Рефераты

Правовое положение осужденного к лишению свободы

.3 Социально-правовое значение института правового положения лиц, отбывающих наказание

Осужденные являются
субъектами как общих гражданских, так и специальных присущих только условия отбывания наказания, отношений. В результате этого возникают специальные права, законные интересы и обязанности осужденных. Механизм их появления обусловлен назначением осужденному уголовного наказания. В правовой форме государственное принуждение выражается в виде ограничения прав и свобод человека и гражданина[35]. Например, для осужденных к лишению свободы устанавливаются ограничения в свободе передвижения, выборе месте жительства и места пребывания, для осужденных к обязательным работам - ограничение в свободе выбора труда.

Особенность применяемого к осужденным государственного принуждения заключается в том, что оно нередко выходит за рамки наказания, порядка и условий его исполнения, а так же применения исправительного воздействия. В нормах гражданского, трудового, брачно-семейного и других отраслей права имеются положения ограничивающие для осужденных права и свободы граждан России[21].

В условиях отбывания наказания происходит ограничение общих прав граждан, их конкретизация и дополнение. Конкретизация выражается как в уточнении субъективных прав, так и в детализации их содержания. Примером могут быть конкретные права и обязанности осужденных к лишению свободы в связи с получением общего и профессионального образования.

Дополнение общих прав и свобод граждан применительно к условиям отбывания наказания происходит за счет регулирования законом специфических отношений.

Правовой статус осужденных представляет собой межотраслевой правовой институт. При сохранении доминирующей роли норм уголовно исполнительного права значительное число отношений, порождающих права, законные интересы и обязанности осужденных регулируются нормами государственного, административного, трудового и иных отраслей права.

По своему содержанию правовой статус осужденных представляет собой совокупность юридических средств, с помощью которых закрепляется положение осужденного во время отбывания наказания, и его можно определить как закрепленное нормами различных отраслей права совокупность прав, законных интересов и обязанностей, определяющих положение осужденных во время отбывания наказания.

Согласно ч.1.ст. 43 УК РФ, наказание представляет собой предусмотренные законом лишения или ограничения прав и свобод осужденных.

В содержание правового статуса лиц входят их права, законные интересы и обязанности. Они возникают и реализуются в рамках как правило уголовных и уголовно - исполнительных правоотношений. Однако права, законные интересы и обязанности осужденных могут возникать в отношениях регулируемых нормами государственного, административного, гражданского и иных отраслей права.

Права, законные интересы и обязанности осужденных представляют собой самостоятельные элементы содержания правового статуса, которые могут быть охарактеризованы с точки зрения их социального назначения, сущности и содержания[14].

Социально правовое значение прав осужденных заключается в обеспечении режима законности при исполнении наказания. Права осужденных, гарантированные экономически, политически, идеологически и организационно способствуют исправлению осужденного. Напротив права осужденных, провозглашенные лишь формально препятствуют выполнения поставленных перед наказанием целей.

Сущность прав осужденного заключается в предоставлении управомоченному лицу возможности определенного поведения или пользования социальными благами. Степень реализации такой возможности и соответственно степень притязания осужденного на закрепленные правом поведение и блага определяются содержанием субъективного права, включающим в себя:

1. возможность осужденного свободно пользоваться социальными благами (питанием, вещевым довольствием)

2. возможность требовать исполнения корреспондирующих данному праву юридических обязанностей персоналом учреждений и органов, исполняющих наказание

3. возможность прибегнуть в необходимых случаях к защите своего субъективного права. Защита прав осужденного обеспечивается с помощью прокурорского надзора, международного, судебного, ведомственного и общественного контроля[21].

Субъективное право осужденного - это закрепленная законом и гарантированная государством реальная возможность определенного поведения осужденного и пользования им социальными благами, которые обеспечиваются юридическими обязанностями должностных лиц учреждений и органов исполняющих наказание, других субъектов уголовно - исполнительных правоотношений.

Социально правовое значение законных интересов осужденных заключается в том, что они позволяют обеспечить дифференцированный подход к осужденным, стимулировать их исправление в процессе отбывания наказания.

Законные интересы осужденных имеют много общих черт с субъективными правами, но не тождественны им. Если субъективное право образует такую возможность поведения, которая характеризуется высокой степенью его реализации по личному усмотрению осужденного, то сущность законного интереса заключается в возможности, носящей характер стремления к самостоятельному поведению, свободе личного усмотрения в пользовании каким-либо социальным благом. Содержание законных интересов состоит из трех элементов.

Первый элемент состоит в стремлении к получению предусмотренного законом социального блага как материального ( получение дополнительных посылок), так и духовного (предоставление дополнительного свидания).

Объектом законных интересов могут быть социальные блага, существенно изменяющие правовое положение осужденного (например, перевод на облегченные или льготные условия), а так же не сопровождающиеся таковыми (оказание материальной помощи при освобождении из мест лишения свободы).

Вторым элементом содержания законных интересов осужденных является возможность осужденных ходатайствовать перед управомоченными субъектами об их соответствующих действиях направленных на реализацию законных интересов осужденных.

Третий элемент выражается в возможности обращаться к компетентным органам за защитой законных интересов.

Законные интересы осужденных представляют собой закрепленные в правовых нормах стремления осужденных к обладанию теми или иными благами как правило в результате оценки администрацией учреждений и органов исполняющих наказание, прокуратурой, судом поведения осужденных во время отбывания наказания.

Социально правовое значение обязанностей значение обязанностей осужденных выражается в том, что они являются средством формирования нравственного и правового сознания осужденных, укрепления законности и правопорядка, дисциплины и организованности во время отбывания наказания. сущность юридических обязанностей осужденных выражается в требовании необходимого поведения. Оно обязательно, непререкаемо и обеспечивается мерами государственного принуждения.

Сущность юридических обязанностей осужденных выражается через их содержание или структуру, в которую входят два элемента:

1. необходимость совершения определенных действий, например, обязанность осужденных к исправительным работам трудиться

2. необходимость воздержания от установленных законом действий (запрещение осужденным к лишению свободы иметь наличные деньги или ценные вещи) [35].

Юридические обязанности осужденных имеют различные формы выражения в праве. Если необходимость совершения определенных действий устанавливается с помощью обязывающих норм, то воздержание от совершения определенных законом действий - с помощью запрещающих норм. Запреты рассматриваются в качестве разновидностей обязанностей осужденного - воздержание от определенных действий.

Юридическая обязанность осужденных - это установленная в обязывающих и запрещающих нормах права мера необходимого поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспечивающее достижение целей уголовного наказания, поддержание правопорядка во время его отбывания, соблюдение прав и законных интересов как самого обязанного лица так и иных лиц.

Уголовно-исполнительный кодекс серьезное внимание уделил регламентации правового положения осужденного, значительно его расширив и углубив. Данному вопросу посвящена глава 2 УИК РФ,

Во второй главе закрепляются общие принципы определения правового положения осужденных, их субъективные права и обязанности.

Нормативное определение правового положения лиц, отбывающих наказание закреплено в ст. 10 УИК РФ.

В ч.1 ст. 10 устанавливается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказания. Из этого следует:

1.Во первых, осужденные несмотря на совершенные ими преступления находятся под правовой и социальной защитой, прежде всего Российского государства.

2. Во - вторых, осужденные не могут быть лишены своих прав. Источниками ограничений прав являются нормы государственного, административного, трудового и иных отраслей законодательства[21].

2 Содержание и нормативная регламентация правового положения лиц, отбывающих наказание

2.1 Государственно-правовой статус осужденных к лишению свободы

Правовое положение лиц, отбывающих наказание, является важне
йшим институтом уголовно-исполнительного права. Уголовное наказание представляет собой одну из наиболее острых форм государственного принуждения, оказывающего большое влияние на правовой статус гражданина Российской Федерации. Сущность наказания, применяемого к осужденному, выражается в каре, а последняя представляет собой комплекс установленных законом ограничений прав и свобод человека и гражданина. Поскольку согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются высшей социально-политической ценностью, то возникающие вопросы о пределах их ограничений, о формах и содержании уголовного наказания могут быть решены в рамках правового положения осужденных.

Правовое положение лиц, отбывающих наказание, в самом общем виде можно определить как основанное на правовом статусе граждан Российской Федерации положение осужденного во время отбывания уголовного наказания.

В общей теории права общепринято выделение трех видов правовых статусов личности: общий правовой статус граждан, специальный правовой статус какой-либо категории граждан и индивидуальное правовое положение гражданина. Правовое положение осужденных представляет разновидность специального правового статуса, в свою очередь, подразделяемого на правовые статусы лиц, отбывающих различные виды наказаний (лишение свободы, исправительные работы и т.д.).

Осужденные к любой мере уголовно-правового характера, в том числе связанной с их изоляцией от общества, остаются гражданами своего государства, и на них распространяются общегражданские права и обязанности, установленные Конституцией РФ, с определенными ограничениями. "Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом" (ч. 2 ст. 10 УИК РФ). Кроме того, осужденные наделяются и специфическими правами и обязанностями, свойственными назначенной им мере уголовно-правового характера.

Глава 2 Конституции РФ закрепила права и свободы человека и гражданина, которые в науке конституционного права называются конституционными или общегражданскими.

Правовой статус осужденных к лишению свободы предполагает необходимость, "с одной стороны, в максимальной степени обеспечить соблюдение прав осужденных, их законных интересов, а с другой - предоставить администрации исправительных учреждений необходимые правовые рычаги для эффективного достижения целей наказания, обеспечения порядка и дисциплины в деятельности исправительных учреждений, предупреждения среди осужденных новых преступлений и иных правонарушений, а также их исправления"[45].

Лишение свободы представляет собой комплекс правоограничений: одних прав и свобод осужденный лишается полностью, в других - ограничивается, третьи - претерпевают видоизменения.

Ограничения осужденных в конституционных правах и свободах рассматривают по их социальному назначению, направленности на удовлетворение различных потребностей и интересов личности. В соответствии с этим все права и свободы личности подразделяются на три группы: личные, политические и социально-экономические.

Личные права и свободы - это возможности человека, ограждающие его от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир.

К личным правам и свободам человека относятся: право на жизнь; охрану достоинства личности; свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни; личную и семейную тайну; защиту своей чести и доброго имени; тайну переписки телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность жилища; свободное определение и указание своей национальной принадлежности; пользование родным языком, свободный выбор языка общения, обучения и творчества; свободное передвижение по территории Российской Федерации, выбор места пребывания и места жительства; свободу совести и вероисповедания (ст. 20 - 28 Конституции РФ).

Право осужденного на жизнь относится к естественному праву. Этим правом наделены все граждане, в том числе и лица, приговоренные к лишению свободы. Уголовно-исполнительный кодекс РФ провозглашает право осужденных на личную безопасность. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 13 УИК РФ при возникновении угрозы личной безопасности осужденный имеет право обратиться с заявлением к любому должностному лицу исправительного учреждения с просьбой об обеспечении его личной безопасности, а соответствующее должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося к нему лица. Осужденные, независимо от их согласия, не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье (ч. 3 ст. 12 УИК РФ).

Достоинство личности осужденного также охраняется государством без каких-либо ограничений, "ничто не может быть основанием для его умаления" (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ). В Европейских тюремных правилах, принятых Советом Министров европейских стран в феврале 1987 г., говорится, что особое значение придается предписаниям об уважении человеческого достоинства заключенных.

Охране чести и достоинства осужденных служат также положения ч. 3 - 5 ст. 24 УИК РФ о том, что в случаях посещения учреждений, исполняющих наказания, по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышестоящих органов представителями средств массовой информации и иными лицами кино-, фото-, видеосъемка осужденных, их интервьюирование могут осуществляться только с их письменного согласия.

Исполнение наказания не ущемляет права осужденных на указание своей национальной принадлежности.

Осужденные - граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с предложениями, заявлениями и жалобами в соответствующие органы, общественные объединения "на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания" (ч. 5 ст. 12 УИК РФ).

Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Только в 90-х гг. уголовно-исполнительная система России обратила внимание на необходимость расширения и укрепления взаимодействия органов и учреждений, исполняющих наказания, с религиозными конфессиями и общественными организациями. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" предусматривает возможность совершения религиозных обрядов и церемоний в местах лишения свободы. Практической гарантией реализации этой возможности являются положения ст. 14 УИК РФ, в соответствии с которыми к осужденным, по их просьбе, могут быть приглашены священнослужители[14].

В настоящее время осужденные, содержащиеся в местах лишения свободы, в полной мере осуществляют свое право на свободу совести, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. УИК РФ регламентирует осуществление осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания. В нем содержится только одно прямое ограничение этого права: при его осуществлении не должны нарушаться правила внутреннего распорядка исправительного учреждения, а также ущемляться права других лиц (ч. 2 ст. 14 УИК РФ)[33].

Свобода передвижения лиц, изолированных от общества, различается по степени: минимальной - в колониях-поселениях, средней - в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов на общих или облегченных условиях содержания и на общих, облегченных или льготных условиях в воспитательных колониях и максимальной - в исправительных колониях особого режима, тюрьмах.

Осужденные к лишению свободы прямо ограничены в праве на свободу передвижения. Так, осужденные к лишению свободы обязаны весь срок наказания находиться в исправительном учреждении. Им запрещено нарушать линию охраны объектов исправительных учреждении. Побег из мест лишения свободы согласно ст. 313 УК РФ является преступлением.

В период отбывания наказания в зависимости от поведения осужденных степень их изоляции может изменяться как в сторону смягчения, вплоть до условно-досрочного освобождения, так и в сторону ужесточения, вплоть до перевода в исправительное учреждение с более строгим режимом содержания.

Политические права и свободы - это закрепленные в Конституции "возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом". К ним относятся: свобода мысли и слова, право на объединение в общественные организации, право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, право на участие в управлении делами государства, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 29 - 33 Конституции РФ).

Свобода мысли, слова, получения информации (ст. 29 Конституции РФ). Осужденные могут свободно высказывать свои мысли, суждения и убеждения по любым вопросам, как в устной, так и в письменной форме. Помимо ограничений свободы мысли и слова, установленных в ст. 29 Конституции РФ для всех граждан (о недопустимости пропаганды или агитации, возбуждающей расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрета пропаганды социального, национального, религиозного или языкового превосходства), все выступления осужденных, заседания советов коллектива исправительного учреждения проводятся под контролем соответствующих органов, публикации осужденных подвергаются цензуре.

Право на объединение (ст. 30 Конституции РФ). Нахождение в местах лишения свободы влечет, как правило, за собой исключение осужденных из общественных организаций, объединений. Наряду с этим в исправительных учреждениях создаются самодеятельные организации осужденных, которые работают под контролем администрации исправительного учреждения. Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям и др. Таким образом, через самодеятельные организации осужденные имеют возможность на самоопределение, свободу и участие в управлении специфическим обществом государства. Участие осужденных в самодеятельных организациях поощряется администрацией исправительных учреждений и учитывается при определении степени их исправления.

Как уже отмечалось, Конституция РФ гарантирует гражданам свободу слова, печати, собраний, митингов, демонстраций, шествий. Однако режим в исправительных учреждениях исключает возможность предоставления перечисленных свобод в полном объеме. Осужденные имеют возможность выступать на собраниях, в многотиражных и стенных газетах учреждения, но все собрания и печать организуются и находятся под контролем администрации.

Право на участие в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ). Осужденные к лишению свободы ограничены в правах на участие в управлении делами государства. Осужденные, содержащиеся в местах лишения свободы, не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, они не имеют доступа к государственной службе, не имеют права участвовать в отправлении правосудия (ч. 3 - 5 ст. 32 Конституции РФ).

Осужденные могут направлять индивидуальные или коллективные жалобы в государственные органы и органы местного самоуправления по вопросам совершенствования работы исправительного учреждения и др.

Социально-экономические права и свободы. К числу социально-экономических прав и свобод личности относятся: право на предпринимательскую деятельность; частную собственность и наследование; землю, свободный труд; отдых; защиту материнства, детства и семьи; социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья; благоприятную окружающую среду; образование; свободу творчества (ст. 34 - 44 Конституции РФ)[33].

Применительно к личности осужденных эти права и свободы направлены на создание условий, обеспечивающих им достойную жизнь в условиях изоляции от общества и какое-то время после освобождения.

У рассматриваемой категории осужденных различаются ограничения в осуществлении полномочий собственника в отношении имущества, находящегося за пределами исправительного учреждения, и имущества, которое осужденный может иметь при себе.

Каждый осужденный обязан трудиться. Это выражается в праве требовать предоставления работы, что в современных условиях не всегда осуществимо. Администрация обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности (ст. 103 УИК РФ). Осужденные к лишению свободы привлекаются к труду на предприятиях исправительных учреждений. Осужденные мужчины старше 60 лет, женщины старше 50 лет, инвалиды I и II групп привлекаются к труду по их желанию.

В условиях изоляции от общества особое внимание уделяется охране материнства и детства. В исправительных учреждениях беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, создаются условия, обеспечивающие их нормальное проживание и развитие, организуются дома ребенка.

Осужденным беременным женщинам создаются улучшенные бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания. Они обеспечиваются пособиями по беременности и родам. На период освобождения от работы осужденным беременным женщинам и кормящим матерям питание предоставляется бесплатно.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством женщины, имеющие детей до трех лет, вправе выбирать: помещать их в дома ребенка при исправительном учреждении или передать родственникам либо по решению органов опеки и попечительства - иным лицам. По достижении ребенком, находящимся в доме ребенка исправительного учреждения, трехлетнего возраста в случаях, когда его матери осталось отбывать наказание сроком не более одного года, администрация может оставить ребенка в доме ребенка до дня окончания срока отбывания наказания матерью. Осужденным женщинам, чьи дети находятся в домах ребенка при исправительном учреждении, разрешено общаться с ними в свободное от работы время без ограничений. Им может быть разрешено совместное проживание со своими детьми[29].

В соответствии со ст. 79 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными в местах лишения свободы "особое внимание следует уделять поддержанию и укреплению связей между заключенным и его семьей, которые служат интересам обеих сторон".

Сохранение семейных отношений для осужденного является важным стимулирующим фактором стремления к исправлению. Многие осужденные стараются сохранить брачные отношения или заключить брак в период пребывания в исправительном учреждении. Свидания осужденных с супругами способны разнообразить их жизнь, придать ей смысл. И наоборот, распад семьи может привести к озлобленности.

Прямые ограничения установлены в социальном обеспечении осужденных. В соответствии со ст. 98 УИК РФ обязательному государственному социальному страхованию подлежат только осужденные, привлеченные к труду в местах лишения свободы.

Право осужденных на пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на общих основаниях. Выплата пенсий осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перевода на лицевой счет осужденного.

Право осужденных на жилище, имевшееся у него до исполнения наказания, сохраняется за ним на общих основаниях, распространяются на него и обязанности по содержанию жилого помещения (ст. 7 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики").

В исправительных учреждениях для осужденных устанавливаются нормы жилой площади из расчета на одного осужденного. Так, согласно ч. 1, 2 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях для отбывания наказания осужденных женщин - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности.

Охрана здоровья осужденных. УИК РФ закрепляет право осужденных на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. Обязанность охраны здоровья осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы, возлагается на администрацию этого учреждения или органа уголовно-исполнительной системы ФСИН России. Последние располагают широкой сетью специализированных медицинских учреждений, осуществляющих лечебно-профилактическую работу среди осужденных. Кроме того, в каждом исправительном учреждении имеется медицинская часть со стационаром и специализированными кабинетами оказания лечебно-профилактической помощи осужденным. В случае необходимости больных осужденных направляют на лечение в специализированные больницы.

Право на образование. Образование осужденных - это особая ветвь образовательной системы современной России, которая входит в контекст общих проблем, характеризующих состояние и тенденции развития всей пенитенциарной системы России.

Право осужденного к лишению свободы на получение профессионального образования предусмотрено ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ). Данное положение вытекает из норм основного закона нашей страны - Конституции, где в ст. 43 закреплено право каждого гражданина на образование[30].

В настоящее время получение образования, в том числе и отбывающими наказание в виде лишения свободы, становится особо актуальным. Во всех сферах деятельности работодатель от своего потенциального работника требует наличие у последнего определенного уровня знаний, как правило, наличие высшего образования. В связи с этим в условиях рыночных отношений возрастает потребность у населения в предоставлении этого вида услуг. Как известно, спрос рождает предложение. И, как следствие, появление на рынке услуг все большего количества учебных заведений (как государственных, муниципальных, так и коммерческих) обусловлено потребностями населения.

В период реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) все большее внимание со стороны руководства Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) уделяется повышению образовательного и интеллектуального уровня осужденных к лишению свободы[14].

Так, Федеральным законом от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ ч. 4 ст. 108 УИК РФ была дополнена положением, обязывающим администрацию исправительного учреждения оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования. Однако этим законодатель ограничился, не урегулировав механизм реализации права осужденных на получение высшего образования.

Уголовно-исполнительная система взаимодействует со многими высшими учебными заведениями, которые обеспечивают получение образования осужденными. Наиболее тесные контакты установлены с Современной гуманитарной академией (СГА), которая обладает широкой сетью филиалов, расположенных по всей территории России. Поскольку исправительные колонии имеются во всех субъектах Российской Федерации, то наличие по близости филиала академии дает возможность студентам, независимо от места их пребывания (проживания), получать в нем образование.

Позитивным является использование СГА возможностей спутниковой связи: академия эксплуатирует два спутника, один "работает" на восточную часть страны, другой - на западную, что позволяет охватить всю территорию России, а также ряд зарубежных стран. С помощью спутниковой связи, Интернета и телевидения было внедрено дистанционное обучение.

По данным ФСИН России, в настоящее время с органами и учреждениями УИС сотрудничают 32 вуза России. Думается, что количество вузов, где осужденные смогут получать высшее образование, в перспективе будет увеличиваться (особенно при внедрении дистанционных образовательных технологий).

Дистанционно получать высшее образование на сегодняшний день могут лишь осужденные, отбывающие наказание в исправительной колонии N 3. Остальные осужденные лишены такой возможности.

Решить проблему можно путем внесения дополнений в законодательство, позволяющее открывать учебно-консультационные пункты во всех ИУ для желающих получить высшее образование.

Тем не менее обратимся к законодательству РФ. Согласно ч. 4 ст. 104 УИК РФ работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях. Указанные отпуска предоставляются с выездом за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со ст. 97 УИК РФ.

Заметим, что в законе речь идет лишь о предоставлении отпусков работающим осужденным, а вот для такой категории осужденных, как студенты, законодатель аналогичного права не предусмотрел. Отпуск отбывающим наказание в местах лишения свободы по действующему законодательству предоставляется в связи с различными обстоятельствами, но сдача госэкзаменов к их числу до сих пор не относится.

В связи с этим, дабы уравнять в правах работающих и обучающихся, считаем необходимым дополнить ч. 1 ст. 97 УИК РФ п. "в" следующего содержания: "длительные на время сдачи государственных экзаменов для студентов, обучающихся в средних и высших учебных заведениях, не имеющих взысканий, но не более чем на срок, предусмотренный ч. 4 ст. 104 УИК РФ"[15].

Опыт колонии в Ульяновской области по предоставлению осужденным возможности получения высшего образования заинтересовал не только сотрудников других территориальных управлений ФСИН России, но и работников зарубежных тюрем. О нем говорили в 2005 году на международной конференции в Болгарии, где собрались представители УИС европейских стран для обсуждения проблем социальной адаптации лиц, лишенных свободы. Имела место необычная для УИС ситуация, когда осужденный, у которого закончился срок лишения свободы, попросил оставить его еще на месяц в колонии, чтобы сдать экзамены за очередной курс обучения[14].

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы изменился подход руководства к исполнению наказания в виде лишения свободы. Сейчас особое внимание уделяется гуманизации условий отбывания наказания, однако еще многое предстоит сделать, чтобы осужденные к лишению свободы могли в полном объеме реализовывать свое право на получение образования, и многое, конечно, зависит от четкой позиции законодателя.

Осужденные к лишению свободы, не имеющие профессии (специальности), по которой они могут работать в исправительном учреждении, обязаны получить начальное профессиональное образование или пройти профессиональную подготовку по специальности, по которой они смогут работать и после освобождения. Осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, мужчины в возрасте старше 60 лет и женщины старше 55 лет могут получить соответствующую подготовку по их желанию.

Свобода творчества. Поддержание творческой инициативы осужденных призвано содействовать организации их досуга. Им гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

В условиях изоляции от общества осужденные могут в свободное от работы время заниматься каким-либо мастерством, творческой деятельностью.

Таким образом, в настоящее время на законодательном уровне созданы основы правового положения статуса личности осужденных, соответствующие международным стандартам. Осужденные, несмотря на совершенные ими преступления, находятся под правовой и социальной защитой Российского государства. Кроме того, Российская Федерация берет на себя обязанность уважать и охранять права, свободы и законные интересы осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящихся под юрисдикцией государства.

2.2 Правоограничения общегражданского статуса осужденных

В кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма.

А.В. Бриллиантов и С.И. Курганов под правовым положением (статусом) осужденных понимают совокупность прав, законных интересов и обязанностей, которыми осужденные наделяются (приобретают) как субъекты уголовно-исполнительных и иных правоотношений[14].

Профессор А.С. Михлин под правовым статусом осужденных понимает комплексный межотраслевой правовой институт, который представляет собой урегулированное нормами различных отраслей права положение осужденных во время отбывания уголовного наказания[35].

А.И. Зубков полагает, что правовое положение осужденных представляет собой совокупность возлагаемых на них уголовно-исполнительным законодательством обязанностей и предоставляемых им в связи с исполнением приговора прав (включая и их охраняемые законом интересы)[21].

По мнению В.И. Селиверстова, правовой статус лиц, отбывающих наказание, можно определить как закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное через совокупность прав, законных интересов и обязанностей положение осужденных во время отбывания уголовного наказания того или иного вида[44].

А.А. Рябинин указывает, что правовое положение осужденных - это совокупность обязанностей и прав осужденных во время отбывания наказания[41].

На наш взгляд, наиболее полно и точно определение правового положения осужденного дано профессором В.И. Селиверстовым, который выделяет такие основные черты правового положения осужденных, как регулирование указанного правового положения различными отраслями права, а также полагает, что содержанием правового статуса является совокупность прав, законных интересов и обязанностей, указав и временной промежуток, на который оно распространяется, - время отбывания наказания в виде лишения свободы.

Общепринято выделение трех видов правового статуса личности: общий правовой статус граждан, специальный правовой статус определенной категории граждан и индивидуальное правовое положение гражданина.

Правовое положение осужденных к лишению свободы представляет собой разновидность специального правового статуса.

Отличительной чертой специального правового статуса осужденных является то, что он базируется на общем правовом статусе граждан России, так как осуждение лица к уголовному наказанию не влечет лишения гражданства России и соответственно общего правового статуса граждан нашей страны. В ст. 6 Конституции РФ прямо указывается на то, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменять его.

Исходя из этого в Федеральном законе Российской Федерации от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" не предусмотрено лишение гражданства по мотивам осуждения к уголовному наказанию. Более того, согласно ст. 20 названного акта отбывание уголовного наказания является препятствием для выхода из гражданства России по желанию осужденного.

Сохранение гражданства означает, что осужденный к уголовному наказанию пользуется общегражданскими правами, а также несет обязанности, возложенные на граждан Российской Федерации.

Кроме того, сохранение гражданства имеет важное морально-политическое значение. Государство не отказывается от своих осужденных граждан, не мстит осужденным, оно уважает и охраняет их права, свободы и законные интересы так же, как и законопослушных граждан (ч. 1 ст. 10 УИК РФ).

Вместе с тем осужденные к лишению свободы ограничены в пользовании некоторыми правами и свободами, присущими общему правовому статусу, т.е. у осужденных к лишению свободы имеются правоограничения общегражданского статуса.

Сущность правового ограничения состоит в побуждении осужденных к социально полезному поведению, с одной стороны, и сдерживании социально вредного поведения - с другой[35].

Другими словами, осужденный к лишению свободы претерпевает неблагоприятные последствия совершенного им преступления, которые выражаются не только в ограничениях гарантированного Конституцией права на свободу передвижения и выбора места жительства, но и других прав и свобод, реализация которых невозможна при исполнении наказания в виде лишения свободы.

Пределы ограничения прав человека и гражданина согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральным законом, который может их ограничить только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так как наказание в виде лишения свободы назначается за деяния, опасные для личности, общества и государства, в целях защиты общества от преступных посягательств лицо, осужденное к лишению свободы, согласно вышеназванной норме ограничивается в ряде гарантированных Конституцией прав и свобод.

Согласно ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказания осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты