Рефераты

Правовое положение иностранцев в Российской Федерации

еженец имеет право на содействие Федеральной миграционной службы в получении сведений о своих родственниках, проживающих в государстве его принадлежности (его прежнего обычного местожительства), а также право на обращение в территориальный орган миграционной службы по месту своего пребывания в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации.

Согласно Закону "О беженцах", беженец имеет право на обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации. Находясь в России, беженец обладает правом на участие в общественной деятельности наравне с гражданами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации.

За беженцем сохраняется право на добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), а также на выезд на место жительство в иностранное государство.

Перечень прав беженца не является исчерпывающим. Закон Российской Федерации "О беженцах" говорит о том, что они могут пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации. См: Тоцкий Н.Н. Введение в миграционное право / Отв. ред. Н.А. Михалёва. М., 1999. С. 65

Наряду с правами, у беженца существует и ряд обязанностей. Так лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в этих центрах.

Беженцы обязаны сообщить в течение 7 дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, сведений об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации.

Беженец обязан сообщить о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации, либо о намерении выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации. При перемене места пребывания на территории Российской Федерации, сняться с учёта по месту старого пребывания и в течение 7 дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учёт в территориальный орган Федеральной миграционной службы.

Еще одной обязанностью беженцев является прохождение ежегодного переучёта в сроки, устанавливаемые территориальным органом Федеральной миграционной службы.

Закон "О беженцах" содержит гарантии прав лица, ходатайствующего о признании беженцем или признанного беженцем, а также утратившего или лишенного статуса беженца. Прежде всего, такое лицо, не может быть возвращено против своей воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего местожительства) при сохранении в данном государстве обстоятельств в связи с которыми лицо ходатайствовало о получении статуса беженца. См: п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., № 12, ст. 425 Решения и действия (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением Закона "О беженцах", могут быть обжалованы в вышестоящий по подчинённости орган либо в суд. См: п. 2 ст. 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., № 12, ст. 42

В качестве отдельной категории иностранных граждан и лиц без гражданства можно выделить "вынужденных переселенцев". Однако эта категория включает не только иностранных граждан и лиц без гражданства, но и граждан Российской Федерации. Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Основным документом, регламентирующим правовое положение данной категории лиц, является Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 "О вынужденных переселенцах".

Вынужденным переселенцем признаётся:

гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации;

иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по предусмотренным основаниям;

гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствующих данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

Основными правами данной категории лиц являются: См: п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., № 12, ст. 427

самостоятельный выбор место жительства на территории Российской Федерации;

при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства, имеют право на получение направления на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев;

содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к месту временного поселения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; См: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 713 «О порядке оказания содействия лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, и вынужденным переселенцам в обеспечении проезда и провоза багажа, а также выплаты соответствующей компенсации малообеспеченным лицам из числа указанных граждан» // Российская газета от 8 декабря 2004 года № 272

К основным обязанностям относятся:

соблюдение Конституции Российской Федерации и законов;

соблюдение установленного порядка проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев;

при перемене места жительства перед выездом сняться с учёта и в течение одного месяца встать на учёт;

прохождение ежегодного переучёта в установленные сроки.

Закон Российской Федерации "О беженцах" определили ещё одну категорию иностранных граждан и лиц без гражданства, которые по своему правовому положению отличаются от беженцев.

Так же как и "беженцы" данная категория лиц, в силу вполне обоснованных опасений не может пользоваться, или не желает пользоваться защитой государства своей гражданской принадлежности или государства своего обычно местожительства, и не может (не желает) вернуться в неё вследствие таких опасений. Основное отличие данной категории лиц состоит в том, что они не желают быть признаны беженцами (хотя у них есть все основания дл этого), а ограничиваются ходатайством о предоставлении им временного убежища.

Предоставление временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. См: Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» // Российская газета от 28 апреля 2001 года № 84 Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства если они:

имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

не имеют оснований для признания беженцам, по обстоятельствам, предусмотренным Законом "О беженцах", но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы России. См: Денисова С.Г. Конституционно-правовой статус беженцев и лиц, ищущих убежище. М., 2002. С. 15.

Если в отношении лица, ходатайствующего о предоставлении временного убежища, принято решение о предоставлении убежища, и он прошёл обязательное медицинское освидетельствование в установленном объёме - ему выдаётся свидетельство установленной формы. При получении свидетельства национальный (гражданский) паспорт и другие документы, удостоверяющие личность лица, получившего временное убежище, передаются на хранение в территориальный орган Федеральной миграционной службы. Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его по месту пребывания.

Временное убежище предоставляется на срок до 1 года. Срок предоставления временного убежища может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы, на учёте в котором состоит данное лицо, на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища и при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища. См: п. 12 «Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации» утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года № 274 // Российская газета от 28 апреля 2001 года № 84

Правовое положение лица, получившего временное убежище, определяется Законом "О беженцах", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и её субъектов.

Лицо, получившее временное убежище, имеет те же права, что и лицо, получившее статус беженца, за исключением права на получение единовременного денежного пособия.

Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства).

Введение категории "временное убежище", помимо подтверждения гуманизма Российского государства и обеспечения спасения от опасности для жизни соответствующих лиц, оказалось удобным средством для выхода из "щекотливых" ситуаций. В частности, временное убежище позволяет обойти вопрос о предоставлении политического убежища, который зачастую вызывает трения с другим государством. Статус лица, ищущего временное убежище, выглядит как нейтральная мера. Тем более что лицу, получившему временное убежище, тоже обеспечивается защита личной безопасности, а сроки временного убежища могут продлеваться. См: Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 259-260.

Право человека на получение политического убежища стало особенно актуальным в сложившейся к настоящему времени мировой общественно политической ситуации, когда возросла политическая напряженность в ряде государств. См: Зорин Н.А. Правоприменительная практика Российской Федерации по регулированию вынужденной внешней миграции // Современное право. 2004. № 3. С. 59.

Лица, получившие политическое убежище, - ещё одна специфическая категория иностранных граждан и лиц без гражданства в России. Политическое убежище - это предоставление соответствующим государством возможности лицу, покинувшему по политическим мотивам (убеждениям и общественно-политической деятельности) государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства), неограниченное время пребывать (проживать) на территории данного государства и пользоваться его защитой. См: Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 238.

Основными документам регулирующими правовое положение данной категории лиц, являются Конституция Российской Федерации и Положение о порядке предоставления Российской Федерации политического убежища утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 746. См: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 года № 30 ст. 3601

Так, ст.63 Конституции закрепляет положение о том, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействия), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Положение о предоставлении политического убежища определяет порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища. Так, политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства с учётом государственных интересов Российской Федерацией на основании общепризнанных принципов и норм международного права.

Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормами международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища. См: п. 2 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 746 // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 года № 30 ст. 3601

Политическое убежище предоставляется при следующих условиях:

при наличии факта преследования либо реальной угрозы преследования;

в случае если основаниями преследования являются общественно-политическая деятельность и убеждения;

местом преследования или его угрозы является государство, гражданином которого является лицо, либо государство, где оно проживает.

Как отмечает Н.Н. Каткова "интерес представляет факт, что в Преамбуле к Декларации 1967 См: Декларация о территориальном убежище от 14 декабря 1967 года // Действующее международное право т. 1 года отмечено, что представление государством убежища, лицам, имеющим основание ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека, является мирным и гуманным актом и поэтому не может рассматриваться никаким другим государством как недружелюбный акт". См: Каткова Н.Н. Некоторые аспекты законодательства Российской Федерации о беженцах // Право и жизнь. 1998. № 16. С. 47 Оценка оснований для предоставления убежища лежит не представляющем это убежище государстве.

Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдаётся свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством. См: п. 15 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 746 // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 года № 30 ст. 3601

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории России правами и свободами и несёт обязанности наравне с российскими гражданами, за исключением случаев установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Особого положения у лиц, получивших политическое убежище нет, но они находятся под защитой нашего государства в такой же мере, что и российские граждане. Уместно предположить, что государство, предоставляя политическое убежище, готово взять на себя "повышенную защиту личной безопасности человека", См: Регент Т.М, Российское государство - вынужденным переселенцам и беженцам. М.: 1998. С. 74 так как, предоставляя убежище, государство вполне осознаёт, что его шаг вызовет недовольство властей другого государства, однако убеждено в том, что, с точки зрения международного права и гуманизма, человек нуждается в его защите.

§ 1.3 Порядок въезда, временного пребывания и выезда из Российской Федерации

Вопросы, относящиеся к въезду иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, их передвижению по этой территории и выезду за рубеж, тесно связаны с институтами международного частного права, определяющими правовое положение иностранных гражданств и лиц без гражданства в России. Решение таких вопросов нередко не только предшествует формированию статуса иностранного гражданина и лица без гражданства, но и обуславливает его "параметры".

Здесь следует отметить основные требования, выработанные в этой области мировым сообществом. Статья 12 Международного пакта о гражданских и политических правах См: Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года) // сборник «Действующее международное право» т. 2 исходит из следующего:

каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное перемещение и свободу выбора местожительства;

каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную;

Упомянутые права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в Пакте иными правами.

Порядок въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". См: Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Российская газета от 22 августа 1996 года № 159 В статье 24 данного закона указано, что иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Иностранные граждане, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве и виде на жительство.

Лица без гражданства, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании вида на жительство.

Иностранные граждане и лица без гражданства, признанные в порядке, установленном федеральным законом, на территории Российской Федерации беженцами, могут выезжать из Российской Федерации, и въезжать в Российскую Федерацию на основании проездного документа беженца.

По соглашению с рядом государств Россия использует безвизовый въезд в Российскую Федерацию, но в большинстве случаев, для иностранцев, главным основанием для пересечения Государственной границы является виза.

Основание для выдачи иностранному гражданину визы являются: См: ст. 25 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Российская газета от 22 августа 1996 года № 159

1) приглашение на въезд в Российскую Федерацию, оформленное в соответствии с федеральным законом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации либо представительством федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, находящимся в пределах приграничной территории, в том числе в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, по ходатайству находящегося за пределами Российской Федерации иностранного гражданина, поданному в связи с необходимостью въезда в Российскую Федерацию для экстренного речения либо вследствие тяжёлой болезни или смерти близкого родственника;

3) решение федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, о выдаче иностранному гражданину визы, направленное в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации;

4) решение руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации о выдаче иностранному гражданину визы, принимаемое в исключительных случаях по заявлению в письменной форме иностранного гражданина;

5) решение территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание в Российской Федерации;

6) договор на оказание услуг по туристическому обслуживанию и подтверждение о приёме иностранного туриста организацией, осуществляющей туристическую деятельность;

7) решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органа о признании иностранного гражданина или лица без гражданства беженцем, по заявлению, поданному иностранным гражданином или лицом без гражданства в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

Виза является разрешением на въезд в Российскую Федерацию, пребывание в Российской Федерации и транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранного гражданина в течение срока действия визы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, когда иностранному гражданину в соответствии с законодательством Российской Федерации въезд в Российскую Федерацию может быть не разрешён либо не разрешается или в отношении иностранного гражданина принято решение о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации. См: п. 4 «Положения об установлении формы визы, порядка и условий её оформления и выдачи, продления срока её действия, восстановления её в случае утраты, а также порядка аннулирования виза» утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 года № 335 // Российская газета от 17 июня 2003 года № 115 (специальный выпуск)

Порядок получения, оформления, выдачи визы регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 года №335 "Об утверждении положения об установлении формы визы, порядка и условий её оформления и выдачи, продления срока её действия, восстановления её в случае утраты, а также аннулирования визы". См: Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 года № 335 «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий её оформления и выдачи, продления срока её действия, восстановления её в случае утраты, а также порядка аннулирования визы» // Российская газета от 17 июня 2003 года № 115 (специальный выпуск)

Виза содержит следующие сведения: фамилию, имя, дату рождения, пол, гражданство (подданство), номер основного документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, дату выдачи визы, разрешенный срок пребывания в Российской Федерации, номер приглашения на въезд в Российскую Федерацию либо решения государственного органа, срок действия визы, цель поездки, данные о приглашающей организации (приглашающем физическом лице), кратность визы. См: ч. 3 ст. 25.1 Федерального закона Российской Федерации от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Российская газета от 22 августа 1996 года № 159 Срок оформления визы составляет не более 20 рабочих дней с даты обращения иностранного гражданина. Все данные, указанные в визе, а также сведения об оформлении являются визовой информацией.

Виза может быть однократной, двукратной и многократной. Однократная виза даёт право иностранному гражданину пересечь Государственную границу Российской Федерации один раз при въезде и один раз при выезде. Двукратная виза даёт право иностранному гражданину на двукратный въезд в Российскую Федерацию. Многократная виза даёт право иностранному гражданину на неоднократный (более двух раз) въезд в Российскую Федерацию. См: ст. 25.2 Федерального закона Российской Федерации от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Российская газета от 22 августа 1996 года № 159

Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту. См: ч. 1 ст. 25.9 Федерального закона Российской Федерации от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Российская газета от 22 августа 1996 года № 159 При въезде в Российскую Федерацию, заполненный бланк миграционной карты, вместе с документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина или лица без гражданства, и действительной российской визой передаётся должностному лицу органов пограничного контроля. При въезде в Российскую Федерацию, въездная часть (талон А) миграционной карты, после простановки в ней отметок органов пограничного контроля изымается, а выездная (талон Б) передаётся иностранному гражданину.

Детализируется положение о выдаче, заполнении, пользовании миграционной картой в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 413 "О миграционной карте". См: Стяжкина Т.А. Приём на работу иностранных граждан. - М.: Издательство «Экзамен». 2007. С. 113

Миграционная карта содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, и служит для контроля за его пребыванием.

Выдача прибывающим иностранным гражданам бланков миграционных карт осуществляется:

а) при следовании воздушным (морским, речным) транспортом - членами экипажей воздушных (морских, речных) судов;

б) при следовании железнодорожным транспортом - членами бригад поездов;

в) при следовании автомобильным транспортом общего пользования - водителями;

г) при следовании личным (частным) транспортом или пешим порядком - должностными лицами органов пограничного контроля.

Обязательным условием является своевременное информирование иностранных граждан о необходимости заполнения миграционных карт. Также въезжающим должен быть обеспечен беспрепятственный доступ к бланкам и время, необходимое для заполнения.

Въездные и выездные части миграционных карт заполняются лично владельцами документов, разборчиво, без помарок и исправлений. В исключительных случаях допускается заполнение миграционной карты другим лицом. Миграционная карта заполняется на русском языке, но если иностранный гражданин не владеет русским языком, он может заполнить сведения о себе буквами латинского алфавита.

Миграционная карта заполняется на каждого иностранного гражданина независимо от возраста.

Въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешён в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства: См: ст. 26 Федерального закона Российской Федерации от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Российская газета от 22 августа 1996 года № 159

1) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации нарушили правила пересечения Государственной границы Российской Федерации, таможенные правила, санитарные нормы, - до устранения нарушения;

2) использовали подложные документы либо сообщили заведомо ложные сведения о себе или о цели своего пребывания в Российской Федерации;

3) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за её пределами, признаваемыми таковым в соответствии с федеральным законом;

4) два и более раза в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации;

5) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонились от уплаты налога или административного штрафа либо не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или с депортацией, - до осуществления соответствующих выплат в полном объёме.

Въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если: См: ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Российская газета от 22 августа 1996 года № 159

1) это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения;

2) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортировались, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации или депортации;

3) иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

4) иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили документы, необходимые для получения визы в соответствии с законодательством Российской Федерации, - до их представления;

5) иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, - до его представления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан;

6) при обращении за визой либо в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории Российской Федерации и последующего выезда из Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;

7) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст.25 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории России, либо лица, которому не разрешён въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание иностранного гражданина, законно находящегося на территории Российской Федерации, создаёт реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного лица на территории Российской Федерации. См: Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс». 2003. С. 295

Если принято решение о нежелательности пребывания в России, иностранцы обязаны выехать из Российской Федерации. Решение о нежелательности пребывания является основанием для последующего отказа во въезде в Российскую Федерацию.

Федеральный закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определяет три правовых режима пребывания иностранных граждан в России:

1) временное пребывание;

2) временное проживание;

3) постоянное проживание.

В статье 5 Федерального закона указано, что срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток. В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе увеличить до ста восьмидесяти суток или сократить установленный срок временного пребывания иностранного гражданина как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации - в отношении отдельных категорий временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан. См: п. 1 ст. 5.1 Федерального закона Российской Федерации от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Российская газета от 22 августа 1996 года № 159

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований настоящего Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, о чем делается отметка в миграционной карте. См: п. 5 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации Российской Федерации от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Российская газета от 22 августа 1996 года № 159

Режим временного проживания регулируется статёй 6 Федерального закона Российской Федерации "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". В ней сказано, что разрешение на временное проживание выдаётся иностранному гражданину в пределах квоты, утверждаемой Правительством Российской Федерации. См: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года № 789 «Об утверждение Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 45. Ст. 4516. Квота определяется исходя из предложений исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации: федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, в целях подготовки предложений по установлению квоты ежегодно не позднее 1 марта предоставляет органам исполнительной власти субъектов информацию о количестве иностранных граждан, законно находящихся на территории России и проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на начало текущего года.

Иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации, подаёт заявление о разрешении временного проживания в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту предполагаемого временного проживания. Этот орган в 6-месячный срок выдаёт иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает в выдаче такого разрешения. См: Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс». 2003. С. 150.

Заявление предоставляется в двух экземплярах на специальных бланках. Бланк должен быть заполнен разборчиво от руки или с использованием пишущей машинки, компьютера на русском языке.

Если заявитель намеревается получить разрешение для себя и своей семьи в пределах квоты, то об этом указывается в заявлении. Члены семьи заявителя, достигшие 18-летнего возраста, подают заявление от своего имени самостоятельно.

При подаче заявления необходимо присутствие всех членов семьи заявителя, изъявивших желание проживать в России. Также при подаче заявления иностранный гражданин представляет уполномоченному должностному лицу органа по делам миграции документы, удостоверяющие его личность и гражданство, и документы, подтверждающие его место жительства (пребывания). См: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года № 789 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 45. Ст. 4516

Если документы составлены на иностранном языке, то они обязательно подлежат переводу на русский язык, а верность перевода должна быть нотариально удостоверена.

При приёме заявление к рассмотрению должностное лицо проверяет наличие всех предоставляемых вместе с ним необходимых документов, правильность их оформления и соответствие конкретным основаниям получения разрешения.

Срок рассмотрения заявления не должен превышать 6 месяцев со дня его подачи со всеми надлежащим образом оформленными документами.

Иностранному гражданину разрешение оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность. А лицу без гражданства, не имеющему документов, удостоверяющих личность, разрешение выдаётся в виде документов установленной формы.

В случае отказа в разрешении на временное проживание повторное заявление подаётся не ранее чем через один год со дня отклонения предшествующего заявления.

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года №794 Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 200 года № 794 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство» // Российская газета от 13 ноября 2002 года № 215 сказано, что иностранный гражданин (лицо без гражданства), достигший 18-летнего возраста и проживший на территории Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание, может получить вид на жительство.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты