Правовое регулирование перевозки автомобильным транспортом
p align="left">Основания ответственности за нарушения плана перевозок грузов установлены в Гражданском кодексе Республики Беларусь, транспортных уставах и кодексах, в соответствии с которыми допускается ответственность независимо от вины. Применительно к автомобильному транспорту, например, безвиновная ответственность закреплена в правилах перевозки грузов.
Автотранспортная организация и отправитель освобождаются от ответственности за невыполнение плана перевозок, если оно произошло вследствие лишь следующих трех причин:
1) явлений стихийного характера (заносы, наводнения, пожары и т.п.);
2) аварии на предприятии, в результате которой работа предприятия была прекращена на определенный срок;
3) временного прекращения или ограничения перевозок по определенным дорогам, установленного в порядке, предусмотренном транспортным законодательством Республики Беларусь. [31, c. 81]
Следовательно, все другие возможные причины невыполнения плана перевозок, в том числе не зависящие от автотранспортного предприятия и грузоотправителя, не освобождают их от имущественной ответственности.
В приведенном примере идет речь о повышенной ответственности, установленной ввиду особой значимости выполнения транспортных плановых обязательств для народного хозяйства.
Пределы ответственности за нарушение плана перевозки грузов установлены в соответствующих транспортных уставах и кодексах, а также правилах перевозки. В них закрепляется принцип ограниченной ответственности, поскольку она выражается лишь в уплате штрафа. Убытки, вызванные невыполнением плана перевозки, не покрытые штрафом, не взыскиваются.
Размеры штрафных санкций на различных видах транспорта неодинаковы, что объясняется спецификой каждого вотдельности вида транспорта. Так, на автомобильном транспорте за невыполнение плана перевозки взимается штраф в процентном отношении к стоимости перевозки непредъявленного или невывезенного груза. На воздушном транспорте за неподачу указанных в плане перевозочных средств и за непредъявление к перевозке предусмотренного планом груза перевозчик и отправитель несут друг перед другом ответственность в виде штрафа за перевозку за все непредъявленное или невывезенное, но подготовленное к погрузке количество груза.
Иной порядок ответственности за невыполнение плана перевозки грузов уста-новлен на железнодорожном транспорте. За неподачу железной дорогой вагонов и контейнеров для выполнения плана перевозок, за неиспользование грузо-отправителем поданных вагонов и контейнеров или отказ от предусмотренных планом вагонов и контейнеров уплачивается штраф в предусмотренном денежном выражении, а не в процентах стоимости перевозки, как на других видах транспорта. Так, по грузам, перевозка которых планируется в тоннах и вагонах, установлен штраф в твердом размере с тонны груза; по грузам, перевозки которых планируются только в вагонах, штраф устанавливается за вагон.
Правила об имущественной ответственности за невыполнение плана перевозки грузов распространяются и на случаи невыполнения обязательств сверх-плановой и внеплановой перевозки грузов по заявкам грузоотправителя, при-нятым перевозчиком.
Уплата имущественных санкций не освобождает перевозчика от реального исполнения плана перевозки грузов. Это достигается путем восполнения неподанных перевозочных средств. Так, железные дороги в случае неподачи по их вине перевозочных средств для выполнения месячного плана перевозок грузов обязаны по требованию грузоотправителя выделить перевозочные средства для восполнения недогруза в течение следующего месяца данного квартала. Перевозочные средства, не поданные в последнем месяце квартала, должны быть выделены перевозчиком в первом месяце следующего квартала. Порядок предоставления перевозочных средств для восполнения недогруза предусматривается соглашением между перевозчиком и отправителем. При несоблюдении согласованного порядка восполнения недогруза стороны несут ответственность, установленную за невыполнение плана перевозки.
Восполнение недогруза применительно к месячному планированию перевозок грузов обусловлено тем, что месячный план перевозок является не только основным оперативным документом, определяющим взаимоотношения сторон по реализации планов перевозки грузов, но и документом, на основе которого ведется учет выполнения квартальных и годовых планов перевозки. В рамках месячного плана перевозки определяется и имущественная ответственность за его нарушение. Невыполнение плана отражается на специальных учетных карточках.
Итак, транспортное обязательство - это обязательство по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а так-же иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с пере-возкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом.
Исходя из выше написанного можно сделать вывод, что транспортные обязательства могут возникать как на основе договора перевозки (или иных транспортных договоров), так и по другим преду-смотренным законодательством основаниям. Таким образом, транспортные обязательства можно под-вергать самостоятельной классификации на договорные и иные обязательства.
1.2. Особенности правового регулирования транспортных обязательств.
В основе правового регулирования транспортных обязательств лежит целый ряд нормативных документов, основывающихся на Конституции Республики Беларусь.
Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевозок груза, пассажира и багажа, а также иных транспортных обязательств (главы 40 и 41). Данный юридико-технический прием обусловлен двумя причинами.
Во-первых, транспорт, будучи такой отраслью общественной деятельности, которая связывает от-дельные части страны, требует единообразного регулирования. Соот-ветственно, в частноправовых актах, посвященных транспортным обя-зательствам, очень высок удельный вес императивных норм. Условия пере-возки отдельными видами транспорта и ответственности ее субъектов могут определяться соглашением сторон только в случаях, когда Гражданским кодексом Республики Беларусь, транспортны-ми уставами и кодексами, иным законодательством не установлено иное. Во-вторых, регулирование перевозок должно носить комплексный характер, имея в виду масштабы государства, протяженность транспортных артерий и сложность управления ими. Комплексность достигается путем со-единения в рамках одного правового акта норм частного и публичного пра-ва. В результате устанавливаются единая схема управления соответствую-щим видом транспорта, методы организации перевозок, условия содержа-ния транспортных средств, дорог, путей сообщения и, наконец, взаимоотно-шения сторон обязательства перевозки. Поэтому в соответствии со ст. 738 Гражданского кодекса Республики Беларусь общие условия перевозки определяются транспортными устава-ми и кодексами, иными законами и издаваемыми на их основе правилами.
Таким образом, регулирование основной части транспортных отношений должно осуществляться на уровне специальных законов.
Отношения, связанные с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, автомобильным транспортом регулируются Законом Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».[5]
Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об основах транспортной деятельности» [6], определяет основы транспортной деятельности и принципы ее осуществления, устанавливает основные права, обязанности и ответственность субъектов транспортной деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Наиболее важные текущие проблемы транспортных обязательств воп-лощаются в актах Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, в частности, в Постановлении «Об утверждении правил автомобильных перевозок грузов» [19], Постановлении «Об утверждении положения о порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь» [15] и др.
Кро-ме кодексов, уставов и иных названных актов для правового регулирования перевозок большое значение имеют правила, издаваемые соответствующими транспортными ведомствами. В них закреплены не только правовые нормы, но и технические нормативы деятельности транспорта. В качестве примера можно привести «Правила автомобильных перевозок грузов». Правила разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 14 августа 2007 года «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».
Отношения, связанные с перевозкой пассажиров и багажа, регулируются также Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» [8].
С учетом активного вовлечения Республики Беларусь в мировое экономическое сооб-щество все более часто применяются международные транспортные согла-шения и конвенции. Они используются при осуществлении международных перевозок, а также служат образцом для унификации белорусского транспор-тного права.
Условия договора международной автомобильной перевозки грузов между европейскими странами определяются Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (сокращенно - ЦМР) от 19 мая 1956 г. В конвенции участвует большинство европейских государств. СССР присоединился к ней в 1983 году, и с 1 августа 1986 г. перевозки грузов советским автомобильным транспортом регулируются этой конвенцией. Конвенция определяет основные права и обязанности грузовладельца и перевозчика при автомобильной перевозке, порядок приема груза к перевозке и выдачи его в пункте назначения. Установлен также предел ответственности перевозчика при несохранности груза - 25 золотых франков за 1 кг веса брутто.
Конвенция ООН о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956г. устанавливает единообразную ответственность перевозчиков при выполнении международной перевозки грузов. Правовые нормы КДПГ возлагают на отправителя ответственность за все издержки перевозки и убытки, причиненные ему вследствие неточности или недостаточности при указании им сведений в международной товарно-транспортной накладной СМR.
КДПГ объединяет сложившиеся в мировой практике правила и обычаи, касающиеся заключения и исполнения договора перевозки, а также содержит нормы, устанавливающие ответственность сторон за ненадлежащее исполнение условий договора.
В настоящее время существуют два международных договора, связанных с организацией смешанных перевозок. Основным является Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г., в которой определены правовой статус операторов смешанных перевозок (им может быть любое юридическое лицо, принимающее на себя обязательства по доставке товара на условиях, определенных по договору с клиентом-грузовладельцем), понятие «презумпция вины оператора» (с грузовладельцем оператор заключает договор доставки товара, оформляемый специальным соглашением, и принимает на себя все риски по ее осуществлению, включая и действия привлекаемых им третьих лиц; в случае если с грузом что-либо произойдет, перед грузовладельцем всегда есть виноватая сторона - оператор, который и обязан компенсировать ущерб) и некоторые другие понятия. Вторым договором, хотя непосредственно и не регулирующим смешанные перевозки, но тесно с ними связанным, является Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле 1991 г.
Необходимо отметить, что обе вышеназванные конвенции не набрали достаточного числа ратификаций и, следовательно, не вступили в силу как международные договоры. В связи с этим большое значение в качестве источника правового регулирования имеет международный обычай. Как правило, сборники обычаев издаются авторитетными международными организациями. [32, c. 25]
При анализе правовой природы того или иного договора крайне важно определить основы его обязательности для участников регулируемого правоотношения. Договор международной перевозки груза имеет в этом смысле следующие особенности. С одной стороны, в силу принципа автономии воли только гражданско-правовой договор, заключенный между перевозчиком и отправителем (грузовладельцем), обладая регулятивным значением, является единственным основанием возникновения обязательств между грузовладельцем и перевозчиком. Иначе говоря, лишь собственная свободная воля субъектов, вступающих в договор перевозки, порождает их права и обязанности в этом правоотношении.
В свою очередь, из принципа автономии воли вытекает принцип суверенной силы договора для его сторон. Иначе говоря, заключившие договор стороны связаны его условиями как законом. Более того, силу закона заключенный договор имеет и для суда в случае возникновения спора между сторонами.
Однако, с другой стороны, необходимо иметь в виду, что автономия воли сторон гражданско-правового договора не рассматривается как неограниченная. Обусловлено это, прежде всего, регулятивным воздействием государства на гражданско-правовые отношения.
Налицо стремление законодателя защитить саму свободу воли сторон и обеспечить наличие условий действительности договора, таких, как дееспособность сторон, отсутствие пороков воли, непротиворечие содержания договора нормам объективного права.
Контроль законодателя проявляется и в прямом ограничении воли субъектов хозяйствования (а также и воли суда в случае возникновения спора между сторонами) в области отдельных договорных отношений посредством закрепления обязательных, заранее предустановленных договоров, содержание и правила которых императивно предопределены для сторон.
Именно к такой категории относится договор международной перевозки груза, условия которого, обязательные для сторон в этом договоре, закреплены императивными нормами как международных транспортных конвенций, так и отечественного Гражданского кодекса, где перевозкам посвящена целая глава [3, cт. 738-754]. Обусловлено это спецификой транспортных правоотношений и, соответственно, норм транспортного права, проявляющихся в том, что по сравнению с другими гражданско-правовыми нормами они предоставляют сторонам договора гораздо меньшую свободу, которая в данном случае является ограниченной в силу соответствующих положений национального законодательства и международных соглашений. В то же время нельзя говорить, что здесь вообще отсутствует автономия воли сторон. Как неотъемлемый атрибут договорных отношений в рыночной экономике она присутствует и у сторон международного договора перевозки, хотя и со своими особенностями.
В первую очередь, в договорном праве автономия воли проявляется через свободу конкретных лиц заключать или не заключать гражданско-правовой договор.
У автомобильных перевозчиков, которые осуществляют дорожные перевозки грузов индивидуализированными небольшими партиями, принадлежащими одному грузовладельцу, и которым индивидуальные маршруты перевозки и график транспортировки указывает грузовладелец, характер деятельности предполагает наличие у них ограниченного и индивидуализированного контингента клиентуры. При этом он не обязан заключать договор перевозки с любым грузовладельцем, обращающимся с таким предложением, и вправе предлагать разную цену на свои транспортные услуги различным контрагентам. Это право закрепляет часть третья ст. 744 ГК Республики Беларусь, согласно которой работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон. Иначе говоря, обязанность заключить договор перевозки у автомобильного перевозчика и грузовладельца возникает только после добровольного принятия этими же сторонами обязательства в виде предварительного соглашения сторон о цене перевозки индивидуализированного груза по предложенному грузовладельцем индивидуальному маршруту как добровольного акта понуждения к заключению договора. При необходимости осуществления систематических индивидуальных перевозок перевозчик и грузовладелец могут заключить такой вид предварительного соглашения, предопределенного законодателем, как долгосрочный договор об организации перевозок [3, ст. 752], который также будет являться для сторон предварительным добровольным актом понуждения к заключению соответствующих договоров перевозки. Таким образом, перевозчик, осуществляющий дорожные перевозки грузов автомобильным транспортом, свободен в выборе контрагента-грузовладельца и принятии решения о заключении с ним договора перевозки.
Законодательство ограничивает свободу грузовладельца и перевозчика и по форме заключения договора, устанавливая определенную форму для международного договора перевозки. Так, в соответствии с п. 2 ст. 739 ГК Республики Беларусь, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного транспортным уставом или кодексом). Согласно п. 7 ст. 1 КМП (так называемые Гамбургские правила) при морских международных перевозках документом, подтверждающим договор перевозки, является коносамент. В отношении смешанных международных перевозок п. 4 ст. 1 КСП устанавливает, что документ смешанной перевозки удостоверяет договор смешанной перевозки, принятие груза оператором в свое ведение, а также его обязательство доставить груз в соответствии с условиями этого договора. Наконец, ст. 4 КДПГ определяет, что при международных перевозках автомобильным транспортом договор перевозки подтверждается составлением накладной.
Как видно, во всех вышеперечисленных правовых актах специально указано, что составление и выдача транспортной накладной подтверждают заключение договора перевозки.
Контроль за выполнением международных автомобильных перевозок по территории Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Положением о порядке осуществления контроля за выполнением международных автомобильных перевозок по территории Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30.05.2008 №776[17].
Целями осуществления автомобильного контроля являются:
соблюдение законодательства в области международных автомобильных перевозок;
предупреждение и пресечение административных правонарушений, совершаемых при выполнении международных автомобильных перевозок по территории Республики Беларусь.
Автомобильный контроль осуществляется на всей территории Республики Беларусь, в том числе в автодорожных пунктах пропуска и пунктах пропуска автомобильного контроля.
Автомобильный контроль может осуществляться с использованием транспортных средств, обозначенных (оформленных) в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов Республики Беларусь.
Наличие разрешений на проезд автотранспортных средств иностранных государств по территории Республики Беларусь не требуется для выполнения следующих видов автомобильных перевозок (поездок):
поездка транспортного средства, используемого для оказания технической помощи, за неисправным транспортным средством или с ним;
поездка порожнего транспортного средства после осуществления перевозки, на которую не требуется разрешение на проезд автотранспортных средств иностранных государств по территории Республики Беларусь при наличии документов, подтверждающих указанный вид перевозки;
проезд по территории Республики Беларусь транспортных средств, приобретенных за рубежом физическими, юридическими лицами Республики Беларусь или иностранных государств независимо от формы использования и следующих в порожнем состоянии с временными (транзитными) регистрационными знаками;
проезд по территории Республики Беларусь иностранных транспортных средств, которыми выполняются автомобильные перевозки при оказании иностранной безвозмездной помощи;
проезд по территории Республики Беларусь грузовых транспортных средств общей массой до 6 тонн, не осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов;
иных видов международных автомобильных перевозок, которые определяются международными договорами Республики Беларусь.
Весогабаритный контроль транспортного средства не проводится при осуществлении контроля на маршруте движения транспортного средства при предъявлении водителем транспортного средства документа с отметкой о прохождении весогабаритного контроля и квитанции взвешивания, выданных организациями, уполномоченными Министерством транспорта и коммуникаций, или сертификата взвешивания при условии, что после указанного взвешивания масса перевозимого груза не подвергалась изменениям (догрузке), которое подтверждается соответствующими транспортными документами и целостностью примененных средств идентификации.
При выявлении превышения весовых параметров транспортного средства в пределах погрешности весоизмерительного оборудования (до 2 процентов включительно) транспортное средство не относится к категории тяжеловесного транспортного средства.
При выявлении нарушения законодательства в области международных автомобильных перевозок контролирующее лицо в пределах своей компетенции составляет акт проверки автомобильного перевозчика и (или) протокол об административном правонарушении в отношении автомобильного перевозчика и (или) водителя транспортного средства.
В случае привлечения к установленной законодательством административной ответственности автомобильного перевозчика иностранного государства и (или) его водителя ему может быть отказано в выезде с территории Республики Беларусь в соответствии со статьей 31 Закона Республики Беларусь от 3 июня 1993 года «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» [9] до прекращения дела об административном правонарушении или исполнения административного взыскания.
Если товары и (или) транспортное средство находятся под таможенным контролем, соответствующее извещение направляется контролирующим лицом, уполномоченным на привлечение к административной ответственности, в ближайший таможенный орган Республики Беларусь.
Информация о нарушениях автомобильным перевозчиком иностранного государства и (или) его водителем порядка выполнения международных автомобильных перевозок по территории Республики Беларусь направляется Транспортной инспекцией в Министерство транспорта и коммуникаций с указанием наложенных административных взысканий.
Министерство транспорта и коммуникаций направляет в компетентные органы стран, в отношении автомобильных перевозчиков (водителей транспортных средств) которых выявлены данные нарушения, предложения о применении мер, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.
ГЛАВА II. ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1. Договор перевозки грузов как вид транспортного договора.
Система транспортных договоров включает в себя три группы договоров: договоры об организации перевозок, договоры перевозки грузов, вспомогательные транспортные договоры. Эта группа транспортных договоров способствует функционированию транспортной системы государства, призванной обеспечить народное хозяйство перевозками грузов. Каждая из трех групп транспортных договоров выполняет самостоятельные задачи в процессе организации и осуществления перевозок.
Договоры об организации перевозок не порождают прав и обязанностей сторон по перевозке конкретных партий грузов. Это - функция разового договора перевозки груза. Именно такой договор порождает права и обязанности по перемещению материальных ценностей.
Договор перевозки - это соглашение об организации перевозок грузов или перевозки пассажиров в пункт назначения. Перевозка, осуществляемая двумя и более видами транспорта, именуется смешанной перевозкой.
Договор перевозки грузов является реальным, поскольку для его заключения недостаточно соглашения между перевозчиком и грузоотправителем, необходима еще и реальная передача груза перевозчику. Он всегда имеет срочный характер, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке.
Данный договор является возмездным, поскольку грузоотправитель оплачивает услуги транспорта в виде провозных платежей, двусторонним, поскольку обе стороны - перевозчик и отправитель - принимают на себя соответствующие обязанности.
В качестве перевозчика обычно выступает специализированная транспортная организация, а грузоотправителя - законный (титульный) владелец груза, либо экспедитор, или иное уполномоченное владельцем груза лицо.
Договор перевозки груза заключается между перевозчиком и отправителем. В случаях, когда в качестве грузополучателя по договору выступает грузоотправитель, число участников правоотношения, возникающего из договора, ограничивается этими двумя лицами. Однако на практике получатель и отправитель в одном лице, как правило, не совпадают. И в этом случае возникает вопрос о роли и месте грузополучателя в транспортных отношениях. Не являясь стороной в договоре, грузополучатель в соответствии с транспортным законодательством приобретает право требования к перевозчику о выдаче груза в пункте назначения. Более того, при ненадлежащем исполнении договора перевозки со стороны транспорта грузополучатель вправе предъявить к нему требования но поводу утраты, порчи груза, его недостачи, просрочки в доставке.
Специфика правового положения грузополучателя в транспортных отношениях вызвала неоднозначный подход к этому вопросу в юридической литературе. Одни авторы считают, что поскольку у грузоотправителя и грузополучателя общие интересы, то их следует признать одной стороной в договоре. Другие полагают, что правовое положение грузополучателя следует рассматривать с позиций договора в пользу третьего лица. Третьи авторы считают, что в данном случае идет речь о договоре, об исполнении третьему лицу - грузополучателю. И, наконец, некоторые специалисты транспортного права отстаивают концепцию, в соответствии с которой грузополучатель (не выступающий одновременно грузоотправителем) является особым субъектом, пользующимся самостоятельными правами и обязанностями, а договор перевозки становится в этом случае трехсторонним. Этот последний подход представляется более предпочтительным.
Основными документами, подтверждающими заключение договора перевозки, являются накладная, которая представляется грузоотправителем станции отправления при сдаче груза к перевозке, а также грузовая квитанция, выданная грузоотправителю в подтверждение груза к перевозке.
Накладная - основной перевозочный документ, поскольку сопровождает груз до мест назначения и выдается грузополучателю. Кроме того, накладная является и письменной формой заключения договора, имеет значение расчетного документа.
Накладная должна содержать следующие сведения:
- место и дата ее составления;
- имя и адрес отправителя;
- имя и адрес транспортного агента; или партий грузов;
- место и дата принятия груза к перевозке и место его доставки, а также, если необходимо, запрещение пе-регрузки груза;
- имя и адрес получателя;
- принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обыч-но признанное обозначение;
- число грузовых мест, их особая разметка и номера;
- вес груза брутто или выраженное в других едини-цах измерения количество груза;
- связанные с перевозкой расходы: стоимость пере-возки, дополнительные расходы, если необходимо, расходы, которые отправитель принимает на свой счет, таможен-ные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момен-та заключения договора до сдачи груза;
- инструкции, требуемые для выполнения таможен-ных формальностей; указание, что перевозка производится независимо от всякой оговорки, согласно требованиям, уста-новленным Конвенцией; инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
- дополнительный срок выполнения перевозки;
- перечень документов, переданных перевозчику.
Значение накладной как основного перевозочного документа, например, обусловлено и тем обстоятельством, что грузоотправитель несет ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных им в накладной.
Грузоотправитель обязан предъявлять грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты, недостачи, порчи или повреждения при перевозке, в исправной таре, соответствующей стандартам и техническим условиям. Перевозчик (железная дорога) обязан подавать под погрузку вагоны и контейнеры исправные, годные для перевозки груза. Обязанности грузоотправителя предъявить груз в надлежащей таре и упаковке соответствует обязанность железной дороги отказать в приеме груза в таре или упаковке, не обеспечивающей его сохранность. Пригодность вагонов для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяется грузоотправителем или дорогой в зависимости от того, чьими средствами проводится погрузка, а контейнеров, цистерн и бункеров - всегда грузоотправителем, так как именно его средствами всегда осуществляется погрузка.
Под грузами товарного характера подразумеваются грузы, имеющие определенную денежную стоимость.[21, c. 79]
Перевозка грузов нетоварного характера оформляется актом замера или актом взвешивания, например, при перевозке грунта, снега и т.д. По этим грузам не ведется складского учета, и по условиям договора автотранспортные предприятия могут быть освобождены от обязанности сдавать груз получателям, т.е. предъявлять груз определенному лицу.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что договор перевозки грузов - это договор по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель - уплатить за перевозку груза установленную плату. [3]
Договоры перевозки грузов являются одной из групп, входящих в состав транспортных договоров, включающих также договоры об организации перевозок, вспомогательные транспортные договоры.
Договор перевозки имеет несколько существенных условий. Существенными условиями любого договора являются его предмет; те условия, которые являются обязательными в силу закона а так же те условия, которые признаны обязательными по соглашению сторон.
Кроме того, существенными условиями договора являются предполагаемые объем и сроки перевозок, перечень и стоимость услуг, порядок расчетов и способы оплаты услуг, ответственность сторон.
Специфика договора перевозки состоит в том, что основная часть условий договора перевозки определяется законодательством и может не предусматриваться соглашением сторон.
Предмет договора перевозки - перевозка груза туда, куда хочет грузоотправитель и куда есть возможность доставить его у перевозчика, куда необходимо доставить груз.
Существенным условием договора перевозки груза является так же его срок.
В соответствии со ст. 746 ГК Республики Беларусь перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в срок, определенный в порядке, предусмотренном законодательством, а при отсутствии таких сроков - разумный срок.
Цена договора так же будет являться существенным условием, поскольку без уплаты проездной цены договор не будет считаться заключенным.
На основании ст.39 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» наряду с условиями, предусмотренными в соответствии с п.1 ст.752 ГК, в договоре об организации автомобильных перевозок грузов определяются маршрут, сроки и графики выполнения автомобильных перевозок грузов, устанавливаются тип и количество используемых транспортных средств, требования к ним и ответственность сторон, порядок расчетов за автомобильные перевозки грузов. Кроме того, в договоре об организации автомобильных перевозок грузов могут быть указаны конкретный перечень услуг, сопутствующих автомобильной перевозке грузов, условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов к автомобильной перевозке, объемы автомобильных перевозок грузов и иные условия организации и выполнения автомобильных перевозок грузов.
В точном соответствии с требованиями законодательства складывается и судебная практика хозяйственных судов Беларуси.
Например, хозяйственный суд Гродненской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску СП ООО «А» к ТЭООО «Б» о взыскании долга, установил следующее.
Между сторонами был заключен договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, согласно которому перевозчик - СП ООО «А» обязался выполнить перевозку груза на условиях и в сроки, согласованные с экспедитором - ТЭООО «Б» и указанные в поручении экспедитора на перевозку груза, а экспедитор обязался своевременно производить расчеты с перевозчиком за оказанные транспортные услуги.
В соответствии с п.4.4 договора, все особые условия касательно конкретной перевозки должны указываться в поручении на перевозку.
ТЭООО «Б» направило СП ООО «А» поручение на перевозку груза № 1092, в котором указаны: марка и номер автомобиля, его объем; дата и время подачи автомобиля под загрузку; вид и вес груза; адрес места загрузки; место затамаживания и место растамаживания; место разгрузки и условия оплаты.
Поручение на перевозку груза № 1092 принято СП ООО «А» на указанных в нем условиях.
В подтверждение осуществления перевозки на указанных в поручении условиях истец представил CMR-накладную № 6049574.
Согласно CMR-накладной № 6049574 груз из Германии в автомобиле, инвойс № 46081596, прибыл в г.Москву в адрес ООО «Ж», переадресован указанной фирмой и выдан ООО «Г».
Суд указал, что в соответствии со ст.739 ГК по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Статьей 9 Конвенции ООН «О договоре международной дорожной перевозки грузов» (КДПГ) предусмотрено, что накладная является доказательством договора перевозки.
Одновременно хозяйственный суд констатировал, что условия перевозки, указанные в поручении на перевозку, и данные, значащиеся в накладной № 6049574, имеют расхождения: отправителем груза показана другая фирма, состав и вес груза отличаются от указанных в поручении на перевозку груза № 1092, наименование организации, уполномоченной распорядиться грузом в соответствии с условиями поручения на перевозку, и фактически получившей груз, не совпадает. Ответчик заявляет, что истец не выполнил поручения на перевозку № 1092.
В соответствии со ст.100 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений. Доказательств оказания услуг по перевозке груза по указанной CMR-накладной № 6049574 в интересах ответчика истец не представил. По указанным причинам хозяйственный суд в иске отказал.[21, c. 80]
Надо отметить, что каждый из договоров, свидетельствующих об автомобильной перевозке грузов, имеет свои специфические существенные условия.
Так, хозяйственный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя «И» к ЗАО CП «Б» о взыскании долга, установил следующие обстоятельства.
В соответствии с договором, заключенным между сторонами, истец, как перевозчик, в период с января 2005 г. по май 2005 г. по путевым листам оказал ответчику (заказчику) услуги по перевозке его грузов автотранспортом. Согласно условию п.4.1 договора, оплата услуг должна быть произведена заказчиком на основании счета-фактуры перевозчика и акта выполненных работ. Истцом предъявлено к оплате платежное требование. Оплата задолженности ответчиком не произведена. Доказательств уплаты долга в полном объеме ответчик суду не представил.
В судебном заседании истец поддержал предъявленные исковые требования в полном объеме. Ответчик исковые требования по существу не оспорил, задолженность не отрицал, но указал, что до предъявления иска, вытекающего из автоперевозки, обязательно предъявление соответствующей претензии в порядке, предусмотренном законодательством. Истец же претензию к ответчику не предъявлял, в связи с чем ответчик просит иск оставить без рассмотрения или уменьшить размер процентов.
Суд в своем решении указал, что в соответствии со ст.290, 291, 739, 751 ГК обязательства, в т.ч. и по договору перевозки груза, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязанности.
Доводы ответчика о несоблюдении досудебного (претензионного) порядка разрешения спора суд признал необоснованными. В соответствии со ст. 751 ГК обязательное предъявление претензии предусмотрено в случае предъявления иска к перевозчику. В данном же случае иск предъявлен перевозчиком (истцом). По указанным основаниям иск удовлетворен в полном объеме.
Сторонами договора перевозки грузов являются перевозчик и отправитель. При этом, если грузоотправитель или грузополучатель одновременно является и перевозчиком, то отсутствует договор перевозки.
Большой интерес вызывает вопрос о правовом статусе иных транспортных организаций, не являющихся непосредственно сторонами договора перевозки, однако принимающих в процессе транспортировки груза самое активное участие. То же самое относится и к организациям, участвующим в правоотношениях по доставке и выдаче грузополучателю грузов и (или) багажа.
Исторически сложилось, что приверженцы первой концепции, так называемой теории единого перевозчика, утверждают, что все перевозчики, фактически принимающие участие в процессе транспортировки груза (пассажира, багажа) в прямой или прямой смешанной перевозке в пункт его назначения, начиная с момента получения первым перевозчиком груза от грузоотправителя и заканчивая моментом получения груза непосредственно грузополучателем от последнего перевозчика, по сути, представляют собой единого перевозчика. Обусловлено это тем, что каждый промежуточный перевозчик в процессе выполнения своих договорных обязательств по транспортировке объекта перевозки на определенном участке всего маршрута в то же время несет ответственность за исполнение всего обязательства по перевозке груза (пассажира, багажа) из начального пункта в конечный.