Рефераты

Прекращение договора социального найма жилого помещения

p align="left">[2] Маслов В.Ф. Указ. соч. С. 111.

[3] См.: Чигир В.Ф, Указ. соч. С. 192-193. См. также: Повар А.I., Агапов I.Г. Охорона житлових прав громадян. К., 1968. С. 69.

83

самоуправно, без соответствующего разрешения, с целью проживания в нем, а характер помещения, его назначение не играет решающей роли". [1] Ю.К. Толстой утверждает, что лица, самоуправно занявшие нежилые помещения для проживания в них, выселяются в административном порядке, а для иных целей - судом. [2] "Представляется, что последнее мнение теоретически убедительнее и соответствует смыслу и целям закона об административном выселении" - пишет В.Ф. Маслов. [3] Мы также будем придерживаться точки зрения Ю.К. Толстого.

"В рассматриваемом случае нет оснований считать изложенное распространительным толкованием статьи 99 ЖК РСФСР, которая как норма исключительная должна применяться только к рассчитанному в соответствии с её буквальным содержанием кругу отношений". [4]

В.Ф. Чигир при толковании данной нормы решающее значение придает термину "жилое помещение" и полагает, что этими словами закон ограничивает административное выселение в соответствии с характером и назначением помещения. В. И. Замятин же за основу берет выражение "лица, самоуправно занявшие жилое помещение" и переносит упор с характеристики объекта самоуправного посягательства на конечную цель действий лица, обращая внимание на то, что помещение самовольно заселяются для проживания в них "Оба автора выясняют содержание нормы по употребленным в ней (в самом тексте нормы) словам и суждениям, то есть раскрывают её текстуальный (буквальный) смысл. Но позиция В. И. Замятина более убедительна. Здесь имеет место не расширительное толкование нормы, а выяснение её смысла на основе поставленных перед ней целей и задач".[5]

Действительно, если закон считает недопустимым самоуправное заселение жилого помещения для проживания в нём и требует немедленно реагировать на эти случаи путем административного выселения, то такая реакция тем более оправдана, когда гражданин занимает в этих целях нежилое помещение, право проживания в котором на при каких условиях у него не может возникнуть. "В обоснование сказанного можно привести и

____________________

[1] Замятин В. Указ. соч. С. 35.

[2] См.: Толстой Ю.К. Новое советское жилищное законодательство. С. 25. Прим. 1.

[3] Маслов В.Ф. Указ. соч. С. 113.

[4] Маслов В.Ф. Указ. соч. С. 113.

[5] Там же. С. 113.

84

другие доводы.. Самоуправное занятие нежилого помещения является нарушением

субъективного гражданского права владельца этого помещения в традиционном его понимании и не относится к жилищному правонарушению. Гражданские права защищаются не только в судебном порядке. Поэтому в данном случае может быть применен административный порядок восстановления нарушенного права, поскольку нет никаких сомнений в противозаконности посягательства".[1]

Административное выселение осуществляется с соблюдением строго обязательных правил, установленных постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1985 г. "О порядке применения части второй статьи 36 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик" [2], где подробно регламентирована процедура рассмотрения в органах прокуратуры дел и жалоб по этому вопросу.

Выселение граждан в административном порядке может иметь место только с санкции прокурора . С заявлением в прокуратуру могут обращаться только органы местной администрации, осуществляющие управление жилищным фондом, и их жилищно-коммунальные управления (отделы), предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находится жилое помещение или жилой дом. Таким образом, жилищно-эксплуатационные организации не в праве обращаться с заявлением к прокурору о выселении в административном порядке, в том числе и о выселении лиц, самоуправно занявших жилое помещение, в отличие от порядка, существовавшего раньше.

Важное значение для практики имеет указание Президиума Верховного Совета СССР о том, что с заявлением о выселении в административном порядке из самоуправно занятого жилого помещения может обратиться заинтересованный гражданин. К ним чаще всего относятся лица, которым выдан ордер на самоуправно занятое помещение.

В пункте 2 постановления предусмотрено, чтодела о выселении в административном порядке прокурор (его заместитель) рассматривает в 15-ти дневный срок со дня принятия заявления. Прокурор при рассмотрении заявления о выселении обязан прежде всего выяснить, имеются ли установленные законом основания для выселения в административном порядке, то есть действительно ли лицо заняло жилое помещение самоуправно, а если поступило заявление о выселении из дома (жилого помещения),

грозящего обвалом, действительно ли дом (жилое помещение) является аварийным,

____________________

[1] Маслов В.Ф. Указ соч. С. 113-114.

[2] Ведомости СССР, 1985, № 21. Ст. 370.

85

имеется ли заключение компетентной комиссии и решение местной администрации о признании дома (жилого помещения) аварийным, предоставлено ли выселяемому гражданину другое благоустроенное жилое помещение в соответствии с требованиями закона.

"Административное выселение граждан может иметь место лишь после того, как гражданин добровольно отказался освободить жилое помещение. Поэтому прокурор, принимая заявление о выселении, обязан потребовать от органа, обратившегося с заявлением о выселении, предоставления акта об отказе гражданина добровольно освободить жилое помещение. " [1] Также обязателен вызов выселяемого к прокурору и разъяснение ему существа и характера предъявленного требования. Гражданину должна быть предоставлена широкая возможность давать письменные объяснения по существу требования о выселении, приобщать документы и т.д.

Н Шарыло отмечает в связи с этим, что прокуроры, в частности, не всегда обеспечивают полную и всестороннюю проверку обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не истребуют порой нужные материалы, что приводит к вынесению незаконных постановлений.

Дел о выселении граждан из домов, грозящих обвалом, по статистике не так уж много. Но если взять, к примеру, Ленинград, то из 10 вынесенных в 1989 году прокурорами постановлений о выселении граждан 6 оказались незаконными. Прокуроры не во всех случаях истребуют доказательства того, что дом государственного или общественного жилищного фонда грозит обвалом, то есть заключение компетентной межведомственной комиссии и решение органа местной администрации о признании таковым дом а(жилого помещения).

Прокурор Кировского района Ленинграда вынес 6 постановлений о выселении семей Макеевых, Проскуряковых, Троицких, Омельченко и В. Косарева из дома № 152 по ул. Стачек в связи с угрозой обвала. По жалобам граждан 5 постановлений прокуратура города отменила как необоснованные - при проверке выяснилось, что та часть дома, где проживали граждане, подлежала капитальному ремонту. Вопрос о выселении должен был решаться в судебном порядке. Необоснованное постановление о выселении В. Косарева вышестоящая прокуратура не отменила, так как он его не обжаловал. а прокурор района не проявил здесь инициативы, хотя статья 5 постановления Президиума Верховного Совета

____________________

[1] Андрианов И.И. Указ. соч. С. 258.

86

СССР предусматривает, что прокурор, вынесший постановление о выселении, при изменении обстоятельств вправе по жалобам заинтересованных лиц и организаций или по собственной инициативе отменить это постановление и вынести новое. [1]

Также при выяснении вопроса о выселении в административном порядке прокурор обязан затребовать письменное объяснение и от всех подлежащих выселению совершеннолетних лиц, а в случае выселения несовершеннолетних и недееспособных лиц - от их законных представителей.

Н. Шарыло отмечает, что "выборочные данные из различных регионов страны свидетельствуют о рапространенности необоснованных обращений в прокуратуру по поводу выселения граждан, самоуправно занявших жилые помещения". [2] Чаще всего это происходит потому, что обращающиеся жилищные органы не выясняют, когда, в каком порядке и кто занял освободившееся помещение. Так "заместитель директора кожгалантерейной фабрики обратился в прокуратуру Московского района Минска с заявлением о выселении семьи Лаптенок как самоуправно занявшей комнату в квартире. Однако, как оказалось, семья вселилась туда не самоуправно, а в качестве поднанимателя. Наниматель впоследствии умер. Прокурор отказал в санкции на выселение, разъяснив в постановлении заявителю, что вопрос может быть разрешен в судебном порядке.

Необоснованные обращения направлены на ущемление конституционных прав граждан, способствуют нездоровому психологическому климату, загружают прокуратуру ненужной работой, а в случаях гражданско-правовых споров затрудняют их своевременное разрешение", - [3] отмечает автор.

При рассмотрении материалов прокуроры должны тщательно выяснять, кто, когда, в каком порядке, на какую жилую площадь вселился, в каждом конкретном случае правильно оценивать полученные доказательства и только тогда решать - дать санкцию на выселение или отказать.

ПРЭО Кировского района Ленинграда, даже не выяснив, кто занял квартиру 59 дома 4 по пр. Ветеранов, обратилось в прокуратуру района за санкцией на выселение семьи

____________________

[1] Шарыло Н. Выселение в административном порядке.// Соц. законность, 1990, № 10.

С. 15-16.

[2] См.: Шарыло Н. Указ. соч. С. 15-16.

[3] Там же. С. 16.

87

Белкиной. Прокурор района торопливо вынес постановление о её административном выселении. Однако в жалобе прокурору города Белкина указала, что квартиру 59 не занимала, вместе с семьей постоянно проживает в том же доме, но в квартире 23. Квартира же 59 полгода пустовала, поэтому дочь Шалаева со своей семьей и заняла её. Жалоба подтвердилась.[1]

Н. Шарыло также указывает на то, что прокуроры районов порой не вызывают в прокуратуру представителей ведомств - владельцев служебных жилых помещений, когда местная администрация просит о выселении в административном порядке лиц, самоуправно занявших их, не выясняют, нужна ли эта жилая площадь ведомству, в том числе в качестве служебной. А выяснять это надо, поскольку служебные комнаты нередко длительное время не используются и не заселяются. И не только выяснять, но и принимать соответствующие меры. Так, прокурор Выборгского района Ленинграда вынес постановление об административном выселении Симоновых вместе с шестью несовершеннолетними детьми из пустовавшей несколько лет служебной комнаты

12,5 кв. м. До этого Симоновы в течение 11 лет проживали в соседней служебной комнате 17,6 кв. м. Прокурор, по нашему мнению, вправе был обратиться в жилищные органы с просьбой об улучшении жилищных условий многодетной семьи, запросив мнение трудового коллектива и общественной комиссии по жилищным вопросам, однако не сделал этого.

Часто остается без внимания такое нарушение закона, как выдача ордеров на заселение квартир, признанных непригодными для постоянного проживания - пишет Н.Шарыло. А ведь такие жилые помещения заселению не подлежат, и вопрос об их использовании в каждом конкретном случае должен решаться местной администрацией.

Отдел по учету и распределению жилой площади Сестрорецкого райисполкома обратился к прокурору района с заявлением о выселении Махаловой с ребенком из самоуправно занятой, пустовавшей с 1987 года, соседней (10,36 кв. м) комнаты. Как выяснилось, квартира, в которой проживала Махалова, признана непригодной для постоянного проживания, поскольку помещения практически не отапливались, полы прогнили, дом осел и списан. Тем не менее с октября 1989 года на это помещение был выдан ордер. Каплуновой. Прокурор вынес постановление о выселении в административном порядке Махаловой, и вместо того, чтобы поставить вопрос о

____________________

[1] См.: Шарыло Н. Указ. соч. С. 16.

88

признании ордера, выданного Каплуновой, недействительным и об улучшении жилищных условий Махаловой, возбудил в отношении неё производство об административном правонарушении. На наш взгляд, в подобных случаях прокуроры, одновременно с вынесением постановления о выселении должны принимать меры в защиту нарушенных прав граждан. [1]

Если требование об административном выселении обосновано, прокурор выносит постановление, в котором подробно излагаются обстоятельства дела, доводы сторон, мотивы выселения и закон, на основании которого оно производится, указывается срок исполнения и исполнитель постановления ,дается предписание органам милиции об оказании содействия в выселении.

Копия постановления вручается выселяемому, заинтересованной организации и соответствующему отделению милиции.

Постановление о выселении в административном порядке подлежит принудительному исполнению органами милиции по истечении 7 дней со дня его вручения гражданам, выселяемым из жилого помещения, которые даются им для добровольного освобождения жилого помещения.

Президиум Верховного Совета СССР установил также порядок обжалования постановления прокурора о выселении в административном порядке. Постановление может быть обжаловано вышестоящему прокурору, вплоть до Генерального прокурора РФ, как лицами, которые подлежат выселению, так и организациями и гражданами, которые возбудили ходатайство о выселении.

Помимо этого, санкция прокурора на административное выселение не исключает последующего обращения заинтересованного лица в суд. Вопрос о правоприменительной практике выселения граждан из самоуправно занятых жилых помещений рассматривался Конституционным Судом РФ, который в Постановлении "По делу о проверке конституционности правоприменительной практики, связанной со спорами о предоставлении жилых помещений; о проверке конституционности административного порядка выселения граждан из самоуправно занятых жилых помещений с санкции прокурора, о проверке конституционности отказа в возбуждении уголовного дела от 5 февраля 1993 года № 2-П признал не соответсвующим Конституции РФ обыкновение

правоприменительной практики выселения граждан из самоуправно занятых жилых

____________________

[1] См.: Шарыло Н. Указ. соч. С. 16-17.

89

помещений в административном порядке с санкции прокурора (без возможности последующего обращения в суд), сложившегося в результате применения статьи 90 и 99 ЖК РСФСР. Иными словами, Конституционный Суд РФ признал право указанных граждан на обжалование постановления прокурора о выселении в административном порядке в суд, в отличие от ранее существовавшего порядка, в соответствии с которым такое обжалование было возможным только в порядке подчиненности вышестоящему прокурору.

Вышестоящий прокурор при обжаловании ему постановления об административном выселении вправе отменить это постановление прокурора и направить дело для дополнительной проверки, либо оставить его без изменения. Он вправе также изменить постановление. Вышестоящий прокурор может вынести и новое постановление, но при условии принятия дела об административном выселении к своему производству. Причем это он обязан сделать во всех случаях, независимо от того, требуется дополнительная проверка или нет. "Особый порядок вынесения новых постановлений призван повысить ответственность вышестоящих прокуроров за их вынесение. Следует подчеркнуть, что на практике необходимо строго разграничивать изменение постановления и вынесение нового постановления, не допускать под видом изменения постановления вынесения новых постановлений (например, выселение вместо отказа в выселении и наоборот)" [1]

На время проверки жалобы вышестоящий прокурор может приостановить исполнение постановления о выселении в административном порядке.

"Раньше довольно широко была распространена практика, когда вышестоящий прокурор, не отменяя постановление прокурора о выселении, возвращал тем не менее дело прокурору с указанием провести дополнительную проверку, обсудить возможность иного решения дела и. т.д. Обычно вышестоящий прокурор в этих случаях приостанавливал исполнение постановления. Это порождало известную неопределенность в правовом положении заинтересованных лиц и ущемляло их права. В настоящее время Президиум Верховного Совета СССР четко и исчерпывающе определил полномочия вышестоящих прокуроров при рассмотрении жалоб на постановления прокуроров об административном выселении . Никаких иных решений, не предусмотренных в постановлении Президиума, они не вправе принимать". [2]

При наличии уважительных причин по заявлению заинтересованных лиц или судебного исполнителя прокурор, вынесший постановление о выселении в административном

[1] См.: Андрианов И.И. Указ. соч. С. 258.

[2] Андрианов И.И. Указ. соч. С. 259.

90

порядке, а также вышестоящий прокурор вправе отсрочить принудительное исполнение постановления.

Лица, выселяемые из самоуправно занятых жилых помещений, возмещают фактические расходы, связанные с выселением. Выселение лиц из домов (жилых помещений), грозящих обвалом, производится за счет жилищных органов местных администраций или соответствующей государственной, муниципальной ,общественной организации, которым принадлежит дом, грозящий обвалом.

В заключение ещё раз отметим, что при выселении из аварийных домов с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения имеет место прекращение одного и возникновение другого жилищного правоотношения. При выселении из самоуправно занятых жилых помещений ни того, ни другого нет, поскольку самоуправное занятие жилого помещения никаких прав на него не порождает, а выселение происходит без предоставления другого жилого помещения. "Не вызывает, однако, сомнений, что в обоих случаях имеет место охрана прав граждан и организаций: в первом случае гражданина, который проживает в аварийном доме; во втором - лица, которому принадлежит самоуправно занятое жилое помещение". [1]

В случае отмены постановления прокурора об административном выселении после его исполнения нарушенные жилищные права граждан, выселенных из жилого помещения, подлежат восстановлению в соответствии с действующим законодательством РФ. Возникшие при этом споры подлежат рассмотрению в суде.

По вопросу, освещенному в данной главе, Н. Шарыло высказал такую точку зрения, что: "Следовало бы передать в компетенцию судебных органов рассмотрение дел о выселении граждан, самоуправно занявших жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, как это предусмотрено по делам о выселении из домов жилищно-строительных кооперативов и принадлежащих гражданам на праве личной собственности. Дела эти сложные, связанные подчас с получением, исследованием и оценкой многочисленных доказательств и по своему характеру схожи с гражданско-

правовыми спорами. Не случайно каждое второе дело рассмотрено с нарушением срока, зачастую не по вине прокурора.

И вообще вряд ли дело прокурора - выносить постановления о выселении граждан в административном порядке". [2] Мы согласны с такой точкой зрения.

____________________

[1] См.: Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Указ. соч. С. 17.

[1] См.: Шарыло Н. Указ. соч. С. 17

91

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ данной темы позволяет нам сделать ряд выводов. Соблюдение установленного законом порядка лишения жилища социально незащищенных категорий граждан имеет большое значение для защиты их жилищных и интересов, обеспечения устойчивости права пользования жилым помещением.

В данной работе мы используем понятие "прекращение" договора социального найма жилого помещения потому что этот термин является более широким, родовым понятием по отношению к "расторжению" договора и "выселению". Причем выселение нанимателей из жилых помещений может быть как результатом прекращения жилищных правоотношений, так и не сопровождать их прекращение.

Расторжение договора может иметь место только по инициативе одной из сторон, но при этом наниматель жилого помещения по договору социального найма обладает большей самостоятельностью, чем наймодатель и ограничен в своих действиях только получением согласия на расторжение договора от членов его семьи. Права же наймодателя на расторжение договора жилищного найма и выселение нанимателя органичены целым рядом условий, предусмотренных законом, и подлежащих обязательному соблюдению (ч. 3 ст. 89 и ст. 90 ЖК РСФСР). Эти ограничения вытекают из закрепленного в статье 10 ЖК РСФСР правила о том, что никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения иначе как по основаниям и в порядке, пердусмотренном законом, в связи с чем расторжение договора социального найма по инициативе наймодателя является исключительной мерой и допускается лишь по основаниям, строго установленным законом, и только в судебном порядке, кроме случаев выселения из домов, грозящих обвалом (СТ. 90 ЖК РСФСР).

Законом предусмотрен и административный порядок выселения, при котором гарантии прав и законных интересов гражан проявляются прежде всего в том, что государство контролирует деятельность организаций и должностных лиц по административному выселению через прокуратуру, так как выселение допускается только с санкции прокурора.

Но такой порядок хотя и является более оперативным по сравнению с судебным, все же не лишен недостатков, что приводит к нарушению прав и законных интерсов граждан.

В частности, эти недостатки проявляются в том, что проводится неполная и

невсесторонняя проверка прокурорами обстоятельств, имеющих значение для дела, в том,

92

что не вызываются для дачи объяснений лица, имеющие непосредственное отношение к делу, остается без реагирования выдача ордеров на квартиры, непригодные для проживания, прокуроры не ставят вопроса о возмещении ущерба, связанного с длительным проживанием граждан в самоуправно занятом жилом помещении и т.д., в том числе прокуроры слабо осуществляют надзор за соблюдением судебными исполнителями требований законодательства об исполнении постановлений. Постановления прокуроров не исполняются длительное время либо их неисполнение часто связано с отказом ответчиков освободить жилое помещение в добровольном порядке.

В связи с этим, целесообразно отнести дела о выселении из самоуправно занятых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда к компетенции судебных органов, так как это, зачастую, дела сложные, связанные с получением, исследованием и оценкой различных доказательств, что говорит об их схожести с гражаднско-правовыми спорами. Тем более, что норма закона о праве каждого на судебную защиту даёт полное основание для последующего обращения в суд и в случае администраитвного выселения из самоуправно занятого жилого помещения.

Следовательно, необходимо внести соответствующее изменение в статью 99 ЖК РСФСР, о чем также отмечено в постановлении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 1993 года . Это же касается и статьи 90 ЖК РСФСР, так как в нее тоже, на наш взгляд, должно быть внесено изменение отностительно выселения лиц, проживающих в домах, грозящих обвалом, в судебном, а не в административном порядке. Такой вывод можно сделать исходя из пункта 1 статьи 90 ЖК РСФСР, где говорится о том, что договор найма жилого помещения в принудительном порядке (то есть без согласия нанимателя) может быть расторгнут только судом, а значит не предусматривается возможность выселения в административном порядке даже из домов, грозящих обвалом.

При выселении в судебном порядке с предоставлением гражданам другого жилого помещения также существуют препятствия для исполнения судебных решений. Например, достаточно часто складывается ситуация, когда производится выселение граждан в жилое помещение, которе занято кем-либо. В этом случае в суд должен быть подан иск о выселении из жилого помещения, куда должен переехать гражданин, поэтому исполнение судебного решения откладывается до разрешения судом нового дела. Представляется, что для разрешения таких ситуаций необходима норма, закрепляющая обязанность суда рассматривать иски о выселении из незаконно занятого жилого помещения в более сокращенные сроки.

93

Инога договор жилищного найма прекращается без нарушения нанимателем каких-либо обязательств, просто в силу сложившихся обстоятельств, наступления юридических фактов, ведущих к прекращению права пользования жилым помещением ,например, в силу выезда нанимателя на постоянное место жительства в другую местность, утраты или изменения объекта договора и т.п.

В других же случаях перкращение права пользования жилым помещением связано с совершением нанимателем определенных правопрекращающих действий (разрушение или порча жилого помещения, нарушение правил общежития и т.д.). При этом, в зависимости от оснований выселения, законом предусмотрена обязанность наймодателя одновременно с выселением предоставлять гражданам другое жилое помещение, за исключением случаев, когда выселение производится без его пердоставления.

На наш взгляд, данное правило можно рассматривать как одну из юридических гарантий жилищных прав граждан. Причем, важно отметить, что сцелью более тщательной охраны интересов нанимателей и членов их семей законодатель установил требования, которым должно отвечать предоставляемое в связи с выселением благоустроенное или просто другое жилое помещение. И эти требования, по нашему мнению, являются необходимым минимумом, допускающим выселение с предоставлением другого жилого помещения. Организация, на которой лежит обязанность предоставления жилого помещения, может, конечно, выделять по своему усмотрению квартиры и с лучшими характеристиками. В первую очередь, как нам кажется, это должно относиться к инвалидам, пенсионерам, семьям, имеющим малолетних детей, что будет соответствовать статье 7 Конституции РФ, которая провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, поддержку данных категорий граждан.

Таким образом, все нормы, регулирующие отношения по расторжению договора жилищного найма и выселению граждан из жилых помещений имеют большое значение в обеспечении осуществления конституционного права граждан на жилище. Четкое правовое регулирование оснований прекращения и расторжения договора жилищного найма предоставляет нанимателю возможность добиться отклонения судом необоснованных требований наймодателей. Ограничивая круг оснований расторжения договра жилищного найма, обеспечивая предоставление выселяемому другого жилого помещения, жилищное законодательство тем самым гарантирует широкую защиту жилищных прав и интересов граждан.

94

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

а) Официальные документы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2.

Официальный текст по состоянию на 1 января 2000 г.- М.: Юрид. литература. - 547 с.

Жилищный кодекс РСФСР. Официальный текст по состоянию на 1 января 2000 г.-

М.:ООО "Фирма "Издательство АСТ".- 64 с.

Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24

декабря 1994 г. № 4218-1 (в ред. Федеральных законов от 21.01.96 № 9-ФЗ; от 21.04.97 № 68-ФЗ; от 10.02.99 № 29-ФЗ) (Ведомости РФ, 1993, № 3. Ст. 99; Собрание законодательства РФ, 1996, № 3. Ст. 147; 1997, № 17 Ст.1913; 1999, № 7. Ст. 876).

Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном

образовании" от 14 июля 1992 г. № 3297-1 (в ред. Федеральных законов от 28.11.96 № 144-ФЗ; от 31.07.98 № 144-ФЗ; от 02.04.99 № 67-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховног Совета РФ, 1992, № 53. Ст. 1915).

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря

1993 г. - М.: Юридическая литература, 1993. - 64 с.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке

конституционности правоприменительной практики, связанной со спорами о предоставлении жилых помещений; о проверке конституционности административного порядка выселения граждан из самоуправно занятых жилых помещений с санкции прокурора; о проверке конституционности отказа в возбуждении уголовного дела" от 5 февраля 1993 г. № 2-П (Вестник Конституционного Суда РФ, 1994, № 1).

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. № 2 "О практике

применения судами жилищного законодательства" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30.11.90 г. № 14) (Бюллетень Верховного Суда СССР, 1987,

№ 3).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 1984 г. № 5 "О некоторых

вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 29.08.89 № 5; от 21.12.93 № 11; от 25.10.96 № 10) (Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1985 № 3; 1989, № 11; Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994, № 3; 1997, № 1).

95

Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1985 г. "О порядке

применения части второй статьи 36 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик" (Ведомости СССР, 1985, № 21. Ст 370).

Постановление Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 г. № 328 "Об

утверждении примерного положения об общежитиях" (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.07.93 № 726).

б) Источники

1. Архив Железнодорожного районного суда города Новосибирска. Дело № 2 -195 за

1999 год.

2. Архив Железнодорожного районного суда города Новосибирска. Дело № 2-1145 за

1999 год.

3. Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1965, № 5.

Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1978, № 2.

Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1979, № 11.

Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1981, № 7.

Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1984, № 1.

Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1984, № 10.

Бюллетень Верховного Суда СССР, 1984, № 11.

Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1985, № 2.

Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1985, № 11.

Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1990, № 5.

Крашенинников П.В Судебная практика по жилищным спорам: Сборник

постановлений, решений, определений федеральных судов. - М.: Норма-Инфра, 1998. - 585 с.

в) Научная и учебная литература

1. Андрианов И.И. Жилищное законодательство: Практические вопросы. - М.: Юрид. литература, 1988. - 384 с.

Аскназий С.И., Брауде И.Л., Пергамент А.И. Жилищное право. - М.: Госюриздат,

1956. - 231 с.

Баринов Н.Н. Прекращение договора найма жилого помещения в ведомственном доме.

- Саратов: Издательство Саратовского университета, 1978. - 161 с.

Басин Ю.Г., Попов И.И. О жилищных правах советских граждан. - Алма-Ата:

96

Казахстан, 1966. - 220 с.

Богданов Е.Ф. Право на жилище. - Минск: Университетское, 1990. - 159 с.

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения, - М.:

Статут, 1998. - 681 с.

Васильев Ю.С. Расторжение и изменение договора жилищного найма в судебном порядке. Автореф. дис… канд. юрид. наук. - М., 1961. -16 с.

Васильченко Л.В. Договор жилищного найма в ведомственных домах.. - М.: Юрид.

литература, 1973. - 190 с.

9. Вишневская И.С. Советское жилищное право/ Отв. ред. С.И.Дудников. - Ростов:

Издательство Ростовского университета, 1986. - 106 с.

10.Гетман Е.С. О жилищных правах и обязанностях граждан (Пособие для слушателей

народных университетов). - М.: Знание, 1992. - 96 с.

Диденко А.Г. Право на жильё (Справочник в вопросах и ответах). - Алма-Ата: Кайнар,

1989. - 204 с.

Жанайдаров И. Общие условия выселения с предоставлением другого жилого

помещения// Соц. законность. - 1984. - № 2. - С. 45-46.

Жарков В.М. Охрана жилищных прав граждан при сносе жилых строений. Автореф.

дисс…канд.юрид.наук. - М., 1979. - 25 с.

Жгунова А. Выселение из жилых помещений// Законность. - 1994. - № 4. - С. 19-23.

15. Жилищное законодательство: Комментарий/ Под ред. В.Ф. Яковлева, П.И. Седугина. -

М.: Юрид. литература, 1991. - 416 с.

16. Замятин В. Выселение из жилых помещений в административном порядке// Соц.

законность. - 1965. - № 4. - С. 30-36.

Законность. - 1995. - № 2. - С. 62-63.

Золотарь В.А., Дятлов П.Н. Советское жилищное право: Учебное пособие для юрид.

институтов и факультетов. - Киев: Вища школа при Киевском университете, 1985. - 216 с.

Золотарь В.А., Дятлов П.Н. Советское жилищное право: Учебное пособие для юрид.

институтов и факультетов - 2-е изд., перераб. и доп. - Киев: Лыбидь, 1990. - 262 с.

Иоффе О.С. Ответственность по советскому гражданскому праву. - Л.: Издательство

Ленинградского университета, 1955. - 311 с.

Ком Н.В. Предоставление жилых помещений: Правовые вопросы. - Минск: Полымя,

1992. - 133 с.

Комаров Б.К. Прекращение договра жилищного найма. -М.: Издательство

Московского университета, 1963. - 68 с.

97

Комментарий к жилищному законодательству Российской Федерации. /Отв. ред.

начальник Правового управления Аппарата Государственной Думы, доктор юридических наук, профессор В.Б. Исаков. - М.: Юрайт, 1999.- 603 с.

Коньков Ю.М. Судебное расторжение договора найма жилого помещения в домах

государственного фонда. Автореф. дисс…канд.юрид. наук. - М., 1967. - 20 с.

Коньков Ю.М. Расторжение договора найма жилого помещения. - М.: Юрид.

литература, 1978. - 152 с.

Крашенинников П.В. Российское жилищное законодательство: Учебное и

практическое пособие. - М.: Норма, 1996. - 269 с.

Крашенинников П.В. Сделки с жилыми помещениями: Комментарий гражданского и

жилищного законодательства и практика его применения.- М.: Статут, 1997. - 167 с.

Левенсон С.Н. Возникновение, изменение и прекращение правоотношений по найму

жилого помещения. Автореф. дисс…канд.юрид.наук. - М., 1968. - 23 с.

Марткович И.Б. Жилищные правоотношения: (Пользование жилым помещением). -

М.: ВЮЗИ, 1979. - 87 с.

Марткович И.Б. Жилищное право: Закон и практика. - М.: Юрид. литература, 1990.

- 319 с.

Маслов В.Ф. Право на жилище. Монография. - Харьков: Вища школа, 1986. - 288 с.

Мушкин А.Е. Предоставление жилых помещений и пользование ими. - Л.: Лениздат,

1985. - 175 с.

Никитюк П.С. Жилищное право/ Отв. ред. В.К. Волчинский. - Кишинев: Штиинца,

1985. - 255 с.

Пергамент А.И. Жилищные права граждан СССР// Советское государство и право. -

1982. - № 1. - С. 8.

Повар А.И.Гарантии жилищных прав граждан при административном выселении.

Автореф. дисс…канд. юрид. наук. - Киев, 1972. - 22 с.

Седугин П.И. Жилищное право: Учебник для вузов. - М.: Норма-Инфра - М.,

1998. - 320 с.

Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражаднское право. Учебник. Часть II. - М.: Проспект,

1997. - 784 с.

Толстой Ю.К. Жилищные права и обязанности граждан СССР. -М.: Госюриздат,

1960. - 96 с.

Толстой Ю.К. Советское жилищное право. - Л.: Издательство Ленинградского

98

университета, 1967. - 228 с.

Толстой Ю.К. Советское жилищное законодательство. - Л.: Издательство

Ленинградского универистета, 1974. - 232 с.

Толстой Ю.К. Жилищное право: Учебное пособие.- М: Проспект, 1996. - 128 с.

Трубников П. Рассмотрение судами дел по жилищным спорам// Законность. - 1996. -

№ 12. - С. 15-20.

Чигир В.Ф., Боровцев В.А. Конституционное право на жилище. - Минск: Беларусь,

1985. -104 с.

Чигир В.Ф. Советское жилищное право: Учебное пособие для юридических вузов. -

Минск: Высшейш. школа, 1968. -227 с.

Чигир В.Ф. Жилищное право: Учебное пособие для юридических вузов. - 2-е изд.;

испр. и доп. - Минск: Высшейш. школа, 1986. - 205 с.

Чуб Г.П. Административное выселение из жилых помещений: Учебное пособие. - М.,

1974. - 30 с.

Шарыло Н. Выселение в административном порядке// Соц. законность. - 1990. - № 10.

- С. 15-17.

Яковлев М. Охрана жилищных прав граждан// Соц. законность. - 1972. - № 1. -

С. 14-15.

Яковлева В.Ф. Расторжения договора жилищного найма без предоставления другого

жилого помещения// Основы советского жилищного законодательства. - Свердловск, 1981. - С. 125.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты