Рефераты

Правовое регулирование перевозки автомобильным транспортом

p align="left">Сторонники противоположной концепции, напротив, полагают, что промежуточные перевозчики, несмотря на факт их прямого участия в процессе перевозки, не наделены никакими правами и соответственно не обременены никакими обязанностями в отношении грузоотправителя и грузополучателя, ибо они отвечают сугубо за процесс надлежащей транспортировки объекта перевозки в рамках того участка маршрута, в котором он должен этим заниматься в соответствии с договором и товарно-транспортной накладной.

На рынке транспортных услуг действует сейчас субъекты различных форм собственности. Поэтому в целях осуществления государственного регулирования перевозочной деятельности и защиты интересов потребителей транспортных услуг, во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» Советом Министров Республики Беларусь утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом. [16]

С 1 января 2008 г. вступили в силу изменения, внесенные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2007 № 1880 в Положение о лицензировании деятельности в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 № 1388. Внесение изменений в данный документ обосновано прежде всего тем, что принятым и вступившим в силу с 1 января 2008 г. Декретом Президента Республики Беларусь от 26.11.2007 № 7 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17» перевозка груза как вид деятельности переименована, а также изменены отдельные правила лицензирования указанного вида деятельности. Ниже в таблице приведено ранее действовавшее название этого вида деятельности и нынешнее:

 

Название до 1 января 2008 г.

Название после 1 января 2008 г.

Перевозка пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом

Деятельность в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд)

Как того требует действующее законодательство Республики Беларусь, и в частности Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 № 11 (с учетом изменений и дополнений), вид деятельности, если он осуществляется на основании лицензии, должен быть указан в уставе юридического лица.

Следовательно, юридическим лицам, имеющим лицензию и осуществляющим такой вид деятельности, как перевозка грузов, следует внести соответствующие изменения в учредительные документы.

При этом, если исходить буквально из текста п.10 Положения о регистрации, обязанность в месячный срок внести в свои учредительные документы соответствующие изменения и (или) дополнения и представить их в установленном порядке для государственной регистрации возложена на юридических лиц в случаях изменения целей и видов деятельности, если на осуществление таких видов деятельности требуется получение специального разрешения (лицензии).

Положение о регистрации содержит еще одну норму, изложенную в п.6, согласно которой деятельность субъектов хозяйствования является незаконной и запрещается в случае осуществления ими видов деятельности, не указанных в учредительных документах юридического лица, если на осуществление видов деятельности требуется получение специального разрешения (лицензии).

Причем для целей государственной регистрации и осуществления деятельности виды деятельности указываются в соответствии с Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности, а в случае, если на осуществление видов деятельности требуется получение специального разрешения (лицензии), - в соответствии с перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия).

Таким образом, заявительным порядком (путем подачи соответствующего заявления в письменной форме в лицензирующий орган) в бланки специальных разрешений (лицензий), выданные юридическим лицам до 1 января 2008 г., необходимо внести изменения.

Однако постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.03.2008 № 366 юридическим лицам разрешено пользоваться старыми бланками лицензии, выданными до 1 января 2008 г., до конца этого года.

Исходя из вышеприведенного, прямой обязанности внести изменения в уставные документы юридического лица из законодательства не вытекает. Но поскольку позиция лицензирующего органа базируется на принципе, что вид деятельности должен быть указан в уставных документах в соответствии с законодательством, то юридическим лицам следует внести изменения в устав. В связи с тем, что такое изменение в уставные документы вызвано изменением в законодательстве Республики Беларусь, уплачивать государственную пошлину при осуществлении этих действий не нужно.

Контрагентом перевозчика является грузоотправитель, в качестве которого могут выступать как лица юридические, так и физические. В любом случае отправителями признаются только те лица, от имени которых сдается груз для перевозки и оформляется перевозочный документ, являющийся доказатель-ством заключения договора перевозки.

Перевозчик обязан выдать груз уполномоченному на его получение лицу, которое именуется грузополучателем. В качестве грузополучателя может высту-пать и отправитель груза. Но чаще получателем груза является не его отправи-тель, а третье лицо, указанное отправителем. Это лицо может быть связано с грузоотправителем любым договором, обусловливающим передачу вещи (куп-ли-продажи, поставки и т.д.). Получатель груза, не являющийся его отправи-телем, является особым участником перевозочного правоотношения. Не участвуя в заключении договора перевозки, он не является и стороной этого договора. Но он участвует в перевозочном правоотношении, поскольку прини-мает от перевозчика исполнение и в соответствии с транспортным законодательством приобретает по отношению к перевозчику определенные права (например, требовать выдачи груза) и обременяется обязанностями (например, принять груз).

Договор перевозки груза оформляется документом строго установленной транспортным законодательством формы.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» подтверждением заключения договора автомобильной перевозки является составление не только товарно-транспортной накладной, но и иного транспортного документа. Транспортными документами при выполнении автомобильных перевозок грузов признаются:

- путевой лист;

- товарно-транспортная накладная;

- международная товарно-транспортная накладная «CMR», составленная согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, принятой в г. Женеве 19 мая 1956 г.;

- заказ-поручение;

- иные документы в соответствии с законодательством.

Использование транспортного средства при выполнении автомобильной перевозки груза оформляется путевым листом. Для выполнения автомобильной перевозки груза товарного характера оформляется товарно-транспортная накладная, а в случаях, предусмотренных Правилами автомобильных перевозок грузов, оформляются заказ-поручение или иные документы, определенные Правилами автомобильных перевозок грузов. Выполнение автомобильной перевозки груза нетоварного характера оформляется путем внесения записи в путевой лист, а в случаях, предусмотренных Правилами автомобильных перевозок грузов, - иными транспортными документами, определенными Правилами автомобильных перевозок грузов.

Транспортные документы оформляются в порядке, установленном Министерством финансов Республики Беларусь по согласованию с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, за исключением CMR-накладной, которая оформляется в порядке, установленном Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь .

Перевозка, осуществляемая перевозчиком, признается перевозкой транс-портом общего пользования, если из законодательства или выданного этому перевозчику разрешения (лицензии) вытекает, что этот перевозчик обязан осу-ществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого граж-данина или юридического лица. Статья 743 Гражданского кодекса Республики Беларусь называет главную особенность транспорта общего пользования - обязанность перевозчика осуществлять перевозки по обращению любого граж-данина или юридического лица, причем на равных условиях. Эта особенность позволяет рассматривать договор перевозки транспортом общего пользования как публичный договор (ст. 396 ГК Республики Беларусь) со всеми последствиями в случае необоснован-ного уклонения перевозчика от заключения договора перевозки.

Права и обязанности сторон составляют содержание договора перевозки. В общей форме оно предусмотрено в ст. 739 ГК Республики Беларусь. Детально содержание прав и обязанностей сторон регламентировано в транспортных уставах, кодексах и правилах перевозок.

Статья 744 ГК Республики Беларусь в качестве основной обязанности клиента транспортной орга-низации называет уплату провозной платы. При этом предусматривается два порядка определения платы за перевозку грузов.

Во-первых, для перевозок транспортом общего пользования сделано исключение из принципа свободы договора и установлено, что здесь провозная плата опре-деляется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами, кодексами и иным законодательством.

Для других перевозок допускается соглашение сторон по вопросам установления размера провозной платы, но и в данном случае это соглашение может быть ограничено законодательством.

В том случае, если перевозчик по требованию грузовладельца будет выпол-нять работы и услуги, не предусмотренные тарифами, плата за них определяет-ся соглашением сторон.

В обеспечение выполнения клиентом своей обязанности по уплате провоз-ной платы при перевозке грузов допускается применение со стороны перевоз-чика такого способа обеспечения исполнения обязательств, как удержание (ст. 340 ГК Республики Беларусь).

В грузовых перевозках основная обязанность перевозчика заключается в доставке груза по месту назначения. Эта обязанность непосредственно связана с обязанностью перевозчика подать транспортное средство грузоотправителю в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Отношения пе-ревозчика и грузоотправителя при подаче транспортных средств под погрузку должны строиться исключительно на договорной основе. В то же время дого-ворное регулирование подачи транспортных средств не исключает применения к отдельным видам перевозок централизованного порядка подачи транспорт-ных средств, например при поставках для государственных нужд.

Обязанность перевозчика подавать под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза, кор-респондируется с правом грузоотправителя отказаться от поданных транспорт-ных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

Погрузка и выгрузка груза осуществляется участниками перевозки в поряд-ке, установленном договором перевозки. При этом не исключается соблюдение участниками положений специального законодательства, регулирующего эти вопросы.

Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» автомобильный перевозчик обязан подать в срок, установленный договором автомобильной перевозки груза, договором фрахтования для автомобильной перевозки грузов или договором об организации автомобильных перевозок грузов, исправное транспортное средство под загрузку в состоянии, пригодном для автомобильной перевозки соответствующих грузов.

Грузоотправитель вправе отказаться от своевременно поданного под загрузку транспортного средства, если оно не соответствует условиям договора или непригодно для автомобильной перевозки соответствующих грузов.

Если своевременно поданное под загрузку транспортное средство не соответствует условиям договора или непригодно для выполнения автомобильной перевозки соответствующих грузов, то такое транспортное средство считается не поданным под загрузку.

Время подачи под загрузку транспортного средства исчисляется с момента прибытия транспортного средства и предъявления грузоотправителю путевого листа водителем транспортного средства.

До подачи под загрузку транспортного средства автомобильным перевозчиком в сроки, установленные договором автомобильной перевозки груза или договором об организации автомобильных перевозок грузов, грузоотправитель обязан подготовить груз и предъявить его к автомобильной перевозке в соответствии с Правилами автомобильных перевозок грузов.

Груз, предъявленный к автомобильной перевозке в состоянии, не соответствующем требованиям Правил автомобильных перевозок грузов и условиям договора, считается непредъявленным к автомобильной перевозке. В этом случае заказчик автомобильной перевозки груза возмещает автомобильному перевозчику убытки, связанные с подачей транспортного средства под загрузку.

Грузоотправитель имеет право предъявлять к автомобильной перевозке груз с объявленной ценностью в размере, не превышающем его реальную стоимость.

Порядок подготовки и предъявления к автомобильной перевозке отдельных видов грузов устанавливается Правилами автомобильных перевозок грузов и иными актами законодательства.

При приеме к автомобильной перевозке груза товарного характера автомобильный перевозчик обязан проверить правильность оформления транспортных документов, внешнее состояние груза, его упаковку и количество, а при необходимости - и температуру груза, за исключением случаев, когда соглашением сторон предусмотрено сопровождение груза заказчиком автомобильной перевозки груза.

При приеме к автомобильной перевозке груза товарного характера, перевозимого навалом, насыпью, наливом или в контейнерах, в транспортном документе должна быть определена и указана масса груза.

Определение массы груза и (или) проверка числа грузовых мест производятся совместно грузоотправителем и автомобильным перевозчиком (их представителями) техническими средствами грузоотправителя, если иное не установлено соглашением сторон.

Порядок определения массы различных видов грузов устанавливается Правилами автомобильных перевозок грузов и иными актами законодательства.

Груз товарного характера считается принятым к автомобильной перевозке после подписания автомобильным перевозчиком соответствующего транспортного документа.

Если в транспортный документ не были внесены соответствующие уточнения (оговорки), то считается, что груз и его упаковка в момент принятия к автомобильной перевозке были в надлежащем состоянии, а масса груза, число и маркировка грузовых мест соответствовали указанным в транспортном документе.

Если договором перевозки груза или договором об организации перевозок грузов не предусмотрено иное, то погрузку производит грузоотправитель.

В случае, когда погрузка осуществляется грузоотправителем, автомобильный перевозчик обязан контролировать укладку и крепление груза, а грузоотправитель по указанию автомобильного перевозчика обязан устранить нарушения укладки и крепления груза.

При использовании транспортных средств или транспортного оборудования с грузовым пространством закрытого типа (фургоны, контейнеры, цистерны и т.п.) допускается автомобильная перевозка груза под пломбой грузоотправителя, о чем делается соответствующая отметка в транспортном документе. Порядок пломбирования устанавливается Правилами автомобильных перевозок грузов.

Порядок приема грузов к автомобильной перевозке устанавливается Правилами автомобильных перевозок грузов и иными актами законодательства.

В пункте назначения автомобильный перевозчик выдает груз грузополучателю.

Выдача груза грузополучателю производится по массе груза и (или) числу грузовых мест в том же порядке, в каком груз был принят от грузоотправителя.

Груз товарного характера, перевозимый навалом, насыпью или наливом и прибывший без признаков недостачи, выдается грузополучателю без проверки массы груза, если у грузополучателя отсутствуют технические средства для ее определения.

При автомобильной перевозке груза нетоварного характера автомобильный перевозчик может быть освобожден заказчиком автомобильной перевозки груза от обязанности выдачи груза грузополучателю. В этом случае автомобильный перевозчик обязан выгрузить груз в месте, определенном заказчиком автомобильной перевозки груза.

При определении массы груза путем взвешивания автомобильный перевозчик не несет ответственности за несоответствие массы груза, указанной в транспортном документе, его фактической массе, если разница в массе не превышает норм естественной убыли или точности взвешивания.

Получение грузополучателем груза удостоверяется его отметкой в транспортных документах в соответствии с Правилами автомобильных перевозок грузов и иными актами законодательства.

Если договором перевозки груза или договором об организации перевозок грузов не предусмотрено иное, то выгрузку груза производит грузополучатель.

Грузополучатель может отказаться от получения груза только в случае, если свойства груза вследствие порчи или повреждения изменились настолько, что исключают возможность полного или частичного использования груза по прямому назначению.

При отказе от получения груза грузополучатель обязан сделать отметку об этом в соответствующем транспортном документе.

Заказчик автомобильной перевозки груза вправе переадресовать груз, если это предусмотрено соглашением сторон.

При отказе грузополучателя от получения груза автомобильный перевозчик должен получить письменные указания заказчика автомобильной перевозки груза относительно этого груза, если иное не установлено соглашением сторон. Заказчик автомобильной перевозки груза должен оплатить автомобильному перевозчику дополнительные расходы, связанные с реализацией или утилизацией груза, возвращением его грузоотправителю или переадресовкой.

Нормы времени нахождения транспортного средства под загрузкой и разгрузкой, а также на выполнение дополнительных операций, связанных с погрузкой и выгрузкой груза, устанавливаются Правилами автомобильных перевозок грузов.

Сроки доставки груза определяются соглашением сторон.

Просрочка в доставке груза имеет место, когда груз не был доставлен в согласованный срок, а в случае отсутствия согласованного срока имеет место, когда фактическая продолжительность автомобильной перевозки груза с учетом ее конкретных обстоятельств превышает разумный срок.

Сроки доставки груза, пассажира и багажа в пункт назначения определя-ются транспортным законодательством. При отсутствии установленных зако-нодательством сроков исполнения договора груз, пассажир или багаж должны быть доставлены до места назначения в разумный срок.

Перевозка с условием предоставления всего транспортного средства или его части на один или несколько рейсов оформляется договором фрахтования, или чартером. По этому договору одна сторона (фрахтовщик) обязуется предо-ставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Договор фрахтования - консенсуальный.

Отечественное право применяет понятие «договор фрахтования» исключительно к перевозке грузов, пассажиров, багажа. Все остальные формы эксплуатации судов являются договором аренды судна как транспортного средства.

По договору фрахтования для автомобильной перевозки грузов автомобильный перевозчик (фрахтовщик) обязуется предоставить за плату заказчику автомобильной перевозки грузов (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для автомобильной перевозки грузов.

Порядок заключения договора фрахтования для автомобильной перевозки грузов устанавливается Правилами автомобильных перевозок грузов и иными актами законодательства. [5, ст. 38 ].

Законом Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» дополнены и уточнены некоторые положения, касающиеся порядка исполнения договора автомобильной перевозки груза. В частности, установлены право заказчика автомобильной перевозки груза переадресовать груз, если это предусмотрено соглашением сторон, и обязанность грузополучателя производить выгрузку груза, если иное не предусмотрено договором автомобильной перевозки груза или договором об организации автомобильных перевозок грузов. Впервые закреплена норма об определении просрочки в доставке груза.

Как определено частью третьей ст. 47 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», просрочка в доставке груза имеет место, когда груз не был доставлен в согласованный срок, а в случае отсутствия согласованного срока имеет место, когда фактическая продолжительность автомобильной перевозки груза с учетом ее конкретных обстоятельств превышает разумный срок.

Законом Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» предусмотрено обязательное предъявление претензии по требованиям, вытекающим из обязательств по автомобильной перевозке грузов, только к автомобильному перевозчику.

В случае возникновения разногласий между автомобильным перевозчиком и заказчиком автомобильной перевозки, вызванных несохранностью груза при автомобильной перевозке, оформляется акт о несохранности груза при автомобильной перевозке, а при других обстоятельствах - акт о разногласиях между автомобильным перевозчиком и заказчиком автомобильной перевозки. Представители автомобильного перевозчика и заказчика автомобильной перевозки должны подписать соответствующий акт, а при несогласии с его содержанием - изложить в нем свое мнение.

Если представитель автомобильного перевозчика отказывается подписать соответствующий акт, заказчик автомобильной перевозки должен в течение суток письменно известить об этом автомобильного перевозчика. Автомобильный перевозчик в течение трех рабочих дней со дня получения извещения должен рассмотреть сложившуюся ситуацию и сообщить данному заказчику о принятом решении.

Акт составляется в двух экземплярах, первый передается автомобильному перевозчику вместе с товарно-транспортной накладной и путевым листом, второй - заказчику автомобильной перевозки.

Факт составления соответствующего акта должен быть отражен в товарно-транспортной накладной.

До предъявления заказчиком автомобильной перевозки иска автомобильному перевозчику необходимо предъявить претензию.

Согласно ст.751 ГК Республики Беларусь до предъявления иска перевозчику, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном законодательством.

Основанием для предъявления автомобильным перевозчиком претензии к заказчику автомобильной перевозки за простой грузового транспортного средства на погрузке (разгрузке), служат отметки в товарно-транспортной накладной и путевом листе (если типовая форма путевого листа содержит соответствующие реквизиты) о времени прибытия и убытия грузового транспортного средства.

Основанием для предъявления автомобильным перевозчиком претензий к заказчику автомобильной перевозки за простой грузового транспортного средства в месте стоянки служит письменный отказ этого заказчика от выполнения договора об автомобильной перевозке груза.

Передача заказчиком автомобильной перевозки права на предъявление претензий или исков другим юридическим или физическим лицам не допускается, за исключением случаев передачи такого права экспедитору, а также грузоотправителем грузополучателю или грузополучателем грузоотправителю. При этом в товарно-транспортной накладной делается соответствующая запись, заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера грузоотправителя (грузополучателя), а также печатью.

Претензии на возмещение ущерба за утрату, порчу, недостачу или повреждение груза должны предъявляться по каждой отправке в отдельности.

Претензии к автомобильному перевозчику могут быть предъявлены заказчиком автомобильной перевозки в течение шести месяцев.

О результатах рассмотрения претензий автомобильный перевозчик должен уведомить заказчика автомобильной перевозки в 30-дневный срок. В случае отклонения претензии автомобильным перевозчиком он должен указать причины.

При частичном удовлетворении или отклонении претензии автомобильный перевозчик возвращает претензию заказчику автомобильной перевозки вместе с прилагаемыми документами.

При удовлетворении претензии в полном объеме документы, представленные заказчиком автомобильной перевозки, не возвращаются.

Иск к автомобильному перевозчику может быть предъявлен заказчиком автомобильной перевозки в случае отказа автомобильного перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в 30-дневный срок.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из автомобильной перевозки груза, составляет один год с даты получения ответа на предъявленную претензию.

При обращении в суд каждое обстоятельство, на которое ссылается сторона в деле, должно быть подтверждено надлежащим доказательством

Так, общество обратилось в суд с иском к предприятию о взыскании 1 420 000 руб. задолженности за оказанные услуги по перевозке груза.

Как следует из материалов дела, согласно договору от 01.08.2006 б/н, заключенному между сторонами, истец принял на себя обязательство оказывать ответчику услуги по перевозке грузов. Согласно заявке-договору от 02.08.2006 № 06/08-Р по СМR-накладной истец выполнил для ответчика перевозку по маршруту Петровице - Санкт-Петербург на сумму 1 420 000 руб., что ответчиком не отрицается.

В соответствии с условиями заявки ответчик обязался оплатить услуги перевозки в течение 10 банковских дней с момента получения оригиналов СМR-накладной. По условиям договора (п.6.2) расчеты могут осуществляться в безналичной или наличной форме в любой свободно конвертируемой валюте.

В предусмотренном договором порядке, по мнению истца, ответчик обязательства по оплате услуг надлежащим образом не выполнил.

На основании изложенного истец обратился в суд с иском, в котором просит взыскать с ответчика 1 420 000 руб. возникшей задолженности.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика исковые требования не признал и в судебном заседании пояснил, что перевозка была оплачена в соответствии с п.6.2 договора наличными денежными средствами непосредственно водителю перевозчика в полном объеме, что подтверждается письмом грузополучателя от 24.07.2007 № 3. Представитель ответчика заявил ходатайство о необходимости вызова в судебное заседание перевозчика, осуществлявшего данную перевозку.

Вызванный в качестве свидетеля водитель истца Б. в судебное заседание не явился, а представил заявление от 23.07.2007 о невозможности обеспечения явки ввиду нахождения в служебной командировке. По существу поставленных вопросов пояснил, что денежных средств за перевозку от грузополучателя не получал.

Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, выслушав представителей сторон, установил следующее.

На основании ст.290 ГК обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно п.1 ст.739 ГК по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

За перевозку грузов, пассажиров и багажа в силу п.1 ст.744 ГК взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством. Ввиду неоплаты ответчиком услуг по перевозке груза требования истца суд признал обоснованными.

В соответствии с частью второй ст.100 ХПК каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законодательством. При этом согласно ст.104 ХПК обстоятельства дела, которые согласно законодательству должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами.

Как следует из пояснений водителя истца, оплаты за оказанные услуги от грузополучателя он не получал. Каких-либо доказательств передачи денежных средств за перевозку ответчиком не представлено.

В связи с этим утверждение ответчика об оплате перевозки наличными денежными средствами суд признает недоказанным.

Представленные ответчиком письменные пояснения грузополучателя судом в силу части четвертой ст.84 ХПК не приняты во внимание, поскольку были представлены в виде фотокопий без надлежащего заверения.

Таким образом, правовые отношения между перевозчиком и клиентом, складывающиеся при выполнении перевозок, основаны на договоре перевозки и реализуются в его рамках. Подтверждая, таким образом, договорную природу перевозочных отношений, Гражданский кодекс Республики Беларусь признает договор перевозки единственным правовым основанием выполнения перевозки грузов.

2.2. Особенности и проблемы правового регулирования смешанной перевозки грузов.

Как правило, в большинстве стран мира под смешанной понимается перевозка с использованием нескольких видов транспорта, которая выполняется под ответственность одного лица, так называемого оператора смешанной перевозки.

Смешанные перевозки осуществляются на основании договора транспортной экспедиции, который в соответствии со ст.755 ГК Республики Беларусь заключается в письменной форме. Однако применительно к организации смешанных перевозок договор транспортной экспедиции имеет некоторые особенности. Первая особенность заключается в статусе оператора смешанных перевозок.

Экспедитор может заключать с клиентом договоры двух видов: первый - когда в отношениях с третьими лицами, участвующими в выполнении транспортно-экспедиционных услуг, экспедитор выступает от своего имени (самостоятельно действующее лицо, договорной перевозчик и т.п.); второй - когда экспедитор в отношениях с третьими лицами выступает от имени клиента (агент, представитель, поверенный и т.п.).

В принципе, ст.742 ГК Республики Беларусь не запрещает при организации смешанных перевозок заключать с клиентом договоры второго вида, однако сложившаяся международная практика исходит из того, что экспедитор, выступающий в качестве оператора смешанной перевозки, берет на себя ответственность за сохранность груза в процессе транспортировки и, следовательно, может заключать с клиентом договоры только первого вида.

Вторая особенность касается способа заключения договора транспортной экспедиции при организации прямых смешанных перевозок.

В соответствии с п.3 ст.742 ГК Республики Беларусь прямая смешанная перевозка выполняется на основании единого транспортного документа. Это означает, что при организации прямых смешанных перевозок договор транспортной экспедиции заключается путем выдачи экспедитором единого транспортного документа на весь маршрут доставки.

Анализ законодательства Республики Беларусь и сложившейся международной практики позволяет выделить следующие виды единых транспортных документов:

- накладные на смешанные перевозки;

- коносаменты на смешанные перевозки.

Основное отличие между двумя этими видами состоит в том, что накладная не является ценной бумагой, а коносамент является таковой.

В связи с тем, что коносамент - это оборотный документ, то есть передается от одного владельца другому в упрощенном порядке, в качестве единого транспортного документа чаще всего используются коносаменты на смешанные перевозки. Они бывают двух видов. Крупные экспедиторы имеют, как правило, свои собственные формы коносаментов, так называемые house bill of lading. Более мелкие экспедиторы в своей практике используют стандартизированную форму Международной федерации экспедиторских ассоциаций (FIATA) forwarding bill of lading (FBL), Унифицированные правила для документа комбинированной перевозки, одобренные Международной торговой палатой.

Первой большой проблемой гражданско-правового регулирования транспортно-экспедиционной деятельности является несогласованность белорусского законодательства. Вот лишь один из примеров, касающийся непосредственно смешанных перевозок грузов. В соответствии со ст.742 ГК Республики Беларусь прямая смешанная перевозка осуществляется или обеспечивается экспедитором по договору транспортной экспедиции, заключенному путем выписки единого транспортного (в данном случае экспедиторского) документа. А ст.739 ГК Республики Беларусь к транспортным документам относит накладную, коносамент и т.п. При этом перевозка в прямом смешанном грузовом сообщении производится по единому транспортному документу (накладной), составленному на весь путь следования [12, п.84]. Другими словами, если часть прямой смешанной перевозки осуществляется железнодорожным транспортом, ее выполнение на основании коносамента на смешанную перевозку становится невозможным, что противоречит не только ГК, но и Конвенции ООН о международной смешанной перевозке груза [2].

Вторая проблема - недостаточность существующего законодательства. Как известно, в процессе осуществления транспортно-экспедиционной деятельности (а организация смешанных перевозок является видом такой деятельности) экспедитор вступает в гражданско-правовые правоотношения двух видов:

- отношения между клиентом (грузовладельцем) и экспедитором;

- отношения между экспедитором и фактическим исполнителем той или иной услуги (перевозчиком, стивидором, сюрвейером, оператором терминала и т.д.). Условно можно назвать первые внутренними, а вторые - внешними.

Соответственно и все договоры, заключаемые экспедитором, делятся на две большие группы:

- договоры, заключаемые с клиентом (договоры транспортной экспедиции);

- договоры, заключаемые с исполнителем той или иной экспедиторской услуги (договоры перевозки, хранения, страхования и т.п.).

Из смысла норм, дающих определение транспортной экспедиции [3, ст.755], вытекает, что внутренние отношения могут строиться двумя способами, которые условно можно назвать:

1) отношения с участием агента-экспедитора;

2) отношения с участием договорного перевозчика.

Основное отличие состоит в том, что в первом случае во внешних отношениях экспедитор создает права и обязанности для клиента, а во втором - для себя. Соответственно, если при выполнении договора возникают какие-либо спорные моменты (например, утрата груза), в первом случае все спорные вопросы клиент будет решать с непосредственным исполнителем, а экспедитор может либо оказывать клиенту содействие, либо выступать в качестве его представителя, а во втором случае экспедитор обязан возместить ущерб клиенту и имеет право взыскать убытки с непосредственного исполнителя.

В зависимости от статуса экспедитора по-разному строится правовое регулирование внутренних отношений. Если в первом случае достаточно нескольких статей в ГК, касающихся общих предписаний, то во втором, который в соответствии со сложившейся международной практикой используется именно при организации смешанных перевозок, необходима детальная законодательная регламентация целого блока вопросов, которая в белорусском праве отсутствует.

Основным вопросом, с нашей точки зрения, является полноценное распространение на экспедитора института ограничения ответственности по требованиям, вытекающим из договора транспортной экспедиции.

Общее правило, закрепленное, в частности, в ГК, гласит, что убытки за ненадлежащее исполнение обязательств возмещаются в полном размере. Вместе с тем транспортное законодательство (в том числе соответствующие главы ГК) ограничивает договорную ответственность перевозчика определенными пределами (как правило, стоимостью груза, но не свыше определенных сумм в денежном выражении). Необходимо отметить, что, как и в отношении перевозчиков, институт ограничения ответственности экспедитора используется во всех странах.

К сожалению, в белорусском законодательстве в отношении договора транспортной экспедиции ограниченная ответственность экспедитора предусмотрена с целым рядом оговорок. Статьей 756 ГК Республики Беларусь установлено, что экспедитор несет ответственность по основаниям и в размерах, определяемых в соответствии с главой 25 указанного кодекса, которая устанавливает лишь общие правила. Ограниченная же ответственность предусмотрена только в том случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательств вызвано виной перевозчика, и она (ответственность) определяется по правилам, действующим на соответствующем виде транспорта. То есть ГК воспринял так называемую сетевую теорию, от которой отказались практически во всем мире, да и то с целым рядом оговорок.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты