Рефераты

Правовое положение индивидуального предпринимателя

p align="left">На базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства по взаимному согласию всех членов этого хозяйства может быть образовано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Поскольку ГК не признает его юридическим лицом, а товарищество или кооператив образуется не на базе хозяйства, а на базе его имущества, реорганизации юридического лица в данном случае не происходит. Хозяйственное товарищество или производственный кооператив возникает как юридическое лицо на базе общности имущества хозяйства, а не путем реорганизации ранее существовавшего юридического лица. Как товарищество, так и кооператив обладает правом собственности на имущество, переданное ему в виде вкладов и других взносов членами хозяйства, а также на имущество, полученное в результате его деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.

На базе имущества хозяйства может быть образовано полное товарищество, или товарищество на вере (коммандитное товарищество), правовое положение которых определяется нормами ГК о хозяйственных товариществах (см. ст.66 - 86 ГК). Что же касается членов хозяйства, которые становятся участниками товарищества, то они обычно выступают в качестве полных товарищей. Не исключено, однако, наличие в товариществе и участников - вкладчиков. А это означает, что оно либо изначально было образовано как товарищество на вере, либо преобразовано из полного товарищества в товарищество на вере впоследствии.

Правовое положение производственного кооператива, помимо соответствующих норм ГК, определяется также Законом о сельскохозяйственной кооперации и Законом о производственных кооперативах.

Хозяйственное товарищество (независимо от его организационно-правовой формы) и производственный кооператив относятся к коммерческим организациям и наделяются общей правоспособностью (см. коммент. к ст.49 и 50 ГК).

Участники хозяйственного товарищества (полные товарищи и вкладчики) и члены производственного кооператива, образованного на базе имущества хозяйства, перестают быть собственниками имущества, переданного ими товариществу или кооперативу в форме вкладов и других взносов. Собственником этого имущества становится само товарищество или кооператив. Участники товарищества и члены кооператива в соответствии с абз.2 п.2 ст.48 ГК имеют в отношении товарищества или кооператива не вещные, а обязательственные права. В тех случаях, когда в качестве участников товарищества (членов кооператива) выступают члены хозяйства, на базе имущества которого произошло образование товарищества (кооператива), размер вкладов участников товарищества (членов кооператива) устанавливается исходя из их долей в праве общей собственности на имущество хозяйства. Размер долей определяется в соответствии с п.3 ст.258 ГК.

Если же в состав участников товарищества или членов кооператива вошли лица, которые не были членами хозяйства, то размер их вкладов, взносов, паев определяется в соответствии с общими правилами, закрепленными в законах, иных нормативных правовых актах и учредительных документах, относящихся к данному товариществу или кооперативу.[21]

Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства земельные участки предоставляются гражданам РК на праве частной собственности или на праве временного возмездного землепользования сроком до 49 лет, а для ведения отгонного животноводства (сезонные пастбища) на праве временного безвозмездного землепользования в соответствии с настоящим Законом и Земельным законодательством РК.

Предоставление права частной собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется на платной основе. При этом граждане РК могут приобрести право частной собственности на земельный участок по цене, равной его кадастровой стоимости, либо по льготной цене, определяемой в соответствии с земельным законодательством РК.

Выплата сумм за выкуп земельного участка может производиться в рассрочку до 10 лет по письменному заявлению лица, приобретающего право частной собственности на земельный участок.

Предоставление земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства репатриантам (оралманам) осуществляется на праве временного землепользования.

Преимущества правом получения земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства пользуются граждане, которые будут вести хозяйство на основе личного трудового участия, обладающие специальными сельскохозяйственными знаниями и квалификацией, имеющие практический опыт работы в сельском хозяйстве и проживающие в данном районе.[22]

Гражданам, выходящим из состава реорганизуемых государственных сельскохозяйственных организаций, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются земельные участки из земель, указанных организаций, кадастровая оценка которых должна быть на уровне средней по хозяйству.

Граждане, передавшие принадлежащие им права на земельные участки, в том числе права на условные земельные доли, в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных товариществ или в качестве взноса воспроизводственные кооперативы, при выходе из состава участников (членов) для организации крестьянского (фермерского) хозяйства имеют право на выдел (разделе) в натуре доли или пая.

Земельный участок, переданный в уставной капитал участником хозяйственного товарищества или членом производственного кооператива только в пользование, возвращается в натуральной форме без вознаграждения.

Заявление о выходе из состава участников (членов) и о выделе земельного участка подается в сельскохозяйственную организацию.[23]

Гражданам, являющимся участниками долевой собственности и выходящим из состава участников для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, земельные участки предоставляются в соответствии с порядком пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности (долевом землепользовании), утвержденным общим собранием участников долевой собственности (долевого землепользования). Уведомление участников долевой собственности о предстоящем собрании по утверждению порядка пользования земельными участками производится в письменной форме под расписку не менее чем за 1 месяц до даты его проведения. При условии надлежащего уведомления собрание считается правомочным при участии не менее 50 % участников долевой собственности или их представителей. Решение принимается простым большинством голосов присутствующих на собрании участников долевой собственности (долевого землепользования) или их представителей и оформляется протоколом. Протокол подписывается всеми присутствующими участниками долевой собственности или их представителями.

В случае, если в течение месяца со дня надлежащего уведомления не поступит возражений от участников долевой собственности (долевого землепользования), предложение о местоположении земельного участка считается согласованным.

Право частной собственности на земельный участок или право землепользования прекращается при:

отказе от права частной собственности на земельный участок или права землепользования;

отчуждении земельного участка другим лицам;

обращении взыскания на земельный участок или право землепользования по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства;

изъятии (выкупе) земельного участка для государственных надобностей;

истечении срока, на который был предоставлен земельный участок;

изъятии земельного участка, не используемого по назначению или используемого с нарушением законодательства;

изъятии земель в других случаях, предусмотренных законодательством РК;

конфискации земельного участка.

Земельный участок не может быть изъят у крестьянского (фермерского) хозяйства как не используемый по назначению для соответствующей цели в течение одного года с момента предоставления земельного участка, если более длительный срок не предусмотрен законодательством РК. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не может быть использован по назначению из- за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства земельные участки предоставляются гражданам Республики Казахстан на праве частной собственности или на праве временного возмездного землепользования сроком до 49 лет, а для ведения отгонного животноводства (сезонные пастбища) на праве временного безвозмездного землепользования в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Республики Казахстан о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Преимущественным правом получения земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства пользуются граждане, которые будут вести хозяйство на основе личного трудового участия, обладающие специальными сельскохозяйственными знаниями и квалификацией, имеющие практический опыт работы в сельском хозяйстве и проживающие в данном районе, городе, ауле (селе), поселке.

Гражданам, выходящим из состава реорганизуемых государственных сельскохозяйственных организаций, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются из земель указанных организаций земельные участки, кадастровая оценка которых должна быть на уровне средней по хозяйству (по угодьям).

Граждане, передавшие принадлежащие им права на земельные участки, в том числе права на условные земельные доли в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ или в качестве взноса в производственные кооперативы, при выходе из состава участников (членов) для организации крестьянского (фермерского) хозяйства имеют право на выдел (раздел) в натуре доли или пая, включая земельный участок, либо по его желанию на выплату стоимости доли или пая.

Земельный участок, переданный в уставный капитал участником хозяйственного товарищества или членом производственного кооператива только в пользование, возвращается в натуральной форме без вознаграждения.

Заявление о выходе из состава участников (членов) и о выделе земельного участка подается в сельскохозяйственную организацию.

Местоположение выделяемого в натуре земельного участка в счет доли или пая для организации крестьянского (фермерского) хозяйства определяется в порядке, предусмотренном в учредительных документах хозяйственных товариществ, производственных кооперативов или соглашением сторон.

В случае отсутствия порядка выдела (раздела) земельного участка в учредительных документах применяются нормы пункта 4 настоящей статьи.

Гражданам, являющимся участниками долевой собственности (долевого землепользования) и выходящим из состава участников для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, земельные участки предоставляются в соответствии с порядком пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности (долевом землепользовании), утвержденным общим собранием участников долевой собственности (долевого землепользования), в соответствии со статьей 54 настоящего Кодекса.

При отсутствии порядка пользования земельным участком заинтересованный участник долевой собственности (долевого землепользования) обязан известить о намерении выделить земельный участок в счет земельной доли (земельных долей) в письменной форме остальных участников долевой собственности (долевого землепользования) с указанием его предполагаемого местоположения. Вопрос местоположения земельного участка может разрешаться путем проведения согласительных процедур либо на основании решения общего собрания участников общей собственности (общего землепользования) или их представителей. Собрание должно состояться в течение одного месяца с момента уведомления и считается правомочным при участии не менее 50 % участников общей собственности (общего землепользования) или их представителей. Решение принимается простым большинством голосов присутствующих на собрании участников долевой собственности (долевого землепользования) или их представителей и оформляется протоколом. Протокол подписывается всеми присутствующими участниками долевой собственности (долевого землепользования) или их представителями. [24]

В случае, если в течение месяца со дня надлежащего уведомления не поступит возражений от участников долевой собственности (долевого землепользования), предложение о местоположении земельного участка считается согласованным.

Заявление гражданина в местный исполнительный орган и приложенные согласованные материалы о местоположении выделяемого земельного участка являются основанием для предоставления ему права на земельный участок.

За гражданами, получившими земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и имеющими жилой дом в ауле (селе), сохраняется приусадебный земельный участок на праве собственности, который не включается в состав земельного участка крестьянского (фермерского) хозяйства.

Гражданам, не являющимся работниками сельскохозяйственных организаций, земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются из земель специального земельного фонда и запаса.

2. Понятие и основания признания индивидуального предпринимателя банкротом

2.1 Понятие и субъекты банкротства

Институт банкротства является одной из наиболее актуальных сложных областей гражданского права. Общим назначением этого института, как и многих других институтов указанной отрасли права, является регулирование товарно-денежных и иных имущественных отношений, складывающихся между юридическими и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Предпринимательство является такой формой деятельности, которая не только предполагает возможность извлечения прибыли, но и создает для ее участников риск неоплатности долгов.

Неоплатный должник, с одной стороны, задерживает удовлетворение требований кредиторов, а, с другой стороны, создает для себя и третьих лиц (учредителей, участников юридического лица) возможность возникновения неблагоприятных последствий: увеличение долгов, прекращение дела (бизнеса), отстранение от управления имуществом, распродажу этого имущества и др. Разрешению подобных проблем и предназначено законодательство о банкротстве.

Институт банкротства (или конкурсное право) содержит комплекс мер по предотвращению увеличения суммы задолженности должника, обеспечению контроля за его имуществом, процедуры, направленные на предотвращение банкротства (реабилитационные процедуры), а также правила по выявлению всего имущества, принадлежащего должнику и справедливому распределению этого имущества между кредиторами (конкурсное производство).

История развития конкурсного права (совокупность норм, определяющих личные и имущественные последствия конкурсного производства) берет свое начало еще из римского права, концепции которого стали основой практически всех правовых систем.

В законодательство Республики Казахстан институт или понятие банкротства было введено с 1 февраля 1992 года Законом Республики Казахстан “О банкротстве” от 1 января 1992 года, в котором были определены условия и порядок объявления субъекта предпринимательской деятельности банкротом и осуществления производства по делам о банкротстве. Этот Закон прожил ни разу не востребованным чуть более 3 лет и 7 апреля 1995 года прекратил свое существование. Затем понятие банкротство было включено статьями 21, 49-57 нового Гражданского Кодекса Республики Казахстан (общей части), введенного в действие с 1 марта 1995 года. 7 апреля 1995 года пришедший на смену первого, Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона “О банкротстве”, начал применяться, но оказался настолько “сырым”, что прожил еще меньше своего предшественника: 1 год 9 месяцев.

Законодательство о банкротстве на сегодняшний день основывается на законе «О Банкротстве» от 1 октября 2001 г.(с изменениями и дополнениями по состоянию на 01. 05. 2006 г), Конституции Республики Казахстан и состоит из целого комплекса законодательных и подзаконных актов. Основной правовой базой процедур банкротства, проведения реабилитационных процедур, признания хозяйствующих субъектов состоятельными или, наоборот, банкротами, проведения (конкурсного) ликвидационного производства в Республике Казахстан являются Гражданский Кодекс Республики Казахстан и Закон Республики Казахстан “О банкротстве” от 1 октября 2001 года с изменениями и дополнениями, Закон Республики Казахстан от 19 июня 1997 года “Об индивидуальном предпринимательстве”, Гражданский Кодекс Республики Казахстан устанавливает основные положения, а Закон “О банкротстве” детально регламентирует отношения, возникающие в процессе банкротства.

Рассмотрим ряд наиболее общих положений нашего законодательства, из которых складывается общее понятие банкротства. В целях правильного применения норм законодательства о банкротстве следует четко определиться с соотношением понятий “банкротство”, “несостоятельность”, “неплатежеспособность”.

Например, по российскому законодательству о банкротстве “несостоятельность” и “банкротство” являются словами-синонимами и означают - признанную судом или объявленную должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам (статья 2 Закона Российской Федерации “О несостоятельности (банкротстве)”).

Во многих других государствах банкротство рассматривается как уголовно-наказуемое деяние. Следует отметить, что такой подход к понятию банкротства является традиционным. Еще в дореволюционном российском законодательстве под банкротством понималось “...неосторожное или умышленное причинение несостоятельным должником ущерба кредиторам посредством уменьшения или скрытия имущества”.

Согласно законодательства Республики Казахстан банкротством является признанная решением суда несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации (статья 52 ГК РК, статья 1 Закона “О банкротстве”). До внесения изменений в Закон “О банкротстве” под банкротством также признавалась официально объявленная во внесудебном порядке по соглашению с кредиторами несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации. По ныне действующему законодательству это исключено, так как несостоятельный должник во внесудебном порядке может быть подвержен только ликвидации, без объявления его банкротом.

Из приведенных норм следует:

1) банкротство - это факт, устанавливаемый исключительно судом;

2) основанием банкротства является несостоятельность должника. Или иначе: “банкротство - статус, в основе которого лежит несостоятельность”. (1. С.36)

Установление банкротства судом требует наличия некоторых признаков, характеризующих имущественное состояние должника. В качестве таковых рассматриваются несостоятельность и неплатежеспособность.

Согласно статье 1 Закона “О банкротстве” неплатежеспособность рассматривается, как неспособность должника выполнить денежные обязательства и иные требования денежного характера, срок исполнения по которым наступил. Должник считается неплатежеспособным, если он не исполнил обязательство в течение 3 месяцев с момента наступления срока его исполнения.

Значение неплатежеспособности должника по законодательству Республики Казахстан заключается в том, что такое состояние дебитора является всего лишь основанием для обращения кредиторов в суд с заявлением о его банкротстве. Банкротство будет установлено лишь только в том случае, если должник будет признан несостоятельным.

Несостоятельность, в свою очередь, выражает более глубокий характер кризисного положения должника, то есть сводится к абсолютной, устойчивой неспособности должника удовлетворить денежные требования своих кредиторов по денежным обязательствам, включая требования об уплате заработной платы и возмещения за причиненный вред жизни и здоровью, а также обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. При этом несостоятельность служит основанием для:

1) обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом или в уполномоченный орган в случае внесудебной ликвидации;

2) принятия судом решения о банкротстве должника.

Изучая изменения, внесенные в законодательство о банкротстве в части, касающейся соотношения рассматриваемых понятий, мы обнаружили ряд важных проблем.

Во-первых, понятия “несостоятельность” и “неплатежеспособность” в законе не имеют значительного отличия. И в том и в другом случае речь идет лишь о неспособности должника удовлетворить требования кредиторов. Однако одна из общепринятых в цивилистике концепций банкротства сводится к тому, что отличительным признаком несостоятельности, выделяемым в законе, является отсутствие у должника имущества (денег, движимого и недвижимого имущества, прав требования и т.д.), достаточного для удовлетворения требований кредиторов, а признаком неплатежеспособности - отсутствие у него всего-навсего денежных средств.

Во-вторых, несостоятельность может быть признана имеющей место и тогда, когда должник своевременно не направит в суд, рассматривающий дело о банкротстве, отзыв на заявление кредитора, уполномоченного органа или прокурора и является основанием для признания его банкротом.

“Подобный подход к понятию несостоятельности значительно упростит возможность признания должника банкротом. Однако основной целью законодательства о банкротстве является вовсе не это. Закон о банкротстве должен преследовать цель справедливого урегулирования отношений исходя из принципа всего гражданского законодательства - равенства интересов должника и кредиторов.” [25]

Формальное превышение стоимости активов должника над общей суммой его пассивов не является препятствием для признания должника банкротом. В случае, если активы должника не являются ликвидными, либо не пользуются спросом на рынке, закон позволяет кредиторам добиваться признания должника банкротом.

Гражданский Кодекс Республики Казахстан предусматривает два порядка осуществления банкротства - добровольное и принудительное. Добровольное банкротство может проводиться как в судебном, так и внесудебном порядке, принудительное - только в судебном порядке. Основанием для осуществления добровольного банкротства является заявление должника в суд, для принудительного - заявление кредиторов, налоговых и уполномоченных органов, прокурора.

Закон дает понятие и предусматривает ответственность за преднамеренное и ложное банкротство. В частности, преднамеренное приведение должника к банкротству (умышленное приведение должника к неплатежеспособности, совершенное собственником имущества должника - должника в личных интересах или интересах иных лиц), влечет привлечение виновного к субсидиарной ответственности по долгам перед кредиторами, либо обязанность возместить убытки собственника имущества должника, а также применение мер уголовно-правовой ответственности согласно ч.2 ст.216 Уголовного Кодекса РК. В случае заведомого ложного обращения органа - должника или собственника его имущества в суд или уполномоченный орган о признании его банкротом с целью введения в заблуждение кредиторов, для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, кредиторы вправе потребовать от должника возмещения причиненных этим убытков. Также к виновному лицу могут быть применены меры уголовно-правовой ответственности согласно ч.2 ст.217 Уголовного Кодекса Республики Казахстан.

Сравнивая нормы Уголовного Кодекса РК и Закона “О банкротстве”, следует обратить внимание на то, что более удачное определение субъектов указанных правонарушений дается Законом “О банкротстве”.

Действующее законодательство Республики Казахстан субъектами банкротства признает индивидуальных предпринимателей, за исключением учреждений и казенных предприятий, поскольку согласно части 2 статьи 44 Гражданского Кодекса при недостаточности денежных средств у казенного предприятия и учреждения субсидиарную ответственность по их обязательствам несет собственник соответствующего имущества: государство в целом по обязательствам республиканского казенного предприятия, административно-территориальная единица - по обязательствам коммунального казенного предприятия. Указанное правило Гражданского Кодекса лишает практического смысла применение в отношении таких юридических лиц процедур банкротства.

Значит, Закон “О банкротстве” от 1 октября 2001 года (по состоянию на 01. 05. 2006 г) применяется к делам о банкротстве юридических лиц всех форм собственности, кроме казенных предприятий и учреждений. Законодательными актами могут быть установлены особенности процедур банкротства в отношении банков, страховых компаний, пенсионных фондов, предприятий с непрерывным производственным циклом, сельскохозяйственных предприятий, некоторых других юридических лиц. Это дает достаточно большую свободу для законодателя сделать значительные исключения для применения данного закона.

На сегодняшний день уже определены особенности банкротства банков Указом Президента РК, имеющим силу Закона, от 31 августа 1995 года “О банках и банковской деятельности в РК” и Положением о ликвидации банков в Республике Казахстан, негосударственных накопительных пенсионных фондов - Положением о реорганизации и ликвидации негосударственных пенсионных накопительных фондов, сельскохозяйственных организаций (кроме крестьянских (фермерских) хозяйств) - Положением об особенностях применения банкротства для сельскохозяйственных предприятий. Банкротство индивидуальных предпринимателей регулируется статьей 21 ГК РК, Законом “Об индивидуальном предпринимательстве” от 19 июня 1997 года (внесены изменения по состоянию на. 05. 06. 2006 г.). Так что и этими нормативными актами не создана единая система процедур банкротства, позволяющая сделать четкий анализ применения закона в рамках процесса, имеющего столь важное значение для экономики.

“Конечно учет особенностей деятельности указанных субъектов (привлечение денежных вкладов, сезонный характер работ, объем производства, оказываемых услуг и выполняемых работ и т.п.) является вполне оправданным решением. Однако специальное законодательство должно содержать нормы, которые устанавливают лишь особенности осуществления процедур банкротства, но не отменять или изменять основных концептуальных положений законодательства о банкротстве.” (1.С.35). Многочисленные исключения из общих правил могут послужить не улучшению законодательства о банкротстве, а нарушить единство его положений и принципов.

Так, в частности, ликвидация банков и пенсионных фондов осуществляется ликвидационной комиссией, соответственно назначаемой Национальным банком или Национальным Пенсионным Агентством, в то время как конкурсное производство должно осуществляться управляющим, чья кандидатура должна определяться кредиторами.

“Положениями о ликвидации банков и накопительных пенсионных фондов предусмотрены очередности удовлетворения требований кредиторов, сильно отличающиеся от общего порядка. Остаются по-прежнему нерешенными многие другие проблемы, например гарантии интересов кредиторов (вкладчиков, страхователей по договорам со страховыми организациями, залоговых кредиторов).” [26]

Все эти и прочие проблемы законодательства и практики его применения, свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения и развития института банкротства.

2.2 Основания и порядок рассмотрения дел о банкротстве в суде

Следует более подробно остановиться на порядке проведения в настоящее время процедур банкротства в Республике Казахстан в соответствии с Гражданским Кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан “О банкротстве” от 1октября 2001 года (по состоянию на 01.05 2006 г).

В соответствии со ст.8 Закона “О банкротстве” дела о банкротстве рассматриваются судом, таким образом, все дела о банкротстве, независимо от того, является кредитором или должником физическое лицо, рассматриваются только судом.

Согласно Закона “О банкротстве”, лица, участвующие в деле, лица, участвующие в процессе, и суды, руководствуются общими правилами гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных Законом “ О банкротстве”. При этом следует иметь ввиду, что споры с участием юридических лиц рассматриваются судебными коллегиями по хозяйственным делам, которые руководствуются в процессуальном порядке Законом РК “О порядке разрешения хозяйственных споров арбитражными судами РК”.

В то же время, согласно ст.18 Гражданско-процессуального Кодекса РК споры с участием граждан рассматриваются судами общей юрисдикции. Поэтому полагаю, что заявления кредиторов- физических лиц о признании банкротом должника - юридического лица должны рассматриваться судами общей юрисдикции по месту нахождения должника.

Кроме того, следует иметь ввиду, что практика показывает факты, когда крестьянские хозяйства, не являющиеся по закону индивидуальными предпринимателями, фактически зарегистрированы еще местными исполнительными органами как юридические лица, имеют все признаки такого лица: зарегистрированный устав, в котором указан его статус как юридического лица, обособленное имущество, самостоятельный баланс, счет и печать, то есть регистрация была проведена в нарушение законодательства и на момент подачи заявления такая регистрация ни кем не признана недействительной и не отменена, поэтому такое крестьянское хозяйство - должник - является юридическим лицом.

Статьи 3, 4 Закона “О банкротстве” предусматривают основания признания судом индивидуального предпринимателя банкротом:

1) заявление должника в связи с его несостоятельностью;

2) заявление кредиторов или уполномоченных лиц в связи с неплатежеспособностью должника, причем если требования кредиторов к должнику в совокупности составляют не менее 150 расчетных показателей и не были удовлетворены в течение трех месяцев с момента наступления срока их исполнения;

3) если стоимость имущества индивидуального предпринимателя, в отношении которого в порядке, установленном п.1 ст.49 ГК РК (по решению собственника) принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо должно быть ликвидировано в судебном порядке. Неподача заявления в данном случае влечет применение к руководителю должника субсидиарной ответственности по обязательствам должника перед кредиторами.

Отсутствие хотя бы одного из этих признаков является основанием для отказа суда в принятии заявления о признании должника банкротом.

Под требованиями к должнику имеются в виду денежные обязательства, включая требования об уплате зарплаты и обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Под денежным обязательством понимается обязанность должника оплатить стоимость поставленных (переданных) кредиторами товаров (выполненных работ, оказанных услуг) возвратить сумму займа с уплатой процентов за его использование, а также осуществить выплаты по иным требованиям денежного характера.

Подсудность дел о банкротстве установлена по месту нахождения должника, независимо от того, кто обращается в суд: кредитор, уполномоченный орган, должник или др. [27]

Дела о банкротстве возбуждаются судом на основании заявления лиц, имеющих право на обращение в суд с таким заявлением. Эти лица указаны в статье 16 Закона “О банкротстве”. К ним относятся:

1) должник;

2) кредитор (кредиторы) по гражданско-правовым обязательствам, а в отношении государственных предприятий и хозяйственных товариществ, в основном капитале которых доля государства составляет не менее 2\3, - также уполномоченный орган;

3) прокурор, в случаях умышленного банкротства, в интересах кредитора - Республики Казахстан, государственных органов, отсутствующего должника;

4) налоговые и иные уполномоченные органы в отношении обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды

5)представитель кредиторов по оплате.

6)собственник имущества должника или уполномоченный им орган

7)уполномоченный представитель акима области (города республиканского значения, столицы).

Согласно статье 1 Закона уполномоченный орган - определенный Правительством, местными исполнительными органами орган, уполномоченный представлять интересы кредиторов по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды в процедурах банкротства.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:

должник - индивидуальный предприниматель, неплатежеспособность и несостоятельность которого является основанием применения к нему процедур банкротства;

кредиторы - лица, имеющие к должнику имущественные требования, возникающие из гражданско-правовых и иных его обязательств, включая обязательства по оплате труда, выплате авторского вознаграждения, обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

представитель трудового коллектива (представитель работников должника);

прокурор, если он подает заявление о признании должника банкротом, либо необходимость его участия признана судом. собственник имущества должника или уполномоченный им орган;

уполномоченный орган - определенный Правительством, местными исполнительными органами, орган, уполномоченный представлять интересы кредиторов по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды в процедурах банкротства;

орган, уполномоченный соответствующим Акимом, в случаях рассмотрения дел о банкротстве градообразующих юридических лиц.

Лица, участвующие в деле, имеют права и несут обязанности, установленные в статьях 23 ГПК РК. Они вправе в частности, знакомится с материалами дела, делать выписки, снимать копии, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы участникам процесса, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения суду, представлять свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе процесса вопросам, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в деле, обращаться с заявлением о проверке законности и обоснованности решений суда, заявлять отводы судьям и пользоваться другими процессуальными правами.

В Законе подробно регламентированы требования к заявлениям всех лиц, имеющих право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом.

Заявление должника может быть подписано только руководителем юридического лица или лицом, его заменяющим.

С учетом понятия несостоятельности и установленных признаков банкротства, в заявлении должника раздельно указываются:

перечень известных ему кредиторов по гражданско-правовым обязательствам с указанием их почтового адреса и размера их требований к должнику;

сумма задолженности по оплате труда и выходным пособиям, подлежащим выплате работникам должника; сумма вознаграждения, причитающегося к выплате по авторским договорам;

сумма задолженности по требованию граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, за исключением требований о возмещении морального вреда;

объем задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

сведения о принятых к производству судами исках к должнику, а также о требованиях, предъявленных к бесспорному (без акцептному) списанию;

сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе имуществе, обремененном залогом, находящемся в аренде и в лизинге, о денежных средствах, находящихся на счетах в банках; номера счетов и почтовые адреса банков;

сведения об обязательствах должника, срок исполнения которых наступит в течение года со дня подачи заявления;

сведения о представителе трудового коллектива (представителе работников) для участия в деле о банкротстве;

перечень прилагаемых документов.

Заявление должно содержать также обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов.

К заявлению должника о признании его банкротом прилагаются документы, предусмотренные ст.19 Закона “ О банкротстве ”. К ним относятся:

решение индивидуального предпринимателя являющееся основанием обращения должника в суд с заявлением о признании его банкротом;

финансовая отчетность за последний отчетный период с полной расшифровкой дебиторской и кредиторской задолженностей, состава основных и оборотных средств по группам;

протокол собрания (конференции) трудового коллектива (работников) должника, на котором тайным голосованием избран их представитель для участия в деле о банкротстве;

учредительные документы должника.

А также документы, подтверждающие:

уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере, кроме случаев, когда должником заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины;

наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов;

иные обстоятельства, на которых основывается заявление должника.

В ст.17 Закона “ О банкротстве ” предусмотрено предварительное условие, дающее право должнику на обращение в суд с заявлением о банкротстве. А именно, обращению должника должно предшествовать решение органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о его ликвидации, либо решение органа, уполномоченного собственником имущества должника. Поэтому к заявлению должника необходимо приложить решение соответствующего органа.

Если должником не соблюдены требования статей 18, 19 Закона “ О банкротстве ”, заявление возвращается заявителю. Однако, в случаях, когда обращение в суд с заявлением о признании банкротом для должника в соответствии с Законом “О банкротстве” является обязательным и к заявлению не приложены необходимые документы, такое заявление принимается судом к производству, а недостающие документы истребуются судом в порядке подготовки дела к судебному разбирательству.

По ходатайству должника, исходя из его имущественного положения, суд может отсрочить уплату государственной пошлины. В этом случае государственная пошлина удерживается из имущества должника до начала расчетов с кредиторами. Также при наличии ходатайства должника об отсрочке уплаты государственной пошлины в случаях, когда в соответствии с Законом “О банкротстве” обращение в суд с заявлением о признании банкротом для должника является обязательным, суд предоставляет должнику отсрочку уплаты государственной пошлины на срок не более 6 месяцев.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты