Рефераты

Правовое положение индивидуального предпринимателя

p align="left">Статья 22 Закона “ О банкротстве ” регулирует вопросы формы и содержания заявления кредитора (кредиторов).

Заявление кредитора - индивидуального предпринимателя подписывается лично, а заявление кредитора - гражданина - этим гражданином или его представителем с приложением доверенности кредитора.

Представитель индивидуального предпринимателя или гражданина действует по доверенности, выданной соответственно индивидуальным предпринимателем.

Доверенность, выдаваемая гражданином, может быть удостоверена в нотариальном порядке, а также организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства или администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении, другими органами.

Доверенность должна быть оформлена в соответствии с правилами. В соответствии со ст.36 ГПК РК. полномочия представителя на совершение каждого из перечисленных в ней действий, как то подписание заявления кредитора о признании должника банкротом, передача полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного акта, подписание заявления о принесении протеста должны быть специально указаны в доверенности.

В заявлении кредитора содержатся общие требования к заявлениям о признании должника банкротом, такие как наименование суда, в который подается заявление, наименование и почтовые адреса кредитора и должника, размер требований кредитора.

Кроме того, кредитор обязан указать другие сведения, которые характерны только для заявления кредитора.

Так, в заявлении излагаются обязательство должника перед кредитором, из которого возникло требование, срок его исполнения и доказательства обоснованности требований кредитора. Включение этих сведений в заявление обусловлено тем, что должник в отзыве на это заявление излагает имеющиеся у него возражения по требованиям кредитора.

В заявлении кредитора должны быть указаны:

наименования: суда, в который подается заявление; должника и его почтовый адрес; кредитора, подавшего заявление и его почтовый адрес;

обязательство должника перед кредитором, из которого возникло его требование, срок исполнения этого обязательства;

существо и размер требований данного кредитора к должнику;

обязательство должника перед кредитором, из которого возникло его требование, срок исполнения этого обязательства;

существо и размер требований данного кредитора к должнику;

сумма задолженности по обязательству и начисленных на эту сумму процентов с учетом неустойки (штрафа, пени) и убытков, подлежащих взысканию с должника;

установленные правовые основания требований кредитора (судебное решение, признание этих требований должником, исполнительная надпись нотариуса, а при их отсутствии - доказательства, подтверждающие обоснованность требований кредитора и их размера);

известные кредитору сведения об имеющемся у должника имуществе;

перечень прилагаемых документов;

доказательство обращения с требованиями к должнику;

иные сведения, если они необходимы для рассмотрения дела о банкротстве.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению кредитора, определяется статьей 23 Закона “ О банкротстве ”. К нему прилагаются документы, подтверждающие:

уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере;

направление должнику копий заявления кредитора и приложенных к нему документов;

обязательства должника перед кредитором, а также наличие и размер задолженности по этим обязательствам;

обоснованность требований кредитора (исполнительные документы, решение суда или письменное признание должником требований кредитора);

иные обстоятельства, на которых основывается заявление кредитора.

Обязательства должника перед кредитором могут вытекать из разных оснований, в том числе из договоров купли-продажи, аренды, энергоснабжения, подряда, кредитного.

Кредитора и должника могут связывать отношения по разным договорам и задолженность должника может образовываться вследствие невыполнения разных обязательств.

Когда перед каждым кредитором сумма долга меньше, чем установлено для обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом, а объединенные требования кредиторов составляют эту сумму и даже превышает ее, такое положение свидетельствует о неплатежеспособности должника и, возможно, неизбежности его банкротства. Поэтому законодатель предусмотрел возможность объединения требований нескольких кредиторов, каждый их которых имеет требование менее установленного размера для обращения в суд с одним заявлением о банкротстве. Кредиторы вправе подать совместное заявление. При подаче одного заявления несколькими кредиторами все они его подписывают.[28]

При подписании заявления представителем кредитора к заявлению прилагается доверенность, подтверждающая его полномочия на обращение в суд. Доверенность оформляется в определенном порядке. В случае, если не приложена доверенность, содержащая полномочия на подписание этого заявления, или в доверенности нечетко выражены полномочия, считается, что заявление подписано лицом, не имеющим права его подписывать и наступают последствия, предусмотренные ст.21 Закона “О банкротстве”, то есть заявление возвращается.

“Обязательства должника перед кредитором могут подтверждаться, в частности, договором, заключенным между должником и кредитором. В этом случае к заявлению прилагается этот договор, данные о выполнении кредитором обязательств по договору и невыполнении договора должником, расчет требований кредитора по каждому из невыполненных должником обязательств.” [29]

Заявление о признании должника банкротом может быть подано в суд налоговым или уполномоченным на это органом государственной власти или органом местного самоуправления. Полномочие оформляется в письменной форме. Документ о наделении полномочиями органа, обращающегося в суд, прилагается к заявлению.

К заявлению указанных органов о признании должника банкротом и прилагаемым документам применяются общие правила, установленные для кредитора.

С заявлением о признании должника банкротом может обратиться в суд прокурор. Такое право предоставляется прокурору:

когда им обнаружены признаки умышленного банкротства, то есть в случае преднамеренного приведения должника к несостоятельности действиями или бездействием собственника его имущества в своих интересах или в интересах иных лиц;

в интересах кредитора по денежным обязательствам - Республики Казахстан, государственных органов;

в интересах кредиторов отсутствующего должника.

К заявлению прокурора предъявляются требования, установленные для заявления кредитора, если иное не вытекает из существа правоотношений. Так, при обращении с заявлением о признании должника банкротом, когда имеются признаки умышленного банкротства, в заявлении дополнительно приводятся сведения об указаниях или действиях учредителей (участников) должника, иных лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания или иным способом определять его действия, которые повлекли банкротство. К заявлению прилагаются соответствующие доказательства..

Заявление прокурора, а также налогового или иного уполномоченного государственного органа о признании должника банкротом, подаваемое в суд в случаях, предусмотренных Законом “О банкротстве”, освобождается от уплаты государственной пошлины.

Заявление принимается судом в случае соблюдения требований:

подача заявления лицом, имеющим право на обращение в суд в соответствии со статьей 15 Закона “ О банкротстве ”;

подведомственность дела суду и подсудность тому суду, в который подано заявление;

подписание заявления лицом, имеющим на это право;

оплата заявления государственной пошлиной в установленных порядке и размере или приобщение ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины, копия заявления и приложенных к нему документов и подтверждение о направлении заявления другим лицам, участвующим в деле;

соответствие содержания заявления требованиям, установленным Законом “ О банкротстве ” и приложение к нему необходимых документов.[37]

При соблюдении указанных требований и отсутствии оснований для отказа в принятии заявления или возвращения, судья не позднее 5 дней выносит определение о возбуждении дела о банкротстве и копии определения направляет его должнику и заявителю.

С момента возбуждения производства по делу о банкротстве:

собственник имущества должника (уполномоченный им орган), учредители (участники), лица лишаются права распоряжаться имуществом должника;

исполнение ранее принятых решений судов, третейских судов приостанавливается, за исключением требований по возмещению вреда жизни и здоровью без учета требований о возмещении морального вреда;

любые требования кредиторов к должнику предъявляются только в пределах процедур банкротства;

не допускается взыскание денег с банковских счетов должника по требованию кредиторов, налоговых или иных уполномоченных органов, в том числе подлежащих удовлетворению в бесспорном (без акцептном) порядке, а также обращение взыскания на имущество должника;

должностным лицам должника запрещается отчуждение принадлежащих им акций, долей в имуществе должника.

В течение 5 дней с момента возбуждения дела о банкротстве суд публикует в официальных печатных изданиях центрального органа юстиции объявление о возбуждении производства по делу о банкротстве. (Приложение 1)

Учитывая плохое финансирование судов, на практике суды обязывают истцов подать объявление в газету за свой счет, после чего истребуют у последнего доказательство опубликования объявления для приобщения к материалам дела.

Суд вправе по ходатайству лица, участвующего в деле, принять меры по обеспечению требований кредиторов. Эти меры могут быть приняты судом на протяжении всех процедур рассмотрения дела о банкротстве, но только при наличии ходатайства заинтересованного лица. Проявление судом инициативы не допускается ни Гражданско-процессуальным Кодексом, ни Законом “ О банкротстве ”.[38]

Суд принимает меры по обеспечению требований кредиторов, предусмотренные статьей 30 Закона “ О банкротстве”, как то:

наложить арест на принадлежащее должнику имущество (часть имущества), в том числе денежные средства;

запретить должнику совершать действия, которые могут повлечь уменьшение его имущества, либо иным образом ущемить интересы кредиторов;

приостановить взыскание по исполнительным или иным документам, по которым взыскание производится в бесспорном (без акцептном) порядке.

В дополнение к мерам, установленным статьей 30, предусмотрены иные меры по обеспечению требований кредиторов. Так, в пункте 2 статьи 51 Закона “ О банкротстве ” содержится перечень сделок, которые реабилитационный управляющий совершает исключительно с согласия комитета кредиторов. Например, сделки по распоряжению недвижимым (передача в пользование, в залог и др.) и иным имуществом, стоимость которого превышает 20 процентов стоимости активов должника. Также с согласия комитета кредиторов реабилитационным управляющим принимаются решения, влекущие за собой увеличение расходов должника на потребление, в том числе на оплату труда работников должника.

Закон “ О банкротстве ” обязывает должника в десятидневный срок со дня получения копии определения суда о возбуждении дела о банкротстве, в случае принудительного банкротства, направить отзыв на заявление кредитора, уполномоченного органа или прокурора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Закона “ О банкротстве ”, в отзыве должника следует указать наименование суда, в который направляется отзыв, наименование заявителя, номер и дату заявления, возражения на заявление.

Если должник считает себя платежеспособным, в отзыве следует обосновать это утверждение и объяснить, чем вызвана задержка платежей и когда задолженность будет погашена.

В отзыве также указываются имеющиеся у должника возражения по требованиям кредитора. Эти возражения необходимо обосновать ссылкой на конкретные доказательства. Соответствующие доказательства и расчеты прилагаются к отзыву.

Кроме того, должник обязан указать в отзыве общую сумму задолженности по обязательствам перед кредиторами, оплате труда работников должника, обязательным платежам, сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах, находящихся на его счетах в банках и иных кредитных организаций; если требования заявителя признаны, доказательства их удовлетворения.[39]

В отзыве указывается также перечень прилагаемых документов.

Если в отзыве должник признает свою несостоятельность, то представление вышеуказанных документов необязательно и это является основанием для вынесения судом решения о признании его банкротом.

Непредставление отзыва и истребованных судьей доказательств либо представление отзыва с нарушенным сроком не является препятствием к рассмотрению дела и рассматривается как признание должником своей несостоятельности, а также является основанием для вынесения судом решения о признании должника банкротом.[40]

Принятие судом заявления о признании должника банкротом сопровождается подготовкой дела к судебному разбирательству.

Прежде всего судья, установив, что заявление о признании должника банкротом соответствует требованиям Закона “ О банкротстве ” и должно быть принято, разрешает вопрос о необходимости совершения каких-либо действий, предусмотренных статьей 31 Закона “ О банкротстве ”.

Судья проверяет относимость и допустимость доказательств, представленных заявителем в обоснование неплатежеспособности должника. Если заявление подано кредитором, судья проверяет также относимость и допустимость доказательств, представленных в суд в подтверждение обоснованности требований кредиторов.

При необходимости, судья предлагает представить дополнительные документы и сообщить сведения, имеющие значение для принятия законного и обоснованного решения.

При наличии ходатайства, судья решает вопрос о принятии мер по обеспечению требований кредиторов.

Наличие отзыва должника, содержащего возражения против требования кредитора, уполномоченного органа или прокурора, является основанием для подготовки дела к судебному разбирательству. Следующая стадия подготовки дела к судебному разбирательству состоит в проверке возражений должника, если он в отзыве изложил возражения против требований, изложенных в заявлении о признании должника банкротом.

Затем суд уведомляет кредиторов и иных лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела в здании суда; истребует от должника сведения и документы, назначает заседание суда для рассмотрения по существу. [41]

При имеющемся финансировании судов, когда нет средств на отправку почты, такое уведомление практически невозможно из-за значительных материальных затрат. Практика судебной коллегии по хозяйственным делам показала, что такие уведомления в основном суд обязывает направить должника.

Изучение дел данной категории показало, что в большинстве случаев при подаче заявления налоговыми органами и Агентством по реорганизации и ликвидации предприятий к материалам искового заявления прилагается отзыв или признательное письмо должника о предъявляемых кредитором требованиях и о своей несостоятельности. Суды пришли к мнению, что в таких случаях возможно выносить одно определение о возбуждении производства по делу, подготовке дела к судебному разбирательству и назначении дела слушанием.[42]

Об отказе в принятии заявления выносится определение, которое направляется сторонам и заявителю не позднее 5 дней со дня поступления заявления с приложением исковых материалов (ст.77 Закона Республики Казахстан “ О порядке разрешения хозяйственных споров арбитражными судами Республики Казахстан ”).

Возврат заявления о банкротстве производится судьей не позднее 5 дней со дня его поступления и оформляется в форме письма с указанием оснований, предусмотренных статьей 21 Закона “О банкротстве”. После устранения допущенных нарушений заявление может быть вторично подано в суд и оно принимается на общих основаниях(ст.78 Закона Республики Казахстан “ О порядке разрешения хозяйственных споров арбитражными судами Республики Казахстан ”).

На практике процент возврата исковых заявлений о признании индивидуального предпринимателя банкротом без рассмотрения составил в Акмолинском областном суде в 2003-2004 годах 33 % от общего числа заявлений. Основными причинами возврата заявлений явились нарушения статей 18 и 19 Закона “О банкротстве”. Например, налоговому комитету г. Астаны возвращено заявление о признании банкротом МГП “Земля”, так как в исковом заявлении не были указаны и представлены доказательства, подтверждающие обоснованность предъявляемых требований к должнику по обязательствам в бюджет, а также принятых мер налоговым комитетом по взысканию задолженности в соответствии с требованиями Указа Президента РК “О налогах и других обязательных платежах”, в частности, доказательства принятых мер по взысканию задолженности в порядке уведомления налогоплательщика о погашении задолженности, бесспорному взысканию через банк путем предъявления распоряжения по ограничению распоряжения имуществом должника и его реализации в целях погашения долга.

Однако Верховным судом РК возврат искового заявления налогового органа ввиду непредставления доказательств принятия мер к получению задолженности с должника во внесудебном порядке, т.е. реализации ограниченного в распоряжении имущества был признан необоснованным. Рекомендовано нормы процессуального законодательства при рассмотрении заявлений о признании должника банкротом применять с учетом законодательства о банкротстве, согласно которому основанием для обращения кредитора с заявлением о признании должника банкротом является неплатежеспособность должника, т.е. неспособность выполнить денежные обязательства и иные требования денежного характера, срок исполнения по которым наступил. Сам факт подачи налоговой декларации должником и неуплата в установленные сроки заявленного долга свидетельствуют о согласии с суммой начисленных налогов, а неисполнение распоряжений налоговых органов о бесспорном списании долга со счета должника ввиду отсутствия средств свидетельствует о неплатежеспособности должника. Налоговые органы вправе взимать задолженность со счетов в установленном порядке, при отсутствии же денежных средств по собственному усмотрению, как любой кредитор, обратиться в суд с заявлением о признании банкротом.

В основном возвращались заявления, поступившие от налоговых органов, так как ими не соблюдались требования ст.19 Закона “О банкротстве”: не направлялись копии заявления должнику, не представлялись материалы, обосновывающие предъявляемые к нему требования, и принятых мерах в соответствии с налоговым законодательством по погашению долга.

Из-за отсутствия денежных средств на счетах предприятий-должников последние обращаются в суды с заявлениями об отсрочке уплаты госпошлины, однако суды отказывают в приеме заявлений без уплаты госпошлины, указывая, что Законом “О государственной пошлине” предоставление каких-либо льгот при банкротстве не предусмотрено. Верховным судом РК такая практика была признана необоснованной. Статья 20 Закона “О банкротстве” устанавливает судам право предоставлять по ходатайству управляющего отсрочку по уплате госпошлины до поступления денежных средств в счет погашения дебиторской задолженности. Поскольку данная норма была принята позднее, в силу Закона “О нормативных правовых актах” при наличии противоречий в нормах права нормативных правовых актов одного уровня действуют нормы акта, принятого позднее. Кроме того, об отсутствии средств у должника свидетельствует факт признания его банкротом, а несвоевременное (после поступления каких-либо средств на счет) обращение в суд ведет к просрочке установленного законом срока конкурсного производства, что является нарушением требований закона.

Дело назначается к рассмотрению с учетом ст.34, предусматривающей, что дело о банкротстве должно быть назначено к судебному разбирательству не позднее 1 месяца после его возбуждения, о чем суд выносит определение.

В срок, не превышающий 2 месяцев со дня поступления заявления, по результатам рассмотрения, суд принимает одно из следующих решений:

признание должника банкротом и возбуждение конкурсного производства;

отказ в признании должника банкротом (в случае признания обоснованности возражений должника против требований кредиторов, при наличии признаков ложного банкротства;

определение о применении реабилитационной процедуры при наличии ходатайства;

определение о прекращении производства по делу (в случае удовлетворения требований кредиторов в результате реабилитационных мер, отзыва заявления кредитора или прокурора о признании должника банкротом).

2.3 Государственная поддержка частного предпринимательства

Основные направления государственной поддержки частного предпринимательства

Государственная поддержка частного предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:

совершенствование законодательства по вопросам регулирования частного предпринимательства;[43]

создание и развитие центров поддержки частного предпринимательства, бизнес-инкубаторов, технологических парков, индустриальных зон и других объектов инфраструктуры частного предпринимательства;

учебно-методологическое, научно-методическое и информационное обеспечение деятельности субъектов частного предпринимательства за счет бюджетных средств.

Государственная поддержка и развитие частного предпринимательства осуществляются путем:

создания при государственных органах научно-исследовательских институтов по изучению проблем и разработке предложений по развитию частного предпринимательства;

организации деятельности экспертных советов при центральных государственных и местных исполнительных органах;

создания финансовых институтов поддержки и развития частного предпринимательства;

организации деятельности бизнес-инкубаторов и индустриальных зон;

продажи земельных участков, зданий, помещений либо перевода жилых помещений в нежилые в соответствии с законами Республики Казахстан.[44]

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по направлениям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, включая:

создание условий для использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

разработку государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ развития малого предпринимательства;

установление упрощенного порядка государственной регистрации и ликвидации субъектов малого предпринимательства;

установление оптимального режима налогообложения;

принятие программ кредитования малого предпринимательства;

создание системы привлечения и использования инвестиций, в том числе иностранных, для поддержки и развития малого предпринимательства;

обеспечение гарантированного объема закупа товаров (работ, услуг) для государственных нужд;

организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров путем развития существующих и создания новых учебных и исследовательских центров, консалтинговых организаций и информационных систем поддержки и развития малого предпринимательства.

Государственные институты развития создаются в целях стимулирования становления и экономического роста субъектов частного предпринимательства в Республике Казахстан, а также повышения общей инновационной и инвестиционной активности в стране, в том числе содействия развитию высокотехнологичных, наукоемких производств, производственной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности, содействия в привлечении внутренних и внешних инвестиций в экономику страны.

Индустриальные зоны создаются в целях обеспечения экономических и организационных условий для развития частного предпринимательства.[45]

Задачами индустриальных зон являются:

1) содействие ускоренному развитию частного предпринимательства в сфере промышленности;

2) оптимизация затрат на создание и развитие инфраструктуры новых производств;

3) повышение эффективности производства;

4) обеспечение занятости населения.

Государственные органы продают субъектам частного предпринимательства земельные участки, здания, помещения либо изменяют целевое назначение земельного участка в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан, либо выдают разрешение на переоборудование жилого помещения в нежилое в соответствии с законодательством Республики Казахстан о жилищных отношениях с обязательным включением в договор купли-продажи либо в разрешение технических условий на подключение к необходимой инфраструктуре. Дальнейшее подключение субъектов частного предпринимательства к инфраструктуре осуществляется в соответствии с договором купли-продажи либо разрешением.[46]

Основными принципами государственной поддержки малого предпринимательства являются:

приоритет развития малого предпринимательства в Республике Казахстан;

комплексность государственной поддержки малого предпринимательства;

доступность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и осуществляемых мер для всех субъектов малого предпринимательства;

международное сотрудничество в области поддержки и развития малого предпринимательства.

Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства осуществляются путем:

1) оказания финансовой поддержки;

2) организации сети центров поддержки малого предпринимательства;

3) организации деятельности бизнес-инкубаторов;

4) передачи субъектам малого предпринимательства в доверительное управление или аренду не используемых более одного года объектов государственной собственности;

5) безвозмездной передачи субъектам малого предпринимательства в собственность объектов, переданных в аренду или доверительное управление для организации промышленного производства и развития сферы услуг населению по истечении года с момента заключения договора в случае выполнения предусмотренных им условий в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Данные условия не распространяются на субъекты малого предпринимательства, осуществляющие торгово-посредническую деятельность.

Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется путем:

1) закупа гарантированного объема товаров (работ, услуг) для государственных нужд.

Номенклатура товаров (работ, услуг), закупаемых у субъектов малого предпринимательства, и их объем ежегодно определяются Правительством Республики Казахстан;

2) организации кредитования через банки второго уровня;

3) выдачи государственных грантов для организации и реализации социально значимых проектов в отраслях экономики;[47]

4) реализации специальных инвестиционных программ;

5) предоставления займов за счет бюджетных средств.

Финансовую поддержку малого предпринимательства со стороны государства осуществляет специальный фонд, создаваемый по решению Правительства Республики Казахстан, основной целью которого является обеспечение доступа к финансовым ресурсам.

Основными задачами фонда являются:

1) проектное финансирование;

2) развитие сети микрокредитных организаций с участием субъектов частного предпринимательства;

3) создание системы гарантирования субъектов малого предпринимательства при получении ими кредитов в банках второго уровня;

4) развитие финансового лизинга;

5) обучение и консалтинг субъектов малого предпринимательства;

6) развитие грантовой системы софинансирования операций по внедрению системы менеджмента качества для субъектов малого предпринимательства.

Кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется фондом за счет привлеченных и собственных средств.

Займы субъектам малого предпринимательства, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, предоставляются в первоочередном порядке.

Центры поддержки малого предпринимательства создаются в целях вовлечения населения в частное предпринимательство, создания новых субъектов малого предпринимательства.[48]

Задачами центра поддержки малого предпринимательства являются:

1) анализ предпринимательского климата, отечественного и международных рынков, отраслей и секторов экономики;

2) оказание комплекса услуг в области маркетинга и менеджмента;

3) оказание услуг по разработке инвестиционных и бизнес-проектов, консультационных и других услуг;

4) содействие повышению инновационной активности субъектов малого предпринимательства;

5) содействие профессиональному росту субъектов малого предпринимательства;

6) обеспечение доступа к информационным и экспертным ресурсам;

7) проведение семинаров, тренингов;

8) формирование базы данных субъектов малого предпринимательства;

9) анализ и обобщение информации по развитию малого предпринимательства и проблемных вопросов его развития.

Бизнес-инкубаторы создаются для оказания содействия в становлении и развитии субъектов малого предпринимательства.

Задачами бизнес-инкубатора являются:

1) отбор субъектов малого предпринимательства для размещения в бизнес-инкубаторе;

2) оказание субъектам малого предпринимательства образовательных, маркетинговых, консалтинговых и других организационно-управленческих услуг.

Порядок создания и деятельности центров поддержки малого предпринимательства, бизнес-инкубаторов определяется Правительством Республики Казахстан.

Субъектам малого предпринимательства могут передаваться в доверительное управление или аренду не используемые более одного года объекты государственной собственности для организации промышленного производства и сферы услуг, за исключением торгово-посреднической деятельности.

Контроль за выполнением субъектами малого предпринимательства условий договора аренды или доверительного управления осуществляют соответствующие государственные органы, уполномоченные на распоряжение республиканской и коммунальной собственностью.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется на основе государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ и представляет собой комплекс мер, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства.

Государственные, отраслевые (секторальные) и региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства разрабатываются для обеспечения производства конкурентоспособной продукции, а также оказания финансовой, учебно-методической помощи субъектам малого предпринимательства в сферах инновационной, образовательной деятельности, финансового и правового консалтинга.

Государственные программы поддержки и развития малого предпринимательства утверждаются Президентом Республики Казахстан и являются обязательными для исполнения на всей территории республики государственными органами и субъектами частного предпринимательства.

Правительство Республики Казахстан по итогам года отчитывается перед Президентом Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, о результатах, полученных в ходе реализации государственных и отраслевых (секторальных) программ поддержки и развития малого предпринимательства.[49]

В соответствии с приоритетными направлениями развития экономики государства и спецификой развития экономики региона местные исполнительные органы разрабатывают региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства, которые являются составной частью программы экономического развития региона.

Государственные, отраслевые (секторальные) и региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства включают:

предложения по совершенствованию нормативной правовой базы;

приоритетные виды деятельности малого предпринимательства;

меры по формированию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

меры по кредитно-финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства;

меры, направленные на вовлечение в частное предпринимательство социально незащищенных слоев населения;

меры, направленные на стимулирование передачи крупными промышленными организациями части бизнеса субъектам малого предпринимательства, а также закупки у них непрофильных сопутствующих видов деятельности;

меры по пропаганде государственной политики по поддержке малого предпринимательства;

другие меры, связанные с реализацией государственной политики по поддержке, развитию и защите малого предпринимательства.

Учебно-методологическая, научно-методическая поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется в целях повышения их профессионального уровня, позволяющего производить конкурентоспособные товары (работы, услуги).

Учебно-методологическая, научно-методическая поддержка малого предпринимательства осуществляется путем:

организации учебных семинаров-тренингов и научно-практических конференций по вопросам ведения частного предпринимательства;

распространения методических пособий, информационных бюллетеней о практике осуществления частного предпринимательства, рынке новых технологий;

создания в регионах сети информационных, консалтинговых центров;

подготовки менеджеров для организации обучения субъектов малого предпринимательства в регионах.

Учебно-методологическая, научно-методическая поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется за счет бюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

Государственная поддержка субъектов частного предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, производится на республиканском и региональном уровнях и регулируется в соответствии с законами Республики Казахстан.[50]

Сроки, объем и меры оказания государственной поддержки частного предпринимательства, осуществляющего сельскохозяйственную деятельность, устанавливаются в соответствии с законами Республики Казахстан.

Заключение

Изучение права общей собственности необходимо любому юристу не только с профессиональной точки зрения. Все мы можем быть участниками общей собственности как жильцы, как супруги или как члены крестьянского хозяйства. Знание всех правил, изучение нюансов регулирования права общей собственности может принести большую пользу в профессиональной деятельности и в частной жизни.

После проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

На территории РК предпринимательской деятельностью могут заниматься как граждане РК, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

Для отдельных категорий граждан законами РК установлен запрет на занятие самостоятельной предпринимательской деятельностью.

При этом в одних случаях закон исходит из несовместимости предпринимательства с общественным положением лица. В частности, Закон РК "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещает должностным лицам органов государственной власти и государственного управления заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Сотрудникам полиции запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, но данный запрет не распространяется на творческую, научную и преподавательскую деятельность. Аналогичный запрет содержится в Законе РК "О военнослужащих".

Самостоятельной предпринимательской деятельностью не вправе заниматься судьи, работники прокуратуры, сотрудники органов федеральной безопасности, налоговой полиции, нотариусы.

В других случаях запрет на занятие предпринимательской деятельностью является результатом наказания. Например, в соответствии с Уголовным кодексом РК незаконное предпринимательство в сфере торговли наказывается наряду с лишением свободы или штрафом еще и лишением права заниматься предпринимательской деятельностью в торговле на срок до пяти лет.

Помимо достижения определенного возраста занятие предпринимательской деятельностью требует наличия определенных профессиональных навыков и профессиональной подготовки. Некоторые законы и иные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления той или иной деятельности, содержат квалификационные требования, предъявляемые к гражданам, желающим заниматься такой деятельностью.

Институт банкротства является одной из наиболее актуальных сложных областей гражданского права. Общим назначением этого института, как и многих других институтов указанной отрасли права, является регулирование товарно-денежных и иных имущественных отношений, складывающихся между юридическими и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Предпринимательство является такой формой деятельности, которая не только предполагает возможность извлечения прибыли, но и создает для ее участников риск неоплатности долгов.

Признание банкротства возможно в добровольном или принудительном порядке.

Признание банкротства в добровольном порядке осуществляется на основании заявления должника в суд.

Закон о банкротстве предусматривает случай, когда должник не вправе, а обязан обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом или в уполномоченный орган. Речь идет о случае, когда собственником имущества, уполномоченным им органом, учредителями или компетентным органом юридического лица принято решение о его ликвидации, а имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.

Одной из основных целей экономических реформ является структурная перестройка промышленного производства, основанная на передовых технологиях и смешанных формах собственности, или, говоря иными словами, получение из массы неэффективных государственных предприятий системы эффективно работающих, конкурентноспособных предприятий, выпускающих импортозамещающие товары, не уступающие по качеству зарубежным аналогам, исправно платящих налоги, обеспечивающих занятость граждан Республики Казахстан и т.д.

Закон “О банкротстве” является одной из таких мер, он призван оздоровить финансовое состояние предприятий и дать новый толчок продолжающимся реформам.

Крестьянское (фермерское) хозяйство не является самостоятельным субъектом имущественных отношений. Оно представляет собой совокупность физических лиц (граждан), действующих на базе общего имущества, то есть, по сути, простое товарищество (а может вестись даже и одним человеком). Оно не становится юридическим лицом, ибо не обособляет "свое" имущество от имущества участников. Признание его юридическим лицом в Законе о крестьянском (фермерском) хозяйстве следует считать результатом недоразумения.

Общество становится более прогрессивным, отсюда следует вывод, что чем больше каждый член из крестьянского (фермерского) хозяйства приложит усилий, тем больше будет конечный результат, что в свою очередь очень важно в предпринимательской деятельности. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве общей совместной или общей долевой собственности.

В собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся насаждения на земельном участке, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.

Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим долевым имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.

Имущественные отношения членов крестьянского (фермерского) хозяйства регулируются соответствующими нормами гражданского и земельного законодательства.

До принятия и введения в действие части первой ГК правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства определялся главным образом Законом о таком хозяйстве с внесенными в него изменениями. Закон наделял крестьянское (фермерское) хозяйство правами юридического лица, хотя бы хозяйство и было представлено отдельным гражданином. Членами хозяйства, согласно этому Закону, считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Имущество хозяйства принадлежит его членам на праве общей долевой собственности. Пользование общим имуществом члены хозяйства осуществляют по взаимной договоренности.

Сделки по распоряжению таким имуществом совершает глава хозяйства без особой на то доверенности либо доверенное лицо. Иной режим пользования и распоряжения имуществом может устанавливаться договором. При выходе одного из членов хозяйства из его состава основные средства производства разделу не подлежат. Часть имущества (вклад, доля, пай) может компенсироваться деньгами. Порядок раздела имущества и выплаты компенсации устанавливается по взаимной договоренности всех членов хозяйства, а при ее отсутствии - судом. Срок выплаты компенсации не должен превышать пять лет.

Наследование имущества крестьянского хозяйства должно производиться по правилам ст.5 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве и чю3 ст.15 того же закона.

В отличие от ранее действовавшего Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве Кодекс устанавливает презумпцию именно совместной, а не долевой собственности на его имущество, что в большей мере соответствует сути этого хозяйства как семейно-трудовой общности граждан, связанных близкими, лично-доверительными отношениями. Специальный закон или договор участников может установить и иную, то есть долевую, собственность этого хозяйства. Общим имуществом становятся также продукция, плоды и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Пункт 3 ст. 257 ГК не устанавливает режим этого имущества как объекта долевой или совместной собственности, отдавая решение этого вопроса на усмотрение самих участников.

Важно также иметь в виду, что объектом общей совместной собственности крестьянского (фермерского) хозяйства являются земля и имущество производственно-хозяйственного назначения (хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, сельскохозяйственная и иная техника, оборудование, инвентарь, транспортные средства и аналогичное имущество). Иное имущество (жилой дом, предметы потребления, домашней обстановки и обихода и т. д.) может составлять объект общей собственности супругов или быть собственностью отдельного участника хозяйства. Здесь, следовательно, возможно сосуществование различных видов общей собственности.

Имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между его участниками по соглашению между ними.

Ответственность за нарушение законодательства о крестьянском (фермерском) хозяйстве устанавливается в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Список использованной литературы

1. Закон Республики Казахстан от 31 марта 1998 г. о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

2. Фермерский кредитный фонд. - Алматы: Гылым, 1997 г. С. 3.

3. Закон «О защите и поддержке частного предпринимательства». От 04.07. 1992 г с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.09. 2002 г. Алматы Юрист.

4. Гражданский Кодекс РК от 30.11.94г.часть 1. №32 ст.330.

5. Гражданское право. Часть 1. Учебник/Под. Ред. Е.А. Суханова. М., 1998 г.;с.324

6. Закон РК от 17 декабря 1998 г. № 321 - I «О браке и семье» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.01. 2006 г. c/8

7. Закон РК от 17 декабря 1998 г. № 321 - I «О браке и семье» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.01. 2006 г.

8. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». 25.12.90. Ведомости СНД и ВСРК 27.12.90. №30 с.418.

9. Закон «О защите и поддержке частного предпринимательства». От 04.07. 1992 г с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.09. 2002 г. Алматы Юрист.

10. Конституция РК от 30 августа 1995 г..

11. Закон РК «О частном предпринимательстве» от.31 января 2006 г.

12. Закон «О защите и поддержке частного предпринимательства». От 04.07. 1992 г с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.09. 2002 г. Алматы Юрист.

13. Гражданское право. Часть 1. Учебник/Под. Ред. Е.А. Суханова. М., 1998 г.; с. 345

14. Гражданское право. Часть 1. Учебник/Под. Ред. Е.А. Суханова. М., 1998 г.;с.376

15. Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности" 25.12.90 г.// Ведомости СНД и ВС РК, 27.12.90, N 30, ст. 418;

16. Сахипова Л. Правовое регулирование деятельности АО // Предприниматель и право.1999. № 21-22 - с.19-22

17. Закон «О защите и поддержке частного предпринимательства». От 04.07. 1992 г с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.09. 2002 г. Алматы Юрист.

18.. Закон Республики Казахстан от 31 марта 1998 г. о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

19 Дойников И.В. Предпринимательское право: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: ПРИОР,2000. - 448 с.

20. Сельскохозяйственное право: учебник - М.: Юридическая литература 1995 г. С.65

21. Маметова Р. Проблемы реализации положений закона об акционерных обществах // Предприниматель и право.2000.№ 3 - с.15 -18

22. Закон РК от 17 декабря 1998 г. № 321 - I «О браке и семье» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.01. 2006 г.

23. Закон РК от 17 декабря 1998 г. № 321 - I «О браке и семье» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.01. 2006 г.

24. Закон Республики Казахстан от 31 марта 1998 г. о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

25. Закон Республики Казахстан от 31 марта 1998 г. о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

26 Балкенов М.Т. Банкротство: понятие и субъекты. \\ Научные труды “Адилет”, 1998г. - 12 с., 13 с.

27. Коммерческое право: Учебник/ А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Н.С. Ковалевская и др.; Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. - СПб., 1998 г.;

28. Гражданское право. Часть 1. Учебник/Под. Ред. Е.А. Суханова. М., 1998 г.; с.36

29. Гражданское право. Часть 1. Учебник/Под. Ред. Е.А. Суханова. М., 1998 г.; с.47

30 Лившиц Н. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде. \\ Журнал “Закон”. - 1998 г. - №6. - 40 с.

31 Лобков А.Х. Банкротство и ликвидация предприятия должника.\\ Научные труды “Адилет”, 1998г. - 30 с.

32 Маметова Р. Проблемы реализации положений закона об акционерных обществах // Предприниматель и право.2000.№ 3 - с.15 -18

33 Балкенов М.Т. Банкротство: понятие и субъекты. \\ Научные труды “Адилет”, 1998г. - 12 с., 13 с.

34 Шайбеков К.А. Трудовое право РК. Алматы, 1996 г.

35. Гражданское право. Часть 1. Учебник/Под. Ред. Е.А. Суханова. М., 1998 г.; с.36

36 Малый и средний бизнес: законодательство Республики Казахстан: в 4 частях./ Под общ.ред. Г.И.Тулеугалиева.- Алматы: Данекер,1999- 277 с. Сахипова Л. Правовое регулирование деятельности АО // Предприниматель и право.1999. № 21-22 - с.19-22

37 Ильясова К.М. Основные концептуальные положения законодательства РК о банкротстве. - Научные труды “Адилет”, 1997.№2. - 36 с., 35 с.

38. Балкенов М.Т. Банкротство: понятие и субъекты. \\ Научные труды “Адилет”, 1998г. - 12 с., 13 с.

39. Лившиц Н. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде. \\ Журнал “Закон”. - 1998 г. - №6. - 40 с.

40. Валюженич Л.В. Значение банкротства для предприятий и экономики. \\ Предприниматель и право. -1998г. - №22. - 9 с.

41. Балкенов М.Т. Банкротство: понятие и субъекты. \\ Научные труды “Адилет”, 1998г. - c/69.

42 Коммерческое право: Учебник/ А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Н.С. Ковалевская и др.; Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. - СПб., 1998 г.;

43 Гражданский Кодекс РК (общая часть) с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.05.06.г.

44 Дойников И.В. Предпринимательское право: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: ПРИОР,2000. - 448 с.

45 Маметова Р. Проблемы реализации положений закона об акционерных обществах // Предприниматель и право.2000.№ 3 - с.15 -18

46 Предпринимательство в Республике Казахстан: Официальные тексты по состоянию на 1 сентября 2000 г.- Алматы: Юрист,2000.- 272 с.

47..Сахипова Л. Правовое регулирование деятельности АО // Предприниматель и право.1999. № 21-22 - с.19-22

48. Куртис Б. Мастерс, Куатбеков А. Новый закон РК «Об акционерных обществах»// Предприниматель и право.1999. № 1 - с.3 - 6

49 Малый и средний бизнес: законодательство Республики Казахстан: в 4 частях./ Под общ.ред. Г.И. Тулеугалиева.- Алматы: Данекер,1999- 344 с.

50 Сахипова Л. Правовое регулирование деятельности АО // Предприниматель и право.1999. № 21-22 - с.67

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты