2. Проблемы правового статуса арбитражных управляющих в процедуре банкротства и пути их решения
2.1 Проблема о невозможности назначить арбитражного управляющего в дела о банкротстве кредитных организаций
2.2 Некоторые текущие проблемы банкротства
2.2.1 Отсутствие судимости у арбитражного управляющего
2.2.2 Проблематика оспаривания сделок с заинтересованными лицами
2.2.3 Отстранение управляющих - проблема переходного периода
2.3 Замена арбитражного управляющего
3. Практическая деятельность арбитражных управляющих
3.1 Взаимодействие арбитражного управляющего и саморегулируемой организации арбитражных управляющих
3.2 Договор страхования ответственности арбитражных управляющих
3.3 Правила проведения арбитражным управляющим финансово-экономического анализа
3.4 Практика рассмотрения споров о привлечении к административной ответственности арбитражных управляющих
Заключение
Список использованной литературы и других источников информации
Введение
Большой интерес к сфере несостоятельности в целом и деятельности арбитражного управляющего в частности вызван тем, что реализация принципов рыночной экономики невозможна без применения института банкротства, эффективность которого напрямую зависит от деятельности арбитражного управляющего.
В перспективе логично предположить пристальное внимание к арбитражным управляющим со стороны налоговых органов в связи с тем, что они являются одной из самых высокодоходных категорий налогоплательщиков: имеются факты нарушения налогового законодательства при исчислении и уплате налогов с вознаграждения арбитражного управляющего, а также нарушения очередности исполнения налоговых обязательств должником.
Прошедший после принятия в 1998 г. Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» период выявил потребность переоценке требований законодательства, предъявляемых к правовому статусу арбитражных управляющих, порядку их назначения, формам и методам надзора за деятельностью этого субъекта процесса банкротства.
С учетом того, что деятельность арбитражного управляющего носит публичный характер, потребовалось в законодательном порядке ввести такие правовые механизмы, при применении которых была бы исключена его личная заинтересованность или имущественная выгода в отношении кредиторов (либо должника) и которые стимулировали бы его усилия к соблюдению выгод тех и других.
Арбитражное управление составляет основное содержание института банкротства. Арбитражный управляющий реализует процедуру банкротства.
Институт банкротства является способом защиты нарушенных прав кредиторов. Правовое регулирование банкротства наполнено стремлением обеспечить всем кредиторам наиболее полное удовлетворение их требований. Для этого институт банкротства охватывает своим режимом все имущество должника, включая имущество, незаконно находящееся у других лиц, будущие поступления, прибыли. Для использования всех активов должника необходимо управление предприятием должника. Именно здесь возникает необходимость в арбитражных управляющих, причем они должны быть заинтересованы в соблюдении законодательства. Для этого были ужесточены требования к кандидатуре арбитражного управляющего. После чего появились некоторые вопросы (вопросы переходного периода), которые стали проблемой и пробелом в законодательстве. В дипломной работе рассматриваются некоторые из них, например, отстранение и замена арбитражных управляющих, отсутствие судимости у арбитражных управляющих, значение деятельности саморегулируемых организаций и т.д.
Цель дипломной работы является анализ правового статуса арбитражного управляющего.
В дипломной работе ставятся следующие основные задачи:
1. охарактеризовать требования, предъявляемые к арбитражному управляющему Федеральным законом от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
2. рассмотреть некоторые текущие проблемы, возникшие после принятия Федерального закона;
3. предложить пути решения возникших проблем;
4. проанализировать деятельность арбитражного управляющего на практике.
Объектом исследования дипломной работы является: проблемы правового статуса арбитражных управляющих в процедурах несостоятельности в России.
Предмет исследования: Проблема правового статуса арбитражных управляющих на примере Арбитражного суда Амурской области.
Дипломная работа состоит из трех частей. В первой части рассматривается правовое положение арбитражных управляющих: требования, предъявляемые к управляющим, порядок их утверждения и отстранения, полномочия и т.д. Во второй части описываются основные проблемы, возникшие после внесения изменении в закон о банкротстве. В третьей части рассматривается деятельность арбитражных управляющих на практике: взаимодействие управляющих и саморегулируемых организаций, заключение договора страхования деятельности арбитражных управляющих, рассмотрение некоторых дел возбужденных по факту бездействия арбитражных управляющих.
1. Правовой статус арбитражного управляющего
1.1 Требования к кандидатуре арбитражного управляющего
1.1.1 Основные требования к кандидатуре арбитражного управляющего
Согласно ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий - гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры банкротства и осуществление иных установленный Законом о банкротстве полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций [4].
Таким образом, «арбитражный управляющий» - это общее понятие, объединяющее в себе четыре вида лиц, осуществляющих проведение процедуры банкротства.
Закон о банкротстве установил ряд требований к лицу, претендующему на утверждение его арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего. В научной литературе принято делить указанные требования на «позитивные» (определяют качества, которыми должен обладать арбитражный управляющий) и «негативные» (определяют качества, которые должны отсутствовать у арбитражного управляющего).
«Позитивными» требованиями являются следующие:
а) наличие гражданства Российской Федерации;
б) наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
в) наличие высшего образования;
г) наличие стажа руководящей работы не менее чем два года в совокупности;
д) сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
е) прохождение стажировки сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;
ж) членство в одной из саморегулируемых организаций;
з) наличие заключенного договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.
«Негативными» требованиями являются следующие:
а) наличие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
б) заинтересованность по отношению к должнику, кредиторам;
в) применение к арбитражному управляющему процедуры банкротства;
г) наличие невозмещенных убытков, причиненных должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего;
д) дисквалификация или лишение в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц.
Однако следует отметить, что помимо деления на «позитивные» и «негативные» требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего ст. 20 Закона о банкротстве, можно разделить на «материальные» и «процессуальные». «Материальные» требования - это требования, установленные п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве, соответствие которым говорит о наличии у лица права осуществлять деятельность в качестве арбитражного управляющего. «Процессуальные» требования - это требования, установленные п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве, которым должен соответствовать арбитражный управляющий, для того чтобы утвержденным арбитражным судом для проведения процедур банкротства в отношении конкретного должника в конкретном деле о банкротстве. Соответствие «процессуальным» требованиям дает возможность реализовать право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего [3].
Рассмотрим подробнее некоторые требования, предъявляемые к арбитражным управляющих.
К позитивным требованиям относят:
а) Наличие стажа руководящей работы не менее чем два года в совокупности (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве).
Согласно п. 4 ст. 20 Закона о банкротстве в целях данного Закона руководящей работой признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев проведения процедур банкротства по отношению к отсутствующему должнику.
Закон о банкротстве не предусматривает обязательного требования о выполнении работы в качестве руководителя юридического лица только как работы по основному месту. Значит, такая работа может выполняться и по совместительству.
б) Сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве).
Согласно п. 1 Правил проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2003 г. №308, организация и прием теоретического экзамена осуществляется комиссиями, формируемыми на условиях равного представительства Министерства юстиции РФ и образовательного учреждения, проводившего подготовку арбитражного управляющего.
В состав комиссий, утверждаемый Министерством юстиции РФ, включаются специалисты, имеющие ученую степень в области экономики или юриспруденции либо не менее чем 3-летний опыт работы в сфере антикризисного управления, а также государственные служащие [14].
Теоретический экзамен по единой программе подготовки арбитражных управляющих проводится устно.
Согласно п. 5 Правил от 20 мая 2003 г. к сдаче теоретического экзамена допускается лицо, прошедшее полный курс обучения по единой программе подготовки арбитражных управляющих либо изучившее эту программу самостоятельно (экстерном) и имеющее высшее образование - экономическое, юридическое или по специальности «антикризисное управление», либо исполнявшее обязанности арбитражного управляющего не менее одного года в совокупности, за исключением времени исполнения таких обязанностей в отношении отсутствующего должника.
Лицам, успешно сдавшим теоретический экзамен по единой программе подготовки арбитражного управляющего, выдается свидетельство.
Успешно сдавшим теоретический экзамен считается лицо, ответы которого минимум на 80 процентов вопросов экзаменационного билета комиссия оценила как правильные [9].
в) Прохождение стажировки сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве).
Организация и проведение стажировки гражданина РФ в качестве помощника арбитражного управляющего согласно абз. 8 п. 2 ст. 22 Закона о банкротстве является обязанностью саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Организация и проведение стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего осуществляется саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в соответствии с Правилами проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, утвержденными постановлением Правительства РФ от 9 июля 2003 г. №414, в редакции постановления Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. №598.
Срок проведения стажировки устанавливается саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в пределах от 6 до 12 месяцев [12].
г) Наличие заключенного договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве (п. б ст. 20 Закона о банкротстве).
Согласно п. 8 ст. 20 Закона о банкротстве договор страхования ответственности арбитражного управляющего является формой финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего.
Как следует из формулировки абз. 6 п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве, страховым случаем по договору страхования ответственности арбитражного управляющего является причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. При заключении договора страхования ответственности арбитражным управляющим следует обратить внимание на следующие требования Закона о банкротстве к содержанию данного договора:
1) договор страхования ответственности должен быть заключен на срок не менее одного года, с обязательным последующим возобновлением договора на тот же срок (п. 8 ст. 20 Закона о банкротстве).
2) Страховая сумма по договору страхования не может быть менее чем 3 млн. руб. в год. В том случае, если арбитражный управляющий будет утвержден в качестве арбитражного управляющего должника, балансовая стоимость активов которого составляет более 100 млн. руб., арбитражный управляющий обязан в течение 10 дней с даты его утверждения дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве этого конкретного должника. Размер страховой суммы в заключаемом договоре страхования будет зависеть от балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату предшествующую дате введения соответствующей процедуры банкротства:
- если балансовая стоимость активов составляет от 100 до 300 млн. руб., то страховая сумма по договору дополнительного страхования составит 3% балансовой стоимости активов должника, превышающей 100 млн. руб.;
- если балансовая стоимость активов составляет от 300 млн. до 1 млрд. руб., то страховая сумма по договору дополнительного страхования составит 6 млн. руб. и 2% балансовой стоимости активов должника, превышающей 300 млн. руб.;
- если балансовая стоимость активов составляет более чем 1 млрд. руб., то страховая сумма по договору дополнительного страхования составит 20 млн. руб. и 1% балансовой стоимости активов должника, превышающей 300 млн. руб. [20].
К негативным требованиям относятся:
а) Наличие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие (п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве).
Преступлениями в сфере экономики являются виновно совершенные общественно опасные деяния в сфере общественно-экономических отношений, запрещенные Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Ответственность за совершение таких преступлений предусмотрена нормами главы 22 УК РФ.
В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные УК РФ, подразделяются на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.
Таким образом, препятствием к осуществлению деятельности в качестве арбитражного управляющего будет наличие судимости за любое преступление в сфере экономики, независимо от категории преступления (то есть независимо от его тяжести), а также наличие судимости за преступление в любой иной сфере, но только в случае, если это преступление относится к категориям средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений.
Согласно ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.
Если лицо имело судимость, но данная судимость была в установленном законом порядке снята или погашена, то лицо будет считаться не имеющим судимости и, следовательно, может быть назначено в качестве арбитражного управляющего [20].
б) дисквалификация или лишение в порядке установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц (п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве).
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 3.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях дисквалификация является одним из видов административного наказания, устанавливаемого и применяемого за совершение административных правонарушений.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность в виде дисквалификации установлена КоАП РФ за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями: 14.12. («Фиктивное или преднамеренное банкротство»), 14.13. («Неправомерные действия при банкротстве»), 14.21. («Ненадлежащее управление юридическим лицом»), 14.22. («Совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий»), 14.25. («Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц»).
Согласно ч. 1 ст. 3.11. КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ [2].
Дисквалификация является административным наказанием, которое может быть назначено на срок от шести месяцев до трех лет только судьей. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Таким образом, препятствием для назначения лица в качестве арбитражного управляющего может быть применение к нему такого вида административного наказания, как дисквалификация не только за совершение административных правонарушений при исполнении обязанностей арбитражного управляющего, но и за совершение административного правонарушения при осуществлении административно-хозяйственных функций в органе юридического лица, функций члена совета директоров, а также при осуществлении любого вида предпринимательской деятельности без образования юридического лица [18].
1.1.2. Дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего
Законодательством о банкротстве помимо основных установлены и так называемые «дополнительные» требования к кандидатуре арбитражного управляющего, которые предъявляются в некоторых случаях наряду с «основными» требованиями.
«Дополнительные» требования к кандидатуре арбитражного управляющего можно разделить на «обязательные дополнительные» требования и «необязательные дополнительные» требования.
«Обязательные дополнительные» требования - это требования, которые предъявляются к кандидатурам арбитражных управляющих, подлежащим утверждению для проведения процедур банкротства в отношении отдельных категорий должников, законодательством.
Согласно п. 2 ст. 187 Закона о банкротстве арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг, должен иметь соответствующий аттестат, выданный федеральным органом исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг (таким органом является Федеральная комиссия РФ по рынку ценных бумаг).
Согласно ст. 193 Закона о банкротстве Правительство РФ, кроме требований к кандидатуре арбитражного управляющего, установленных статьями 20 и 23 Закона о банкротстве, вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации. Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. №586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» утвержден Перечень требований к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации [7].
Согласно ст. 6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» арбитражный управляющий при банкротстве кредитных организаций должен соответствовать квалификационным требованиям Банка России и иметь аттестат, выданный Банком России.
Что касается необязательных дополнительных требований, то под ними следует понимать дополнительные требования, которые предъявляются к кандидатуре арбитражного управляющего по инициативе конкурсного кредитора или уполномоченного органа (собрания кредиторов). Перечень возможных «необязательных дополнительных» требований к арбитражному управляющему является исчерпывающим и предусмотрен в п. 1 ст. 23 Закона о банкротстве:
- наличие у кандидата высшего юридического, экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;
- наличие у кандидата определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;
- установление количества процедур банкротства, проведенных кандидатом в качестве арбитражного управляющего.
Конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) не вправе выдвигать не предусмотренные выше дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего [16].
1.2 Порядок утверждения арбитражного управляющего
1.2.1 Утверждение временного управляющего
В заявлении о признании должника банкротом, независимо от кого обращается с таким заявлением: должник, конкурсный кредитор или уполномоченный орган, - указывается саморегулируемая организация арбитражных управляющих.
Согласно п. 3 ст. 42 Закона о банкротстве в определении о принятии заявления о признании должника банкротом арбитражный суд указывает СРО, определенную лицом, подавшим заявление, из числа членов которой будет утвержден временный управляющий.
Определение о принятии заявления о признании должника банкротом направляется в СРО. Это определение для СРО будет являться запросом о представлении кандидатур арбитражного управляющего. Арбитражный суд также может составить запрос как отдельный документ, содержащий в себе просьбу о представлении кандидатур временного управляющего, соответствующего требованиям Закона о банкротстве, предъявляемым к арбитражным управляющим, и дополнительным требованиям, указанным в заявлении о признании должника банкротом. Такой запрос арбитражный суд направляет в СРО с приложением определения, так как обязанность арбитражного суда направить определение о принятии заявления о признании должника банкротом в заявленную СРО установлена п. 4 ст. 42 Закона о банкротстве.
После получения запроса о представлении кандидатур временного управляющего СРО составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве временного управляющего для проведения процедуры наблюдения в отношении конкретного должника. В списке должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке снижения уровня их профессиональных качеств.
Уровень профессиональных качеств кандидатур арбитражного управляющего СРО определяют самостоятельно.
Не позднее чем через пять дней с момента поступления запроса СРО направляет список кандидатур в арбитражный суд, заявителю и должнику.
Вопрос о назначении арбитражного управляющего решается арбитражным судом в заседании по рассмотрению обоснованности требований заявителя к должнику, дата которого назначается арбитражным судом в определении о принятии заявления о признании должника банкротом. Если заявление подано самим должником, то арбитражный суд в определении о принятии заявления и введении наблюдения указывает дату проведения судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении временного управляющего.
В соответствующем судебном заседании должник и заявитель вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Обосновывать решение об отводе, указывать и пояснять причины заявленного отвода лица, обладающие правом отвода, не обязаны. Оставшаяся после отводов кандидатура утверждается арбитражным судом.
В случае если лица, имеющие право отвода, не воспользовались этим правом, арбитражный суд назначает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур.
Непредставление СРО арбитражному суду списка кандидатур в течение пяти дней с даты получения запроса о представлении кандидатур влечет за собой обращение арбитражного суда в регулирующий орган, который направляет запрос в другую СРО [1].
Утверждение административного, внешнего, конкурсного управляющего производится арбитражным судом по тем же правилам, что и назначение временного управляющего, то есть в соответствии с требованиями ст. 45 Закона о банкротстве. Единственным отличием от порядка назначения временного управляющего является то, что СРО выбирается собранием кредиторов, а не определяется заявителем по делу о банкротстве. Кроме того, правом отвода будут обладать не должник и заявитель, а должник и представитель собрания кредиторов [4].
1.3 Содержание полномочий арбитражного управляющего
1.3.1 Общие полномочия арбитражного управляющего
Общие полномочия арбитражного управляющего - это права, которыми обладает, и обязанности, которые несет арбитражный управляющий, назначенный арбитражным судом для проведения любой из процедур банкротства. То есть общими полномочиями в равной степени обладают и временный, и административный, и внешний, и конкурсный управляющий.
Согласно п. З ст. 24 Закона о банкротстве арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право:
- созывать собрание кредиторов;
- созывать комитет кредиторов;
- обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;
- получать вознаграждение в размерах и порядке, которые установлены Законом о банкротстве;
- привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой за счет средств должника, если иное не установлено Законом о банкротстве, собранием кредиторов или соглашением кредиторов;
- подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей [5].
Получать вознаграждение в размерах и порядке, которые установлены Законом о банкротстве. Согласно п. 1 ст. 26 Закона о банкротстве вознаграждение арбитражного управляющего устанавливается за каждый месяц осуществления им своих полномочий в размере, определяемом кредитором (собранием кредиторов) и утверждаемом арбитражным судом, если иное не установлено Законом о банкротстве. «Иное» установлено п. 2 ст. 37 и п. 2 ст. 39 Закона о банкротстве. В соответствии с данными нормами в заявлении о признании должника банкротом заявителем (а им может быть не только кредитор, но и должник) должен быть указан размер вознаграждения арбитражного управляющего. Таким образом, размер вознаграждения арбитражного управляющего может определяться не только кредитором или собранием кредиторов.
Размер вознаграждения арбитражного управляющего, независимо от того, кто этот размер определяет, должен быть не менее 10 тыс. руб.
Согласно п. 1 ст. 59 Закона о банкротстве расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве. Как быть, если имущества должника недостаточно для погашения расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему? Ответ на этот вопрос дает п. 3 ст. 59 Закона о банкротстве: в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему (а также судебных расходов и расходов на опубликование сведений в порядке ст. 28 Закона о банкротстве), указанные расходы обязан погасить заявитель в части, не погашенной за счет имущества должника [6].
Порядок распределения судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим устанавливается в решении или определении арбитражного суда, принятых по результатам рассмотрения дела о банкротстве.
Арбитражному управляющему помимо «основного» вознаграждения может быть установлено «дополнительное» вознаграждение.
- анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных и иных рынках;
- вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве;
- представлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;
- возмещать убытки должник кредиторам, третьим лицам в случае причинения им убытков при исполнении возложенных на него обязанностей с даты вступления в законную силу судебного акта о возмещении таких убытков;
- выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, а также обстоятельства, ответственность за которые предусмотрена п. 3 и 4 ст. 10 Закона о банкротстве.
Рассмотрим некоторые из указанных обязанностей более подробно.
Принимать меры по защите имущества должника. Данная общая обязанность арбитражного управляющего корреспондирует с правами временного, административного, внешнего и конкурсного управляющего на предъявление соответствующих требований в арбитражный суд о признании некоторых сделок должника недействительными, о применении обеспечительных мер, об отстранении руководителя должника от должности и другими (в литературе их именуют юридическими мерами). Кроме того, под мерами по защите имущества должника можно также понимать и меры, непосредственно направленные на обеспечение физической сохранности имущества должника: заключение договоров об охране имущества с соответствующими специализированными частными организациями или государственными органами; приведение в надлежащее техническое состояние замков, дверей, помещений, в которых находится имущество должника, и другие (такие меры принято именовать фактическими мерами).
Анализировать финансовое состояние должника. Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника [13].
Анализ финансового состояния должника проводится арбитражным управляющим в соответствии с Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными постановлением Правительства РФ 25 июня 2003 г. №367. При проведении финансового анализа арбитражный управляющий анализирует финансовое состояние должника, его финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность, положение на товарных и иных рынках.
Проведение финансового анализа - это обязанность и временного, и административного, и внешнего, и конкурсного управляющего [11].
К общим обязанностям арбитражного управляющего относят также, следующие:
а) обязанность соблюдать в своей деятельности правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утвержденные саморегулируемой организацией, членом которой он является;
б) обязанность действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества;
в) обязанность в своей деятельности руководствоваться законодательством Российской Федерации;
г) обязанность сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего [16].
1.3.2 Полномочия временного управляющего
Временным управляющим является арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения.
К полномочиям временного управляющего следует отнести права и обязанности временного управляющего, которые предусмотрены Законом о банкротстве и в результате исполнения и реализации которых осуществляется достижение основных целей, стоящих перед процедурой наблюдения, а именно: обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Обязанности временного управляющего перечислены в ст. 67 Закона о банкротстве.
Временный управляющий обязан:
- принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
- проводить анализ финансового состояния должника;
- выявлять кредиторов должника;
- вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве;
- уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
- созывать и проводить первое собрание кредиторов.
Уведомление кредиторов о введении наблюдения должно осуществляться временным управляющим следующими способами.
Согласно п. 1 ст. 68 Закона о банкротстве временный управляющий обязан в течение трех дней с даты получения определения о введении наблюдения (но не с даты вынесения такого определения) направить сведения, подлежащие опубликованию, в адрес официального издания (в настоящее время таким изданием является «Российская газета»). В отношении факта введения процедуры наблюдения такими сведениями являются:
- наименование должника - юридического лица или фамилия, имя, отчество должника-гражданина и его адрес;
- наименование арбитражного суда, вынесшего определение о введении наблюдения, дата вынесения такого определения и номер дела о банкротстве;
- фамилия, имя, отчество утвержденного временного управляющего и адрес для направления корреспонденции временному управляющему;
- установленная арбитражным судом дата судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве.
Оплата опубликования таких сведений производится за счет должника. В случае отсутствия денежных средств у должника оплату опубликования сведений производит арбитражный управляющий с последующим возмещением указанных средств за счет должника.
Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 59 Закона о банкротстве в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов на опубликование указанных выше сведений, такие расходы обязан погасить заявитель (лицо, по заявлению которого возбуждено дело о банкротстве) в части, не погашенной за счет имущества должника.
Кроме того, временный управляющий обязан не позднее чем через 14 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения уведомить о вынесении определения о введении наблюдения всех выявленных им кредиторов должника, за исключением кредиторов, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, исполнение обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, исполнение обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам. Выявленные кредиторы - это кредиторы должника, наличие задолженности перед которыми временный управляющий установил в результате изучения и анализа бухгалтерских, финансовых и иных документов.
По окончании наблюдения временный управляющий не позднее чем за пять дней до установленной даты заседания арбитражного суда, указанной в определении о введении наблюдения, обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первою собрания кредиторов [15].