Рефераты

Правовой минимум и государственная регистрация юридических лиц

ледовательно, основными функциями (задачами), выполняемыми конструкцией юридического лица, являются ограничение риска ответственности по долгам и более эффективное использование капитала (имущества), в том числе при его объединении учредителями (участниками). Таким образом, юридическое лицо как субъект гражданского права, по сути, представляет собой не что иное, как особый способ организации хозяйственной деятельности, заключающийся в обособлении, персонификации имущества, т.е. в наделении законом обособленного имущества качествами "персоны" (субъекта), признании его особым, самостоятельным товаровладельцем. Именно персонификация имущества характеризует его юридическое обособление от имущества и личности своих учредителей и дает ему возможность последующего самостоятельного участия в гражданском обороте (т.е. приобретения и осуществления, гражданских прав и обязанностей) под собственную имущественную ответственность перед своими кредиторами. Из сказанного становится очевидным, что категория юридического лица является гражданско-правовой, созданной для удовлетворения определенных реальных потребностей имущественного (гражданского) оборота.

Классификация юридических лиц.

Длительное время в различных странах наибольшее значение придается двум видам классификации: делению юридических лиц на объединения лиц и объединения капиталов и их делению на корпорации и учреждения.

Первая классификация проводится по степени участия или преимущественного участия труда и капитала. Характерными особенностями объединения лиц являются личное участие членов в хозяйственной деятельности и их солидарная ответственность по обязательствам объединения (например, полные товарищества континентального права, товарищества американского права и товарищества с неограниченной ответственностью). При объединении капиталов члены их обязаны участвовать в приложении капитала к процессу воспроизводства. Представительство и оперативную деятельность таких объединений осуществляют специальные органы. Объединение само несет ответственность по своим обязательствам (например, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества континентального права, английские частные и публичные компании с ограниченной ответственностью, корпорации США) Долинская В.В. Торговые товарищества: сравнительный анализ // Вестник моск. ун-та. Сер. 11.: Право, 1992. № 3 - С. 194.. Целью деятельности обеих групп является систематическое получение прибыли.

Деление юридических лиц на корпорации и учреждения проводится по порядку создания имущественной базы юридического лица, отчасти - по субъективному составу и по сфере деятельности. В основном, корпорация создается путем объединения имущества на основе членства вкладчиков для предпринимательской деятельности. Учреждение же создается путем выделения средств одного лица для непредпринимательских целей и представляет собой по внутреннему содержанию некое единое целое. Таким образом, вторая классификация шире первой и охватывает всю сферу гражданского оборота, а не только предпринимательских отношения, хотя и менее детализирована применительно к последним. К этой, второй, классификации было близко существовавшее до недавнего времени в нашей стране деление юридических лиц на учреждения (непроизводственная сфера) и предприятия (сфера производства).

В настоящее время легальная классификация юридических лиц усложнилась. В качестве первого ее основания, всегда сохраняющего юридическую силу и ее значение, можно назвать форму собственности, в рамках которой создается и функционирует юридическое лицо. На современном этапе выделяют государственные юридические лица (право государственной собственности), муниципальные (право муниципальной собственности) и частные (право собственности граждан и юридических лиц).

Следующим основанием классификации выступает соотношение в правах учредителей (участников) и самого юридического лица на имущество последнего (п.2, 3 ст.48 ГК РФ).

По этому основанию выделяются:

1. Юридические лица, в отношении которых учредители (участники) имеют обязательные права (хозяйственные общества и товарищества, потребительские и производственные кооперативы);

2. Юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещественное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние, а также финансируемые собственником учреждения);

3. Юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

В первом случае имущество, передаваемое юридическому лицу его учредителями обезличивается и, как правило, переходит в его собственность, а учредители утрачивают на него свои вещные права и приобретают взамен обязательные - права требования к юридическому лицу, например, право требования части прибыли юридического лица, право получить в случае его ликвидации часть имущества, оставшуюся после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

Во втором случае, несмотря на передачу имущества юридическому лицу, учредитель сохраняет на него право собственности или иное вещное право, которое распространяется в дальнейшем на доходы юридического лица и иное приобретаемое им имущество, а у юридического лица существует на это имущество особое производное от права собственности вещное право - право хозяйственного ведения или оперативного управления (ст.113 - 115, 294 - 296 ГК РФ). При ликвидации юридического лица учредитель получает все имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами.

В третьем случае юридическое лицо обладает правом собственности на принадлежащее ему имущество, которое не является одновременно объектом какого-либо имущественного права (обязательственного или вещного) учредителей. Никаких прав на оставшееся при ликвидации юридического лица имущество учредителей не имеют.

Следующим основанием классификации является цель осуществляемой деятельности. Эта классификация носит двучленный характер и включает в себя коммерческие юридические лица - преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, и некоммерческие юридические лица - не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (ст.50 ГК РФ). Но некоммерческие организации тоже могут заниматься предпринимательской деятельностью, если это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующей этим целям (п.3 ст.50 ГК РФ). А такие коммерческие юридические лица, как унитарные предприятии также не распределяют полученную прибыль между участниками.

Организационно-правовая форма (или точнее, группа организационно-правовых форм), к которой относится юридическое лицо, являются основанием наиболее распространенной классификации.

По современному российскому законодательству можно выделить 4 основные группы организационно-правовых форм юридических лиц:

хозяйственные товарищества и общества (ст.48, 50 §2 гл.4 ГК РФ);

кооперативы (ст.48, 50 § 3 кл.4 ст.116 ГК РФ);

государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст.48, 50, §4 гл.4 ГК РФ) и финансируемые собственником учреждения (ст.48, 50, 120 ГК РФ);

некоммерческие организации-собственники (ст.48, 50, 117 - 119, 121 - 123 ГК РФ).

Хозяйственные общества и товарищества (термин современных отечественных законодателей и литературы) или торговые общества и товарищества (классический термин, используемый в развитых правовых системах), являются наиболее распространенной и универсальной организационно-правовой формой. В основе института хозяйственного (торгового) общества (товарищества) лежит договор товарищества (societas) римского права Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права, - М.: 1972. - С. 296.. Его развитие шло от обязательного отношения, договора к субъективному статусу, по пути ограничения ответственности участников товарищества, все большего отделения их личностей от личности товарищества, вытеснения личного участия участием имуществом (капиталом).

В результате этот институт обрел ряд характерных черт. Его цель - это извлечение доходов, поучение прибыли, это добровольное договорное объединение сил. Договор в этом институте - не цель, а средство наиболее успешного заключения и исполнения других договоров, посредством которых и возможно получение определенных выгод. Это соединение личных и имущественных сил; в таком наиболее общем виде и определяются обязанности образующих товарищество (общество) лиц. Средством достижения цели общества служит постоянная хозяйственная деятельность как промысле. Поэтому - длящийся характер договора, отношений.

Обычно хозяйственное (торговое) общество (товарищество) является юридическим лицом.

Из всего известного широкой практике многообразия хозяйственных обществ и товариществ современное российское законодательство выбрало 5 видов: полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное товарищество), общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью и акционерное общество.

Гражданский кодекс дает полную и подробную характеристику статуса хозяйственных товариществ и устанавливает общие правила в отношении хозяйственных обществ, оставляя их конкретизацию специальному законодательству См. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 1. ст. 1; Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785..

При использовании этих норм следует помнить различия объединений лиц, к которым относятся хозяйственные товарищества, и объединений капиталов, к которым относятся хозяйственные общества. Не являются самостоятельной организационно-правовой формой дочерние и зависимые хозяйственные общества (ст.105, 106 ГК РФ). Следует отметить, что дочерним, зависимым и преобладающим (участвующим) может быть только хозяйственное общество, а материнским (основным) как хозяйственное общество, так и хозяйственное товарищество. Подлежат разграничению понятия дочернего общества и дочернего предприятия (п.7 ст.114 ГК РФ). Оба они относятся к коммерческим организациям. Но дочернее общество является хозяйственным обществом, собственником принадлежащего ему имущества, действующим в любом секторе экономики, а дочернее предприятие - унитарным предприятием-несобственником, созданным другим унитарным предприятием-несобственником и функционирует только в рамках переданной ему государственной и муниципальной собственности.

Второй группой организационно-правовых форм юридических лиц являются кооперативы.

Кооператив - добровольное объединение лиц на основе членства для совместного достижения определенных целей на основе объединения его членами (участниками) имущественных паевых взносов, на которые после их передачи кооперативу право собственности возникает у самого кооператива, а его участники приобретают права требования, которые можно осуществить при наличии установленных законом условий.

Гражданский кодекс выделяет производственные кооперативы как коммерческие юридические лица и потребительские - как некоммерческие. Производственный кооператив - добровольное объединение граждан (а в случаях, предусмотренных законом и учредительными документами, - и юридических лиц), созданное ими на основе членства для ведения совместной деятельности, основанной на их личном труде и ином участии и объединении имущественных паевых взносов, причем члены кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность в предусмотренных законодательством и уставом размерах и порядке. Имущество производственного кооператива формируется за счет взносов (паев) его членов. Разновидностью производственного кооператива является артель. Характерной черной для деятельности кооператива является обязанность его членов участвовать в деятельности кооператива своим личным трудом, хотя законом допускаются и иные виды участия.

Учредительным документом его является устав. Число членов кооператива не может быть менее 5-то человек.

Сам кооператив построен на принципе членства. В управлении кооперативом (при принятии решений общим собранием) каждый челн кооператива имеет только один голос (п.4 ст.110 ГК РФ). Прибыль распределяется между его членами, в основном, в соответствии с их трудовым участием. Также распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов (п.4 ст.109 ГК РФ). Члены кооператива несут дополнительную ответственность. В п.1 ст.107 ГК РФ предусмотрена возможность участия в производственных кооперативах, не носящего личного трудового характера. Для таких финансовых участников законом и уставом должен быть предусмотрен особый порядок участия в прибыли кооператива, в ликвидационной квоте и т.д., отличный лот принципа трудового участия.

Потребительский кооператив в отличие от производственного является некоммерческим юридическим лицом, объединяет как физических, так и юридических лиц. Не требует обязательного личного участия членов в общих делах, не имеет законодательно определенного нижнего предела для количества членов. Имущество его принадлежит ему самому, а также другим членам (и лицам) жилищных или иных потребительских кооперативов, при условии полного внесения паевого взноса за квартиру, дачу и т.п., представляемое этим лицом кооперативами (п.4 ст.218 ГК РФ), одновременно, кооператив утрачивает на него право собственности т.к, по общему правилу, потребительский кооператив не получает доходов от своей деятельности, то в случае образования убытков обязанность их покрытия (в течение 3-х месяцев после утверждения ежегодного баланса) ложится на членов кооператива и должна быть выполнена путем дополнительных взносов. Ответственность членов по его обязательствам ограничено приделами невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов и носит субсидиарный характер. Члены кооператива несут ее солидарно (п.4 ст.116 ГК РФ).

Правовой статус кооперативов конкретизируется в специальном законодательстве См. Закон РФ от 19 июня 1992 г. «О потребительской кооперации в Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ // ВВС РФ. 1992. № 3. Ст. 1788; Федеральный закон «О производственных кооперативах» // СЗ РФ. 1996. № 20. ст. 2321..

Третьей крупной группой организационно-правовых форм являются государственные и муниципальные предприятия и финансируемые собственником учреждения. Ее составляют юридические лица - несобственника. Унитарные предприятия являются коммерческими организациями и действуют только в рамках государственной и муниципальной собственности. Учреждения - некоммерческие организации, основанные на любой форме собственности. Их специфика заключается в том, что унитарные предприятия в отличие от других коммерческих юридических лиц не подчиняются принципу корпоративности и однозначно имеют узкую, специальную правосубъектность, а учреждения в отличие от других некоммерческих юридических лиц не являются собственниками принадлежащего им имущества. Другая важная характеристика учреждения - отсутствие членства - не является исключительной среди некоммерческих организаций и распространяется на фонды (п.1 ст.118 ГК РФ).

Унитарность характеризуется созданием юридического лица путем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения средств нескольких лиц, сохранением права собственности на имущество за учредителем, закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления), неделимостью имущества, отсутствием членства, единоличными органами управления.

Предъявляются специальные требования к учредительным документам (п.2 ст.52, п.1 ст.113 ГК РФ). В рамках специальной правосубъектности эти юридические лица могут приобретать, иметь или осуществлять любые гражданские права за изъятиями, прямо установленными в законе. В частности, финансируемые собственником учреждения как некоммерческие юридические лица вправе участвовать в хозяйственных обществах и товариществах только с разрешения собственника (специфика правового режима их имущества) - (п.4 ст.66, ст.296 - 298 ГК РФ).

Унитарные предприятия и учреждения не отвечают по обязательствам учредителей. По своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом, а учреждение - находящимися в его распоряжении денежными средствами. Собственник не отвечает по обязательствам унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, но может быть привлечен к субсидиарной ответственности при недостаточности имущества казенного предприятия и учреждения (п.8 ст.114, п.5 ст.115, п.2 ст.120 ГК РФ). Однако понятие недостаточности трактуется для них по-разному. Если по обязательствам казенных предприятий государство отвечает именно при нехватке у них имущества, то по долгам учреждений собственник отвечает уже при отсутствии у них на текущем счете денежных средств. В отношении и тех и других юридических лиц дело о несостоятельности (банкротстве) возбуждено быть не может. Кроме того, в отношении унитарных предприятий и учреждений и их собственников действуют общие правила ГК РФ о субсидиарной ответственности собственника имущества юридического лица по обязательствам последнего в случае, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана собственником и имущества физического лица недостаточно (п.3 ст.56, п.8 ст.114 ГК РФ).

И, наконец, четвертую группу организационно-правовых форм составляют некоммерческие организации - собственники (общественные и религиозные организации (объединения), фонды, статутные объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Им свойственны следующие общие черты:

некоммерческие цели и характер деятельности;

добровольность объединения;

право собственности на имущество и отсутствие каких-либо прав, а его у их участников (учредителей);

отсутствие ответственности этих юридических лиц по обязательствам участников (учредителей).

Различаются они по принципу организации, субъективному составу участников, отношению к предпринимательской деятельности, наличию ответственности по их обязательствам у участников. Общественные и религиозные организации и статутные объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) создаются на основе членства, а фондом признается некоммерческая организация, не имеющая членства.

Общественные и религиозные организации создаются исключительно физическими лицами (по ГК РФ), ассоциации и союзы - только юридическими лицами (причем законодатель не предусматривает возможность одновременного участия в них и коммерческих, и некоммерческих юридических лиц), фонды учреждаются физическими и (или) юридическим лицами.

Общественные и религиозные организации, а также фонды вправе заниматься предпринимательской деятельностью в рамках тех ограничений, которые накладывает на них статус некоммерческих юридических лиц, причем в законе специально оговорено, что фонды могут осуществлять ее непосредственно или через создаваемые для этих целей хозяйственные общества, а также путем участия в уже существующих. Ассоциации и союзы могут осуществлять предпринимательскую деятельность только через создание для этого хозяйственного общества или путем участия в уже существующем.

Учредители (участники) общественных и религиозных организаций и фондов не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, в то время как члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации (союза).

Особенности правового положения общественных и религиозных организаций, фондов определяются законом, т.е. п.3 ст.117, п.2 ст.119 ГК РФ и Федеральным Законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральным Законом от 2 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Федеральным Законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Допускается нормотворчество и по вопросам ассоциаций и союзов. Итак, обособление организационно-правовых форм юридических лиц основано одновременно на нескольких критериях в различных их сочетаниях. Наиболее стройной и относительно законченной представляется по современному гражданскому законодательству система организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц.

Она построена на сочетании 3-х основных критериев (признаков).

Первый и главный из них - характер организации юридического лица (корпоративный или унитарный).

По этому основанию выделяют:

корпорации, к которым относятся хозяйственные общества и товарищества и производственные кооперативы;

унитарные предприятия.

Второй критерий - характер гражданско-правовой ответственности юридического лица. В зависимости от того, является ли она исключительно самостоятельной для юридического лица или применяется дополнительная ответственность третьих лиц по его обязательствам, различают:

унитарные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества;

казенные предприятия, производственные кооперативы, хозяйственные товарищества, общества с дополнительной ответственностью. Вторая группа, в свою очередь, по степени полноты этой дополнительной ответственности делится на:

казенные предприятия и хозяйственные товарищества;

производственные кооперативы и общества с дополнительной ответственностью.

Есть различия и внутри этих подгрупп: например, между полными товариществами и товариществами на вере (по субъектам, которые несут дополнительную ответственность), между производственными кооперативами и обществами с дополнительной ответственностью (по способам ограничения этой ответственности), но они не играют важной роли для нашей классификации.

Третий критерий - характере внутрисубъектного состава (закрытый или открытый). Он распространяется только на корпорации, среди которых от всех других форм отличаются открытые акционерные общества.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: уровень понимания института юридических лиц, который сложился сегодня, вырабатывался на протяжении достаточно длительного времени под влиянием не только изменений, происходящих в национальном законодательстве, но и достижений западных правовых систем.

Современное понимание юридического лица, конечно, отличается от тех представлений, которые были раскрыты ранее. Нетрудно заметить те корни, которые питают наши новые представления о юридических лицах.

Сегодня понимать юридическое лицо можно, прежде всего, как коллективное образование - организацию. Такая трактовка юридического лица имеет свое историческое объяснение. Юридическое лицо появилось как форма удовлетворения общественной потребности в механизме централизации капиталов, необходимых для реализации крупных хозяйственных проектов; с помощью юридического лица осуществляется процесс сращивания банковского и промышленного капитала, образования крупных компаний на национальном и международном уровнях. Институт юридического лица используется и в целях оформления различного рода коллективных интересов не только в имущественной сфере.

В основе возникновения юридического лица лежит волеизъявление других субъектов гражданского права - физических и юридических лиц, обладающих гражданско-правовой правоспособностью и дееспособностью. Это волеизъявление покоится на стремлении данных субъектов "обособить" общие для них интересы и имущество, а также юридические средства их достижения. Однако необходимо подчеркнуть, что даже наличие у организации всех перечисленных выше признаков не ведет к автоматическому признанию ее юридическим лицом - субъектом гражданского права. Для этого необходима ее государственная регистрация в этом качестве, т.е. официальное признание ее юридической личности государством.

Глава 2. Создание юридических лиц: проблемы правового регулирования и правоприменительной деятельности

2.1 Способы создания юридических лиц

В основе возникновения юридического лица лежит волеизъявление других субъектов гражданского права - физических и юридических лиц, обладающих гражданско-правовой правоспособностью и дееспособностью. Это волеизъявление покоится на стремлении данных субъектов "обособить" общие для них интересы и имущество, а также юридические средства их достижения Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. - М.: 1995. С. 90.. Вместе с тем наличие такого волеизъявления юридического лица. Шершеневич отмечал, что для возникновения юридического лица необходимы:

1. наличие того субстрата, который должен составить его содержание, т.е. группы лиц или имущества;

2. соответствие законным условиям, потому что иначе невозможно существование "искусственного лица". Выполнение этих 2-х условий предполагает, что создание юридического лица состоит из 2-х стадий:

подготовительной, на которой разрабатывается локальная нормативная модель юридического лица, воплощаемая в учредительных документах - уставе и (или) учредительном договоре;

стадии государственной регистрации Жилинский С.Э. Предпринимательское право. - М: 1999. - С. 98..

Следовательно, с формально-юридической точки зрения, создание юридического лица - это, прежде всего, определенный порядок, закрепленный существующим законодательством. Данный порядок зависит от ряда условий, например от того, создается юридическое лицо путем учреждения нового субъекта гражданского права или путем реорганизации уже существующего юридического лица, от того, какова будет его организационно-правовая форма.

Возникновение юридического лица включает в себя непосредственное создание и государственную регистрацию. В теории и правоприменительной практике выделяют четыре основных порядка создания юридических лиц.

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения (решения) собственника имущества или уполномоченного им органа. Для данного способа характерны эти основные стадии:

издание имущественного (распорядительного) акта собственником или компетентным органом;

организационная работа (подбор кадров, выделение средств и т.д.);

утверждение учредительных документов. В связи с ликвидаций государственной монополии в сфере создания юридических лиц и придание в нашем законодательстве большего значения факту их государственной регистрации этот порядок утратил значение.

Разрешительный порядок характеризуется тем, что инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) физического лица. Компетентный государственный орган или другое юридическое лицо проверяет законность образования данного юридического лица и дает на то соответствующее разрешение.

Для такого способа характеры:

инициативный акт учредителей;

издание скоординированного (согласованного) акта компетентного органа или юридического лица, давшего разрешение на создание данного юридического лица;

организационная работа.

В разрешительном порядке создаются, например, банки, коммерческие юридические лица с особо крупным размером уставного капитала или объединяемых средств (Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г). ВВС СНД РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499.

Явочно-нормативный порядок не требует ни распоряжения, ни специального разрешения. Такое разрешение в общей форме содержится в норме закона. Требуются лишь инициатива учредителей, их явка. Компетентный государственный орган лишь проверяет соблюдение установленного порядка образования и соответствие характера и целей создаваемого юридического лица общим требованиям, предъявляемым законодательством к этой организационно-правовой форме, создаваемой данным способом, для которого характерны:

инициативный акт учредителей;

организационная работа;

контрольная работа компетентного органа.

Этот порядок наиболее распространен как во всем мире, так и у нас в стране.

Если при разрешительном способе разрешение представляет собой индивидуальный акт применения права, то при нормативно-явочном это нормативный акт общего характера. Основное разрешение на создание юридического лица дается здесь заранее и в общем виде. Далее контроль за созданием юридического лица осуществляется при регистрации данного лица в органах юстиции. В связи с тем, что при нормативно-явочном способе основной контроль за созданием юридического лица осуществляется при его регистрации, некоторые авторы называют этот способ регистрационным Гражданское право. Том 1. Учебник. / Под ред. Суханова Е.А.. М.: 1998. - С. 83.. Следует, согласится с теми юристами, которые считают такое определение неточным Гражданское право. Том 1. Учебник / Под ред. Цибуленко З.И. М.: 1999. - С. 80., ведь, действительно, государственная регистрация является заключительным этапом в создании любого юридического лица, независимо от того, каким из перечисленных способов оно создается.

Помимо перечисленных способов создания юридических лиц иногда называют еще одну разновидность добровольного способа - договорно-правовой порядок, при котором юридическое лицо образуется на основании учредительного договора, заключаемого предприятиями, организующими ее гражданами, для которого свойственны наличие общей нормы, предусматривающей возможность образования данных, юридических лиц. Например, такого мнения придерживаются цивилисты юридического факультета МГУ им. Ломоносова М.В. (школа Грибанова В.П. Советское гражданское право. Том 1. // Отв. ред. Грибанов В.П., Корнеев С.М. - М.: 1979. - С. 107.). В таком порядке образуются хозяйственные товарищества, ассоциации, концерны. Фактически же заключение учредительного договора означает только одно - юридическое лицо образуется в добровольном порядке. Но для создания ассоциаций и концернов, как отмечалось выше, требуется предварительное разрешение Государственного антимонопольного комитата РФ, т.е. налицо признаки разрешительного порядка. Если же такого разрешения не требуется, то в любом случае необходима регистрация, в процессе которой проверяется законность создания юридического лица. Это признаки нормативно-явочного порядка. Поэтому нецелесообразно придавать договорно-правовому порядку самостоятельное значение: в действительности он имеет черты или разрешительного, или нормативно-явочного способа.

Можно также сказать, что юридические лица создаются:

1. по воле собственника или уполномоченного им органа (например, государственные и муниципальные унитарные предприятия);

2. по воле их будущих членов (например, хозяйственные общества и товарищества);

3. по воле учредителей, создающих имущественную базу юридического лица, но не являющихся его участниками (например, фонды).

Во всех случаях государство контролирует создание юридических лиц, что реализуется в форме государственной регистрации. В ней же реализуется признание за юридическим лицом и предоставление ему государством правосубъектности. Гражданский кодекс вводит новую систему государственной регистрации юридических лиц. Для нее характерны обязательность; определение единого субъекта, осуществляющего государственную регистрацию (органы Министерства РФ по налогам и сборам); наличие единого государственного реестра юридических лиц, открытого для всеобщего ознакомления; контрольная функция осуществляющих государственную регистрацию органов, которая выражается в соблюдении установленного законом порядка образования юридического лица и проверке соответствия его учредительных документов закону; исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации; возможность защиты субъективного гражданского права на создание юридического лица путем обращения в суд с жалобой на отказ в государственной регистрации или уклонении от такой регистрации (ст.51 ГК РФ).

2.2 Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц: современное состояние и перспективы развития

Уже не один век специалисты ведут дискуссии, должно ли каждое юридическое лицо в отдельности получать свое "начало" от государственной власти или же достаточно установить общие нормативные условия для возникновения юридических лиц таким образом, чтобы каждая подпадающая под эти правила организация получила права юридического лица без специального акта государственной власти. В связи с этой дискуссий возникает вопрос, а нужен ли вообще институт государственной регистрации юридических лиц, необходимо ли государству уделять время каждому конкретному субъекту или же моно ограничиться лишь общим регулированием данного вопроса?

Приведенные ниже правовые проблемы, возникающие при осуществлении юридическими лицами своей деятельности, дают четкий ответ о необходимости данного института.

Государственная регистрация юридических лиц - феномен, имеющий глубокие исторические корни во всем мире. Во всех цивилизованных странах издавна сложилась и достаточно успешно функционирует система мер по осуществлению регистрации, имеется разветвленная сеть регистрирующих органов. Организация регистрации юридических лиц и деятельности регистрирующих органов в зарубежных странах базируется на общих принципах, выработанных международным опытом, но в зависимости от специфики государственного устройства и управления, национальных традиций, строится по-разному.

В России регистрация введена в XVII веке для осуществления полицейско-фискальных целей Тарасов И.А. Учение об акционерных компаниях. - М.: 2000. - С. 343..

Возникнув первоначально как обязательная процедура для придания статуса юридического лица лишь некоторым субъектам имущественных отношений, к настоящему моменту государственная регистрация стала обязательной для возникновения любого юридического лица, вне зависимости от целей его создания, организационно-правовой форы и иных отличительных особенностей: в соответствии с п.2 ст.51 ГК РФ, юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Прежде всего, рассмотрим определение данного понятия.

Юридическая энциклопедия понятие "регистрация" раскрывает в двух значениях:

внесение в список, книгу; составление перечня, описи;

запись фактов или явлений с целью учета, придания факта законности Юридическая энциклопедия / Под ред. Тихомирова М.Ю. Изд. г-на Тихомирова М.Ю. - М.: 1997. - С. 385.

Суть государственной регистрации заключается в придании субъекту права, обладающему определенными нормами права признаками, законного статуса юридического лица, его легализации, т.е. регистрация по своей сущности является правоустанавливающим фактом.

Известный специалист в области государственной регистрации юридических лиц доктор юридических наук Закупнь дает следующее определение: "Государственная регистрация юридических лиц - акт регистрирующего органа, в соответствии с которым организация приобретает статус юридического лица либо утрачивает его" Закупень Т.В. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Научно-практическое пособие. М.: НОРМА, 2001. - С. 11.. Данное определение представляется не совсем верным. Если исходить их, его буквального толкования, получается, что процесс государственной регистрации затрагивает только вопросы создания и ликвидации юридического лица. А как быть с реорганизацией?

Например, при присоединении юридическое лицо, к которому осуществляется присоединение, не приобретает и не утрачивает правовой статус юридического лица.

В этой связи любопытно звучит и утверждение министра РФ по налогам и сборам Букаева о том, что "… государственная регистрация - это образование нового юридического лица и внесение сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц …" Букаев Г.И. // Библиотечка Российской газеты.: 2002. - Вып. № 15. - С. 5.. Данная позиция представляется несоответствующей законодательству РФ о государственной регистрации юридических лиц.

Обратимся к легальному определению рассматриваемого понятия.

Оно дано в ч.2. ст.1. Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей": Государственная регистрация юридических лиц - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Приведенное определение может привести к ошибочной оценке государственной регистрации как простой технической операции. На самом деле значение института государственной регистрации значительно шире.

Государственная регистрация является инструментом легализации юридического лица, правоустанавливающим фактом и представляет собой регулирование государством порядка возникновения юридических лиц.

Существует необходимость не допустить проникновения в гражданский оборот субъектов, заведомо преследующих противоправные цели. Представляется очевидным, что одной из основных функций государственной регистрации должна быть "фильтрация" субъектов, желающих приобрести статус юридического лица.

Назовем основные цели государственной регистрации:

1. осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности. Ранее роль государства в данной области заключалась в проверке учредительных документов организации на соответствие содержащихся в них положений законодательству во избежание незаконной практики тайного предпринимательства. Теперь регистрирующий орган не проверяет законность положений учредительных документов, а ответственность за их соответствие нормам права несет лицо, предоставившее документы в регистрирующий орган (ст.12, 14, 17, 21 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; далее Закон о регистрации);

2. получение сведений государственного статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;

3. предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах хозяйственного оборота.

Для того чтобы понять назначение процедуры государственной регистрации юридических лиц, найти наиболее правильный способ и принципы ее осуществления, необходимо выявить основные проблемы, возникающие в этой области.

Необходимость свободного доступа к информации о юридическом лице, занимающемся извлечением прибыли, продиктована спецификой деятельности данных организаций. В современных условиях перехода к рыночным отношениям, отсутствии стабильности в экономической сфере и, одновременно с этим, ростом правовой грамотности населения, участники хозяйственного оборота стремятся к максимальной защите своих интересов, причем юридически дозволенными способами.

Допустим, предлагается инвестировать в проект какой-либо организации финансовые средства. Как получить достоверную информацию о размере уставного капитала (хватит ли средств в случае неудачи возместить хотя бы часть затрат) и существует ли вообще данное юридическое лицо (т.е. зарегистрировано ли оно в соответствии с положениями законодательства). Конечно, можно просто попросить предполагаемого партнера предоставить учредительные документы, свидетельство о внесении в реестр. Но современные технические возможности позволяют сделать практически любой необходимый документ с соответствующими данными. Нередки случаи, когда организация получает с клиентов деньги (например, за оказание туристических услуг) и бесследно "исчезает". Позднее, когда обманутые граждане пытаются найти "беглецов" и вернуть свои деньги, выясняется, что искомая организация никогда не была зарегистрирована, не открывала расчетных счетов (и, соответственно, никогда не получала лицензию) и найти ее невозможно.

Обеспечить строгий контроль в данной сфере правовыми способами способна только государственная власть. Основными направлениями защиты интересов государства и граждан должны быть ужесточение требований к процедуре создания юридических лиц, наличие общедоступного реестра, содержащего наиболее значимые данные о созданных юридических лицах.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты