Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) по законодательству РФ
p align="left">Введение судом наблюдения в отношении должника не означает прекращения его деятельности и последующей ликвидации юридического лица. Это лишь тревожный звонок о необходимости принять активные меры, чтобы вывести предприятие из сложившейся ситуации.
На предприятии появляется «наблюдатель» -- временный управляющий, права и обязанности которого определены в ст.ст. 66 и 67 Закона. Органы управления должника обязаны предоставлять ему любую информацию, касающуюся деятельности должников.
Руководить текущей деятельностью предприятия продолжает единоличный исполнительный орган юридического лица. Однако в случае нарушения руководителем должника требований, установленных гл. IV Закона, он может быть отстранен от должности определением суда по ходатайству временного управляющего. При этом определением суда исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на лицо, представленное суду учредителями (участниками) должника, его коллегиальным исполнительным органом управления или собственником имущества должника -- унитарного предприятия.
В случае непредставления указанными лицами кандидатуры исполняющего обязанности руководителя должника эти обязанности возлагаются судом на одного из его заместителей, а в случае отсутствия заместителей - на любого работника должника.
С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного АПК РФ порядка предъявления требований к должнику. Кроме того, по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном ст. 71 Закона.
Введение наблюдения приводит также к следующим последствиям:
- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства;
- запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
- не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования.
В связи с введением в отношении должника наблюдения Закон устанавливает ряд ограничений на осуществление органами управления своих полномочий. Это связано с необходимостью обеспечить сохранность имущества должника. Так, органы управления должника могут совершать исключительно с письменного согласия временного управляющего сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок, относящихся:
- к приобретению, отчуждению или возможности отчуждения прямо или косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
- к получению и выдаче займов (кредитов), выдаче поручительств и гарантий, уступке прав требования, переводу долга, а также к учреждению доверительного управления имуществом должника.
Органы управления должника не вправе принимать решения о реорганизации и ликвидации должника; создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах; о создании филиалов и представительств и иные решения, согласно п. 3 ст. 64 АПК РФ.
Однако, несмотря на ряд ограничений прав юридического лица, оно продолжает свою финансово-хозяйственную деятельность. Временный управляющий, не вмешиваясь в производственный процесс, на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результата инвентаризации имущества должника, определяет стоимость принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, готовит предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.
В целях принятия решения о введении последующих процедур банкротства, образования комитета кредиторов, определения требований к арбитражным управляющим и выбора реестродержателя временный управляющий обязан провести первое собрание кредиторов. От должно состояться не позднее чем за десять дней до окончания наблюдения.
Для участия в первом собрании кредиторы вправе в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения предъявить свои требования к должнику. Указанные требования направляются также в арбитражный суд и временному управляющему. В отличие от Закона о банкротстве 1998 г. указанные требования включаются в реестр требований кредиторов только на основании соответствующего определения арбитражного суда.
Определив дату проведения первого собрания кредиторов, временный управляющий уведомляет об этом выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц,
имеющих право на участие в указанном собрании.
Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются только конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были внесены в реестр требований кредиторов. В собрании также могут участвовать руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника -- унитарного предприятия и представитель работников должника. Однако правом голоса они не обладают.
Главная цель проведения собрания -- принятие решения о применении процедур банкротства, которое носит для арбитражного суда рекомендательный характер.
В случае, если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур банкротства, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела в пределах установленного ст. 51 Закона семимесячного срока и обязывает кредиторов принять соответствующее решение к установленному судом сроку.
С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.
2.2 Правовые особенности финансового оздоровления
Новый федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» расширил правовой инструментарий реабилитационных процедур.1 Наряду с внешним управлением предусматривается возможность введения процедуры финансового оздоровления.
Оно представляет собой новую реабилитационную процедуру, которая предусматривает возможность для должника, в отношении которого возбуждено дело о несостоятельности, получить отсрочку и рассрочку уплаты долгов на срок до двух лет при условии предоставления гарантий кредиторам. Эти гарантии реализуются путем использования способов обеспечения исполнения обязательств -- института гражданского законодательства, Таким образом, если не удастся восстановить платежеспособность должника в процессе финансового оздоровления, требования кредиторов могут быть удовлетворены за счет предоставленного обеспечения Сарбаш С.В. Финансовое оздоровление. //Закон, август 2003, №8, с.52..
Финансовое оздоровление по общему правилу вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, то есть по их воле. Однако как исключение финансовое оздоровление может быть введено арбитражным судом при отсутствии какого-либо решения кредиторов или даже вопреки решению собрания кредиторов о введении внешнего управления (п. 1 ст. 80 Закона). В этих исключительных случаях (п.п. 2--3 ст. 75) Закона) финансовое оздоровление может вводиться лишь при соблюдении следующих трех условий: наличия ходатайства соответствующего субъекта о введении финансового оздоровления: предоставления графика погашения задолженности, предусматривающего
начало погашения задолженности через месяц и окончание расчетов в течение года; предоставления обеспечения на сумму, превышающую требования кредиторов как минимум на 20 процентов (для введения финансового оздоровления вопреки воле кредиторов -- банковской гарантии на сумму, превышающую требования кредиторов как минимум на 20 процентов).
Совокупность названных выше обстоятельств позволяет усомниться в том, что финансовое оздоровление можно рассматривать как разновидность соглашения кредиторов между собой и должником Попов А.В. Финансовое оздоровление как новая про-цедура банкротства. Законодательство, № 3, с. 35., по крайней мере, в традиционном понимании гражданско-правового договора.
Использование финансового оздоровления предполагается при наличии лиц, заинтересованных в сохранении бизнеса должника и готовых предоставить для этих целей гарантии кредиторам. Это прежде всего учредители (участники) должника, собственник имущества должника -- унитарного предприятия, а также любые иные третьи лица, имеющие законный интерес в сохранении бизнеса должника (например, партнера;
должника, продающие ему свои товары или, наоборот, приобретающие товары, изготавливаемые должником). Именно эти лица Закон наделил правом ходатайствовать как перед собранием кредиторов, так и перед арбитражным судом о введении финансового оздоровления.
Следует заметить, что из содержания п. 1 ст. 76 Закона вытекает возможность и для должника обратиться с ходатайством о введении финансового оздоровления на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника -- унитарного предприятия. Однако последующие ст.ст. 77--78 Закона посвящены ходатайству соответственно учредителей (участников) должника или собственника имущества должника -- унитарного предприятия и третьего лица, тогда как специальной нормы, посвященной
ходатайству самого должника, в Законе нет. Системное толкование Закона, на наш взгляд, позволяет сделать вывод о том, что ходатайство должника должно отвечать требованиям ст. 77.
ГК РФ не предусматривает обязательного заключения соглашения между лицами, предоставляющими обеспечение исполнения обязательств должника в гражданском обороте, не осложненном возбуждением в отношении должника дела о несостоятельности. Обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности каждым из указанных лиц определяется соглашением между ними. Оно может содержать условия о порядке предоставления обеспечения, о его сроках и видах и другие, не противоречащие законодательству условия. Это же соглашение может также содержать оферту по установлению конкретных способов обеспечения (залога (ипотеки), поручительства, других договорных способов обеспечения, не противоречащих законодательству) с тем, чтобы арбитражный управляющий мог учинить акцепт предлагаемого обеспечения. Оферта о заключении обеспечительных договоров и банковская гарантия могут быть оформлены и отдельно от указанного соглашения, причем как до проведения первого собрания кредиторов, так и после этого, а также после введения финансового оздоровления в сроки, установленные ст. 79 Закона. Само соглашение, определяющее обеспечение исполнения обязательств должника, должно быть заключено лицами, предоставляющими обеспечение, до обращения к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления.
Закон устанавливает, что соглашение должно предусматривать солидарную ответственность лиц, его заключивших. Данная норма противоречит ГК РФ и не может применяться в отношении установленных гражданским законодательством способов обеспечения исполнения обязательств, за исключением случаев, когда поручителей несколько. Она также противоречит и п. 4 ст. 79 Закона. Этот вывод основывается на положениях гл. 23 ГК РФ. В соответствии с § 3 гл. 23 ГК РФ требования к залогодателю, не являющемуся должником по основному обязательству, ограничиваются суммой, вырученной от реализации предмета залога. Данное положение подтверждается арбитражной практикой См. п. 7 Обзора практики рассмотрения споров, связан-ных с применением арбитражными судами норм ГК РФ о за-логе. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 ян-варя 1998 г. № 26. Вестник ВАС РФ, 1998 г., № 3, с. 87.. Согласно п. 3 ст. 363 ГК РФ лица, совместно давшие поручительство, отвечают перед кредитором солидарно, если иное не предусмотрено договором. При поручительстве в процедуре финансового оздоровления, в силу императивного характера этой нормы, договоры поручительства двух и более лиц не могут предусматривать иного положения. Однако поручитель не несет солидарной ответственности с другими предоставившими иной вид обеспечения лицами. Объем обязательства поручителя определяет ст. 363 ГК РФ.
В связи с предоставленным Законом третьим лицам правом на обращение с ходатайством о введении финансового оздоровления на практике возникает вопрос о допустимости обращения с таким ходатайством одного или нескольких кредиторов должника. На наш взгляд, правовых препятствий для этого нет.
Исполнение обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности может обеспечиваться залогом (ипотекой), поручительством, банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантиями, а также иными способами обеспечения исполнения обязательств, не противоречащими законодательству. Закон запрещает использование таких способов обеспечения, как удержание, неустойка, задаток, а также любых иных, при которых в качестве объекта выступает имущество или имущественные права, принадлежащие должнику (п. 1 ст. 79 Закона).
В литературе в качестве возможного иного способа обеспечения исполнения обязательств должника указывается страхование ответственности либо обеспечителей по их обязательствам, связанным с финансовым оздоровлением должника Комментарий к Федеральному закону «О несостоятель-ности (банкротстве)»: Постатейный научно-практический. /Под ред. Попопдопуло В.Ф. М., 2003 г., с. 161..
Такая рекомендация может вызвать определенные сомнения. Во-первых, Закон говорит об иных способах, обеспечивающих обязательства должника, а и лиц-обеспечителей. Во-вторых, страхование риска ответственности за нарушение договора допускается лишь в случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 932 ГК РФ). Таким образом, лицо, предоставивши обеспечение, может застраховать свою ответственность при условии, что такая возможность предусмотрена законом.
Законом предусмотрено, что введение новой процедуры банкротства не прекращает обязательств лиц, предоставивших обеспечение (п. 6 ст. 79).
Финансовое оздоровление, как уже говорилось, вводится определением
арбитражного суда. Одновременно должен быть утвержден административный управляющий (ст. 80 Закона).
Введение финансового оздоровления влечет определенные ограничения как в отношении действий кредиторов, так и должника (ст. 81 Закона). Во многом эти последствия сходны с последствиями введения наблюдения и внешнего управления. Однако здесь имеются свои особенности. Кредиторы вправе предъявлять свои требования исключительно в соответствии с порядком, установленным Законом, удовлетворение требований может осуществляться, как правило, только в соответствии с графиком погашения задолженности. Должник, сохраняя возможность продолжать свою деятельность, ограничивается в совершении определенных сделок без согласия административного управляющего либо собрания или комитета кредиторов. Также ограничивается возможность принятия некоторых корпоративных решений, которые могут нанести ущерб интересам кредиторов.
Характерной особенностью финансового оздоровления как реабилитационной процедуры в отличие от лишнего управления выступает сохранение возможного и по управлению делами должника у его органов, однако, с определенными ограничениями (ст. 82 Закона).
Среди них необходимо особо обратить внимание на следующий запрет (п. 3 ст. 82 Закона). Если раздел денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет (здесь двадцати процентов суммы требований, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие возникновение новых обязательств должника, я могут совершаться исключительно с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов). Нарушение этого правила, согласно п. 5 ст. 82 Закона, может служить основанием для признания соответствующих сделок недействительными. Такое регулирование может представлять угрозу для контрагентов должника, которым во многих случаях будет затруднительно с доверенностью установить, превысил ли должник упомянутый двадцатипроцентный барьер. При сравнении последствий нарушения аналогичного запрета для общего управляющего в процедуре внешнего управления обнаруживается, что ст. 104 Закона предусматривает оспоримость таких сделок, тогда как в финансовом оздоровлении оспоримость аналогичных сделок нее очевидна Однако некоторые авторы ее здесь усматривают. См. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)»: Постатейный научно-практический. /Под ред. Попондопуло В.Ф. М., 2003 г., с. 172., и п. 5 ст. 82 Закона может быть истолкован как устанавливающий их ничтожность. То положение по указанным выше причинам представляется нам необоснованным и нарушающим необходимый баланс разнонаправленных интересов соответствующих сторон.
Административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан осуществлять ряд действий, направленных на защиту интересов кредиторов и должника, в связи с чем он обладает определенными полномочиями (ст. 83 Закона). Из числа обязанностей административного управляющего следует обратить внимание на то, что согласно абз. 11 п. 5 упомянутой статьи освобожденный или отстраненный административный управляющий обязан обеспечить в течение трех дней передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей вновь утвержденному административному управляющему. В тех случаях, когда исполнить эту обязанность невозможно (например, в связи со смертью управляющего), передачу осуществляют лица, у которых фактически находятся соответствующие объекты. Следует также учитывать, что, поскольку в процедуре финансового оздоровления административный управляющий не заменяет руководителя должника (п. 1 ст. 82), бухгалтерская и иная документация, печати, штампы, материальные и иные ценности, как правило, находятся в ведении соответствующих органов управления должника или гражданина-должника. Поэтому в таких случаях административный управляющий может лишь содействовать передаче этих объектов, но не выступает субъектом этой обязанности.
При наличии плана финансового оздоровления должник обязан проводить предусмотренные в нем мероприятия с целью получения средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов (п. 1 ст. 84 Закона).
Закон предусматривает досрочное окончание и досрочное прекращение финансового оздоровления (ст.ст. 86-87 Закона). Первое имеет место при погашении требований всех кредиторов до окончания срока финансового оздоровления и влечет прекращение производства по делу.
Досрочное прекращение финансового оздоровления производится в связи с возникновением угрозы нарушения прав кредиторов или в случае нарушения их прав. Основания досрочного прекращения финансового оздоровления: непредоставление соответствующими лицами обеспечения в установленный законом срок или неоднократное либо существенное нарушение сроков, установленных графиком погашения задолженности.
В случае неисполнения обязательств должником в соответствии с графиком погашения задолженности его обязательства могут быть исполнены лицами, предоставившими обеспечение; тем самым нарушение должника устраняется и позволяет продолжить процедуру финансового оздоровления (ст. 89 Закона).
Неисполнение обязательств должника по окончании (прекращении) финансового оздоровления влечет реализацию обязательств лиц, предоставивших обеспечение. Гарант обязан уплатить сумму, предусмотренную банковской гарантией, поручитель -- сумму, определенную поручительством; за счет реализации предмета залога формируется сумма для погашения требований кредиторов, включенных в график погашения задолженности. В случае отказа лиц, предоставивших обеспечение, от исполнения своих обязанностей, требования к ним предъявляются в арбитражный суд, рассматривающий дело о несостоятельности должника (п. 5 ст.. 89 Закона). За счет средств, полученных от лиц, предоставлявших обеспечение, производятся расчеты с кредиторами.
В случае удовлетворения всех требований кредиторов производство по делу о несостоятельности должника подлежит прекращению. В случае удовлетворения всех денежных притязаний кредиторов требования к должнику лиц, предоставлявших обеспечение, предъявляются в общем порядке и в объеме, предусмотренном гражданским законодательством (п. 1 ст. 90 Закона), после прекращения производства по делу о банкротстве. В литературе указывается, что требования лиц-обеспечителей, исполнивших обязательства вместо должника, будут являться разновидностью регрессных (обратных) требований1.
В заключение краткого обзора некоторых вопросов новой процедуры следует заметить, что ее позитивное воздействие на экономику существенно умаляете крайне низкой юридической техникой как в целом нового Закона о банкротстве, так и соответствующие норм о финансовом оздоровлении. Значительное число пробелов, внутренних противоречий, неопределенность правового режима, коллизии с другим, прежде всего гражданским и налоговым, законодательством без сомнения будут препятствовать эффективному применению данной процедуры.
2.3 Правовые особенности внешнего управления
Внешнее управление -- восстановительная процедура, меняемая к должнику в рамках конкурсного процесса сведение мероприятий внешнего управления регламентируется нормами гл. VI Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (далее --Закон 2002 г. или Закон); известно оно было и ранее действовавшим законам -- «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г. (далее -- Закон 1992г.) и от 8 января 1998 г. (далее -- Закон 1998 г.).
Внешнее управление -- важнейшая процедура, нацеленная на восстановление платежеспособности сотрудника. Достигается это рядом активных действий внешнего управляющего -- перепрофилированием производствa и его структурной перестройкой, взысканием кредиторской задолженности, продажей части имущества лютая бизнес) должника, изменением уставного капитала юридического лица -- должника (путем осуществления дополнительной эмиссии, замещения активов), прогнием других мероприятий. Поскольку все они нацелены на вывод предприятия из кризиса, то для их уса необходимо создать особые условия для функционирования должника. Это возможно, если установить мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
Можно сказать, что мораторий на удовлетворение требований кредиторов -- это одна из основных особенностей деятельности должника в течение внешнего управления, поскольку он продолжает функционировать. Безусловно, мораторий можно рассматривать как значительную льготу, применяемую в целях восстановления платежеспособности должника. В.Ф. Попондопуло, в части, совершенно справедливо отмечает, что правила оратории создают необходимые условия для реализацией внешнего управленияПопондопуло В.Ф. Закон «О несостоятельности (банкротстве) общая характеристика, комментарии. Комментария к Закону «О несостоятельности (банкротстве)». СПб, Петрополис ). 1998 г., с, 44..
Мораторий, о котором идет речь, это -- отсрочка исполнения определенных обязательств. Таким образом, в течение внешнего управления Должник получает законную возможность осуществлять предпринимательскую деятельность, не исполняя определенные обязательства. На этом основании ученые делают вывод об установлении законом ограничений гражданских прав кредиторов по денежным обязательствам Ращевский Е. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Хозяйство и право, 2001 г., № 11; Юхнин А.В. В кн.; ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Постатей-ный комментарий./Под ред. Витрянского В.В. М., «Статут», 1998 г., с. 178..
Кредиторы должника в течение всего срока внешнего управления -- до двух лет -- оказываются, таким образом, в крайне невыгодном положении, вследствие чего очень важно определить, какие именно требования подпадают под действие моратория. Рассмотрим соответствующие положения в сравнении норм Закона 1998 г. (который применяется ко всем делам о банкротстве, внешнее управление в которых было введено до 3 декабря 2002 г.) и Закона 2002 г.
В силу п. 1 ст. 70 Закона 1998 г. (и п. 1 ст. 95 Закона 2002 г.) мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. То есть под мораторий не подпадают требования, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления -- независимо от даты возникновения обязательства (заключения договора). Цель установления такого правила состоит в том, чтобы исключить применение моратория к текущим требованиям кредиторов, то есть тех, с кем договоры заключались уже в течение конкурсного процесса (после возбуждения производства по делу о несостоятельности). Эти требования должны удовлетворяться по мере наступления срока их исполнения (без соблюдения очередности и пропорциональности) и не должны вноситься в реестр. Такие кредиторы не могут голосовать на собраниях кредиторов и имеют право настаивать на своевременном исполнении своих требований -- в том числе, заявить о неисполнении внешним управляющим своих обязанностей либо о недостижимости целей внешнего управления (поскольку у должника не хватает средств даже на удовлетворение текущих требований); предъявить соответствующий иск в суд и требовать обращения взыскания на имущество должника.
Исключение из моратория текущих требований кредиторов как защита их интересов, безусловно, целесообразна -- иначе контрагенты едва ли стали бы заключать договоры с таким должником. Сомнения вызывает необходимость отнесения к этой же группе (с таким же режимом) кредиторов, заключивших с должником договоры до возбуждения конкурсного процесса, но срок исполнения которых должником приходится на период внешнего управления. Логичнее было бы распространить мораторий на такие требования; это можно сделать, изменив в п. 1 ст. 95 Закона 2002 г. следующим образом: «Мораторий на удовлетворение требований распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до принятия заявления о банкротстве должника».
Существующая норма п. 1 ст. 95 Закона 2002 г. (вслед за п. 1 ст. 70 Закона 1998 г.) совершенно безосновательно ставит в неравное положение кредиторов, заключивших одновременно (до возбуждения конкурсного процесса) договоры с должником, если срок исполнения одного из них приходится на период внешнего управления -- такой кредитор получит льготный режим в виде исключения из-под моратория. Отметим, что такой режим был установлен Законом 1998 г.; Закон 1992 г. не регламентировал данный вопрос, а судебная практика пошла по пути применения моратория к обязательствам, возникшим до введения внешнего управления. Об этом говорилось в п. 16 Обзора практики применения законодательства о несостоятельности (банкротстве) от 25 апреля 1995 г. № С1-7/ОП-237.
Мораторий не распространяется на требования, определенные в ст. 95 Закона:
1) требования кредиторов первой и второй очередей -- как подтвержденные вступившим в силу решением суда и исполнительными документами, так и не имеющие такого подтверждения (представляется необходимым к этой группе отнести требования субъектов, имеющих право требовать от юридического лица -- должника перечисления денежных средств, удержанных из заработной платы работников, в частности, алиментов, страховых взносов, профсоюзных взносов и т.д. -- поскольку Закон однозначно на этот вопрос (не отвечает, представляется необходимым внести в него соответствующие изменения). Обращает на себя внимание недостаток юридической техники Закона, который проявился в том, что нормы ч. 2 П. 2 и п. 5 ст. 94 частично дублируют и перекрывают друг друга, вследствие чего для правильного понимания ситуации их не, обходимо рассматривать в совокупности;
2) виндикационные требования, подтвержденные вступившим в законную силу до введения внешнего управления решением суда (соответственно, если решение суда вступило в законную силу после введении внешнего управления, на него распространяется мораторий, что представляется необоснованным);
3) требования по денежным обязательствам и обязательным платежам, возникшие после принятия судей заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления.
В связи с этим заслуживает внимания позиция, в соответствии с которой мораторий на текущие требования не распространяется Городов О.А. В кн. Попондопуло В.Ф. Комментарии к За-кону «О несостоятельности (банкротстве)», цит. с. 202..
Исключения из принципа моратория означают, что требования указанных категорий субъектов удовлетворяются по мере их поступления -- то есть для них устанавливается режим, идентичный режиму текущих требований. При этом возможно обращение кредиторов в суд в порядке искового производства, т.е. во внеконкурсном порядке. Такие иски подлежат рассмотрению в течение внешнего управления. Позиция ВАС РФ состоит в том, что удовлетворение таких требований должно осуществляться с соблюдением очередности, установленной ст. 855 ГК РФ Постановление Президиума ВАС РФ от 18 июня 2002 г. в 404/01. Вестник ВАС РФ, 2002 г., № 10,
Бюллетень Верховного Суда РФ, 1999 г., № 7..
Кроме того, Президиум ВАС РФ обратил внимание на еще одно важное исключение (оно актуально и сейчас, поскольку правовая регламентация вопроса не изменялась) из принципа моратория: п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 6 августа 1999 г. № 43 «Вопросы применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в
арбитражной практике» разъясняет: «В соответствии со ст. 24 части первой Налогового кодекса РФ при перечислении в бюджет сумм подоходного налога, удержанных с заработной платы работников, должник выступает в качестве налогового агента. Поэтому мораторий на
удовлетворение требований кредиторов на случаи перечисления в бюджет сумм подоходного налога не распространяется».
Практика применения Закона 1998 г. выработала положение о необходимости индексации заработной платы при ее задержке из-за процедур банкротства, о чем сказано в постановлении Президиума ВАС РФ "Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за V квартал 1998 г. (по гражданским делам)» Бюллетень Верховного Суда РФ, 1999, № 7..
Заметим, что Закон 2002 г. (в отличие от Закона 1998 г.) не упоминает в числе исключений из принципа моратория требований по уплате алиментов, что вызывает несогласие ученых. Между тем очевидно, что субъектом таких требований могут быть только физические лица, в отношении которых внешнее управление не проводится; следовательно, говорить об этом необходимо только применительно к главам крестьянских фермерских) хозяйств, что является частным случаем, о котором нет необходимости упоминать при установлении общих правил.
Важное значение имеют ответы на следующие вопросы: каково положение кредиторов, вынужденных ждать окончания моратория для удовлетворения своих требований? Какие требования (в каком объеме) могут быть предъявлены должнику по окончании внешнего управления?
В зависимости от ответов можно выделить три концепции моратория.
1. Продолжниковая концепция
В соответствии с ней в течение внешнего управления вместе с приостановлением исполнения требований прекращается начисление санкций, установленных законом или договором за неисполнение обязательства. Следовательно, по окончании моратория кредиторы могут рассчитывать только на получение суммы основного долга и санкций, зафиксированных на момент введения внешнего управления. Безусловно, такое положение крайне невыгодно кредиторам (в результате они могут не пожелать вводить восстановительные процедуры даже при возможности восстановления платежеспособности должника).
2. Прокредиторская концепция
В этом случае, несмотря на то, что исполнение требований приостанавливается, все проценты и санкции продолжают начисляться. Следовательно, по окончании моратория кредитор может требовать уплаты основного долга и санкций за весь срок внешнего управления. Санкции (за период до двух лет) могут представлять собой значительную сумму, предъявление такого требования способно отрицательно сказаться на судьбе должника, восстановившего свою платежеспособность в период внешнего управления. Очевидно, такая ситуация должнику крайне невыгодна. Но именно такая концепция моратория существовала до 1 марта 1998 г. Судебная же практика пошла по пути их начисления (п. 16 упоминавшегося выше Обзора от 25 апреля 1995 г. № С-1/ОП-237 устанавливал следующее: «Кредиторы, у которых право требования долга вытекает из обязательств, возникших до введения моратория, имеют право в период проведения внешнего управления начислять предусмотренные договорами проценты за пользование кредитом, а также санкции по обязательствам должника. Однако предъявление должнику указанных требований возможно только после окончания моратория, т.е. после прекращения внешнего управления имуществом должника. Это правило применяется и в отношении обязательств должника перед бюджетом»),
3. Нейтральная концепция
Принята как Законом 1998 г., так и ныне действующим Законом 2002 г. В соответствии с ней с момента введения внешнего управления исполнение требований приостанавливается, а начисление санкций, предусмотренных законом или договором, прекращается (причем прекращается навсегда -- мы не можем сказать, что санкции подпадают под мораторий, что совершенно справедливо отмечается учеными) Семина Н.А. Банкротство. Вопросы правоспособности должника -- юридического лица. М., «Экзамен», 2003 г., с. 73-74.. При этом на сумму основного долга начинается начисление процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ. Следовательно, по окончании моратория кредиторы могут претендовать на удовлетворение требования в части основного долга и процентов по ставке рефинансирования Банка России.
Безусловно, указанные проценты подлежат начислению по окончании внешнего управления (за весь его период), и только на сумму основного долга. Это уточнение необходимо в силу того, что в практике применения Закона 1998 г. получили распространение ситуации, когда внешний управляющий по требованию подмораторных кредиторов начислял указанные проценты и вносил общую сумму в реестр, что увеличивало количество голосов у данного кредитора. Закон 2002 г. прямо установил, что при определении количества голосов на собрании проценты не учитываются. Соответственно являются незаконными любые подобные действия.
Следует отметить, что некоторые ученые из установленных правил моратория делают вывод о прокредиторском характере Закона Слабиков Г.В. Факторы и правовое регулирование несосто-ятельности предприятий. Комментарии к закону «0 несостоя-тельности (банкротстве)». СПб, «Петрополис», 1998 г., с. 12..
Принятый в настоящее время порядок начисления процентов в определенной степени соответствует интересам как должника, так и кредиторов. Интересно, что в силу ч. 5 п. 2 ст. 95 Закона соглашение внешнего управляющего и конкурсного кредитора (ни в коем случае такие решения не могут приниматься собранием кредиторов) может предусмотреть меньший (по сравнению со ставкой рефинансирования) процент (Закон не отвечает на вопрос о том, может ли этот процент стать равным нулю) либо более короткий, чем срок внешнего управления, период его выплаты. По сути, это льгота, которая подтверждает вывод о продолжительной направленности нового Закона.
Мораторий на удовлетворение требований кредиторов завершается с окончанием внешнего управления. Закон конкретизирует момент окончания начисления процентов по ставке рефинансирования -- в силу ч. 6 п. 2 ст. 95 Закона эти проценты начисляются до даты вынесения арбитражным судом определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди, либо до самого удовлетворения требования в ходе внешнего удовлетворения, либо до момента признания должника бантом, Следует отметить, что в силу норм ст. 122 Закона, вынося определение о начале расчетов с кредиторами определенной очереди, суд устанавливает срок их назначения, который не может быть более двух месяцев.
Если в течение этого срока расчеты не окончены, то на невыплаченную сумму начинают начисляться проценты по ставке рефинансирования (в порядке, определенном п. 2 ст. 95 Закона). Проценты начисляются с момента вынесения определения о начале расчетов и до момента удовлетворения требования. Порядок (очередность) выплаты этих процентов Закон не определяет -- с одной стороны, они очевидно являются санкцией, с другой -- возникают в рамках конкурсного процесса, то есть могут рассматриваться в качестве текущего требования.
2.4 Правовые особенности конкурсного производства
Одна из задач современного института банкротства -- оздоровление экономики государства путем ликвидации безнадежно неплатежеспособных предприятий-должников. Реализовать эту задачу позволяет процедура конкурсного производства.
Данная процедура имеет целью за счет реализации имущества должника распределить полученные средства в определенной Законом о банкротстве очередности. Одновременно конкурсное производство охраняет имущественные интересы участников процесса банкротства от неправомерных действий в отношении друг друга. Кроме того, должник, погасив свои обязательства за счет имеющегося имущества и освободившись от долгов, может начать новое дело. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее -- Закон о банкротстве 2002 г., новый Закон) в ст. 2 дает легальное определение рассматриваемой процедуры.
Итак, конкурсное производство представляет собой процедуру, которая применяется к должнику, уже признанному банкротом, и направлена на соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Для открытия конкурсного производства необходимо признание должника банкротом по решению арбитражного суда. Согласно ст. 53 нового Закона такое решение принимается при установлении в ходе рассмотрения дела о признании должника банкротом признаков банкротства, предусмотренных ст.ст. 3, 214, п. 1 ст. 217, п. 1 ст. 224, ст. 227 Закона.
Конкурсное производство по Закону о банкротстве 2002 г. в целом не претерпело кардинальных изменений: алгоритм действий остался прежним (признание должника банкротом и открытие конкурсного производства, назначение конкурсного управляющего, формирование конкурсной массы, установление и внесение в реестр требований кредиторов, реализация имущества с торгов и удовлетворение требований кредиторов, утверждение отчета конкурсного управляющего, вынесение арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства).