Рефераты

Правовой минимум и государственная регистрация юридических лиц

Правовой минимум и государственная регистрация юридических лиц

85

Содержание

  • Введение
    • Глава 1. Общая характеристика юридических лиц по гражданскому законодательству России
    • 1.1 Становление и развитие категории юридического лица в гражданско-правовой науке и на практике
    • Глава 2. Создание юридических лиц: проблемы правового регулирования и правоприменительной деятельности
    • 2.1 Способы создания юридических лиц
    • 2.2 Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц: современное состояние и перспективы развития
    • Заключение
    • Список использованной литературы
    • Список принятых сокращений
Введение

Гражданский кодекс Российской Федерации и принятые в его развитие законодательные акты ввели в имущественный оборот целый ряд видов и разновидностей юридических лиц. Большинство из этих организационно-правовых форм хорошо известны как российскому, так и зарубежному праву. Однако некоторые конструкции являются для нас непривычными и еще должны быть осмыслены с точки зрения их практического применения. Кроме того, законодательство о юридических лицах содержит множество новелл, использование которых дает возможность грамотному юристу и предпринимателю в некоторой степени уменьшить степень коммерческого риска и снизить налоговое бремя. Современная экономика и общество немыслимы без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.

Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц, как единственных субъектов частного права, оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.

Учение о юридических лицах уже развивается вторую тысячу лет. Так, уже во I - II вв. до н.э. юристами Римской империи обсуждалась идея существования организаций (союзов), обладающих нераздельным, обособленным имуществом (частные корпорации: коллегии), выступающих в гражданском обороте от собственного имени (городские общины), существование которых в принципе не зависит от изменений в составе их участников. Само понятие "юридическое лицо" было неизвестно римским юристам, и его сущность ими не исследовалась, но идеей расширить круг субъектов частного права за счет особых организаций, союзов граждан мы, несомненно, обязаны римскому праву.

За время развития истории и теории юридических лиц, возникло множество концепций и взглядов, что, несомненно, вызывает интерес для исследования.

Итак, актуальность темы настоящего исследования заключается:

во-первых, в том, что за последнее десятилетие кардинально изменилась законодательная база, регулирующая правовое положение юридических лиц, кроме того, кардинально изменилось отношение к юридическим лицам, которые теперь являются и формой предпринимательства;

во-вторых, несомненный интерес вызывает исследование так сказать "новых прав" юридического лица по действующему законодательству, к числу которых можно отнести, например, неизвестное гражданскому законодательству советского периода право на фирму (особое фирменное наименование);

в-третьих, практически оправданным является анализ накопившейся судебно-арбитражной практики по вопросам, связанным с созданием и государственной регистрацией юридических лиц. Такой анализ имеет важное значение с позиций выработки рекомендаций по совершенствованию системы органов государственной власти, обеспечивающих государственную регистрацию юридических лиц, созданию адекватных механизмов такой регистрации, не создающих для субъектов предпринимательства необоснованных административных барьеров, не открывающих простор для коррупционных явлений в системе государственной власти.

Целью работы является исследование современного содержания категории юридического лица, а также комплекса проблем правового регулирования процесса образования юридических лиц, начиная с момента выбора организационно-правовой формы до начала им своей деятельности.

Исходя из указанной цели, в работе должны быть, решены следующие задачи:

исследовать развитие взглядов на корпорацию и корпоративные отношения;

дать сравнительную оценку правовому положению юридических лиц по современному гражданскому законодательству и законодательству советского периода;

сформулировать понятие юридического лица и раскрыть его признаки;

изучить проблему государственной регистрации создания юридических лиц;

исследовать сформировавшуюся за последние несколько лет судебно-арбитражную практику по вопросам создания и государственной регистрации юридических лиц;

в заключение работы подвести итоги исследования, сформулировать практические рекомендации по совершенствованию практики создания юридических лиц.

Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили труды таких авторов, как Суханова Е.А., Тихомирова М.Ю., Новицкого И.Б., Садикова О.Н., Шершеневич Г.Ф., Грибанова В.П., Корнеевой С.М., Закупнь Т.В., Ломакина Д.В. и ряд других авторов.

Методологическую основу настоящей работы составил диалектический метод научного познания, использовавшийся нами в сочетании с частно-научными методами: методом сравнительного правоведения, формально-юридического и историко-правового анализа.

С учетом поставленных целей и задач структура работы включает введение, две главы, содержащих четыре параграфа, заключение и список использованной литературы.

Глава 1. Общая характеристика юридических лиц по гражданскому законодательству России

1.1 Становление и развитие категории юридического лица в гражданско-правовой науке и на практике

Существующие объединения организаций и физических лиц своими корнями уходят в далекую историю и не являются порождениями современной экономики и права. Покровский И.А. писал: "Уже всякое древнее общество характеризуется разнообразными формами коллективизма; оно все состоит из таких или иных союзов-родов, общин и т.д., вне которых индивид находиться не может, вне которых сама правоспособность его немыслима. Но все эти союзы имеют для индивида принудительный характер: он не может не состоять в них, не может выбирать их своей волей, не может, по общему правилу, и выйти из них добровольно" Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. - М.: 1998. С. 144..

Задача выживания, необходимость прокормить себя и свою семью заставляла людей объединяться. Но на известной ступени развития сама принудительность этих объединений оказалась тормозом дальнейшего прогресса. Развитие общества, возникновение товарно-денежных отношений потребовало замены "союзов принудительных", "союзами добровольными", создаваемыми для достижения тех или иных согласованных целей участников.

Гражданско-правовые объединения лиц для совместной деятельности, являющиеся следующей исторической ступенью становления современных объединений, возникли еще в Древнем Риме. Порождением римского права является так называемое товарищество (римская societas), прообраз современного договора о совместной деятельности (простого товарищества). Шретер писал: "Товарищеское объединение нескольких лиц для совместного достижения определенной хозяйственной цели встречается уже в самой глубокой древности. Сама идея товарищеского соглашения там, где сил одного не хватает для разрешения какой-либо жизненной задачи, сама по себе настолько проста и естественная, что всюду, где мы встречаем человека в общении, мы встречаем и договор товарищества. Нет такого гражданского законодательства в прошлом, которое не знало бы товарищества" Шретер В. Советское хозяйственное право. - М.: 1928. - С. 149..

Однако развивающийся торговый оборот не мог удовлетвориться только этой форой. Стало необходимым обособление имущества и ограничение ответственности участников крупных совместных проектов. Именно для достижения этих целей в римском праве появилась конструкция юридического лица. Однако с развитием капиталистического способа производства даже такие формы юридических лиц как акционерные общества, способные объединять большие капиталы и свободно оперировать ими, не смогли удовлетворить все возрастающие потребности в кооперации и интеграции хозяйственной деятельности.

С развитием капитализма связано появление собственно объединений юридических лиц. Такие объединения возникали как в результате принудительных поглощений, создания "систем участий", так и вследствие договорных форм с целью производственной кооперации или разделов рынков сбыта.

Объединения предприятий происходили не только путем прямого "поглощения" мелких, но и "присоединения к себе", подчинения, включения в "свою" группу, в своей "концерн" - как гласит технический термин - посредством "участия" в их капитале, посредством скупки и обмена акций, системы долговых отношений и т.п. и т.д. Так возникли холдинги.

Первые холдинговые компании (холдинговая или держательская - от английского слова to hold - держать) появились в США в конце XIX века как особый тип финансовой компании, которая создавалась для владения контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управляя их деятельностью. Правовая основа создания холдинговых компаний была создана в 1889 году, когда в штате Нью-Джерси, одном из наиболее свободных для предпринимательства, с целью расширения корпоративной системы были разрешены к созданию холдинговые компании в вышеуказанном смысле данного термина.

Организация трестов, ставших крупными монопольными корпорациями, при помощи холдинговой структуры позволяла предпринимателям обходить антитрестовский закон Шермана, поскольку предприятия, входящие в холдинг, сохраняли свою формальную самостоятельность от головной компании. Поэтому после 1889 года многие тресты в США были преобразованы в холдинговые компании.

Бурное формирование холдинговых компаний было вызвано также стратегией присоединений, поглощений независимых компаний, приобретения финансовыми компаниями контрольных пакетов акций промышленно-транспортных корпораций. Новая форма объединения корпоративных компаний (акционерных обществ) оказалась очень жизнеспособной и стала расти быстрыми темпами. Уже к 1928 году из 513 крупнейших корпораций США, акции которых котировались на Нью-Йоркской фондовой бирже, 487 имели холдинговую организацию, причем 92 компании являлись чистыми холдингами и 395 смешанными холдингами Мотылев В.Е. Финансовый капитал и его организационные формы. - М.: 1959. - С. 3..

В настоящее время практически все крупнейшие компании США и Западной Европы имеют холдинговую структуру. В Англии и США, принадлежащих к англо-саксонской системе права, такие объединения так и называются холдингами. В континентальном законодательстве Германии они получили наименование связанных предприятий, к числу которых относятся, в частности, концерны.

История развития отечественной промышленности с 1917 года и до настоящего времени, как справедливо отмечает Петухов Петухов В.Н. Корпорации в российской промышленности: законодательство и практика. - М.: 1999. С. 3., является, прежде всего, историей развития организационно-правовых форм управления ею и, в частности, формирования различных объединений и иных корпоративных форм. Одни из них сопутствовали национализации промышленности и являлись результатом поиска способов организации целых отраслей народного хозяйства. С помощью других осуществлялась жесткая централизация управления плановой экономикой. Третья форма объединений были призваны решить задачу противодействия центробежным тенденциям, когда государство в лице отраслевых органов прекратило оперативное руководство промышленностью.

Каждый этап, развивая промышленности, характеризовался, тем не менее, своими особенностями, отражающимися на правовом статусе, месте в системе управления экономикой, масштабах, структуре, целях создания и полномочиях соответствующих хозяйственных объединений.

Различные виды объединений (тресты, синдикаты) стали создаваться уже в 20-ые годы. Практически вся промышленность была трестирована. Трест рассматривался как промышленное предприятие, включавшее в свой состав фабрики и заводы, нередко наиболее крупные предприятия наделялись правами трестов.

В условиях новой экономической политики в промышленности начали создаваться крупные торговые объединения - синдикаты, призванные упорядочить торговые функции трестов. Синдикаты взяли на себя задачи организации сбыта, распределения заказов, ценообразования, снабжения, организации взаимных расчетов. Синдикаты, интегрируя в масштабах подотраслей группы трестов, явились инструментом централизации государственного управления, тогда как тресты, представляющие собой хозрасчетные звенья, обеспечивали процесс концентрации промышленности. Произошла монополизация народного хозяйства: крупные объединения - синдикаты, сосредоточившие в своих руках заготовку и сбыт продукции в определенной отрасли, являясь хозрасчетными единицами, не были заинтересованы в развитии народного хозяйства в целом Советское гражданское право / Отв. ред. Грибанов В.П., Корнеев С.М. - Т. 1. - М.: 1979. С. 58..

Узкоотраслевая система управления промышленности имела, наряду с определенными достоинствами, так же существенные недостатки; ведомственные барьеры нарушали нормальные производственные связи между предприятиями различных министерств, находившимися в одном и том же административно-территориальном районе. Для устранения этих недостатков Законом СССР от 10 мая 1957 г. "О дальнейшем совершенствовании управления промышленностью и строительством" ВВС СССР. 1957. № П. Ст. 275. была проведена реорганизация системы управления промышленности, в основе которой лежал территориальный принцип. В соответствии с этим Законом Верховные Советы союзных республик получили право образовывать экономические административные районы, которые, как правило, совпадали с существующим административно-территориальным делением. Для управления промышленностью и строительством в каждом экономическом административном районе был создан Совет народного хозяйства (Совнархоз), напрямую подчиняющийся Совету министров союзной республики. Совнархозы и их отраслевые управления осуществляли по отношению к подведомственным предприятиям такие функции как утверждение организационной структуры, назначение руководителей, планирование и контроль за их деятельностью. Узкие рамки хозяйственной самостоятельности предприятий лишали их необходимой оперативности, тормозили дальнейшее развитие социалистической экономики. Поэтому хозяйственная реформа 1965 года была в значительной мере направлена на усиление децентрализации, предоставление большей самостоятельности средним и даже мелким предприятиям. Оценка этой реформы содержится в многочисленных экономических исследованиях. Здесь важно отметить, что опыт вскоре привел к выводу о необходимости усиления централизации управления промышленностью. Централизация была обеспечена укрупнением предприятий, создани5ем системы объединений, которые взяли на себя выполнение ряда функций управления производством, осуществляющихся ранее на уровне предприятий.

По месту в иерархии управления отраслью различались производственные и научно-производственные объединения, представляющие основное звено системы управления промышленностью, и промышленные объединения, относящиеся к среднему звену. До 1986 г. в стране действовало более 500 всесоюзных республиканских промышленных объединений. Руководство промышленным объединением осуществляло управление объединения, которое выступало по отношению к ним как вышестоящий орган. В то же время управление промышленного объединения являлось юридическим лицом, имело самостоятельный баланс, действовало на принципах хозрасчета. Управление объединения несло перед предприятиями и организациями, входящими в его состав, имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством или заключенными договорами. Управление осуществляло выполнение производственно-хозяйственных функций, с позиций экономики нецелесообразных для реализации на каждом конкретном предприятии; формировало особые централизованные фонды материальных резервов, которые распределялись между входящими в состав объединения предприятиями.

Вообще, несмотря на те или иные недостатки в деятельности объединений, именно они оказались на рубеже 80-90 гг. наиболее жизнеспособной формой организации различных отраслей народного хозяйства.

Правовой основой для совершенствования государственного управления экономикой были Закон Союза ССР "О государственном предприятии (объединении)" от 30 июня 1987 года и Положение о государственном объединении, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 23 сентября 1987 года. Закон закрепил правовой статус в виде объединений, к числу которых были отнесены производственные и научно-производственные объединения. Законом предусматривалось значительное усиление экономических методов управления, в том числе между структурными подразделениями объединений, использование хозрасчета и самофинансирования. Предприятиям и объединениям, независимо от их ведомственной принадлежности, были предоставлены права самостоятельно на договорных началах образовывать концерны, консорциумы, государственные производственные объединения, межотраслевые государственные объединения, различные ассоциации и другие крупные организационные структуры, в том числе с участием кооперативов и совместных предприятий с иностранным капиталом. Предусматривалось, что государственные предприятия и объединения, входящие в эти организационные структуры, сохраняют свою хозяйственную самостоятельность.

Так было положено начало объединениям, создаваемым на добровольной, договорной основе. Принципиальной новеллой Закона "О государственном предприятии (объединении)" стало предоставление объединениям, предприятиям и организациям прав выхода из подчинения отраслевым и территориальным органам управления при переходе на арендные отношения. Сочетание правомочия предприятия (объединений) на выход из состава органа государственного управления (министерства) и возможность добровольной кооперации положили начало новому, рыночному этапу становления организационно-правовых форм интеграции в промышленности.

Важное значение в становлении новых подходов в правовом регулировании статуса объединений имело Постановление Верховного Совета РСФСР от 11 октября 1991 г. "Об упорядочении создания и деятельности ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений предприятий на территории РСФСР" Ведомости СНД и ВС РСФСР. 19914. № 43. Ст. 1373., которое запретило органам государственной власти и управления России делегировать региональным, межотраслевым и межреспубликанским союзам, ассоциациям, концернам, корпорациям, холдингам и другим объединениям предприятий полномочия по управлению государственным имуществом и финансировать эту деятельность. Всем созданным на территории Росси концернам, ассоциациям, другим объединениям предприятий запрещалось осуществлять властные функции по отношению к входящим в эти объединения предприятиям, в том числе распоряжаться их имуществом, выступать арендодателями государственных предприятий, учреждать, реорганизовывать и ликвидировать государственные предприятия, назначать и увольнять руководителей государственных предприятий, давать другие, обязательные для исполнения указания. При этом органы государственного управления не имели права ликвидировать объединения предприятий, созданные на добровольной основе.

Формирование объединений с 1991 года происходит в рамках приватизационного законодательства. Приватизация подавляющего большинства предприятий усилила дезинтеграционные процессы. Правовой основой этих процессов, в частности, стал Указ Президента РФ "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" от 1 июля 1992 г. № 721. В соответствии с этим Указом объединения государственных предприятий должны были привести свою организационно-правовую форму в соответствие с действующим законодательством, преобразовав их в товарищества или акционерные общества.

Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом, комитетам по управлению имуществом республик в составе Российской Федерации, краев областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга было предоставлено право приступить к преобразованию производственных и научно-производственных объединений, правовой статус которых ранее не был приведен в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также акционерных обществ закрытого типа, более 50% уставного капитала которых находилось в государственной собственности, в акционерные общества открытого типа, за исключением тех, приватизация которых была запрещена Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации в 1992 г.

Межотраслевые государственные объединения, концерны, ассоциации и другие добровольные объединения предприятий согласно этому Указу должны были преобразоваться в товарищества или акционерные общества с одновременным определением размеров вкладов предприятий-учредителей в их уставной капитал. Государственное имущество, ранее переданное в ведение (на баланс) указанным объединениям органами государственного управления, могло быть внесено в уставный капитал соответствующими комитетами по управлению имуществом при условии преобразования объединений в акционерные общества открытого типа.

С позиций сегодняшнего дня, очевидно, что приватизационное законодательство имело ряд существенных недостатков, серьезно отразившихся на дальнейшем состоянии экономики России. К числу таких недостатков можно отнести разрушение системы управления промышленностью и другими отраслями хозяйства при необеспечения должного правового регулирования новых методов управления и рыночных форм организации объединений предприятий. Организационное единство многих структур было разрушено, а интеграционные процессы не получили соответствующей законодательной поддержки. В результате многие объединения предприятий, играющие большую роль в экономическом потенциале России, прекратили свое существование или оказались несостоятельными в видоизмененных формах решать стоящие перед ними задачи. В то же время структура каждого отдельно взятого предприятия и ее кадровое наполнение оказались неприспособленными для работы в условиях рынка, т.е. свободы хозяйственных связей, самофинансирования и ответственности по своим долгам. Естественно, что разумным было бы включение предприятий в новую хозяйственную организацию - объединение, основанное на новых рыночных механизмах. Такой хозяйственной структурой, основанной на рыночных принципах контроля над собственностью, стали холдинговые компании.

Первая холдинговая компания АО "Автосельхозмашхолдинг" ("АСМ-холдинг") была создана в октябре 1991 года на основе отраслевой системы бывшего Министерства автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. Созданный холдинг оказался практически неуправляемым вследствие своих гигантских размеров, территории (это была транснациональная корпорация) и численности входящих в состав субъектов.

В отличие от "АСМ-холдинга" более жизнеспособными оказались холдинговые компании, созданные в топливно-энергетическом комплексе страны. В уставной капитал этих холдингов были вложены контрольные пакеты акций государственных предприятий - производителей топлива и технологически связанных с ними предприятий смежных отраслей. К таким холдинговым компаниям относятся РАО "ЕЭС России", "Газпром", "Лукойл", "Юкос". Корпорации холдингового типа с государственной долей участия сложились в России преимущественно в отраслях, относящихся к категории естественных монополий, либо в тех отраслях, которые демонополизированы, но где утрата государственного контроля была нежелательна по соображениям стратегического характера. В других отраслях (помимо топливно-энергетического комплекса) возникло около 100 холдингов с участием государства (например, "Связьинвест", "Рослеспром", "Российская металлургия", "Российская электроника").

На основании вышеизложенного следует сделать вывод: объединения коммерческих организаций - исторически сложившийся вид объединений, уходящий своими корнями в древность.

Развитие объединений шло от примитивных видов с простейшими целями до сложных форм с изменением содержания, структуры, усложнением целей объединений: от рода (общины) к простому товариществу (римская societas), от простого товарищества к юридическому лицу, от юридического лица к объединению юридических лиц.

Возросшие потребности хозяйственной кооперации, интеграции финансового и промышленного капиталов, монополизация капиталистической экономики вызвали к жизни собственно объединения коммерческих организаций, возникающие как в результате принудительных "поглощений" и подчинения в силу экономической зависимости, так и в добровольном договорном порядке.

История развития отечественной промышленности - это история возникновения, развития и прекращения тех или иных форм хозяйственных объединений. Каждый этап развития народного хозяйства характеризовался своими особенностями, отражающимися на правовом статусе, месте в системе управления экономикой, масштабах, структуре, целях создания и полномочиях хозяйственных объединений.

С процессами приватизации и акционирования государственных предприятий в России связано создание первых холдинговых компаний.

Холдинговые компании рассматривались как форма разгосударствления крупных предприятий и объединений с задачей сохранения технологических и кооперационных связей между входящими в них структурными единицами.

Приватизационное законодательство характеризовалось разрешительным порядком образования холдинговых компаний, большое внимание уделялось соблюдению антимонопольных требований.

С момента принятия ГК РФ (1 января 1995 года) административно-правовые методы регулирования деятельности объединений утратили свое значение, уступив место гражданско-правовым.

Понятие, сущность, признаки и классификация юридических лиц

Понятие юридического лица.

Совершенствование столь сложного и важного социального института, как юридическое лицо, едва ли возможно без его серьезных научных исследований. Они велись на протяжении всей истории существования юридических лиц, привели к созданию в XIX веке ряда фундаментальных теорий и активно продолжаются в современной цивилистике.

Основная научная проблема, вызывающая наибольшие дискуссии, - это вопрос о том, кто или что является носителем свойств юридической личности, т.е. субстратом юридического лица. В зависимости от ответа на вопрос о том, что стоит за понятием юридического лица, различные теории юридического лица можно разделить на две большие группы: концепции, отрицающие существование некоего реального субъекта со свойствами юридической личности, и концепции, признающие существование носителя таких свойств. Хвостов В.М. Система римского права. - М. - 1996.; - С. 114.

К первой группе теорий относится концепция Свиньи, ставшая одной из первых фундаментальных теорий юридического лица и получившая название "теории фикции". По взглядам Савиньи, свойствами субъекта права (сознанием, волей) в действительности обладает только человек. Однако законодатель в практических целях признает за юридическими лицами свойства человеческой личности, олицетворяет их. Таким образом, законодатель, прибегая к юридической фикции, создает вымышленного субъекта права, существующего лишь в качестве абстрактного понятия.

Против этой теории было много возражений. Основное возражение заключалось в том, что эта теория покоится на ложном предположении, будто действительными субъектами права могут быть только живые, физически существующие люди Могилевский С.Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ: Учеб. - практич. пособ. - М.: Дело, 2004. - С. 4. .

Так, Трубецкой, возражая сторонникам теории фикций, указывал, что в действительности субъект пользования и субъект наслаждения - вовсе не одно и то же. "Мы знаем множество случаев, - писал он, - когда право принадлежит одному лицу, а пользуется, наслаждается им другое лицо. Положим, я завещал все мое имение душеприказчику, с тем чтобы он раздал столько-то бедным, столько-то разным благотворительным учреждениям: в этом случае субъектом права является душеприказчик, а субъектами пользования - бедные. Стало быть, нельзя отрицать за учреждением значение действительного субъекта права на том основании, что оно не является субъектом пользования. Мы видели, что понятие субъекта права вообще не совпадает с понятием конкретного, живого индивида; вследствие такого несовпадения субъектами прав прекрасно могут быть признаваемы учреждения и общества, причем для этого вовсе не нужно прибегать к фикции. В самом деле, фикция есть вымысел, предположение чего-то несуществующего; между тем, приписывая права учреждениям и корпорациям, мы вовсе не вынуждены вымышлять что-либо несуществующее: соединения людей в общества, преследующие определенные цели, а равным образом и учреждения с определенными функциями есть величины весьма реальные. Раз "субъект прав" - вообще не то же, что человек, то называть учреждения и корпорации юридическими лицами вовсе не значит создавать фикции" Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998. - С. 134..

Теория "персонифицированной цели", предложенная Бринцем, схожа с "теорией фикции" в том, что отрицает существование реального субъекта, обладающего свойствами юридического лица. Поскольку целью института юридического лица является лишь управление имуществом, то и юридическое лицо есть не что иное, как сама эта персонифицированная цель.

Вторая группа теорий юридического лица исходит из тезиса о реальности существования юридических лиц как действительных, а не вымышленных образований. При этом основоположник "органической теории" Гирке уподоблял юридическое лицо человеческой личности, понимая его как некую союзную личность, социальный организм, отличный от суммы участвующих в союзе людей. Саллейль, разработавший "реалистическую теорию" юридического лица, также заявлял о реальности существования юридических лиц как особых субъектов права, несводимых к сумме индивидов, сумев избежать при этом некоторой биологизации юридических лиц, присущей взглядам Гирке.

Особняком в ряду теорий юридических лиц стоит концепция Иеринга полагавшего, что юридическое лицо, как таковое, в действительности не существует. Это - не более чем юридический курьез. Поскольку право - это система защищенных законом интересов, то законодатель дает правовую защиту отдельным группам людей, позволяя им выступать вовне как единое целое, что, однако, не означает создания нового субъекта права. Таким образом, Иеринг сочетал тезис о фиктивности самого юридического лица с признанием реальности стоящих за ним групп людей.

Зарубежные исследования сущности юридического лица в ХХ веке в целом не вышли за рамки рассмотренных выше концепций. Пожалуй, в современной западной цивилистике возобладало прагматическое мнение о том, что "… после стольких попыток разрешения вопроса о юридическом лице, ничего не может быть легче новой попытки его разрешения, но вместе с тем, ничего не может быть более бесплодного…".

Для уяснения понятия юридического лица большое значение имеют цели создания и признаки этого субъекта гражданских правоотношений. В силу исторического развития основными условиями создания юридических лиц являются:

обособленность определенной имущественной массы и включение ее в гражданский оборот (в хозяйственных (торговых) обществах);

ограничение предпринимательского риска (в акционерных обществах);

оформление, осуществление и защита коллективных (групповых) законных интересов различного рода, как в имущественной, так и в нематериальной сфере.

В современном российском законодательстве содержится следующее определение юридического лица через выделение основной экономической и правовой цели: "Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имущество, имеет самостоятельный баланс или смету, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде" (ст.48 ГК РФ).

Юридическое лицо имеет следующие признаки:

организационное единство. Из него следует, что юридическое лицо обладает соответствующей устойчивой структурой. Выступление юридического лица как единого целого обеспечивается тем, что во главе соответствующего образования стоят наделенные весьма определенной компетенцией органы, которые осуществляют внутреннее управление юридическим лицом и действуют от его имени вовне. Те, кто находятся внутри юридического лица - руководители, работники, должны знать, что представляет собой соответствующее образование, чем оно будет заниматься, кто и как управляет им, что представляет собой его имущество и др. Это же важно и для тех, кто вступает или только намеревается вступить с данным образованием в правовые отношения;

наличие системы существенных социальных взаимосвязей, посредством которых люди объединяются в единое целое;

наличие внутренней структурной и функциональной дифференциации;

наличие определенной цели образования и функционирования;

обладание обособленным имуществом (экономический признак). При этом под "обособленным имуществом" подразумевается имущество в его широком значении, включающем вещи, права на вещи и обязанности по поводу вещей. Даная норма предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества его учредителей, а если речь идет об организации, построенной на началах членства, то есть корпорации, от имущества ее членов. Свое конкретное выражение имущественная обособленность находит в том, что юридическое лицо в зависимости от его вида должно иметь либо самостоятельный баланс (коммерческая организация), либо самостоятельную смету (некоммерческая организация);

материально-правовой признак, означающий способность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени, т.е. способность от своего имени приобретать, иметь и осуществлять имущественные и личные наследственные права и нести обязанности, а также самостоятельно нести имущественную ответственность по своим обязательствам;

способность быть истцом и ответчиком в суде общей компетенции, арбитражном и третейском суде (процессуально-правовой признак).

Эти признаки определяются действующим законодательством и закрепляются в учредительных документах юридического лица.

Понимать юридическое лицо можно, прежде всего, как коллективное образование - организацию. Такая трактовка юридического лица имеет свое историческое объяснение.

Юридическое лицо появилось как форма удовлетворения общественной потребности в механизме централизации капиталов, необходимых для реализации крупных хозяйственных проектов; с помощью юридического лица осуществляется процесс сращивания банковского и промышленного капитала, образования крупных компаний на национальном и международном уровнях. Институт юридического лица используется и в целях оформления различного рода коллективных интересов не только в имущественной сфере. Таковы действующие в виде юридических лиц просветительные, религиозные и иные подобные общества. Юридические лица могут быть созданы для защиты интересов отдельных слоев и групп населения (например, профсоюзы, общества потребителей и т.п.) Кулагин М.И. Избранные труды. - М.: Статус, 1997. С. 330..

Для того чтобы облегчить положение участников гражданского оборота, и, прежде всего тех из них, кто решает для себя вопрос о заключении договора с соответствующим образованием, установлена обязательная государственная регистрация юридических лиц. Включение того или иного образования в единый реестр юридических лиц (ст.51 ГК РФ) служит необходимым, достаточным и вместе с тем бесспорным доказательством того, что данное образование признано в установленном порядке юридическим лицом.

Коллективные образования, которые не являются юридическими лицами, не в праве выступать в гражданском обороте ни от своего, но от чужого имени.

Сущность юридического лица.

Участниками гражданских правоотношений являются не только физические лица (граждане), но и юридические лица - организации, специально создаваемые для участия в гражданском обороте. Поскольку гражданский оборот имеет имущественный, товарный характер, участвовать в нем могут лишь независимые, самостоятельные товаровладельцы, имеющие собственное имущество. Поэтому юридические лица должны иметь свое имущество, обособленное от имущества их создателей (учредителей, участников). Этим имуществом они будут отвечать перед своими кредиторами (контрагентами).

Закрепление определенного имущества за организацией в целом означает его выбытие из состава имущества ее учредителей (участников). Но одновременно значительно уменьшается риск их возможных потерь от участия в обороте. Ведь именно учредители (участники) управляют деятельностью созданного ими субъекта, а нередко даже прямо или косвенно участвуют в ней и тем самым в имущественном обороте, тогда как неблагоприятные имущественные последствия этой деятельности по общему правилу относятся на имущество этого субъекта (организации), а не на их собственное. В этом и состоит смысл конструкции юридического лица.

Использование этой конструкции свойственно высокоразвитому имущественному обороту. Не случайно юридические лица, прежде всего в форме различных торговых (купеческих, предпринимталеьских) компаний, стали широко признаваться законодательством лишь с появлением и усилением экономической потребности в объединении крупных капиталов, как правило, не обещавшем быстрой отдачи и потому связанном с риском, непомерным для одного и даже нескольких предпринимателей (например, в эпоху великих географических открытий - для организации морских экспедиций и заморской торговли, позднее - для строительства судоходных каналов и железных дорог и т.д.). Конструкция юридического лица дала возможность создавать такие объединения капиталов за счет имущественных вкладов многих лиц (первоначально главным образом купцов), рисковавших при этом по общим обязательствам лишь некоторой, заранее известной частью своего имущества (и получавших часть общих доходов соразмерно возложенным средствам).

В результате объединения (отчуждения) части имущества учредителей появляется новый субъект права - собственник, являющийся не физическим лицом, а неким искусственным (в этом смысле - "фиктивным") образованием, признаваемым, однако, законом особым, самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. Более того, данный субъект в принципе продолжает существовать и в случаях ухода из общего дела одного, нескольких или даже всех учредителей (участников). Иначе говоря, его юридическая личность является вполне самостоятельной, независимой от личности создавших его лиц и не сводится к ней. Поэтому такой субъект выступает в обороте от своего собственного имени, а не от имени своих участников, и приобретенные им гражданские права и обязанности принадлежат именно ему, а не его участникам. Этим, в свою очередь, предопределяется и необходимость возложения возможной ответственности по долгам этого субъекта на его имущество, а не на имущество его учредителей (участников).

Создание юридического лица может преследовать не только цель получения прибыли на вложенное имущество (в том числе лицами, не являющимися предпринимателями), но и цель материального обеспечения управленческой, научно-образовательной, культурно-воспитательной, благотворительной или иной общественно полезной деятельности (не предполагающей получение прямых доходов от нее). Но во всех ситуациях применение данной юридической конструкции связано с обособлением определенного имущества с целью ограничения имущественной ответственности (т.е. уменьшения риска участия в гражданском обороте) для ее учредителей (участников).

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты