Рефераты

Применение милицией административного законодательства о мелком хулиганстве

p align="left">Второе условие сформулировано законодателем в общей форме. О заин-тересованности можно сделать вывод на основе очень многих фактов, харак-теризующих его отношения с лицом, защищающим в деле личный интерес.

Должностное лицо не вправе рассматривать дело, если есть основания предполагать их необъективное они могут участвовать в рассмотрении дела в качестве свидетелей.

При решении третьего вопроса необходимо проверить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и иные материалы дела, дать им юридическую оценку, а затем принять решение на основе ст. 29.4 КоАП РФ.

Несомненно, важно выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, названные в ст. 24.5 КоАП РФ.

Следующий вопрос -- достаточно ли имеющихся материалов для рассмотрения дела по существу. Обнаружение неполноты материалов обязывает должностное лицо ОВД определиться с тем, можно ли ее восполнить при рассмотрении дела или нет. В последнем случае, дело может быть возвращено для сбора и оформления необходимых материалов (п. 4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ). Но в ряде случаев должностное лицо для устранения неполноты дела, может само истребовать необходимые для его рассмотрения дополнительные материалы.

Таким образом, законом установлены три варианта устранения неполноты имеющихся материалов при подготовке к рассмотрению дела11 См.: Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/под ред. Ю.М. Козлова - М.: Юрист, 2002 - С.1108.

:

· возвращение дела для дополнительного расследования;

· восполнение материалов в ходе подготовки к рассмотрению

· восполнение материалов в ходе рассмотрения дела.

Все шесть названных в ст. 29.1 КоАП РФ вопросов касаются содержания дела. Но при его подготовке к рассмотрению необходимо решить еще ряд важных вопросов: а) о времени и месте рассмотрения; б) о вызове участников про-изводства; в) об отложении рассмотрения дела.

Как правило, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ).

Но законодатель установил исключения из общего правила территориальной подведомственности, такое как: дела об административных правонарушениях лиц до 18 лет должны рассматриваться комиссиями по делам несовершеннолетнего и защите их прав по месту жительства этих лиц11 См.: Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Научно - практический комментарий/отв. Ред. В.Е. Севрюгин. - М.: Юристъ, 2004. - С. 956..

Общий срок рассмотрения дел об адми-нистративных правонарушениях-- 15 дней со дня их получения должностным лицом. Этот срок является процессуаль-ным; его нарушение не влечет прекращения производства по делу. Более того, субъект, которому надлежит рассматривать дело, может продлить срок его рассмотрения, но не более чем на месяц (ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ), если:

· поступили ходатайства от участников производства по делу об адми-нистративном правонарушении;

· необходимо дополнительное выяснение обстоятельств совершенного
правонарушения.

Но во всех случаях дело должно быть рассмотрено, а решение по нему принято до того, как истек срок давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) - 2 месяца со дня совершения правонарушения. По истечении этого срока производство по делу должно быть прекращено.

Действующим КоАП РФ установлены и закреплены специальные ускоренные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях (ч. 3 ст. 29.6 КоАП РФ)11 См.: Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/Под общ. Ред. Проф. Э.Н. Ренова - М.: Издательство НОРМА, 2002 - С. 863.

, которые могут применяться к мелкому хулиганству.

Во-первых, если судьей рассматривается дело об административном правонарушении, за которое виновный, может быть, подвергнут административному аресту. Такое дело должно быть рассмотрено в день получения протокола об административном правонарушении и других необходимых материалов.

Во-вторых, если лицо, привлекаемое к ответственности, подвергнуто административному задержанию (ч. 2, 3 ст. 27.5 КоАП РФ) и находится под стражей до рассмотрения дела.

В этом случае материал подлежит рассмотрению не позднее 48 момента задержания лица, привлекаемого к ответственности. Одновременно следует учесть, что ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ установлено: срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в служебное помещение, а лица, находящегося в состоянии опьянения, -- с момента его вытрезвления.

При назначении административного наказания, необходимо учитывать характер административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность ст. 4.1 КоАП РФ.

В случае малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить правонарушителя от ответственности и ограничиться устным замечанием ст.2.9 КоАП РФ. В данном случае должностное лицо обязано в соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ вынести постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

На практике, в большинстве случаев, должностное лицо не накладывает на правонарушителя административное наказание - штраф, а избирает меру наказания - предупреждение, что противоречит действующему адмистративному законодательству, так как санкция ст. 20.1 КоАП РФ такую меру наказания не предусматривает.

Кроме того, должностные лица ОВД, рассматривающие дела об административном правонарушении, не вправе разрешать споры о возмещении имущественного ущерба и морального вреда, так как данные споры разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства ч.2 ст.4.7 КоАП РФ.

Постановление по делу об администра-тивном правонарушении вступает в законную силу, если оно не было
обжаловано в установленный законом срок (п. 1 ст. 31.1 КоАП РФ).

В случае несогласия с принятым решением, указанным в постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом ОВД, правонарушитель имеет право в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ст.30.3 КоАП РФ) подать жалобу в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела (ст.30.1 КоАП РФ)11 См.: Комментарий к КоАП РФ/Под ред. Ю.М. Козлова.-М.,2002.-843; КоАП РФ/Ред.колл. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимов.-М., 2002. - С. 1135..

Подача жалобы на постановление, а также его опротестование в 10-днев-ный срок прокурором приостанавливают его вступление в силу.

Если постановление было обжаловано или опротестовано в установленные сроки - п. 2 ст. 31.1 КоАП РФ (или если судья, должностное лицо восстановили пропущенный срок об-жалования) и принятое по жалобе, протесту решение его не отменило (ст. 30.7 КоАП), то постановление вступает в законную силу по истечении срока обжалования вышеназванного решения (если оно, в свою очередь, не было обжаловано или опротестовано).

Кассационная судебная жалоба, протест на решение суда, судьи (долж-ностного лица), принятые при рассмотрении дела во второй инстанции, приостанавливают вступление постановления (решения) в законную силу.

Если кассационная жалоба, протест на решение были рассмотрены
судом субъекта РФ общей компетенции, федеральным арбитражным судом округа, военным судом округа (флота) и было принято решение, которым постановление (решение) оставлено в силе (изменено) и которое не под-лежит обжалованию, то такое решение суда вступает в силу немедленно. А значит, немедленно вступает в силу и не отмененное кассационной ин-станцией постановление11 См.: Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Научно - практический комментарий/отв. Ред. В.Е. Севрюгин. - М.: Юристъ, 2004. - С. 899. .

Хотя в КоАП РФ прямо сказано, но ч. 1 ст. 32.8 КоАП РФ дает безусловное основание для вывода о том, что постановление о применении такой санкции, как административный арест, вступает в законную силу не-медленно. В ч. 1 ст. 32.8 КоАП РФ сказано: «Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления». Но если лицо на основе постановления содержится под стражей, значит, оно уже исполняется. Оно вступило в законную силу с момента оглашения.

Следует отметить, что действовавший ранее КоАП РСФСР иначе решал вопрос о времени вступления постановления о назначении виновному адми-нистративного взыскания в силу. В ст. 278 КоАП РСФСР было сказано: «Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению с момента его вынесения, если иное не установлено законодательством». Сейчас дей-ствует другое правило: постановление вступает в силу после истечения срока его обжалования или после принятия судом кассационной инстанции реше-ния по жалобе, протесту, которое не отменяет постановления, и подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу, если КоАП не ус-тановлено иное (ст. 32.8).

Новое правило в большей степени обеспечивает защиту прав граждан от неправомерного привлечения к админи-стративной ответственности. Что же касается немедленного вступления в силу постановления об аресте, то это исключение из общего правила. Воп-росы о том, насколько такое исключение оправдано во всех случаях приме-нения административного ареста, не следует ли это делать лишь при нали-чии особых обстоятельств, заслуживают серьезного обсуждения11 См.: Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/под ред. Ю.М. Козлова - М.: Юрист, 2002 - С.1185..

Постановление по делу правоприме-нительный акт компетентного органа государственной власти. Он обязателен для исполнения всеми органами публичной власти, их должностными ли-цами, юридическими лицами, общественными объединениями, граждана-ми. А если постановления приняты комис-сиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, административными комиссиями, то они обладают такой же юридической силой, как и правоприменительные акты органов государственной власти.

По результатам рассмотрения жалобы, должностное лицо, ее рассматривающее, принимает следующее решение:

1. оставить постановление без изменений, а жалобу без удовлетворения.

2. об изменении постановление, если данное решение не ухудшит положение правонарушителя.

3. об отмене постановления и о прекращении дела.

4. об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение, должностному лицу, правомочному рассматривать данную категорию дел.

5. об отмене постановления и о направлении дела по подведомственности.22 См.: Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Научно - практический комментарий/отв. Ред. В.Е. Севрюгин. - М.: Юристъ, 2004. - С. 881.

Применительно к практике, в Октябрьском районе г. Красноярска жалобы на постановления по ст. 20.1 КоАП РФ в вышестоящие должностные органы, в течение 2004 года, не подавались.

Когда вступит в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результаты рассмотрения жалоб, то наступает следующая стадия - исполнения наказания.

§4. Исполнение милицией постановлений о назначении административного наказания за мелкое хулиганство

Исполнение постановлений -- заключительная стадия производства по делам об административных правонарушениях. Выделение норм об исполни-тельном производстве в специальный раздел Кодекса обусловлено больши-ми особенностями этой стадии. На ней реально применяются администра-тивные наказания, а значит, фактически реализуются меры административ-ной ответственности. На трех предыдущих стадиях -- возбуждения дела (административного расследования), рассмотрения дела, пересмотра поста-новлений и решений по делам об административных правонарушениях -- компетентные субъекты обязаны были, руководствуясь процессуальными нормами, вести дело и правильно его разрешить. Иными словами, субъек-ты административной власти на этих трех стадиях обязаны собрать, проана-лизировать обстоятельства дела, дать им правовую оценку, определить, как воздействовать на виновного. Результаты этой деятельности фиксируются в официальных документах: протоколах, постановлениях, решениях.

На стадии исполнения информация об обстоятельствах правонарушения не собирается, не анализируется, законность принятых актов не проверяется. Эта стадия завершает производство по делам об административных правона-рушениях, здесь исполняются принятые по делам постановления, решения, осуществляется карательное воздействие. Поэтому на стадии исполнения появляется много новых участников производства, действуют специфические принципы; специфично и содержание деятельности субъектов власти11 См.: Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/Под общ. Ред. Проф. Э.Н. Ренова - М.: Издательство НОРМА, 2002 - С.944.

Велико и своеобразие норм, регулирующих правила исполнительного производства, которые содержатся в двух главах раздела V КоАП РФ: гл. 31 («Общие положения») и гл. 32 («Порядок исполнения отдельных видов ад-министративных наказаний»). Следует также иметь в виду, что порядок при-нудительного исполнения актов судов (судей) и иных компетентных орга-нов, возлагающих на граждан и юридических лиц обязанности по передаче иным субъектам права «денежных средств и иного имущества либо соверше-нию в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий», регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве».

Специфична и структура стадии исполнения. Она состоит из трех этапов:

1. обращение к исполнению;

2. реальное исполнение наказания, названного постановлением (реше-нием);

3. окончание производства по исполнению постановления (решения).

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу, если оно не было обжаловано в установленный законом срок и с этого момента, лицо официально признает-ся правонарушителем, и считается виновным, привлекавшимся к административной ответственности, что учитывается, например, при решении вопросов о квалификации повторных правонарушений, о выдаче лицензий на приобретение оружия.

С этого момента постановление становится обязательным для исполнения всеми субъектами права, на которых возложена такая обязанность.

КоАП предусматривает неблагоприятные для виновного последствия
неисполнения постановлений.

Так, при неуплате суммы административно-го штрафа в срок, влечет наложения штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток (ч.1 ст.20.25 КоАП РФ)11 См.: Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/под ред. Ю.М. Козлова - М.: Юрист, 2002 - С.1177..

А ч.2 ст. 20.25 КоАП РФ даже закрепляет новый состав административного правонарушения «самовольное оставление места отбывания административного ареста» и устанавливает за него санкцию в виде административного ареста до 15 суток.

Во многих случаях (а в ОВД всегда) определяется должностная подведомственность: кто из сотрудников органа в рамках территориальной подведомственности обязан обеспечить реальное исполнение наказания.

Порядок исполнения постановлений по делам об административных
правонарушениях устанавливается КоАП РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ. Например, в 1998 г. Правительство РФ приняло постановление «О до-полнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций». Министерство внутренних дел РФ в июле 2000 г. утвердило Правила внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке.

Порядок исполнения наиболее широко применяемого административного наказания - штрафа, указан в ст. 32.2 КоАП РФ22 См.: Комментарий к КоАП РФ/Ред.колл. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимов.-М., 2002. - С. 904..

Специфика этой санкции имущественного характера состоит в том, что она предполагает взыскание определенной суммы денег. Эта сумма может быть внесена самостоятельно лицом, привлеченным к ответственности, сразу или по частям, наличными или путем перечисления на банковский счет. Штраф может быть взыскан и принудительно, тоже полностью или по частям, из регулярно получаемых сумм или со счетов, а так же путем обращения административного взыскания на имущество физического или юридического лица.

Штраф применяется наиболее широко по ряду причин.

Во-первых, в административном порядке на граждан РФ и юридических лиц могут налагаться только два наказания: предупреждение и штраф. Учитывая особенности предупреждения как меры морально-правового воздействия, используемой, как правило, при малозначительных правонарушениях, субъекты административной власти чаще всего применяются к виновным наказание в виде штрафа.

Во-вторых, размер штрафа легко изменять, учитывая самые разнооб-разные обстоятельства правонарушения.

В-третьих, взысканные с виновных суммы зачисляются в бюджеты. Глав-ным образом эти деньги направляются в бюджеты муниципальных образова-ний и в какой-то степени пополняют их. В ряде случаев суммы штрафов пол-ностью или частично зачисляются в федеральный бюджет, в бюджеты субъек-тов РФ. Так, суммы штрафов, взысканных за нарушения законодательства в области защиты прав потребителей, направляются в федеральный бюджет, а из суммы штрафов, взысканных за нарушение законодательства о примене-нии контрольно-кассовых машин, о защите прав и законных интересов ин-весторов, в федеральный бюджет направляется только 20%.

Часть 1 ст. 32.2 КоАП РФ обязывает лицо, привлеченное к ответственности, не позднее 30 дней с даты, когда постановление о наложении административного штрафа вступило в законную силу, уплатить соответствующую сумму11 См.: Комментарий к КоАП РФ /Ред.колл. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимов.-М., 2002. - С. 904.. Если виновному была предоставлена отсрочка исполнения - уплаты штрафа на срок до трех месяцев - в соответствии со ст. 31.5 КоАП РФ, то штраф необходимо уплатить в 30-дневный срок с мо-мента истечения отсрочки. Невыполнение этого порядка влечет административную ответственность по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.

Сравнивая содержание ч. 1 ст. 32.2 нового КоАП с ч. 1 ст. 285 КоАП
РСФСР, следует отметить:

а) ст. 285 регулировала порядок наложения штрафа на физических лиц,
а ст. 32.2 -- на физических и юридических лиц;

б) ст. 285 устанавливала 15-дневный срок для добровольного исполнения
обязанности уплатить штраф, а ст. 32.2 -- 30-дневный;

в) ст. 285 предусматривалось, что срок исполнения обязанности начинает течь (по общему правилу) со дня вручения копии постановления, а в соответствии со ст. 32.2 срок исчисляется со дня, когда постановление всту-пило в силу. Конечно, лицо вправе внести соответствующую сумму для выплаты штрафа еще и тогда, когда постановление не вступило в законную силу.

Таким образом, если до 1 июля 2002 г. лицо было обязано уплатить штраф в течение 15 дней, то по новому КоАП РФ оно вправе сделать это в течение 40 (10 + 30) дней22 См.: Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Официальный текст.- М.: Издательство НОРМА, 2004. - С. 261..

Согласно статистическим данным по г. Красноярску за административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.1 КоАП РФ в период с января по ноябрь 2004 года наложено 4 827 500 рублей, а взыскано 2 019 500 рублей.

В КоАП РФ установлены варианты добровольной уплаты штра-фа лицом, привлеченным к административной ответственности и закреплены в ч. 3 ст. 32.2, которая устанавливает, что:

ь если на основании ст. 28.6, 32.3 КоАП РФ штраф взимается на месте, то виновный передает соответствующую сумму должностному лицу, что оформляется постановлением-квитанцией;

ь физическим лицом сумма административного штрафа по частям или
сразу вносится или перечисляется в банк либо иную уполномоченную орга-низацию.

Ранее ч. 2 ст. 285 действовавшего КоАП РСФСР устанавливала, что штраф с родителей или лиц, их заменяющих, взыскивается, если несовершеннолетний привлечен к ответственности за мелкое хулиганство или на-рушение правил дорожного движения. По КоАП РФ, штраф с родите-лей может быть взыскан, если несовершеннолетний, не имеющий самосто-ятельного заработка, был привлечен к административной ответственности за любое административное правонарушение. Таким образом, ч. 2 ст. 32.2 КоАП РФ резко расширила основания возложения на родителей обязанности уплатить штраф за их несовершеннолетних детей.

В законе сказано, что штраф взыскивается с родителей. Такая формули-ровка позволяет должностному лицу, исходя из конкретных обстоятельств, решить, кто из родителей обязан уплатить штраф, и может выполнить соответствующую обязанность.

Если оштрафованное лицо в течение установленного законом (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ) срока не выполнит обязанность уплатить штраф, то должностное лицо, вынесший постановление, обращает его к принуди-тельному исполнению11 См.: Об исполнительном производстве от 21 июля 1997 г. №119 ФЗ // СПС Консультант Плюс.

. С этой целью, по истечению 40 дней, постановление по делу об административном правонарушении направляется в Службу Судебных Приставов (далее - ССП), которые возбуждают дело об исполнительном производстве и принудительно взыскивают с правонарушителя сумму в размере неуплаченного штрафа. Затем в ОВД должностному лицу приходит уведомление о взыскании либо не взыскании с правонарушителя суммы штрафа.

Второй мерой наказания, предусмотренной санкцией ст. 20.1 КоАП РФ - за совершения мелкого хулиганства - является административный арест.

Административный арест - единственный из видов административных наказаний, который ограничивает свободу нарушителя. Административный арест может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания11 См.: Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Официальный текст.- М.: Издательство НОРМА, 2004. - С. 17.

.

В ст. 32.8 КоАП РФ содержатся общие правила исполнения административного ареста. Содержание этих норм имеет ряд особенностей.

Прежде всего, следует отметить, что ч. 1 ст. 32.8 КоАП РФ предусмотрено: постанов-ление судьи об административном аресте исполняется немедленно после его вынесения. А это значит, что вопреки общему правилу, закрепленному ст. 31.1 КоАП РФ, в соответствии с которым постановление вступает в силу не ранее, чем через 10 суток со дня вручения, получения его копии виновным (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ), постановление об административном аресте вступает в силу немедленно после его вынесения.

Постановления об административном аресте исполняются органами
внутренних дел. ОВД обязаны доставлять наказанных в специальные помещения, содержать их там под стражей, обеспечить питанием и необходимы-ми для проживания в закрытых помещениях условиями.

Если лицо находилось под стражей или было подвергнуто административ-ному задержанию, то после вручения сотруднику ОВД постановления об ад-министративном аресте оно доставляется в специальный приемник для со-держания лиц, арестованных в административном порядке, или иное помещение, предназначенное для отбывания административного ареста (изолятор временного содержания при ОВД)11 См.: О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. -Комментарий к Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ // СПС Консультант Плюс.. Лицо, ко-торое не находилось под стражей, после оглашения постановления об адми-нистративном аресте должно быть взято под стражу в зале суда, а после вру-чения постановления сотруднику ОВД -- препровождено им к месту отбытия наказания. В обоих случаях виновный и постановление об административном аресте передаются дежурному по спецприемнику или иному лицу, которое обязано обеспечить исполнение постановления об административном аресте.

Лицо, доставленное в специальный приемник, регистрируется в журна-ле. На каждого арестованного заполняется учетная карточка.

Место содержания под стражей лица, постановлением судьи подвергну-того административному аресту, определяется ОВД. По общему правилу, арестованные содержатся в специальных приемниках или в специально обо-рудованных для этого камерах.

Перед водворением в камеру арестованные досматриваются сотрудника-ми ОВД одного пола с арестованным в присутствии двух понятых. У аресто-ванных изымаются предметы и вещи, кроме одежды, обуви, носовых плат-ков, очков, предметов личной гигиены и туалетных принадлежностей (за исключением предметов, которыми можно нанести вред здоровью). Изъятое имущество подробно описывается в протоколе личного досмотра и досмот-ра вещей.

Лица, подвергнутые административному аресту, дактилоскопируются и фотографируются.

Срок отбывания административного ареста начинает течь с того часа, когда произведено административное задержание лица, а последнее на основании ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ исчисляется с момента, когда оно было доставлено в помещение соответствующего субъекта власти11 См.: Комментарий к КоАП РФ /Ред.колл. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимов.-М., 2002. - С. 913..

Если задержанный был освобожден из-под стражи до рассмотрения су-дьей дела, время задержания приплюсовывается к времени ареста. Если ви-новный не задерживался в административном порядке, срок ареста исчис-ляется с того часа, когда он был фактически взят под стражу в зале суда.

Арест исчисляется сутками, начиная с часа, когда лицо было изолиро-вано от общества. В срок ареста не включается время, когда виновный не находился под стражей (был госпитализирован, самовольно оставил место отбывания ареста и т. п.).

За самовольное оставление места отбывания ареста гражданин на осно-вании ч.2 ст. 20.25 КоАП подвергается аресту на срок до 15 суток. Новый срок ареста добавляется к старому, т.е. начинает течь сразу после исполнения первого постановления об аресте.

Правилами внутреннего распорядка специальных приемников установле-но, что лицам, отбывшим наказание, при освобождении из-под стражи возвращаются под расписку изъятые у них при водворении в камеру вещи и выдается справка. В справке указывается срок нахождения под арестом и основание освобождения.

Граждане, срок ареста которых истекает после 23 часов, вправе остаться в камере, специальном приемнике по их письменному заявлению до 6 ча-сов утра.

Арестованные содержатся в закрытых на замки камерах под постоянной охраной. Положением предусмотрено раздельное содержание мужчин и женщин, курящих и некурящих (при наличии соответствующих условий), а также отдельное содержание арестованных за незаконное приобретение наркотических средств в небольших размерах либо за приобретение наркотических средств без назначения врача, иностранных граждан и лиц без гражданства, больных инфекционными заразными заболеваниями или нуждающихся в особом медицинском уходе, арестованных, которым решением начальника специального приемника переведены из общей камеры за нарушение режима содержания или по личному заявлению в случаях угрозы жизни и здоровью11 См.: О содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. - ФЗ от 15 июня 1995 г. № 103 - ФЗ.//СПС Консультант Плюс..

Согласно статистическим данным в Богучанском РОВД в период с января по ноябрь 2004 года административный арест был применен к 52 гражданам, совершившим мелкое хулиганство: 8 человек были арестованы на 1 сутки; 11 человек на 2 суток; 8 человек на 3 суток; 2 человека на 4 суток; 7 человек на 5 суток; 1 человек на 6 суток; 3 человека на 7суток; 7 человек на 10 суток; 2 человека на 15 суток.

В Октябрьском, Свердловском, Ленинском РУВД г. Красноярска административный арест не применяется, в связи с нехваткой денежных средств в РУВД для содержания административно арестованных.

До августа 2004 года 79 административно арестованных на основании Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержались в ИВС Центрального района.

Но Приказом МВД РФ № 423 от 9 июля 2004 года «Об объявлении решения коллегии МВД России от 29 июня 2004 г. № 2 км/3» исключили такую практику.

Согласно решения коллегии МВД РФ № 2 км/3 от 29 июня 2004 г. « О совершенствовании оперативно-служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраняя и конвоирования подозреваемых и обвиняемых и мерах по реализации требований уголовно-процессуального законодательства» исключается содержание в ИВС ОВД лиц, арестованных в административном порядке, иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, и иных лиц, помещение которых в ИВС не разрешается.

В период с января по декабрь 2004 года в спецприемнике УВД г. Красноярска, содержались административно арестованные с Советского РУВД 16 человек, Кировского РУВД - 1 человек, Центрального РУВД 27 человек, Железнодорожного РУВД - 3 человека.

Заключение

Таким образом, в заключение следует подвести итоги:

1. Согласно ч. 1 ст.20.1 КоАП РФ мелкое хулиганство есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

2. Мелкое хулиганство - один из наиболее распространенных административных проступков, связанных с нарушением общественного порядка. Деятельность милиции охватывает практически все этапы применения данной нормы: от выявления и пресечения правонарушений до исполнения административного наказания.

3. Охрана общественного порядка - важная, требующая комплексного подхода задача государства, в решении которой органы внутренних дел являются наиболее универсальным, но далеко не единственным субъектом.

4. Деятельность милиции по охране общественного порядка охватывает широкий круг мероприятий: от применения мер превентивного характера, до исполнения административных наказаний. Она связана с применением большого перечня административных правонарушений и уголовных преступлений. Исполнение законодательства об охране общественного порядка включает в себя такие составляющие как: организация несения службы, выявление и пресечение преступлений и административных проступков, оказание помощи пострадавшим, дальнейшая организация уголовно-процессуальных действий и производства по делам об административных правонарушениях.

5. Применение милицией административной ответственности за мелкое хулиганство складывается из нескольких составляющих, которые не могут существовать по отдельности:

Ш Сотрудники милиции пресекают данные административные проступки, применяя в этих целях властные полномочия, в том числе, физическую силу и специальные средства.

Ш Сотрудники милиции осуществляют подготовку материалов дела об административном правонарушении.

Ш Должностные лица ОВД наряду с судьями и комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН) вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ.

Ш Должностные лица ОВД принимают непосредственное участие в исполнении административных наказаний.

6. На сегодняшний день реализация данной нормы связана с определенными трудностями, так как имеются противоречия и пробелы в действующем законодательстве, решения которых необходимо устранять как на местном , так и на федеральном уровне.

Список использованной литературы:

1. О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ.

2. О безопасности: Закон Российской Феде-рации от 5 марта 1992 г. (с изм. и доп.) //СПС Консультант Плюс.

3. О милиции: Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-I (по состоянию на 15 сентября 2004 г.) - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004.

4. О судебной практике по делам о хулиганстве: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1991 г. № 5 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. 11, от 25 октября 1996 г. № 10) //Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. - М., 2001.

5. Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции: Приказ МВД РФ от 16 сентября 2002 года № 900// СПС Консультант Плюс.

6. Инструкция по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних ОВД: Приказ МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569 // СПС Консультант Плюс.

7. Наставление о деятельности ОВД по предупреждению преступлений: Приказ МВД РФ от 11 августа 1998 г. № 490//СПС Консультант Плюс.

8. О совершенствовании оперативно-служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраняя и конвоирования подозреваемых и обвиняемых и мерах по реализации требований уголовно-процессуального законодательства: решения коллегии МВД РФ № 2 км/3 от 29 июня 2004 г.

9. Об административных правонарушениях: Закон Красноярского края от 26 апреля 2004 года № 10-1900 //СПС Консультант Плюс.

10. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гребневой Ирины Георгиевны на нарушение ее конституционных прав статьей 158 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях: Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 г. № 70-О //СПС Консультант Плюс.

11. Положение о специальных приемниках для содержания лиц, арестованных в административном порядке: Утв. Приказом МВД России от 6 июня 2000 г. № 605 дсп (с изм., внесенными приказом МВД России от 13 июня 2002 г. № 566 дсп).

12. Административная деятельность органов внутренних дел. Части Общая и Особенная /Под ред. д.ю.н., проф. А.П. Коренева. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М., 2001.

13. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебно-наглядное пособие /Под ред. В.П.Сальникова. - М., 2002.

14. Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: - Красноярск: Сиб. ЮИ МВД России, 2004 г.

15. Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР: Учеб. пособие. Свердловск, 1989.

16. Бахрах Д.Н., Севрюгин А.В. Ответственность за нарушение общественного порядка. - М., 1977.

17. Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. - М., 1981.

18. Виноградов П.Г. Очерки по теории права. Юридические нормы //Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. - М., 1999.

19. Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного по-рядка. - М., 1965.

20. Иваненко Ю.Г. О гражданско-правовой защите чести, достоинства и деловой репутации // Законодательство. 1998. N 12. С.24.

21. Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Научно - практический комментарий/Отв. ред. В.Е. Севрюгин. - М.: Юристъ, 2004.

22. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/Под общ. ред. Проф. Э.Н. Ренова - М.: Издательство НОРМА, 2002.

23. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/Под. ред. Ю.П. Соловей, В.В. Черников - М.: Проспект, 2003.

24. Комментарий к КоАП РФ/Под ред. Ю.М. Козлова.-М.,2002.-843; КоАП РФ/Ред.колл. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимов.-М., 2002.

25. Комментарий к УК РФ/Отв. Ред. В.М. Лебедев. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Юрайт - Издат, 2004.

26. Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и администра-тивно-правовые средства ее обеспечения. - М.,1998.

27. Лукьянов В. Административные правонарушения, посягающие на общественную безопасность //Российская юстиция. - 2001. - № 8.

28. Россинский Б.В. О разграничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области укрепления административной ответственности //Журнал российского права. - 2001. - №7.

29. Минеев И. Квалификация злостных нарушений порядка отбывания уголовного наказания // Российская юстиция. 2000. N 5.

30. О некоторых вопросах практики применения судами Российской Федерации законодательства об административной ответственности за мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника при исполнении ими своих обязанностей по охране общественного порядка (ст.ст. 158 и 165 КоАП РСФСР): Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 1978 г. N 4 /в редакции от 21 декабря 1993 г.//СПС Консультант Плюс

31. Сборник материалов международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе»: СЮИ МВД РФ- Красноярск.

32. Сборник нормативных актов по деятельности участкового уполномоченного милиции: Сборник.- М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003 г.

33. Савин В.Н. О некоторых проблемах законодательного регулирования административной ответственности в субъекте Российской Федерации //СПС Консультант Плюс.

34. Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. - М., 1975.

35.Цуканов Н.Н. Деятельность милиции по охране общественного порядка: Фондовая лекция (на правах рукописи). - Красноярск: СЮИ МВД РФ, 2004.

36. Цуканов Н.Н. Правовые призумпции в административной деятельности милиции: Монография. - Красноярск: СЮИ МВД России, 2003 г.

37. Хамаев Н.Ю. Новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Новое в законодательстве //Гражданин и право. - 2002. - № 9/10.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты