Рефераты

Правовое положение осужденного к лишению свободы

з всего сказанного очевидно гуманное отношение государства к наказанию и правонарушителю. За наказанием стоит не отмщение осужденному за причиненный обществу и отдельным гражданам вред, а стремление восстановить социальную справедливость, исправить его и не допустить совершения новых преступлений как самим осужденным, так и другими лицами. В этой связи и необходимо применение к осужденному комплекса предусмотренных законом лишений и ограничений его прав и свобод, что приводит к несовпадению правового положения лиц, отбывающих наказания, и свободных граждан[41].

Рассмотрим правоограничения общегражданского статуса осужденных к лишению свободы более детально.

Прежде всего, Конституция гарантирует личные права и свободы гражданина, которые призваны обеспечить защиту личной (частной жизни) человека. Осужденные лишаются многих личных прав, например права на свободу передвижения, выбора места жительства и выезда за пределы РФ (ст. 27 Конституции РФ). Это вполне объяснимо, учитывая специфику наказания. Осужденные лишены права на личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ). Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, подвергаются обыску, а их вещи - досмотру (ч. 5 ст. 82 УИК РФ). Осужденные лишены права на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений (ст. 23 Конституции РФ)[14]. В исправительных учреждениях осужденные содержатся в условиях постоянного надзора и контроля, в том числе с использованием технических средств (ч. 1 ст. 82, ст. 83 УИК РФ), посылки, передачи и бандероли подвергаются досмотру (ч. 4 ст. 90 УИК РФ), получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция (кроме заявлений в контролирующие органы) подвергаются цензуре (ч. 2 ст. 91 УИК РФ), телефонные разговоры осужденных контролируются персоналом исправительного учреждения (ч. 5 ст. 92 УИК РФ). Таким образом, можно сделать вывод, что осужденные к лишению свободы лишены значительной части личных прав и свобод, что связано со спецификой данного вида наказания.

Политические права и свободы призваны обеспечить участие гражданина в политической и общественной жизни страны. В наибольшей степени осужденные поражаются именно в политических правах. Косвенные ограничения существуют на производство и распространение информации, поскольку компьютеры, аудио- и видеозаписывающая аппаратура, пишущие машинки и множительные аппараты относятся к числу запрещенных предметов. Осужденные существенно ограничены в праве на объединение (ст. 30 Конституции РФ). Осужденные не имеют права на создание политических партий, религиозных объединений, профессиональных союзов и т.д. Но в исправительных учреждениях могут создаваться кружки по интересам (спортивные, филателистические и т.д.), самодеятельные организации осужденных как органы ограниченного самоуправления. Все эти объединения работают под контролем администрации исправительного учреждения и не могут рассматриваться как общественные объединения в полном смысле этого слова (они не подлежат регистрации, у них нет устава, нет постоянного членства и т.д.).

Осужденные полностью лишаются права на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований (ст. 31 Конституции РФ). Проведение собраний и митингов может квалифицироваться как групповое неповиновение (ст. 116 УИК РФ) или массовые беспорядки (ст. 85 УИК РФ) со всеми вытекающими последствиями. Осужденные лишены права на участие граждан в управлении делами государства, закрепленного в ст. 32 Конституции РФ, - они лишены активного и пассивного избирательного права, лишены доступа к государственной службе, не могут участвовать в отправлении правосудия.

Как представляется, лишение некоторых политических прав осужденных к наказанию в виде лишения свободы не вызвано спецификой наказания в виде лишения свободы (например, право избирать). Здесь в большей мере проявляется карательный потенциал наказания.

Социально-экономические права и свободы призваны обеспечить удовлетворение основных материальных и духовных потребностей человека. В условиях лишения свободы, где ограничены ресурсы, возможность реализации социально-экономических прав приобретает особое значение.

Осужденные имеют право на образование (ст. 43 Конституции РФ, ст. 112 УИК РФ). Но они не могут продолжить обучение в тех заведениях, где учились до осуждения.

Право на защиту материнства и детства (ст. 38 Конституции РФ) имеет определенные ограничения. Осужденные к лишению свободы лишены возможности заниматься воспитанием своих детей. Вместе с тем осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, может быть предоставлена отсрочка отбывания наказания до достижения ребенком 14-летнего возраста (ст. 177 УИК РФ), но не всем, эта отсрочка не предоставляется женщинам, осужденным на срок свыше пяти лет за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности. Осужденные женщины могут помещать своих детей в дома ребенка при исправительных учреждениях и проживать совместно с ними, но только до достижения детьми возраста трех лет (ст. 100 УИК РФ).

Полагаем, что указанные нормы должны быть изменены. Так, право на отсрочку отбывания наказания при наличии малолетних детей (ст. 82 УК РФ, ст. 177 УИК РФ) должно быть предоставлено не только женщинам, но и мужчинам (в том случае, если ребенок воспитывается одним отцом).

Необходимо отметить, что законодатель уже пошел по пути признания и охраны прав отцов в отношении детей (ст. 256 ТК РФ устанавливает право отца ребенка на получение отпуска по уходу за ребенком).

Осужденные не теряют права собственности, т.е. права владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом (ст. 35 Конституции РФ). Но есть существенные различия в правомочиях на имущество, находящееся вне исправительного учреждения, в том числе недвижимое, не освобождаются они и от обязанностей по содержанию этого имущества. Однако они ограничены в полномочиях собственника: не могут пользоваться имуществом, а распоряжаются им только через доверенного представителя. В отношении имущества, которое может иметь в личном пользовании осужденный в исправительном учреждении, существуют прямые ограничения на владение, пользование и распоряжение им (ч. 8 ст. 82, ч. 7 ст. 88 УИК РФ). Общий вес принадлежащих осужденному вещей и предметов не должен превышать 50 кг. Существует специальный Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (приложение 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений). Конституционный Суд подтвердил правомочность установления таких ограничений для осужденных к лишению свободы (Определение КС РФ от 20 апреля 2001 г. N 145-О). В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ граждане России имеют право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, за вознаграждение не ниже минимального размера оплаты труда, на защиту от безработицы, на оплачиваемый ежегодный отпуск и т.д. С одной стороны, работающим осужденным гарантируются эти права (ч. ч. 1 и 3 ст. 104, ст. 105 УИК РФ). С другой - для осужденных труд является не правом, а обязанностью. Обязанность труда для осужденных к лишению свободы в соответствии с международно-правовыми актами не свидетельствует о его принудительном характере. Кроме того, осужденные лишены права на забастовку, закрепленного в ч. 4 ст. 37 Конституции РФ. Осужденным запрещено прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов, отказ от работы или прекращение работы являются злостными нарушениями установленного порядка отбывания наказания (ч. 6 ст. 103, ч. 1 ст. 116 УИК РФ).

Осужденные, как граждане РФ, не освобождаются от исполнения общегражданских обязанностей, например заботы о несовершеннолетних детях, нетрудоспособных родителях - ст. 38 Конституции РФ. Но федеральным законом могут быть установлены исключения из этого правила. Так лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, не подлежат призыву на военную службу (п. п. "а", "б" ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"). На период отбывания этого наказания исполнение воинской обязанности приостанавливается[14].

Однако это, на наш взгляд, не означает, что осужденный полностью лишен права защищать свое Отечество (ст. 59 Конституции РФ).

В соответствии с Конституцией РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Понятно, что в мирное время призвать в Вооруженные Силы лиц, отбывающих наказание, было бы нелогично. Вместе с тем в военное время в условиях крайней необходимости защиты Отечества Президент страны своим указом может внести отсрочку в исполнение приговора отдельным категориям лиц, отбывающим наказание, в том числе и в виде лишения свободы, с направлением их в действующую армию.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина со стороны государства при исполнении наказаний предполагает решение следующих задач: 1) обеспечение личной безопасности; 2) поддержание правопорядка; 3) обеспечение общественной безопасности.

По своей природе правовые ограничения относятся к охранительным правовым средствам (мерам защиты), т.е. представляют собой в первую очередь разновидность правового принуждения, обеспечивающего исполнение осужденным установленных обязанностей и направленную на реализацию целей уголовного наказания. Правовое ограничение выражается в государственном принуждении и предназначено для охраны уголовно-исполнительных правоотношений от возможных правонарушений со стороны осужденных путем предупреждения, пресечения и привлечения виновных к конкретному виду юридической ответственности[35].

Таким образом, содержание правового статуса осужденного включает не только обязанности права и законные интересы осужденного, но и правовые ограничения общегражданского статуса.

2.3 Права осужденных

В отличие от обязанностей, прописанных в общем виде, права осужденный в УИК РФ регламентированы исключительно подробно.

Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, обязаны предоставить осужденным информацию о правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания наказания.

Осужденные имеют право на вежливое отношение со стороны персонала учреждения исполняющего наказание. Осужденные могут требовать такого рода отношения, защищая это право всеми не запрещенными законом средствами, вплоть до обращения в судебные инстанции. В качестве важнейшего права выступает запрет на жестокое обращение.

Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье. Это запрещение носит абсолютный характер и неукоснительно исполняется.

Осужденные вправе обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа исполняющего наказание, в вышестоящие органы, органы государственной власти и органы местного самоуправления, в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Осужденные вправе давать объяснения, вести переписку, обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Ответы осужденным даются на языке обращения, при отсутствии такой возможности ответы даются на русском языке. Перевод полученного ответа на язык обращения осуществляется учреждением или органом исполняющим наказание.

Осужденные иностранные граждане или лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку на родном языке или на любом другом языке которым он владеет, в необходимых случаях они могут пользоваться услугами переводчика. Ответы данной категории осужденных даются на языке обращения[35]. Затраты на перевод погашаются из бюджета системы исполнения наказания.

Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медицинско-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях - в зависимости от медицинского заключения. Обязанность реализовать данное право возложена на администрацию учреждения или органа где отбывают наказание. В отношении осужденных отбывающих наказание в условиях свободы действует обычный порядок страховой медицины, производственной санитарии, проведения обще профилактических мероприятий.

Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий. В настоящее время в России проводится реформа государственной системы социального обеспечения в целях приведения ее в соответствие с новой социально-экономической реальностью. Юридическая база реформы определена Конституцией РФ, в соответствии с которой право на социальное обеспечение граждан является одним из основных социально-экономических прав. В современных условиях право социального обеспечения развивается на основе новых концепций и принципов, охватывает новые области отношений, которые раньше находились за рамками правовой регламентации. Так, впервые в нашей стране осужденные к лишению свободы согласно ч.7 ст.12 УИК РФ имеют право на социальное обеспечение (выделено мною. - Г. Д.), которое представляет собой комплекс социально-экономических мер, проводимых государством, по предоставлению им различных выплат и услуг в случаях, если они окажутся лишенными всех или части своих доходов от труда, на все время или на какой-то период, в связи с нетрудоспособностью, старостью и в других случаях, предусмотренных российским законодательством.

На осужденных к лишению свободы распространяется государственное социальное страхование, так как оно является одной из основных организационно-правовых форм осуществления социального обеспечения. За рубежом принцип страхования используется уже давно, теперь он реально закреплен и в российском законодательстве.

До недавнего времени в соответствии с ч.1 ст.98 УИК РФ осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежали обязательному государственному социальному страхованию на общих основаниях. Таким образом, осужденные, работающие в исправительных учреждениях, уравнивались в праве на социальное страхование со всеми иными категориями граждан Российской Федерации, участвующими в труде и подлежащими этому виду страхования. Федеральный закон от 9 марта 2001 года внес некоторые изменения в эту норму, заменив слова "на общих основаниях" словами "в порядке, установленном Правительством Российской Федерации". Здесь просматривается изменение подхода законодателя к данной проблеме, в частности выделение осужденных к лишению свободы, привлеченных к труду, в отдельную категорию лиц, нуждающихся в социальном страховании.

Каковы же основные виды социального обеспечения осужденных к лишению свободы?

Рассматривая структуру социального обеспечения, необходимо отметить, что ее "сердцевиной" является пенсионное обеспечение граждан.

Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем. Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы почти 37 млн престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильцев, определенную часть из которых составляют лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

В настоящее время законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также из иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" застрахованными являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, на которых распространяется пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основанием для социального страхования осужденных к лишению свободы был и остается факт их привлечения к труду. В статье 1 названного закона указано, что организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию "работодатель". Они собирают и представляют сведения о периодах привлечения к труду лиц, осужденных к лишению свободы, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Необходимо отметить, что право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется только в случае уплаты страховых взносов. Установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию осуществляются в порядке и на условиях, которые закреплены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом "О погребении и похоронном деле".

Таким образом, согласно действующему законодательству в этой области обязательным страховым обеспечением граждан в Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию являются:

страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Порядок установления и выплат пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируется Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Граждане Российской Федерации в соответствии с вышеназванными законами имеют право на следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия по старости; пенсия за выслугу лет; пенсия по инвалидности; социальная пенсия.

Следует пояснить, что социальные пенсии - это принципиально новый институт в российском пенсионном законодательстве. Впервые социальные пенсии вошли в пенсионную систему в связи с принятием Верховным Советом СССР Закона "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" от 15 мая 1990 года. Основная цель введения социальных пенсий - обеспечение гарантированной государственной минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию в связи с отсутствием у них трудового стажа.

Вопрос о назначении и выплате социальных пенсий осужденным к лишению свободы был частично решен Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 года, где было указано о целесообразности приостановления выплаты социальных пенсий во время лишения пенсионера свободы по приговору суда с учетом целевого назначения и сущности этого вида пенсий.

В соответствии с ч.2 ст.98 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости (мужчины по достижении 60 лет, женщины - 55 лет), при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, которое реализовывается в форме выплат соответствующих пенсий и пособий. В этой связи согласно ст.107 УИК РФ из заработной платы работающих осужденных производятся обязательные отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иные обязательные отчисления, предусмотренные законодательством. Из пенсий, получаемых осужденными, производятся удержания для возмещения стоимости питания, одежды и коммунально-бытовых услуг, предоставляемых осужденным, содержащимся в исправительном учреждении, кроме стоимости спецодежды, в порядке, предусмотренном ст.99 и 107 УИК РФ.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, представляющие собой ежемесячные денежные выплаты в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, регулируются Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Таким образом, право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также нетрудоспособные члены семей этих лиц и иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения выступает трудовая деятельность. Обязательным условием при определении права на трудовую пенсию является наличие у лица страхового стажа, который представляет собой суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж и предусмотренных ст.11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно этой же статье период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке, засчитывается в страховой стаж для определения права на трудовую пенсию.

Кроме трудовых и социальных пенсий социальное обеспечение предполагает такой массовый вид обеспечения, как социальные пособия. Путем предоставления пособий государство имеет возможность оказывать социальную поддержку наиболее нуждающимся гражданам. Ранее существовавшая система государственных пособий претерпела существенные изменения, обусловленные как трансформацией социально-экономических основ общества, изменением пенсионного законодательства, так и несовершенством ранее действовавшей системы государственных пособий.

Необходимо отметить, что если вопросы пенсионного обеспечения осужденных к лишению свободы после принятия УИК РФ 1997 г. были практически решены, то порядок обеспечения пособиями по обязательному страхованию осужденных к лишению свободы не был в полной мере урегулирован. До последнего времени было неясно: следует ли осужденным выплачивать пособия по временной нетрудоспособности, а женщинам - пособия по случаю рождения ребенка и уходу за ним до достижения последним полутора лет. Дело в том, что неработающие по болезни осужденные и осужденные кормящие матери на период освобождения от работы питание получают не только бесплатно, но и по повышенным нормам.

В целях реализации п.1 ст.98 Уголовно-исполнительного кодекса РФ Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 15 октября 2001 года, утверждающее Положение "Об обеспечении пособиями по обязательному государственному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду".

Принятие Положения, определяющего порядок обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы, исходя из условий отбывания наказания в виде лишения свободы, представляется важным шагом по пути реализации права на социальное обеспечение осужденных к лишению свободы. Однако следует отметить, что в указанном Положении имеется ряд существенных ограничений в обеспечении пособиями осужденных к лишению свободы, что, на наш взгляд, является не совсем правильным решением данной проблемы.

Так, в настоящее время осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, имеют право на выплату следующих пособий:

- по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);

- по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности (до 12 недель);

- единовременное пособие при рождении ребенка (кроме случаев, когда дети осужденных находятся на полном государственном обеспечении).

Основное внимание законодателя при этом акцентировано на том обстоятельстве, что осужденные к лишению свободы имеют право на получение пособий (кроме единовременного пособия при рождении ребенка), если до освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью или беременностью трудовые обязанности исполнялись ими в соответствии с установленным графиком работы.

Если учесть тот факт, что с момента принятия Уголовно-исполнительного кодекса РФ до недавнего времени осужденные женщины обеспечивались пособиями по беременности и родам на общих основаниях, что, наверное, более правильно, то Федеральный закон от 9 марта 2001 года, который внес изменения в ч.1 ст.98 УИК РФ, закрепив право осужденных женщин на выплату пособий по беременности и родам "в порядке, установленном Правительством Российской Федерации", а впоследствии и принятие соответствующего постановления следует расценивать как значительное сужение права на социальное обеспечение осужденных к лишению свободы.

Не очень убедительными представляются обстоятельства, при которых осужденным к лишению свободы устанавливается размер пособия по временной нетрудоспособности. Так, при установлении размера пособия по временной нетрудоспособности учитывается непрерывный трудовой стаж, исчисляемый со дня начала работы осужденного до дня наступления временной нетрудоспособности. При этом периоды привлечения осужденного к оплачиваемому труду включаются в непрерывный трудовой стаж при условии выполнения им установленного графика работы.

Кроме того, в связи с принятием Трудового кодекса Российской Федерации, который введен в действие с 1 февраля 2002 года, появились некоторые несоответствия в действующем трудовом и уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации.

Согласно ст.227 Трудового кодекса Российской Федерации расследованию и учету подлежат несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками и другими лицами, в том числе подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при исполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или работодателя. К указанным лицам, кроме работников, выполняющих работу по трудовому договору, и студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, относятся также лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией организации[30].

Несмотря на это, в соответствии с комментируемым Положением осужденные к лишению свободы, привлекаемые к труду, не имеют права на выплату пособия по временной нетрудоспособности при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.

Мы рассмотрели структуру и правовое регулирование основных видов социального обеспечения осужденных к лишению свободы, что стало возможным лишь после принятия Уголовно-исполнительного кодекса РФ, который впервые законодательно закрепил право осужденных к лишению свободы на социальное обеспечение.

Принятие последующих нормативных правовых актов, регламентирующих данную область правоотношений, было, с одной стороны, необходимым, так как любые пробелы в законодательстве ведут к последующим неточностям и ошибкам в процессе применения нововведений. С другой же стороны, выделение осужденных к лишению свободы, привлеченных к труду, в отдельную категорию лиц, нуждающихся в социальном страховании, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и введение существенных ограничений в обеспечении пособиями осужденных к лишению свободы значительно сужает их права на социальное обеспечение.

Острота данной проблемы обусловлена большой значимостью института социального обеспечения при решении воспитательных задач в местах отбывания лишения свободы и вопросов адаптации освобожденных к жизни на свободе.

Осужденные имеют право пользоваться услугами адвоката, а так же иных лиц, имеющих право оказывать такую помощь.

Осужденные к аресту, ограничению свободы или лишению свободы - иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, - с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных.

Порядок осуществления прав осужденных устанавливается Уголовно исполнительным Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами.

При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц[21].

Осужденные имеют право на личную безопасность. При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.

Начальник учреждения, исполняющего виды наказаний, по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного.

Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

Осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров.

К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение.

К осужденным, содержащимся в штрафных изоляторах, одиночных камерах исправительных колоний особого режима, штрафных и дисциплинарных изоляторах, а также в помещениях камерного типа, священнослужители допускаются, если нет угрозы личной безопасности последних[20].

Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

2.4 Обязанности осужденных

Обязанностям осужденных посвящена ст. 11 УИК РФ,

Обязанности осужденных вытекают из необходимости исполнить назначенное приговором суда наказание.

Осужденные несут установленные законодательством Российской Федерации обязанности ее граждан, должны соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, правила санитарии и гигиены. Следовательно они должны исполнять общегражданские обязанности. В условиях отбывания наказания осужденные обязаны соблюдать правила санитарии и гигиены в местах их проживания и работы. Если в условиях свободы граждане вольны в установлении пределов санитарии и гигиены собственного жилища, или тела то в местах лишения свободы к этим аспектам их жизнедеятельности предъявляются определенные требования, соблюдать которые осужденные обязаны.

Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, а так же принятых в соответствии сними иных нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия отбывания наказания. Такие требования должны быть в полном объеме доведены до осужденных, что бы они могли с ними ознакомиться, иметь соответствующие выписки. Особенно это относится к актам федеральных органов исполнительной власти, в которых детализируются общие положения, относящиеся к обязанностям и запретам. Значительное число таких предписаний должны знать родственники осужденных, которые приезжают на свидания, пересылают посылки и корреспонденцию и так далее. Например, передача осужденному любой корреспонденции, минуя цензуру запрещена: это является нарушением режима со всеми вытекающими отсюда последствиями как для осужденного так для посетившего его родственника.

На осужденных возлагается специальная обязанность выполнять законные требования администрации учреждений и органов исполняющих наказание. В исправительных учреждениях устанавливаются единые режимно-педагогические требования, выполнение которых обеспечивается всем персоналом уголовно исправительной системы.

В целях обеспечения нормальных взаимоотношений между осужденными и персоналом в законе установлена специфическая обязанность осужденных вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказание, а так же к другим осужденным. Выполнению данной обязанности помогают жестокий надзор и контроль за осужденными в местах их нахождения, а так же мероприятия воспитательного характера.

Еще одной специфической обязанностью осужденных выступает необходимость являться по вызову администрации учреждений и органов исполняющих уголовное наказание и давать объяснения по поводу того как ими соблюдаются требования приговора. Такая обязанность специфична для осужденных без изоляции от общества, в отношении которых явка к соответствующему должностному лицу выступает формой и контроля и проведения воспитательной работы. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу. Должностное лицо может предложить ему дать объяснения как в устной форме так и письменной, отказ от дачи объяснений влечет применение мер воздействия[20].

За невыполнение возложенных на осужденного обязанностей могут применяться меры административного воздействия (например при исполнении наказания в виде лишения свободы возможно водворение осужденных в штрафной или дисциплинарный изолятор, в помещение камерного типа), а в случае недостаточной эффективности дисциплинарных взысканий может наступить более строгая ответственность - замена одного вида наказания другим, более строгим или же может быть изменен вид исправительного учреждения.

Если осужденный отбывающий наказание без изоляции от общества то наряду с общей ответственностью за те или иные нарушения правопорядка они могут нести и специальную ответственность. Им могут быть установлены дополнительные ограничения: запрет пребывания вне дома в определенное время суток, увеличение числа явок на регистрацию и так далее.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время создана прочная законодательная база, регламентирующая основы правового положения осужденных к уголовным наказаниям, но до совершенства она далека. От эффективности обеспечения правового положения осужденных к любой мере уголовно-правового характера и беспрекословного исполнения всех предписаний приговора суда будет зависеть эффективность достижения целей уголовной ответственности.

Рассмотренные в работе вопросы лишь частично освещают сложную проблему правового положения лиц, осужденных к уголовному наказанию.

Правовое положение лиц, осужденных к разным видам уголовных наказаний, неодинаковое, то есть существует неравенство в правах этих лиц. Иначе говоря, правовое положение осужденных обусловлено характером, степенью общественной опасности, тяжестью совершенного им преступления и назначенным за это преступление наказанием.

Содержание назначенного наказания решающим образом влияет на формирование правового статуса осужденного. В работах по уголовно-исправительному праву последних лет основное внимание уделялось исследованию вопросов исполнения наказания в виде лишения свободы, в том числе исследованию правового положения осужденных к этому виду наказания.

Правовое положение лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, как и содержание самих этих наказаний, такого широкого исследования не получило.

Практический работник, исполняющий наказание, должен проявлять уважение к правам осужденного, обеспечивать их охрану и законную реализацию. Столь же необходимо добиваться выполнения всех обязанностей со стороны осужденного. В этом и состоит практическая реализация принципа законности в деятельности органов, исполняющих наказание.

Ряд норм Федерального закона направлены на совершенствование механизма реализации отдельных прав и законных интересов осужденных. Так, теперь даже в обстановке режима особых условий в исправительных учреждениях не может ограничиваться деятельность медико-санитарных служб, тем самым осужденным гарантируется право на оказание медицинской помощи (ч. 2 ст. 85 УИК РФ). В ч. 4 ст. 89 УИК РФ конкретизирован порядок осуществления осужденными к лишению свободы права на получение юридической помощи. Для этого предусматривается предоставление свиданий с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов. По заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.

В ч. 2 ст. 91 УИК РФ внесены изменения, предоставляющие осужденному возможность бесцензурной переписки не только с судом, прокуратурой, вышестоящим органом УИС и Уполномоченным по правам человека в РФ, но и с уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией, Европейским Судом по правам человека.

Закон предоставляет всем осужденным к лишению свободы более широкую возможность использования телефонной связи для общения с близкими (ст. 92 УИК РФ), устанавливает минимальные стандарты обеспечения осужденных индивидуальными средствами гигиены (ст. 99 УИК РФ), обеспечивает выдачу осужденному при освобождении паспорта (ст. 173 УИК РФ). Теперь в срок нахождения осужденных в обычных условиях (в строгих условиях) исправительных учреждений засчитывается время содержания осужденного под стражей в следственном изоляторе, если к нему применялась соответствующая мера пресечения и не применялось дисциплинарное взыскание в виде водворения в карцер (ст. ст. 122, 124, 127, 130, 132 УИК РФ).

В Федеральном законе расширены права и заметно гуманизированы условия отбывания лишения свободы для отдельных категорий осужденных. Так, осужденным беременным женщинам, осужденным женщинам во время родов и в послеродовой период гарантирована специализированная медицинская помощь (ч. 4 ст. 100 УИК РФ), пособия по беременности и родам им будут выплачиваться независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств (ч. 1 ст. 98 УИК РФ). Эти категории осужденных женщин, а также осужденные женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет в доме ребенка исправительного учреждения, в штрафной изолятор, помещения камерного типа и единые помещения камерного типа не переводятся (ч. 7 ст. 117 УИК РФ). Осужденным женщинам, отбывающим наказание в колониях общего режима на облегченных условиях, за шесть месяцев до окончания срока наказания может быть разрешено проживание за пределами исправительной колонии совместно с семьей или детьми на арендованной или собственной жилой площади (ч. 3 ст. 121 УИК РФ).

В настоящее время около полутора тысяч осужденных обучаются на договорной основе в высших учебных заведениях. Наиболее востребованные специальности среди осужденных - это менеджмент, экономика, психология и юриспруденция (высшее юридическое образование получают более 600 человек). Дистанционно получать высшее образование на сегодняшний день могут лишь осужденные, отбывающие наказание в исправительной колонии N 3. Остальные осужденные лишены такой возможности.

Решить проблему можно путем внесения дополнений в законодательство, позволяющее открывать учебно-консультационные пункты во всех ИУ для желающих получить высшее образование. Необходимо также урегулировать вопрос относительно оборудования пункта и создания условий для получения осужденными высшего образования. Cчитаем необходимым дополнить ч. 1 ст. 97 УИК РФ п. "в" следующего содержания: "длительные на время сдачи государственных экзаменов для студентов, обучающихся в средних и высших учебных заведениях, не имеющих взысканий, но не более чем на срок, предусмотренный ч. 4 ст. 104 УИК РФ". В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы изменился подход руководства к исполнению наказания в виде лишения свободы. Сейчас особое внимание уделяется гуманизации условий отбывания наказания, однако еще многое предстоит сделать, чтобы осужденные к лишению свободы могли в полном объеме реализовывать свое право на получение образования, и многое, конечно, зависит от четкой позиции законодателя.

Одной из задач уголовно-исполнительного законодательства (ст. 1 УИК) является оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Сегодня, в соответствии с УИК, существующих на этот счет норм явно недостаточно. Бесплатный проезд к месту жительства после освобождения из колонии, обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда, а иногда и одеждой - это практически все, что закрепляет по этому поводу ст. 181 УИК. Две следующие статьи в самой общей форме говорят о праве осужденных на трудовое и бытовое устройство и получение социальной помощи, а также о контроле за лицами, освобожденными от отбывания наказания, в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами. Поэтому вопрос о постпенитенциарном надзоре требует глубокой проработки и, видимо, не только с позиций уголовного и уголовно-исполнительного, но и административного права.

Указанные проблемы требуют углубленной, продолжительной работы. Вместе с тем существует ряд вопросов, частных по сравнению с предыдущими, которые можно постараться решить в ближайшем времени. Например, полагаем, что нуждается в совершенствовании порядок перевода осужденных к лишению свободы в помещения камерного типа или единые помещения камерного типа. Такой перевод (до шести месяцев или до одного года) осуществляется по решению начальника исправительного учреждения, хотя при этом на длительное время и в худшую сторону меняется вид режима, что практически не отличается от изменения вида колонии, которое, согласно закону (ст. 58 УК, ст. 78 УИК), должно осуществляться судом.

Нельзя не упомянуть целый ряд положений УИК, определяющих материально-бытовое обеспечение осужденных, которое подчас весьма далеко как от принципов соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, лежащих в основе Конституции РФ, так и от рекомендаций и требований международных актов, регламентирующих обращение с осужденными. Это прежде всего крайне низкие нормы жилой площади на одного осужденного (в ИК - не менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной, ИК для женщин - трех, воспитательных колониях - трех с половиной, лечебных исправительных учреждениях - трех, лечебно-профилактических - пяти квадратных метров), а также нормы обеспечения личной гигиены и санитарии, весьма жесткие условия содержания в штрафных изоляторах и помещениях камерного типа и ряд других норм.

Хотелось бы надеяться, что в будущем принципы демократизации, гуманизации уголовно-исполнительного права, рационального применения мер принуждения, установленных законом, учитывались бы в процессе внесения многочисленных изменений в уголовное, уголовно-исполнительное законодательство и соответствующие нормативные акты Российской Федерации.

Думается, однако, что самое важное в работе по исправлению осужденных не в изменении, отмене или дополнении законов (хотя это, безусловно, необходимо), а в изменении психологии работников учреждений, исполняющих наказания. Здесь сделано немало, но еще больше предстоит сделать, для чего нужно долго и упорно работать, ибо полностью искоренить методы ГУЛАГа, даже поменяв большинство сотрудников, за несколько лет невозможно.

Список использованных источников и литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2. Европейская конвенция “О защите прав человека и основных свобод” (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 2. - ст. 163.

3. Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1987. - № 45. - ст. 747.

4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. // Международная защита прав и свобод человека. -М., 1990. - С. 45 - 54.

5. Европейские пенитенциарные правила: Утверждены Комитетом министров 12.02.1987 // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. - М.: Спартак, 1998. - С. 209-263.

6. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 08.01.1998 N 11-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 24.07.1998 N 125-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 01.12.2007 N 299-ФЗ, от 03.04.2008 N 40-ФЗ, от 14.07.2008 N 112-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.11.2008 N 194-ФЗ, от 03.12.2008 N 235-ФЗ, от 22.12.2008 N 261-ФЗ, от 22.12.2008 N 271-ФЗ, от 14.02.2009 N 23-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 2. - Ст. 198.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в редакции от 28.04.09)// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - ст. 2954.

8. Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности РФ, на мирное время» (в ред. от 07.05.06) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 16. - ст. 1455.

9. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (в ред. от 12.02.09) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти - 2005. - № 47.

10. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12.04.2005 № 38 “Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества” (ред. от 13.01.06) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 19.

Научная и учебная литература

11. Теория современного советского права :Фрагменты лекций и схемы /В. К. Бабаев; Министерство внутренних дел РСФСР. Нижегородская высшая школа. - Н.Новгород, 1991. -156 с.

12. Бородулин А. Медицинское обеспечение осужденных и подследственных. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2001. - № 3. - С. 50 - 55.

13. Братко А.Г. Глава XI. Правовой статус физических лиц и организаций // Теория права и государства: Учебник. / Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 1997. - С. 120 - 153.

14. Бриллиантов А.В., Курганов С.И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: учебник / А. В. Бриллиантов, С. И. Курганов; Верховный Суд Российской Федерации, Высш. Арбитражный Суд Российской Федерации, Российская акад. правосудия. - М.: Проспект, 2008. - 340 с.

15. Бутенко Т.П. Проблемы реализации осужденными к лишению свободы права на образование // Российская юстиция. - 2007. - N8. - С. 25 - 27.

16. Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе /Отв. ред. В. А. Патюлин; Академия наук СССР. Институт государства и права. - М.: Наука, 1979. - 229 с.

17. Всеобщая декларация прав человека // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. - 2-е изд., доп. М.: Издательство "НОРМА", 2002. - С. 40 - 41.

18. Желваков Э. О состоянии законности в учреждениях уголовно-исполнительной системы. // Уголовное право. - 2005. - № 2. - С. 94 - 96.

19. Зубарев С.М., Хуторская Н.Б. Вопросы совершенствования правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы // Преступление и наказание. - 1999. - № 9. - С. 49 - 54.

20. Зубков А.И. Глава 3. Правовое положение осужденных в свете законодательства об охране прав граждан и международных стандартов // Уголовно-исполнительное право России: Учебник и основные нормативные правовые акты / Под ред. заместителя начальника ГУИН Министерства Юстиции РФ, проф. О.В. Филимонова. - М.: Институт актуального образования «ЮрИнфоР-МГУ», 2004. - С. 57 - 68.

21. Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации / А. И. Зубков. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2008. - 271 с.

22. Игнатьев А.А. Уголовно-исполнительное право: Учебник. - М.: Новый Юрист, 1997. - 303 с.

23. Кащеева Л. Исправление осужденных без изоляции от общества. // Российская юстиция. - 2001. - № 10. - С. 69 - 70.

24. Князев А. Взаимодействие УИИ с другими органами и учреждениями по исполнению наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2005. - № 2. - С. 16 - 18.

25. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / [Брезгин Н.И. и др.] ; под ред. А.И. Зубкова. - 4-е изд., перераб. - М.: Норма, 2008. - 495 с.

26. Комментарий Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. / Под общ. ред. П.Г. Мищенкова. - М.: Экспертное бюро-М, 1997. - 800 с.

27. Корнев А.В. Тема 30. Государство, право, личность // Общая теория права и государства: Учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000. - С. 122 - 130.

28. Кочешев С.П. Специальные виды наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим. // Закон и армия. - 2004. - № 4. - С. 26 - 30.

29. Краснова О.К вопросу о содержании правового положения осужденных к лишению свободы. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2005. - № 8. - С. 16-21.

30. Кузнецов А.В. Защита прав осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2004. N 2. - С. 18-19

31. Курганов С.И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: учебник / А.В. Бриллиантов, С.И. Курганов; Верховный Суд Российской Федерации, Высш. Арбитражный Суд Российской Федерации, Российская акад. правосудия. - М.: Проспект, 2008. - 340 с.

32. Лобов Я.В. Глава 4. Правовое положение лиц, отбывающих наказание //Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник. / Под ред. И.Л. Трунова. - М.: Издательство Эксмо, 2005. - С. 63 - 85.

33. Лукьянова Е. Реализация принципа равенства осужденных перед законом в сфере труда. // Преступление и наказание. - 2005. - № 3. - С.25-27.

34. Маликов Б., Шибанкова О. Проблемы применения и исполнения исправительных работ в механизме правосудия. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2005. - № 4. - С. 7 - 11.

35. Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: учебник. - изд. 7-е, испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2009. - 352 с.

36. Михлин А.С. Развитие уголовно-исполнительного законодательства РФ и направления его совершенствования // Журнал российского права. - 2005. - N 10. - С. 21-24.

37. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / отв. ред. В.В. Лазарев. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Юрайт, 2009. - 871, [1] с.

38. Основные принципы обращения с заключенными // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство НОРМА, 2002. - С. 30 - 40.

39. Рыбаков В.В. Конституционные гарантии имущественных прав осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2004. - N 2. - С. 39 - 40.

40. Проблемы наказания на новом этапе совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства: Монография / Рябинин А.А. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2000. - 355 c.

41. Селиверстов В.И. Правовое положение лиц, отбывающих наказания. / Под ред. проф. И.В. Шмарова. - М.: Издательство БЕК, 1998. - 58 с.

42. Селиверстов В.И. Теоретические проблемы правового положения лиц, отбывающих наказание. - М., 1992. - 150 с.

43. Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право России: учебник. - М.: Проспект, 2009. - 400 с.

44. Селиверстов В., Шмаров И. Правовое регулирование исполнения наказаний в виде лишения свободы и смертной казни // Российская юстиция.- 1997. - N 5. - С. 47-49.

45. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под ред. проф. Б.В. Здравомыслова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999. - 479 с.

46. Уткин В.А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая часть. - Томск, 1995. - 256 с.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты