Рефераты

Преступления против экологической безопасности и природной среды

p align="left">Под проектированием объекта понимается совокупность технологических процедур, осуществляемых специализированными учреждениями на основании специального разрешения, направленных на разработку и согласование проектов зданий, сооружений.

Размещение представляет собой деятельность по определению пространственного расположения и структурной организации планируемого объекта.

Строительство - это создание новых либо преобразование (переоборудование) действующих объектов.

При строительстве объектов, предполагающих экологически вредное производство, всегда должна проводиться оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной или иной деятельности.

Консервация выражается в проведении совокупности мероприятий, направленных на временное приостановление деятельности соответствующего объекта [16, с. 571].

Снос - это разрушение, полная ликвидация промышленного объекта.

Эксплуатация объекта - это его использование по целевому назначению.

Объективная сторона преступления может быть выражена как в действии (строительство объекта без соответствующего согласования проекта или места его расположения; использование запрещенных законодательством технологических процессов и т.д.) так и в бездействии (отказ от установки очистных сооружений, создания санитарно-защитных зон и т.д.).

Обязательным признаком состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 265, являются последствия: смерть человека или заболевание людей либо причинение ущерба в особо крупном размере.

Нарушение требований экологической безопасности при отсутствии последствий, указанных в ч. 1 ст. 265, либо отсутствии угрозы наступления таких последствий влечёт административную ответственность.

Заболевание людей - расстройство, здоровья, повлекшее временную нетрудоспособность или хроническое заболевание либо иные функциональные расстройства здоровья, приведшие к стойкой утрате трудоспособности хотя бы одного человека [16, с. 572].

Согласно примечанию к главе 26 УК особо крупным размером признаётся размер ущерба на сумму в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления [29].

Ответственность по ч. 1 ст. 265 наступает при наличии необходимой причинной связи между конкретным нарушением требований экологической безопасности и смертью человека, либо заболеванием людей, либо ущербом, причиненным в особо крупном размере. В случае если указанные последствия наступили от иных событий, то ответственность по данной статье исключается [16, с.573].

По отношению к последствиям вина при совершении данного преступления может быть только неосторожной.

При этом само нарушение требований экологической безопасности может быть совершено лицом сознательно или по неосторожности. Это обстоятельство следует учитывать суду при определении формы реализации уголовной ответственности.

Субъектом этого преступления может быть только лицо, на которое соответствующим актом законодательства возлагается специальная обязанность обеспечивать требования экологической безопасности при выполнении работ, связанных с проектированием, размещением, строительством, вводом в эксплуатацию, консервацией, демонтажём, сносом и эксплуатацией объекта.

Проектирование объектов лицом, осуществляющим его в порядке выдвижения индивидуального (творческого) предложения, совершенное с нарушением требований экологической безопасности, не образует состава данного преступления [16, с.573].

В случае нарушения требований экологической безопасности при вводе в эксплуатацию объекта субъектом данного преступления может быть только лицо, выполняющее обязанности по соблюдению названных требований на предприятии (в организации), создавшем или реконструировавшем объект. Члены государственной комиссии, допустившие прием объекта при наличии заведомых нарушений требований экологической безопасности, несут ответственность по ст. 266 УК.

Если лицо, ответственное за соблюдение требований экологической безопасности, обладает признаками должностного лица, то дополнительная квалификация за преступление против интересов службы не требуется.

Ответственность по ч. 2 ст. 265 наступает за нарушения, заведомо создавшие угрозу наступления последствий, указанных в ч. 1 ст. 265 УК.

При определении причинной связи в этом случае следует установить два звена причинно-следственных отношений: непосредственную причинную связь между нарушением требований экологической безопасности и реально возникшим состоянием опасности для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды и связь между существующим состоянием опасности и возможным вредом (когда последствия могли наступить, но не наступили по независящим от лица обстоятельствам).

Психическое отношение лица к возможным последствиям характеризуется косвенным умыслом либо легкомыслием.

Если в таком случае поведение виновного лица предопределялось прямым умыслом к последствиям, то содеянное должно квалифицироваться как покушение на иное преступление (например, покушение на преступление против здоровья) [16, с.574].

2) Нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами (ст. 278 УК).

Рассматриваемое деяние создает угрозу экологической безопасности населения, причиняет вред биологическим основам существования человека.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 278, являются общественные отношения, обеспечивающие экологическую безопасность. Нарушение правил экологической безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами причиняет или создает угрозу причинения вреда экологической безопасности и природной среде [16, с.602].

Объективная сторона преступления по ч. 1 ст. 278 выражается в двух альтернативных деяниях:

- нарушение правил безопасности производства, хранения, использования, транспортировки, захоронения или иного обращения с радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами или отходами производства и потребления, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение;

- те же действия, заведомо создавшее угрозу причинения вреда здоровью людей или природной среде [16, с.603].

Под иным обращением экологически опасных веществ и отходов понимается обезвреживание (освобождение опасных веществ или отходов от вредных примесей), утилизация (обезвреживание с одновременным извлечением полезных продуктов для дальнейшего производства), складирование (временное размещение на поверхности земли) [16, с.602].

Правила безопасности при обращении с экологически опасными веществами или отходами устанавливаются в зависимости от вида и класса опасности веществ и отходов.

Радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение.

Радиоактивные отходы представляют собой неиспользуемые жидкие, твердые и газообразные радиоактивные вещества радиоактивное загрязнение поверхностей которых превышает установленные уровни радиационной безопасности.

Бактериологическими веществами являются микроскопические, преимущественно одноклеточные организмы, способные вызвать заболевание людей, животных или растений.

К химическим веществам относятся токсичные вещества, не подвергающиеся распаду и способные причинить вред живому организму или окружающей среде.

В аспекте применения ст. 278 к отходам производства и потребления относятся опасные отходы [16, с.603].

Опасные отходы - отходы, которые содержат в своем составе вещества, обладающие каким-либо опасным свойством или их совокупностью (токсичность, инфекционность, взрывоопасность и иные подобные свойства) и присутствующие в таком количестве и в таком виде, что эти отходы самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами могут представлять опасность причинения вреда окружающей среде, здоровью человека, в том числе вследствие их вредного воздействия на окружающую среду [22].

Нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами может быть выражено в действии или бездействии на любой стадии обращения экологически опасных веществ или отходов (например, захоронение опасных отходов на территории населенного пункта, в водном объекте или ином месте; перевозка экологически опасных веществ или отходов в подвижном составе, который по своей конструкции не соответствует требованиям перевозки опасных грузов, и т.д.).

Преступление является юридически оконченным с момента совершения соответствующего нарушения, если оно имело место в течении года после наложения административного взыскания за такое же нарушение либо с момента создания угрозы причинения вреда здоровью людей или природной среде [16, с.604].

Субъективная сторона нарушения правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами, совершенного в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, характеризуется прямым умыслом. Однако если нарушение правил безопасности создает угрозу причинения вреда здоровью людей или природной среде, то ответственность по ч. 1 ст. 278 наступает при установлении признаков косвенного умысла или легкомыслия по отношению к возможным последствиям. Если в таком случае поведение виновного лица предопределялось прямым умыслом к последствиям, то содеянное должно квалифицироваться как покушение на иное преступление (например, покушение на соответствующее преступление против здоровья).

Субъектом преступления являются лица, на которых соответствующими нормативными актами возложена обязанность по обеспечению безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами.

Общественная опасность нарушения правил экологической безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами существенно увеличивается, если такое нарушение было совершено в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, либо если оно повлекло причинение ущерба в особо крупном размере.

Применительно к причиненному ущербу вина может быть выражена в форме умысла или неосторожности.

Ответственность по ч. 3 ст. 278 наступает только при наличии неосторожной формы вины по отношению к смерти человека или заболеванию людей. Если по отношению к указанным в ч. 3 ст. 278 последствиям вина будет умышленной, то содеянное следует квалифицировать как преступление против человека.

При уголовно-правовой оценке содеянного по ч. 2 и ч. 3 ст. 278, наличие признака административной преюдиции не требуется [16, с.604].

Из всего вышесказанного следует, что преступления против экологической безопасности наносят огромный непоправимый ущерб экологической безопасности и природной среде, а следовательно посягают на неотъемлемое право каждого человека на существование в благоприятной окружающей среде.

2.1.2 Преступления, нарушающие конституционное право граждан на получение достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды

В соответствии с нормами Конституции Республики Беларусь всем предоставлены равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантируется равная защита и равные условия. Целый ряд статей Конституции касается экологических прав и гарантий граждан.

Так, Конституция Республики Беларусь закрепляет право каждого гражданина на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды [11].

Сбор и представление информации о состоянии окружающей среды и здоровья населения реализуется через систему государственных органов, уполномоченных осуществлять мониторинг окружающей среды.

Информация Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь является открытой и официальной [16, с.579].

Ст. 268 предусматривает ответственность за сокрытие либо умышленное искажение должностным лицом сведений об авариях с экологическими последствиями, о радиационном, химическом, бактериологическом или другом опасном для жизни и здоровья людей и живой природы загрязнении окружающей среды или о состоянии здоровья населения, подвергшегося вредному воздействию [29].

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие информированность населения о состоянии экологической безопасности.

Предметом данного преступления являются сведения, относящиеся к информации Национальной системы мониторинга окружающей среды: об авариях с экологическими последствиями; радиационном, химическом, бактериологическом или другом опасном для жизни и здоровья людей и живой природы загрязнении окружающей среды; состоянии здоровья населения, подвергшемуся вредному воздействию.

Сведения об авариях с экологическими последствиями - это данные о разрушении или повреждении зданий, сооружений, технических устройств на объектах, использующих экологически вредные материалы и вещества, повлекшие выброс или разлив этих веществ (материалов).

К сведениям о радиационном, химическом, бактериологическом или другом опасном для жизни и здоровья людей загрязнении окружающей среды относятся данные об источнике загрязнения и изменении окружающей среды в результате вредного на нее воздействия.

Другим опасным для жизни и здоровья людей и живой природы загрязнением окружающей среды является ее изменение вследствие размещения в природных объектах (лесах, водах и т.д.) ядовитых, сильнодействующих веществ, вредных отходов производства и т.д.

Сведения о состоянии здоровья населения, подвергшегося вредному воздействию - это данные о наличии или отсутствии определенных заболеваний, их динамике у людей, попавших под воздействие вредных для жизни и здоровья веществ и отходов [16, с.579].

Сведения о состоянии окружающей среды должны быть основаны на достоверных фактах.

Объективная сторона данного преступления выражается в сокрытии либо искажении сведений об авариях с экологическими последствиями; радиационном, химическом, бактериологическом или другом опасном для жизни и здоровья людей и живой природы загрязнении окружающей среды; состоянии здоровья населения, подвергшемуся вредному воздействию.

Сокрытие сведений представляет собой бездействие, выражающееся в несообщении (утаивании, умолчании) соответствующей информации Национальной системы мониторинга окружающей среды. К сокрытию сведений следует относить и умышленное несвоевременное их сообщение.

Искажение сведений - это действие, которое характеризуется представлением неточной, не соответствующей действительности информации.

Преступление по ч. 1 ст. 268 считается оконченным с момента сокрытия либо утаивания соответствующих сведений.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: должностное лицо сознает, что скрывает от общественности сведения о загрязнении окружающей среды либо понимает, что представляет не соответствующую действительности информацию, и желает поступать подобным образом. Мотивы и цели не влияют на квалификацию данного преступления [16, с.579].

Субъектом преступления может быть только должностное лицо, на которое возложена обязанность делать сообщения о состоянии экологической среды и здоровья населения.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременная передача сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, об источниках ее загрязнения, совершенные лицом, обязанным представлять такие сведения, но не обладающим признаками должностного лица, влечет административную ответственность.

В ч. 2 ст. 268 предусматривается повышенная уголовная ответственность за сокрытие либо искажение соответствующей информации Национальной системы мониторинга окружающей среды, повлекшее по неосторожности смерть человека, либо заболевание людей, либо причинение ущерба в особо крупном размере [16, с.580].

Преступление по ч. 2 ст. 268 характеризуется сложной виной: прямым умыслом к деянию и неосторожной формой вины к наступившим последствиям. В целом это преступление признается совершенным умышленно.

Несообщение или несвоевременное сообщение соответствующих сведений уполномоченным должностным лицом, совершенное по неосторожности, либо несообщение иных сведений, не относящихся к сведениям, указанным в ч. 1 ст. 268, но опасных для жизни людей, влечет ответственность по ст. 308 при наличии условий, установленных данной статьей УК.

Если несообщение или несвоевременное сообщение соответствующих сведений, совершенное уполномоченным должностным лицом по неосторожности, повлекло причинение ущерба в особо крупном размере, причинение легкого телесного или менее тяжкого телесного повреждения хотя бы одному человеку, то ответственность наступает по ч. 1 ст. 428 [16, с.580].

Таким образом, можно сделать вывод, что основой деятельности граждан по реализации собственного права на благоприятную окружающую среду является право на получение достоверной и своевременной информации о ее состоянии.

2.2 Преступления против природной среды

2.2.1 Преступления, посягающие на природные объекты неживой природы

Характерной особенностью данного вида преступлений является то, что предметом этих преступления являются природные объекты неживой природы (земля, недра, воды, атмосферный воздух и т.д.).

УК содержит ряд составов предусматривающих ответственность за преступления посягающие на природные объекты неживой природы:

1) Порча земель (ст. 269 УК);

2) Уничтожение либо повреждение торфяников (ст. 270 УК);

3) Нарушение правил охраны недр (ст. 271 УК);

4) Загрязнение либо засорение вод (ст. 272 УК);

5) Нарушение правил водопользования (ст. 273 УК);

6) Загрязнение атмосферы (ст. 274 УК).

1) Загрязнение атмосферы (ст. 274)

Загрязнение воздуха, как и других ресурсов природной среды, причиняет существенный вред здоровью людей, природной среде, наносит серьезный экономический ущерб [7, с.40].

Предметом данного преступления является атмосфера.

Атмосфера представляет собой воздушную среду вокруг Земли, вращающуюся вместе с нею [16, с.721].

Атмосферный воздух - это охраняемый природный объект, представляющий собой газовую оболочку нашей планеты [24].

Атмосферный воздух является природным богатством, с которым непосредственно связаны жизнь и здоровье человека, существование животного и растительного мира.

В целях достижения и сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха действующим законодательством установлены нормативы предельно допустимых или временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух источниками загрязнении.

Предельно допустимые уровни физического и иного воздействия на атмосферный воздух - это установленные государственным органом, осуществляющим санитарный надзор, единые для всей территории Республики Беларусь нормативы ионизирующих и неионизирующих излучений, гарантирующие безопасность здоровью людей и окружающей среде [16, с.592].

В ч. 1 ст. 274 названы два способа загрязнения атмосферного воздуха: загрязнение посредством производственных выбросов загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов предельно допустимых или временно согласованных выбросов; загрязнение путем ионизирующих излучений, электромагнитного, шумового или иного вредного воздействия на атмосферный воздух с превышением нормативов предельно допустимого уровня [29].

Производственные выбросы загрязняющих веществ - это поступление в атмосферный воздух таких веществ в результате производственной деятельности субъектов хозяйствования.

Производственные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредное физическое воздействие на него, совершенные без соответствующего разрешения могут привести к превышению нормативов качества окружающей среды. Поэтому данные действия должны признаваться способом загрязнения, если факт таких выбросов или вредного физического воздействия повлек превышение названных нормативов качества окружающей среды.

Под ионизирующим излучением понимается излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков.

Шумовое воздействие - вид неионизирующего излучения, возникающего вследствие производственной деятельности, связанной с работой механизмов, агрегатов и т.д.

К иным вредным физическим воздействиям на атмосферный воздух относятся такие виды неионизирующих излучений, как когерентные монохроматические излучения (лазеры), производственная вибрация, инфразвук, ультразвук и т.д. [16, с.593]

Деяние предусмотренное данной статьей может быть выражено в действии (например, отключении лицом очистительного сооружения при эксплуатации источника загрязнения) либо в бездействии (например, неосуществление контроля за соблюдением нормативов предельно допустимого уровня).

С объективной стороны преступление состоит в нарушении правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ, в превышении нормативов предельно допустимых уровней ионизирующих излучений, электромагнитного, шумового или иного вредного воздействия, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств атмосферного воздуха.

Загрязнение атмосферы (ч. 1 ст. 274) - умышленное преступление. Представляется, что загрязнение атмосферы, совершенное но неосторожности в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, при отсутствии последствий, указанных в ч. 2 и 3 ст. 274, влечет административную ответственность.

Субъектом данного преступления может быть как должностное, так и частное лицо, достигшее 16-летнего возраста [16, с.594].

Ч. 2 и 3 ст. 274 предусматривают более строгую ответственность за загрязнение атмосферы, повлекшее умышленное или по неосторожности причинение ущерба в крупном размере, смерть человека либо заболевания людей [29].

Причинение вреда здоровью выражается в кратковременном расстройстве либо в расстройстве повлекшем стойкую утрату трудоспособности.

Административной преюдиции при наличии признаков, указанных в ч. 2 и 3 ст. 274, не требуется.

Причинная связь при оценке содеянного по ч. 2 или 3 ст. 274 имеет место только в том случае, если производственные выбросы или вредное физическое воздействие на атмосферный воздух точно установленного источника загрязнения повлекли загрязнение атмосферы, а последнее оказало неблагоприятное воздействие на человека, либо окружающую среду.

Уголовная ответственность исключается, если при соблюдении нормативов допустимого воздействия вред окружающей среде, смерть человека или заболевание людей наступают вследствие воздействия соединений, образовавшихся в атмосферном воздухе в результате реакции веществ, содержащихся в выбросах из различных источников загрязнения.

Однако если причиной образования соединений, повлекших причинение вреда человеку или окружающей среде, было нарушение требований экологической безопасности при проектировании, размещении или строительстве промышленных, научных или иных объектов, то ответственные за это лица должны нести ответственность по ст. 265.

Вина по отношению к причиненному ущербу может быть как умышленной, так и неосторожной; по отношению к смерти человека или заболеванию людей - только неосторожной.

Загрязнение воздуха производственных помещений вследствие нарушений правил охраны труда, либо загрязнение атмосферного воздуха вследствие нарушения правил пожарной безопасности или правил при производстве определенных работ должно влечь ответственность за преступления против общественной безопасности при наличии признаков, указанных в ст. 301-306 [16, с.595].

Подводя итоги, можно сказать, что преступления посягающие на объекты неживой природы наносят огромный вред окружающей природной среде как естественной основе обитания человека.

2.2.2 Преступления, посягающие на растительный мир

Растительный мир является достоянием Республики Беларусь, важнейшим фактором в экологическом равновесии биосферы, неотъемлемым элементом ландшафтного и видового разнообразия природной среды, одним из источников кислорода на земле, регулятором температурного режима воздушных масс и эрозионных процессов почв [8, с.145].

УК содержит ряд составов, предусматривающих ответственность за преступления, посягающие на растительный мир:

1) Загрязнение леса (ст. 275 УК);

2) Уничтожение либо повреждение леса по неосторожности (ст. 276 УК);

3) Незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 277 УК);

4) Нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений (ст. 280 УК).

1) Уничтожение либо повреждение леса по неосторожности (ст. 276)

Данная статья предусматривает ответственность при уничтожении либо повреждении леса в результате неосторожного обращения с огнем, несоблюдения правил производства взрывных работ, нарушение правил эксплуатации других источников повышенной опасности, нарушения порядка заготовки и перевозки древесины, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере.

Согласно примечанию к ст. 276 УК особо крупным размером признаётся размер ущерба на сумму в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления [29].

Преступление может быть совершено как действием (поджог, выброс в лес загрязняющих веществ), так и бездействием (непринятие мер пожарной безопасности в лесах при использовании источников повышенной опасности).

Объективная сторона данного преступления характеризуется следующими признаками:

- несоблюдением правил обращения с огнем, производства взрывных работ, либо крушением правил эксплуатации иных источников повышенной опасности, либо нарушением порядка заготовки и вывозки древесины;

- уничтожением или повреждением леса;

- причинением ущерба в особо крупном размере;

- причинной связью между нарушением соответствующих правил и причинением ущерба в особо крупном размере.

Неосторожное обращение с огнем выражается в совершении деяний (действия или бездействия), которые по небрежности или легкомыслию лица приводят или могут привести к возгоранию леса (например, лицо не погасило зажженный им в лесном массиве костер).

Нарушение правил производства взрывных работ может быть выражено в произведении взрыва вне места, отведенного для взрывных работ или большей мощности и т.д.

Нарушение правил эксплуатации источников повышенной опасности предполагает совершение деяний, приводящих к возгоранию леса (например, эксплуатация агрегата при наличии искрения), либо правил проведения определенных работ (например, при строительстве дороги в лесном массиве в результате эксплуатации дорожной техники посредством механического воздействия повалены деревья за пределами земельного отвода) [16, с.597].

Уничтожение леса - это приведение его в такое состояние, при котором лесной массив полностью утрачивает свою экологическую, хозяйственную и иную ценность.

Под повреждением имеется в виду приведение лесного массива в состояние, при котором он частично утрачивает свои полезные экологические и иные свойства (например, гибель или усыхание отдельных видов деревьев или кустарников, при сохранении основного лесного массива) [16, с.598].

Нарушение требований пожарной безопасности характеризуется неосторожной формой вины. В случае умышленного поджога лесного массива ответственность наступает по ст. 218.

Нарушение правил производства взрывных работ, либо правил эксплуатации других источников повышенной опасности, либо порядка заготовки и вывозки древесины может быть совершено с прямым умыслом или по небрежности. Однако нарушение правил заготовки древесины, выраженное в умышленном нарушении порядка рубки леса, влечет при наличии условий, указанных в ст. 277, ответственность за незаконную порубку.

Ответственность по ст. 276 наступает при установлении следующих признаков: имело место несоблюдение правил обращения с огнем, либо несоблюдение правил производства источников повышенной опасности, либо нарушение порядка заготовки и вывозки древесины; соответствующее нарушение повлекло уничтожение или повреждение леса; был причинен ущерб в особо крупном размере; между нарушением соответствующих правил и наступившими последствиями существует причинная связь.

С субъективной стороны данное преступление является неосторожным: лицо предвидит, что в результате нарушения им соответствующих правил может быть поврежден лес, предвидит возможность причинения ущерба в особо крупном размере, но без достаточных оснований рассчитывает, что это не произойдет (легкомыслие), либо не предвидит наступление таких последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность).

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста.

В том случае, если при заготовке древесины будет допущено захламление леса порубочными остатками, при наличии условий, предусмотренных ст. 275, ответственность наступает только за загрязнение леса [16, с.598].

3) Незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 277)

Преступление предусмотренное ст. 277 посягает на общественные отношения в области охраны и рационального использования лесов и нелесной древесно-кустарниковой растительности.

Местом совершения преступления является территория лесов первой группы либо территория, на которой произрастают не входящие в лесной фонд защитные и озеленительные насаждения [16, с.599].

К лесам первой группы относятся леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса особо ценных участков государственного лесного фонда, имеющие генетическое, научное и историко-культурное значение; водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные леса [12].

Защитные насаждения - это не входящие в государственный лесной фонд деревья и кустарники, произрастающие на полосах отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий и каналов.

К озеленительным насаждениям относятся древесно-кустарниковые насаждения на землях оздоровительных учреждений, населенных пунктов (за исключением городских лесов), земельных участках, предоставленных гражданам для ведения садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства.

Объективная сторона преступления может быть выражена в следующих альтернативных вариантах активного поведения:

- незаконной порубке деревьев и кустарников в лесах первой группы;

- повреждении до степени прекращения роста деревьев и кустарников в лесах первой группы;

- порубке не входящих в лесной фонд защитных и озеленительных насаждений;

- повреждении не входящих в лесной фонд защитных и озеленительных насаждений.

Незаконной порубкой является рубка растущих деревьев и кустарников в лесах первой группы без наличия разрешительного документа (лесорубочного билета - предоставляет право на рубку древостоя), ордера (право на рубку части древостоя или отдельных деревьев), лесного билета (право на заготовку второстепенных лесных ресурсов, например новогодних елок), лицензии на установленный законодательством вид деятельности по использованию государственного лесного фонда [16, с.599].

Также незаконной порубкой является рубка деревьев и кустарников при наличии лицензии, но без лесорубочного билета, ордера или лесного билета, либо рубка деревьев и кустарников при наличии всех разрешительных документов, но вне пределов отведенного участка, или на территории, где рубка запрещена, или не в том количестве, или не тех пород деревьев и кустарников, или не в соответствии с иными требованиями, указанными в разрешительном документе.

К незаконной порубке относится также рубка без соответствующего разрешения защитных и озеленительных насаждений, не входящих в государственный лесной фонд.

Незаконная порубка может быть осуществлена разными способами: отделение дерева или кустарника от корня путем срубания, спиливания, выкорчевывания и т.д. Порубкой не являются заготовка буреломного или поваленного ветром леса, сбор сухих веток, валежника и т.д.

Повреждение до степени прекращение роста деревьев и кустарников представляет собой такое воздействие на растущее дерево или кустарник, которое нарушает способность продолжения их роста: смятие, раздробление, уничтожение части дерева или кустарника (ветвей, ствола, корневой системы) и т.д.

Преступление считается оконченным с момента причинения в результате незаконной порубки или повреждения деревьев и кустарников ущерба в крупном размере (ч. 1 ст. 277) либо - в особо крупном размере (ч. 2 ст. 277) [16, с.600].

Крупным размером ущерба для данной статьи признается размер ущерба на сумму в восемьдесят и более раз, а особо крупным - в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины [1, с.54].

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной формой вины.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет.

Действия должностных лиц, использовавших свои служебные полномочия при необоснованной выдаче разрешительных документов или отдаче распоряжения на незаконную порубку, квалифицируются как соответствующее преступление против интересов службы.

В случае незаконной порубки или повреждения деревьев и кустарников, являющихся памятниками природы, содеянное, при отсутствии признаков более тяжкого преступления, должно квалифицироваться по ст. 263.

При наличии признаков незаконной предпринимательской деятельности незаконная порубка без специального разрешения (лицензии) требует дополнительной квалификации по ст. 233.

Незаконная порубка, не повлекшая последствий, указанных в ст. 277, влечет административную ответственность [16, с.601].

Таким образом, основными целями и задачами охраны объектов растительного мира являются обеспечение соблюдения правовых, организационных, экономических и других мер, направленных на сохранение среды произрастания дикорастущих растений и образуемых ими сообществ, рациональное их использование, защита от негативных антропогенных воздействий.

2.2.3 Преступления, посягающие на животный мир

Закон Республики Беларусь от 19 сентября 1996 г. №598-XIII "Об охране и использовании животного мира" закрепляет единый порядок правового регулирования в области охраны и использования животного мира для удовлетворения экологических, экономических, эстетических и иных потребностей человека, поскольку животный мир Республики Беларусь является неотъемлемым компонентом окружающей среды и охраняемым природным ресурсом, требующим рационального использования.

Под животным миром понимаются дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, а также моллюски, насекомые и др.), обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в воде, и почве, постоянно или временно населяющие территорию республики [8, с.122].

Уголовная ответственность за экологические преступления, посягающие на сохранность и целостность животного мира, предусмотрена за такие преступления как:

1) Незаконная добыча рыбы или водных животных (ст. 281 УК);

2) Незаконная охота (ст. 282 УК);

3) Нарушение правил охраны рыбных ресурсов и водных животных (ст. 283 УК);

4) Нарушение ветеринарных правил (ст. 284 УК).

Рассмотрим наиболее распространенные из них:

1) Незаконная добыча рыбы или водных животных (ст. 281 УК)

Предмет преступления образуют только раба и водные животные, находящиеся в природной среде в естественном состоянии.

Рыбы представляют собой надкласс водных позвоночных, особенности анатомии и поведения которых определяются обитанием в воде [16, с.612].

Водные животные - это животные, обитающие в воде и имеющие для этого характерные приспособления: водные беспозвоночные (раки, креветки, моллюски всех видов, дафнии и др.) и млекопитающие (речной бобр, выдра, ондатра и др.) [5],

Водоплавающие птицы не относятся к водным животным. Их незаконная добыча влечет ответственность по ст. 282.

Не относится к добыче рыбы или водных животных их изъятие (вылов) в научных, образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности в фонде рыболовных угодий, а также их отлов в фонде рыболовных угодий в целях содержания или разведения в неволе либо в целях интродукции, акклиматизации, скрещивании этих животных.

Под добычей рыбы или водных животных понимается фактическое завладение ими в процессе улова, убоя, извлечения или иного их изъятия из естественного природного состояния. К добыче рыбы относится и подводная охота.

С объективной стороны преступление выражается в незаконной добыче.

Незаконная добыча рыбы или водных животных представляет собой изъятие (вылов) рыбы или водных животных из среды их обитания без надлежащего на то разрешения либо в запретное время, либо в недозволенных местах, либо недозволенными орудиями, способами и приемами.

По ч. 1 ст. 281 добыча рыбы или водных животных будет незаконной лишь в тех случаях, когда она осуществляется без надлежащего на то разрешения, в запретное время, в недозволенных местах, либо недозволенными орудиями, способами и приемами.

Добыча рыбы или водных животных в запретное время представляет собой изъятие рыбы или водных животных из среды их обитания в период, когда существует запрет на любой вид добычи, либо в срок, запрещенный для вылова определенных видов рыб или водных животных.

Так, в целях обеспечения воспроизводства рыбных ресурсов запрещен лов всех видов рыб в период весеннего нереста.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты