Рефераты

Правовой статус участников гражданского процесса

прокуроров субъектов Российской Федерации, их заместителей и приравненных к ним прокуроров военных и других специализированных прокуратур, Генерального прокурора РФ и его заместителей отсутствует право истребования дела из суда. В связи с чем, участвующим в деле прокурорам необходимо принимать меры к формированию наблюдательных производств, в которых помимо подробных заключений должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов.

К ним можно отнести: исковое заявление, отзыв, копии правоустанавливающих документов, копии либо заверенные выписки протокола судебного заседания, апелляционные, кассационные и надзорные жалобы, представления прокурора и отзывы на них и т.д. Именно эти материалы могут являться в дальнейшем основанием для принятия решения соответствующим прокурором о направлении представления в порядке надзора в соответствующую судебную инстанцию.

Вступление прокурора в уже начавшийся процесс

Еще одной формой реализации прокурорами своих полномочий является вступление в процесс для дачи заключения. ГПК РФ предоставляет прокурору право участвовать в процессе для дачи заключения лишь в тех случаях, которые предусмотрены федеральным законом и Кодексом. Обязательное участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами общей юрисдикции:

- О лишении, восстановлении и ограничении родительских прав (ст. 70, 72, 73 Семейного Кодекса РФ)

- Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим.

- При рассмотрении заявления о нарушении избирательного законодательства, законодательства о референдуме либо избирательных прав или права на участие в референдуме заявителя

- При рассмотрении заявления об усыновлении.

- При рассмотрении заявления об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами.

- При рассмотрение заявления об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным.

- Рассмотрение заявления о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством.

- Об обжаловании действий медработников, иных специалистов, работников соцобеспечения и образования, ущемляющих права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи.

- О выселении граждан без предоставления жилого помещения.

- Об освобождении имущества от ареста.

- По которым суд признал участие прокурора необходимым.

- Участие, в которых прокурора требует охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан.

- Рассматриваемых по первой инстанции Верховным судом.

- Обязательно также участие прокурора при рассмотрении Верховным Судом РФ гражданских дел по первой инстанции. Необходимость участия в рассмотрении судом иных гражданских дел прокурор должен определять, исходя из задач охраны прав и законных интересов граждан, общества и государства; общественной значимости конкретного спора, его сложности; состояния законности.

Вступая в уже начавшийся процесс, прокурор занимает активную позицию в деятельности по рассмотрению спора: он опрашивает истца и ответчика, иных лиц, участвующих в деле; участвует в допросе свидетелей, экспертов, исследует вещественные и письменные доказательства, представленные сторонами. По всем вопросам, возникающим в ходе судопроизводства, прокурор дает заключение о том, как они должны быть разрешены с точки зрения Закона.

Если прокурор вступает в процесс для дачи заключения по делу в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, председательствующий после исследования всех доказательств предоставляет ему слово наряду с представителем государственного органа или органа местного самоуправления, дающим заключение по делу в соответствии со ст. 47 настоящего Кодекса.

Прокурор обязан во всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Так, если в ходе единоличного рассмотрения судьей дела выясняется, что оно подлежит рассмотрению коллегиально, прокурор заявляет ходатайства о передаче дела на рассмотрение суда в полном составе судей.

Прокурор должен активно участвовать в исследовании доказательств, давать заключения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела и по существу дела в целом, руководствуясь принципами законности, состязательности и равноправия сторон. Заключение по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, представляют собой выражение мнения прокурора. Например, откладывать или не откладывать рассмотрение дела. Другие лица не имеют давать заключения. Заключение по существу дела в целом, прокурор дает после завершения судебных состязаний, оно является заключительным по делу, т.к. после заключения прокурора судьи удаляются в совещательную комнату. В этом заключении прокурор должен дать анализ собранных доказательств и дает свою позицию, как, по его мнению, должно быть разрешено данное гражданское дело. Прокурор обосновывает фактически и юридически свое заключение. По своему содержанию заключение может быть двух видов:

- при полном выяснении обстоятельств по делу прокурор дает заключение об удовлетворении исковых требований или об отказе в иске;

- при неполном выяснении обстоятельств по делу прокурор не может давать заключение об удовлетворении иска или его отклонении, в этом случае в соответствии со ст.188, прокурор должен давать заключение, и в заключении приводит доводы о том, почему завершить дело на данном этапе невозможно и какие обстоятельства должны быть исследованы.

- Лица, участвующие в деле, вправе задавать вопросы прокурору (ст. 35 ГПК РФ). Прокурор участвует в судебных прениях первым (п. 3 ст. 190 ГПК РФ).

Прокурор не должен стеснять суд своей властью, но, будучи стражем общественного интереса, выраженного в законе, давая анализ существа конкретного дела, всего выясненного в ходе судебного разбирательства и сказанного в судебных прениях, он должен в своем слове суду "усмотреть в этом частном споре интересы, относящиеся к общественному благу, и авторитетно высказаться в его пользу, помогая суду в своем решении так урегулировать спорные частные интересы, чтобы общественное благо, интересы всего общества, выраженные в законе, не пострадали". Таким образом, прежде всего и более всего прокурор в гражданском процессе выступает представителем публичного интереса, интереса законности. Он может усматриваться и в защите прав государственных органов или государства в целом, и в защите свобод отдельных граждан или группы, когда дело приобретает особое общественное значение.

2.4 Участие в гражданском процессе органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, граждан в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц

В соответствии со статьями 46 и 47 ГПК РФ участниками гражданского процесса могут стать государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации, граждане, защищающие права, свободы и законные интересы других лиц.

Государственные органы могут стать участниками гражданского процесса для выполнения возложенных на них законодательством задач. Например, Правительство РФ может обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании недействующим закона субъекта Российской Федерации, противоречащего законодательству федерального уровня. В этом случае федеральный орган государственной власти не только выполняет возложенные на него функции, но и защищает права неопределенного круга лиц, на которых распространяет свое действие обжалуемый в судебном порядке нормативный правовой акт.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации аналогичным образом может обратиться в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления, вступающего в противоречие с региональным законодательством. В подобной ситуации орган региональной государственной власти выполняет не только возложенные на него функции, но и защищает права лиц, на которых распространяется нормативный правовой акт органа местного самоуправления.

Орган местного самоуправления также может быть субъектом гражданских процессуальных отношений, возникающих в связи с обжалованием нормативных правовых актов. Такое обжалование также будет означать не только выполнение органом местного самоуправления возложенных на него функций, но и защиту им неопределенного круга лиц, на которых распространяется обжалуемый им в судебном порядке нормативный правовой акт.

Общественные организации на основании федеральных законов для выполнения уставных задач, определенных в соответствии с федеральными законами, также могут вступать в защиту других лиц, в том числе путем обжалования в судебном порядке нормативных правовых актов. В этом случае общественная организация не только реализует уставные задачи, определенные в федеральных законах, но и защищает в гражданском процессе других лиц, на которых распространяет свое действие обжалуемый общественной организацией нормативный правовой акт.

В отдельных случаях граждане могут выступить в защиту неопределенного круга лиц, например несовершеннолетних. В частности, путем обжалования нормативных правовых актов, умаляющих права несовершеннолетних, гарантированные в вышестоящем по юридической силе законодательстве.

Выступая в защиту других лиц, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации, граждане не имеют собственного материального интереса при ведении дела, они не являются субъектом материальных отношений, из которых возникает обращение в суд общей юрисдикции. Однако при этом они выполняют возложенные на них федеральным законодательством функции.

В защиту неопределенного круга лиц государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации, отдельные граждане могут выступить на основании федерального закона по собственной инициативе. В этом случае они обладают всеми правами истца, заявителя за исключением права на заключение мирового соглашения и отказа от заявления по делам о признании недействующими нормативных правовых актов.

В защиту других лиц они могут выступить, исходя из принципа диспозитивности, при наличии их волеизъявления. В этом случае перечисленные органы, организации и граждане обладают только общими правами участника гражданского процесса, специальные права могут быть им переданы лицом, которое инициировало их участие в гражданском процессе.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления а также общественные организации могут быть привлечены в гражданский процесс судом для выполнения возложенных на них федеральным законом задач, а также уставных целей, определенных на основании федеральных законов.

Таким образом, защита других лиц органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, а также отдельными гражданами характеризуется следующими обстоятельствами:

- Отсутствием собственного материального интереса при ведении гражданского процесса;

- Выполнением требований федеральных законов, уставных положений, определенных в соответствии с федеральным законом;

- Проявлением инициативы на вступление в гражданский процесс в рамках, установленных федеральным законом, а также вступлением в гражданский процесс по инициативе его участников и (или) суда.

В п.1 ст. 46 ГПК РФ сказано о том, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в указанных случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя. Следовательно, в качестве оснований для участия перечисленных органов, организаций и граждан в гражданском процессе указаны случаи, определенные законом, либо инициатива лица, в интересах которого возбуждается гражданское дело в суде.

По собственной инициативе государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации, отдельные граждане могут выступить не просто в защиту неопределенного круга лиц, но и защиту недееспособных граждан и несовершеннолетних граждан. В этом случае основанием их участия в гражданском процессе будет прямое указание в федеральном законе, поскольку гражданское процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Таким образом, основанием возбуждения гражданского дела в суде указанными органами и лицами являются случаи, определенные федеральным законом, в частности регламентирующим деятельность общественной организации и позволяющим указать в качестве направлений её деятельности защиту неопределенного круга лиц. Следовательно, прямое указание в федеральном законе может стать основанием для возбуждения гражданского дела в интересах других лиц указанными органами, организациями. В этом случае они по собственной инициативе могут возбуждать гражданские дела в защиту неопределенного круга лиц. Как уже сказано, в этом случае они начинают гражданский процесс в силу прямого указания в федеральном законе.

В интересах конкретного лица указанные органы могут возбудить гражданское дело только при наличии его волеизъявления. Исключение из этого правила составляют случаи возбуждения гражданского дела в интересах несовершеннолетних или недееспособных граждан. В подобной ситуации указанные органы и организации выполняют возложенные на них в соответствии с законодательством функции. Но при этом основанием их участия в гражданском процессе является не только выполнение определенных федеральным законом функций, но и волеизъявление участника гражданского процесса, наделившего указанный орган или организацию специальным полномочием на возбуждение в его интересах гражданского дела.

Таким образом, перечисленные органы и организации могут участвовать в гражданском процессе в форме возбуждения гражданского дела. Основаниями для участия в гражданском процессе в данной форме являются случаи, определенные федеральным законом, что позволяет им выполнять возложенные на них в соответствии с федеральным законом функции, а также инициатива лица, наделившего указанные органы или организации правом на защиту его интересов, что также позволяет им реализовать данные функции.

В п. 1 ст. 47 ГПК РФ в качестве формы участия в гражданском процессе указанных органов и организаций названо вступление в начатый процесс до принятия решения судом первой инстанции. В качестве основания для реализации этой формы участия в гражданском процессе указаны случаи, предусмотренные федеральным законом, а также инициатива лиц, участвующих в деле, либо суда. В ст. 47 ГПК РФ говорится о том, что участвовать в гражданском процессе в форме вступления в начатый процесс для дачи заключения по делу могут государственные органы, органы местного самоуправления в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Однако данная формулировка не исключает возможность участия в гражданском процессе по инициативе лиц, участвующих в деле, и (или) суда общественных организаций, которые могут быть привлечены с целью дачи заключения в пределах имеющихся у них уставных полномочий, определенных в соответствии с федеральным законом. Следовательно, участие в гражданском процессе в форме вступления в начатое гражданское дело с целью дачи заключения возможно в случаях, предусмотренных федеральным законом, по инициативе государственных органов, органов местного самоуправления, вступающих в гражданский процесс. Общественные организации с целью выполнения возложенных на них функций могут вступить в гражданский процесс для дачи заключения по делу по инициативе лица, участвующего в деле, и (или) суда.

Таким образом, основаниями для участия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций являются случаи, предусмотренные федеральным законом, инициатива указанных органов и организаций, лиц, участвующих в деле и (или) суда, а также выполнение указанными органами функций, возложенных законодательством, либо уставом, в котором такие функции определены в соответствии с федеральным законом. Данные основания могут быть реализованы в форме возбуждения гражданского дела в интересах других лиц, но с целью выполнения указанных функций, а также в форме вступления в начатый гражданский процесс для дачи заключения по делу в пределах имеющихся полномочий, но также с целью реализации данных функций.

Следовательно, основной отличительной особенностью участия названных органов и организаций в гражданском процессе является выполнение ими возложенных федеральным законом функций либо уставных функций, определенных в соответствии с федеральным законом, независимо от формы такого участия. В связи с этим они не имеют материального интереса при участии в гражданском процессе, а выполняют указанные функции, предусмотренные в федеральном законе.

На основании п.1 ст.46 ГПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации в установленных федеральным законом случаях могут обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. В этом случае они возбуждают гражданское дело по собственной инициативе, реализуя полномочия, предусмотренные федеральным законом. В частности, органы государственной власти, органы местного самоуправления могут обратиться с заявлениями о признании недействующим подзаконного нормативного правового акта федеральному закону, закону субъекта Российской Федерации.

На основании ст. 21. ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", ч. 1 ст. 46 ГПК РФ Уполномоченный по правам человека в РФ может выступить в защиту неопределенного круга граждан путем обращения в судебные органы с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, нарушающего права и свободы граждан. Хотя данное право прямо не указано в названной норме, оно вытекает из её содержания, так как позволяет Уполномоченному по правам человека в РФ, использовать любые правовые формы защиты прав, свобод и законных интересов граждан. К. числу таких форм ст. 46 ГПК РФ относит возможность обращения Уполномоченного по правам человека в РФ с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

В ст. 5 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" предусмотрена возможность введения должности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Данная должность может быть введена на основании закона соответствующего субъекта Российской Федерации. Нельзя не заметить, что гражданское процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Поэтому на основании закона субъекта Российской Федерации Уполномоченный по правам человека субъекта РФ не может получить право обращаться в защиту неопределенного круга граждан, например путем обжалования в судебном порядке нормативных правовых актов, нарушающих права и свободы человека и гражданина. Однако он может быть наделен таким правом Уполномоченным по правам человека РФ, а также общественными организациями, действующими на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, путем заключения соответствующего соглашения на ведение дел соответственно от имени Уполномоченного по правам человека в РФ или общественной организации в пределах имеющихся у них полномочий.

В Определении Конституционного Суда РФ № 265-0 от 11 октября 2002 года прямо указано на то - что общественные организации на основании ст.27 ФЗ "Об общественных объединениях" вправе обратиться в защиту неопределенного круга лиц в государственные органы, в том числе с заявлением в суд о признании недействующим нормативного правового акта, для осуществления уставных целей, определенных в соответствии с федеральным законодательством. Следовательно, общественные организации на основании п.1 ст.46 ГПК РФ, ст.27 ФЗ "Об общественных объединениях" вправе обращаться в судебные органы с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в том числе для обжалования содержания нормативных правовых актов, с целью реализации уставных задач, определенных в соответствии с действующим законодательством. Профсоюзы этим правом пользуется не только на основании ст. 27 ФЗ "Об общественных объединениях", но и в силу требований ст. 23 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", которая позволяет профсоюзу по собственной инициативе обратиться в органы, рассматривающие трудовые споры, в защиту трудовых прав работников. К числу указанных органов отнесен суд, который не только рассматривает трудовые споры, но и заявления о признании недействующими нормативных правовых актов. С таким с заявлением в защиту трудовых прав неопределенного круга работников профсоюз может обратиться, реализуя положения п. 1 ст. 46 ГПК РФ, ст. 27 ФЗ "Об общественных объединениях", ст.23 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации могут возбудить гражданское дело в интересах конкретного субъекта, наделившего их соответствующими полномочиями. Например, Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ на основании доверенности гражданина может возбудить гражданское дело о признании недействующим нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы данного гражданина. В подобной ситуации указанные органы и общественные организации при ведении гражданского дела находятся в зависимости от уполномочившего их субъекта, прекращение им гражданского дела не позволяет продолжить гражданский процесс, поскольку к возникающим отношениям также применим принцип диспозитивности. Отказ от ведения дела указанными органами и общественными организациями не влечет его прекращения, так как, исходя из действия принципа диспозитивности, прекращение гражданского дела возможно только на основании волеизъявления субъекта, уполномочившего названные органы и организации возбудить от его имени гражданское дело. То есть, при ведении данного дела органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации обладают только общими полномочиями, специальные полномочия могут быть им переданы уполномочившим их субъектом путем письменного оформления. Однако при ведении гражданского дела в защиту конкретного субъекта указанные органы и организации призваны не только защищать его законные интересы, но и выполнять возложенные на них федеральным законом, а также уставом, принятым в соответствии с федеральным законом, функции. Поэтому они вправе высказывать собственное мнение по поводу возникающих при рассмотрении и разрешении с их участием гражданского дела вопросов. Мнение указанных органов и общественных организаций должно получить оценку при разрешении гражданского дела с их участием в качестве одного из доказательств по делу, поскольку они признаются самостоятельным участником гражданского процесса, который не только защищает других лиц, но и выполняет возложенные на него федеральными законами функции.

В п. 1 ст. 47 ГПК РФ сказано о том, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Таким образом, указанные органы могут по собственной инициативе вступить в гражданский процесс для дачи заключения по делу с целью выполнения возложенных на них функций и защиты прав перечисленных в п. 1 ст. 47 ГПК РФ субъектов. В частности, органы опеки и попечительства по собственной инициативе могут вступить в гражданский, процесс по делам о воспитании детей (п.1 ст. 78 СК РФ), о признании брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, недействительным (п. 2 ст. 28 СК РФ), О порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ), о лишении родительских прав (п. 2 ст. 72 СК РФ), об ограничении родительских прав (п. 4 ст. 73 СК РФ), об усыновлении детей (п. 1 ст. 125 СК РФ), об отмене усыновления (п. 2 ст. 140 СК РФ). По перечисленным делам органы опеки и попечительства могут вступить в гражданский процесс по собственной инициативе для выполнения возложенных на них функций и защиты прав несовершеннолетних, не обладающих в полном объеме гражданской процессуальной правоспособностью и дееспособностью. В защиту прав других субъектов, перечисленных в п. 1 ст. 47 ГПК РФ, обладающих элементами правового статуса, в том числе правоспособностью и дееспособностью, государственные органы, органы местного самоуправления могут выступить исключительно с их согласия. Данное согласие следует получать в связи с применением к таким отношениям принципа диспозитивности, позволяющего участнику гражданского процесса самостоятельно распоряжаться своими правами, в том числе и правом на защиту его интересов государственными органами и органами местного самоуправления. Участие этих органов в гражданском процессе происходит путем вступления в начатый процесс для дачи заключения по делу, которое исследуется судом в качестве самостоятельного доказательства.

В п. 1 ст. 47 ГПК РФ предусмотрена возможность вступления в начатый процесс государственных органов, органов местного самоуправления до вынесения решения судом первой инстанции. Из этого правила существует исключение. В п/п.6 п.1 ст.23 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" Уполномоченному по правам человека в РФ предоставлено право знакомиться с гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения по которым вступили в законную силу. По результатам такого рассмотрения Уполномоченный по правам человека в РФ может вынести заключение, которое должно быть рассмотрено полномочным судебным органом. Хотя данное право Уполномоченного по правам человека в РФ не предусмотрено в ГПК РФ, оно реализуется на основании ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", который обладает более высокой юридической силой по сравнению с ГПК РФ.

В п. 2 ст. 47 ГПК РФ сказано о том, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, и в иных необходимых случаях суд по своей инициативе может привлечь к участию в деле государственный орган или орган местного самоуправления для дачи заключения по делу с целью осуществления возложенных функций и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Однако проявление судом инициативы по привлечению в процесс государственных органов, органов местного самоуправления не должно вступать в противоречие с действием принципа диспозитивности, применяемого к отношениям, входящим в предмет гражданского процессуального права. В связи с чем привлечение указанных органов в гражданский процесс должно происходить с учетом мнения лиц, участвующих в деле. Отказ лиц, участвующих в деле, от привлечения в процесс органов, перечисленных в ст.47 ГПК РФ, не позволяет суду вопреки их волеизъявлению привлечь указанные органы в гражданский процесс. Тогда как согласие хотя бы одного из лиц, участвующих в деле, на привлечение указанных органов в гражданский процесс для дачи заключения позволяет суду привлечь данные органы к участию в гражданском деле. Исключения из этого правила составляют случаи защиты государственными органами прав, свобод, законных интересов лиц, не обладающих в полном объеме дееспособностью, в частности несовершеннолетних.

В ст. 47 ГПК РФ ничего не сказано о возможности привлечения в гражданский процесс общественных организаций для дачи заключения с целью выполнения возложенных на них федеральными законами функций и защиты прав других лиц. Очевидно, что основанием для участия общественных организаций в гражданском процессе в форме дачи заключения по делу являются ходатайство лица, участвующего в деле, об использовании заключения общественной организации при рассмотрении и разрешении дела, а также устав общественной организации, принятый в соответствии с федеральными законами, позволяющими общественным организациям высказывать свое мнение по поводу принимаемых властными органами решений. Например, профсоюз на основании п. 4 ст. 11 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" вправе участвовать в рассмотрении своих предложений в государственных органах, к числу которых относятся судебные органы. Поэтому мнение профсоюза по поводу разрешения конкретного дела по ходатайству лица, участвующего в деле, должно быть исследовано судом в качестве самостоятельного доказательства по делу. Кроме того, мнение профсоюза по ходатайству лица, участвующего в деле, должно быть учтено при разрешении трудовых споров по поводу решений работодателя, принимаемых с учетом мнения профсоюза (ст. ст. 372-373 ТК РФ). Таким образом, участие государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций в гражданском процессе путем дачи заключения по гражданскому делу возможно при наличии одного из следующих оснований:

- Наличия прямого указания в федеральном законе на вступление в гражданский процесс по собственной инициативе и (или) инициативе суда с целью выполнения возложенных функций и защиты интересов субъекта, не обладающего правоспособностью и (или) дееспособностью;

- Инициативы лица, участвующего в деле, с целью выполнения возложенных федеральным законом функций, в том числе указанных в уставе на основании федерального закона.

Глава 3. Процессуальный статус лиц, содействующих осуществлению правосудия

3.1 Процессуальный статус свидетеля в гражданском процессе

Свидетель -- это лицо, вызываемое в суд для сообщения сведений о непосредственно им воспринятых или сообщенных ему фактах, имеющих значение для правильного разрешения дела.

В свою очередь показания свидетеля - это сведения, сообщенные лицами, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела.

В основном показания свидетелей даются о таких обстоятельствах, которые воспринимались им лично. Поэтому недопустимо свидетельство по слухам, когда источник сведений не может быть указан и соответственно не может быть проверен. Однако закон допускает сообщения о фактах, о которых свидетель узнал от другого лица.

ГПК определяет случаи, когда лица не подлежат допросу в качестве свидетеля и когда они вправе отказаться от дачи свидетельских показаний. По ч. 9 статьи 69 ГПК РФ не подлежат допросу в качестве свидетелей:

- представители по гражданскому делу или защитники по уголовному делу, делу об административном правонарушении - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей представителя или защитника,

- судьи, присяжные, народные или арбитражные заседатели - о вопросах, возникавших в совещательной комнате в связи с обсуждением обстоятельств дела при вынесении решения суда или приговора;

- Так же священнослужители религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию, - об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди.

Часть 4 стать 69 ГПК РФ дает перечень лиц, которые в праве отказаться отдачи свидетельских показаний, но при желании могут такие показания и дать:

1) гражданин, свидетельствовать против самого себя;

2) супруг против супруга, дети, в том числе усыновленные, против родителей, усыновителей, родители, усыновители против детей, в том числе усыновленных;

3) братья, сестры друг против друга, дедушка, бабушка против внуков и внуки против дедушки, бабушки;

4) депутаты законодательных органов и уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - в отношении сведений, ставших известными в связи с исполнением своих обязанностей.

В ГПК не установлены какие-либо возрастные ограничения для свидетелей. В отношении несовершеннолетних детей вопрос о допуске их в качестве свидетелей должен решаться в каждом отдельном случае самим судом с учетом возраста и степени развития ребенка. В любом случае, учитывая возможность травмирующего воздействия на несформировавшуюся психику ребенка, к его допросу суд должен прибегать в исключительных случаях.

Процессуальным законодательством не устанавливается возраст несовершеннолетнего лица, при наступлении которого он может допрашиваться судом в качестве свидетеля. Этот вопрос должен решаться судом с учетом конкретных обстоятельств дела, сведения по которому должен сообщить свидетель, не достигший четырнадцати лет, и данных о его личности. Во всяком случае, вызов в судебное заседание малолетнего свидетеля должен быть обусловлен исключительными обстоятельствами, когда отсутствует возможность установить искомые факты иным способом. Определенным ориентиром для решения вопроса о возрасте малолетнего лица, при наступлении которого он в состоянии давать свидетельские показания, может служить ст. 57 Семейного Кодекса РФ. Согласно ее положениям ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства; учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Вместе с тем во всех случаях, когда суд приходит к выводу, что ребенок в силу возрастных особенностей не достиг той степени развития, которая позволяет ему правильно воспринимать факты по данному делу и давать о них правдивые показания, он не должен допрашивать его в качестве свидетеля.

В статье 179 ГПК РФ установлены правила допроса несовершенно летних свидетелей.

Допрос свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а так же в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет производятся с участием педагогического работника, который вызывается в суд. Если необходимо, то вызываются также родители, усыновители, опекун или попечитель несовершеннолетнего свидетеля. Они могут с разрешения суда задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания его показаний.

В исключительных случаях на время допроса несовершеннолетнего свидетеля из зала судебного заседания на основании определения суда может быть удалено то или иное лицо, участвующее в деле, или может быть удален кто-либо из граждан, присутствующих в зале судебного заседания. Такому лицу после возвращения в зал судебного заседания должно быть сообщено содержание показаний несовершеннолетнего свидетеля и должна быть предоставлена возможность задать свидетелю вопросы.

Свидетель, не достигший возраста шестнадцати лет, по окончании его допроса удаляется из зала судебного заседания, за исключением случая, если суд признает необходимым присутствие этого свидетеля в зале судебного заседания.

Обстановка судебного разбирательства, в которой ребенок должен давать свидетельские показания, для него необычна и даже может восприниматься им как экстремальная. Допрос малолетнего свидетеля всегда сопровождается трудностями, требует знания детской психологии, а также умения и навыков работы с детьми.

Для оказания помощи суду в проведении допроса и получения от малолетнего свидетеля правдивых показаний закон предусматривает в качестве обязательного условия вызов в судебное заседание педагога. С учетом обстоятельств дела могут быть вызваны также родители или лица, их заменяющие, на которых лежит обязанность защищать права и законные интересы несовершеннолетних (ст. 56 СК). При необходимости такой порядок суд вправе применить и при допросе свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет.

Присутствие в судебном заседании педагога и законных представителей может быть использовано судом для разрешения сомнений при определении способности несовершеннолетнего свидетеля правильно воспринимать факты по делу и давать о них правдивые показания. Для выяснения данных обстоятельств суд и лица, участвующие в деле, вправе задать педагогу и законным представителям соответствующие вопросы.

В свою очередь, педагог и законные представители могут задавать вопросы несовершеннолетнему свидетелю и высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний. Осуществляется это с разрешения председательствующего. В целях создания благоприятной обстановки для получения правдивых показаний из зала судебного заседания на время допроса несовершеннолетнего свидетеля могут быть удалены те или иные лица из числа участвующих в деле и из числа присутствующих в зале. Такие действия суда допускаются лишь в исключительных случаях и оформляются его определением.

Обязанность свидетеля явиться в суд возникает с получением повестки о вызове в определенный день и определенное время. Судебная повестка должна быть вручена свидетелю с соблюдением правил гл.10 ГПК РФ. Свидетель обязан явиться в суд в назначенное время и дать правдивые показания. Свидетель может быть доброшен судом в месте его пребывания, если он в следствие болезни, старости, инвалидности или других уважительных причин не в состоянии явиться по вызову суда.

За неявку свидетеля без уважительных причин к нему могут быть применены санкции в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда, а в случае неявки по вторичному вызову он может быть подвергнут принудительному приводу (ст. 168 ГПК).

За отказ свидетеля от дачи показаний он может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 308 УК РФ, если не относится к числу лиц, указанных в ч. 3 и ч. 4 ст. 69 ГПК.

О производстве допроса свидетеля в месте его пребывания должны быть извещены стороны и все участвующие в деле лица, которые вправе присутствовать при допросе. В соответствии со ст. 228 ГПК показания свидетеля, допрошенного таким образом, должны быть занесены в протокол.

В соответствии с правилами ч.3 ст.70 ГПК свидетелю возмещаются понесенные им расходы на проезд и проживание, а также суточные. Кроме того, за работающими гражданами, вызываемыми в суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту работы за время их отсутствия в связи с явкой в суд. Свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию за потерю времени исходя из фактических затрат времени и установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Перед допросом свидетеля председательствующий обязан выяснить наличие у него родственных и иных личных отношений с лицами, участвующими в деле. Невыполнение этих требований может привести к неправильной оценке показаний свидетеля, поскольку суд должен располагать сведениями и учитывать наличие у свидетеля неприязненных или приятельских, родственных отношений с кем-либо из лиц, участвующих в деле. Неправильная оценка показаний свидетеля может повлечь и неправильное разрешение дела.

Не являются доказательствами сведения, сообщенные свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности (ч.1 ст.69 ГПК).

Следовательно, председательствующий обязан выяснять также источник осведомленности свидетеля, имея при этом в виду, что доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения (ч.2 ст.55 ГПК). Это имеет значение и для уточнения, не получены ли свидетелем выясняемые у него сведения при обстоятельствах, указанных в п.1-3 ч.3 ст.69 ГПК, что исключает его допрос в качестве свидетеля, или при обстоятельствах, указанных в п.4 и 5 ч.4 ст.69 ГПК, что дает право свидетелю отказаться от дачи показаний.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты