Рефераты

Правовое регулирование перемещения и таможенного оформления товаров и транспортных средств через таможенную границу

p align="left">- правовыми актами федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела (Минэкономразвития России).

Особенности (технологии) производства таможенного оформления могут зависеть от:

вида товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ (товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные и делящиеся материалы, товары подлежащие экспортному контролю (товары двойного применения), драгоценные металлы и драгоценные камни, а также ряд других товаров);

вида транспорта, используемого для перемещения товаров через таможенную границу (автомобильный транспорт, морской (речной) транспорт, воздушный транспорт, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт и линии электропередачи). Например, Государственным Таможенным Комитетом РФ распоряжением от 27 мая 2004 г. № 246-р разъяснены особенности таможенного оформления товаров, вывозимых железнодорожным транспортом. Российская газета. 2004. 13 июля.

- категории лиц, перемещающих товары и транспортные средства (физических лиц, перемещающих товары не для коммерческих целей глава 23 ТК РФ, отдельных категорий иностранных лиц глава 25 ТК РФ).

Кроме того, способ перемещения товаров тоже может влиять на особенности таможенного оформления. Например, перемещение товаров в международных почтовых отправлениях (глава 24 ТК РФ).

А вот такие факторы, как страна происхождения товаров, страна отправления и назначения товаров не могут служить основанием для разработок специальных таможенных операций (пункт 4 ст. 59 ТК РФ).

Начало и завершение таможенного оформления.

При ввозе товаров, таможенное оформление может начинаться:

до прибытия иностранных товаров на таможенную территорию РФ (предварительное таможенное декларирование пункт 1 ст. 130 ТК РФ);

после прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (в момент представления таможенному органу товаротранспортных документов ст. 72 ТК РФ).

Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами, может начинаться:

с подачи таможенной декларации (пункт 1 ст. 286 ТК РФ);

с устного заявления (не покидая транспортного средства пункт 2 ст. 285, абзац 1 пункта 3 ст. 286 ТК РФ);

совершением иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление (например, при декларировании товаров в конклюдентной форме вход в "зеленый коридор" пункт 4 ст. 286 ТК РФ).

При вывозе товаров таможенное оформление начинается с момента:

представления таможенной декларации;

устного заявления;

совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление (вход физического лица в "зеленый коридор", сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации).

Завершается таможенное оформление совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с ТК РФ:

для применения к товарам таможенных процедур (выпуск товаров, в соответствии со специальной таможенной процедурой, например, процедурой перемещения товаров физическими лицами);

для помещения товаров под таможенных режим (выпуск товаров, в соответствии с заявленным таможенным режимом);

для завершения действия таможенного режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока (таможенный склад, транзит, временный ввоз и ряд других режимов);

для исчисления и взимания таможенных платежей (например, в случае условного выпуска товаров, под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены пункт 6 ст. 323 ТК РФ).

для применения упрощенных процедур таможенного оформления (выпуск товаров до подачи таможенной декларации ст. 150 ТК РФ).

Место и время таможенного оформления.

В соответствии с пунктом 1 ст.62 ТК РФ таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов и во время работы этих органов.

Размещение мест нахождения таможенных органов определено в ст. 405 ТК РФ. Таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Другие места нахождения таможенных органов определяются федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности.

Таможенные органы находятся в помещениях, владельцами которых являются непосредственно таможенные органы. Таможенные посты и структурные подразделения таможен могут находиться в помещениях, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, по согласованию с их владельцами, а также в помещениях участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров.

Время работы таможенного органа определяется начальником таможенного органа. Возможен либо обычный, то есть нормированный рабочий день (например, с девяти до восемнадцати часов) либо круглосуточная работа, путем введения посменного графика работы оформительских и досмотровых групп. Гамидуллаев С., Кулешов А. Пособие для декларанта. Таможенные процедуры. СПб: Питер, 2003. С. 27.

Время работы пограничных таможенных органов в соответствии со ст. 407 ТК РФ устанавливается с учетом времени работы иных контролирующих органов и служб (например, органов санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного контроля), осуществляющих свои функции в пунктах пропуска через Государственную границу РФ. Оно должно совпадать (по возможности) с временем работы таможенных органов сопредельных государств, которые по месту нахождения совмещены с пограничными таможенными органами РФ.

Время работы внутренних таможенных органов устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и участников ВЭД. Исключения из общих правил мест нахождения таможенных органов и времени их работы составляют случаи совершения отдельных таможенных операций вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов. Такие исключения возможны по письменному запросу заинтересованного лица (пункт 2 ст. 62, ст. 406, пункт 2 ст. 407 ТК РФ).

Для совершения таможенных операций в иных местах (местах нахождения товаров и транспортных средств, например, на территории предприятия экспортера или импортера товаров) может потребоваться письменное разрешение начальника таможенного органа либо лица, им уполномоченного и при условии, что это не будет снижать эффективность таможенного контроля. Для этих целей могут создаваться временные зоны таможенного контроля.

Таможенные операции вне времени работы таможенного органа совершаются только при наличии соответствующей возможности у таможенного органа. При совершении таможенных операций вне мест нахождения таможенного органа и/или вне времени его работы, взимаются сборы за таможенное оформление товаров в двойном размере.

Для отдельных категорий товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ либо вывозимых с этой территории, таможенное оформление может быть завершено только после прохождения иных (отличных от таможенного) видов государственного контроля (ст. 66 ТК РФ).

Льготы по таможенному оформлению.

Российским таможенным законодательством (Так же как и Казахстанским) предусмотрена возможность предоставления определенных имущественных льгот в отношении таможенного оформления отдельных товаров.

Упрощенный (льготный) порядок таможенного оформления может выражаться:

в сокращении времени прохождения всех таможенных формальностей (например, таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях производится в кратчайшие сроки, которые не могут превышать три дня пункт 2 ст. 293 ТК РФ);

в сокращении требований, предъявляемых к документам, необходимым для таможенных целей (например, если все сведения, требуемые таможенными органами для таможенных целей, содержатся в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и сопровождающих международные почтовые отправления, представления отдельной таможенной декларации не требуется (за некоторым исключением) пункт 4 ст. 293 ТК РФ);

в проведении таможенных операций на территории получателя товаров (пункт 3 ст. 68 ТК РФ)

Статьей 67 ТК РФ "Первоочередной порядок таможенного оформления" предусматриваются льготы, предоставляемые в зависимости от:

видов товаров (скоропортящиеся товары, живые животные, радиоактивные материалы и другие товары); особенностей перемещения товаров (экспресс грузы, международные почтовые отправления);

целей перемещения товаров (ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, ввоз товаров для средств массовой информации).

Поскольку перечень товаров, подпадающих под льготный порядок таможенного оформления, остается открытым, сюда же можно отнести, например, грузы гуманитарной помощи и ряд других товаров.

В статье 68 ТК РФ "Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц" речь идет о льготах в области таможенного оформления, но предоставляемых отдельным лицам.

Так, лица, претендующие на получение определенных преимуществ по таможенному оформлению товаров должны одновременно отвечать следующим требованиям:

не иметь на день обращения в таможенный орган о применении в отношении их специальных упрощенных процедур вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и не считающихся подвергнутыми административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 16.2, 16.7, частью 1 статьи 16.9, частью 3 статьи 16.12, статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; Тимошенко И.В. Комментарий к КоАП, глава 16: Административные правонарушения в области таможенного дела: Научно-практический комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. М.: МарТ, 2003. С. 142.

вести систему учета своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров;

осуществлять внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.

Детальный порядок установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц регламентирован в приказе Министерства экономического развития и торговли РФ от 27 января 2005 г. № 9. Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 27 января 2005 г. № 9 "Об утверждении Порядка установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц" // Российская газета. 2005. 18 марта.

Выполнение указанных требований, по моему мнению, позволит отнести таких лиц к числу "добросовестных участников ВЭД" и установить для них облегченные процедуры таможенного оформления.

Предоставляемые преимущества используются при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и заключаются в возможности:

подачи периодической таможенной декларации (ст. 136 ТК РФ);

выпуска товаров до подачи таможенной декларации (при предоставлении сведений, необходимых для идентификации товаров ст. 150 ТК РФ);

проведения таможенного оформления на объектах "добросовестных участников ВЭД" (пункт 2 ст. 62 ТК РФ);

хранения "добросовестными участниками ВЭД" товаров, не прошедших таможенного оформления, на своих складах (ст. 117 ТК РФ).

В итоге, как отмечает руководитель Федеральной таможенной службы России Л. Жерихов, "воспользовавшись прогрессивными таможенными процедурами, законопослушные предприниматели серьезно сэкономят на издержках". "Прозрачным" бизнесменам на таможне все проще // Российская газета. 2005. 18 марта.

В завершение рассмотрения вопросов данного параграфа настоящей работы хотелось бы кратко остановиться на основных положениях Таможенного кодекса Республики Казахстан, относящихся к таможенному оформлению. Как и в российском Таможенном кодексе в ТК РК основным положениям отведено 11 статей (ст.ст. 359-369 ТК РК).

В этих статьях регламентируется порядок производства таможенного оформления, его технология, начало и завершение таможенного оформления, место и время совершения операций по основному таможенному оформлению. Необходимо отметить, что в новом Таможенном кодексе РФ такого разделения на основное и предварительное таможенное оформление нет.

Таможенным кодексом РК предусмотрена обязанность лиц представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенных целей; право и обязанность (в определенных случаях) присутствовать полномочным лицам и их представителям при таможенном оформлении. Определен также порядок производства грузовых и иных операций с товарами, пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, порядок отбора проб и образцов. По нашему мнению порядок проб и образцов в Таможенном кодексе РК (ст. 369) расписан более детально, нежели в российском таможенном законодательстве.

Отличительной особенностью, зафиксированной в ТК РК, является положение о том, что "таможенное оформление, включая заполнение документов для таможенных целей, производится на государственном и русском языках". Ст. 366 Таможенного кодекса Республики Казахстан. В Приложении № 1 к настоящей работе приводится документ контроля доставки товаров, применяемый в Республике Казахстан.

Таким образом, проведенный анализ позволяет утверждать, что в основных положениях таможенных кодексов Российской Федерации и Республики Казахстан, относящихся к таможенному оформлению товаров и транспортных средств, принципиальных отличий не имеется.

1.3 Правовая регламентация декларирования товаров

Прежде чем вести речь о правовой регламентации декларирования товаров необходимо хотя бы кратко остановиться на сущности декларирования.

Как известно, при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, лицо, перемещающее товары, должно пройти процедуру таможенного оформления. Эта процедура многоступенчатая и чтобы при ее прохождении не возникли серьезные проблемы необходимо придерживаться определенной последовательности, а также достоверно и правильно заполнять сопроводительную документацию и особенно декларацию.

Декларирование - это заявление таможенному органу субъектами ВЭД всех необходимых сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу, об их таможенном режиме, а также иных данных, необходимых для таможенных целей. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. - М.: Юристъ, 2003. - С. 211.

Декларирование в соответствии с установленным порядком является одним из обязательных условий перемещения товаров и транспортных средств через границу. От соблюдения процедуры декларирования и правильности оформления декларации зависит не только судьба самого товара, перемещаемого через границу страны, но и правильность и полнота взимания и уплаты таможенных платежей, которые в свою очередь являются доходной частью бюджета России.

Правовые основы декларирования содержатся в главе 14 Таможенного кодекса РФ. Оно может производиться в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме. Наиболее перспективной является электронная (небумажная) форма декларирования. В настоящее время на Западе в наиболее развитых странах 90% деклараций оформляется в электронном режиме, исключающем личные контакты таможенника и представителя бизнеса.

С 1 июля 2005 года страны Европейского Союза оформляют все таможенные грузы в режиме предварительного электронного декларирования.

Россия и Казахстан также планируют поэтапный переход к такой форме декларирования товаров. См. например, приказ ГТК России от 30 марта 2004 г. № 395 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме" // Российская газета. 2004. 27 апреля.

В настоящее время в РФ используется в основном письменная форма таможенного декларирования.

В области внешнеэкономической деятельности (в случае перемещения товаров хозяйствующими субъектами) применяется установленная форма грузовой таможенной декларации (ГТД)

Таким образом, грузовая таможенная декларация представляет собой документ единой формы, содержащий в условно-закодированном виде все необходимые для таможенных целей сведения (в соответствии с заявленным таможенным режимом) о перемещении через таможенную границу РФ товарах.

С помощью ГТД декларируются товары, в отношении которых взимаются таможенные пошлины и налоги, товары к которым применяются все запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации по вопросам заполнения ГТД помимо Таможенного кодекса РФ имеются действующие нормативно-правовые акты ГТК России. В их числе Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденная приказом ГТК России от 21 августа 2003 г. № 915 и изменения в указанную Инструкцию, утвержденные приказом ГТК России от 14 мая 2004 г. № 570. Российская газета. 2003. 18 сентября. Российская газета. 2004. 3 июня.

Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации.

В таможенной декларации в соответствии со ст. 124 ТК РФ могут быть указаны следующие основные сведения (в том числе в кодированном виде):

1) заявляемый таможенный режим;

2) сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), лице, указанном в статье 16 ТК РФ, об отправителе и о получателе товаров;

3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем;

4) сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения, таможенная стоимость;

5) сведения об исчислении таможенных платежей: ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение тарифных преференций; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; установленный Центральным банком Российской Федерации на день подачи таможенной декларации, курс валюты для целей учета и таможенных платежей;

6) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;

7) сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

8) сведения о производителе товаров;

9) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим;

10) сведения о представляемых документах, необходимых для декларирования (статья 131 ТК РФ);

11) сведения о лице, составившем таможенную декларацию;

12) место и дата составления таможенной декларации.

В случае использования таможенной декларации в качестве документа учета для целей валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, в таможенной декларации подлежат указанию также сведения, необходимые для этих целей, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

Таможенная декларация удостоверяется лицом, ее составившим, и подписывается работником этого лица. Удостоверение декларации производится путем проставления печати, если в соответствии с законодательством Российской Федерации лицо, составившее таможенную декларацию, должно иметь печать.

Форма декларирования определяется федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с ТК РФ и иными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, вправе сокращать перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, с учетом категории лиц, указанных в статье 16 ТК РФ, видов товаров, требований таможенных режимов или исходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу.

Таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации.

В целях обеспечения эффективности контроля соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, в соответствии с п. 2 ст. 125 ТК РФ вправе устанавливать определенные таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров. Однако делать это оно может только в определенных случаях, перечисленных в ТК РФ.

В том числе:

- в случае необходимости применения специализированного оборудования и (или) специальных знаний для таможенного оформления таких товаров, как культурные ценности, вооружение, военная техника и боеприпасы, радиоактивные и делящиеся материалы; См. например, - приказ ГТК России от 20 ноября 2003 г. № 1303 "Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении делящихся и радиоактивных материалов" // Российская газета. 2003. 24 декабря.

- приказ ГТК России от 21 ноября 2003 г № 1307 "Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней" // Российская газета. 2003. 30 декабря.

- в зависимости от вида транспорта, используемого для международной перевозки товаров (автомобильный, морской (речной), воздушный, железнодорожный, трубопроводный и линии электропередачи);

- в случае перемещения через таможенную границу отдельных видов товаров, в отношении которых зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства Российской Федерации либо установлены запреты и ограничения в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

- в случае необходимости проведения специального контроля за отдельными товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности, по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации.

Статьи 126, 127 ТК РФ регламентируют деятельность еще одного участника процесса декларирования товаров декларанта.

В качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в статье 16 ТК РФ, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 126 ТК РФ декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу:

- физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

- иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с главой 25 ТК РФ;

- иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении отдельных таможенных режимов;

- иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита;

- иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо.

Права и обязанности декларанта определены в ст. 127 ТК РФ. При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, декларант вправе:

- осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации;

- с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что такие пробы и образцы указываются в таможенной декларации на товары;

- присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых товаров (ст. 371 и 372 ТК РФ), при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов (ст. 383 ТК РФ);

- знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых товаров;

- представлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в форме электронных документов в соответствии с ТК РФ;

- пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК РФ.

При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан:

1) подать таможенную декларацию и представить таможенному органу необходимые документы и сведения (ст. 131 ТК РФ);

2) по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары;

3) уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату в соответствии с разделом III ТК РФ.

В Таможенном кодексе РФ четко прописаны сроки подачи таможенной декларации.

На товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, она подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия, за исключением случаев, предусмотренных статьями 150, 286 и 293 ТК РФ.

Если срок, указанный в пункте 1 ст. 129 ТК РФ, недостаточен декларанту для сбора необходимых документов и сведений, по мотивированному обращению этого декларанта в письменной форме таможенный орган продлевает срок подачи таможенной декларации. Продление срока подачи таможенной декларации не должно приводить к нарушению срока временного хранения товаров.

Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, подается до их убытия с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных ст. 314 ТК РФ.

Статья 130 ТК РФ предусматривает возможность предварительного декларирования товаров, когда таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или до завершения внутреннего таможенного транзита.

Если для таможенных целей должны использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары, таможенный орган при предварительном декларировании товаров принимает заверенные декларантом копии этих документов и при необходимости после прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации сопоставляет сведения, которые содержатся в указанных копиях документов с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов.

После завершения проверки таможенной декларации и уплаты, подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов до прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации такая таможенная декларация может использоваться в качестве единого документа, необходимого для применения к товарам таможенных процедур.

Если товары не предъявлены в таможенный орган, принявший таможенную декларацию, в течение 15 дней со дня ее принятия, таможенная декларация считается не поданной.

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Перечень таких документов приведен в ст. 131 ТК РФ.

Если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен ТК РФ. Декларант представляет в письменной форме обязательство о представлении документов в установленный срок.

Факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, таможенный орган незамедлительно выдает письменное подтверждение (в том числе в форме электронного документа) о получении таможенной декларации и представлении необходимых документов.

По мотивированному обращению декларанта в письменной форме сведения, заявленные в принятой таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены при соблюдении условий, указанных в п. 2 ст. 133 ТК РФ.

Статья 134 ТК РФ предусматривает возможность отзыва принятой таможенной декларации на иностранные товары по обращению декларанта в письменной форме до выпуска таких товаров для заявления иного таможенного режима. Отзыв таможенной декларации допускается с разрешения таможенного органа в письменной форме, если до получения обращения декларанта таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров.

При выдаче разрешения на отзыв таможенной декларации таможенный орган устанавливает срок для подачи новой таможенной декларации, который не может превышать 15 дней со дня выдачи разрешения на отзыв. Отзыв таможенной декларации не продлевает срока уплаты таможенных пошлин, налогов.

По обращению декларанта в письменной форме принятая таможенная декларация на российские товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, может быть отозвана им независимо от целей такого отзыва до убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, в том числе после выдачи разрешения на помещение товаров под заявленный таможенный режим.

Отзыв таможенной декларации допускается с разрешения таможенного органа в письменной форме, если до получения обращения декларанта таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о помещении товаров под заявленный таможенный режим. Срок для подачи новой таможенной декларации на эти товары не устанавливается.

Если декларант не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по причинам, не зависящим от него, разрешается подача неполной таможенной декларации при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.

При подаче неполной таможенной декларации декларант принимает обязательство в письменной форме представить недостающие сведения в срок, установленный таможенным органом, который для иностранных товаров не может превышать 45 дней со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.

Для российских товаров срок, в течение которого декларант обязан представить недостающие сведения, устанавливается исходя из времени, необходимого для транспортировки товаров в место убытия, навигационных, иных условий и не может превышать восемь месяцев со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом (ст. 135 ТК РФ).

Согласно ст. 136 ТК РФ при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить подачу одной таможенной декларации на все товары, перемещаемые через таможенную границу в течение определенного периода времени.

Применение периодической таможенной декларации не должно приводить к нарушению предельного срока временного хранения товаров или к нарушению срока уплаты таможенных пошлин, налогов.

Новацией нового российского таможенного законодательства явилось положение ст. 136 ТК РФ, в соответствии с которым при регулярном перемещении через таможенную границу одних и тех же товаров одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить использование одной периодической таможенной декларации при неоднократном перемещении таких товаров в течение одного года.

При вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных ТК РФ и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов (ст. 137 ТК РФ).

Согласно ст. 137 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта.

Таковы в кратком изложении вопросы правовой регламентации декларирования товаров по российскому таможенному законодательству.

Необходимо отметить, что декларирование товаров в практической деятельности декларантов, в том числе таможенных брокеров является наиболее сложным с позиций соблюдения правовых норм и трудоемким в техническом плане.

Кроме этого следует иметь в виду, что наряду с нормами Таможенного кодекса РФ, декларирование товаров регламентируется и сегодня большим количеством ведомственных подзаконных актов. В их числе:

- приказ ГТК России от 28 августа 2000 г. № 768 "Об особенностях декларирования валюты и ценных бумаг, перемещаемых юридическими лицами";

- приказ ГТК России "О требованиях к описанию отдельных категорий товаров в графе 31 грузовой таможенной декларации" (с доп. от 28 июня 2004 г.);

- приказ ГТК России от 29 ноября 2002 г. № 1284 "Об утверждении Правил приема грузовых таможенных деклараций";

- приказ ГТК России от 17 февраля 2003 г. № 169 "Об утверждении новых форм бланков ГТД";

- приказ ГТК России от 3 марта 2003 г. № 203 "О декларировании товаров";

- приказ ГТК России от 21 августа 2003 г. № 916 "Об утверждении формы въездной/выездной декларации о транспортном средстве";

- приказ ГТК России от 26 августа 2003 г. № 932 "Об утверждении формы Обязательства о подаче таможенной декларации и предоставлении необходимых сведений";

- приказ ГТК России от 8 сентября 2003 г. № 998 "Об утверждении бланков декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости";

- приказ ГТК России от 3 декабря 2003 г. № 1377 "О предоставлении паспорта сделки при декларировании и выпуске товаров";

- приказ ГТК России от 27 февраля 2004 г. № 254 "О перечне документов и сведений, необходимых при декларировании аффинированного золота и серебра, экспортируемого кредитными организациями";

- приказ ГТК России от 19 мая 2004 г. № 590 "Об утверждении Инструкции порядке заполнения пассажирской таможенной декларации";

- приказ ГТК России от 17 июня 2004 г. № 688 "Об утверждении формы таможенной декларации на автомобиль и порядок заполнения таможенной декларации на автомобиль";

- приказ ГТК России от 28 июня 2004 г. № 737 "О применении электронных грузовых таможенных деклараций".

Кратко остановимся и на порядке декларирования товаров в Республике Казахстан.

В Таможенном кодексе Республики Казахстан порядок декларирования товаров регламентируется в главе 48, ст. 372-389.

Под таможенной декларацией в ТК РК понимается документ, подтверждающий в письменном и (или) электронном виде заявленные декларантом сведения о товарах и транспортных средствах (п. 25 ч. 1 ст. 7 ТК РК).

При декларировании товаров в Республике Казахстан применяются следующие виды таможенных деклараций: грузовая и пассажирская таможенная декларация.

Грузовая таможенная декларация документ, подаваемый декларантом и содержащий сведения о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и другие сведения, необходимые для таможенных целей. Образец декларации представлен в Приложении № 2 к настоящей работе.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты