодательства РФ. - 26.08.1996. - № 35. - Ст. 4135; Российская газета. - N 252. - 2009. - 29 декабря 2009.

3. Федеральный закон "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. от 17 июля 2009 N 148-ФЗ).// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.

4. Федеральный Закон Российской Федерации от 3 июня 2009 года № 104 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании". // Собрание законодательства РФ. - 09.01.2010.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ.// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.

6. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ.// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.

7. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. - 09.01.2010. - № 2.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N-300 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки" // Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2

9. Постановление Правительства РФ от 9 января 1992 г. N 21 "О системе государственного управления образованием в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 09.01.1996. - № 2

10. Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796. Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006.

11. Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. N 1323 .// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г №1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.

13. Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования РФ от 17 ноября 1994 г. №442; 13. Положение о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения), утвержденное приказом Минобразования РФ от 2 июля 2001 г. № 2574; .// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.

14. Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования РФ от 22 мая 1998 г. N 1327; .// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.

15. Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов, утвержденное приказом Минобразования РФ от 23 сентября 1996 г. N 113. .// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.

16. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, утвержденное постановлением Госкомвуза РФ от 25 мая 1994 г. №3. .// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.

Судебная практика

17. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 г. № 258-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рамалданова Муслима Джалиловича на нарушение его конституционных прав положениями преамбулы, абзацев четвертого и восьмого статьи 1 и пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"".

18. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 октября 2001 г. № 187-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Григоряна Арена Альбертовича, Григоряна Карена Альбертовича и Бадрутдинова Ильнура Минулловича на нарушение их конституционных прав пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пунктом 4 статьи 2 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"".

Литература

19. Денисов П.А. Понятие института юридической ответственности и его юридическая природа [Текст] / С.А. Носков // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. Сер. "Юриспруденция". Вып. 54. - Тольятти : Изд-во ВУиТ, 2006.

20. Комментарий к Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (постатейный) / В.К. Бацин, Е.В. Буслов, И.М. Верещака и др. под ред. В.М. Сырых, Е.В. Буслова. М.: Юстицинформ, 1998.

21. Лазарев В.В. Липеив С.В. Общая теория государства и права: Учебник для вузов. М., изд., Спарк. 2000 г.

22. Логические основания общей теории права. Т. 1. Элементный состав. 2-е изд., стер; Сырых В.М.; Юстицинформ; 2004 г.

23. Марченко М.И, Общая теория государства и права. Академический курс. 2. Теория права. М., 1998 г.

24. Носков С.А. Об элементах института юридической ответственности [Текст] / С.А. Носков // Вестник Саратовской государственной академии права. - Саратов: Изд-во СТАЛ, 2007 г. № 1.

25. Носков, С.А. Проблемы определения понятия юридической ответственности в современном законодательстве и праве [Текст] / С.А. Носков: Материалы Международной научной конференции "Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики". Ч. 2: Правоотношения и юридическая ответственность. - Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2005 г.

26. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права: Учебник для юридических вузов Изд. 3-е, Изд-во Готика /Москва, 2002 г.

27. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов Изд. 3-е, перераб., доп./ 4-е/ 5-е, Стереотип. 2006 г.

28. Куров С.В. Проблемы правовой ответственности в сфере образования. Ежегодник Российского образовательного законодательства, том 1 / Москва, декабрь 2009г.

Электронные ресурсы

29. Федеральный центр образовательного законодательства. Электрон. правов. справочник. / эл. адрес - http://www.lexed.ru.

30. Юридическая научная библиотека издательства "Спарк". Электрон. правов. справочник. / эл. адрес - http://www.lawlibrary.ru.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты