Рефераты

Применение милицией административного законодательства о мелком хулиганстве

p align="left">Следует отграничивать хулиганство от других преступлений в зависимости от содержания и направленности умысла виновного, мотивов, целей и обстоятельств совершенных им действий. Нанесение оскорблений, побоев, причинение легких или менее тяжких телесных повреждений и другие подобные действия, совершенные в семье, квартире, в отношении родственников, знакомых, вызванные личными неприязненными отношениями, неправильными действиями потерпевших и т.п., должны квалифицироваться по статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности.

Таким образом, субъективная сторона мелкого хулиганства характеризуется прямым умыслом. Важным квалифицирующим признаком является наличие соответствующего мотива - стремления удовлетворить собственные потребности (например, в самоутверждении) путем демонстрации выражено пренебрежительного отношения к общепринятым правилам поведения в обществе. Именно наличие хулиганских побуждений нередко оказывается решающим критерием отграничения мелкого хулиганства от оскорбления, покушения на причинения вреда здоровью и др. правонарушений.

Глава 2. МИЛИЦИЯ КАК СУБЪЕКТ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА МЕЛКОЕ ХУЛИГАНСТВО

Применение милицией административной ответственности за мелкое хулиганство складывается из нескольких составляющих.

Во-первых, сотрудники милиции пресекают данные административные проступки, применяя в этих целях властные полномочия, в том числе, физическую силу и специальные средства. При этом следует учитывать, что, охраняя общественный порядок, милиция сама не вправе его нарушать. Важно стремиться к тому, чтобы действия представителя власти были понятны окружающим гражданам и одобряемы ими. Следует иметь в виду, что грубое, бестактное обращение сотрудника милиции к правонарушителю не только не способствует достижению этой цели, но нередко приводит к противодействию со стороны окружающих граждан. Кроме этого, нередко целесообразным оказывается обращение за помощью к гражданам, например для вызова подкрепления либо оказания помощи лицу, пострадавшему от правонарушения.

Особого внимания заслуживает проблема пресечения семейно-бытовых конфликтов, в разрешении которых милиция всегда играла важную роль. Нанесение оскорблений, побоев, иное насилие, совершенные в семье, квартире, в отношении родственников, знакомых, сопровождающее такие конфликты, чаще всего основано на личных неприязненных отношениях между их участниками. Поэтому в основе своей подобные действия требуют уголовно-правовой квалификации как преступления против личности. Однако в тех случаях, когда такие действия были сопряжены с очевидным для виновного грубым нарушением общественного порядка и выражали явное неуважение к обществу, они, кроме того, могут влечь административную ответственность за мелкое хулиганство. Подобный вывод следует из п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1991 г. N 5 "О судебной практике по делам о хулиганстве" (в редакции от 21 декабря 1993 г.) (с изменениями от 25 октября 1996 г.).

В подавляющем большинстве случаев семейно-бытовые конфликты тесно связаны с состоянием опьянения их участников. В частности, как свидетельствует статистика, примерно девять из десяти семейных убийств начинаются с распития супругами (родственниками) спиртных напитков. Поэтому наряду с доставлением правонарушителя в орган внутренних дел для привлечения его к административной ответственности, важным средством предупреждения совершения им более серьезных правонарушений является его доставление в медицинский вытрезвитель в соответствии с п. 11 ст. 11 Закона о милиции. При этом, если правонарушитель находится в жилище, такое помещение возможно по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение правонарушителя представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества11 См.: Закон РФ «О милиции» (по состоянию на 15.09.2004 г.). - Новосибирск: Сиб. унив. из-во, 2004. - С.10.

.

Во-вторых, сотрудники милиции осуществляют подготовку материалов дела об административном правонарушении. К числу наиболее ярких особенностей данной деятельности следует отнести:

1) производство по ст. 20.1 КоАП РФ возможно только в общем либо особом порядке;

2) доставленный в орган внутренних дел правонарушитель в необходимых случаях может быть задержан на срок не более 48 часов ( ч. 3 ст. 27.5 КоАП РФ);

В-третьих, должностные лица ОВД наряду с судьями и комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН) вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ (ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ). Решение о передаче конкретного дела одному из этих субъектов принимается должностными лицами ОВД, исходя из возраста правонарушителя (если правонарушитель является несовершеннолетним, то материалы передаются в КДН), необходимости наложения административного ареста (это вправе делать только суд), а также с учетом требований ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.

В-четвертых, должностные лица ОВД принимают непосредственное участие в исполнении административных наказаний, о чем подробнее рассмотрим ниже.

§1. Организация деятельности милиции по предупреждению и пресечению мелкого хулиганства

Милиция в РФ, в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-1 «О милиции» (далее - Закон о милиции)- система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных вышеуказанным законом и другими федеральными законами. См.: Закон РФ «О милиции» (по состоянию на 15.09.2004 г.). - Новосибирск: Сиб. унив. из-во, 2004. - С.7.

Борьба с мелким хулиганством возложена на органы внутренних дел (милиции), но непосредственные функции по предупреждению и пресечению этого вида административного правонарушения - на милицию общественной безопасности.22 См.: Закон РФ «О милиции» (по состоянию на 15.09.2004 г.). - Новосибирск: Сиб. унив. из-во, 2004. - С.11.

Поскольку предупреждение и пресечение хулиганских действий происходит в общественных местах и, как правило, при скоплении граждан, действия сотрудников милиции должны быть правомерны, решительными, и в то же время не должны провоцировать развитие конфликтной ситуации, иметь характер всепрощенчества, умаления общественной вредности совершенного проступка.

Обеспечение общественного порядка  - это социальная проблема, требующая осуществления широкого комплекса экономических, идеологических, правовых и иных мероприятий. Поэтому органы внутренних дел _ один из основных, но далеко не единственный субъект, выполняющий данную задачу. Так или иначе, к этой деятельности причастны внутренние войска МВД России, иные государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, прокуратуры, судебные органы, негосударственные правоохранительные образования и т.д.

По числу властных полномочий и составов административных правонарушений, отнесенных к компетенции, органы внутренних дел, несомненно, являются наиболее универсальным субъектом в сфере охраны общественного порядка. Это диктуется такими особенностями милиции как правоохранительный характер деятельности, круглосуточное несение службы, широкая представленность в населенных пунктах, обладание правом применения значительного круга мер принуждения и т.д11 См.: Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Учебник. Издание третье, с изменениями и дополнениями /Под ред. А.П. Коренева. М., 2001. С.31..

Силы органов внутренних дел, привлекаемые к охране общественного порядка, включают: подразделения патрульно-постовой службы милиции, милиции вневедомственной охраны при ОВД, дорожно-патрульной службы ГИБДД, отряды милиции особого назначения (ОМОН) и т.д. В необходимых случаях к решению данной задачи могут привлекаться сотрудники любых подразделений ОВД. При этом на сотрудников, не являющихся сотрудниками милиции, а также на стажеров во время испытательного срока, распространяются обязанности и права, гарантии правовой и социальной защищенности, а также ответственность, предусмотренные для сотрудников милиции (ст. 6 Закона о милиции)11 См.: Закон РФ «О милиции» (по состоянию на 15.09.2004 г.). - Новосибирск: Сиб. унив. из-во, 2004. - С.11. . Кроме этого, обязанность предотвращать и пресекать правонарушения возложена статьей Закона о милиции практически на каждого милиционера.

Деятельность милиции по охране общественного порядка складывается из ряда составляющих: организация несения службы, выявление и пресечение преступлений и административных проступков, оказание помощи пострадавшим от преступлений и административных правонарушений, а также находящимся в беспомощном либо ином опасном для их жизни и здоровья состоянии, дальнейшая организация уголовно-процессуальных действий и производства по делам об административных правонарушениях.

Меры административного предупреждения, являются одним из видов административного принуждения, применяются работниками милиции в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Они выступают в качестве ограничений административно-правового характера, административно принудительных действий в отношении того или иного гражданина, должностного лица22 См.: Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Учебник. Издание третье, с изменениями и дополнениями /Под ред. А.П. Коренева. М., 2001. С. 36.

.

Основанием применения меры административного предупреждения является реальное предположение о намерении лица совершить правонарушение, антиобщественное, противоправное действие, возникновение обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Данные меры применяются к лицам, характеризующимся антиобщественным поведением, в целях предупреждения, недопущения совершения ими новых правонарушений. Надзор устанавливается для наблюдения за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, с целью предупреждения с их стороны преступлений и оказания на них необходимого воспитательного воздействия.

Кроме того, каждая служба, занимающая охраной общественного порядка и общественной безопасности, наделена определенным полномочиями и в своей деятельности руководствуются такими законодательными актами, как: Конституцией Российской Федерации, Законом о милиции, Кодексом РФ об административных правонарушениях, другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституциями, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их полномочий.

На основании Приказа МВД РФ от 11 августа 1998 года № 490 «Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»11См.: Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: Приказа МВД РФ от 11 августа 1998 года № 490 // СПС Консультант Плюс (далее - Приказ № 490) в котором определены основные направления, формы и методы предупреждения преступлений, осуществляемые ОВД РФ, порядок организационного и методического обеспечения этой деятельности.

В п. 2 Приказа № 490 - указаны основные задачи ОВД по предупреждению преступлений являются:

1. Противодействие криминогенным процессам в обществе, обеспечение сдерживания и сокращения преступности.

2. Выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению или нейтрализации.

3. Установление лиц, противоправные действия которых не содержат признаков преступления, но дают основания для принятия к ним мер профилактического воздействия.

4. Привлечения к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан.

Объектом воздействия ОВД в сфере предупреждения преступлений является выявление и устранение причин и условий, способствовавших формированию личности правонарушителя.

При этом сотрудник ОВД в пределах своей компетенции осуществляет профилактическую работу.

Так же, рассматривая дело об административном правонарушении, должностное лицо обязано выяснить причины и условия совершения данного проступка (п. 7 ст. 26.1 КоАП РФ)11 См.: Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/под ред. Ю.М. Козлова - М.: Юрист, 2002 - С.1133..

Каждое событие, действие имеет причину и выступает как ее следствие. Явление (событие, процесс) служит причиной события (действия), если порождает его, т. е. при наличии причинно-следственной связи. А условия правонарушения -- это окружающие его явления, без которых оно суще-ствовать не может. Условия -- внешнее по отношению к деянию многообра-зие окружающего мира, способствующее этой причинной связи, этому де-янию -- следствию. Причина непосредственно влечет то или иное событие, деяние, а условия составляют ту среду, обстановку, в которой они возни-кают, развиваются.

Должностное лицо, выявив причины и условия правона-рушения, вправе (с целью предупреждения подобных деяний) вносить в
соответствующие организации, соответствующим должностным лицам
представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Выводы о их наличии должны подтверждаться доказательствами, основываться на материалах рассмотренного дела. В представлении необходимо четко сказать, какие обстоятельства создали условия для совершения проступков, что послужило причиной неправомерного поведения11 См.: Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/Под общ. Ред. Проф. Э.Н. Ренова - М.: Издательство НОРМА, 2002 - С.926..

Рассмотрим некоторые службы, которые занимаются профилактической работой по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, а именно: участковые уполномоченные милиции, подразделение по делам несовершеннолетних, патрульно-постовая служба милиции.

Участковые уполномоченные милиции. С принятием Указа Президента РФ от 12 февраля 1993 года «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ»22 См.: О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ: Указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г. //СПС Консультант Плюс. участковые инспектора (уполномоченные) милиции (далее УУМ), как служба, находится в ее системе.

Особенностью правового положения УУМ является то, что им для решения поставленных задач, в соответствии с приказом МВД РФ от 16 сентября 2002 года № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции»33 См.: О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции: Приказ МВД РФ от 16 сентября 2002 г.№900//СПС Консультант Плюс.

, поручено заниматься практически всеми видами деятельности, выполняемыми органами внутренних дел: организационной, профилактической,административно-надзорной, административно-процессуальной и др.

В настоящее время, из всех функций, возложенных на службу УУМ, профилактическая - является ее основополагающей функцией. В 1997 году по этому поводу было принято постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по укреплению общественного порядка и профилактике правонарушений в РФ», после чего приказом МВД России в 1997 году утвержден план восстановления профилактической функции милиции на всех уровнях от федеральных служб до горрайорганов11 См.: сборник нормативных актов по деятельности участковых уполномоченных милиции: Сборник. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.- С.19, и др. .

Располагая комплексом организационных и правовых средств профилактической деятельности, УУМ для их реализации использует различные приемы. Так, организационная форма профилактического воздействия на формирование правосознания граждан, осуществляется путем информационного воздействия на сознание через средства массовой информации, проведения бесед с лицами, допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений.

Применение правовых средств, профилактического воздействия на граждан, осуществляется в рамках общего административного надзора22 См.: О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции: Приказ МВД РФ от 16 сентября 2002 г.№900//СПС Консультант Плюс . Среди таких средств можно назвать меры административной ответственности за пьянство, мелкое хулиганство, семейные скандалы и др.; меры применяемые к несовершеннолетним правонарушителям, и другие меры административного принуждения, налагаемые на правонарушителей.

Конечная цель профилактической работы УУМ состоит не в том, чтобы любой ценой не допустить совершения профилактируемым лицом правонарушения, а в том, чтобы лицо сознательно стремилось вести нормальный образ жизни.

Подразделение по делам несовершеннолетних. Правонарушения несовершеннолетних относятся к числу проблем, вызывающих особую озабоченность общества и государства.

Несовершеннолетними совершается большое количество административных правонарушений. Ежегодно в сферу профилактического воздействия правоохранительных органов попадает огромное число подростков - правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на воспитание и поведение детей.

Принятия Закона РФ от 24 июня 1999 г. № 120 - ФЗ «Об основах профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» создает предпосылки для решительного отказа от ставшего традиционным представления, будто безнадзорность несовершеннолетних - проблема исключительно милицейская. Однако на практике в силу ряда причин - объективных и субъективных - дело обстоит намного сложнее. Можно утверждать, что, несмотря на попытки реформирования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основная тяжесть работы по-прежнему лежит на милиции.

Подразделение по делам несовершеннолетних в своей работе регламентируются Приказом МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»11 См.: Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: Приказе МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569// СПС Консультант Плюс. (далее - Приказ МВД РФ № 569).

В разделе V Приказа МВД РФ № 569, указано, что должностные лица ПДН в целях предупреждения правонарушений несовершеннолетних, своевременного выявления и устранения причин и условий, способствовавших их совершению.

Ведут журнал учета профилактических мероприятий, в которых отражают деятельность ПДН по выполнению требований, содержащихся в Приказе МВД РФ № 569, проведения профилактических рейдов и операций, других профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не состоящих на учете в ПДН.

Должностные лица ПДН с целью профилактики ставят несовершеннолетних правонарушителей на профилактический учет и осуществляют за ними контроль.

На основании изложенного можно сделать вывод, что государственная система профилактики безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних переживает в настоящий момент трудный период своего реформирования. Одним из результатов производимых преобразованием является некоторое сужение нынешних милицейских функций, часть которых отойдет к другим государственным и не государственным структурам. Однако, милиция и впредь останется в числе основных субъектов непосредственной реализации правовых мер предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Патрульно-постовая служба милиции общественной безопасности РФ. (далее - ППСМ) В настоящее время сотрудники ППСМ в своей работе регламентируется «Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности РФ», утвержденный приказом МВД РФ от 18 января 1993 г. № 17.

Главными задачами ППСМ являются: обеспечение личной безопасности граждан; охрана общественного порядка и общественной безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений11 См.: Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности РФ: ( утвержден приказ МВД РФ от 18 января 1993 г. № 17)..

Для предотвращения и пресечения административного правонарушения, в том числе и мелкого хулиганства, как сотрудники ППСМ, так и другие сотрудники милиции, в соответствии с разделом 4 Закона о милиции и ст. 164 Устава ППСМ, «…имеют право применить физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения административных правонарушений, задержание лиц их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнение возложенных на милицию обязанностей22 См.: Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности РФ: ( утвержден приказ МВД РФ от 18 января 1993 г. № 17).

».

Таким образом, тактика предупреждения и пресечения мелкого хулиганства определяется спецификой юридической природы данного правонарушения и конкретными условиями его совершения. Как правило, оно совершается в условиях очевидности, отсюда следует, что сотруднику милиции необходимо создать среди граждан обстановку полной их защищенности, что составило бы положительный социальный фон его действий по предупреждению и пресечению правонарушений.

§2.Возбуждение милицией дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ

Статья 28.1 КоАП РФ регламентирует возбуждение дела об административном правонарушении - это первая стадия производства по делам об административных правонарушениях.

Перечень поводов к возбуждению дел об административном производстве ограничен в ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ.

В ч. 7 ст. 141 УПК РФ сказано: «Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела». Аналогичного правила КоАП РФ не содержит, однако само это правило действует по аналогии.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 28.1 КоАП РФ уполномоченные должностные лица обяза-ны рассматривать поступившие материалы, сообщения, заявления при нали-чии одного из названных выше поводов и достаточных данных, позволяющих сделать вывод о вероятности события административного правонарушения.

В КоАП РСФСР не было нормы, которая определяла бы момент воз-буждения дела об административном правонарушении. Часть 4 ст. 28.1 лик-видировала этот пробел. Теперь дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого официального до-кумента, указанных в ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ. Закон четко устанавливает, что составление этого документа ли-цом, уполномоченным осуществлять производство по делам об администра-тивных правонарушениях, признается особым юридическим фактом -- воз-буждением такого дела11 См.: Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/под ред. Ю.М. Козлова - М.: Юрист, 2002 - С.1075..

Это, в первую очередь, составление первого протокола о применении к лицу мер обеспечения производства по делу, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ11 Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/Под общ. Ред. Проф. Э.Н. Ренова - М.: Издательство НОРМА, 2002 - С.926.. В этой статье закреплены меры обеспечения производства, о применении которых должен быть составлен протокол, но применительно к мелкому хулиганству, следующие меры:

· доставление;

· административное задержание;

· личный досмотр, досмотр вещей, документов, находящихся при фи-зическом лице;

· изъятие вещей и документов;

· медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

Дата составления протокола признается датой возбуждения дела, если он является первым процессуальным документом данного дела.

Кроме того, дело о совершении мелкого хулиганства, считается возбужденным -- если ранее по нему не со-ставлялись иные процессуальные документы -- с даты:

· составления протокола о совершении административного правонарушения;

· вынесения прокурором постановления о возбуждении дела.

Таким образом, датой возбуждения дела об административном правона-рушении - мелкого хулиганства - признается день, когда впервые по делу было совершено одно из следующих процессуальных действий:

1. вынесено специальное постановление, определение о возбуждении дела;

2. составлен протокол о применении меры обеспечения производства
или о совершении административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении является важнейшим процессуальным документом, без которого, дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено, а значит, не может быть вынесено постановление (определение) по делу11 См.: Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/Под общ. Ред. Проф. Э.Н. Ренова - М.: Издательство НОРМА, 2002 - С.875..

Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ - в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об адми-нистративном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жи-тельства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, ста-тья КоАП РФ, предус-матривающая административную ответственность за данное административ-ное правонарушение, объяснение физического лица или законного представи-теля юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела22 См.: Комментарий к КоАП РФ/Под ред. Ю.М. Козлова.-М.,2002.-843; КоАП РФ/Ред.колл. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимов.-М., 2002. - С. 837.

.

Но при осмотре и анализе протоколов об административном правонарушении, выявлены такие недостатки, как:

1. У лица, привлекаемого к административной ответственности, отбирается объяснение, которое наряду с иными фактическими данными является доказательством по делу, отбираются неполные объяснения - состоящие из нескольких слов, не отражающие отношение правонарушителя к совершенному деянию. (Например: «Для связки слов», «Поругался с женой (соседкой)», «От дачи объяснения отказался»).

2. Так же, в протоколах не излагаются обстоятельства, при которых совершены правонарушения, не выясняются обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность правонарушителя.

3. Не всегда указывается часть ст.20.1 КоАП РФ, по которой правонарушитель привлекается к административной ответственности.

Протоколы об административном правонарушении, предусмотренным ст. 20.1 КоАП РФ, на данный момент могут составляться всеми должностными лицами ОВД (милицией).

Часть 1 ст. 28.5 КоАП РФ содержит общее правило составления протоколов об административных правонарушени-ях: протокол дол-жен составляться немедленно после того, как выявлен факт совершения ад-министративного деликта. Но ч. 2 ст. 28.5 содержит исключение, это в тех случаях, когда требуется дополнитель-но выяснить обстоятельства дела, данные о субъекте, привлекаемом к адми-нистративной ответственности, протокол об административном правонару-шении должен быть составлен в течение 2 суток с момента выявления ад-министративного деликта.

Сроки составления протоколов об административных правонарушени-ях, закрепленные ст. 28.5, являются не давностными, а процессуальными.
Это означает, что сам факт нарушения такого срока не прекращает производство по делу.

В ходе осуществления милицией стадии возбуждения дела об административном правонарушении к лицу, совершившему мелкое хулиганство, в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ применяются различные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях11 См.: Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Официальный текст.- М.: Издательство НОРМА, 2004. - С. 217.

.

Согласно ст. 27.2 КоАП РФ, доставление - это принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составления протокола является обязательным.11 Хамаев Н.Ю. Новый КоАП РФ. Новое в законодательстве//Гражданин и право.-2002.-№10.

После доставления правонарушителя в ОВД сотрудник милиции составляет протокол о доставлении, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании, где указывают мотивы доставления или административного задержания.

Административное задержание - это кратковременное ограничение свободы физического лица, осуществляемое должностными лицами органов внутренних дел.

Срок административного задержания не должен превышать трех часов и исчисляется с момента доставления в ОВД, а лиц, которые находящихся в состоянии алкогольного опьянения, с момента их вытрезвления (ст. 27.5 КоАП РФ)22 Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/Под общ. ред. Проф. Э.Н. Ренова - М.: Издательство НОРМА, 2002 - С.825..

Кроме этого, на данной стадии необходимо выяснить: наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, и зафиксировать все обстоятельства происшедшего.

С этой целью сотрудники милиции, выявившие административное правонарушение, должны опросить в устной форме либо письменной, потерпевшего, свидетелей, правонарушителя, затем приобщить к материалам дела в виде объяснения на отдельном листе или мотивированного рапорта.

На практике чаще бывает, что сотрудники милиции, выехавшие на место происшествия, отбирают заявление от потерпевшего, написанное в свободной форме (где потерпевший иногда указывает данные свидетелей правонарушения). После чего, правонарушителя доставляют в ОВД для установления личности и составления протокола об административном правонарушении, при этом сотрудники милиции пишут рапорт, в котором указывают, те обстоятельства, которые они выяснили на месте происшествия, но мотивированные рапорта бывают редко. Так, например: (дословно) «01.11.2004 года в 11 часов 20 мину гр. В. по ул. Курчатова, 15 выражался грубой нецензурной бранью в общественном месте, назойливо приставал к гражданам, чем оскорблял человеческое достоинство и общественную нравственность». Так же, в рапорте указаны данные свидетеля.

При составлении протокола об административном правонарушении, дежурный по разбору с доставленными и задержанными дежурной части ОВД, в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, выясняет у правонарушителя все сведения необходимые для составления протокола об административном правонарушении. В графе «краткая фабула» (на том же примере) записано: «01.11.2004 г. В 11 часов 20 минут по ул. Курчатова, 15 в общественном месте выражался грубой нецензурной бранью, назойливо приставал к гражданам». Далее в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» имеется запись - объяснение правонарушителя: «Выражался для связки слов», других объяснений в деле не имеется.

В данном случае, нарушены требования ст. 26.3 КоАП РФ, на основании которой от потерпевшего, свидетеля, правонарушителя, должно быть отобрано объяснение устно либо письменно, поэтому из обстоятельств дела не ясно каким образом гр. В. нарушал общественный порядок и назойливо приставал к гражданам (какими действиями?), и кроме того в данном деле отсутствуют какие - либо данные о потерпевшем (к кому приставал гр. В. и чей он нарушал общественный порядок?).

После того, как будут иметься основания для привлечения лица к административной ответственности, и дело будет собрано в полном объеме, в соответствии с ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ11 Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Научно - практический комментарий/отв. Ред. В.Е. Севрюгин. - М.: Юристъ, 2004. - С. 962.

, в течение суток с момента составления протокола, оно направляется должностному лицу, уполномоченному его рассматривать.

Согласно статистическим данным по ст. 20.1 КоАП РФ за 11 месяцев 2004 г. по г. Красноярску службой УУМ было составлено 1784 протокола; ПДН - 960 протоколов; ППСМ - 6350 протоколов. А по ст. 8.2 ЗКК за 11 месяцев 2004 г. по г. Красноярску службой УУМ составлено 511 протоколов; ПДН - 48 протоколов; ППСМ - 34 протокола.

Таким образом, стадия возбуждения милицией дел, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ начинается с момента составления протокола и оканчивается в момент направления дела по подведомственности для рассмотрения.

§3. Рассмотрение милицией дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ

Порядок рассмотрения милицией дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ, регламентируется главой 29 КоАП РФ. На этой стадии четко различаются четыре этапа:

подготовка к рассмотрению дела;

анализ обстоятельств дела и его правовая оценка;

принятие и оформление постановления (определения) по делу;

доведение принятого решения до сведения.

В рамках первого этапа осуществляется подготовка дела к рассмотрению, в ходе которого выясняются вопросы, указанные в ст. 29.1 КоАП РФ.

Во-первых, для того, чтобы проверить каче-ство имеющихся в деле документов, а значит, и качество проведенного рас-следования.

Во-вторых, подготовка предполагает решение вопросов, создающих условия для организованного и объективного рассмотрения имеющихся мате-риалов в полном соответствии с процессуальными нормами, регламентиру-ющими эту деятельность.

Прежде всего, сотрудники милиции при подготовке дела для рассмотрения выясняет, какое должностное лицо компетентного органа вправе рассмотреть дело11 См.: Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Официальный текст.- М.: Издательство НОРМА, 2004. - С. 170. .

Например, в КоАП РФ сказано, что дела об административном правонарушении имеют право рассматривать: судьи - ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав - ст. 23.2 КоАП РФ; органы внутренних дел (милиция) - 23.3 КоАП РФ.

Согласно ст.23.3 КоАП РФ - ОВД (милиция) рассматривает дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 20.1 КоАП РФ, а именно:

Ш начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, из заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции, их заместители;

Ш начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители;

Ш старшие участковые уполномоченные милиции, участковые уполномоченные милиции -

выше указанные должностные лица вправе назначать административные наказания в пределах санкции ст. 20.1 КоАП РФ.

Ш начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции - могут назначить административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере до 3 МРОТ11 См.: Комментарий к КоАП РФ/Под ред. Ю.М. Козлова.-М.,2002.-843; КоАП РФ/Ред.колл. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимов.-М., 2002. - С. 691..

При этом нужно обратить внимание на то, что размер штрафа, указанного в санкции ст. 20.1 КоАП РФ от 5 до 15 МРОТ в связи с чем, в законодательстве возникло противоречие.

С одной стороны законодатель разрешает начальникам дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальникам линейных пунктов милиции, рассматривать дела об административном правонарушении по ст. 20.1 КоАП РФ и налагать предупреждение или административный штраф в размере до 3 МРОТ.

С другой стороны в санкции статьи мера наказания в виде предупреждения отсутствует, а так же минимальный размер штрафа, который возможно наложить на правонарушителя, от 5 МРОТ.

Согласно ст.23.2 КоАП РФ - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН) рассматривает дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 20.1 КоАП РФ, совершенных несовершеннолетними.

По результатам рассмотрения материалов КДН - с учетом личности и поведения подростков, мотивов, тяжести совершенного проступка - могут применить меры воздействия:

o предупреждение;

o обязать принести извинения потерпевшему за причинение морального вреда или материального ущерба;

o с согласия родителей и несовершеннолетнего, достигшего возраста 15 лет, направить его в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа;

o передать несовершеннолетнего под присмотр родителей (законных представителей);

o и другие11 См.: Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999/с изм. от 13 января 2001//СПС Консультант Плюс. .

Второй вопрос, который обязаны выяснить должностное лицо ОВД, сформулирован законодателем так: имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела этим судьей, должностным лицом, с участием конкретного члена коллеги органа, названные в ст. 29.2 КоАП РФ, где установлены два условия, исключающие возможность рас-смотрения судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом дела об административном правонарушении:
1) он является родственником лица, привлекаемого к административной
ответственности, или представителя защитника, или родственником потер-
певшего;

2) он прямо или косвенно лично заинтересован в деле.

Что касается признака родства, то его степень законом не определена. Он должен пониматься расширительно, более того, распространяться на от-ношения, которые ст. 21 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об осно-вах государственной службы Российской Федерации» называет «свойством» (супруг, его братья, сестры, родители, дети и др.)22 См.: Об осно-вах государственной службы Российской Федерации: -ФЗ от 31 июля 1995 г.//СПС Консультант Плюс..

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты