Рефераты

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) по законодательству РФ

p align="left">-- неисполнение обязанности по погашению задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди;

-- нарушение порядка заключения мирового соглашения;

-- несоблюдение формы мирового соглашения;

-- нарушение прав третьих лиц;

-- противоречие условий мирового соглашения федеральным законам и иным нормативным правовым актам;

-- наличие иных предусмотренных гражданским законодательством оснований ничтожности сделок.

Следует обратить внимание на то, что поводом к отказу могут оказаться признаки ничтожности сделки. Если же имеются основания считать мировое соглашение оспоримым, суд не вправе отказать в его утверждении. Данная норма вытекает из общего положения п. 2 ст. 166 ГК, согласно которому требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в Законе.

Помимо оснований к отказу, перечисленных в ст. 160 Закона, один из частных случаев нарушения порядка заключения соглашения назван в п. 5 ст. 158.

В нем речь идет о превышении полномочий представителем кредитора при голосовании за заключение мирового соглашения, если будет доказано, что он знал или не мог знать о таких ограничениях. Вместе с тем арбитражный суд вправе утвердить мировое соглашение даже в таком случае, если голосование этого представителя не повлияло на решение о заключении мирового соглашения. Такая возможность объясняется тем, что мировое соглашение распространяется на всех конкурсных кредиторов независимо от того, был ли кредитор согласен.

Если арбитражный суд выносит определение об отказе в утверждении мирового соглашения, оно считается незаключенным (ст. 161 Закона). Это определение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные АПК. Отказ может быть обжалован лицами, участвовавшими в заключении мирового соглашения. Поскольку не исключено влияние мирового соглашения на права и обязанности третьих лиц, его вправе обжаловать не только участники, но и иные лица, чьи права нарушены или могут быть нарушены данным соглашением (п. 1 ст. 162 Закона).

Действующий Закон о несостоятельности, в отличие от Закона 1998 г., не содержит норм о признании мирового соглашения недействительным. Наличие оснований недействительности дает право только обжаловать определение суда. Если жалоба будет удовлетворена, производство по делу возобновляется и в отношении должника, по общему правилу вводится прежняя процедура, в ходе которой было заключено мировое соглашение (п. 1 ст. 163 Закона). Следует отметить, что Закон 1998 г. устанавливал последствия, аналогичные тем, которые по действующему законодательству должны наступать при отмене определения об утверждении мирового соглашения.

Действующий Закон впервые предусмотрел основания для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам определения арбитражного суда об утверждении мирового соглашения (п. 2 ст. 162 Закона). Например, если на момент утверждения соглашения заявитель не знал о существовавших препятствиях к его утверждению.

В случае неисполнения должником мирового соглашения участники имеют право потребовать его расторжения (п. 2 ст. 164 Закона) либо предъявить иные требования в соответствии с процессуальным законодательством. Согласно п. 2 ст. 142 АПК при неисполнении мирового соглашения кредиторы могут настаивать на его принудительном исполнении по правилам раздела VII АПК.

Если при исполнении мирового соглашения допущены существенные нарушения, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы также могут потребовать его расторжения. Под существенным следует понимать нарушение договора одной из сторон, влекущее для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (п. 2 ст. 450 ГК). При этом необязательно, чтобы нарушения были допущены в отношении всех кредиторов. Вместе с тем согласно п. 2 ст. 164 Закона мировое соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом в отношении всех кредиторов по заявлению конкурсного кредитора или конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, обладавших на дату утверждения мирового соглашения не менее чем 1/4 требований к должнику.

Регулирование вопросов, связанных с расторжением мирового соглашения, нельзя назвать исчерпывающим. Формулировки действующего Закона о несостоятельности, как и предыдущего, хотя и были несколько скорректированы, допускают разночтения.

Так, исходя из положений п. 1 ст. 164 Закона не допускается расторжение мирового соглашения на основании договора между отдельными кредиторами и должником. Буквальное толкование данной нормы позволяет сделать вывод, что расторжение мирового соглашения между всеми кредиторами и должником при наличии соответствующего соглашения не возбраняется. Однако существует мнение, идущее еще от аналогичной нормы Закона 1998 г., что не должно допускаться расторжение мирового соглашения и между всеми кредиторами и должником Телюкина М.В. Конкурсное право. М., 2002 г., с. 370.. Представляется, что такое расширительное толкование вряд ли обоснованно. Расторжение мирового соглашения с отдельными кредиторами может привести к ущемлению интересов других участников.

Если же желают расторжения все, нет никакого резона им в этом препятствовать.

Что касается расторжения мирового соглашения в отношении отдельного кредитора, то действующий Закон не содержит нормы, аналогичной п. 2 ст. 129 Закона 1998 г. Следовательно, теперь такое возможно только в отношении всех кредиторов.

Законом, как указывалось выше, предусматриваются два основания для расторжения мирового соглашения: существенное нарушение его условий или неисполнение. Вместе с тем, как и в отношении любого другого договора, при исполнении мирового соглашения могут возникнуть сложности в связи с существенным изменением тех обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. В таких случаях ст. 451 ГК предусматривает право заинтересованной стороны требовать в судебном порядке изменения или расторжения договора. Представляется, что существенное изменение обстоятельств должно признаваться в качестве основания для заявления в судебном порядке требования о расторжении соглашения.

Мировое соглашение может быть расторгнуто в одностороннем порядке только по решению суда; односторонний отказ от исполнения вступившего в силу соглашения не допускается. Данное правило императивно и не может быть изменено соглашением сторон.

Основным последствием расторжения мирового соглашения судом в отношении всех кредиторов как санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение мирового соглашения в соответствии со ст. 166 Закона является возобновление производства по делу о банкротстве, за исключением случаев, если в отношении должника введены процедуры банкротства по новому делу о несостоятельности.

В случае расторжения мирового соглашения при наличии нового дела о банкротстве конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были урегулированы мировым соглашением, вправе заявить свои требования к должнику в новом деле о банкротстве. Требования, удовлетворенные в ходе исполнения мирового соглашения, не учитываются.

Расторжение мирового соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по общему правилу не влечет обязанность конкурсных кредиторов и уполномоченных органов возвратить должнику все полученное ими в ходе исполнения мирового соглашения. Такая обязанность возникает лишь в случаях, когда конкурсные кредиторы и уполномоченные органы знали или должны были знать о том, что удовлетворение их требований произведено с нарушением прав и законных интересов иных конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Не подлежат возвращению также суммы, выплаченные кредиторам первой и второй очереди.

В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» порядок и последствия пересмотра определений об утверждении мировых соглашений, а также основания и последствия расторжения мировых соглашений устанавливаются Законом независимо от того, что соответствующие мировые соглашения утверждались в условиях действия Федерального закона 1998 г.

В п. 4 ст. 156 Закона содержится положение о праве конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа, голосовавших за мировое соглашение, а также учредителей (участников) должника, собственника имущества должника -- унитарного предприятия исполнить в полном объеме и в денежной форме обязательства должника или предоставить должнику денежные средства, необходимые для удовлетворения требований уполномоченных органов, голосовавших против заключения соглашения или не принимавших участия в голосовании, в том числе для уплаты процентов, а также сумм неустоек (штрафов, пеней). В этом случае конкурсный кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника, а должник обязан погасить требования уполномоченных органов за счет предоставления ему денежных средств. К лицу, исполнившему обязательства должника, переходят права конкурсного кредитора.

Возможность исполнения гражданско-правовых обязательств должника третьим лицом и обязанность должника принять такое исполнение вытекают из ст. 313 ГК. Поскольку обязательства перед конкурсными кредиторами при банкротстве носят денежный характер, они могут в принципе быть исполнены третьим лицом. Определенные особенности имеет уплата обязательных платежей. Поскольку они должны производиться должником, правило предписывает ему использовать предоставленные средства только на соответствующие цели. Особенность и в том, что указанные средства считаются предоставленными на условиях договора беспроцентного займа, срок возврата которого определен моментом востребования.

Заключение

Исторические памятники русского права, посвященные банкротству, содержали немало достижений, которые могли быть адаптированы и к современной ситуации. С учетом зрения института банкротства для современной российской экономики и перспектив ее развития каждому хозяйствующему субъекту, государственному или муниципальному служащему, да и всем гражданам полезно и необходимо знать историю, теорию и практику банкротства.

Проанализировав систему источников, а также отраслевую принадлежность института несостоятельности, можно сделать следующий вывод:

- законодательство о несостоятельности носит материальный и процессуальный характер, входя в систему и частного, и публичного права;

- большей частью нормы о несостоятельности находятся в гражданском материальном и арбитражном процессуальном праве;

- основным источником, регулирующим отношения несостоятельности является ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также специальные федеральные законы, регулирующие производство дел о несостоятельности в отдельных сферах деятельности.

Таким образом, анализ источников права показывает, что законодательство о несостоятельности объединяет в себе нормы самой различной отраслевой принадлежности - гражданского, административного, процессуального и иного законодательства

Новый Федеральный закон олицетворяет третий этап развития правового регулирования отношений, связанный с банкротством организаций и граждан. Он может быть охарактеризован как продолжение и развитие реформы законодательства о несостоятельности, начатой в 1998 году. Ему присущи детализация и конкретизация основных положений указанного законодательства о одновременным концептуальным изменении в правовом регулировании отдельных институтов несостоятельности. Значительной детализации подвергнуты известные процедуры несостоятельности: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. К числу концептуальных изменений правового регулирования несостоятельности могут быть отнесены следующие законоположения: об основаниях возбуждения дел о банкротстве; о требованиях, предъявляемых к арбитражным управляющим, порядке их назначения и контроле за их деятельностью; о новой реабилитационной процедуре финансового оздоровления; об очередности удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве; об особенностях несостоятельности (банкротстве) стратегических организаций и субъектов естественных монополий.

По мнению ведущих ученых-юристов понятия «несостоятельность» и «банкротство» определяются по-разному. На мой взгляд, мнение Батариной А.А. является наиболее правильным, то есть понятия «несостоятельность» и «банкротство не являются тождественными. Банкротство предприятия является частным случаем его неплатежеспособности (несостоятельности) и, следовательно эта разница будучи законодательно закрепленной должна повлечь различные правовые последствия для несостоятельных и банкротов, разное отношение к ним.

По моему мнению, а именно в ст.2 следовало бы дать определение двух различных понятий - «несостоятельность» и «банкротство».

Статью 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) изложить в следующей редакции:

«Несостоятельность - это признанная арбитражным судом неспособность своевременно и в полном объеме погасить перед кредиторами, имеющуюся задолженность»;

а также дополнить вышеуказанный пункт:

«Банкротство - это признанная арбитражным судом абсолютная неплатежеспособность должника, состояние при котором деятельность предприятия нецелесообразна и предприятие подлежит ликвидации» - далее статья излагается по тексту.

Также в данной работе мы рассмотрели и подчеркнули социальный аспект необходимости введения института банкротства граждан. Ведь освобождение от обязательств не только справедливо и человечно по отношению к самому должнику, но и представляет государственный интерес: не оставлять навсегда должника в рабской зависимости из-за его долгов, а восстанавливать его активность в социальной и экономической жизни.

Проанализировав мнения ученых и принимая во внимание особенности современного периода развития законодательства, мы выявили аргументы в пользу исключения указания минимальной суммы задолженности из условий принятия заявления и оснований для возбуждения производства по делу о банкротстве должника-гражданина

На мой взгляд, минимальный размер задолженности, необходимый для возбуждения дела о банкротстве гражданина, не являющего индивидуальным предпринимателем, должен быть исключен как условие принятия заявления о признании должника-гражданина банкротом (ст. 33 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») и возбуждения дела о банкротстве (ст. 6. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Следовательно, п.2. статьи 6. «Рассмотрение дел о банкротстве» ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» изложить в следующей редакции: «Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 настоящего Федерального закона.

П.2 статьи 33. «Подведомственность и подсудность дел о банкротстве» изложить в следующей редакции: «Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем сто тысяч рублей, указанное требование не исполнено в течение трех месяцев с даты, когда оно должно было быть исполнено, к должнику-гражданину при наличии признаков банкротства, установленных п.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом».

Механизмы финансового оздоровления и банкротства неплатежных организаций имеют особое значение в экономических преобразованиях в России. Результаты проводимых процедур существенно влияют на эффективность реформирования и перенастройки на цивилизованные рыночные условия работы предприятий реального сектора экономики.

Столь частая смена одного законодательного акта другим, а также небольшой срок действия последнего закона обусловили необходимость исследования многих вопросов, связанных с особенностью осуществления защиты прав и законных интересов граждан и организаций в производстве по делам о банкротстве и по ряду других вопросов. Важность института банкротства заключается также в том, что теоретический анализ неразрывно связан и переплетен с прикладными вопросами. Именно потому, что проблема имеет существенное теоретико-прикладное значение, а количество научных исследований по банкротству явно недостаточно, так важно установить и предложить варианты решения имеющихся проблем в этой сфере.

Таким образом, в силу специфики банкротства для достижения цели данной работы, а именно для определения места института несостоятельности в системе законодательства РФ мы выявили и раскрыли ряд «пограничных» правовых проблем, предложили варианты решения имеющихся проблем путем совершенствования действующего законодательства.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1.Конституция РФ. 12.12. 1993.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января 2003 г.);

3.Арбитражный процессуальный кодекс РФ от24.07.2002г. № 95-ФЗ;

4.Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002г. № 138-ФЗ;

5.Федеральный закон от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

7.Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.);

8.Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса";

9.Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп. от 24 декабря 2002 г., 10 января 2003 г.);

10.Федеральный конституционный закон от 15 декабря 2001 г. N 5-ФКЗ "О внесении дополнения и изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации";

11.Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации";

12. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (п. 1 ст. 49).

13.Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп. от 21 марта, 25 апреля 2002 г.) (утратил силу);

14. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 г. также устанавливал, что обязательства должника, обеспеченные залогом, удовлетворяются из имущества должника вне конкурса.

15.Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-I "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (утратил силу);

16.Постановление Правительства РФ от 17 февраля 1998 г. N 202 "О государственном органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению";

Научная литература

1. Бай Н.И., Мелихов Н.В. О проблемах, возникающих при определении арбитражными судами признаков банкротства / Вестник ВАС РФ 2002 № 10;

2.Баренбойм П.Д. Правовые основы банкротства. М.: 1994;

3.Баренбойм П.Д. Правовые основы банкротства. М., 1995. С.33;

4.Белых В.С, Концепция банкротства: законодательная модель и реальность / Российский юридический журнал, 1995. № 3;

5.Батарина А.А. Проблемы совершенствования законодательства о банкротстве / Управление собственностью. 2001. № 1 с.55-60;

6.Белых В.С., Дубинчич А.А., Скуратовский М.Л., Правовые основы несостоятельности (банкротства). Н Норма, 2000, с.22;

7.Белых В.С. Правовые основы банкротства юридических лиц. Екатеринбург. 1996. С44;

8. Бессонова З.Г. Новеллы Закона о банкротстве и проблемы их применения. Арбитражная практика, 2003 г., № 1 (январь).

9.Васильев Е.А. Гражданское и торговое право капиталистических государств. М.: Международные отношения, 1993, с.441;

10.Вершинин А.П. Выбор способа защиты гражданских прав. СПб.2000. С.331;

11.Васильев Е.А. Правовое регулирование конкурсного производства в капиталистических странах-М.: 1989;

12.Витрянский В. Новое в правовом регулировании несостоятельности (банкротства) / Хозяйство и право. 2003. № 1;

13.Витрянский В. Пути совершенствования законодательства о банкротстве / Вестник ВАС РФ. 2001. № 3;

14. Витрянский В.В. Реформа не состоялась?.. «Экономика и жизнь», 2002 г., № 28. с. 2, 3.

15. Витрянский В.В. Пути совершенствования законодательства о банкротстве. Вестник ВАС РФ, 2001 г., спец. прилож. к № 3

16. Витрянский В.В. Новое законодательство о несостоятельности (банкротстве) / Хозяйство и право. 1998. № 3.

17. Витрянский В.В. Новое в правовом регулировании несостоятельности (банкротства). Хозяйство и право, 2003 г., № 1.

18. Витрянский В.В. Новое в правовом регулировании несостоятельности (банкротства). Хозяйство и право, 2003 г., № 1, с. 14

19. Гришаев С.П., Аленичева Т.Д. Банкротство: Законодательство и практика применения в России и за рубежом - М.: Научно-информационная фирма «ЮКИС», 1993.

20.Диденко В. О понятиях «несостоятельность» и «банкротство» / Адвокат. 2002. № 6.

21.Дубинчич А. Мировое соглашение в деле о банкротстве: проблемы теории и практики / Хозяйство и право. 2000. № 7.

22. Енькова Е.Е., Конкурсное производство как процедура банкротства /Закон, август 2003, №8.

23.Жилинский С.Э. Предпринимательское право. М.: Норма. 2002.

24.Залесский В.В. Основные институты гражданского права зарубежных стран. М.: Норма 2000;

25.Калинина Е.В. Особенности законодательного регулирования и усовершенствования процедуры несостоятельности (банкротства) юридического лица / Юрист. 2002. № 5;

26.Карпович О.Г. Особенности законодательного развития и усовершенствования процедуры несостоятельности(банкротства) юридического лица / Юрист. 2002. №5;

27.Киперман Г. Новый закон о банкротстве / Финансовая газета. Региональный выпуск. 2002 ноябрь № 47;

28.Клейнман А.Ф. О несостоятельности частных лиц по советскому процессуальному праву. Иркутск. 1929;

29.Колб Б. Административная ответственность за банкротство / Законность. 2002. № 12;

30.Кузнецов Н. Мировое соглашение в производстве по делам о несостоятельности / Право и экономика . 2002. № 11;

31. Литовцева Ю.В. Очередность и порядок удовлетворения требований кредиторов. Арбитражная практика, 2003 г., № 3 (март), с. 5.

32.Поляков Б.М. Совершенствование правового регулирования отношений о несостоятельности (банкротстве) в Украине. Донецк, 2001 с.68;

33.Попондопуло В.Ф. Конкурсное право. М. Юристъ. 2001.

34.Попондопуло В.Ф., Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)»: Постатейный научно-практический М., 2003 г., с. 172.

35. Попондопуло В.Ф. Закон «О несостоятельности (банкротстве) общая характеристика, комментарии. Комментария к Закону «О несостоятельности (банкротстве)». СПб, Петрополис ). 1998.

36.Ращеёский Е. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Хозяйство и право, 2001 г., № 11.

37.Ржондковский Н. Фактическая несостоятельность / Юридический вестник, 1886. № 10.

38. Рутман A.M., Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). /Закон ,Отв. ред. Садиков О.Н. М., 1997 г №8

39. Сарбаш С.В., Финансовое оздоровление /Закон, август 2003, №8.

40. Свит Ю.П., Мировое соглашение при банкротстве /Закон, август 2003, №8.

41.Семина Н.А. Банкротство. Вопросы правоспособности должника -- юридического лица. М., «Экзамен», 2003.

42. Слабиков Г.В. Факторы и правовое регулирование несостоятельности предприятий. Комментарии к закону «0 несостоятельности (банкротстве) ». СПб, «Петрополис», 1998.

43. Суслова Т.М. Банкротство «потребителя»: законодательство, критерии, признаки / Юрист. 2002. № 11.

44. Тай Ю.В. Преднамеренное банкротство / Юрист. 2002, № 7.

45. Телюкина М.В. Конкурсное права. Сущность и модель отношений в России, СНГ и Балтии / Юридический мир. 2002. № 6.

46. Телюкина М.В. Статус текущих кредиторов конкурсном праве / Юридический мир. 2002. № 11.

47. Телюкина М.В., Мораторий на удовлетворение требований кредиторов при внешнем управлении /Закон, август 2003 №8.

48.Телюкина М.В. Несостоятельность (банкротство) гражданина. / Законодательство. 2001. № 1.

49.Телюкина М.В. Конкурсное право. М., 2002 г., с. 370.

50.Телюкина М.В. Соотношение понятий «несостоятельность» и «банкротство» в дореволюционном и современном праве. / Юрист. 1997. № 12.

51.Телюкина М.В. Признаки несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников. / Юридический мир. 1999. № 2.

52.Телюкина М.В. Несостоятельность (банкротство) профессиональных участников рынка ценных бумаг / Законодательство. 2001. № 11.

53.Трайнин А.Ф. Несостоятельность и банкротство. С-Пб, 1913.

54.Тур Н.А. Конкурсный устав германской империи и русские законы о конкурсе Н.А.Тура. М., Ч.4.С.143

55.Федоров С.И. Дела о несостоятельности (банкротстве): место в системе арбитражного судопроизводства, их цели и задачи / Система гражданской юрисдикции в канун XXI века: современное состояние и перспективы развития. Екатеринбург. 2000.

56.Файншмидт Е. Банкротство физических лиц (на примере Канады) / Деловой Экспресс, 2000. № 26.

57.Федоров С.И. Некоторые особенности рассмотрения арбитражными судами дело о несостоятельности (банкротстве) / Автореф. канд. дис. М.2001.

58.Ханнанова Г.М. Гражданско-правовые последствия внешнего управления / Закон и право. 2002. № 10.

59.Чиркунова Е.В. Особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) граждан в арбитражных судах./ Автореф. канд. дис. СПб, 2001.

60.Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. М. Статут. 2000.

61.Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. М.:1912;

62.Шилохвост О.Ю. Прекращение обязательств. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций./Отв. ред. Садиков О.Н. -- М., 2001 г., с. 707.

63.Юдин В.Г. Несостоятельность (банкротство): исторический аспект. / Вестник ВАС РФ. 2002. № 1;

64.Юхнин А.В. В кн.; ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Постатейный комментарий./Под ред. Витрянского В.В. М., «Статут», 1998.

65. Юшкевич П.П., Наблюдение /«Закон», август 2003, №8.

66.Ярков В.В. Правовая природа и источники конкурсного производства / Арбитражный и гражданский процесс. 2002. № 11;

67.Ярков В.В. Судебная власть и защита личности в гражданском процессе / Правоведение. 1992. № 1.

68.Ярков В.В. Мировое соглашение в конкурсном производстве / Юрист. 2002. № 11.

69.Ярков В.В. Арбитражный процесс. М. Юристъ. 1998.

Материалы юридической практики

1.Постановление Конституционного Суда РФ от 03.07.2001 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений подпункта 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и пункт 1 и 2 статьи 26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в связи с жалобами ряда граждан».;

2.Постановление Конституционного Суда РФ от 12 марта 2001 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", касающихся возможности обжалования определений, выносимых арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, статьи 49 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", а также статей 106, 160, 179 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц";

3.Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 ноября 1999 г. N 5991/99 "Возбуждение судом определением дела о банкротстве ЗАО по заявлению АО является незаконным и необоснованным, все состоявшиеся судебные акты подлежат отмене, производство по делу - прекращению";

Доклад

Уважаемые члены аттестационной комиссии!

Целью дипломной работы является определение места института несостоятельности (банкротства) в системе законодательства РФ.

Современная система права существенно усложняется, все новые и новые сферы деятельности попадают в сферу правого регулирования. Реформирование российской экономики в процессе ее перехода к рыночным отношениям с особой остротой выдвинуло на первый план задачу формирования системы антикризисного управления несостоятельными предприятиями.

Объективная необходимость внедрения и совершенствования антикризисного управления предприятиями на базе института банкротства связана прежде всего с тем, что оно является неотъемлемым инструментом развитой рыночной экономики

К сожалению столь частая смена одного законодательного акта другим, а также небольшой срок действия последнего закона обусловили необходимость исследования многих вопросов, связанных с порядком рассмотрения арбитражными судами дел о несостоятельности, в частности, специфики этой категории дел, особенностей осуществления защиты прав и законных интересов граждан и организаций в производстве по делам о банкротстве и по ряду других вопросов. Важность института банкротства заключается также в том, что теоретический анализ неразрывно связан и переплетен с прикладными вопросами.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач. Это прежде всего:

раскрыть понятия «несостоятельность» и «банкротство»;

актуальность введения института банкротства граждан.

Проблемы антикризисного управления являются предметом размышлений не одного поколения правоведов. В нашей стране есть по данной тематике, которая и на нынешнем витке развития законодательства вполне востребована. Речь идет о работах Г.Ф.Шершеневича, В.Л. Исаченко, П.П.Цитович и других ученых. В частности, необходимо отметить такие как Г.Ф. Шершеневича «Конкурсный процесс», П.П.Цитовича «Очерк основных понятий торгового права», А.Ф.Трайнина «Несостоятельность и банкротство», К.И.Малышева «Исторический очерк конкурсного процесса».

Для осмысления современной проблематики конкурсного производства нам помогают работы ведущих юристов современности. К ним, прежде всего можно отнести П. Баренбойм, который является одним из разработчиков «Закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992года. Комментарии В.В. Витрянского и М.В. Телюкиной к Федеральным законам «О несостоятельности (банкротстве)» 1998г. и 2001г. помогают выявить пробелы в законодательстве, а также найти пути их решения. Прикладные и учебные пособия по основам банкротства под редакцией ведущих юристов страны, такие как В.Ф. Попондопуло, В.С.Белых, А.А. Дубинчич, М.Л. Скуратовский способствуют развитию нормативной базы в данной области. Журналы «Юрист», «Законодательство», «Арбитражный процесс», «Вестник Арбитражного Суда» и многие другие современные издания содержать в себе интересные работы и статьи по банкротству, позволяют увидеть перспективы развития этого научного направления в нашей стране.

Нормы, регулирующие проблему несостоятельности в русском дореволюционном законодательстве прошли длительную эволюцию, во многом сходную с развитием аналогичного законодательства стран Западной Европы. Зачатки норм о несостоятельности встречаются еще в «Русской Правде» - законодательном источнике, возникшем и действовавшем в Древней Руси XI-XII веков. В дальнейшем этот институт права совершенствовался и на сегодняшний день основным нормативным документом является Законом «О несостоятельности (банкротстве) принятый 26 октября 2002г.

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее банкротство). Из приведенного выше определения видно, что понятия «несостоятельность» и «банкротство» используются законодателем как синонимы.

По мнению ведущих ученых-юристов понятия «несостоятельность» и «банкротство» определяются по-разному. На мой взгляд, мнение Батариной А.А. является наиболее правильным, то есть понятия «несостоятельность» и «банкротство не являются тождественными. Банкротство предприятия является частным случаем его неплатежеспособности (несостоятельности) и, следовательно эта разница будучи законодательно закрепленной должна повлечь различные правовые последствия для несостоятельных и банкротов, разное отношение к ним. По моему мнению, в Законе, а именно в ст.2 следовало бы дать определение двух различных понятий - «несостоятельность» и «банкротство». Несостоятельность - это признанная арбитражным судом неспособность своевременно и в полном объеме погасить перед кредиторами, имеющуюся задолженность, банкротство - это признанная арбитражным судом абсолютная неплатежеспособность, состояние при котором деятельность предприятия нецелесообразна и предприятие подлежит ликвидации.

Что касается критериев и признаков несостоятельности необходимо сказать, что согласно новому Федеральному закону «О несостоятельности (банкротству) от 26 октября 2002г. подход к ним несколько изменился.

Как и прежде, юридическое лицо может быть признано банкротом, если оно неспособно удовлетворить требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда такие обязательства должны были быть исполнены.

Дело о банкротстве в отношении юридического лица может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к нему в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., а к должнику-гражданину - не менее 10 тыс. руб., а также, если имеются признаки банкротства, установленные ст.3 Закона. Заметим, что ранее размер требований зависел от величины минимальной оплаты труда и составлял для юридических лиц 500 МРОТ, что в два раза меньше размера, установленного в новом Законе. Необходимо обратить внимание на то, что при определении наличия признаков банкротства не учитываются неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

Названные положения Закона о банкротстве постоянно подвергались критике, они рассматривались в качестве одного из основных недостатков, которые якобы позволяют признать банкротом всякого участника имущественного оборота.

В законе «О банкротстве» выделяют следующие процедуры:

Наблюдение

Финансовое оздоровление

Внешнее управление

Конкурсное производство

Мировое соглашение

Наблюдение

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (далее - Закон) под наблюдением принимается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Как правило, наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном ст. 48 Закона. Однако Законом установлен ряд случаев, когда в отношении должника наблюдение как процедура банкротства не применяется.

Кто же может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом? Пункт 1 ст. 7 Закона предоставляет такое право должнику, конкурсному кредитору и уполномоченным органам.

Как правило, наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя должнику.

По результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику арбитражный суд выносит одно из следующих определений:

- о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;

- об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения;

- об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.

Определение о введении наблюдения выносится в случае, если требование заявителя обоснованно и не удовлетворено должником на дату заседания суда.

Финансовое оздоровление

Новый федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» расширил правовой инструментарий реабилитационных процедур. Наряду с внешним управлением предусматривается возможность введения процедуры финансового оздоровления.

Оно представляет собой новую реабилитационную процедуру, которая предусматривает возможность для должника, в отношении которого возбуждено дело о несостоятельности, получить отсрочку и рассрочку уплаты долгов на срок до двух лет при условии предоставления гарантий кредиторам. Эти гарантии реализуются путем использования способов обеспечения исполнения обязательств -- института гражданского законодательства, Таким образом, если не удастся восстановить платежеспособность должника в процессе финансового оздоровления, требования кредиторов могут быть удовлетворены за счет предоставленного обеспечения.

Финансовое оздоровление по общему правилу вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, то есть по их воле.

Внешнее управление

Внешнее управление -- восстановительная процедура, меняемая к должнику в рамках конкурсного процесса. сведение мероприятий внешнего управления регламентируется нормами гл. VI Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (далее --Закон 2002 г. или Закон); известно оно было и ранее действовавшим законам -- «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г. (далее -- Закон 1992г.) и от 8 января 1998 г. (далее -- Закон 1998 г.).

Внешнее управление -- важнейшая процедура, нацеленная на восстановление платежеспособности сотрудника. Достигается это рядом активных действий внешнего управляющего -- перепрофилированием производствa и его структурной перестройкой, взысканием кредиторской задолженности, продажей части имущества лютая бизнес) должника, изменением уставного капитала юридического лица -- должника (путем осуществления дополнительной эмиссии, замещения активов), проведением других мероприятий. Поскольку все они нацелены на вывод предприятия из кризиса, то для их уса необходимо создать особые условия для функционирования должника. Это возможно, если установить мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

Можно сказать, что мораторий на удовлетворение требований кредиторов -- это одна из основных особенностей деятельности должника в течение внешнего управления, поскольку он продолжает функционировать. Безусловно, мораторий можно рассматривать как значительную льготу, применяемую в целях восстановления платежеспособности должника.

Конкурсное производство

Одна из задач современного института банкротства -- оздоровление экономики государства путем ликвидации безнадежно неплатежеспособных предприятий-должников. Реализовать эту задачу позволяет процедура конкурсного производства.

Сегодня это конечная судебная стадия. В результате конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина.

Данная процедура имеет целью за счет реализации имущества должника распределить полученные средства в определенной Законом о банкротстве очередности. Одновременно конкурсное производство охраняет имущественные интересы участников процесса банкротства от неправомерных действий в отношении друг друга. Кроме того, должник, погасив свои обязательства за счет имеющегося имущества и освободившись от долгов, может начать новое дело. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее -- Закон о банкротстве 2002 г., новый Закон) в ст. 2 дает легальное определение рассматриваемой процедуры.

Итак, конкурсное производство представляет собой процедуру, которая применяется к должнику, уже признанному банкротом, и направлена на соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Для открытия конкурсного производства необходимо признание должника банкротом по решению арбитражного суда. Согласно ст. 53 нового Закона такое решение принимается при установлении в ходе рассмотрения дела о признании должника банкротом признаков банкротства, предусмотренных ст.ст. 3, 214, п. 1 ст. 217, п. 1 ст. 224, ст. 227 Закона.

Мировое соглашение

Согласно ст. 2 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» мировое соглашение -- это процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Это один из наиболее выгодных для сторон способов прекращения производства по делу, позволяющий урегулировать взаимоотношения наиболее быстро и с наименьшими затратами. Преимущество заключается в том, что должник приобретает возможность продолжить свою деятельность, а кредиторы -- шанс получить удовлетворение в полном объеме, предоставив должнику отсрочку или рассрочку платежа.

В теории выделяют судебное и внесудебное мировое соглашение.

В заключении своего выступления хочется сделать основные выводы.

Исторические памятники русского права, посвященные банкротству, содержали немало достижений, которые могли быть адаптированы и к современной ситуации. С учетом зрения института банкротства для современной российской экономики и перспектив ее развития каждому хозяйствующему субъекту, государственному или муниципальному служащему, да и всем гражданам полезно и необходимо знать историю, теорию и практику банкротства.

Проанализировав систему источников, а также отраслевую принадлежность института несостоятельности, можно сделать следующий вывод:

- законодательство о несостоятельности носит материальный и процессуальный характер, входя в систему и частного, и публичного права;

- большей частью нормы о несостоятельности находятся в гражданском материальном и арбитражном процессуальном праве;

- основным источником, регулирующим отношения несостоятельности является ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также специальные федеральные законы, регулирующие производство дел о несостоятельности в отдельных сферах деятельности.

Таким образом, анализ источников права показывает, что законодательство о несостоятельности объединяет в себе нормы самой различной отраслевой принадлежности - гражданского, административного, процессуального и иного законодательства

Новый Федеральный закон олицетворяет третий этап развития правового регулирования отношений, связанный с банкротством организаций и граждан. Он может быть охарактеризован как продолжение и развитие реформы законодательства о несостоятельности, начатой в 1998 году. Ему присущи детализация и конкретизация основных положений указанного законодательства о одновременным концептуальным изменении в правовом регулировании отдельных институтов несостоятельности. Значительной детализации подвергнуты известные процедуры несостоятельности: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. К числу концептуальных изменений правового регулирования несостоятельности могут быть отнесены следующие законоположения: об основаниях возбуждения дел о банкротстве; о требованиях, предъявляемых к арбитражным управляющим, порядке их назначения и контроле за их деятельностью; о новой реабилитационной процедуре финансового оздоровления; об очередности удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве; об особенностях несостоятельности (банкротстве) стратегических организаций и субъектов естественных монополий.

По мнению ведущих ученых-юристов понятия «несостоятельность» и «банкротство» определяются по-разному. На мой взгляд, мнение Батариной А.А. является наиболее правильным, то есть понятия «несостоятельность» и «банкротство не являются тождественными. Банкротство предприятия является частным случаем его неплатежеспособности (несостоятельности) и, следовательно эта разница будучи законодательно закрепленной должна повлечь различные правовые последствия для несостоятельных и банкротов, разное отношение к ним.

По моему мнению, а именно в ст.2 следовало бы дать определение двух различных понятий - «несостоятельность» и «банкротство».

Статью 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) изложить в следующей редакции:

«Несостоятельность - это признанная арбитражным судом неспособность своевременно и в полном объеме погасить перед кредиторами, имеющуюся задолженность»;

а также дополнить вышеуказанный пункт:

«Банкротство - это признанная арбитражным судом абсолютная неплатежеспособность должника, состояние при котором деятельность предприятия нецелесообразна и предприятие подлежит ликвидации» - далее статья излагается по тексту.

Также в данной работе мы рассмотрели и подчеркнули социальный аспект необходимости введения института банкротства граждан. Ведь освобождение от обязательств не только справедливо и человечно по отношению к самому должнику, но и представляет государственный интерес: не оставлять навсегда должника в рабской зависимости из-за его долгов, а восстанавливать его активность в социальной и экономической жизни.

Проанализировав мнения ученых и принимая во внимание особенности современного периода развития законодательства, мы выявили аргументы в пользу исключения указания минимальной суммы задолженности из условий принятия заявления и оснований для возбуждения производства по делу о банкротстве должника-гражданина

На мой взгляд, минимальный размер задолженности, необходимый для возбуждения дела о банкротстве гражданина, не являющего индивидуальным предпринимателем, должен быть исключен как условие принятия заявления о признании должника-гражданина банкротом (ст. 33 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») и возбуждения дела о банкротстве (ст. 6. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Следовательно, п.2. статьи 6. «Рассмотрение дел о банкротстве» ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» изложить в следующей редакции: «Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 настоящего Федерального закона.

П.2 статьи 33. «Подведомственность и подсудность дел о банкротстве» изложить в следующей редакции: «Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем сто тысяч рублей, указанное требование не исполнено в течение трех месяцев с даты, когда оно должно было быть исполнено, к должнику-гражданину при наличии признаков банкротства, установленных п.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом».

Механизмы финансового оздоровления и банкротства неплатежных организаций имеют особое значение в экономических преобразованиях в России. Результаты проводимых процедур существенно влияют на эффективность реформирования и перенастройки на цивилизованные рыночные условия работы предприятий реального сектора экономики.

Таким образом, в силу специфики банкротства для достижения цели данной работы, а именно для определения места института несостоятельности в системе законодательства РФ мы выявили и раскрыли ряд «пограничных» правовых проблем, предложили варианты решения имеющихся проблем путем совершенствования действующего законодательства.

Доклад окончен, спасибо за внимание.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты